Введение к работе
Актуальность темы. Одним из ведущих направлении нс-торико-архитектурной пауки в нашей стране всегда было изучение древнерусской архитектуры, начавшееся еще во второй половине XIX века. Наиболее значительные труды в этой области созданы такими учеными как: М. В. Алпатов, С. П. Бартенев, Н. И. Брунов, И. Э. Грабарь, И. Е. Забелин, М. В. Красовский, А. И. Некрасов, А. М. Павлинов, А. А. Потапов, В. В. Суслов, В. Л. Снегирев.
Различные аспекты истории древнерусской архитектуры рассматривались и углублялись в исследованиях В. А. Бал-дина, И. А. Бондаренко, В. А. Булкина, Н. Н. Воронина, Н. Ф. Гуляницкого, В. Н. Иванова, М. А. Ильина, М. К. Картера, В. В. Косточкпна, М. П. Кудрявцева, Т. Н. Кудрявцевой, В. А. Лаврова, В. Н. Лазарева, В. Я- Либсона, Л. М. Лисенко, П. Н. Максимова, Г. Я. Моксева, П. А. Раппопорт, М. И. Рзяннна, Н. Я. Тихомирова, А. А. Тиц, В. Л. Шилышковской и др.
Проблемы формообразования древнерусской архитектуры рассматривались в работах: К. Н. Афанасьева, Н. Н. Годлевского, А. А. Малинова, А. А. Пилецкого, Б. А. Рыбакова, И. Ш. Шевелева.
Однако исследованием одностолпных палат как самостоятельного архитектурного типа до сих пор никто не занимался. Сведения об этих сооружениях рассеяны в трудах и отдельных статьях. Среди них можно выделить работы по изучению кремлей, монастырей и конкретных памятников: Г. Ф. Алферовой, В. С. Баниге, В. И. Курлова, С. С. Подъяполь-ского, И. Б. Пуришева, О. Д. Савицкой, А. И. Суслова, А. М. Харламовой. Особого внимания заслуживают статьи М. А. Ильина, посвященные рассмотрению типологических особенностей ряда памятников.
В отличие от предшествующих исследователей отдельных памятников, диссертация посвящена комплексному рассмотрению архитектурного типа одностоллной палаты в его историческом развитии. Собранный обширный графический материал, включающий более чем 60 отдельных объектов, систематизирован и дает наглядное представление о многообразии типологических особенностей этого вида сооруже-
ний. Результаты исследования могут быть использованы в реставрационной практике при реконструкции первоначального облика одностолпных палат.
В исследованиях, посвященных древнерусской культуре, в настоящее время заметно повышение интереса к мировоззренческим аспектам. Такие исследователи как: А. Н. Афанасьев, В. П. Адрианова-Перетц, Г. С. Баранкова, А. П. Велик, Ф. И. Буслаев, А. Н. Вессловский, Н. К. Гурдзпя, Л. А. Дмитриев, И. П. Еюсмин, В. К. Кузаков, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье, А. С. Орлов, Г. В. Панфилов, В. Ф. Ржига, изучая материалы литературы и фольклора, отмечали сложность и одновременно целостность мировосприятия, свойственного средневековому религиозному сознанию на Руси. Особый интерес в образно-символической интерпретации памятников древнерусского зодчества приобретают труды С. С. Аверин-цсва, Н. И. Брунова, Г. К. Вагнера, М. А. Некрасовой, Н. В. Покровского, Н. И. Троицкого, П. А. Флоренского.
В настоящей работе сделана попытка проникновения в сферу мировосприятия древнерусского зодческого и символического истолкования созданных им архитектурных образов. Это позволяет приблизиться к пониманию многих архитектурных символов, обладающих глубоким смыслам, скрытым для современного человека, и способствует овладению утраченным языком древнерусской архитектуры. В этом и состоит актуальность проведенного исследования.
Объектом исследования избраны одпостолпиые палаты XV—XVII вв. К рассмотрению привлечены более 60 памятников различного функционального назначения: палаты великокняжеские, трапезные, производственные, больничные, оружейные, казенные, кладовые л др. В качестве основного объекта исследования избраны одностолпные великокняжеские и трапезные палаты, ставшие неотъемлемой составной частью структуры кремлей и монастырей.
Материалами исследования послужили обмерные чертежи памятников исследуемого архитектурного типа, миниатюры и документы, любезно предоставленные такими организациями, как: ГИМ, ЦГАДА, ГНИМА им. Щусева, Союз-реставрация, Росреспэврация, Мособлреставрация, мастерская № 7 Моспроекта-2, СНРПМ Ярославля, Костромы, Вологды. Часть материалов была получена автором в результате натурных обследований кремлей, монастырей и их столпиых палат (более 30 памятников).
Сбор материала был сопряжен с преодолением определенных трудностей. Проделана чрезвычайно трудоемкая ра-
бота сведения разнородных графических источников в общий масштаб. В результате работы были построены типологические ряды планов памятников в iM 1:400 (60 памятников), которые были дополнены изображением планов и разрезов юдностолпных палат в М 1: 100 (16 памятников).
Предмет исследования — эволюция архитектурного типа одностолпной палаты и творческие методы зодчих.
Границы исследования определены: исторически — тремя столетиями (XV—XVII вв.) в развитии русской архитектуры, т. е. эпохой образования и расцвета Русского Централизованного государства; территориально — границами русского государства XV—XVII вв.
Цель — показать целостную картину развития архитектурного типа одностолпной палаты в русской архитектуры; раскрыть образно-символическое содержание пространственной структуры одностолпной палаты.
Задачи:
сведение более 60 разномасштабных планов памятников к единому масштабу 1 : 400 и воссоздание наглядной картины развития столпных палат в графической схеме;
построение типологических рядов одностолпных трапезных палат в масштабах 1:800 (32 плана); из них 15 важнейших [памятников — в масштабе 1 : 100 (планы и разрезы, фото);
выявление характерных особенностей и основных тенденций развития архитектурного типа одностолпной трапезной палаты;
выявление образно-символической основы пространственного построения одностолпной палаты;
исследование планировочных, метрологических и конструктивных особенностей структуры одностолпных іпалат.
Метод исследования основывается на диалэктико-мате-риалистическом понимании исторического лроцесса как развивающейся системы, значительная роль в которой отводится мировоззренченакнм (представлениям н идеологическим концепциям. Сложный характер объекта исследования потребовал привлечения ;ряда общенаучных средств исследования: исторического, логического, метода восхождения от абстрактного к конкретному. В исследовании выделяются два основных аспекта:
изучение исторического развития явления;
анализ этого явления по существу его внутренней структуры.
Следуя этим направлениям, разделяя их как дзе главы диссертации, автор, таким образом, полностью соотносит метод исследования со структурой работы, наглядно подтверждая выдвигаемое положение о комплексном подходе з анализе памятников архитектуры.
Научная новизна работы. Недостаточность специальных исследований по изучению типологических, метрологических: и образно-символических основ русской архитектуры приводит к необходимости такого рода исследования, где:
впервые исследуется процесс становления и эволюции архитектурных типов одно-, двух- и миогостоллных палат в-русской архитектуре XV—XVII вв.;
впервые определен основной принцип структурного построения палаты в связи с особенностями средневекового мировпдения на Руси;
:— впервые проведен метрологический анализ большого числа одностолпных палат на материале обмерных чертежей, позволивший выявить целый ряд целочисленных отношений и метрологических модулей;
в научный обиход вводятся новые текстовые и графические материалы, авторские реконструкции п термины, отражающие принципиальные особенности изучаемого явления — «единостолпие», «сомкнуто-цилиндрические своды»;
впервые в ансамбле Соборной площади Московского Кремля выявлено композиционное соотнесение столпа Гра-натовитой палаты и Столпа Ивана Великого.
На защиту выносятся:
— анализ процесса исторического развития типа одпо-стодпной трапезной палаты с его основной тенденцией развития глубинной композиционной оси от одностолпных палат к бесстолпным;
— интерпретация творческого замысла зодчих в создании
архитектурного образа одностолпной палаты.
Практическая ценность и апробация работы. Результаты работы представляют практическую ценность для научно-реставрационной практики и могут быть включены в соответствующие разделы учебных курсов «История русской архитектуры» и «История градостроительного искусства», читаемых в архитектурных вузах. Основные положения -и рс-4
зультаты исследования опубликованы в пернодпчес;;ой печати и доложены на научных конференциях Московского архитектурного института.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографии (около 400 наименований), приложений, иллюстраций. В отдельный том вынесены 48 экслозиционно-графнческих таблиц и натурные фото.