Содержание к диссертации
Введение „ , 2
Часть I Грибоедов и дружеский кружок (I8I5-I8I8)
Глава I. Грибоедов и Бегичевы ,, 10
Глава 2. Уроки Шаховского 41
Глава 3. Генезис комедии "Студент". Торе от ума в оценке Катерина , 66
Глава 4. "Горе от ума" и его автор в творчестве
Часть П Литературно-общественные связи Грибоедова в 1822-1828 гг.
Глава I. Потаенный литературный портрет Грибоедова 156
Глава 2. "Странности, достойные внимания..." 192
Глава 3. Полемика "Мнемозины" с "Литературными листками" 212
Глава 4, Грибоедов в жизни и произведениях А.Одоевского 245
Глава 5, Грибоедовская тема в "Северной пчеле" и других изданиях Булгарина 273
Глава 6. "Желание преобразования России,,," , 337
Глава 7, Грибоедов и Пушкин 358
Заключение
Введение к работе
В русской литературе первой трети ХП века Грибоедову после Пушкина принадлежит виднейшее место. Между тем биография и творчество великого драматурга (в их полном объеме) до сих пор явно недостаточно освоены отечественным литературоведением. Особенно слабо изучены литературные связи автора "Горя от ума" и его влияние на развитие русской литературы.
В дореволюционный период было собрано немало ценных материалов о Грибоедове, хотя четкая концепция литературных и социальных взглядов драматурга отсутствовала. По существу лишь в 1920-е годы наряду с накоплением новых фактов появляются исследования, в которых осмысливался художественный и политический феномен Грибоедова. Но и до настоящего времени число таких работ невелико. Это - труды Н.К.Пиксанова, М.В.Нечкиной, Ю.Н.Тн-нянова, С.М.Петрова, В.Н.0рлова, 0.И.Поповой, С.В.Шостаковича и некоторых других.
Основной вклад в дело изучения жизни и творчества Грибоедова внесен Н.К.Пиксановым. Его книги, посвященные отдельным моментам биографии драматурга, творческой истории Торя от ума", статьи, в которых намечены общие контуры взаимоотношений Грибоедова с его современниками (А.Бестужев, АДандр, П.Вяземский), составляют основной массив грибоедоведения. Подробно прослеживаются декабристские связи Грибоедова в фундаментальной монографии М.В.Нечкиной, выдержавшей три издания. Ю.Н.Тынянов охарактеризовал творческие соприкосновения Грибоедова с Кюхельбекером и Пушкиным. Грибоедову был посвящен также и специальный том "Литературного наследства".
К концу 1950-х годов внимание к грибоедовской проблематике заметно ослабело. 175-летие со дня рождения драматурга, отмечавшееся в 1969-70 гг., ознаменовалось рядом полемических статей, но к созданию каких-либо капитальных исследований не привело.
Заметным явлением в грибоедоведении стал коллективный труд "А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции", изданный в 1977 году Институтом русской литературы АН СССР по материалам научной конференции, посвященной 150-летию существования "Горя от ума" (1974).
И все же до сих пор обобщающего труда, в котором наряду с анализом бессмертной комедии рассматривались бы литературные связи Грибоедова и его влияние на современную литературу, нет. Даже диссертационных работ по Грибоедову за последние два с лишним десятилетия насчитывается всего две, причем обе - кандидатские. Докторские же отсутствуют вовсе. Не создана и полная научная биография драматурга.
Одновременно с этим не ощущается недостатка в различных концепциях толкования общественно-литературной позиции автора "Горя от ума", хотя они, претендуя на далеко идущие выводы, базируются на скудном и давно введенном в научный оборот фактическом материале (В.Левин, А.Лебедев).
Меж тем в русском литературоведении существует давняя и плодотворная традиция изучения жизни и творчества писателя на основе тщательной систематизации и анализа разнообразных фактических данных, Зце П#В.Анненков подчеркивал, что "мысли, образы замечательных людей русской земли должны быть создаваемы на истине и неопровержимых фактах".
Только при этом условии, был уверен и В.И.Шенрок, можно "восстановить историю внутреннего развития писателя". Разумеется, подобный способ работы оказывается действенным лишь при наличии научной методологии, позволяющей выявить типические "свойства той общественной среды", в которой обитает писатель и взаимодействующие с ним литераторы, и обрисовать "обстоятельства частной жизни" художника, обусловившие развитие его индивидуальности, В качестве примера трудов, сочетающих в себе фактическую обстоятельность и глубину анализа, сошлемся на исследования В.С.Нечаевой о Белинском (1949-1967) и С.А.Макашина о Салтыкове-Щедрине (I95I-I972). В них широко охвачены многосторонние связи критика и сатирика, что дает возможность расширить представление о их творчестве и роли в русской литературе.
Творчество Грибоедова же до сих пор чаще всего рассматривается лишь на фоне драматургии 1810-20-х годов. Так, вообще не существует работ, в которых анализировались бы связи автора "Горя от ума" с такими видными его современниками-литераторами, как Шаховской, В, и А. Одоевские, Катенин, Кюхельбекер и другие,
В настоящей работе рассматриваются общественные и творческие связи Грибоедова с писателями 1810-20-х годов в контексте литературного движения этого периода, а также влияние творчества драматурга на современную ему литературу и некоторые произведения более позднего времени. За понятием литературно-общественной среды, окружающей Грибоедова, в настоящий момент стоит целый комплекс проблем - политических, идеологических, эстетических, биографических, текстологических и т,д» - особенно сложных потому, что эпистолярное и художественное наследие драматурга известно далеко не полностью.
Диссертация базируется на изучении архивных и разнообразных печатных источников, преимущественно остававшихся вне поля зрения исследователей. При этом Грибоедов и его ближайшее литературное окружение рассматриваются как эволюционирующие системы, активно влияющие друг на друга.
Принцип монографического рассмотрения литературно-общественных связей Грибоедова обусловлен как характером эпохи, так и, в первую очередь, особенностями творческого пути автора Торя от ума". Грибоедов вступил в литературу в тот период, когда литературные позиции и отношения выявлялись не столько в печати, сколько в дружеских кружках, салонах, когда эпистолярный жанр во многом заменял критические статьи и рецензии. Кроме того, Грибоедов преимущественно вращался в довольно узком кругу писателей-друзей, мало и только эпизодически общаясь с литературными группировками. Он лишь однажды принял участие в печатной литературной полемике и никогда открыто не декларировал развернутых эстетических программ. Общение с писателями осуществлялось у него именно в индивидуальном порядке.
Однако это вовсе не означает, что изучение литературно-общественных связей Грибоедова ограничивается рядом тех литераторов, которым посвящены отдельные главы работы. Почти в каждой главе рассматриваются и взаимоотношения драматурга с другими писателями (Жуковский, Загоскин, Сомов, Н.Полевой и др.), хотя эти линии и не являются доминирующими, поскольку устойчивых связей с названными писателями Грибоедов не имел.
Применительно к Грибоедову наиболее результативным оказывается разыскание отдельных деталей литературно-общественного движения и их "микроанализ", что в конечном счете приводит к созданию масштабной "литературной биографии".
- 7 "Литературная биография" не равнозначна понятиям "творческий путь" или "научная биография". Они являются лишь составными частями литературной биографии.
Литературная биография направлена на изучение творчества в сопряжении с фактами жизни писателя и его литературного окружения. Понять идеи художника, равно как и его поэтику и отдельные суждения помогают не только современные ему события и литературные произведения, но и литературные и деловые документы, имеющие позднейшее происхождение. Жизнь и творчество писателя, пропущенные через призму восприятия тех, кто соприкасался с ним или даже знал его опосредованно, при этом предстают в неожиданных и чрезвычайно интересных ракурсах. Как это демонстрируется в нашей работе, нередко материалы, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к личности автора "Горя от ума", служат ключом для прочтения "темных" страниц его творчества и биографии (полемика "Мнемозины" с "Литературными листками", фельетон Загоскина, карикатуры Н.Отепанова на Булгарина, мистерия Кюхельбекера "йжорский" и др.). Этим и объясняется, что хронологические рамки нашей работы не ограничиваются годами жизни Грибоедова, а порой доходят до 1840-50-х годов.
Творческий путь Грибоедова довольно четко делится на два периода. В первом из них (1815 - 1824) Грибоедов из автора водевилей становится творцом Торя от ума". Во втором (1825 -1828) продолжается его идейная и художественная эволюция, хотя замыслы драматурга и остались нереализованными.
Данная периодизация определяет построение работы, состоящей из двух частей, однако в силу избранного объекта исследования мы ограничиваемся в первой части периодом 1815 - 1818 годов, и 1822-28 - во второй. В 1819 - 1821 годах Грибоедов, на - 8 ходившийся вдали от культурных центров, был лишен непосредственного литературного общения.
В первой части рассматриваются литературно-ойцественные контакты драматурга с членами дружеского кружка, объединенными общим интересом к театру и литературе, но не связанными едиными эстетическими воззрениями (С. и Д.Бегичевы, П.Катенин, А. Жандр, А.Шаховской). Однако в ряде случаев понимание проблем, сопряженных с личностью и творчеством Грибоедова дают литературные связи, которые лежат за пределами его эпохи (роман Д. Бегичева, статья Жандра)•
Вторая часть посвящена характеристике литературно-общественных отношений Грибоедова в 1822-28 годах, причем рассматриваются относительно устойчивые связи: В. и А. Одоевские, В.Кюхельбекер, П.Вяземский, Ф.Булгарин, А.Бестужев и, наконец, Пушкин. И снова отдельные вопросы биографии и творчества автора "Горя от ума" решаются с помощью материалов, которые датируются уже 1830-40 годами (пушкинское понимание Грибоедова в "Русском Пеламе", мистерия Кюхельбекера "Ижорский").
Более широкий, чем это делалось прежде, охват и многоплановое изучение литературно-общественных связей Грибоедова дают возможность уточнить и отчасти пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о политических и эстетических взглядах писателя, выявить новые подробности его творческого метода, углубить понятие о месте и роли Грибоедова в литературном процессе, заполнить отдельные белые пятна в его биографии и творчестве.