Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Генезис и эволюция Церкви Иисуса Христа Святых последних дней 12-67
Глава 2. Анализ вероучений Церкви Иисуса Христа Святых последних дней 68-113
Глава 3. Культовая, внекультовая деятельность и организационная структура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней 114-153
Глава 4. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней на рубеже XX-XXI вв.: современное положение и перспективы развития 154 -174
Заключение 175-179
Список литературы
- Генезис и эволюция Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
- Анализ вероучений Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
- Культовая, внекультовая деятельность и организационная структура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
- Церковь Иисуса Христа Святых последних дней на рубеже XX-XXI вв.: современное положение и перспективы развития
Введение к работе
Актуальность исследования. Новейшая история России, начинающаяся с распадом СССР, ознаменовалась изменениями в политике, экономике, социальной сфере, культуре, которые повлекли за собой изменение положения религии в государстве. Процесс возвращения православием главенствующих позиций в сфере духовного влияния на россиян прошел довольно быстро и безболезненно. Однако принятый еще в 1990 году Закон о свободе совести и религиозных объединениях предполагал плюрализм и равенство возможностей, прав и ответственности для прочих религий, которые получили доступ на постсоветское пространство после принятия этого закона. Появление новых религиозных организаций, в том числе последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (далее - ЦИХСПД) в России был воспринят определенными кругами, как вызов и угроза доминирующей религии и российской государственности в целом. Церковь СПД зарегистрирована в РФ с 1991 года, начав деятельность еще за пару лет до официальной регистрации. Следующие пятнадцать лет интерес к ЦИХСПД в основном был со стороны проправославной журналистики, религиоведов, психологов занимающихся нетрадиционными объединениями, автоматически относившими Церковь в разряд культов и сект,1 нередко тоталитарной направленности. Однако западные идеи толерантности, религиозного плюрализма как неотъемлемые составляющие идеологии гражданского общества и любого современного демократического государства стали постепенно внедряться на государственном уровне в сознание россиян. В связи с этим появилась заин-
Антонов В. Секта мормонов//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. - СПб, 1993. - N П.; Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994.-42 с; Макарова Н.И. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики ...- М.:Издательство «Литература».-1996; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характер. Справочник. Православие и современность. Электронная библиотека Саратовской епархии Русской Православной Церкви, 1997; Религии и секты в современной России. Справочник.-Новосибирск: Информационно-консультационный центр при Соборе Св. Александра Невского -1997; Це-луйко В.М. Психология нетрадиционных религай в современной России.-Волгоград.: ПринтТерра-Дизайн, 2004.; Дворкнн А. Мормоны последних дней: [Электронный документ]// Независимая газета.- 21 апреля 2004 года; Ганюшкина Ольга. Мормоны рвутся к абсолютной власти: [Электронный документ]// Журнал религия.- 15 июля 2002 г..; Дворкии А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематическое исследования. - Н.Новгород: Изд-во "Христианская библиотека", 2007; тересованность в смене отношения и к некоторым религиозным объединениям, в том числе к ЦИХСПД. К ней появился подлинно научный и человеческий интерес, без перепечатки в источниках одних и тех же «страшилок» 90-х гг. XX века. Российские религиоведы постепенно начинают признавать то, что давно стало действительностью для значительной части остального мира: религия, которая в XIX веке бросала вызов общественной морали и государству, сегодня входит в число вполне респектабельных и признаваемых религий не только в США, но и за их пределами. Мормонов уже не считают странной религиозной субкультурой, наоборот, их часто воспринимают положительно — как удачливых бизнесменов, хороших соседей, с крепкими семьями, хранящими традиции, ведущими здоровый образ жизни. Это и не удивительно, т.к. Церковь дала США ряд всеми уважаемых политиков и администраторов, бизнесменов; университет Бригама Янга входит в десятку лучших университетов в стране; Церковь финансирует бойскаутское движе- < ние по всему миру, владеет самым большим хранилищем генеалогической информации, доступ к которой предоставляется вне зависимости от принадлежности к Церкви. В 2002 году в столице штата Юта проходили Зимние Олимпийские игры. Доверие представлять США на международной арене подтверждает легитимность Церкви в обществе США.
Последние годы западные идеи толерантности, религиозного плюрализма, как неотъемлемые составляющие идеологии гражданского общества и современного демократического государства стали постепенно внедряться на государственном уровне в сознание россиян. Не случайно эти идеи так популяризируются российскими властями, общественными организациями и рядом деятелей науки в последнее время. Процесс популяризации связан с ростом насилия в России по отношению к инакомыслящим и инаковыглядя-щим. На сегодняшний день мы< имеем дело с массовой религиозной неграмотностью населения. Вероятно, это беда не только нашей страны, но в данном варианте ситуация усугубляется многовековым доминированием одной религии, как следствие, в обществе отсутствует исторический и культурный з опыт религиозного плюрализма. К этому добавляется безграничная вера печатному слову и телевидению. Отсюда вытекают различные проблемы на межрелигиозной и межэтнической почве.
В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость в объективном изучении и представлении религиозных объединений, присутствующих с некоторых пор на территории России на абсолютно законных основаниях. Это важно для налаживания культурно-религиозного диалога внутри страны с просветительскими и, конечно же, научными целями, т.к. ЦИХСПД являет собой пример современной молодой быстрорастущей деноминации. Девина И.Ві еще в 1994 году в своем научно-аналитическом обзоре отметила: «мор-монизм интересен тем, что дает возможность эмпирически изучить рождение и становление новой религии»1, которой некоторые западные религиоведы пророчат возможность «со временем стать новой мировой религией»2. В связи с этим важное теоретико-методологическое значение имеют проблемы ти-пологизации и определения места ЦИХСПД в отечественной классификации религий, выявление истоков происхождения и конфессиональной сущности ЦИХСПД, которые позволили бы классифицировать данную религиозную организацию в системе христианских конфессий.
Степень научной разработанности проблемы. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней,, как яркое явление американской духовной и светской культуры, привлекала к себе внимание обывателей, писателей и исследователей в США почти с первых лет ее образования: Дж. Г. Бидль описывает преступления реальные и приписываемые мормонам; переселившимся в район Соленого озера, М. Твен в свойственной ему ироничной манере высмеивает быт и учение мормонов, Ч.Диккенс с уважением рассказывает об английских иммигрантах-мормонах, непохожих своей организованностью и внутренней духовной силой, на всех прочих иммигрантов, Г.Стэнсбери в духе путешественника описывает жизнь общины мормонов в Солт-Лейк Си- 1 Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994.- С.40. 2 Скотт К. Мормонизм стремительно распространяется в Латинской Америке: [Электронный документ] (? ...p;id=25623). ти.1 Этот интерес не угасал на протяжении всех 180 лет существования Церкви и на английском языке можно найти большое количество исследований, статей по ЦИХСПД как ее апологетов, так и критиков, (Tanners J&S, Mauss A.L., Bradford MJ, Dyal D.H., Howsepian A.A., Harrison G.T., Key Т., Norwood L.A., Porter L.C., Ostlings R&J., McKeever В., Marguardt M.H. и т.д.).
В тоже время сама Церковь СПД, имея все ресурсы - человеческие и материальные - для научной работы по изучению самой себя, с самых первых лет своего существования активно включилась в процесс написания и издания книг: по истории Церкви: «История недавних гонений мормонов в штате Миссури» (1840г.), Киддер Д. «Мормонизм и мормоны: исторический взгляд на рост и развитие секты Святых последних дней» (1842 г.), «История Общества молодых женщин» (1910 г.), «История Церкви» (1989 г.), «История священства» (1849 г.); о значении храмов и истории их строительства: Тэлмедж Дж.«Дом Бога»; по догматике: «Инструкция для всех с Символами Веры и доктриной Церкви Святых последних дней» (1837 г.), Роберте Б.«Анализ Книги Мормона», «Трактат о Евангелие» (1842 г.), Учения Президентов Церкви; по семейным отношениям: Туллидж Э. «Женщина в мормонизме» (1877 г.), Телмэдж Дж. «Брачные инструкции », Андерсон Дж.М. «История полигамии: фикция и факт» (1979); мормонизм и масонство: Ивинс Э. В. «Отношения мормонизма и масонства» (1934), МакГэвин С. «Мормонизм и масонство» (1949 г.); в 1992 году Церковью СПД издана первая «Энциклопедия мормонизма».
В России ЦИХСПД зарегистрирована с 1991 года и, соответственно, изучение ее началось совсем недавно, поэтому на русском языке по тематике Церкви СПД имеются только единичные научные работы. Первые статьи в различных журналах и газетах начала 90-х гг. XX века были посвящены информации общего характера о Церкви СПД: немного об истории, практике, 1 Бидль Дж. Г. Жизнь мормонов в Юте или таинства и преступления мормонизма: [Электронный документ] ( mormonism/mormonism_bidl.htm); Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. Том 2. Налегке.-М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959; Диккенс Ч. К великому соленому озеру//?//Свобода совести в России: Исторический и современные аспекты.Сборник статьей. Выпуск 6.-М., СПб., 2008 догматике, беседы с первыми российскими мормонами (Устименко Ю. «В гостях у мормонов», Михайлусенко И. «Церковь мормонов», Дремова Г. «Тайна золотых листов», Соколов В. «Апостолы процветания», Синицына Л. «Когда святые маршируют», Федоров В.«Мормоны в России»).
Авторство первого научно-аналитического обзора по Церкви СПД (1994 г.) принадлежит Девиной И.В., в котором она попыталась рассмотреть феномен Церкви СПД с философско-религиозных позиций, делая особый упор на изучение социальной составляющей жизни Святых.
Первая и единственная на сегодняшний день монография по ЦИХСПД написанная Антоненко С.Г. и изданная в 2007 году, затрагивает основные моменты догматики, истории и современной жизни Церкви, а также знакомит с историей распространения в России учения Церкви СПД с середины 50-х гг. XIX века до наших дней.
Основные научные русскоязычные источники по ЦИХСПД представляют собой статьи в научных журналах: Элбакян Е.С. дает общую характеристику Церкви, системы образования; проводит анализ социальных отношений; Чемикосова Т. анализирует публикаций о ЦИХСПД в печатных СМИ, в Интернете, описывает результаты четырехмесячного включенного наблюдения в Казанской общине Святых; Кузнецова Т.Н., приводит описание деятельности Московской миссии ЦИХСПД; Антоненко С.Г. обосновывает историчность и религиозно-философский смысл миссионерской практики ЦИХСПД; Пачежерцев Н.И. рассматривает семью как основную ценность в жизни мормона; также статьи из религиоведческих словарей (Канторов И., Элбакян Е.С), главы книг, посвященных НРД, культам, сектам в современной России (Мухин А.А., Михайлович А.С., Дворкин А., Трофимчук Н.А., Целуйко В.М.), иностранные переводные статьи, в большинстве своем, критикующие вероучения ЦИХСПД (Кэннон Стивен Ф., МакКивер Билл, Уолтере Уэсли П., Скотт Кайли, и т.д.).
Большая часть информации по Церкви СПД на русском языке представлена публицистскими статьями в Интернете, часто весьма сомнительно-
6 го, порой агрессивного содержания, (обвинения в шпионаже, неуплате налогов, краже мертвых душ и т.д.), но отражающего основные тенденции в настроениях российского общества, которые от резко негативных постепенно начинают смещаться в сторону здорового интереса к жизни Церкви (Ганюш-кина О., Шевченко И., Кузьмин А., Дорошенко М., Лункин Р., Тарасов Р.). Информацию о современном состоянии Церкви СПД в США и за их пределами можно почерпнуть из ряда оригинальных русскоязычных, переводных и англоязычных статей (Мехтиев А., Скотт К., Тарасов P., Stack P. F., Понд Э. и т.д.)
Отдельно стоит отметить небольшую группу публикаций в Интернете бывших членов Церкви СПД, в которых они рассказывают об ее организации, таинствах, миссионерской работе, выступают с рядом обвинений в адрес Церкви, с критикой учения, правил церковной жизни и т.д. (Диденко Ю;, Кондратьев Ю., Тарасюк А., Креонский М:)
Монографии Кисловой А.А., анализирующей отношения религии и церкви в общественно-политической жизни США первой половины XIX века, Фурмана Д.Е., рассматривающего і влияние религии на социальные конфликты в США в XVIII-XX вв., Маклофлина У.Г., вскрывающего связь религии и социальных перемен в Америке 1607-1977 гг., статья профессора калифорнийского университета Альбаниз К.Л., затрагивающая тему религиозного плюрализма колониального периода Америки, позволяют провести анализ историко-социальных истоков происхождения и конфессиональной сущности ЦИХСПД. Т.о., на сегодняшний день российская религиоведческая наука только начинает открывать для себя феномен ЦИХСПД. Хотелось бы также обратить внимание, что большая часть литературы научной и публицистской рассматривают самые яркие и вызывающие моменты истории, учения и практики Святых (многоженство, крещение за мертвых, многобожие, Книга Мормона, видение Дж.Смита, тайные ритуалы в закрытых храмах, активное миссионерство). При этом внутрицерковная социальная жизнь, взаимодействие ЦИХСПД с внешним миром, факторы и причины успешного роста
Церкви в ряде регионов мира, психологический и социальный портрет современного российского мормона, сдерживающие факторы роста Церкви в России, Восточной, Западной Европе, Прибалтике, Скандинавии и многие другие вопросы остаются либо совсем не затронутыми российским религиоведением, либо только сформулированы и ждут своего изучения.
Цель данной работы — исследование Церкви Иисуса Христа Святых последних дней как конфессионального феномена в социально-культурном контексте.
Достижение данной цели предполагает решение конкретных задач исследования: -выявить социально-исторические корни и конфессиональную сущность ЦИХСПД; проанализировать труды отечественных религиоведов и определить местом которое отводят ЦИХСПД в современной российской: классификации религий; проанализировать вероучения ЦИХСПД: практикуемые, апокрифичные; рассмотреть культовую и внекультовую практики, организационную структуру ЦИХСПД; - в исторической ретроспективе проанализировать взаимоотношения ЦИХСПД с американским обществом в политической неэкономической сфе рах, тем самым проследить эволюцию церкви от стадии секты к деноминаци- онной стадии, а также выявить факторы, повлиявшие на рост и развитие церкви в ХХ-начале XXI вв.; изучить политику ЦИХСПД в социальной и духовной сферах, результаты которой могут рассматриваться как факторы, влияющие на рост ЦИХСПД и ее жизнеспособность; проанализировать психологические причины привлекательности ЦИХСПД для её последователей; -наметить социальный портрет российского мормона и причины, сдерживающие рост числа адептов нетрадиционных для России религий, в том < чис-
8 ле и рост ЦИХСПД.
Объектом исследования является Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.
Предметом исследования выступает ЦИХСПД как конфессиональный феномен. Нас интересует исторические процессы социализации и легитимации Церкви в обществе, современные факторы и причины жизнестойкости Церкви СПД, позволяющие ей рассчитывать на дальнейший активный рост и расширение своего влияния в отдельных регионах мира.
Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании были использованы общенаучные методы, сравнительно-исторический, аналитико-описательный методы, системного, каузального и структурно-функционального анализов, применен ряд социологических методов, а именно, включенное наблюдение, интервьюирование.
Основной метод сбора эмпирических данных - включенное наблюдение, позволяющее представить социальный и психологический потрет современного российского мормона, познакомиться лично с культовыми практиками, понаблюдать за отношениями членов Церкви в формальной и неформальной обстановках, определить степень приятия норм и правил поведения, декларируемых Церковью, выявить факты, подтверждающие переход Церкви на новый организационный уровень, определяемый в религиоведение как «деноминация».
Неформальное интервьюирование российских мормонов имело своей целью выявить мотивацию выбора ЦИХСПД и причины, по которым они остаются ее членами.
Научная новизна исследования определяется тем, что выполненная работа является одной из немногих в отечественном религиоведении попыток изучения ЦИХСПД как конфессионального феномена. . В рамках исследования: -исследованы социально-исторические корни, происхождение ЦИХСПД и ее конфессиональная сущность; изучены мнения российских религиоведов относительно места ЦИХСПД в отечественной классификации религий; систематизированы вероучительные представления Святых; в результате анализа политической, экономической, социальной моделей поведения ЦИХСПД и задач, стоявших перед церковью, выявлены три исторических этапа ее жизнедеятельности; выявлен ряд факторов, влияющих на рост ЦИХСПД в отдельных регионах мира, в том числе проанализирована экономическая политика Церкви как фактор ее успешной выживаемости в прошлом, настоящем и будущем; исследован вопрос мотивации выбора в пользу ЦИХСПД ее последователями; намечены социальный портрет современного российского мормона и причины, сдерживающие рост нетрадиционных для России религий, в том числе и рост ЦИХСПД;
Основные положения диссертации; выносимые на защиту;
Изучение социально-исторических корней и конфессиональной сущности ЦИХСПД подтверждает ее происхождение от американских протестантских деноминаций.
Анализ трудов российских религиоведов, изучавших ЦИХСПД, выявляет общую тенденцию классификации церкви как маргинальной протестантской деноминации. На наш взгляд, исходя из определения маргинального протестантизма, а также опираясь на анализ исторических корней и связей с протестантской теологией и практикой, ЦИХСПД типологически может быть отнесена к маргинальному протестантизму.
На основе анализа политической, экономической, социальной моделей поведения ЦИХСПД можно выделить три исторических периода в ее жизнедеятельности после гибели Дж.Смита: 1) период обособленности (1847 - 1880-е гг.); 2) период ассимиляции (конец 1880-х - до начала 1960-х гг.); 3) период духовной обособленности (с 1960-х гт. до наших дней).
Успех Церкви СПД во многом определил грамотный менеджмент со вре- мен Бригама Янга и до наших дней. Одну из основных ролей в феномене роста ЦИХСПД играет ее экономическая политика. Опыты Церкви в области организации экономики общины привели их к наиболее рабочей модели -рыночной, позволяющей добиться высокого уровня благосостояния, как для отдельного человека, так и, как следствие, для Церкви в целом; экономическая взаимопомощь и программы по поддержанию благосостояния позволяют ЦИХСПД не только пережить трудные времена, но и выглядеть привлекательнее на фоне других религиозных организаций в США, странах Латинской Америки, Азии, Африке, Тихоокеанском регионе.
Активная благотворительная деятельность Церкви СПД стала еще одним фактором, положительно влияющим на имидж ЦИХСПД в мире, фактором, дающим Святым ощущение сопричастности общечеловеческим устремлениям к гуманным ценностям и психологической удовлетворенности от процесса помощи ближнему.
Будущее любой Церкви зависит от числа молодых последователей в ее рядах. Понимая это, руководство ЦИХСПД значительное внимание уделяет воспитанию и образованию подрастающего поколения через различные церковные программы религиозного и светского содержания.
Одна из основополагающих причин успешного роста Церкви лежит в области психологии человека. Численной рост ЦИСХПД начинается на волне очередного американского ривайвела 60-70 гг. XX века, т.к. даже будучи уже неновым религиозным движением для США, ЦИХСПД соответствовала личностным исканиям и духовным потребностям, предъявляемым молодой частью общества к религии. В последующие десятилетия Церковь СПД культивирует такую среду, которая удовлетворяла бы потребности человека от самых низших до самых высших.
9. В ближайшем и отдаленном будущем в России не ожидается значительного численного роста ЦИХСПД. Для этого есть различные причины, которые коренятся в культурно-исторических и религиозных традициях, связывающих российское общество с православием и некоторыми другими религиями,
11 отсутствии религиозной культуры в целом, религиозного плюрализма, доминировании материальных ценностей над духовными, а также в чисто психологических причинах, таких как неготовность к активной религиозной деятельности, к ограничению себя строгими требованиями морали и различного рода запретами, консерватизма в отношении принятия нового и т.д.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование частично восполняет существующий пробел в изучении нетрадиционных для России религий.
Сделанные теоретические выводы могут быть использованы для дальнейшего анализа феномена ЦИХСПД, как собственно религиозного явления, так и как успешного социального проекта, с работающими методами и приемами управления, экономическими программами, программами религиозно-светского содержания, методами работы с молодежью и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации, теоретических положений и выводов для дальнейшего развития религиоведческого и культурологического анализа феномена ЦИХСПД как примера современной активно растущей Церкви. Внедрение материалов и результатов исследования может быть осуществлено в публикациях учебно-методических и учебных пособий по религиоведению, истории религии, спецкурсов, также исследование может быть полезно при подготовке городских и общегосударственных просветительских программ по воспитанию толерантности в российском обществе.
Апробация работы: Отдельные результаты диссертационного исследования были изложены автором в публикациях, а также были представлены и обсуждались на следующих международных конференциях: «Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии» (2008 г.); «Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии» (2009 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 192 страницах. Список литературы включает 142 наименования.
Генезис и эволюция Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Начать исследование Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД) как религиозного и социокультурного явления нам видится целесообразным с рассмотрения вопроса ее социально-исторических корней. Происхождение ЦИХСПД, на наш взгляд, напрямую связано с особенностями религиозной жизни США второй половины XVIII — первых десятилетий XIX вв., которая имела самые тесные связи с социально-общественными отношениями.
В колониальной Америке, вероятно впервые среди христианских государств, претворилась в жизнь идея религиозного плюрализма. Внутри протестантизма это был плюрализм относительно близких друг другу вероисповеданий, организованных по принципу самоуправляемых религиозных общин. Однако религиозная терпимость была характерной чертой американской духовной культуры практически на всех этапах существования США, как в качестве самоуправляемых колоний, так и организованного государства. Колонисты прибывали из разных стран с разными религиозными традициями. Жители первой постоянной колонии в Джеймстауне, созданной в 1607 году в Вирджинии, официально принадлежали к Англиканской церкви. Их англиканство было настолько строгим, что в течение десятилетия после 1610 года, согласно законодательству Виргинии, пропуск трех воскресных богослужений подряд карался смертной казнью. Одновременно с этим переселенцы в Плимутской колонии в Новой Англии (1620 г.) и в Колонии Мас-сачусетского залива (1630 г.) были пуританами - членами двух реформаторских групп (конгрегационалисты и пресвитериане). Мэрилендская колония первое время был преимущественно католической; в Пенсильвании проживала колония квакеров, немецкие протестанты (меннониты, окунанцы и моравские богомолы) селились в Пенсильвании и в других местах. Нью-Йоркская колония официально считалась англиканской, однако в ней мирно сосуществовали католики и протестанты (голландские реформисты французские кальвинисты, немецкие лютеране, конгрегационалисты Новой Англии, квакеры и баптисты), она также стала местом поселения первых иудеев. Род-Айленд стал родиной последователей баптизма после того, как Роджер Уильяме основал колонию в 1636 году. Где бы ни появлялись немецкие и скандинавские переселенцы, возникали большие общины лютеран и кальвинистов. Также не стоит забывать и о коренном населении Америки, с которым колонистам и, впоследствии, жителям США, так или иначе приходилось контактировать. Большое количество индейских племен с разнообразными племенными верованиями также были частью религиозной жизни США. С появлением рабства эта пестрая картина только расширилась. Большинство рабов были привезены из Западной Африки, Конго, Анголы, исповедовали ислам и следовали разнообразным традиционным африканским религиям1.
Однако при всем религиозном многообразии, США во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. являли собой государство с преимущественно протестантским населением. К этому времени в США насчитывалось несколько десятков протестантских деноминаций, из которых выделились несколько наиболее крупных и влиятельных: конгрегационалисты, пресвитериане, баптисты, методисты, англиканцы, германские лютеране, голландские и германские реформаты, квакеры.
При таком религиозном многообразии государство может эффективно функционировать только в условиях религиозной терпимости и отсутствия государственного покровительства в отношении того или иного религиозного объединения. Идеологической цементирующей основой для всех жителей США должны были стать общие американские ценности, где религиозная вера граждан приветствуется, даже скорее обязательна, но вот каким образом она исповедуется, дело совести самого гражданина.
Такой религиозный плюрализм и терпимость создавали благоприятные условия для появления новых религиозных групп, которые могли спокойно сосуществовать с уже имеющимися до тех пор, пока они не противоречили закону и общеамериканским ценностям. Эту особенность американской системы отмечает Д.Е.Фурман в книге «Религия и социальные конфликты в США»: «...хотя в любое данное время то или иное вероисповедание и может считаться «неамериканским» и «нереспектабельным», в американской буржуазной системе ценностей, включающей высокую ценность любой религии и свободу вероисповедания не заложено никаких ограничений для расширения круга вероисповеданий».1
Стимулом к возникновению новых религиозных групп можно считать еще одну особенностью духовной жизни США - повторяющиеся с периодичностью религиозные подъемы, получившие название «ривайвелов» (от aHDi.revival - пробуждение, духовное возрождение). Религиозные пробуждения характерны были не только для духовной жизни США, известны и некоторые европейские ривайвелы, но они, кроме разве самой Реформации, не имели такой силы и влияния на общество, как в США. Уильям Г. Маклоф-лин, автор книги "Возрождение, пробуждение и реформа: очерк о религии и социальных переменах в Америке, 1607-1977 гг." выделяет три периода Великих пробуждений в американском обществе: 1730-1760, 1800-1830, 1890-1920 гг. Нас, в данном случае, интересует Второе пробуждение, которое как раз приходится на детские и юношеские годы первого Пророка Церкви Дж.Смита Мл. В «Драгоценной жемчужине», одной из канонических книг ЦИХСПД, Дж. Смит рассказывает о влиянии этого пробуждения на его семью и его самого: «Я часто думал об этом, понимая, что я, более чем кто- либо, нуждался в мудрости Божьей, ибо как мне поступить, я не знал и никогда не мог бы этого узнать, не удостоившись большей мудрости, так как учителя религии различных сект понимали одни и те же священные писания так различно, что их толкование Библии не имело к себе никакого доверия». Духовный раскол пролёг через семью Джозефа: его родители первоначально находились под влиянием конгрегационализма, потом разочаровались в местных проповедниках, затем Люси Смит и трое ее детей вступили в пресвитерианскую общину (Джозеф Ст. и остальные дети, включая Джозефа Мл., не поддержали этот выбор). Семья пророка в эти годы жила в неболь-шом городке Пальмира, штата Нью-Йорк, западную часть которого современники Второго ривайвела называли «пылающим» округом, поскольку там особенно интенсивно действовали ривайвелисты. Это были проповедники разных протестантских деноминаций, которые кочевали из города в город, из деревни в деревшо с пламенными проповедями, призывающими покатятся в грехах, вести праведную жизнь, вспомнить о предназначении Америки и его жителей в деле спасения человечества. Такие коллективные проповеди пробуждали в людях эмоции и укрепляли веру, также это было необходимо для того, чтобы простые люди вступали в новые религиозные группы или во-зобновляли свою активность в прежних. У.Г. Маклофлин пишет, что Вели- . --кие пробуждения стимулировали развитие американской нации и способствовали развитию у американцев чувства их национальной уникальности.3 «Национальный пафос Великого пробуждения способствовал закреплению в массовом сознании политического мифа об исключительности исторической судьбы американского народа. Усиленно пропагандировалась ривайвели-стами идея, будто американцы - это уникальная нация, избранная Богом для усовершенствования мира и реализации в нем идеалов «царства божьего».4
Анализ вероучений Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Девятый постулат Символа веры Святых последних дней гласит: «Мы верим во всё, что открыл Бог, во всё, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он ещё откроет много великого и важного, касающегося Царства Бо-жия».
ЦИХСПД всегда считала себя Церковью живого откровения. Связь Святых с Богом не прекращается с тех пор, как Бог-Отец и Сын впервые в 1820 году явились юному Джозефу Смиту, и каждый последующих Пророк, уверены Святые, имеет этот удивительный дар непосредственного общения с Богом. Критика самой возможности живого откровения в наши дни только укрепляет веру Святых в этот дар. Нет пророка в своем отечестве. Если прочитать библейских пророков, то современники не принимали всерьез их откровения, поносили и преследовали пророков. И только время спустя откровения ветхозаветных пророков принимались за истину. Джозеф Смит замечает, что «в древние откровения мы верим, потому что наши отцы следовали им, но новые откровения нам не нужны».1 Так же в свое время евреи не приняли учение Христа. Будущий второй Президент Церкви и Пророк Бригам Янг на одной из ранних конференций сказал: «У нас есть записанное слово Бога, говорящее о Его работе почти от начала мира до наших дней. И я знаю, что, по сравнению с живыми глашатаями, эти книги ничего не значат для меня; эти книги не несут слова Бога, относящиеся непосредственно к нам, в отличие от слов Пророка или человека, владеющего1 Святым Священством в наши дни среди нашего поколения. Я предпочел бы иметь живых глашатаев, нежели все, что написано в книгах».2 При этом конечно же, вне зависимости от времени получения откровения, все они, начиная со времен Джозефа Смита, фиксировались письменно и образовали одну из книг канона Священных Писаний Церкви Святых последних дней. На сегодняшний день в традиционный канон Святых входят: 1. Ветхий Завет и Новый Завет. 2. Книга Мормона, Новые Свидетельства об Иисусе Христе. 3. Учения и Заветы. 4. Драгоценная Жемчужина.
Также источниками, раскрывающими вероучительные представления Святых являются учения Президентов Церкви, их публичные проповеди и выступления на Генеральных конференциях, воззвания к миру, труды Высшего руководства Церкви, журнальные статьи официальных изданий Церкви («Лиахона», «Ensign») и т.д. Однако, так или иначе, все эти значительные по размерам и скромные труды опираются на фундамент канонических для Святых книг, на которых мы остановимся подробнее. а) Новый и Ветхий Заветы
Ряд критических высказываний в адрес Святых, касаются их неуважительного отношения к Библии, а точнее предпочтение ей Книги Мормона. «...я уверен, многим из вас приходилось слышать, будто мормоны не христиане, потому что у них-де своя Библия — Книга Мормона. Всякому, кто так заблуждается, мы говорим: .. .мы верим, чтим и любим Библию. У нас действительно есть дополнительные Священные Писания, в том числе и Книга Мормона, но она поддерживает Библию и никогда не занимала ее место».1 Восьмой пункт Символа веры Святых гласит: «Мы верим, что Библия — слово Божье, поскольку она переведена правильно...». В самой Книге Мормона довольно много реминисценций из Библии, и в трудах руководителей Церкви, статьях Генеральных конференций, журнальных статьях и т.д. можно найти много библейских цитат.
С самого начала Святые в качестве канонического издания пользовались Библией Короля Иакова. В 1830 году Джозеф Смит начал работу над вдохновенным переводом этой Библии, объявив, что в классическом переводе существуем множество ошибок, сделанных переводчиками и переписчиками. Трехлетний труд получил название «Библия в переводе Джозефа Смита». Сотни фрагментов из этого вдохновенного перевода Джозефа Смита сейчас включены в Библию в переводе короля Иакова, изданную Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. В 1979 году Церковь издала новую англоязычную редакцию Библии в переводе короля Иакова. В текст нового издания были добавлены сноски, представляющие собой перекрестные ссылки на Библию, Книгу Мормона, Учение и Заветы, Драгоценную жемчужину. Огромный тематический указатель и библейский словарь дают полезную информацию для Святых, изучающих свои Священные Писания. Эта редакция содержит новые заголовки всех глав и включает в себя выдержки из вдохновенного перевода Библии короля Иакова, сделанного Джозефом Смитом. б) Книга Мормона, Новые Свидетельства об Иисусе Христе.
Восьмой пункт Символа веры продолжается словами: «...мы также верим, что Книга Мормона — слово Божье».
Летописи книги Мормона охватывают период времени от 600 г. до Р.Х. до 421 г. после Р.Х. История начинается переселением семьи Легия из Иерусалима, который в скором времени был захвачен вавилонянами, на американский континент. Здесь старшие сыновья Легия, Нефий и Ламан после смерти отца окончательно разрывают отношения, и последующие века представляют собой историю духовной и военной борьбы потомков сыновей Легия нефи-тов и ламанитов. Войны шли с переменным успехом, который зависел от послушания или непослушания Богу нефитов, народа угодного перед лицом Бога. На фоне этой гражданской борьбы разворачивается история духовного пути нефитов: следование откровениям и призывам пророков, впадение в греховность и новые духовные подъемы, провозвестие и ожидание прихода воскресшего Христа, как кульминация Его приход и проповедь среди нефи-тов. Нефитам Христос явился после Воскресения и повелел им основать Церковь. Забыв о завете с Богом, нефиты в конечном счете перестали ходить стезей Божьей, истинная Церковь исчезла, распалась. В 400 году по Р.Х. произошли последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма Кумор, в котором погибли все нефиты, за исключением сына пророка Мормона Морония. Он закончил летопись между 400 и 421 годами и скрыл её под холмом Кумор до того времени, когда появится человек, которому Бог откроет ее местонахождение.
В общем и целом, красной нитью в Книге Мормона проходят две основные идеи: послушание Богу и провозвестие пророками прихода Христа на американский континент после Его воскресения.
Книга Мормона, по словам Джозефа Смита, была выгравирована на золотых пластинах или пластинах металла подобного золоту и включала в себя четыре вида листов:
1. Листы Нефия двух видов: Малые Листы, посвященные преимущественно духовным вопросам и Большие Листы, описывающие мирскую- историю племен того времени.
2. Листы Мормона, которые представляли собой сокращенную версию Больших Листов Нефия, сделанную Мормоном с его комментариями. Эти Листы также содержали продолжение истории народа, написанной Мормоном и дополненной его сыном Моронием.
3. Листы Ефера, которые описывают историю Иаредитов. Во времена строительства Вавилонской башни Иаредит с братом, семьями и друзьями покинули свои земли, переплыв море оказались на американском континенте, годы процветания сменялись годами раздора и войн и, в итоге, Иаредиты самоистребились в результате внутренней вражды. Записи, описывающие эти события были сокращены Моронием, который вставил свои собственные примечания и соединил их с общей историей под названием Книга Ефера.
Культовая, внекультовая деятельность и организационная структура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
В структуре религии выделяют два вида религиозной деятельности: внекультовую и культовую. Культовая деятельность направлена на установление связей со сверхъестественными силами через выполнение как простых действий (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники). Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др., к средствам культа относятся культовые здания и культовые предметы. Внекультовая деятельность в практической сфере реализуется посредством миссионерства, преподавания богословских дисциплин в учебных заведениях, различного рода имиджевые мероприятий, пропагандирующих религиозные взгляды через печать, радио, телевидение, религиозных мероприятий: семейных, в смешанных контактных группах и т.д.1 Религиозной деятельность ЦИХСПД представляет собой комплекс разнообразных культовых и внекультовых практик, в которых соединились элементы традиционного и реформированного христианства со специфическими практиками, присущими только ЦИХСПД. Культовая деятельность ЦИХСПД.
Частью повседневной культовой практики Святых является молитва. Три основных формы вознесения молитвы, характерные для христианства в целом, практикуются также и Святыми: индивидуальная, семейная, коллективная.
В Нагорной проповеди Иисус Христос учил: "...войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" {от Матфея 6:6). Эта часть Нагорной проповеди дублируется в Книге Мормона, 3 Нефий, 13:6. Учение и Заветы дают следующие наставления практического характера относительно индивидуального молитвенного акта: «По крайней мере каждое утро и каждый вечер постарайтесь найти уединенное место, где вы сможете сосредоточиться. Преклоните колени в смиренном общении с вашим Небесным Отцом. Хотя иногда вы можете молиться безмолвно, приложите особые усилия, чтобы время от времени молиться вслух» (Учение и Заветы 19:28; 20:51). После произнесения молитвы советуют сосредоточиться и прислушаться к себе, поскольку в ответ на искреннюю молитву Господь сам или через Святого Духа наставляет или утешает стоящего на коленях. Ответы на молитву приходят по-разному. Часто они приходят через тихий, кроткий голос Святого Духа, который человек слышит внутри себя, через какие-то обстоятельства, складывающиеся в жизни, через поступки окружающих людей. Семейная молитва установлена Христом следующими словами Книги Мормона: "Молитесь вместе с вашими семействами Отцу, и всегда во имя Мое, дабы ваши жены и дети могли иметь благословения" (3 Нефий 18:21). Святым советуют каждое утро и каждый вечер вместе со своей семьей становится на колени и произносить семенную молитву. Продолжительность и содержание такой молитвы могут быть разными, в зависимости от потребностей. Молитва родителей в присутствии детей должна отличаться по содер- жанию и по времени быть более короткой, чтобы их не утомить, родители предлагают каждому члену семьи произнести молитву вслух, по очереди, по указанию председательствующего, которым, как правило, бывает отец - носитель священства. В отсутствие отца руководит молитвой мать, а если оба родителя отсутствуют, старший из детей.
Коллективная молитва практикуется на общих собраниях, занятиях семинарии, института, семейных вечерах, при освящении храмов, на конференциях и прочих мероприятиях, проводимых Святыми.
В практике Святых молитвы играют важную роль, предваряя и завершая все религиозные и большинство нерелигиозных мероприятий, текстуально они - в чистом виде импровизация, со словами благодарения. По- скольку произнести молитву публично может любой желающий, данное действие не предполагает наличия в человеке дара красноречия, глубокой мысли или мудрости в словах, скорее вдохновение. Однако, чаще перед общими мероприятиями заранее определяются два человека, читающие вводную и заключительную молитвы для упрощения организационного процесса.
Таинства, признаваемые таковыми Церковью СПД, представляют собой смесь традиционно христианских таинств в собственной редакции со специфически присущими только данной Церкви. Их можно разделить на две группы: храмовые, проведение которых возможно только в стенах храма (крещение за мертвых, запечатывание брака на вечность, запечатывание детей к родителям, облачение) и те, которые проводятся в Домах собраний или просто на природе (крещение, дарование Святого Духа, рукоположение, причащение).
Как и все христиане, Святые верят, что крещение - первое таинство, которое вводит крестящегося в лоно Церкви. Это первый шаг на пути, который подразумевает веру, раскаяние, крещение огнем и Св.Духом, претерпевание до конца, и ведет к отпущению грехов, наследованию Целестиального Царства и вечной жизни. Без крещения невозможно спасение: «И кто верует в Меня и крестится, тот будет спасен...А тот, кто не верует в Меня и не крестится, будет осужден». (3 Нефий 11:34-35). В подтверждение весомости слов Книги Мормона Святые приводят слова Христа к Никодиму из Нового Завета: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (от Иоанна 3:5).
Культовая, внекультовая деятельность и организационная структура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
За всю историю существования христианства, было множество его модификаций, ответвлений, существенный процент которых не выдержал проверку временем и исчез вместе со своими создателями или в течении жизни, оставшихся после лидера, последователей : Община Онеида (XIX в.), Братство новой жизни (XIX в.), гармонисты (XIX-XX вв.), и т.д. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не только успешно вышла из проблемы внезапно погибшего лидера, но и серьезно укрепила свои позиции за последующие 150 лет, вырастя в крупную американскую деноминацию. Статистика последних лет показывает, что каждый год в мире в среднем появляется примерно 250 000 новых мормонов (2008 г. - 265 593 (из них 123502 -дети), 2007 г.- 279 218 (из них 93 638 - дети), 2006 г.- 279 845 (94 006 - дети), 2005 г. - 243108 (93150 - дети), 2004 г. - 241 239 (98 870 - дети). Исследования в США показывают, что численность мормонов в штатах последнее десятилетие сохранятся примерно на одном уровне 1,4-1,7 % (данные разных американских институтов)1. Численный рост Церкви идет в основном за счет Латинской Америки (Бразилия, Мексика), Африки, Азии, тихоокеанского региона. Встает вопрос, каким образом религиозная группа в 30 человек, а именно столько их было на момент основания Церкви в апреле 1830 года, сумела вырасти в Церковь с численностью 13 508 509 человек (данные на конец 2008 г.), причем основной численный прирост приходится на последние 40 лет? В чем феномен такого роста и в чем заключена привлекательность Церкви для ее последователей и пополняющих ее ряды?
На основе проведенного в предыдущих главах анализа истории становления и развития Церкви, отношений с властями и окружающим социумом в политической, экономической, социальной и духовной сферах можно выделить ряд факторов, которые способствуют успешной выживаемости Церкви:
Гибкий менеджмент. Первое что бросается в глаза при изучении истории Церкви, ее взаимоотношений с государством, ее экономической и социальной политики - это особая роль руководства, которое сумело провести Церковь через все бури и проблемы XIX-XX вв. с наименьшими потерями и с наибольшими выгодами в каждой конкретной ситуации. Приходится признать, что во многом успех Церкви определил грамотный менеджмент со времен Бригама Янга и до наших дней. Церковь зарождалась классическим образом для христианских и прочих религиозных сект. Во главе ее стоял харизматичный лидер - Джозеф Смит, который по воспоминаниям самих мормонов и немормонов, обладал качествами, увлекающими за ним людей и заставляющими поверить в его идею. По всей видимости он был мощным духовным лидером и в меньшей степени хорошим руководителем Церкви. Он оставил основные духовные труды, на которые опирается Церковь (Книга Мормона, Учение и Заветы, Драгоценная Жемчужина, Вдохновенный перевод Библии короля Якова, Учение Джозефа Смита), заложил вероучительные основы Церкви, правила жизни, которыми мормоны руководствуются по сей день, практику миссионерства, как основу пополнения рядов Церкви, но при его управлении и он сам и его последователи испытывали серьезные трудности экономического и политического характера. Им постоянно приходилось бороться за выживание на тех территориях, куда их направляла рука Дж.Смита. Постоянные столкновения с местным населением, стычки с властями, экономические неурядицы, связанные с потерей собственности на только-только обжитых землях, расколы внутри самой Церкви, массовый отток адептов — все это грозило губительно сказаться на жизни Церкви и, в об щем, она могла повторить судьбу прочих протестантских сект, захирев в последующие 20-50 лет. Однако, на счастье Дж.Смита, его помощником был Бригам Янг, который, судя по историческим данным, не был силен в вопросах духовных, но был хорошим организатором, управленцем. Те догматы, которые появились или развились при нем (учение об Адаме-Боге, многоженство, официально признанное и провозглашенное при Янге), имели короткую жизнь, данных свыше переводов он не делал, но именно его стараниями Церковь удержалась от серьезного раскола еще при жизни Смита, и от распада после его смерти. Можно сказать, что он положил начало череде успешных и умных руководителей, которые грамотно вели и ведут Церковь на протяжении всего периода ее существования.
Экономическое процветание. Смена идеологической парадигмы в современной России не мешает признать действенность марксистской модели, в которой экономика является базисом социальной жизни общества, все остальные отношения (политические, религиозные, правовые и т.д.) - надстройкой над экономикой.1 Политику ЦИХСЦЦ в экономической сфере мы разбирали в первой главе, из ее анализа напрашиваются два основных вывода: 1) опыты Церкви в области организации экономики общины привели к наиболее рабочей модели - рыночной, позволяющей добиться высокого уровня благосостояния, как для отдельного человека, так и, как следствие, для Церкви в целом; 2) экономическая взаимопомощь и программы по поддержанию благосостояния позволяют ЦИХСПД не только пережить трудные времена (Великая депрессия 30-х, мировой кризис последних лет), но и в некоторых странах выглядеть привлекательнее на фоне других религиозных организаций: «...В продуктовом магазине епископа Джима Гудрича нет кассового аппарата: продукты здесь не продаются. Аккуратно выложенные на полочках сыр, молоко, фрукты и овощи бесплатно раздаются нуждающимся прихожане, которые входят в число...представителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней».1 Естественно такой почти коммунистический идеал реализуется благодаря налаженным внутрицерковным экономическим программам, и особое впечатление производит на людей в странах с большим процентом бедного населения (Латинская Америка).
Работа с молодежью. Будущее любой Церкви зависит от числа молодых последователей в ее рядах: от тех молодых людей, кто по рождению принадлежит к Церкви, по выбору родителей или собственному выбору. Все эти категории рано или поздно сталкиваются с проблемой проверки своего выбора, и в этой ситуации, если церковная жизнь не удовлетворяет разноуровневые духовные потребности молодого поколения, она рискует потерять свой потенциал в лице этого поколения.
Согласно результатам исследования, проведенного одним из американских институтов в 2007 году, примерно 70 % молодых мормонов выбирают для себя религию своих родителей, остальные 30 %, либо становятся атеистами, либо присоединяются к другой Церкви.
Руководство ЦИХСПД,, сталкиваясь с данной проблемой, отлично понимает необходимость активных действий в решении этого вопроса здесь и сейчас, поэтому значительное внимание уделяет воспитанию и образованию подрастающего поколения, через различные церковные программы религиозного и светского характера, которые сочетают в себе приемы прямого обучения с рекреационными приемами, а также позволяют молодежи просто повеселиться, пообщаться со сверстниками, близкими им по идеалам, приобрести какие-то дополнительные навыки, которые могут пригодиться в обычной жизни и будущей профессии. В первую очередь хотелось бы упомянуть об эффективном развитии у молодежи коммуникативных и управленческих навыков в рамках церковных программ.