Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания Раков, Антон Петрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раков, Антон Петрович. Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания : диссертация ... кандидата архитектуры : 05.23.20 / Раков Антон Петрович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2013.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-18/8

Содержание к диссертации

Введение

1. Глава I. Понятие «психологическая безопасность» в объектах экстремальных условий обитания 25

1.1. Дисбаланс композиционных и технических факторов в архитектурном проектировании объектов с доминирующей технической концепцией. Генезис понятия «психологическая безопасность» 28

1.1.1. Проблема дисбаланса 28

1.1.2. Восприятие пространства человеком 31

1.1.3. Организующий смысл композиции. Противостояние порядка и хаоса 32

1.1.4. Доминирование техники 35

1.1.5. Понятие ((психологическая безопасность» 3 7

1.1.6. Понятие ((архитектурный объект» 41

1.2. Освоение экстремальных условий обитания 45

1.2.1. Причины освоения экстремальных условий 45

1.2.2. Культурно-исторический контекст 46

1.2.3. Типологическая группа архитектурных объектов «eho» 52

1.3. Классификация экстремальных условий обитания 53

1.3.1. Общая характеристика экстремальных условий обитания 53

1.3.2. Естественные экстремальные условия 54

1.3.3. Искусственные экстремальные условия. 58

Выводы по первой главе 59

2. Глава II. Анализ взаимодействия художественно композиционных и функционально-технических факторов

в архитектурном проектировании на примере объектов «eho» 62

2.1. Особенности взаимодействия художественно композиционных и функционально-технических факторов в архитектурном проекте на примере объектов типологической группы «eho» 62

2.1.1. Архитектурный метод и его модификации в ситуации взаимодействия с техническими факторами 62

2.1.2. Роль дизайнерского проектирования 62

2.1.3. Роль изобретательской деятельности. 62

2.1.4. Эволюционные ассоциативные связи объектов «eho» 71

2.1.5. Принцип переменного доминирования в эволюции типологической группы объектов «eho» 73

2.1.6. Эффект футуристического предсказания 76

2.2. Типологическая группа «eho». Классификация и анализ объектов з

2.2.1. Характеристика мирового опыта и общий анализ 78

2.2.2. Классификация объектов типологической группы «eho» 89

2.2.3. Комплексный архитектурный анализ объектов «eho \ 99

2.3. Модель адаптации архитектурного образа к различным типам экстремальных условий 118

2.3.1. Творческая оппозиция техники и искусства в объектах «eho» 118

2.3.2. «Культурное поле» как фактор формообразования объектов «eho» 128

2.3.3. Три стадии эволюции архитектурного формообразования объектов «eho» 133

Выводы по второй главе 139

3. Глава III. Метод гуманизации технических концепций на примере объектов типологической группы «eho» 142

3.1. Основные задачи, терминология и инструменты МГТК 142

3.1.1. Задача архитектурной гуманизации технических концепций 145

3.1.2. Задача идентификации эстетики рациональной формы 147

3.1.3. Задача формирования «темы невербального сообщения» 150

3.2. Методики разработки архитектурного объекта

типологической группы «eho» 151

3.2.1. Поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа. 151

3.2.2. Выявление ассоциативного ряда технической концепции 152

3.2.3. Выявление диапазона возможностей технической концепции 153

3.2.4. Переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа 153

3.3. Основные принципы МГТК 155

3.3.1. Принцип быстрого эскиза 155

Принцип поискового коллажа 155

Принцип эвристической реконструкции 156

Выводы по третьей главе 157

Общие выводы и результаты исследования 158

Библиографический список литературы по теме диссертации

Введение к работе

Актуальность работы. Взаимоотношения искусства и техники являлись и остаются краеугольным камнем всего процесса развития архитектуры. Перенос акцентов в пользу технических концепций следует рассматривать как предварительный или начальный этап в разработке объектов, для которых физическая безопасность представляется первостепенной задачей. Опыт, однако, показывает, что формообразующая роль художественных и композиционных факторов в архитектурном проектировании не менее важна, чем формообразующая роль инженерных и технических факторов. Нерешенность вопросов эстетического характера обуславливает возникновение негативных последствий в тех объектах, где физическая безопасность и технические характеристики выдвигались на первый план. Проблема архитектурной теории заключается в том, что в условиях доминирования технических концепций теория оказалась не в состоянии убедительно объяснить, почему метод проектирования подобных объектов в течение ХХ века не приобрел собственно архитектурной специфики, а все более начинал подчиняться исключительно специфике конструирования и дизайна, оставив также невыясненным вопрос, в чем же заключались утраченные специфические архитектурные свойства. И следующий важный момент заключался в том, чтобы исследовать и доказать саму необходимость применения к подобным объектам именно архитектурного подхода.

Особенно остро проблема работы с художественно-композиционной организацией формы складывается в объектах, предназначенных для экстремальных условий. Именно в подобных объектных типологиях доминирование задач физической безопасности и соответственно – технических концепций – является наиболее распространённым требованием и подоплекой проектного сценария. Очевидно, что для дальнейшего освоения экстремальных условий обитания необходима методика архитектурного проектирования, которая учитывала бы сложившееся доминирование технических факторов проекта, устанавливала бы критерии психологической безопасности проектируемых объектов и направляла бы усилия на художественно-композиционное переосмысление бесчисленного количества технических идей. Технические идеи, как известно, могут и служить человеку, и превращаться в смертельную опасность, поэтому важно внимательнее относиться к интеллектуальному материалу, порождаемому научно-техническим прогрессом, и придавать ему гуманный смысл.

Актуальность настоящего исследования объясняется не только самим фактом наблюдающегося дисбаланса между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами в объектах с повышенной ролью технической концепции, но и тем существенным обстоятельством, что в современной практике освоения земного, а далее – и внеземного пространства всё большее число проектируемых и возводимых объектов входят и будут входить внутрь типологий, связанных с экстремальными условиями обитания.

При всём многообразии объектов, строящихся в экстремальных условиях обитания, вопрос о принадлежности многих из них к архитектуре остаётся открытым.

Теоретическая база исследования опирается на научные труды, документальные фото- и видеоматериалы, графические материалы и отдельные статьи отечественных и зарубежных авторов из области архитектуры, философии, психологии, физиологии, истории, технической эстетики, физики. Наибольшее влияние на представленное исследование оказали следующие работы:

Из области методики архитектурного проектирования и архитектурной композиции: Ш.А. Айрапетов, М.Г. Бархин, П. Велев, Ф. Гери, В.Л. Глазычев, В. Гропиус, А.Э. Гутнов, И.А. Добрицина, Г.В. Есаулов,
А.В. Ефимов, А.В. Иконников, А.В. Кафтанов, А.В. Крашенинников, К. Линч,
С.А. Малахов, В.И. Мальгин, Д.Л. Мелодинский, С.В. Норенков,
Г.И. Панксенов, Ф. Райт, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, А.В. Степанов, Р.Б. Фуллер, С.О. Хан-Магомедов, С. Холл, А.Д. Ярмоленко.

Из области архитектурного проектирования и будущего архитектуры в экстремальных средах: Г.А. Балашова, Ш. Бан, А.Э. Гутнов, Н.А. Сапрыкина, А.В. Кафтанов, К. Кикутаке, Г.И. Лежава, К. Танге, Р.Б. Фуллер, И. Фридман, В.В. Шевченко.

Из области гуманитарных наук и философии: Р. Арнхейм, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, В.И. Вернадский, У. Моррис, Р. Осборн, Ф. Рело, Дж. Рескин, П. Тейяр де Шарден, Д. Юм, Э. Тоффлер, М. Фуко, Э.Г. Цыганкова, Н.Г. Чернышевский, У. Эко.

Из области естественных наук, физики и механики: Н. Винер, А.Н. Сахаров, К.Э. Циолковский, А. Эйнштейн.

Из области физиологии и психологии восприятия М. Вертгеймер, К. Дункер, В. Кёлер, К. Коффка, Дж. Локк, Г. Роршах, Г. Селье, К. Юнг.

Информационная база исследования: а) литературные источники, перечисленные в библиографическом списке; б) научные источники в виде сведений из научных докладов и отчётов, материалы конференций, семинаров; в) официальные документы в виде законодательных и других нормативных актов; г) интернет-ресурсы; д) видеоматериалы документальных и художественных фильмов; е) результаты собственных расчётов и проведённых экспериментов.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны обитаемые сооружения, форма которых отражает крайне активную роль функционально-технической концепции, доминирующей над всеми другими аспектами формы, в том числе – художественно-композиционными. Наиболее яркими представителями в этом классе объектов можно считать особую типологическую группу сооружений для экстремальных условий обитания (в данном исследовании именуемая латинскими буквами «eho» – extremus habitatio objectum). В рамках данного исследования рассматриваются следующие типы объектов «eho»:

мобильные сооружения;

подземные сооружения (шахты и тоннели, метро);

надводные стационарные сооружения (мосты, дома на сваях);

надводные плавучие сооружения (паромы, нефтедоб. платформы);

подводные обитаемые сооружения (исследовательские базы, отели);

заполярные дрейфующие обитаемые сооружения;

заполярные материковые обитаемые сооружения;

высотные сооружения (высокогорные сооружения, небоскрёбы);

летающие сооружения;

космические орбитальные станции;

инопланетные обитаемые сооружения.

Предмет исследования. Предметом исследования является метод архитектурной деятельности, ориентированный на создание психологически комфортной среды обитания («психологической безопасности») в объектах, расположенных в экстремальных условиях естественного и искусственного типа.

Принципиальными теоретическими аспектами предмета выбираются, во-первых, изобретательские функции композиции, во-вторых, роль художественного образа, категория которого рассматривается в эстетике любых объектов, в том числе и архитектурных, и, в-третьих, – архитектурная специфика формы объекта в целом, её отличие от «технической формы» и её роль как фактора «психологической безопасности» объекта.

В рамках выбранной темы рассматриваются особенности взаимодействия двух творческих оппозиций – функционально-технических и художественно-композиционных концепций в архитектурном проектировании объектов для экстремальных условий обитания человека.

Исследуется принятие вынужденных решений, композиционные и эстетические свойства которых носят или суррогатный, или подчеркнуто техницистский характер. Подобные решения оправдываются ссылками на проблему физической безопасности и техническими аргументами.

Исследуется фактическое усиление технического фактора в системе профессионального метода. Опираясь на общеизвестное определение архитектуры Витрувия как единство «пользы, прочности и красоты», можно придти к заключению, что в современном проектировании архитектурная профессия претерпела значительную деформацию с точки зрения количества контролируемой технической информации. Техника в культурологическом тезаурусе все чаще рассматривается как эстетическая категория. Термин «техническая эстетика» широко известен начиная с 60-х годов прошлого века. Единство трех ключевых аспектов в приведенном выше классическом определении нарушается в пользу технического фактора.

В системе эстетических категорий, исследуемых в данной работе, категории «искусство», «архитектурная форма», «архитектурный объект», «композиция» являются самыми важными. Именно во взаимодействии с техникой и в противостоянии с ней блок перечисленных категорий обретает статус методологически ориентированного элемента оппозиции «человеческого» и «технического». Понятие композиции носит универсальный характер, но именно благодаря композиционной организации формы объекта и ее семантическому сценарию – в современном понимании метода архитектурной деятельности – возникает отбор приемлемого для человека решения из общего диапазона технических версий. Обобщая понятие композиции (от лат. compositio – составление, связывание), которое имеет несколько официальных определений, можно утверждать, что композиция применительно к архитектурной форме представляет собой работу, направленную на приведение всех воспринимаемых компонентов объекта к умозрительному порядку.

Во взаимодействии с композицией исследуются технические факторы архитектурного проектирования. Понятие «технический» (от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство) в данном случае обозначает принадлежность к одному из трёх компонентов архитектурного проекта (композиционный, технический и функциональный – по аналогии с «пользой, прочностью и красотой» у Витрувия).

Цель работы: 1. Поиск путей усиления психологической безопасности и разработка метода архитектурной гуманизации объектов с доминирующими функционально-техническими концепциями (ФТК) формы.

2. Изучение мирового опыта строительства объектов в экстремальных условиях на Земле и в космосе с учётом современных возможностей и потребностей человека.

Задачи исследования:

Определить причины и характер преобладания технического фактора в архитектурных проектах. Определить степень возможного вмешательства художественных методов в системы объектов, отвечающих повышенным требованиям безопасности.

Изучить и классифицировать примеры объектов с признаками доминирования ФТК.

Сформулировать основные характеристики типологической группы объектов для экстремальных условий обитания. Определить основные направления формирования образных характеристик таких объектов.

Выявить структуру и сценарные основы создания психологического комфорта в объектах экстремальных условий обитания.

Предложить метод архитектурной гуманизации формы объектов в ситуации доминирования ФТК. Построить алгоритм взаимодействия художественных и технических факторов в объектах для экстремальных условий обитания.

Методика исследования. В данной работе использованы аналитические, синтетические и функциональные методы познания, а также элементы экспериментальных архитектурно-практических, концептуальных и статистических методик.

Границы темы исследования. Взаимодействие художественно-композиционных и функционально-технических концепций формообразования архитектурных объектов, особенным образом проявляющееся в условиях вынужденного противостояния и диктата техники над композицией, – таково смысловое пространство настоящего исследования и соответственно определяемые им границы.

Большая часть рассматриваемых объектов имеет признаки разрушительного доминирования ФТК и в рамках исследования отнесена к отрицательным примерам. Некоторые объекты рассматриваются как примеры положительные.

В исследовании не рассматриваются примеры объектов для сейсмоопасных районов и пустынь. У объектов этого типа не выявлено признаков доминирования ФТК.

Временные границы исследования включают примеры объектов, относящихся к периоду начиная с середины ХХ века по настоящее время. Отдельные примеры в исследовании относятся к более ранним историческим периодам. В работе также рассматриваются примеры, касающиеся прогнозов будущего архитектуры.

Научная новизна исследования. Показано, что конфликтный характер взаимодействия художественно-композиционных и научно-технических концепций архитектурной деятельности является формой развития научно-технических и художественно-композиционных концепций, продуктивным способом регенерации архитектурной методологии в ее историческом пространстве и пространстве человеческого обитания.

Показано, что в ходе развития идеи архитектурного объекта доминирование художественных и технических факторов происходит попеременно.

Показано, что даже в ситуации доминирования и художественные, и технические аспекты архитектурного проектирования подвержены сильному взаимному влиянию. Взаимное влияние разные аспекты проекта оказывают не только напрямую, непосредственно участвуя в проектировании, но и через «культурное поле». Понятие «культурное поле» вводится для обозначения части ноосферы, которая отвечает за сохранение достигнутых культурой результатов и которая возвращает в практическую деятельность эти результаты как условно определённые догмы (стереотипы).

Показано, что практически любые инновации в так называемой «бумажной архитектуре» и концептуальном проектировании в той или иной степени стремятся к реализации. Многие инновации попадают в «культурное поле» и возвращаются в практику спустя период, который можно обозначить как «временной эксцентриситет признания новой культурной формы».

Впервые проведена классификация объектов «eho» с точки зрения способа экстремального воздействия среды и обозначены характеристики дисбаланса между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами их формообразования.

Впервые проведены границы идентификации методов дизайна и архитектуры в их конкурентном соучастии и противостоянии как разных подходов и систем ценностей в процессе разработки объектов с преобладающим техническим сценарием.

В исследовании предпринята попытка разработать метод гуманизации взаимоотношений между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами формообразования объектов с нарушенным балансом архитектурной формы. Впервые в настоящем исследовании предлагается оценка возможности преобразования технически обусловленных форм с позиции соответствия архитектурному методу – как специфическому методу культурной деятельности человека.

Теоретическая значимость работы заключается, в следующем:

1. В разработке проблемы дисбаланса функционально-технических и художественно-композиционных факторов в объектах с доминирующим влиянием функционально-технических факторов.

2. В обосновании необходимого усиления роли архитектурного проектирования объектов для экстремальных условий обитания.

3. В создании метода архитектурной гуманизации формы и структуры объектов с доминирующим влиянием ФТК на примере объектов для экстремальных условий обитания.

4. В соединении архитектурно-композиционного подхода к проектированию с инженерно-техническим и, в конечном итоге, в обнаружении органической и эффективной взаимосвязи двух типов эстетики: эстетики дизайна как метода проектирования вещи и эстетики архитектуры как метода проектирования целостной среды.

Практическая значимость работы. На основе изученных материалов разработаны практические рекомендации по архитектурному и дизайнерскому проектированию объектов, форма которых вынужденно детерминирована факторами технического свойства. Рекомендации и методические наработки применяются автором в проектной и педагогической практике.

Определены приоритетные направления в ходе разработки архитектурного объекта для экстремальных условий обитания. В частности показано, что, несмотря на равноценность художественных и технических факторов формообразования в проектных решениях архитекторов, приоритетным направлением является работа художественно-композиционного свойства. Доминирование ФТК приводит к возникновению рисков, связанных с ухудшением эстетических качеств объекта и снижением уровня психологической безопасности.

Выделена типологическая группа архитектурных объектов «eho». Разработаны принципы и творческие процедуры для проектирования объектов с доминирующей ФТК.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

  1. Понятие «психологическая безопасность», которое, дополняя традиционный перечень требований к безопасности, позволяет осуществлять контроль за художественно-композиционными качествами архитектурного объекта.

  2. Классификация объектов типологической группы «eho», включающая объекты с признаками доминирующего влияния техники, которая предназначена для расширения ареала обитания человека (освоения экстремальных условий обитания).

  3. «Метод гуманизации технических концепций», содержащий три основных задачи, четыре методики и три основных принципа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на нескольких научно-практических конференциях (65-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2007 г.; 66-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2008 г.; 67-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2009 г.; 68-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2010 г.; Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 50-летию первого полёта человека в космос, СГАУ, Самара 2011 г.), опубликованы в статьях – в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК (Известия Cамарского научного центра РАН, «Architecture and Modern Information Technologies» – «AMIT»). Теоретические аспекты исследования апробированы в ходе педагогической деятельности в Самарском государственном архитектурно – строительном университете на факультете дизайна. В студенческих работах и профессиональных экспериментах эффективно применялись методические материалы исследования. Основные положения исследования отработаны и апробированы на примере проектирования ряда объектов типологической группы «eho».

Структура исследования. В состав диссертации вошли: первый том с основным текстом на 160 страницах, второй том на 118 страницах, с апробацией на 8 страницах и иллюстративным материалом в виде 110 таблиц на 110 страницах.

Восприятие пространства человеком

Предметом исследования является метод архитектурной деятельности, ориентированный на создание психологически комфортной среды обитания (психологической безопасности) в объектах, расположенных в экстремальных условиях естественного и искусственного типа. Принципиальными теоретическими аспектами предмета выбираются, во-первых, изобретательские функции композиции, во-вторых, роль художественного образа, категория которого рассматривается в эстетике любых объектов, в том числе и архитектурных, и, в-третьих, архитектурная специфика формы объекта в целом, её отличие от «технической формы» и её роль как фактора психологической безопасности объекта.

В рамках выбранной темы рассматриваются особенности взаимодействия функционально-технических и художественно-композиционных аспектов в архитектурном проектировании объектов для экстремальных условий обитания человека, а также феномен изобретения как междисциплинарное явление, гармонично включающее в себя композиционные и технические решения.

По сути речь идёт о теоретическом споре, связанном с принятием вынужденных решений, композиционные и эстетические свойства которых носят или суррогатный, или подчеркнуто техницистский характер. Подобные решения оправдываются ссылками на проблему физической безопасности и техническими аргументами. Принимая во внимание тезис о том, что технические решения - это некие спектры решений, то есть они почти никогда не дают конкретных рекомендаций относительно проектируемой формы, можно предположить, что форма объекта не зависит от технических решений вообще - она зависит от технических возможностей. Необходимым методологическим выводом из анализа сложившейся ситуации следует считать фактическое усиление технического фактора в системе профессионального метода. Опираясь на общеизвестное определение архитектуры Витрувия как единство «пользы, прочности и красоты», можно придти к выводу, что в современном проектировании архитектурная профессия претерпела значительную деформацию с точки зрения количества контролируемой технической информации. Техника в культурологическом тезаурусе все чаще рассматривается как эстетическая категория. Термин «техническая эстетика» широко известен начиная с 60-х годов прошлого века. Единство трех ключевых аспектов в приведенном выше классическом определении нарушается в пользу технического фактора.

В системе эстетических категорий, актуальных для настоящего исследования, категории «искусство», «архитектурная форма», «архитектурный объект», «композиция», являются самыми важными. Именно во взаимодействии с техникой и в противостоянии с ней блок перечисленных категорий обретает статус методологически ориентированного элемента оппозиции «человеческого» и «технического». Понятие композиции носит универсальный характер, но именно благодаря композиционной организации формы объекта и ее семантическому сценарию - в современном понимании метода архитектурной деятельности - возникает отбор приемлемого для человека решения из общего диапазона технических версий. Понятие композиции имеет несколько официальных определений. «Композиция (от лат. compositio - составление, связывание); 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения. Иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция» [121]. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно утверждать, что композиция применительно к форме представляет собой работу, направленную на приведение всех функциональных компонентов объекта к умозрительному порядку,

Тот же источник - «Большой энциклопедический словарь» - даёт следующее определение понятию «техника»: «Техника (от греч. techne -искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется

Роль дизайнерского проектирования

«Индуктивный» метод архитектора, противоположный первому, является подходом, основанным на последовательном синтезе решения. Этот метод творческой работы начинается со сбора информации. В процессе анализа и разработки образуется сложное информационное поле решений, постепенно вступающих во взаимодействие друг с другом. По мере роста этого информационного поля архитектору становится всё более понятно , как будет выглядеть его объект. Как только образ объекта начинает вырисовываться, сбор информации приобретает все более бескомпромиссный характер. Во-первых, потому что поступающую информацию всё труднее и труднее согласовывать с уже сформировавшимся информационным полем. А во-вторых, потому что выразительность формы приобретает всё большее значение. Таким образом, отмечают в своей книге А.Степанов и С.Малахов, по мере накопления и анализа факторов перебор возможных вариантов, подобно процессу шахматной партии, становится все более ограниченным, пока не сводится к одному единственному.

И у одного, и у другого метода есть свои плюсы и свои минусы. Преимущество первого метода («дедуктивного») в том, что форма как результат заранее предсказана, и, как, показывает практика, подобное первое представление формы очень часто оказывается наиболее оригинальным и точным. Отрицательные последствия этого метода заключаются в сложности взаимодействия со специалистами инженерных специальностей, так как идеальные с инженерной точки зрения решения часто являются разрушительными в композиционном смысле. Преимущество второго метода («индуктивного») в его демократичном взаимодействии с так называемыми «специальными разделами», инженерами, обеспечивающими конструктивные решения и оборудование объекта необходимыми для функционирования подсистемами. Недостаток - в непредсказуемости итогового решения, в том числе - композиционного. Форма объекта до некоторого момента остаётся неизвестной, и - как следствие - возникает вероятность того, что форма будет невнятной и психологически опасной (исключением являются только объекты «первой реализации»).

Действительность проектной деятельности оказывается сложнее. На практике архитектору приходится одновременно и собирать исходные данные, и рисовать образы, а разработка может начинаться только тогда, когда будет найдено решение, удовлетворяющее сразу нескольким требованиям. Субъективные предпочтения архитекторов свидетельствуют о выборе приоритетов, архитектурные методы склоняются то в пользу дедукции, то в пользу индукции. Архитектор всегда должен с чего-то начать, начать со всего сразу невозможно. Выбор методики, естественно, во многом зависит от личности. Более художественно ориентированные архитекторы рассматривают будущую форму как часть видимого ландшафта и проявляют в этой связи способность к почти мгновенному определению будущих пластических контуров формы и её контекстуального образа. Аналитически настроенные проектировщики, как уже было отмечено выше, собирают форму объекта по частям, прошедшим аналитическую проверку «на достоверность»

Следует отметить, что в современной архитектурной практике ощущается сильное влияние промышленного производства, которое, в свою очередь, является базисом для интеграции архитектуры с дизайнерским методом. Методы архитектуры и дизайна составляют единое пространство г современной проектной культуры, но находятся на двух противоположных его сторонах и определяют два разных мировоззренческих кредо. Методы дизайнерского осмысления технического сценария пришли в проектирование объектов, связанных с освоением космического и подводного мира, намного раньше, чем архитектура, в то время как архитектурная практика переосмысления технических парадигм зародилась в таких простых вещах, как античный ордер, и перешла - уже на рубеже XIX и XX веков - в эстетическое переосмысление большепролетных конструкций и высотных объектов. Методы дизайна больше соответствуют принципам индуктивного подхода, так как машинизированные типы объектов сопряжены с предварительным разбором объекта на составляющие части. Средовое видение не является актуальным для дизайн-проекта. Методы архитектурного проектирования в значительной степени обусловлены видением среды как единой картины, и именно поэтому дедуктивный метод более актуален для анализа роли архитектурного метода в решении поставленных задач по преодолению исследуемого дисбаланса. 2.1.2. Роль дизайнерского проектирования в создании объектов с выраженным техническим сценарием формы. В ближайшей перспективе возможна существенная интеграция архитектуры с дизайном. В книге под названием «Основы теории и методологии дизайна», которая написана В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковским, можно прочитать следующее объяснение термина дизайн: «Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса - проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществлённых проектов - изделий средовых объектов, полиграфической продукции и пр.» [107, с. 7].

Задача архитектурной гуманизации технических концепций

Функциональные решения. Принципиальное отличие орбитальной станции от космического корабля заключается как раз в функциональном назначении. Главная функциональная задача, выполняемая орбитальной станцией, сходна с домом, а не с транспортным средством.

Базовый блок делится на герметичный переходный и рабочий отсеки и негерметичный агрегатный отсек. Переходный отсек оборудован пятью стыковочными портами для соединения с научными модулями и транспортными кораблями. В рабочем отсеке размещены центральный пост управления, средства связи, две индивидуальные каюты, кают-компания с рабочим столом, различными устройствами и тренажёрами. В агрегатном отсеке размещена двигательная установка с топливными баками. В середине агрегатного отсека находится герметичная переходная камера со стыковочным портом.

Модуль «Квант» - это единый герметичный отсек с двумя стыковочными портами, один для прикрепления к базовому модулю, другой для приёма транспортных кораблей. Большая часть оборудования этого модуля предназначена для астрофизических наблюдений.

Модуль «Квант-2» называют «модулем дооснащения», основное его назначение - создание дополнительного комфорта космонавтам.

Модуль «Кристалл» оборудован преимущественно научными и технологическими приборами для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости. Кроме того, на этом модуле закреплены два прибора-манипулятора внушительных размеров.

Модуль «Спектр» предназначен для геофизических исследований, его оборудование позволяет проводить экологические наблюдения атмосферы, океана, поверхности земли.

Стыковочный модуль был присоединён для того, чтобы к «Миру» могли пристыковываться американские космические корабли.

Модуль «Природа» содержит приборы высокоточного наблюдения за Землёй, а также приборы для наблюдения за космонавтами, которые длительное время пребывают в космосе.

Технические решения. Как и любой спутник на орбите, станция «Мир» оборудована двигателями, главная задача которых - корректировка орбиты и пространственного положения. Малоизвестен тот факт, что все объекты на орбите пользуются двигателями редко и очень кратковременно. То есть суть работы двигателя в создании дополнительного импульса, а не в постоянной работе. Все обитаемые космические объекты, и модули станции «Мир» в том числе, герметично закрыты, так как внутри поддерживается постоянное давление воздуха, необходимое космонавтам, а снаружи среда, близкая по характеристикам к физическому вакууму. Кажется невероятным, но толщина стенок, отделяющих обитаемое пространство от открытого космоса, не превышает трёх миллиметров. Использование металла такой толщины возможно благодаря способу его применения. Дело в том, что на корпусе любого из модулей нет ни одной плоской поверхности - они все, так или иначе, изогнуты. Даже круг в основании, например, конической формы изогнут наподобие автомобильного диска. Это делается потому, что искривлённая поверхность обладает более высокими прочностными характеристиками. Чтобы на станцию действовало как можно меньше космического излучения, высота орбиты станции приближена к минимально возможной — 350 километров. Электрическую энергию станция берёт из закреплённых на ней солнечных батарей. Необычно для земных домов сконструирован основной и единственный санитарно технический прибор -унитаз. Его форма несколько отличается от земного. Так как жидкость и твёрдые фракции не могут просто падать в отсутствии силы тяжести, их приходится засасывать. Душа на станции нет - космонавты вытираются специальными салфетками. Все грузы, необходимые для нормальной работы станции, а так же продукты доставляются на станцию космическими кораблями.

База на Луне «Moonbasetwo». Тема постоянно действующей базы на Луне не утрачивает популярности. Большинство предложений, сформулированных инженерами, имеют одну общую особенность -отсутствие попытки преодолеть устойчивое влияние стереотипа. Технические специалисты продолжают предлагать объекты, напоминающие орбитальные модули. Рассматриваемый проект создания первого архитектурного объекта на Луне выполнен архитектурным бюро «Architecture and Vision» в 2007 году [159]. Проект интересен своей реалистичностью, он пытается найти сдержанный компромисс между инженерной точкой зрения и архитектурной.

Воздействие экстремальной среды. Для данного объекта наиболее актуальны следующие типы агрессивного воздействия экстремальной среды: динамическое воздействие падающих микрометеоритов; сила тяжести в шесть раз меньшая, чем на Земле; давление, близкое по характеристикам к физическому вакууму; воздействие температур значительно ниже и значительно выше, чем +25С, а также резкие перепады температур в тени и в свету; интенсивное воздействие космических лучей и солнечного ветра вне магнитосферы Земли.

Функциональные решения. Учитывая сложности, связанные с доставкой грузов с Земли, в проекте предложено минимизировать функциональное наполнение внутреннего пространства. В этой связи объект состоит из основного корпуса и примыкающих к нему двух шлюзовых камер с входными лестницами. Одну из шлюзовых камер от основного корпуса отделяет входной коридор, который оборудован стыковочным портом для соединения с транспортным средством. В центре основного корпуса размещены системы жизнеобеспечения. Часть научного оборудования вынесена к периметру. Вверху, над системами жизнеобеспечения находятся спальные ячейки.

Технические решения. Принципиальным отличием данного проекта является попытка создать форму, используя «местный» строительный материал, а не просто засыпать доставленные с Земли модули лунным грунтом, как предлагают инженеры.

Переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа

Предложено ввести понятие «порог психологической безопасности» (ППБ). «Порог психологической безопасности» - это степень идентифицируемости ТНС, при которой обеспечивается сходное прочтение архитектурного образа «авторами» и «наблюдателями» (на актуальных уровнях восприятия по принципу сходства возникающих ассоциаций), исходя из трёх выше перечисленных критериев.

Соответствие «порогу психологической безопасности» обеспечивается только при наличии сходства в оценках авторов и наблюдателей по всем трём критериям.

При этом в психофизическом критерии, который базируется на общеизвестных психофизиологических свойствах человеческого организма, учитывается суммарное мнение большинства респондентов.

В социокультурном критерии учитывается анализ актуальных компонентов «культурного поля» - интеллектуальный багаж глобального и локального масштаба, который имеет влияние на общественное мнение наблюдателей об объекте.

В опытноиндивидуальном учитываются только наиболее оригинальные и неожиданные трактовки образа, которые возникли как следствие исключительного, редкого визуального опыта отдельных индивидов (нельзя не учитывать, так как это исключало бы эволюционные процессы в развитии архитектуры и человека как биологического вида). Учёт этого критерия имеет цель обнаружить редкое противоречие, неожиданную ассоциацию, способною разрушить цельность образа (поиск возможных «формальных противоречий»). Критерии диагностики «формальных противоречий» устанавливаются для обеспечения максимальной объективности и беспристрастности при определении соответствия или несоответствия архитектурного образа «порогу психологической безопасности».

Стремление исключить хаос или, другими словами, «формальные противоречия» должно являться приоритетным направлением разработки формы архитектурного объекта «eho» для экстремальных условий обитания.

Доминирование требований «композиционного и технического задания», точнее, несогласованность требований между собой и составляют суть «формальных противоречий», которые нужно устранять в ходе проекта.

Итак, предложено использовать «метод гуманизации технических концепций» (МГТК) как универсальный способ преодоления доминирования технических факторов и повышения уровня психологической безопасности в объектах типологической группы «eho». В рамках данной научной работы для апробации МГТК выполнено несколько курсовых и дипломных работ, а также экспериментальных проектов, не связанных с педагогической работой в вузе. Наблюдаемое качество композиционной работы в объектах «eho», направленное на гармонизацию окружающей среды, в подавляющем большинстве случаев остаётся невысоким. При этом важно отметить, что работа со средой не заканчивается после сдачи архитектурного проекта. Очевидна необходимость композиционной работы, которая учитывает психологические законы восприятия пространства человеком и на стадии строительства, и на стадии эксплуатации сооружения. Достаточно вспомнить всего несколько примеров утраты композиционного контроля формы, чтобы понять важность этой работы. Категорически нельзя оставлять без контроля принятие композиционных решений на стадии строительства. На стройке может не быть людей, которые прониклись бы глубиной художественного замысла, а в подавляющем большинстве случаев так и есть. Строительство это своеобразный фильтр, проходя через который архитектурный замысел способен измениться до неузнаваемости. Самая продолжительная стадия жизни архитектурного объекта - это, конечно же, стадия эксплуатации. Любой, даже самый красивый, архитектурный объект способен стать психологически небезопасным, если не следить за его внешним видом и пустить дело на самотёк. Отсутствие контроля над композиционным качеством городской среды характерно для исторических периодов, когда официальная власть в лице градоначальника и главного архитектора не обладает достаточной влиятельностью, авторитетом и средствами воздействия для того, чтобы улучшать городское пространство. Пример -бесчисленное множество жилых кварталов, которые в просторечии именуются «хрущёвками». Сам по себе объект, особенно на стадии проекта, красив. Но красота его заключается в почти утопической одинаковости. Проблемы начинаются тогда, когда по воле случая на стадии строительства, а в большей степени на стадии эксплуатации образ «хрущёвки» приобретает известную долю ущербности. Хаос, выражающийся в несогласованности действий, которые направлены вроде бы на благое дело - украшение своего фрагмента жилища, - это и есть сила обезображивающая, разрушающая идею тотальной одинаковости. Особенную остроту такая проблема приобретает в ситуации освоения человеком новых, экстремальных условий обитания.

Первые объекты, совершившие прорыв за пределы человеческого воображения (объекты-изобретения), как правило, не вызывают критической композиционной оценки, так как являются инновацией, не имеющей аналогов. Психологический комфорт не рассматривается в этом случае как доминирующая задача. Такие инновационные объекты сами часто становятся критерием для последующего композиционного совершенствования типологии, которую они представляют. С появлением всё большего количества объектов, предназначенных для обитания в экстремальных условиях, становится очевидной проблема композиционной доработки проектов - становится понятно, что ближе к «эстетическому идеалу», а что дальше. У специалистов, занятых проблемой создания формы, появляется спектр технических возможностей, благодаря которому в художественном смысле становится возможным улучшение пространства пребывания человека.

Похожие диссертации на Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания