Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологические концепты глубинной психологии Богуславская Юлия Александровна

Философско-антропологические концепты глубинной психологии
<
Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии Философско-антропологические концепты глубинной психологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богуславская Юлия Александровна. Философско-антропологические концепты глубинной психологии : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ростов н/Д, 2004 142 c. РГБ ОД, 61:05-9/143

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философско-методологические аспекты классической глубинной психологии 16

1.1 Глубинная психология: открытие новых горизонтов психики 16

1.2 У истоков глубинной психологии: обозначение перспектив и тенденций исследования психики человека в концепции Джеймса 28

1.3 Революционный прорыв в психологии: открытие Фрейдом бессознательного. «Натуралистический» философско-антропологический концепт 34

1.4 Аналитическая психология Юнга: от индивидуального бессознательного к коллективному. «Мистический» философско-антропо-логический концепт 58

Глава II. Трансперсональная психология как одно из направлений современной глубинной психологии. «Трансперсональный» философско-антропологический концепт 84

2.1 Измененные состояния сознания. Трансперсональный подход к психике 89

2.2 Принцип «позитивности» по отношению к здоровью личности 105

2.3 Проблема самотрансценденции в рамках трансперсональной психологии. Личность как многоуровневая структура 107

2.4 Эпистемология трансперсональной психологии 124

Заключение 129

Библиографический список использованной литературы 134

Введение к работе

Актуальность исследования

Прошлое человечества богато разнообразными историческими событиями: с одной стороны, войны, катастрофы, неразрешенные проблемы глобального характера; а с другой - достижения в различных сферах: выход в космос, овладение энергией атома и невиданное проникновение в глубинные тайны тела и психики человека. Однако приходится констатировать факт, что вечные загадки и основные вопросы сферы человеческого духа еще далеки от разрешения.

Поэтому актуальность изучения человеческого сознания и психики в современном мире такова, что требует повышенного внимания со стороны науки.

Человеку сегодня, как никогда, необходимо осознать свое место в постоянно меняющемся пространстве Универсума, определить уровень самоидентичности, познать законы и особенности функционирования внутренних психических процессов.

Глубинная психология ориентирована на понимание человека и на построение антропологической модели на базе рассмотрения психической стороны жизни индивида. Различные мыслители, а также философские, психологические школы, изучающие антропологическую проблематику, исходят из различных предпосылок в рассмотрении феномена человека. К примеру, это могут быть социальные, культурные, философские, психологические, биологические, другие аспекты существования человека в мире, а также их совокупность.

Глубинная психология представляет собой такую отрасль знания, где исходным пунктом постижения человека являются его глубинные сущностные характеристики, сердцевина его внутреннего мира. Однако, возможно, именно на этом и заканчивается сходство глубинно-психологических концепций человека.

На наш взгляд, абсолютно правомерно утверждать

антропологичность глубинной психологии, в связи с тем, что теоретическая ее часть направлена на постижение психики человека, а практическая устремлена на решение психотерапевтических задач, что также имеет непосредственное к человеку отношение. Каждая глубинно-психологическая концепция необходимо содержит в себе антропологический элемент или целую совокупность таких элементов.

Проблема человека - самая насущная философская проблема. А философская антропология, занимающаяся данной проблематикой, является междисциплинарной областью философского знания. Как известно, она использует в своих концептуальных построениях достижения различных наук, в том числе и психологии. В связи с этим, нам представляется, что данное исследование является определенным вкладом в развитие теоретических знаний о человеке.

Рассматривая глубинно-психологические концепции, автор пришел к заключению, что каждая из них содержит в себе специфический, неповторимый мир и уникальную реальность, в которой человек занимает определенное место, соотносится тем или иным способом с универсумом и имеет определенную душевную структуру.

Можно сказать, что в рамках глубинной психологии существует определенная антропологическая модель. Однако она не является чем-то однородным, монолитным и не подвижным, напротив, это многогранное, динамичное и в тоже время, целостное образование. В связи с этим, было бы ошибкой полагать, что в глубинной психологии существует один единственный антропологический подход. В данной работе мы попытались выделить основные общие черты, свойственные глубинно-психологическому направлению, как в методологии, так и в ценностно-мировоззренческих характеристиках. Однако, на наш взгляд, справедливо утверждение, что разнообразные концепции в рамках глубинной психологии представляют собой нечто, включающее в себя различные, порой противоположные взгляды на человека.

Наш вывод заключается в том, что не существует единого философско-антропологического подхода в глубинной психологии, но существует глубинно-психологическое понимание человека, которое не является однородным и однозначным по своей сущности концептом. Однако это не умоляет значимости данного подхода. Это скорее, даже не подход, а тенденция или принцип решения антропологической проблематики на основе понимания психической структуры индивида, его функционирования как существа, наделенного внутренним миром. Следует отметить, что относительно научного статуса глубинной психологии существуют различные позиции и мнения. Однако, на наш взгляд, в данном случае не стоит применять обобщающих характеристик в отношении всего глубинно психологического направления, так как оно состоит из значительного числа концепций, рознящихся как по форме, так и по содержанию. Если Фрейд претендовал на научность, то для Юнга это было не столь важно. Гроф полагает, что его система взглядов является не просто научной, а более того, представляющей новое направление в научном знании, новую парадигму. На наш взгляд, это поисковое направление, пытающееся совместить научно-теоретические знания с духовно-практическими составляющими человеческого бытия. Здесь помимо сугубо научных, рациональных методов, применяются также вненаучные и внерациональные способы познания, что с одной стороны, открывает новые рубежи в исследованиях, а с другой, ставит под вопрос научность данного направления в психологии. Также в этой системе взглядов, в теоретической ее части, можно выделить достаточно много концептуальных пробелов, различного рода компиляций. В эмпирической же части отсутствует стабильная статистическая база эмпирических данных, и возникают определенные сомнения по отношению к результативности методов и способов познания. В связи с этим, необходимо объективное и беспристрастное изучение, а также философско-методологическое осмысление данной теоретической системы и ее эпистемологии, что требует определенной доли критичности в исследованиях, но в то же время, следует избегать предвзятого и пренебрежительного отношения к данному направлению современной мысли, ставя под сомнение его право на существование.

В рамках глубинной психологии предпринимается попытка решить ряд риторических вопросов: постичь природу, сущность человека, и, попытаться разрешить его психологические проблемы на практике. Следует заметить, что порой, вопрос о человеческой сущности и природе часто не выделяется как основной, однако различные его аспекты можно увидеть в методологических подходах к человеку и в ценностных характеристиках психотерапии.

Поэтому мы сочли важным и необходимым рассмотрение философско-антропологических концептов в рамках глубинной психологии, или другими словами, анализ теоретических построений представителей глубинной психологии по поводу понимания феномена человека, его психики и внутреннего мира. Концепты это схематические представления, получающие организацию в результате дискурсивной деятельности. Понимание и интерпретация тех или иных терминов и явлений, нацелены не на построение («конструкцию») концепта, а на его реконструкцию, как чего-то существующего самого по себе. Мы выделили три основных философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К. Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.

Научная разработанность

Проблема способов рассмотрения внутреннего мира человека, его сознания, психики в рамках глубинной психологии, в той или иной степени, затрагивается во многих работах, посвященных тематике сознания и бессознательного, а также в историко-философских и историко-психологических исследованиях.

В целом же, проблема рассмотрения образа человека и его внутреннего мира в рамках глубинно психологического направления представляется, на наш взгляд, недостаточно разработанной.

В нашей стране данную проблематику, в разных ее аспектах, разрабатывали Л.С. Выготский, В.В. Налимов, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Какабадзе, Д.И. Дубровский, М.К. Мамардашвили, В.М. Лейбин.

Основным источником исследований глубинно психологической парадигмы: ее категориального аппарата, ценностных установок и методологической специфики стали работы 3. Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, А. Маслоу, К. Уилбера.

Так как специфика данной работы предполагает особое внимание к проблемам сознания и бессознательного, то автор диссертации счел необходимым обзор и вовлечение литературы, в той или иной степени, граничащей с предметом данного исследования.

Литература по теории психоанализа представлена, естественно, самим основателем данного направления - 3. Фрейдом, а также О. Ранком, К. А. Абрахамом, Э. Джонсом, М. Эйтингтоном, Ш. Ференци.

Концептуальные исследования по истории психоанализа были отражены в работах следующих авторов: Ф. Ботторн, Р. Вольхайм, Д. Бэрес, Л. Вэй, И. Джозеф, М. Гротьян, А. Каротенуто, Й. Кремериус, Ж. Лозан, Ж. Массерман, В. Бион, С. Розенцвейг, Э. Сэмуэлс, Р. де Соссюр, М. Треви, Л. Шерток, X. Элленбергер.

Исследовательское поле историков психоанализа традиционно представляет собой рассмотрение биографических данных, личных отношений первых последователей психоанализа, условия и обстоятельства формирования основных идей движения, а также зарождение и развитие идейных разногласий. Как правило, большое внимание уделяется личности основателя психоанализа и аспектам его творческой эволюции.

Отражение становления и формирования аналитической психологии Юнга, а также переработка и развитие его основных идей нашли свое воплощение в трудах следующих авторов: Дж. Хиллман, Ф. Фордхэм, А. Сэмюэлс, А.Стевенс, М. Наги и др.

История гуманистической психологии, ее концептуальные постулаты, повлиявшие на развитие глубинной психологии, нашли свое выражение в работах К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мейливера, М. Фридмана.

В рамках различных тенденций изучения такого феномена в психологической мысли, как глубинная психология присутствует и обсуждается проблема ее практического выражения - психотерапии, а именно ее научного статуса. Это можно найти в работах А. Грюнбаума, Э.Нагеля, К. Поппера, Х.-Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, П. Рикера и др.

Исследования в сфере глубинной психологии в рамках данной диссертации предполагают обращение к теоретическим основам трансперсонального направления. В связи с относительной молодостью данного направления, и с тем, что оно долгое время не находило никакого отражения в отечественной литературе, материала по его критическому освящению крайне мало. То немногое, что написано, принадлежит, в основном, таким авторам, как В.В. Козлов, В.А. Майков, Ю.М. Сердюков. В своих работах они акцентировали внимание на исторических предпосылках возникновения трансперсональной психологии, на ее концептуальных и методологических аспектах. Кроме того, интересными и полезными для исследования явились работы теоретиков и практиков трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, Ч. Тарт, К.Уилбер, Р. Уолш, Ф. Воон, Д. Голмэн, С. Лаберж, Минделл, Дж. Энглер, Э. Сутич, М. Мерфи, К. Ринг, Р.А. Макдермотт, П. Рассел, Д.Элджин, С. Криппнер и др.

Для раскрытия поставленной проблемы в диссертации используются также работы Л.Б. Баженова, И.И. Ильина, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, А.И. Ракитова, В.С, Швырева и др., касающиеся методологических проблем науки.

Таким образом, очевидно, что имеется большое количество проведенных исследований, в интересуемых нас аспектах. В данных работах затрагиваются различные стороны становления, формирования и развития глубинно психологической парадигмы, а также освящаются ее основные концептуальные и практические проблемы . Особый интерес для цели диссертации представляет работа В.Л. Какабадзе «Теоретические проблемы глубинной психологии», в которой автор проанализировал теоретические и методологические аспекты классической глубинной психологии. Однако мы решили немного расширить исследовательское поле в контексте данной проблематики и проанализировать основные черты и характеристики глубинно психологической парадигмы, затронув не только ее классику, но и современность; а также рассмотреть основные способы понимания психики человека и выделить философско-антропологические концепты в рамках данного направления современной мысли.

Теоретико-методологические основы исследования Современные философско-методологические подходы и концепции в сфере изучения человека и его психики отличаются своим трансдисциплинарным характером. В связи с этим, исследования в сфере философско-методологических оснований глубинной психологии предполагают комплексность, междисциплинарность подхода. В силу своей специфики диссертационная работа опирается на материалы глубинной психологии, включая и трансперсональное направление. В том числе, здесь используются данные различных дисциплин: философии, истории философии и психологии, философской антропологии.

Методологические основания междисциплинарного подхода отражены в исследованиях Л. фон Берталанфи [Общая теория систем. // «Исследования по общей теории систем. М., 1969], Ю. Волкова [Волков, Поликарпов Интегральная природа человека. Р.н/Д., 1992], Э. Мирского [Междисциплинарные исследования в современной науке. М.,1978], Фролова И.Т. [На пути к единой науке о человеке // Природа, 1985, №8].

Именно междисциплинарный анализ предоставляет возможность наиболее детально и полно рассмотреть те взаимосвязи, явления, проблемы, которые затрагиваются в рамках концептуальных построений исследуемого объекта. Однако было бы заблуждением считать, что данный подход является всеохватывающим и подразумевающим всесторонний анализ. Исследование предмета, так или иначе, остается аспектным, так как предполагает рассмотрение либо в когнитивном, объективно - научном ракурсе, либо в ценностно-смысловом поле.

В данном случае поставлен акцент на анализе ценностно- смысловых оснований теоретических конструкций парадигмы глубинной психологии и на рассмотрении ее философско антропологических концептов, несмотря на то, что сами построения выдержаны в рационалистическом духе. С точки зрения ценностно-смыслового подхода, мы предприняли попытку систематизации различных позиций, относительно исследований в сфере глубинной психологии, и, соотнесения их между собой в рамках некоторой единой, более широкой картины.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации заключается в рассмотрении основных способов постижения внутреннего мира человека, его психики в рамках такого направления современной психологической мысли, как глубинная психология. На этой основе также предполагается выделение философско-антропологических концептов, способов понимания человека в рамках данного направления. Концептуальным базисом изучения философско-антропологического осмысления человека явились теоретические построения таких выдающихся мыслителей, как У. Джеймс, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, С. Гроф. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить предмет, основные характеристики и специфику глубинно психологического направления. Выделить основные тенденции ее развития в прошлом и настоящем.

2. Проанализировать теоретико-методологические основания философско-антропологической проблематики в современной глубинной психологии, прежде всего в классической ее части, которая представлена концепциями Фрейда и Юнга.

3. Выделить концептуально-методологические конструкты рассмотрения образа человека в глубинно психологическом направлении, включая трансперсональную психологию.

4. Рассмотреть одну из исторических модификаций глубинной психологии - трансперсональную психологию.

5. Сформулировать и охарактеризовать базисные идеи трансперсонального направления.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - история, становление, и формирование теоретических воззрений на явления психики в глубинной психологии двадцатого века.

Предмет исследования - теоретико-методологические и ценностно-смысловые основания философско-антропологических представлений в глубинной психологии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обозначена специфика концепций Фрейда и Юнга с точки зрения философской антропологии; проанализированы их сходства и различия. Определена значимость и важность их творчества в целом для последующего развития глубинной психологии.

2. Определены и рассмотрены философско-антропологические концепты, явившиеся результатом теоретизирования и осмысления представлений о человеке данных мыслителей.

3. Выделены основные характеристики трансперсональной психологии, проанализирован ее концептуальный аппарат и специфика способов постижения внутреннего мира человека.

4. Проанализированы теоретические воззрения на психику человека и ее структуру таких мыслителей, как К. Уилбер, Ч. Тарт, введены в научный оборот их оригинальные тексты и критика их творчества.

5. Рассмотрено методологическое содержание и эмпирические данные СКО (системы конденсированного опыта) - одного из основных понятий трансперсональной психологии, открывшего возможность более глубоко проникнуть в глубинные содержания сферы бессознательного, и позволяющее выявить причины психических проблем, преследующих индивида на протяжении всей его жизни.

6. В ходе исследования была выявлена и проанализирована v философско-антропологическая модель, представленная в трансперсональной психологии, базирующаяся на «холистическом» подходе к человеку и специфическом рассмотрении его психики.

7. Анализ концепции «спектральной психологии» К. Уилбера, позволил определить данное теоретизирование как интегральную, синтетическую модель роста, развития человеческого сознания, позволяющую объединить взгляды различных психологических школ и приобрести адекватные выводы относительно уровня развития личности, социума, а также возможных путях их дальнейшего развития и терапии.

8. Выявлено, что если концепция С. Грофа относительно человеческой психики имеет больше дескриптивный характер, то система взглядов К. Уилбера являет собой попытку систематизации внутреннего пространства личности. При рассмотрении концептуальных построений К. Уилбера, было выяснено, что автор включает в единый континуум личностного развития духовное, мистическое измерения, как неотъемлемые и высшие стадии такого развития.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Выделяются три философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К.Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и ДР 2. «Натуралистический» философско-антропологический концепт представляет человека механистически, допуская определенный редукционизм в концептуализации личности. Общим в понимании психики Фрейдом и Юнгом являются такие моменты, как рассмотрение психики в виде структурной динамической и целостной системы, а также учет ее таких качеств, как непрерывность и комплементарность.

3. С точки зрения «мистического» философско- антропологического концепта человек рассматривается с позиции целостности его психики, а его бессознательное трактуется как самостоятельная продуктивная деятельность. Развитие личности - динамический, эволюционный процесс, целью которого является обретение собственного пути и как результат актуализация Самости.

4. Трансперсональное понимание человека базируется на рассмотрении личности как многоуровневого и многомерного образования. Человек изначально является целостностью и микрокосмом. Одна из основных характеристик человека - это способность к самотрансценденции. Однако персональность здесь не является абсолютной ценностью. Человеческое бытие имеет два модуса: хилотропныи и холотропныи, диссонанс которых приводит к душевным заболеваниям.

5. В трансперсональном философско-антропологическом концепте, как и в мистическом, значительное внимание уделяется личностному росту, который понимается как эволюционно необходимый процесс и естественная предпосылка психологического и духовного здоровья.

6. Общим положением для глубинно психологических концепций является утверждение, что бессознательная психика имеет динамико- энергетическую природу и понимается как сложная многоуровневая самоорганизующаяся динамическая система. В связи с этим, ее адекватным описанием может быть лишь процессуальное описание. Существенным моментом глубинно-психологической теории является тесная связь теории и практики.

7. Одним из основоположений, характеризующих методологическую парадигму глубинной психологии, является принцип целостности. Рассмотрение человека и его психики в рамках глубинной психологии базируется на понятии единства сознательных и бессознательных процессов. Психика непрерывна, сознание и бессознательное - взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Поэтому познание бессознательной сферы является обязательным условием постижения целостной и единой природы психики.

8. Теоретические заслуги глубинной психологии определяются попыткой понимания и обоснования внутренней природы бессознательного, а также стремлением дать ответ на вопрос о человеческой природе.

Глубинно-психологическое мышление представляет собой способ мышления, учитывающий особенности динамико-генетических процессов психики и, вместе с тем, предпринимающее попытку решать терапевтические задачи определенным способом. Теоретические разработки З.Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, К. Уилбера представляют существенный вклад не только в современную психологию, но и в философскую антропологию.

Научно-практическая значимость исследования

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в области философии, психологии, философской антропологии, а также найти применение в преподавании основных и специальных курсов по этим дисциплинам.

Кроме того, обозначая определенные проблемы в концептуальных конструкциях данного направления, материалы, результаты и выводы диссертации очерчивают направление и перспективы дальнейшего развития избранной темы.

Апробация работы

Основные положения диссертации докладывались с 2000 по 2003 год на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов факультета философии и культурологии РГУ. Также диссертационные тезисы были представлены на Третьем Всероссийском Философском Конгрессе в секции «Эпистемология» и на круглом столе «Наука и паранаука» в октябре 2002 года.

Глубинная психология: открытие новых горизонтов психики

Глубинная психология представляет собой ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. К примеру, она включает в себя такие психологические течения, как психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию, индивидуальную психологию, трансперсональную психологию и др.

Термин «глубинная психология» является обозначением ряда психологических направлений, представляющих среди прочего в своих концепциях идею о независимости психики от сознания и пытающихся доказать данное положение, а также стремящихся выявить глубинное содержание человеческой психики.

Цель глубинной психологии - понимание человека и его мотивации. Исследователи истории психологических учений условно делят глубинную психологию на классическую и современную. Под классической подразумевается творчество зачинателя психоанализа Зигмунда Фрейда и основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга.

В своей работе «Теоретические проблемы глубинной психологии» В. Л. Какабадзе пишет, что классическая глубинная психология представлена трудами таких мыслителей и психологов, как 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг. Классический характер данных концепций состоит в том, что они репрезентируют собой стремление утвердить и провести принципиальную линию, кардинально отличную от существовавшей до этого времени эмпирической психологии.

Л.С. Выготский дает следующую характеристику понятия «эмпирической психологии». «Прежде всего, это понятие чисто отрицательное и по историческому происхождению, и по методологическому смыслу, и по тому одному не может объединять что-либо. Эмпирическая - значит, прежде всего: «психология без души» (Ланге), психология без всякой метафизики (Введенский), психология, основанная на опыте (Геффдинг). Едва ли надо пояснять, что и это по существу отрицательное определение».1

Мы присоединяемся к мнению Выготского, что термин «эмпирическая» в приложении к психологии означает отказ от выбора определенного философского принципа, отсутствие стремления выяснить свои конечные посылки, осознать собственную научную природу. Словом, «эмпирическая» психология хочет включить себя в ряд естественных наук». Основной момент, отличающий две системы взглядов и теорий, по нашему мнению, заключается в рассмотрении человека, его психической деятельности, а также в обосновании статуса психологической науки. Если для эмпирической психологии характерны представления о человеке, отличающиеся своей механистичностью, фрагментарностью и ограниченностью, то глубинная психология содержит в себе тенденции, направленные на рассмотрение человека, как целостности, как совокупности рационального и иррационального, а также отмечает его способность к постоянному самосовершенствованию и неограниченному личностному росту.

Помимо этого, существенная разница между двумя данными системами воззрений, заключается в их понимании и обосновании места и роли психологии.

Эмпирическая психология всегда стремилась к естествознанию, считая психологическую науку его частью. Данная тенденция проявлялась и в методологии. Для глубинно психологических концепций свойственен предельно широкий диапазон различных сфер человеческого опыта и использование данных из них. В тоже время, присутствует мощная направленность именно на гуманитарную сферу науки, как основу их теоретических конструкций.

Кроме того, следует добавить о различном спектре интересов двух парадигм. Для первой сферой ее интересов являлось изучение психо-физиологических характеристик, процессов психики, и преимущество отдавалось естествознанию и психофизиологии в направленности исследований. Круг интересов глубинно-психологических теорий весьма широк и несводим к какому-то ограниченному и единичному предмету. Глубинная психология акцентирует свое внимание не только на изучении психики человека и включенности его в социальный контекст, но и на экзистенциональных проблемах, так как имеет непосредственное отношение к сущностным аспектам человеческой жизни. Однако здесь становится важным вопрос о методологическом аспекте эмпирической психологии. И он неоднозначен. По словам Л.С. Выготского, в понятии эмпирической психологии заключено неразрешимое методологическое противоречие: «это естественная наука о неестественных вещах, это тенденция методом естественных наук развить полярно противоположные им системы знания, т. е. исходящие из полярно противоположных предпосылок. Это и отразилось гибельно на методологической конструкции эмпирической психологии и перешибло ей хребет». Кроме того, важно отметить тот факт, что современной глубинной психологии противопоставляются все те теории бессознательного, которые имели место быть до двадцатого столетия. Философские и психологические труды Лейбница, Гербарата, Каруса и других, базировались на рассмотрении бессознательного психического. «Малое восприятие» Лейбница и «бессознательное представление» Гербарта - это психические качества, не подтвержденные сознанием. Употребляя словосочетание «современная глубинная психология», мы должны иметь в виду, что термин «современная» обозначает не только определенный исторический отрезок времени, но и подразумевает и то, что цель современной концепции бессознательного имеет качественное отличие от цели предшествующих ей теорий. Главной целью современной глубинной психологии является понимание человека и его поведения.

В. Л. Какабадзе считает, что для всех классических концепций глубинной психологии характерно четыре основных значения бессознательной психики: 1) как психической энергии; 2) как определенности, в психическом качестве, которого мы убеждены, но ничего неизвестно об ее онтическом лице; 3) как внесознательного существования сознательно психических содержаний; 4) как неосознанности (непознанности) психики. Очевидно, что глубинная психология предоставляет на рассмотрение новое понимание психики. Теперь сознание, переживание не является единственно возможным вариантом психической реальности, а оно есть манифестация более существенной и обширной части психики, а именно, психической сферы бессознательного. Сознательность - это не единственное свойство психики, но лишь одно из возможных, которое проявляется в отдельные моменты. Таким образом, психика не ограничивается только сознанием, кроме того, последняя существует вне и независимо от сознания. Бессознательная психика является глубиной психики.

У истоков глубинной психологии: обозначение перспектив и тенденций исследования психики человека в концепции Джеймса

Уильям Джеймс внес значительный вклад в развитие трансперсональной теории и глубинной психологии в целом. Он обозначил ряд проблем и вопросов, решение которых в дальнейшем попытались найти в своих исследованиях человеческой психики представители глубинной психологии.

Это был ученый широких интересов. Джеймс Уильям -американский психолог и философ, представитель такого направления, как прагматизм. Родился в 1842 году. Получил прекрасное домашнее образование, которое продолжил в Гарвардском университете.

Как психолог Джеймс стал всемирно известен после публикации его двухтомного труда «Принципы психологии» (1890). Публикация таких работ, как «Воля к вере и другие очерки популярной философии» принесла ему известность талантливого и неординарного философа.

Кроме выше упомянутых работ, к числу наиболее известных трудов Джеймса можно отнести следующие: «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Существует ли сознание?» (1904), «Прагматизм» (1907), «Вселенная с плюралистической точки зрения» (1909). Джеймс-философ не отделим от Джеймса-психолога. Он преподавал психологию, философию, а также анатомию в Гарварде. Мыслитель занимался изучением сознания, в том числе интересуясь его необычными состояниями - от религиозного и наркотического экстаза до явлений метапсихических и спиритуалистических. А в 1892 году он сформулировал цель и задачи психологии как «описание и изучение состояний сознания». 9

У. Джеймс считал индивидуальное сознание непрерывным процессом мышления. Каждая мысль неповторима, и человек не может продуцировать одну и ту же мысль дважды. Он представлял мышление как непрерывный процесс. Отдельные, преходящие мысли или даже обрывки мыслей - это связка или поток непрерывного мышления, связанного с сознанием. Процесс мышления нарушается (прерывается) только в том случае, если нарушается (прерывается) поток сознания. Сознание обладает селективной природой, оно выбирает то, что для индивида наиболее значимо в данный момент.

Также у него встречается в работах упоминание о вариативности состояний сознания - один из основополагающих тезисов трансперсональной психологии. «Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание, по словам Джеймса, есть лишь одна из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой».10

Состояния гипноза, медитации, экстрасенсорные связи -Джеймс обозначал, как альтернативные состояния сознания по отношению к его нормальному состояния бодрствования. «Измененные состояния сознания, - утверждал Джеймс, - могут вызываться гипнозом, медитацией, галлюциногенами, глубокой молитвой, сенсорной депривацией, могут быть следствием острого психоза» и т.п.

Обычное состояние или «бодрствующее» можно охарактеризовать как устойчивым и резким чувством тождественности, то есть присутствует осознание того, кто ты есть, и что ты знаешь. Смещение твердых эго-границ приводит к различного рода отклонениям и нарушениям сознания, психопатологии. При приеме психотомиметиков в некоторых случаях субъекту удается преодолеть границы своего эго и его сознание, и самосознание становятся способными расширяться до состояний, включающих других индивидов и элементов внешнего мира. Исходя из этого, по словам Джеймса, мы можем сделать вывод, что некоторые из различий, которые мы проводим между собой и остальным миром, условны. Он считал, что для описания состояний переживания запредельного более адекватен язык современной физики, которая оперирует такими понятиями, как пространство-время; многомерность пространства и т.п., нежели статический язык ортодоксальной психологии. Необходимо отметить тот факт, что некоторые основополагающие идеи Джеймса легли в основу трансперсональной психологии: как ее теории, так и практики.

К примеру, использование биологической обратной связи (biofeed-back). Здесь подразумевается применение кибернетического понятия «обратная связь» к биологическим процессам. То есть, можно сказать, что осуществляется обратная связь, если человек, владеет информацией относительно процессов, происходящих внутри его организма. Например, прощупывание пульса есть осуществление обратной связи со своим организмом.

Располагая точной и конкретной информацией о физиологических процессах организма, человек может сознательно управлять ими.

Достоверен тот факт, что организму присущи как произвольные, так и непроизвольные функции. При определенной практике эти различия стираются, и индивид оказывается способным контролировать не только произвольные функции, но и непроизвольные. Этим, по словам Джеймса, можно объяснить многие «чудеса» таинственного Востока.

Джеймс представлял волю, как совокупность внимания и «ведения» или желания. Важным фактором в управлении непроизвольными функциями организма у тренированных людей является внимание, а не желание. Желание может быть активным и пассивным. Первое представляет собой определенное состояние сознания - это внимание без усилий. Состояние, в котором человек способен владеть обратной биологической связью. К примеру, сначала человек пытается повысить температуру рук, потом он старается отказаться от самого акта «попытки», и когда человек делает без значительных усилий, он, наконец, овладевает секретом обратной биологической связи.

Еще одной краеугольной частью концепции Джеймса явилась идея об активном и пассивном «волении», которая легла в основу современных практик медитации и аутогенной тренировки, применяемых в трансперсональной (и не только) психотерапии.

Сознание можно сравнить с течением реки, в котором присутствуют несколько течений или потоков. Концентрируясь на одном из них, можно целенаправленно изменять сознание. Если для человека возможно управление чужеродными ему объектами, например машинами, то значит, для него является возможным управление собственной психикой, он может научиться произвольно, изменять и контролировать свое сознание.

Существенно и то, что Джеймс неоднократно подчеркивал значение самосовершенствования. Он считал, что каждый человек имеет врожденную способность к изменению или адаптации системы своих действий, то есть способность «развиваться», достигая новых уровней личности. Кроме того, для сохранения физического и психического здоровья, по Джеймсу, необходима позитивная установка (в трансперсональной психотерапии - этот факт считается аксиомой).

Измененные состояния сознания. Трансперсональный подход к психике

Тема измененных состояний сознания (ИСС), в той или иной мере, затрагивается во многих работах, посвященных проблематике сознания и мозга. Однако наиболее широкое концептуальное исследование ИСС получило развитие в рамках трансперсонального направления, преимущественно в работах Чарльза Тарта и Станислава Грофа.

Здесь, по нашему мнению, будет важным сделать оговорку, что понятие «измененные состояния сознания» применимо к неординарным состояниям сознания, которые не сопровождаются психическими расстройствами.

В феноменологическом плане ИСС можно разделить на три группы: искусственно вызываемые, спонтанно возникающие и психотехнически обусловленные.

К первой категории относятся состояния сознания, возникающие под действием психоактивных веществ или процедур. Вторая группа включает состояния, которые могут спонтанно появляться в обычных условиях (при засыпании, значительном напряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, нормальные роды), а также в необычных или экстремальных условиях (спелеологи, альпинисты и т.п.). К третьей категории относятся состояния, связанные с процессами психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, религиозно-мистическими обрядами в традиционных культурах.

Измененные состояния сознания явились предметом обсуждения в работах Абрахама Маслоу, который называл их «пиковыми переживаниями» и считал их важнейшим фактором в самореализации личности.

«Пиковые» переживания - термин, введенный А. Маслоу, изучавшим мистический опыт и другие подобного рода переживания, которые он рассматривал не как патологию, а как показатель душевного здоровья.

Маслоу соотносит пиковые переживания с опытом мистиков. В рамках современной психиатрии они рассматриваются как патологические, однако, он их считал явлениями, в целом, всегда благотворно влияющими на психику. В результате изучения подобных состояний исследователь пришел к выводу, что данные состояния сознания относятся к категории выше нормы, а не ниже или вне ее.

Следующим аспектом концепции пиковых переживаний А.Маслоу, является утверждение того, что высшие потребности представляют собой важную и имманентную сферу человеческой психики и структуры личности и не могут быть сведены к низшим инстинктам или, наоборот, быть выведены из них. По мнению мыслителя, высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека, и признание этого факта необходимо для любой теории человеческой личности.

Большая часть пиковых переживаний имеет следующие характеристики: - сильные и глубокие позитивные эмоции, родственные экстазу, - умиротворенность и спокойствие, - гармония, чувство единения с Вселенной, - ощущение глубокого знания основания всех вещей, - оценка данного переживания, как чего-то уникального, и невозможность описания данного опыта при помощи слов.

Изучение пиковых переживаний строится на исследовании их частоты и продолжительности, выявлении психо-социальных коррелятов и последствий подобного рода опыта переживаний.

Однако, реальный прорыв, как в накоплении эмпирического материала, так и в его теоретическом осмыслении, осуществили такие представители трансперсонального направления, как Чарльз Тарт, Станислав Гроф, Кен Уилбер, Роджер Уолш и Фрэнсис Воон.

Обычное состояние сознания, по мнению Тарта, не есть нечто естественное или само собой разумеющееся. Это исключительно сложная конструкция, специальное приспособление для взаимодействия со средой и людьми, полезное для одних целей и бесполезное, даже вредное, для других. При ближайшем рассмотрении мы видим, что сознание можно разложить на составные части. Однако эти части функционируют вместе в рамках определенного паттерна: они образуют систему. Хотя компоненты сознания и могут изучаться изолированно друг от друга - пишет Тарт в своей работе «Системный подход к сознанию», - но они существуют как части сложной системы, и для их полного понимания необходимо рассмотрение их системных функций. Точно так же, чтобы понять всю сложную систему сознания, нужно разобраться во взаимосвязи ее составных частей. Именно в связи с этим Тарт называет свой подход к состояниям сознания системным

По мнению мыслителя, понимание состояния сознания как системной конструкции основывается на нескольких теоретических постулатах, опирающихся на человеческий опыт. Прежде всего, постулируется существование базисного сознавания. «Поскольку возможна определенная степень произвольного управления фокусом сознавания, его можно назвать вниманием-сознаванием. Необходимо также постулировать существование самосознавания — сознавания наличия сознавания» - делает вывод Тарт. 57

Следующий ряд постулатов, приводимый автором, характеризует структуры — подсистемы или функции психики-мозга, которые различным образом преобразуют информацию. Психологические структуры обладают индивидуальными характеристиками, определяющими и ограничивающими возможности их взаимодействия друг с другом. «Таким образом, возможности любой системы, состоящей из психологических структур, определяются и ограничиваются, с одной стороны, использованием внимания-сознавания и других энергий, с другой — характеристиками составляющих систему структур. Иными словами, человеческий биокомпьютер располагает большим, но конечным числом возможных форм функционирования».

Принцип «позитивности» по отношению к здоровью личности

Исходным пунктом трансперсонализма является не патологическое состояние психики индивида, а его душевное здоровье. Здоровье здесь понимается не только как отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Кроме того, здоровье предполагает всестороннюю самореализацию, раскрытие творческих способностей и духовного потенциала личности. Также понятие здоровья включает в себя такие компоненты, как полная осознанность, самопонимание и внутренняя полнота личности, служение и помощь другим.

Таким образом, очевидно, что за основу здесь берется позитивный подход к здоровью личности. Ставится ударение на ее здоровом начале, а не патологическом. На наш взгляд, это одно из важных и ценных установок трансперсонального направления. Так как для психоанализа, особенно раннего, главным критерием душевного здоровья выступало отсутствие патологий. Однако, исходным пунктом всего курса психоанализа являлась патология, а значит главной целью считалось избавление от нее. Как справедливо замечает А. Маслоу в своей книге «По направлению к психологии бытия»: «Эта точка зрения ни в коей мере не отрицает традиционную фрейдистскую картину. Напротив, она дополняет и расширяет ее. Проще говоря, Фрейд предложил нам ту часть психологии, которая занимается болезнью, а теперь мы должны соединить ее со второй половинкой - психологией здоровья. Возможно, психология здоровья даст нам больше возможностей для осуществления контроля и влияния на нашу жизнь, а также для самосовершенствования. Возможно, она будет более плодотворна, чем негативно сформулированный вопрос: «Как не болеть?» или «Как не быть больным?», который звучит в современной психологии».65 Больные люди, считает Маслоу, являются продуктом больной культуры, равно, как и здоровые люди - результат воздействия здоровой культуры. Но в то же время, верно и обратное: больные люди делают культуру еще более больной, а здоровые - здоровой. Влияние на здоровье людей, по мнению Маслоу, - это один из возможных способов сделать мир лучше.

Мыслитель отвергает устоявшееся упрощенное понимание различия между здоровьем и патологией, основанное на наличии или отсутствии симптомов. Новый подход исходит из понимания человека как неповторимой и уникальной индивидуальности, а, следовательно, предполагает индивидуальный подход к каждому отдельному случаю. То, что для одного является лекарством, то для другого может быть ядом. Здесь утверждается относительность внутреннего состояния для каждого. Иногда, даже боль, может быть полезной для человека, может явиться предпосылкой для его личностного роста. «Если печаль и боль необходимы для внутреннего роста личности, мы не должны, не раздумывая, кидаться на помощь людям и защищать их, как будто боль - это всегда плохо. Иногда эти переживания могут оказать положительное воздействие и быть желательными с точки зрения достижения позитивных последствий. В этом случае, если мы не проведем человека через боль и защитим от нее, наше поведение обернется гиперзащитой, которая подразумевает неуважение к целостности и 66 внутренней природе человека, к развитию его индивидуальности». Проблема самотрансценденции тесно связана с таким понятием, как самоидентичность, подразумевающим изменения, которые человек может «вместить» без нежелательных трансформаций своих сущностных и природных оснований. На каком-то конкретном уровне исследование пределов модификации личности, в конечном счете, приводит к проблеме идентичности. Вопросы, связанные с идентичностью являются объектом интереса и философии и психологии. Провести четкое разделение, где заканчивается психологическая «юрисдикция» и начинается философская, довольно сложно, если вообще возможно. Майер в книге «Психология личности» (С-Пб, 1996) замечает, что любое положение теории личности имеет отношение к вопросу, что есть человечество, и, кроме того, на позиции психологов влияет их мировоззренческий взгляд на природу человека. Но также верно и обратное, что философские концепции, касающиеся антропологической проблематики, часто опираются на различные психологические концепции.67 Таким образом, проблема идентичности по своей сути, является междисциплинарной. Она аккумулирует различные аспекты человеческой экзистенции: культурные, социальные, исторические и др.

Самотрансценденция одно из базовых понятий трансперсональной психологии, которым обозначаются такие состояния сознания, при которых чувство самоидентификации выходит за рамки обычного самовосприятия и за индивидуальные границы личности. Очевидно, что данное понятие очень условно, так как рассматриваемо только с позиций субъекта, который подвержен данному переживанию. Оно интроспективно и сугубо личностно и не всегда верифицируемо, поэтому требует очень осторожного отношения и глубокого осмысления.

Тем не менее, в данной теоретической системе оно используется достаточно активно и зачастую носит характер исходного понятия для остальных концептуальных выкладок данной системы взглядов.

Обычно самотрансценденция связывается с пиковыми переживаниями и сопровождается такими признаками, как ощущение всеобщей связи субъекта со всем Мирозданьем, человечеством, чувство гармонии и умиротворенности и т.п.

Одним из фундаментальных постулатов трансперсональной психологии, с полной уверенностью можно назвать следующее утверждение, что человеку присуща самотрансценденция или возможность выхода за собственные пределы индивидуального бытия, размыкание личностных границ. И не только личностных, но и культурных и исторических, что немаловажно для философского анализа.

Следовательно, по мере того как мы изучаем сферу собственных интересов, мы выходим за пределы преимущественно личностной ориентации и начинаем видеть то, чем не являемся сами, то, что нас окружает.

Что же трансперсоналисты здесь понимают под термином «эго»? Эго есть совокупность различных я-концепций, собственный образ индивида, его восприятие себя, ролей, в которых он принимает участие, взаимодействуя с другими людьми.

Представители данного направления склонны утверждать, что истинная природа или сущность личности не сводима к такому понятию, как «эго». Именно преодоление индивидуальных пределов, размыкание границ и превозмогание «эго» позволяет человеку обнаружить более глубокие пласты собственного «Я», посредством проживания измененных состояний сознания и неординарных состояний психики.

Таким образом, эго образует подобие центра поля сознания, охватывая эмпирическую личность индивида, выступая тем самым субъектом всех личных актов сознания.

Отношение психического содержания к эго составляет критерий его сознательности, так как содержание не может быть сознательным, если оно не дано субъекту непосредственно. Теоретически нельзя ограничить сферу сознания, ибо оно способно к неограниченному расширению. Однако, практически, сознание всегда обнаруживает свой предел, когда подходит к неизвестному. Неизвестное можно охарактеризовать как то, чего мы не знаем.