Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности религиозно-эстетической концепции И. С. Шмелева (на материале переписки с И. А. Ильиным) 14
Глава II. «Великое искусство Богопознания»: художественный синтез в романе «Пути небесные» 74
Заключение 129
Примечания 141
Список использованной литературы 148
- Особенности религиозно-эстетической концепции И. С. Шмелева (на материале переписки с И. А. Ильиным)
- «Великое искусство Богопознания»: художественный синтез в романе «Пути небесные»
Введение к работе
Творческое наследие И. С. Шмелева (1873 - 1950) возвратилось к отечественному читателю всего лишь полтора десятилетия назад и сразу же заняло достойное место в истории русской литературы XX столетия. За этот период сформировалась целая отрасль науки о писателе — шмелевоведение.
Изучению жизни и творчества И. С. Шмелева посвящены монографические работы А. М. Любомудрова, О. Н. Сорокиной, А. П. Черникова, докторские диссертации Л. Н. Бронской, Е. Г. Ивченко, А. М. Любомудрова, Е. А. Осьмининой, А. П. Черникова, кандидатские диссертации М. А. Голованевой, Я. О. Дзыги, М. М. Дунаева, Л. Е. Зайцевой, О. А. Комкова, Д. В. Макарова, Т. А. Таяновой, М. Ю. Трубицыной, С. С. Харченко, Э. А. Чумакевич, статьи И. А. Есаулова,
B. В. Компанейца, А. М. Любомудрова, Т. В. Марченко, И. Г.
Минераловой, Е. В. Николаевой, М. Г. Смирновой и других. На
страницах работ исследуются особенности творческой эволюции
писателя, своеобразие поэтики его произведений, оценивается вклад И.
C. Шмелева в историю русской литературы. Акцентируется внимание
на национальной самобытности писателя, его тяготение к изображению
исконно русского, православного уклада жизни.
Наибольший интерес у исследователей вызывает эмигрантский период творчества писателя, когда им были созданы лучшие произведения. Среди них особо выделяются повести «Лето Господне» (1927 - 1944) и «Богомолье» (1930 - 1931), в которых Шмелев выступил бытописателем православной Руси. По меткому определению религиозного мыслителя И. А. Ильина, в этих произведениях писатель показал «русскую православную душу в момент ее пробуждения к Богу, в период ее первого младенческого восприятия Божества»; он
показал православную Русь «из сердечной глубины верующего ребенка» [1]. В монографиях О. Н. Сорокиной [2] и А. П. Черникова [3] обращается внимание и на другие произведения Шмелева, в частности, на повесть «Неупиваемая Чаша» (1918), романы «История любовная»(1927), «Няня из Москвы»(1933). Также рассматривается художественное своеобразие последнего крупного творения писателя -романа «Пути небесные» (1935 - 1947). Тем не менее, в современном шмелевоведении это произведение остается наименее изученным и представляет значительный интерес для исследователей творчества писателя.
В критике русского Зарубежья роман «Пути небесные» оценивался как слабое произведение, по своим художественным достоинствам значительно уступающее предшествующему творчеству писателя, особенно повестям «Лето Господне» и «Богомолье», которые считаются вершинными произведениями Шмелева. Например, известный критик Г. Адамович обвинял писателя в реакционности, идеализации прошлого, отмечал утопичность его взглядов на мировой исторический процесс. Возмущало критика стремление Шмелева повернуть время вспять, вернуться в дореволюционную Россию, атмосфера которой воспринималась писателем идеализированно: «Чего же он хочет? Воскрешения «святой Руси», притом вовсе не углубленно-подспутного, таинственного, очищенного, обновленного, но громкого, торжественно-задорного, наглядного, осязаемо-реального! Чтобы вновь зазвонили все московские колокола, заблистали звездами синеглавые соборы бесчисленных русских монастырей...» [4]. Адамович отмечал, что надо принимать современную жизнь во всей ее пошлости и безнравственности, но хранить свет прошлой жизни как самое ценное и передавать его детям.
О «чрезмерном нажиме педали» писал и Г. П. Струве, в то же время отмечая оригинальный сюжет и композицию романа: «...одновременное освещение событий и переживаний в двух разных временных планах - современном событию и ретроспективном...» [5].
А. Амфитеатров, оценивая роман «Пути небесные», замечал: «Написать большой психологический роман, да еще полуисторический, из уже давней эпохи, в наши зарубежные дни - подвиг. Написать его так, чтобы он современного читателя, избалованного беллетристикою детективною и утопическою, интересовал, увлекал, волновал, - два подвига. Написать его смелою проповедью, решительно идущею вразрез с господствующими материалистическими тенденциями века, -тройной подвиг» [6].
После первых критических откликов на роман прошло несколько десятилетий, прежде чем возобновилась полемика и изучение «Путей небесных». В 60-х годах О. Н. Сорокина в своей книге «Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева» отмечала, что центральной для писателя в романе «Пути небесные» становится проблема спасения человеческой души. Через призму этой проблемы автор избирает фабулу своего романа; все в произведении подчинено сверхзадаче: исследованию темы судьбы человека. По замечанию исследователя, «глубокая религиозно-философская идея осмысляется в «Путях небесных» на житейски достоверном материале, вбирающем в себя увлекательную фабульную основу, восходящую к реальным прототипам и просто событиям, бытовые зарисовки Москвы 1870-х годов, примечательные штрихи изображаемой эпохи» [7].
Другой известный шмелевовед, А. П. Черников, анализируя в своей монографии «Проза И. С. Шмелева: концепция мира и человека» итоговый роман И. С. Шмелева, приходит к выводу, что талант писателя с течением времени ничуть не потускнел. Это произведение
n^f,okZ\J
отмечает четкий занимательный сюжет, великолепный образный язык, мастерство композиции. А. П. Черников особо замечает: «В исследовании человеческого духа, предпринятого И. Шмелевым в своем произведении, отразилось его глубокое уважение к православному мироощущению, к свободному проявлению верующего сознания» [8].
В последнее десятилетие обострился интерес исследователей русской литературы к творчеству И. С. Шмелева. Появились новые работы, на страницах которых обращается внимание на художественное своеобразие произведений писателя. Однако необходимо заметить, что в современном шмелевоведении роман «Пути небесные» рассматривается по преимуществу в общем контексте творчества писателя. Существует лишь несколько работ, полностью посвященных изучению итогового романа И. С. Шмелева. Среди них исследования А. М. Любомудрова «Православное монашество в творчестве и судьбе И. С. Шмелева» [9] и «Пути небесные ведут в Оптину: о прототипах последнего романа И. С. Шмелева» [10], А. П. Черникова «Опыт духовного романа. «Пути небесные» И. С. Шмелева» [11], диссертационная работа Я. О. Дзыги «Пути небесные» И. С. Шмелева и традиции русского классического романа» [12].
Отметим также монографическую работуА. М. Любомудрова «Духовный реализм в литературе русского зарубежья: (Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев)» [13]. В своей книге автор, опираясь на. творчество Б. К. Зайцева и И. С. Шмелева, дает научное обоснование и осуществляет теоретическую разработку такого литературного явления современной филологии, как «духовный реализм». Заметим, что этот термин применительно к творчеству Шмелева впервые употребил в своей монографии А. П. Черников, назвав художественный метод писателя «духовным реализмом». А. М. Любомудров, в свою очередь, обращаясь
к роману «Пути небесные», рассматривает проблему жанрового своеобразия «духовного романа». Исследователь приходит к выводу, что для этого жанра характерен проповеднический пафос, внимание в такого рода произведениях сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее религиозного становления и развития: «Кульминационными моментами в развитии самосознания героев выступают ситуации, когда героям открывается Божий промысел относительно судьбы их собственной или близких им людей» [14].
Я. О. Дзыга в своем исследовании определяет место и знечение классических традиций в становлении жанра «духовного романа» у И. С. Шмелева. В работе проводятся параллели с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, с антинигилистическим романом второй половины XIX века, в частности, с романами Н. С. Лескова. Автор приходит к выводу, что ориентация на опыт классического романа сочетается у Шмелева с приверженностью традициям духовной литературы: «Так, главная для духовного романа идея борьбы со страстями в «Путях небесных» уживается с мотивом упоения прелестью, увлечение Дариньки Вагаевым квалифицируется в романе то в соответствии с канонами духовной литературы как порок и грех, то в традициях светской беллетристики как серьезное чувство» [15].
В работе другого исследователя, Т. А. Таяновой, творчество И. С. Шмелева осмысляется как феномен религиозного типа художественного сознания. Автор проводит целостный анализ лучших произведений художника, в том числе и романа «Пути небесные», где его внимание концентрируется на образе главной героини. Т. А. Таянова относит Дариньку. к «райскому типу» персонажей: «неотмирных», целостных, «горящих покресту» [16], которым свойственна необычайная власть духа над телом. Черты «райского типа» автор прослеживает, например, в портретной и речевой
характеристике героини, в особенностях ее внутреннего мировоззрения.
Исследованию религиозных мотивов в позднем творчестве И. С. Шмелева посвящена кандидатская диссертация Л. Е. Зайцевой. В работе отмечается, что в отличие от большинства современников, писатель стремился максимально подчинить свой творческий дух ортодоксальному учению церкви, православному укладу, который был усвоен писателем опытно. По мысли Л. Е. Зайцевой, в романе «Пути небесные» Шмелев осуществил одновременно две эстетические задачи: совместил в одном тексте «духовный роман» и роман.любовный, чисто светское бытописание старой Москвы. Исследователь отмечает: «В начале романа «Пути небесные» провиденциальные мотивы, имеющие религиозную форму, сохраняют литературный, романный характер. Во второй части романа очевидно стремление автора приблизить образ героини к образу древнерусских благоверных княгинь, который отличается чертами благочестия, благонравия, воспитанности в страхе Божием, в исполнении заповедей... молитвенными и аскетическими подвигами...» [17].
В других работах по творчеству И. С. Шмелева внимание авторов концентрируется прежде всего на общих, концептуальных вопросах. Конкретному же, текстологическому анализу романа «Пути небесные» отводится в них скромное место. Заметим, однако, что в исследовании М. Ю. Трубицыной раскрывается сущность и художественное своеобразие категории соборности в итоговом произведении И. С. Шмелева, а также анализируются особенности функционирования важнейших в романе образов иконы и лампады [18].
«Пути небесные», жанр которых Шмелев определял как опыт «духовного романа», носят итоговый характер. Подобные мысли писатель неоднократно высказывал, к примеру, в письме к Р. Г.
Зоммеринг: «Ведь я должен закончить свой путь, - закончить «Пути небесные», отчитаться перед русскими людьми. Я их завел, повел, вел... Надо довести». «Я так хочу писать, мне надо же завершить главное — Пути, я хотел бы гимн Творцу пропеть в полный голос» [19]. Страстное желание завершить роман усиливалось у Шмелева постоянными мыслями о смерти, страхом уйти из жизни, не выполнив до конца своей миссии - показать в последней книге небесный путь восхождения человека из мрака неверия через муку и скорбь к божественному просветлению.
Итоговый характер романа «Пути небесные» дает возможность сформулировать духовно-эстетическую концепцию И. С. Шмелева, проследить эволюцию ее ключевых моментов. При изучении художества писателя в данном направлении перспективным '(является" обращение к переписке И. С. Шмелева с И. А. Ильиным («Переписка двух Иванов» [20], которая на сегодняшний день является практически неисследованной. Это издание в наибольшей степени раскрывает неизвестные факты биографии и творческого пути писателя, многообразие его мыслей, чувств, точек зрения на различные аспекты бытия. Рассмотрение романа «Пути небесные» в контексте «Переписки двух Иванов» позволяет наметить новые подходы и выявить основные доминанты в мировоззренческой и художественной концепции писателя. В этом и состоит актуальность данного исследования.
В литературных источниках, посвященных феномену русского Зарубежья, упоминания о переписке между И. С. Шмелевым и И. А. Ильиным встречаются довольно редко. Лишь в последнее время стали появляться ссылки на опубликованную недавно «Переписку двух Иванов». Например, в журнале «Наше наследие» за 2001 год помещена статья Г. М. Бонгард-Левина «Кто вправе увенчивать», посвященная проблеме присуждения Нобелевской премии российским писателям, в
которой использована взаимная переписка Шмелева и Ильина за 1931 -1932 годы, цитирующаяся по" вышеупомянутому изданию [21]. Также, встречаются ссылки на «Переписку двух Иванов» и в статье А. П. Черникова [11].
Наиболее полные сведения о взаимоотношениях писателя и философа представлены в книге О. Н. Сорокиной «Московиана...». Автором были использованы, в частности, неопубликованные письма Шмелева Ильину, хранящиеся в Мичиганском университете. Эти уникальные архивные материалы, на наш взгляд, явились значительной опорой автору книги в создании целостного представления о дружеском и творческом общении писателя и философа, осуществлявшемся через переписку.
Материалом исследования является проза И. С. Шмелева, его эпистолярное наследие и публицистика.
Объект научного осмысления в диссертации — роман И.С.Шмелева «Пути небесные», а также его переписка с И. А. Ильиным.
Предметом изучения стал духовно-аксиологический аспект романа «Пути небесные» с. привлечением религиозно-эстетического контекста переписки автора с русским религиозным философом.
Целью диссертационного исследования является освоение религиозно-эстетической концепции романа И.С.Шмелева «Пути небесные» посредством анализа его аксиологии и поэтики. С этим связаны и основные задачи исследования:
выявить особенности религиозно-эстетических взглядов И. С. Шмелева на основе его переписки с И. А. Ильиным;
определить художественные смыслы оппозиции света и тьмы в романе;
- рассмотреть особенности шмелевского эстетического принципа «внутреннего видения» и оценить его конструктивную роль в структуре «Путей небесных» как «духовного романа».
Целью и задачами обусловлен выбор метода исследования, в основе которого - синтез системного, структурно-поэтического, историко-функционального, семантического подходов.
Выдвигаемая в диссертации научная гипотеза заключается в следующем: в переписке И. С. Шмелева с И. А. Ильиным была сформирована религиозно-эстетическая концепция писателя, в достаточной мере реализованная им в итоговом романе «Пути небесные»: в поэтике «внутреннего видения», в духовных типах характеров героев, в жанре «духовного романа», в оппозиции света и тьмы.
Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учетом различных научных концепций, отраженных в трудах русских религиозных философов, прежде всего И. А. Ильина (учение о «созерцающем сердце», духовной предметности, творческом акте, художественном предмете, о критериях художественного совершенства); в теоретических системах М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, М. Б. Храпченко (исследования поэтики и творческой индивидуальности); в исследованиях, посвященных литературе русского Зарубежья (монографиях и статьях В. В. Агеносова, М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, А. М. Любомудрова, Т. В. Марченко, О. Н. Михайлова, А. П. Черникова), а также в работах представителей русской эмиграции, отражающих этапы жизненного и творческого пути И. С. Шмелева: Г. В. Адамовича, А. В. Амфитеатрова, А. В. Карташева, Ю. А. Кутыриной, О. Н. Сорокиной, Г. П. Струве.
Основные положения, выносимые на защиту:
В духовных диалогах И. С. Шмелева и И. А. Ильина происходило вычленение «зерна» художественного Богопознания писателя, формировалась основа его религиозно-эстетических представлений, среди которых центральными являются понятия веры, страдания, молитвенного служения, смирения, искушения, греха.
Именно переписка с И. А. Ильиным стала концептуальной основой опыта «духовного романа» И. С. Шмелева «Пути небесные», истоки которого обнаруживаются еще в очерке «Старый Валаам» (1935) и рассказе «Куликово Поле» (1947).
В романе борьба божественного и дьявольского начал выражается через оппозицию света и тьмы, которая является определяющей в духовном мире героев произведения - Дариньки Королевой и В. А. Вейденгаммера. Христианско-православная дихотомия становится основой создания Шмелевым феномена «духовного романа».
В итоговом произведении писателя на разных художественных уровнях реализуется эстетический принцип «внутреннего видения», с помощью которого герои романа постигают божественную сущность бытия.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении идейно-художественных особенностей романа И. С. Шмелева «Пути небесные» с опорой на неизученное эпистолярное наследие художника. Такой угол зрения позволяет в «духовном романе» писателя и в целом шмелевской эстетике обнаружить новые акценты и художественные смыслы.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и формулировании конкретных атрибутов поэтико-аксиологической парадигмы русского «духовного романа» и «духовного реализма».
Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов в комментариях художественных произведений писателя, в курсах лекций по литературе русского Зарубежья, в спецкурсах и спецсеминарах для студентов-филологов, в школьном преподавании литературы.
Апробация идей исследования осуществлялась на ежегодных Державинских чтениях в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина - 2001, 2002, 2003); на Всероссийской научной конференции «Русский роман XX века: духовный мир и поэтика жанра» (Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского - 2001); на X, XI, XII Крымских международных Шмелевских чтениях в Алуште (2001, 2002, 2003); на заседаниях кафедры истории русской литература Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина; на аспирантских объединениях. Результаты исследования использовались на лекциях для студентов-филологов. Основные положения диссертации изложены в восьми публикациях.
Структура работы включает введение, две главы, заключение. Приложен список использованной литературы, включающей 209 наименований.
Особенности религиозно-эстетической концепции И. С. Шмелева (на материале переписки с И. А. Ильиным)
Огромный вклад в изучение творчества Шмелева внес выдающийся русский религиозный мыслитель И. А. Ильин (1882 -1954). Именно ему удалось многое понять и объяснить в художественной концепции писателя, создать целостную систему анализа его произведений. В традициях русской классической мысли Ильин четко и полно исследовал творчество писателя, раскрыл его духовную канву, угадал истоки «русскости» подлинно православного художника.
Этих людей объединяла не только многолетняя дружба, сходный склад мышления, но и общность духовных интересов, нравственных и моральных убеждений. Источником их творческого вдохновения была вера в особую историческую судьбу России, в великую миссию русского народа.
Наиболее полно взаимоотношения И. С. Шмелева и И. А. Ильина отражены в «Переписке двух Иванов», опубликованной в 2000 году издательством «Русская книга» в качестве трех дополнительных томов к собранию сочинений И. А. Ильина [1]. На сегодняшний день «Переписка...» является наиболее полной коллекцией писем этих ярких представителей русского Зарубежья. Она продолжалась на протяжении 23 лет, с 1927 по 1950 год, вплоть до смерти писателя. Оригиналы писем, составляющих содержание «Переписки...», в настоящее время хранятся в архиве Мичиганского университета в США. Они были
собраны и опубликованы по инициативе ученика И. А. Ильина, профессора Питсбургского университета Н. П. Полторацкого, который и предложил единое название переписки, заимствованное из писем философа. В них несколько раз встречаются такие высказывания: «Пока мы с Вами живы - мы два Ивана, российских сына...» (Письмо от 10 апреля 1938 г.) (II, с. 227); или: «...мы два Ивана, сиротских сына...» (Письмо от 20 января 1940 г.) (II, с. 290).
«Переписка двух Иванов» представляет значительную литературоведческую, историческую и культурную ценность. Она отражает целую эпоху в жизни русских эмигрантов, которые вынужденно покинули родину после трагических событий 1917 года и нашли приют во Франции, Германии, Швейцарии, Голландии и других странах. Многие выдающиеся деятели дореволюционной России образовали за рубежом мощнейший центр философской, общественной, научной и культурной жизни русской диаспоры. Среди них Н. А. Бердяев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, П. Н. Милюков, А. И. Деникин, П. Б. Струве, А. В. Карташев, П. Н. Врангель и другие.
Через восприятие Шмелева и Ильина в «Переписке...» отражены значительные моменты российской и мировой истории, например, церковная смута Русской Православной церкви в 1920 - 30-е годы, результаты деятельности национал-социалистической партии в Германии, состояние Европы накануне Второй мировой войны и отголоски этой катастрофы в послевоенные годы.
Наиболее ярко в письмах представлена литературная жизнь русской эмиграции, показано зарождение и функционирование литературных журналов «Современные записки», «Перезвоны», «Русский Колокол», «Иллюстрированная Россия», «Русский Инвалид», «День русского ребенка», газетных изданий «Возрождение», «Россия и славянство», «Последние новости», «Русская газета», «Руль», «Сегодня» и других. Нашли свое преломление и нюансы взаимоотношений авторов писем с известными представителями литературной среды И. А. Буниным, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, К. Д. Бальмонтом, Н. К. Кульманом. Затронут также вопрос о присуждении Нобелевской премии в области литературы, в частности, спор вокруг нобелевского лауреата 1933 года И. А. Бунина.
Особая литературоведческая ценность «Переписки...» обусловлена наличием в ней оценок, рецензий, отзывов Шмелева и Ильина о творческой деятельности друг друга, многообразием оригинальных трактовок писателя и философа собственных работ. В письмах Шмелева отражена история создания таких его произведений, как «Богомолье» (1930-1931), «Лето Господне» (1927-1944), «История любовная» (1927), «Няня из Москвы» (1933), «Куликово Поле» (1947) [2], «Записки неписателя» (1949) и, наконец, романа «Пути небесные» (1935-1947). Письма дают возможность получить довольно полное представление о ключевых моментах эмигрантской деятельности Шмелева и Ильина.
Переписка между друзьями завязалась по инициативе философа, который обратился к Шмелеву с восхищением и благодарностью за «чудесный рассказ» «Свет разума» (1926). В том же письме от 19 января 1927 года Ильин ярко охарактеризовал художество Шмелева: «Это самое необходимое, это самое живое, это незабываемое! Истинное искусство всегда философично, всегда метафизично и религиозно -горит, и жжет, и очищает душу» (I, с. 7). Столь точное определение расширялось и углублялось в дальнейших письмах философа, в его работах о писателе.
Ильину удалось более полно и глубоко выразить центральную идею творчества Шмелева, нежели другим исследователям и ценителям его художественного таланта.
«Великое искусство Богопознания»: художественный синтез в романе «Пути небесные»
Обращение И. С. Шмелева к сущностным вопросам бытия является неотъемлемой частью его творчества. К кругу таких вопросов относится и проблема постижения человеком веры, которая является единственным источником познания Бога. В своем итоговом произведении писатель стремился воплотить опыт «духовного романа», в основе которого лежит борьба противоположных начал: светлого и темного, земного и небесного, божественного и дьявольского. Прежде всего подобное столкновение происходит в душе героев, что на языке аскетической литературы называется «духовной бранью». А. М. Любомудров в одной из своих работ отмечает: «Пожалуй, ни в каком другом художественном произведении не раскрыта столь глубоко и точно суть православной аскетики - науки о невидимой борьбе со страстями и помыслами, с тяжестью плоти и мирскими соблазнами» [1]. Светлое начало побеждает только при вмешательстве божественных сил, которые рассеивают тьму. Вера, свет в душе человека, познается сердцем, чуткой душой, обладающей духовным ясновидением.
Роман «Пути небесные» носит итоговый характер; это произведение сыграло большую роль в творческой судьбе Шмелева. Размышляя о сущности и значении этого произведения, писатель отмечает, что самым большим его стремлением было «пропеть» в романе гимн, благодарение Творцу. В письме к И. А. Ильину от 20 декабря 1945 года Шмелев признается другу: «Вы и не предст авляете себе, что кипит во мне. Что я хочу (смогу ли) дать в 3-й кн.!!! и в 4-й [книге романа «Пути небесные». - О. С.]... ибо много еще надо. Надо - воспеть Господа за все Благо... за такую Россию, за такой народ, за такую дух овную силу его.
Все воспеть: «Тебе поем, Тебе благ ословим , Тебе благ одарим , Господи...» Ведь каков д олжен б ыть девиз - эпигр аф к роману! Я знаю: это 1-й религиоз ный ром ан - не только русский...» [2]. Философ в свою очередь говорит о «Путях небесных» как о романе «миро-и Бого-созерцающего борения» и «Бого-созерцающего горения» [3]. Символичное название произведения передает его главную идею - поиск путей небесных, путей к познанию божественной истины. По определению самого Шмелева, в этом романе он стремился показать, «как становятся верующими... рационалисты» [4], точнее - главный герой рационалист Виктор Алексеевич Вейденгаммер.
Внимание к отдельной личности в процессе ее религиозного становления и развития является отличительной чертой жанра «духовного романа». В современном литературоведении этот феномен почти не изучен. Существуют лишь отдельные работы, в которых затрагивается проблема жанрового своеобразия «духовного романа». Известный исследователь А. П. Черников в своей статье «Опыт духовного романа. «Пути небесные» И. С. Шмелева» отмечает, что самим фактом создания «Путей небесных» Шмелев убедительно доказал, что художественная литература может быть духовной, православной, не утрачивая при этом своей художественности [5].
Обозначив творческий метод И. С. Шмелева как духовный реализм, Черников выделяет его основные черты: «Духовный реализм - это воплощение в художественном произведении неразрывной связи Земли и Неба, устремленность писателя к Абсолюту и глубокий интерес к делам земным, к образу воцерковленного человека, к его жизни и духовным исканиям, к историческим судьбам Родины. Этот реализм отражает реальность присутствия Иисуса Христа в мире, наличие в земных проявлениях жизни человека небесных черт» [5].
К вопросу о художественном своеобразии и жанровых особенностях романа «Пути небесные» обращается и А. М. Любомудров. В своей монографии он отмечает, что для восприятия этого произведения необходимо переключение с уровня душевно-эстетического на уровень духовный. Тогда исчезает опасность отторжения образной системы Шмелева, о чем предупреждал в своих работах о писателе И. А. Ильин. Исследователь акцентирует внимание на том, что роман «Пути небесные» невозможно определить ни как философский, ни как психологический. Здесь имеет место не привычный для классики психологизм, а именно отражение духовной жизни души. Отсюда и особое определение жанра произведения - «духовный роман».
По мысли Любомудрова, главная героиня романа Даринька Королева - весьма редкий в художественной литературе тип православного церковного человека. Шмелев раскрывает «глубины духовной жизни героини, для которой вера - не идея, приложимая к жизни внешним образом, но основа бытия, пронизывающая все ее существование» [6]. Центр личностных устремлений Дариньки не ограничивается кругом земных забот и чисто «душевных» переживаний, а перемещается в иную область, где главным является человеческий дух. Героиня пытается уловить божественное начало в мире путем обращения к глубинам своей души, в которой горит свет веры.
Определяя в своей работе особенности «духовного романа», Любомудров замечает, что такое произведение пронизывает вера в человека, в нем акцентируется возможность прикоснуться к вечным христианским ценностям и сделать их опорой своего возрождения и духовного восхождения. Подобно этому, героиня романа «Пути небесные» Даринька стремится к познанию божественных истин и обретению духовного опыта, который обогащает ее неземной мудростью, наделяет духовно зоркими очами.
Путь восхождения к высотам Богопознания осложняется для героев «духовного романа» присутствием противоборствующих сил, мешающих достижению цели. Эти силы манят соблазном и искушением, скрывают от «идущего» небесный путь. Иногда же искушения посылаются Богом для испытания и вразумления. Если человек сможет преодолеть грех, то достигнет божественного откровения; если нет, - навсегда остается во власти темных сил.
Противоборство светлого и темного, божественного и дьявольского, лежищие в основе «духовного романа», определяет его жанровое и художественное своеобразие. Оппозиция света и тьмы ярко представлена и в романе И. С. Шмелева «Пути небесные», где она проявляется прежде всего на уровне световых образов, в духовных типах характеров героев, в языковом своеобразии произведения.
В творчестве религиозно ориентированных писателей мотивы света и тьмы выступают как контрастные начала. Свет олицетворяет божественную силу и святость, в христианском искусстве является символом Святого Духа и Иисуса Христа. К всеобъемлющей стихии света максимально приближена символика белого цвета. Он воплощает собой невинность, радость, чистоту, веру, святость жизни и души (Пс. 5:17; Мф. 17 : 2, 28 : 3). Светлое начало противопоставляется злу, невежеству, темному началу в мире. Отсутствие света означает для христиан отсутствие Бога, торжество Дьявола - Князя Тьмы. Черный цвет, символизирующий траур, смерть, болезни, лишения, контрастирует со светлыми тонами, подчеркивает их яркость и чистоту [7].