Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕУДОБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПАРКОСТРОЕНИИ 11
1.1. Анализ основных направлений преобразования ландшафта в историческом паркостроении 11
1.2. Анализ ландшафтно-экологических предпосылок гармоничного построения исторических парков 22
1.3. Анализ особенностей композиционного построения исторических парков 31
ВЫВОЛН ПО I ГЛАВЕ 56
ГЛАВА 2. РЕЛЬЕФ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ПАРКОВОГО ЛАНДШАФТА 60
2.1. Основные пространственные характеристики рельефа, влияющие на построение паркового ландшафта 60
2.2. Метод гармоничного построения паркового ландшафта 71
2.3. Анализ модульных закономерностей построения паркового ландшафта 84
ВЫВОДУ ПО 2 ГЛАВЕ 99
ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ НА НЕУДОБНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 103
3.1. Закономерности построения композиции малого сада 105
3.2. Закономерности построения композиции среднего парка 125
3.3. Закономерности построения композиции крупного парка 141
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 155
Основные результаты исследования 160
3аключение 164
Библиография 168
Приложение I 179
Приложение II 184
- Анализ основных направлений преобразования ландшафта в историческом паркостроении
- Основные пространственные характеристики рельефа, влияющие на построение паркового ландшафта
- Закономерности построения композиции малого сада
Введение к работе
Статья 18 Конституции СССР предусматривает: "В интересах настоящего и будущего поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды" (6,с.II).
Особенно важна проблема формирования благоприятных для человека условий в крупных городах и городских агломерациях. Ландшафт города, как специфический вид среды, представляет собой наивысшую степень концентрации антропогенных элементов, поэтому здесь процессы взаимодействия человека и его окружения проявляются в наиболее острой форме.
Специфика городского ландшафта заставляет архитекторов подходить к проектированию городских парковых пространств с позиций наиболее эффективного благоустройства, обеспечивающего максимальную устойчивость к антропогенным нагрузкам, долговечность и стабильность нового ландшафтного комплекса.
В связи с возрастающим дефицитом земель,в свете постановлений партии и правительства (4-,с. 183; 5,с.275),в городах все шире используются под парки территории, неудобные для строительства - склоновые, заболоченные, овражные. Однако, организация парковых ландшафтов на таких территориях без учета ландшафтно-экологических особенностей приводит к печальным последствиям, быстрой деградации ландшафта. "Понятно, что наиболее легко вызвать нежелательные, даже катастрофические
последствия на глубоко преобразованных человеком землях с их обедненными биогеоценозами и, в силу этого, повышенной чуткостью к любым вмешательствам в природные процессы" (8,с.120).
Кроме того, современные требования гуманизации среды обитания человека диктуют необходимость более тщательного отношения к вопросам композиционного построения паркового ландшафта в городах.
К сожалению, в проектной и строительной практике мы нередко встречаем архитектурно-планировочные решения городских озелененных пространств, однообразие и невыразительность которых не удовлетворяет жителей современных городов. Зачастую проектное решение сводится к механическому заполнению пустых пространств деревьями и кустарниками без учета характера местности, эстетических особенностей, без организующей композиционной идеи.
Особо важное значение вопросов построения композиции на современном этапе отмечалось в решениях У пленума правления Союза архитекторов СССР, где сказано "...допущенные композиционные ошибки могут повлечь за собой не только архитектурно-художественные, но и социально-экономические просчеты, поэтому проблема архитектурной композиции перерастает профессиональные рамки" (7,с.9).
Вместе с тем,огромный опыт истории паркостроения дает богатую палитру законов и принципов композиционного построения парков на неудобных территориях, причем здесь же мы находим сведения, как композиция возникала из требований ландшафтно-экологического порядка.
Однако слепое копирование традиционных приемов и прямое воспроизведение их в новых условиях к успеху привести не могут,
поскольку каждое произведение садово-паркового искусства всегда есть продукт творческих усилий в определенных условиях местности и конкретного времени. Поэтому привлечение веками складывающейся архитектурной культуры к решению современных проблем должно идти по пути ее творческого осмысления и освоения. Особую актуальность сегодня приобретает высказывание В.И. Ленина о необходимости развития "лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма..." (3,с.462).
Исследования географов-ландшафтоведов подготовили базу для изучения городского паркового ландшафта с системных позиций. (Арманд Д.Л., Мильков Ф.Н., Нееф Э., Солнцев Н.А., Чорли Р.), что определило исследования общетеоретического направления в области ландшафтно-экологических методов в проектировании городов и систем расселения (Владимиров В.В., Чистякова СБ.). При этом значительное место отводится вопросам функционального использования неудобных территорий для целей градостроительства (Баулина В.В., Ждахина Н.П., Лазарева Й.В., ПакВ.А.)»
Проблемы современной теории и практики проектирования парков отражены в работах Барсовой Й.В., Вергунова А.П., За-лесской Л.С, Лунца Л.Б., Родичкина И.Д., Сычевой А.В., Хромова Ю.Б.
Отдельные аспекты композиции парков рассмотрены в работах Артамонова В.А., Баулиной В.В., Белкина А.Н., Гаряева P.M., Косаревского И.А., Николаевской З.А.
Исследованию памятников истории садово-паркового искусства посвящены труды Алпатова М.В., Дубяго Т.Б., Евангуловой О.С, Залесской Л.С, Лаврова В.А., Микулиной Е.М., Палентреер С.Н., Пилявского В.И., Потаева Г.А., Чернявской Е.Н.', Щукиной Е.П.,
- 8 -Альберти А.Б., Андре Э., Барцали Н., Готхейна М.Л., Громора Ж., Массона С, Морена П., Регеля А., Рептона X., Саймондса Дж., Фариэлло Ф., Франка К. В этих трудах освещены вопросы композиции в свете смены исторических формаций и стилевых направлений в историческом паркостроении.
Необходимость рассмотрения опыта истории садово-паркового искусства, как системы приемов и средств гармоничного построения парковых ландшафтов на неудобных территориях, послужила основанием для проведения данного исследования.
Цель работы состоит в исследовании закономерностей и определении композиционных приемов построения парковых ландшафтов на неудобных территориях в истории садово-паркового искусства, а также разработке метода гармоничного построения паркового ансамбля. Цель работы предопределила решение следующих задач:
выявление особенностей преобразования природного ландшафта при построении исторических парков;
определение форм стабилизации динамичных элементов ландшафта и связанных с ними приемов построения исторических парков;
определение влияния структуры и морфологии ландшафта на пространственную композицию исторических парков;
установление принципов и приемов структурно-композиционного построения парковых ансамблей.
Объектом исследования является исторический парковый ландшафт, созданный на неудобных территориях.
Предмет исследования - закономерности и принципы композиционного построения паркового ланд-
шафта на неудобных территориях как целостной природной и архитектурно-художественной системы.
Методика исследования состоит в анализе и систематизации отечественного и зарубежного опыта истории ландшафтной архитектуры по типу обрабатываемого ландшафта и масштабности, натурном обследовании памятников русской ландшафтной архитектуры и итальянских памятников садово-паркового искусства эпохи Возрождения. При проведении исследования использовались методы графического моделирования и экспериментального проектирования. Теоретической базой для решения поставленных задач послужили исследования в области теории и истории градостроительства, ландшафтной архитектуры, истории паркостроения, географического ландшафтоведения.
Научная новизна работы состоит в следующем:
впервые рассмотрены приемы построения парковой композиции и неразрывной связи с морфологической структурой преобразуемого природного ландшафта;
систематизированы образцы садово-паркового искусства с точки зрения преобразования природного ландшафта;
разработаны принципы использования модульных и масштабных закономерностей при построении парков на неудобных территориях.
Практическая ценность работы: полученные результаты могут быть использованы в практике проектирования при построении композиции современного паркового ансамбля в аналогичных условиях.
На защиту выносятся:
- основные приемы построения композиции исторических пар-
новых ландшафтов на неудобных территориях;
метод гармоничного построения паркового ансамбля;
система модульных и масштабных закономерностей построения композиции парков на неудобных территориях.
Апробация работы. Основные результаты исследования и положения диссертации доложены на научно-технических конференциях МАШ в 1975, 1980, 1983 г.г., на научно-технических конференциях УКСДИ в 1977-1982 г.г., внедрены в НТО (государственный регистрационный N2 79044389) хоздоговорной темы "Исследования и проектные разработки по архитектурно-ландшафтной организации озелененных пространств г. Усть-Каменогорска", в разработке проектов реконструкции сквера центральной площади им. В.И.Ленина, проектов реконструкции центральных парков г.Усть-Каменогорска, использованы в учебном процессе и дипломном проектировании на кафедре архитектурного проектирования Усть-Каменогорского строительно-дорожного института. Материалы диссертации опубликованы в 5 работах.
- II -
Анализ основных направлений преобразования ландшафта в историческом паркостроении
Построение композиции паркового ансамбля связано с преобразованием природного ландшафта, формирующего его основу. Изучению данной проблемы посвящена обширная литература (8,9, 10,13,16,19,24,39,40,46,59,62,64,70,72,74 и др.). Большинство авторов понимают под термином "преобразование природного ландшафта" различную степень изменения природной среды.
В истории отечественного и зарубежного паркостроения выделяются два подхода к преобразованию природного ландшафта (46, с.37).
Первый предполагает композиционные приемы, улучшающие визуально-эстетические качества ландшафта, без коренного изменения какого-либо из ландшафтных компонентов (48,56,57,75,90, 91).
На базе естественного лесного массива с разнообразными ландшафтными районами, разбит Павловский парк площадью 506 га. Основные ландшафтные композиции, созданные на месте бывших охотничьих угодий (авторы Камерон, Бренна и Гонзаго), не нарушают общего характера естественного пейзажа. Рельеф местности мало выразителен. Наиболее значительные перепады рельефа в районе реки Славянки (5-8 метров) послужили основой для формирования главной композиционной оси вдоль долины реки с водным ожерельем из запруд (48).
Принцип подчеркивания и усиления позитивных качеств ландшафта положен в основу создания большинства пейзажных композипий. Анализ их построения великолепно изложен в работах Евангуловой О.С., Ивановой О.И., Косаревского И.А., Курбатова В.Я., Палентреер С.Н. и др#2,43,48,56,60,76,77,98).
В отечественном и зарубежном паркостроении есть примеры создания регулярных композиций, основанных на этом же принципе. По данным Дубяго Т.Б., ансамбль Архангельского расположен в живописной местности. Территория его спускается пологими уступами к долине Москва-реки (теперь старое ее русло). Исключительная по красоте природная картина Подмосковья послужила прекрасным фоном для регулярного паркового ансамбля (41,с.305).
Другой подход к преобразованию природного ландшафта предполагает коренное изменение одного или нескольких ландшафтных компонентов, всей экологической системы. Такой подход к преобразованию ландшафта оправдан в случае освоения неблагоприятных территорий. Данные исследований ряда авторов (11,13,23,24,34, 46,66,94,113) говорят о том, что в настоящее время существует тенденция постепенного преобразования и сокращения площадей естественных ландшафтов, вследствие необратимого нарушения экологических связей. Это ставит перед ландшафтной архитектурой сложные задачи преобразования и восстановления земель,неудобных для освоения. Особую актуальность преобретает решение этих задач в современных условиях.
Для решения проблем освоения неудобных территорий,которые в настоящее время являются чуть ли не единственным резервом земель, используемых для целей озеленения, необходимо изучить опыт создания искусственного ландшафта в среде, неблагоприятной для освоения. Опыт создания таких парковых ландшафтов накоплен в истории паркостроения немалый.
По данным Залесской Л.В. и Никулиной Е.М., не менее памятников ландшафтной архитектуры в Европе составляют парковые ансамбли, созданные на базе полного преобразования ландшафта (46,с.57).
Анализ истории паркостроения Франции и Нидерландов показал, что значительная часть парков построена на основе полного преобразования ландшафта (100,с.411; 107,114).
Примером создания парка в условиях заболоченной местности является всемирно известный Версальский парк. Мастерство Ле-нотра заключалось в том, что он сумел превратить крайне неинтересную заболоченную местность с невыразительным равнинным рельефом в великолепное произведение садово-паркового искусства (ІІ4,с.І46-І60). Для осушения этой огромной территории (площадь парка вместе с лесными массивами составляет 1700 га) . был прорыт крестообразный канал (длина продольного канала -1600м., поперечного - 1000м.) (46,с.57). Разница в уровнях, достигающая ІЗ м (на месте оранжерии Мансара), представляется незначительной, если принять во внимание необычайные размеры всей территории, поэтому для усиления эффекта восприятия были сооружены колоссальные по площади искусственные террасы (110,0.104).
Основные пространственные характеристики рельефа, влияющие на построение паркового ландшафта
Взаимодействие рельефа с планировкой и композицией парка формирует относительно самостоятельную подсистему - плани-ровочно-пространственную. Она, наряду с функциональной, художественной и другими, формирует гармоничную среду.
Определение ее относительной самостоятельности позволяет ограничиться в данном исследовании вопросами планировочной композиции, ни в коей мере не умаляя значения остальных.
Взаимодействие рельефа местности с планировкой парков выражается в двух аспектах:
- пространственном, соответствующем субъективному замыслу автора в объективных условиях пространства;
- морфологическом, соответствующем определенным объективным закономерностям построения пространства парка в зависимости от первоначальной морфологии ландшафта.
Изучение взаимосвязей рельефа и планировки парка, как еди- ной системы гармоничного построения пространства, строится в разрезе упомянутых аспектов.
Анализ взаимозависимостей рельефных структур и парковых композиций позволяет заключить, что разнообразие пространственных систем достигается тем, что одинаковые планировочные схемы, встречающиеся в различных рельефных ситуациях, создают многообразие пластических решений, которые дополняются выбором композиционных средств, отвечающих целям планировочной организации.
На построение пространства парка влияют следующие характеристики рельефа:
- сложность орографического строения;
- ориентация склонов;
- крутизна склонов;
- размер территории.
Опираясь на данные анализа раздела 1.2, можно сказать,что рельеф, как ведущий компонент ландшафта, определяет планировочную композицию паркового пространства. Следование основных планировочных элементов композиции главным направлениям рельефа, является залогом создания долговечного и многолетнего частично регулируемого ландшафта.
"Игнорирование земельной структуры ведет к разбазариванию пространств, энергии и растрачиванию средств, а технологические средства не всегда могут это компенсировать. Напротив, знание законов системы, логики земельной парцелляции приводит к рациональному планированию окружающей ереды" (92,с.31).
Для дальнейшего исследования необходимо выделить основные направления и формы рельефа, которые определяют перемещение вещества и энергии, и могут быть условно названы силовыми линиями.
На основании данных Евтушенко М.Г., Гуревич I.B., Шафран БД. можно выделить такие силовые линии рельефа, как "гребень", "тельвег", а также характерные формы рельефа: "равнина", "склон", "седловина", "плато". Гребень, или водораздел, характеризуется выпуклой формой рельефа, тальвег определяет водосборную линию рельефа и характеризуется вогнутостью (44,е.23). Вопросы определения основных и второстепенных пространственных осей рельефа, как основы построения планировочной структуры, рассмотрены в работах Хеннинга ДЕ. при исследовании системы земельных наделов (92), в работах Базилевича A.M., Бунина А..В., Крогиуса В.Р. при анализе и разработке градостроительных систем (20,21,33,59). Подобный подход к исследованию взаимосвязей рельефа и планировочной структуры парков является закономерным, (рис. z.l)
Необходимо проследить, какие наиболее характерные закономерности построения архитектурно-пространственной композиции возникали в зависимости от рельефных ситуаций.
Исследование этих закономерностей проводится на примере комплекса вилл во Фраскати (Италия, ХУІ век) (рис. Z.lrZ.b )» где сложный по своему очертанию горный рельеф разделен на относительно небольшие по площади парковые ландшафты. Регулярное и в то же время гибкое парковое пространство, подчиненное законам построения малых композиций, сохраняет при этом основные черты своей первоначальной морфологии. Сложившаяся в то время система регулярного плана определяет форму участков, их взаиморасположение, ориентацию. Регулярный план, в основу которого положен прямой угол, как бы накладывается на сложный рельеф, следуя линиям очертания и подчеркивая его характерные черты.
Закономерности построения композиции малого сада
Рассмотрим композиционные закономерности построения малого сада, как одного из самых распространенных в истории парковых ансамблей, размещаемых на неудобных территориях. Тип 1а - "малый сад на плоском рельефе . Принцип композиционного построения совпадает с характеристикой приема преобразования ландшафта, условно названного "зеркало воды - центр композиции". Этот прием определяет центрированное построение пространства, главным композиционным ядром которого является водоем или архитектурный объем, посаженный в центре водоема, на насыпной террасе. Наиболее характерными примерами парков этой группы являются Шыдловец (ПНР), Миддахтен, ЗейстІ, Хет-Лоо, Вельдам (Нидерланды).
Центральное ядро композиции парка Миддахтен построено на нюансных соотношениях открытого пространства центрального водоема и окружающего его плоского партерного сада. Последний является прекрасным фоном для достижения наибольшей выразительности архитектурных объемов, расположенных на двух террасах, в центре водоема. Примерно так же решено центральное пространство парка Зейст.
В контрастных соотношениях архитектурных и природных форм выявляются наиболее характерные художественно-эстнтические качества объединяемых элементов.
На принципе контраста решено центральное пространство такого малого сада, как Шыдловец, где архитектурный объем, вырастающий прямо; из воды, контрастирует с живописной формой окружающего его водоема, вокруг которого развивается пейзажный парк. Островное положение композиционного ядра предполагает центрированное замкнутое решение композиции сада. Все перспективы сходятся в одной точке - главном композиционном ядре. Такое положение определяет фиксацию точек восприятия парка. Небольшие размеры территории позволяют обозревать пространство сада из четко фиксированных точек, расположенных на верхних уровнях архитектурного объема (рис. з.1а. в).
Увязка размеров территории с размерами водного зеркала, а также с высотой и массой архитектурного объема.- может быть решена на основе пропорциональных гармоничных соотношений. Иллюстрацией пропорционального построения малого сада на плоском рельефе является парк Хэт Яоо (Нидерланды). Площадь парка -6,5 га. Территория разбита на две зоны, представляющие собой партерный сад. Элементы оформления сада, а также конфигурация участков построены по принципу подобия элементов. Это определяет пути поиска гармонии в построении архитектурной формы. Согласно тому, как природа строит свои композиции на основе закона подобия, архитектурное пространство должно строиться на основе взаимоувязывания отдельных частей в целое системой пропорциональных отношений (рис. 3.5 ). По определению Н.Бруно-ва, "Творчество архитектора рассматривается при этом как продолжение общего творчества природы. Поэтому плохим считается все то, что идет вразрез с природой (30,с.5). Поиск архитектурной гармонии не может ограничиться законом тождества отношений, принцип подобия, заложенный в построение архитектурной формы, является общим законом как для природа, так и для архитектуры. Архитектурные формы должны члениться, следовать одна за другой, вырастать друг из друга, - в этом заложен принцип гармоничной пропорции (там же).