Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ З
Глава I. Становление художественного мира Б. Зайцева: поэтика хроно
топа 14
1. Космология художественного пространства Б. Зайцева 14
2. Природные стихии как составляющие художественного
мира Б. Зайцева 54
3. Диалектика временных категорий в прозе Б. Зайцева 67
Глава II. Человек перед лицом вечных ценностей 82
1. «Человек становящийся» в художественном мире Б. Зайцева 82
2. «... Любовь перейдет в вечность»: жизнь - смерть - любовь 99
3. Россия - «всепрощающая даль»: мотивы пути, дороги, дома 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение к работе
На протяжении десятилетий художественное наследие Бориса Константиновича Зайцева оставалось малоизученной областью отечественного литературоведения. Сложный и своеобразный художественный мир писателя долгое время не находил адекватного отражения в научных исследованиях.
Первые статьи и рецензии о творчестве Б. Зайцева появились в начале XX века. Прозу молодого писателя связывали с неореалистическими тенденциями, отмечалось увлечение Зайцева модернизмом (В. Брюсов, Е. Колтоновская, Ю. Айхенвальд, М. Морозов)1. О первых произве-дениях писали как о «бессюжетных», безгеройных. 3. Гиппиус и К. Чуковский3 упрекали молодого автора в отсутствии «ощущения личности, ...человека». А. Горнфельд называл Зайцева «поэтом космической жизни», поясняя, что в «вся ее масса для него однородна», в ней нет «сверхорганического» развития. Он сливает людей с природой, в человеке оттеняет его подсознательную стихийность, в стихийной природе чувствует сознание»4.
Символистская критика (А. Топорков, В. Брюсов, А. Блок)5 указывали на новизну мировосприятия писателя, знающего «две действительности» и ищущего проявления мира духовного в мире земном. Представители социологической школы (М. Морозов, К. Чуковский)6 находили зайцевские рассказы «безжизненными», обвиняли писателя в невнимании к судьбе и социальным проблемам человека в России.
1 Брюсов В. Это лирика в прозе//3олотое руно. - М, 1907. - № 1. - С. 77-78.; Колтоновская Е.А. По
эзия для немногих//Речь. - 1909. -19 окт.; Морозов М. Очерки новейшей литературы. -СПб., 1911.;
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Т.З. Изд-е 4-ое перераб. - Берлин: Слово, 1923.
2 Гиппиус 3. Тварное//Весы. - М.: Книгоизд-во «Скорпион», 1907. - № 3. - С.71-73.
3 Чуковский отпевание индивидуализма//Речь. -1907. - 4 ноября.
4 Горнфельд А.Г. Лирика космоса. // Горнфельд А.Г. Книги и люди. Литературные беседы. Т. 1. - М.,
1908.-С. 14.
5 Топорков А. О новом реализме (Борис Зайцев).//Золотое руно. - 1907. - № 10.; Брюсов В.Я. Зайцев
Рассказы.//Золотое руно. - 1907. - №1; Блок А. О реалистах//3олотое руно. - 1907. - № 5.
6 Морозов М. Старосветский мистик//Морозов М. Очерки новейшей истории. - СПб., 1911.
Что касается религиозности прозы Б. Зайцева, то разговор о ней зашел гораздо позже, уже в зарубежной критике, в статьях 3. Гиппиус, М. Осоргина, Г. Федотова, Г. Адамовича, П. Грибановского, Г. Струве7. В произведениях писателя эмигрантского периода критика отмечала «драматическое столкновение двух миров», «несовместимость безгрешного, евангельски светлого мира» и жизни, «жестокой и грешной»8. Религиозный аспект в исследовании творческого наследия Б. Зайцева был плодотворно продолжен и развит современным российским литературоведением.
В советской России в результате идеологизации критики, литературоведения и издательского дела произведения Б. К Зайцева практически не издавались. Это сказалось на оценке творчества писателя: о нем говорили предвзято, с явно негативным отношением. Советская критика 1920-х годов упрекала писателя в том, что он «окончательно удалился от бренных дел», его произведения характеризовались как «выражение внутреннего побега писателя «в горнее»9. Необходимо отметить, что в «Большой советской энциклопедии» (издание 1952 года) Б. Зайцев даже не упомянался. В «Краткой литературной энциклопедии» (издание 1964 г.) литературовед и библиограф А. Храбровицкий, с которым писатель состоял в переписке, поместил небольшую статью о Б. Зайцеве.
Новым этапом в научном осмыслении творчества Б. Зайцева в России стали 1970-е годы. В «Советском энциклопедическом словаре» (1979 г.) была дана краткая характеристика творчества писателя: «Зайцев Б.К. (1881-1972), русский писатель. Мистическое воплощение жиз-
Чуковский К.И. От Чехова до наших дней. - СПб.,1908. - С. 117-128.
7 Гиппиус 3. Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский//Совр. записки. - 1928. - №25. - С. 545-
547; Осоргин М. Борис Зайцев. Улица святого Николая/Совр.залиски. - 1924. - № 18. -С. 434-435;
Федотов Г. Борис Зайцев Афон//Совр.записки. - 1930. - № 41. - С.537-540; Адамович Г. Борис Зай
цев// Адамович Г. Одиночество и свобода. Литературно-критические статьи. - СПб., 1993. - С. 102-
113; Грибановский П. Б.К Зайцев (обзор творчества)//Русская литература в эмиграции. - Пштсбург,
1972. - С.133-150; Струве Г. Русская литература в изгнании (Глеб Струве. Краткий биографический
словарь русского зарубежья. - М, 1996. - С. 178-181.
8 Оцуп Н. Борис Зайцев. Странное путешествие.//Современные записки. - 1928. -№ 37. - С. 528-531.
9 Горбунов Д. Мертвая красота и живучее безобразие//Красная новь. - 1926. - №7. -С. 238-240.
»
5 ни, внеклассовый христианский гуманизм отличают его повести и роман «Дальний край» (1913). С 1922 года в эмиграции. В романе «Золотой
узор» выражены антисоветские взгляды» .
Необходимо заметить, что имя писателя упоминалось в академических трудах о русском реализме начала XX века, но советское литературоведение ограничилось лишь оценкой доэмигрантского творчества Б. Зайцева. Наследие писателя-эмигранта советская критика оценивала предвзято и негативно. В. Келдыш в работе «Русский реализм начала XX века» (М., 1975) определил творчество Б. Зайцева как «художественное явление «промежуточного» типа». Для него Зайцев - «камерный писатель», не знавший особо оригинальных явлений. Такое отношение привело к тому, что имя Б. Зайцева - выдающегося представителя литературы русского зарубежья - на протяжении почти семидесяти лет оставалось неизвестным российскому читателю.
Ситуация изменилась в конце 1980-х годов, когда появились публикации отдельных произведений писателя и пять книг его избранной прозы. В 1993 году вышло трехтомное собрание сочинений Зайцева, отражающее достаточно полно все периоды и жанры его творческого наследия. Публикация текстов произведений, несомненно, способствовала активизации работы по изучению его художественного творчества. Появились исследования общего, обзорного характера (Е. Воропаевой, Л. Иезуитовой, Т. Прокопова)11.
В 1995 году вышла монография О. Михайлова «Литература русского Зарубежья», где одна из глав посвящена Б. Зайцеву. Творчество писателя условно делится на три периода: раннее творчество, послереволюционный период и период эмиграции. Автор обращается к материалам писем и интервью Б. Зайцева, воспоминаниям современников
10 Советский энциклопедический словарь. /Под ред. А.Н. Прохорова и др. - М, 1979. - С. 451.
11 Воропаева Е. Жизнь и творчество Бориса Зайцева//3айцев Б.К. Сочинения: В 3 т.: Т. 1. -М, 1993. -
С.5-47; Прокопов Т. Восторги и скорби поэта прозы//Зайцев Б. Далекое. - М, 1991. - 3-51; Иезуитова
Л. В мире книг Б. Зайцева//3айцев Б. Земная печаль. -Л., 1990. - С.5-16.
6 (Н.Д. Телешов, А.Блок), высказываниям критиков (Колтоновская Е., Адамович., Шиляева А., Чуковский К.). В работе нашли место личные впечатления О.Н. Михайлова от встречи с писателем.
В 1997 году выходит энциклопедический словарь «Русское Зарубежье: Золотая книга эмиграции первой трети XX века». Статья, подготовленная В. Толмачевым, достаточно обширна по объему и содержанию. Жизненный и творческий путь писателя представлен как эволюция религиозно-философских воззрений: от пантеистических представлений о мире до христианских. Дана характеристика тематического и жанрового разнообразия творчества Б. Зайцева, оценка поэтики его произведений.
До недавнего времени для зайцеведения было характерно отсутствие монографических исследования как у нас, в России, так и за рубежом. Существовала лишь одна монография американской исследова-
тельницы А. Шиляевой . Отдельные главы, посвященные частным аспектам его творчества, представлены в исследованиях А. Соколова, Л. Усенко, В. Захаровой13.
Начало системному изучению богатейшего художественного наследия русского писателя XX века положили Литературные чтения, посвященные 115-летию со дня рождения Б.К. Зайцева (г. Орел, февраль 1996 г.), Первые, Вторые и Третьи Международные чтения (г. Калуга, 1996, 1998, 2000 гг.), Международная конференция, посвященная изучению творчества Б.К. Зайцева (г. Орел, май 1998 г.), Международная конференция «Православие и русская культура», посвященная 120-летию со дня рождения Б.К. Зайцева (г. Санкт- Петербург, апрель 2001 г), на которых рассматривались важнейшие вопросы проблематики и
12 Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. - New York, 1971.
13 Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. - М., 1995; Усен
ко Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. - Ростов-на-Дону, 1988; Михайлов О.Н. Ли
тература русского зарубежья. - М: Просвещение, 1995; Соколов А.Г. Судьбы русской литературной
эмиграции 1920-х годов. - М: Изд-во МГУ, 1991.
7 поэтики произведений Б. Зайцева, жанрово-стилевые и мировоззренческие аспекты его творчества, место писателя в литературном процессе конца XIX - начала XX века, краеведческие проблемы, связанные с жизнью Зайцева на орловско-калужской земле.
На сегодняшний день подготовлено и защищено несколько диссертационных исследований о творчестве прозаика. Становление творческой личности в художественных биографиях Б. Зайцева рассматривается в диссертационной работе Н. Жуковой «Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. Зайцева» (Москва, 1993). Исследователем обстоятельно разработан вопрос о тематической направленности произведений писателя, о причинах, обусловивших жанровые изменения в его творчестве, об эволюции этико-эстетических представлений Зайцева. Автор диссертации развивает идею присутствия скрытого автобиографизма в прозе писателя.
В работе О. Кашпур14 на примере художественных биографий Зайцева исследуется жанр литературного портрета. На материале анализа конкретных произведений писателя («Преподобный Сергий Радонежский», «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов») рассматриваются особенности жанра и проявление стилевых тенденций в произведениях Зайцева.
Исследования Н. Завгородной 15 основаны на факте присутствия в биографических текстах писателя идеи обобщения духовно-творческих импульсов художника, идеи, восходящей к категории образа, несущего обобщающий, архетипический смысл. Н. Завгородная определяет творческий метод писателя в беллетризованных биографиях как «метод вчувствования». В центре внимания исследователя образ Художника, в
14 Кашпур О.А. Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева. - М, 1995.
15 Завгородная Н.И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б.К Зайцева «Жизнь Тургене
ва», «Жуковский», «Чехов». -Барнаул, 1996.
8 котором, как считает литературовед, объединен философский и художественный поиск Б. Зайцева.
В работах современных литературоведов рассматриваются своеобразие художественного стиля, поэтика сюжета и жанра в произведениях писателя. Так, Ю. Драгунова в работе «Проза Б.К. Зайцева 1901-1922 годов» (Тверь, 1997) обозначила мировоззренческие основы творчества писателя в доэмигрантский период (1901-1922 гг.), определила связь его эстетической позиции с философским учением Вл. Соловьева. Обращение к проблемам художественного стиля писателя, формирования его художественного метода, позволили говорить исследователю об импрессионистической манере письма Б. Зайцева.
Работа И. Полуэктовой «Лирический компонент прозы Б. Зайцева»16 посвящена лиризму прозы художника. Критик обращается к проблеме творческой личности в художественной системе писателя, специфике его лирического мышления, определяет место и роль лирического героя в прозе Б. Зайцева. Достаточно тонко исследователь расставляет акценты, определяет доминанты стилевой манеры автора.
С. Сомова рассматривает изменения сюжетного повествования в произведениях Б. Зайцева 1901-1921-х гг. в связи с модернистскими по-
исками начала XX века . Автором определяется «типология сюжета» зайцевских произведений: сюжет как мифологема, сюжет как пантеистическая модель мира, сюжет как философема любви, сюжет как архетип жизни-странствия. Достоинством работы является теоретический аспект в осмыслении проблемы сюжетостроения.
В работе Ю. Камильяновой18 исследуются основные направления художественного поиска Б. Зайцева 1900-1920-х годов и предлагается своя типология сюжета. В центре внимания исследователя оказываются
16 Полуэктова И. А. Лирический компонент прозы Б. Зайцева. - М, 1999.
17 Сомова СВ. Поэтика сюжета прозы Б. Зайцева (Рассказы и повести 1901-1921 гг.) - Самара, 1998.
18 Камильянова ЮМ. Типы сюжетного повествования в прозе Б. Зайцева 1900-1920-х гг. - Екатерин
бург, 1998.
9 следующие типы сюжетного повествования: романтический, житийный, очерковый, что, на наш взгляд, достаточно аргументировано.
Жанровые особенности произведений Б. Зайцева анализируется в работах Н. Глушковой и В. Коноревой19. Н. Глушкова рассматривает творческие искания писателя, предопределившие его обращение к жанру «хожения», анализирует особенности этого жанра в эмиграционном творчестве прозаика. В центре внимания В. Коноревой жанровые модификации романов Б. Зайцева. Особенно продуктивно в работе выполнен анализ стилевых доминант «романа воспитания».
Проблема «воцерквления» художественного творчества Б. Зайцева занимает А. Любомудрова20, который определяет творческий метод писателя как «духовный реализм». Современным исследователем установлен и основной эстетический принцип Зайцева - «эстетическая проповедь».
Сегодня можно говорить о своеобразной дифференциации аспектов изучения творчества писателя - историко-литературном, идейно-философском, нравственно-этическом. О специфике художественного времени в произведениях Б. Зайцева, функции и структуре художественного пространства в его прозе упоминалось лишь отчасти в работах С. Сомовой, И. Полуэктовой, В. Коноревой, Н. Глушковой. С. Сомова, рассматривая особенности сюжетостроения в доэмиграционном творчестве Б. Зайцева, обращается к архетипу пути, анализирует архетип жизни-странствия. По мнению исследователя, сюжет прозы Б. Зайцева реализуется в пространственно-временных категориях. И. Полуэктова, анализируя лиризм произведений писателя («Волки», «Миф», «Тихие зори», «Аграфена»), поднимая вопрос о соотношении автора и героя, обращается к понятию хронотопа. Рассматривая модификации жанра ро-
19 Глушкова Н.Б. Паломнические «хожения» Б. К Зайцева: (особенности жанра). - Москва, 1999.
Конорева В.Н. Жанр романа в творческом наследии Б.К. Зайцева. - Владивосток, 2001.
20 Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев).
- Санкт-Петербург, 2001.
10 мана в творчестве Б. Зайцева, В. Конорева прослеживает связь исторического времени и личностного времени персонажей в произведениях писателя.
Однако, некоторые вопросы, касающиеся семантических характеристик пространственно-временных отношений в произведениях Б. Зайцева и их аксиологической значимости, остаются непроясненным, что обуславливает актуальность нашего диссертационного исследования.
Философско-эстетические категории пространства и времени, являясь важнейшим фактором отражения художественного мира писателя, дают представление о характере нравственных и эстетических исканий автора и его героев, проясняют особенности стилевой доминанты зай-цевского творчества.
Объектом диссертационного исследования является творческое наследие Б. Зайцева, его книги «Тихие зори», «Полковник Розов», «Сны», «Усадьба Ланиных», «Земная печаль», «Путники», «Улица Святого Николая»; рассказы, не вошедшие в отдельные сборники («Сон», «Май», «В дороге», «Соседи», «Север», «Океан»); повести «Странное путешествие», «Авдотья-смерть», «Анна»; очерки «Афон», «Валаам», духовная проза «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей божий человек», романы «Дальний край», «Золотой узор», «Дом в Пасси», «Путешествие Глеба».
Предметом исследования становится динамика художественного мира Б. Зайцева в своеобразии пространственно- временных отношений и связей, определяющих жанрово-стилевые и композиционные особенности произведений писателя.
Цель диссертации - выявить содержание, функции и поэтику хронотопа Б. Зайцева, определяющие своеобразие его художественного мира. Обозначенная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотрение наиболее значимых составляющих художественного
11 пространства зайцевских произведений, прояснение их семантического наполнения (верх - низ, внешнее - внутреннее, ближнее -дальнее, горнее - дольнее);
исследование временных координат художественного мира Зайцева (настоящее - прошлое, прошлое - настоящее, настоящее - будущее), а так же антиномий: жизнь - смерть, конечность - бесконечность, временное - вечное и т.д.;
выявление места человека в пространственно-временном континууме зайцевских произведений;
определение аксиологического смысла художественного хронотопа.
Методологические основы и теоретические источники исследования.
Специфика обозначенной проблемы, цели и задачи исследования определили его методологию, использование историко-культурного, сравнительно-типологического, структурно-семантического методов. Исследуемая проблема предполагает обращение к смежным областям гуманитарного знания - к философии и культурологии.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды М. Бахтина, В. Виноградова, А. Веселовского, В. Жирмунского, А. Лосева, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, В. Топорова. В диссертационном исследовании был учтен опыт работы литературоведов - В. Захаровой, В. Келдыша, А. Соколова, Л. Усенко, В. Агеносова, А. Любомудро-ва , а также труды русских философов: Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Е. Трубецкого.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- определены структурно-семантические параметры художественного мира Зайцева (верх-низ, внешнее - внутреннее, ближнее - дальнее, горнее - дольнее; настоящее - прошлое, прошлое
12 - настоящее, настоящее - будущее, жизнь - смерть, свет - мрак, конечность - бесконечность, временное - вечное и т.д.);
рассмотрена концепция мира и человека в творчестве Зайцева; художественный мир писателя исследован с учетом пространственно-временных категорий;
выявлена аксиологическая характеристика художественного хронотопа.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в ходе разработки новых программ основных и специальных курсов по истории русской литературы XX века в вузовском преподавании и в школьной практике, а также в процессе дальнейшего исследования истории русской литературы данного периода.
Апробация работы.
Основные положения диссертации были апробированы на научно-практическом семинаре «Нравственно-философские искания русской литературы XX века» (МаГУ, 1999-2003 гг.), на ежегодных внутриву-зовских научных конференциях преподавателей МаГУ (1998 - 2003 гг.), на Всероссийских конференциях «Ручьевские чтения» (МаГУ, 2001), «Современные концепции филологии и преподавания словесности» (МаГУ, 2003).
Исследование имеет традиционную структуру: введение, две главы, заключение и библиографический список.
В первой главе определяется специфика формирования художественного мира писателя; рассматриваются философско-эстетические источники, лежащие в основе его художественной концепции; анализируется космология художественного пространства, прослеживается диалектика временных категорий.
Во второй главе рассматривается позиция героя в зайцевском
13 хронотопе; определяются наиболее значимые категории и ценностные ориентиры заицевских персонажей; выявляется вектор внутреннего движения Человека в пространственно-временном континууме художественного мира писателя.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшей работы.