Содержание к диссертации
Введение с. I
Тексты некоторых неопубликованных ранее архивных документов с 5
Для уездного города при Сарском селе с. 6
По плану города Софии с. 7
Описание Софии с. 8
Письмо Ч.Камерона А.А.Безбородко • с.18
Графические материалы с.21
Список иллюстраций
Введение к работе
Том П представляет собой приложение к основной части диссертации. Здесь даны документы, как графические, так и текстовые, которые были найдены в ходе исследования. Практически все эти материалы (зэ исключением четырех иллюстраций) публикуются впервые.
Безусловно, привести в данном приложении все документы, использованные в нашей работе, было невозможно вследствие их многочисленности, да и не представлялось необходимым. Письменные материалы в значительной степени подробно цитировались в тексте. Причем многие из них представляют собой фрагменты деловой переписки, наполненной несущественными для нас деталями и воспроизведение полностью этих текстов нецелесообразно в работе, посвященной проблемам истории архитектуры. Специфика исследования собственно заключалась в том, чтобы среди сведений, касающихся различных хозяйственных мероприятий, прохождения документов по различным инстанциям и т.д. найти редкие ценные сообщения, способные по-новому представить историю создания того или иного произведения Ч.Камерона. Однако, ряд материалов представляет интерес как цельные памятники градостроительной мысли (т.н. Указания "По плану города Софии" и др.) и даже, в качестве литературных памятников (в первую очередь имеется в виду "Описанию Софии", составленное в 1782 г. ее городничим Токаревым). Документы этих типов и помещены в данном приложении.
Фрагмент, имеющий название "Для уездного города при Сар-ском селе" представляет собой изложение основных принципов размещения и планировки города Софии. Он может быть отнесен к 1779 г. Дальнейшее развитие этих мыслей показывают указания "По плану Города Софии", датируемые 1780 г. Особенный интерес представляет описание Софии Токарева. Здесь подробно излагается история этого поселения, характеризуется его местоположение, упоминаются все существовавшие здания, подробно рассказывается о кителях небольшого города и их занятиях. Сведения о торговле, ремеслах и работе фабрик в Софии также весьма примечательны. Они свидетельствуют о необычном, так сказать, просветительском характере города. Это подтверждают высказывания о надеждах на расцвет торговли в результате проведения дорог, описание фабрик-школ, где "как свободные люди, так и крепостные обучаемы будут без всякой платы..." . В целом перед нами предстает достаточно полная картина жизни города Софии. Безусловно, описание несет черты идеализации, но именно это и представляется наиболее существенным в связи с "образцовым" характером создававшегося поселения.
Еще один документ - письмо Ч.Камерона А. А. Безбородко раскрывает более подробно историю работ мастера в Софии.
Большая часть приложения посвящена не публиковавшимся ранее графическим материалам, связанным с творчеством Ч.Камерона. Среди них - чертежи и рисунки, относящиеся к трем периодам биографии мастера и}таким образом, иллюстрирующие положения исследования по каждому из этих этапов в соответствии со структурой основного текста диссертации.
В данном томе воспроизводятся пятьдесят два листа, выполненных рукою самого Ч.Камерона до его приезда в Россию. Это его рисунки из альбома 1764 г. (хранящегося в научной библиотеке ЛИИЖТ), характеризующие то время жизни мастера, когда он увлекался работами в области декоративно-прикладного искусства. О становлении архитектурной направленности в творчестве Ч.Камерона конца 1760-х гг., свидетельствуют его зарисовки и подготовительные чертежи к гравюрам для книги "Термы Римлян", исполненные им в Италии. (Хранятся в музее Д.Соуна в Лондоне).
Работы Ч.Камерона в Софии и развитие царскосельского ансамбля в 1780-е - 1790-е г.г., иллюстрируют графические материалы различные по своему характеру. Здесь приводятся чертежи самого Ч.Камерона, неосуществленные работы архитекторов, оказавших влияние на создание произведений мастера (например ш. Клериссо), а также - и таких листов большинство - различные фиксационные и инженерные чертежи, связанные с постройками и градостроительными начинаниями в Софии. Преобладание последних определяется тем, что авторские изображения зданий, возводившихся в Софии в большинстве своем утрачены, однако благодаря длительным архивным исследованиям удалось обнаружить материалы, свидетельствующие об облике ряда забытых или малоизвестных построек Софии и Царского села в конце ХУШ - начале XIX в. Это чертежи церкви, существовавшей рядом с Агатовыми комнатами, почтового двора, присутственных мест, нескольких домов в Софии. Безусловно, приводятся изображения зданий различного уровня: от великолепного по своему художественному качеству комплекса почтового двора Ч.Камерона, до спроектированного кем-то из инженеров предельно утилитарного фабричного корпусе. Также даются три рисунка (два - Д.Кваренги, один М.Воробьева), показывающие существенные для нас панорамы некоторых частей ансамбля. Планировочные материалы свидетельствуют о развитии градостроительной концепции Софии, документируют местоположение отдельных зданий. Особый интерес представляет чертеж, показывающий совместно ансамбль Царского села, Софии, прилегающие деревни, сеть дорог - посколько говорит о комплексности подхода к планировке всего данного района. В целом все эти материалы призваны возможно более полно иллюстрировать облик ансамблей, создававшихся Ч.Камероном, а также характер архитектурной среды, в которой находились его постройки.
Так называемый "адмиралтейский" период творческой биографии Ч.Камерона характеризуют чертежи Ораниенбаумского морского госпиталя, галерных сараев. Также приводятся проекты церквей, в связи с которыми в диссертации ставится вопрос о различных вариантах проекта Андреевского собора в Кронштадте. Завершает приложение портрет Ч.Камерона, выполненный А.О.Орловским в 1809 г. - единственное сохранившееся изображение, свидетельствующее о последних годах жизни архитектора.