Введение к работе
Актуальность исследования темы. Актуальность работы обусловлена недостаточными представлениями о творческой судьбе Короленко. Устоявшиеся в определенных, зачастую неблагоприятных, обстоятельствах времени традиционные характеристики должны быть переосмыслены и конкретизированы. Сравнение с Достоевсг.-ш позволяет более объемно л содерлательно представить эволюцию худонественпого развития писателя, формирование его социально-этического и эстетического сознания. Исследование проблем, связанных с воздействием ^Достоевского на идейно-художественную систему Короленко,с целью выявления общности черт мировоззрения и худонественпого мышления монет составить ту основу, на которой возмонно аргументированное определение места и значения писателя в литературе и общественной лизни своей эпохи.
Основные цели исследования - обнаружение в творческом наследии Короленко, его идеиныг и эстетических исканиях существенных признаков общности с Достоевским, осмысление меры и смысла творческого усвоения опыта великого предшественника, подведение итогоь сделанному и выявление' новых соотнесений художественных систем писателей, закономерностей внутреннего сближения СДостоевским. Решение этих задач осложнено недостаточной изученностью творчества Короленко и относящихся к нему историко-литературных материалов, затерянных в архивах, старой периодике, переписке. Отрицательно сказывается отсутствие академического собрания сочинений, существующие на сегодняшний день издания представляют неполную картину творческого пути писателя, его идейного и художественного развития. Хотя задачи, встающие перед современным исследователем, значительно облегчаются многочисленными публикациями, весомо дополняющими представления о наследии Короленко.
Одним из главных направлений работы является исследование духовно-нравственных уроков Достоевского, которые оказали воздействие на формирование личности Короленко - человека и писателя. Избегая крайних еыводов об идейной и художественной общности Короленко и Достоевского, мы стремились в процессе анализа обнаружить но только точки соприкосновения в .художественном осмыслении проблем социально-нравственного и философского порядка, но и принципиальные отличия, определяемые разницей мировоззренческих и эстетических позиций. Анализ социально-этической и философской проблематики произведений Короленко в сопоставлении с художественным опытом Достоевского позволяет выявить общность некоторых сторон
- k -
художественных методов писателей, внести ванные коррективы в ірадицконіше представления, зачастую тенденциозные и вульгарно упрощенные.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования во многой определена основными целями работы. В ной предпринята попытка системного обобщения и анализа влияния Достоевского на художественное творчество и мировоззренческие основы Короленко.
В работе рассматриваются малоизученные проблемы религиозно-этических и социально-политических взглядов писателя, которые осмысливаются в контексте воззрений Достоевского.
По-новому осмыслены соотношения Короленко и Достоевского в решении концепции народного характера в "Сибирских рассказах" и "Записках из Мертвого дома". Несмотря на обилие замечаний по поводу связей "Сибирских рассказов" и "Записок из Мертвого дома" (А.Александров, Д.С.Ыережковский, А.И.Малютина, А.Э.Якунина), до сих пор не проведен подробный сравнительный пцализ этих произве-денлл. Впервые обращение к ним связано с попыткой осмысления проблематики книг в контексте общенациональных ^опросов, анализа ьаннеішпх черт русского национального характера.
Впервые существенные признаки общности писателей обнаружены в функционировании символических образов как средств воплощения близкого эпического содержания.
Результаты исследования могуг быть использованы при изучении курса истории русской литературы второй половины 19 века, а гакке в подготовке специальных курсов и сешшаров.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедр русской и зарубежной литературы Казахского и Карагандинского государственных университетов. Отдельные ее части обсундались на кафедре русской литературы МГУ. Работа получила положительные оценки и ракопендована к защите;
Методологические принципы анализа. Историко-литературная и методологическая проблема творческих соотношений - одна из самых сложных' в литературоведческой науке. Трудность заключается в установлении равновесия между конкретными элементами влияния одного художника на другого и выяснением сближающих, общих факторов. Каждый поэтический опыт, неся на себе печать Бремени, обладает своими закономерностям", поэтому существенным представляется
установление самой логики сближений и отталкиваний. Важно за отдельными элементами сходства обнаружить общность творческих замыслов и близость идейно-эстетических принципов.
Проблема влияния рассматривается нами на уровне прямых оце-ночннх высказываний, сходства и совпадения отдельных опте них ходов, приемов художественного отражения л - самое важное - в системе целостного отношения художников к миру, особенностей художественного сознания как специфической форми отранения действительности. При анализе мы исходим из представления о художественном произведении' как сложной идейно-художественной целостности с различными структурні/ми уровнями. Образы героев, а также различные элементы поэтики рассматриваются в их функционировании в целостной системе произведений. Анализ материала ведется в единстве теоретического и историко-литературных аспектов.
Объем и структура работы. Диссертация насчитывает 218 страниц машинописного текста. Библиография содержит 258 наименований.