Введение к работе
Начало XX века характеризуется возобновленным интересом к религии как источнику не только духовных исканий, но и как источнику творческого вдохновения Религиозный опыт, прежде всего как опыт прорьша к трансцендентальному, находит свое художественное воплощение И главным здесь становится не приверженность к ортодоксальному учению церкви, а личное переживание встречи с Абсолютом
Так, русская литература XX века, века, прошедшего под знаком модернизма, опирается на идеи В Соловьева и Ф Ницше, как наиболее ярких и полярных в своих философских теориях мыслителей Оба философа решают одну проблему - проблему творчества, но один творит в соответствии с замыслом Бога и в сотворчестве с Ним (Соловьев), другой же провозглашает творчество без Бога, творчество ради самоопределения человека (Ницше)
В то время как поэты, писатели, мыслители пытались решить один из основных вопросов философии творческого существования с Богом или без Бога, появляется совершенно новая концепция, рассматривающая творчество не как прорыв духа из царства материи, не как возможность преодоления человеком собственной конечности и ограниченности, но единственно как сублимацию энергии вытесненных влечений Речь идет о психоанализе
В Набоков, сформировавшийся и как личность, и как художник в атмосфере Серебряного века, с присушим этому периоду повышенным интересом к трансцендентальному миру, явился, как кажется, самым последовательным и непримиримым врагом фрейдистской концепции человека и искусства Эта полемика выражалась не только в том, что практически в каждом романе Набоков не упускал возможности «уколоть» «венского шарлатана», но всем своим творчеством писатель доказывал, что
искусство не плод борьбы сознательного с подсознанием, а прорыв духа в бесконечность
На сегодняшний день трудно оспаривать тот факт, что творчество для Набокова не просто литературная игра, не формальная игра приемами, а тот единственный способ, с помощью которого только и возможно было приблизиться к тайнам бытия И хотя в современном литературоведении превалирует точка зрения на писателя прежде всего как на мастера литературной игры (игра со словом, всевозможные реминисценции и аллюзии, системы зеркальных отражений, бесчисленное количество авторских лабиринтов составляют основную проблематику в монографиях К Проффера, А М Люксембурга и Г Ф Рахимкуловой, Н А Анастасьева и др), существует целый ряд работ, обращенных именно к метафизическому аспекту творчества Набокова (тема потусторонности становится основополагающей в монографиях В Е Александрова, Д Б Джонсона, к ней также обращаются А Ю Арьев, А А Долинин, Б В Аверин, С С Давыдов) Несмогря на то, что сегодня появляется все больше и больше работ, рассматривающих художественную философию писателя, все-таки ее основы остаются в значительной степени непроясненными
Актуальность данной работы определяется усилившимся интересом современного литературоведения к названной проблеме и стремлением расширить сложившиеся представления, затрагивающие ключевую тему набоковского творчества - тему инобытия
Повторимся, что творчество Набокова явилось своеобразной реакцией на антигуманную направленность истории и искусства Рассматривая творчество как духовный процесс, открывающий путь в неведомое, Набоков тем самым противостоит фрейдистской концепции культуры, согласно которой созидательная деятельность человека лишь способ защиты индивидуума от самого себя
Поскольку полемика Набокова с фрейдистской концепцией творчества и с самой трактовкой бессознательного как основой человеческого
существования не могла быть выражена прямо, главным образом в силу того, что подобная идейная борьба была неприемлема для автора «Лолиты», писатель прибегает к иронии Подчеркнем, что ирония в данном случае - не просто стилистический прием или эстетическая категория, а философский принцип познания мира (проведенные в работе параллели между концепцией творчества Набокова и философской иронией Серена Кьеркегора, а также гносеологической этикой Льва Шестова, и послужили основанием для подобного утверждения)
Целью работы является не исследованный на сегодняшний день вопрос соотношения творчества Набокова с теорией бессознательного Диссертация посвящена рассмотрению философии и психологии творчества В Набокова (роман «Лолита»)
Поставленная цель требует решения следующих задач
выявить роль иронии в синтезировании философских и творческих принципов В Набокова,
раскрыть набоковскую трактовку иронии в ее трансцендентальном значении,
исследовать роль иронии в полемике Набокова с фрейдистской концепцией творчества
Предметом исследования является роман В Набокова «Лолита» Для сопоставительной характеристики также привлечен роман «Отчаяние»
Научная новизна работы заключается в предпринятой попытке показать саму духовную нацеленность набоковской гносеологии - ее обращенность против антропологической редукции фрейдизма в защиту и утверждение творческой природы человека
Теоретическое значение в диссертации разрабатывается один из ключевых принципов познания-миропонимания Набокова - его экзистенциальная гносеология в отчужденной форме, то есть иронии
Практическая значимость работы Опыт прочтения «Лолиты» в контексте гносеологической этики Л Шестова и экзистенциальной
философии С Кьеркегора позволяет расширить смысловое поле романа и представления * об образе высказывания авторской позиции Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты могуг использоваться при чтении вузовских лекционных курсов по истории русской литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров
Основные методологические принципы работы обусловлены материалом исследоваїпія В диссертации используется мотивный и структурный анализ, гипологический подход к рассматриваемым проблемам сочетается со сравнительной характеристикой произведений Методологической основой диссертационного исследования послужили работы С С Аверинцева, М М Бахтина, С Г Бочарова и др
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, изложены в докладах на Международной научной конференции молодых ученых «В Набоков и эмиграция» (Иркутск, ИГУ, 2005), научно-практической конференции в СПбГУ (2004), XI Набоковских чтениях «В В Набоков и русская литература» (2004)
Структура работы подчинена реализации целей и задач исследования Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии