Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Куликовская Ольга Борисовна

Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр")
<
Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр")
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Куликовская Ольга Борисовна. Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр") : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 1999 180 c. РГБ ОД, 61:99-19/20-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Формирование личности ребенка в школе. Роль урока музыки в выполнении этой задачи 9

1.1 Формирование личности ребенка в период обучения в школе 9

1.2 Предмет "музыка" в школе и его роль в деле воспитания личности ребенка 19

1.3 Личности о развивающий смысл игровой деятельности человека 23

Глава 2 Основные положения и принципы методики "Детский оперно-хоровой театр" 31

2.1 Передовой опыт музыкально-эстетического воспитания в зарубежных странах 32

2.2 Предмет пение по методике хорового театра - музыкально-эстетическая практика школы 39

2.2.1 Принцип "Фольклорной игры" (вовлечение в хоровую практику учащихся младшей школы- работа с непоющими) 39

2.2.2 Принцип "Хорового театра" (средство вовлечения в хоровую практику учащихся средней школы) 55

2.3 Принцип "Мысленного представливания". Повышение культурного уровня школьников путем практического ознакомления с мировой хоровой классикой 66

Глава 3 Основы индивидуальной работы с учащимися по методике "Детский оперно-хоровой театр" (отдельные портретные характеристики) 71

Глава 4 Экспериментальная проверка психологической валидности методики "Детский оперно-хоровой театр" 93

Заключение 118

Литература 123

Приложение : 131

Введение к работе

Актуальность исследования в значительной степени определяется социальными задачами. В системе общественного образования достаточно формально решается проблема воспитания личности ребенка. Особенно мало внимания уделяется формированию культуры поведения, моральных и нравственных критериев.

Наблюдая за поведением детей в школе - манерой общения с учителями и сверстниками, играми на переменах - нельзя не заметить ряда психологических отклонений, проявляющихся у многих школьников в комплексах физической зажатости, интеллектуальной пассивности, повышенной тревожности, некоторой развязности. Подобные психологические "недуги" являются предметом серьезных размышлений педагогов и психологов, так как негативно сказываются на здоровье и успешности обучения детей. Все настойчивее звучит призыв педагогической общественности к "внутренней терапии школьной среды". Школа нуждается в создании оптимальных условий для продуктивного обучения в сочетании с универсальными средствами массового воспитания.

Необходимым звеном в личностном развитии ребенка является обращение к творчеству, которое улучшает жизненный тонус и работоспособность, стимулирует оригинальность и гибкость мышления, развивает фантазию. Однако, для воспитания личности ребенка недостаточно реализации творческих потенциалов. Накопление интеллектуального и творческого багажа без воспитания нравственности часто формирует в человеке разрушительные в личностном плане чувства собственной исключительности и превосходства над другими людьми. Чтобы дать полноценное развитие

наметившемуся ростку человечности в виде эстетического отношения к
действительности, необходимо педагогическое воспитание собственно

нравственной жизненной ориентации ребенка.

Одним из традиционных школьных предметов, обладающих гигантскими возможностями духовного воспитания и творческого развития детей, является пение. Практическое хоровое пение, как форма коллективного творчества, благотворно влияет на поведение человека, уравновешивая его эмоциональную сферу.

Актуальность данной работы - в принципиально новом подходе к проведению уроков "музыка" в общеобразовательной школе, заключающемся в формировании, помимо профессиональных музыкальных способностей, личностных качеств, соответствующих законам нравственности, а также - в целенаправленной работе по раскрытию творческой индивидуальности ребенка и предоставлении возможности развития его творческого потенциала. Педагогическая работа строится с учетом различий в способностях между детьми, а также смены творческих потребностей учащихся различных возрастных категорий. Этим обусловливается возможность индивидуального подхода к решению проблемы формирования личности в условиях массового обучения.

Цель работы - создание в рамках эстетического цикла школьных дисциплин такой методики преподавания музыки, которая бы не только формировала у учащихся музыкальные способности, но и помогала адаптации ребенка к школе, раскрытию его творческого потенциала, воспитывала такие личностные качества как способность к сопереживанию, доброта, человечность.

Гипотеза.

Мы исходили из предположения, что составленная определенным образом методика преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе может способствовать не только музыкальной подготовке учащихся, но и развитию у них творческих способностей и созданию условий для переживания личностного благополучия. Это может быть достигнуто благодаря сочетанию приемов эстетической профессиональной подготовки и воспитания нравственных основ личности. В основе такой методики может лежать театрализованная форма занятий, опирающаяся на творческую фантазию ребенка и его стремление к сопереживанию сценическому персонажу.

В работе выдвигались следующие конкретные задачи:

1. Разработать такую методику преподавания пения в школе, которая
помимо решения профессиональных задач, помогала бы творческой
самореализации и личностному развитию ребенка.

2. Апробировать методику "Детский оперно-хоровой театр" и
проанализировать ее психологическое воздействие на развитие личности детей,
имеющих различные музыкальные и индивидуальные особенности.

  1. Изучить влияние театрализованой хоровой игры на развитие личности ребенка.

  2. Определить средство психолого-педагогической помощи в творческой самореализации учащихся.

  3. Изучить роль творческой фантазии в развитии нравственных основ личности у ребенка.

6. Провести экспериментальную проверку психологической валидности методики "Детский оперно-хоровой театр", в связи с изучением ее влияния на адаптацию ребенка к школе, развитие творческих способностей и некоторых личностных характеристик.

Объект исследования - творческие способности и личностные характеристики учащихся.

Основной предмет исследования - методика преподавания пения в общеобразовательной школе "Детский оперно-хоровой театр".

Новизна и теоретическая значимость исследования.

Создана оригинальная методика преподавания пения в общеобразовательной школе ("Детский оперно-хоровой театр"), которая, помимо формирования музыкальных способностей, ориентирована на раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание нравственности как фундамента его личностного развития.

Выявлен и экспериментально исследован личностно развивающий смысл игровой деятельности ребенка в условиях занятий по методике "Детский оперно-хоровой театр". В ней учтены творческие запросы детей различных возрастов. Доказано, что психолого-педагогический эффект игры, ее развивающая сила заключается в осознанном стремлении к сопереживанию сценическому персонажу ролевой игры.

В работе теоретически раскрыты положения о существовании двух форм фантазии: объективной - направленной на помощь окружающим людям и субъективной - основанной на культивировании собственных интересов в ущерб интересам других. Показано, что от соотношения объективной и субъективной

форм фантазии зависит нравственное здоровье как отдельного человека, так и общества в целом.

Методика раскрывает новые практические пути психолого-педагогического воздействия на снижение субъективной и развитие объективной формы фантазии. Показано, что переживание катарсиса сценической хоровой игры может быть педагогически усилено направленностью на развитие объективной формы фантазии в виде сопереживания положительному персонажу.

Практическая значимость исследования.

Методика имеет непосредственное практическое значение для решения важного вопроса формирования личности ребенка и раскрытия его творческого потенциала. Она может быть использована в практике преподавания уроков музыки в общеобразовательных школах, домах детского творчества, школах искусств.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Разработанная оригинальная методика "Детский оперно-хоровой театр", построенная на синтезе ролевой игры и хорового пения, является развивающей гуманитарной дисциплиной, которая не только обеспечивает развитие музыкальных способностей, но и способствует раскрытию творческого потенциала ребенка и переживанию личностного благополучия.

  2. Учет индивидуальных различий детей в музыкальных творческих возможностях, а также личностных особенностях создает более благоприятные условия для всестороннего развития ребенка в ходе занятий по методике "Детский оперно-хоровой театр".

3. Театрализованная форма хорового пения и активное сценическое
участие детей в занятиях способствует решению задачи творческого и
личностного развития.

4. Целенаправленное формирование у детей стремления к сопереживанию
персонажу ролевой игры в ходе проведения занятий по методике "Детский
оперно-хоровой театр" помогает развитию таких личностных качеств как
доброта, человечность.

5. Занятия по методике "Детский оперно-хоровой театр" способствуют
адаптации детей к школе, снижению уровня тревожности и страхов,
стабилизации эмоциональной сферы, чувства личностного благополучия,
помогают развитию творческой фантазии.

Апробация:

По теме исследования опубликованы 2 статьи.

По материалам исследования были сделаны доклады на заседаниях директоров школ Западного округа (1990-1991).

По материалам исследования сделан доклад на Научно-практической конференции "Образование на пороге XXI века" (Москва, 1997).

Работа прошла апробацию на заседании лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического ин-та РАО (Москва, июнь, 1998).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений (нотно-методичеекого, документального).

Формирование личности ребенка в период обучения в школе

Понятие "личность" в психологической науке трактуется не однозначно.

Для представителей различных западных личностных направлений -У.Шелдона, Ф.Олпорта, К.Роджерса, ААдлера, К.Хорни, Р.Кеттелла, Д Айзенка и др. характерно выведение какого-либо доминирующего начала (психобиологического, биосоциального и др.), которому подчиняются различные психические процессы индивида. Целью таких подходов является попытка объяснить и найти способы регуляции противоречивых побуждений и поступков человека.

Русских авторов, как профессиональных психологов, так и представителей иных специальностей (религиозных философов, ученых, писателей и т.д.), объединяет идея существования некоего нравственного эталона, в стремлении к которому человек переживает пожизненную внутреннюю борьбу между эгоистическими потребностями и общественным долгом (33; 84). "Хорош человек тогда, когда он в борении, и прежде всего в борении с самим собою, когда он в творчестве и готов принять реальность и новое вопреки своим излюбленным теориям и покою", - писал АА.Ухтомский (83,157).

Классики личностного подхода отечественной психологии С.Л.Рубинштейн, Б.Г Ананьев, Д.Н.Узнадзе, а также их последователи (В.ГАсеев, А.В.Петровский, Норакидзе В.Г., Бодалев АА. и др.) понимают личность как итог формирования в процессе общественной жизни социальной активности субъекта, под которой подразумевается соответствие моральным и нравственным законам общества: быть личностью, значит "...быть источником света и тепла для других людей... Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь", - писал С.Л.Рубинштейн (71, 385). Развитие социальной активности субъекта в сторону нравственного роста рассматривается как результат воздействия образования и общественного воспитания, а также существующего общественного строя, эпохи и др. (3).

В.В.Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина рассматривают понятие личность с иной идеологической позиции. Так, представление о личности у В.В.Медушевского основано на понятии человека-творца, реализующего в процессе жизни Божий дар - свои творческие потенциалы. Личностное восхождение понимается в соответствии с антропологией Пустыни - как послушание раскрытия заложенного в каждом из нас дара - Образа и Подобия Божия (48).

Психологические труды АА.Мелик-Пашаева посвящены изучению способностей к художественному творчеству, однако поднятая им проблема высшего Я, как источника, "трансцендентного по отношению к наличным формам конкретной деятельности... и связанного с потенциалом самореализации человека-творца", подразумевает тему нравственности, т.е. существование "трансцендентного" нравственного источника, требующего, как и способности к художественному творчеству, своей "реализации дара" (50,7).

Работы Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской посвящены проблеме развития творческого потенциала детей и юношества на уроках литературы в общеобразовательной школе. Их взгляды во многом перекликаются с концепцией "раскрытия дара" А.А.Мелик-Пашаева. Основное место в исследованиях этих авторов отводится вопросу практического осуществления поставленной задачи с учетом эстетических запросов детей различных возрастных категорий (61).

Обобщая цели личностного развития двух вышеизложенных подходов отечественной психологии и разделяя точку зрения "послушания раскрытия дара", мы в своей работе под понятием формирование личности будем понимать воспитание (выявление) социально активного лица, реализующего в процессе жизни свои творческие потенциалы на основе добровольного стремления к следованию закону нравственности.

Так как практическое осуществление развития личности предлагается в обоих изложенных подходах педагогически: средствами общественного воспитания - в первом случае; созданием общественных условий "самореализации творческого дара" - во втором, - рассмотрим возможности осуществления формирования личности ребенка в процессе общего образования.

Одним из необходимых и важнейших условий стимуляции нравственной установки учащихся является формирование социальной активности в поведении ребенка (67). Социальная активность проявляется в желании ребенка учиться, в сознательном исполнении обязанностей, уважительном отношении к себе, сверстникам, педагогическому коллективу и т.д.

Предмет "музыка" в школе и его роль в деле воспитания личности ребенка

Одним из традиционных школьных предметов гуманитарного цикла,

способным оказать влияние на воспитание личности ребенка по всем трем направлениям (активизация социального поведения, самореализация творческого дара, развитие объективной формы фантазии) является "пение".

Влияние музыкально-эстетического воспитания на успешное психологическое развитие ребенка отмечалось многими авторами.

Выдающиеся психологи, педагоги, музыканты: А.С. Макаренко, Н.И.Сац, В.Н.Мясищев, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова и многие другие отмечали необходимость музыкального воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.

"Музыка - это прежде всего, воспитание человека", - писал В,А.Сухомлинский (78,22). \/ Музыка уравновешивает психическое состояние ребенка, что сказывается в поведении, учебе и общении с другими людьми (60; 8; 20; 23; 27). )/ Доказано положительное влияние музыкальных занятий на регуляцию умственной активности детей (15; 56).

. На музыкальных занятиях развивается эмоциональная и потребностно-мотивационная сфера ребенка, что в свою очередь стимулирует познавательную активность и работоспособность (56; 57).

Богатство переживаемых эмоций способствует развитию эстетического чувства - чувства прекрасного в природе и межличностных отношениях (19; 59; 79).

Таким образом с помощью музыкальных занятий можно воздействовать на формирование личности ребенка: расширяя интрогенную форму поведения детей и активизируя тем самым социальное поведения учащегося. В свою очередь, эстетическое наслаждение от собственного художественного творчества у поющих способствует формированию эстетического отношения к действительности, как ростка нравственной активности человека.

Идея всеобщего музыкально-эстетического воспитания детей в нашей стране выдвигалась еще на рубеже XIX-XX вв. такими выдающимися музыкантами, психологами и педагогами, как А.Рубинштейн, А.Гречанинов, В.Бехтерев, Вик. Калинников, Ю.Н.Мельгунов, Ю.Энгель, А.Маслов и др. (30) Крупнейшие музыкальные деятели начала нынешнего века: А.Д.Кастальский, Б.Л.Яворский, Б.ВАсафьев и выдающиеся педагоги-музыканты В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская, Н.Я.Брюсова и др. ратовали за необходимость преподавание предмета "пение" в русской школе (5; 94). В нем они видели возможность культурного образования народа и развития таких личностных характеристик как патриотизм и эстетическое чувство. Музыкальные педагоги Н.Ветлугина, ОАпраксина, В.Шацкая, НАлександрова, М.Румер, Н.Метлов, В.Колосова, А.Кенеман, Е.Соковнина, Н.Доломанова и др. внесли свой весомый вклад в преподавание пения в школе, обогатив его самостоятельными методиками вокальной работы, слушания музыки и ритмики (2; 4; 14; 43; 90).

В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ уроки музыки строятся на разработанной Д.Б.Кабалевским методике, основное место в которой занимает курс по истории и слушанию музыки (34). Не умаляя достоинств такого подхода к музьпсальнои подготовке школьников, следует отметить, что этого оказывается явно недостаточно. На наш взгляд, ценный теоретический материал, собранный Д.Б.Кабалевским, непременно требует практического дополнения в виде самостоятельного детского творчества (хорового пения).

Известно, что хоровое пение благотворно влияет на поведение человека, уравновешивая его эмоциональную сферу: "Пение - праздник для радующихся, утешение для унывающих, укрощение для страстных. Оно помогает правде, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли...", - писал святой Иоанн Златоуст о воздействии духовного пения.

Накопленный классический детский песенный репертуар несомненно представляет непреходящую ценность для школы.

Передовой опыт музыкально-эстетического воспитания в зарубежных странах

В мировой педагогической практике имеется опыт создания систем всеобщего практического музыкально-эстетического воспитания (Венгрия, Австрия, Германия и др.). Основой каждой из них служат традиции национального музыкального фольклора.

Венгрия - концепция З.Кодая Создатель системы всеобщего музыкально-эстетического воспитания в Венгрии, выдающийся композитор, общественный деятель, публицист Золтан Кодай (1882 - 1967) начинал свою творческую деятельность в годы становления новой венгерской музыки, зачинателем которой выступал вместе со своим другом и соратником Белой Бартоком (1881 - 1945). Музыканты ратовали за национальную характерность родного искусства, стремясь к его утверждению через мир забытой древней крестьянской песни, очаровавшей их своею самобытной красотой. Оба композитора стремились сделать найденные ими сокровища всеобщим достоянием, издавая сборники собранных фольклорных материалов, претворяя национальные образцы в оригинальных сочинениях. Кодай и Барток утверждали, что через понимание национального искусства венгерскому народу откроется красота мировой художественной культуры. В воздействии на национальную культуру лучших веяний искусства зарубежных стран, композиторы видели пути интернационального взаимопонимания и роста творческого самосознания родного народа (98).

С первых же шагов своей музыкально-просветительской деятельности Кодай пришел к мысли, что массовое хоровое воспитание должно начинаться снизу - с детских садов и школ и осуществляться на базе народно-песенного искусства: "Те народные детские считалки, игры, песни, которые на начальном этапе воспитания детей у каждого образованного народа стоят на главном месте, не проникли (в наш детский сад и школу еще и) по сей день", - писал музыкант (36, 30). Целенаправленная работа в области музыкального просветительства привела Кодая к созданию системы музыкального воспитания, основной целью которого, было всеобщее просвещение. Для достижения своей задачи композитор предлагал активное творческое использование национальных песенных традиций, как "наиболее доступного для страны средства" педагогического воздействия (там же, 68). Так, открытый Кодаем, метод релятивной сольмизации, построенный на интонировании попевок древней венгерской песни, применяемый на уроках музыкальной грамоты, в кратчайшие сроки дал блестящие результаты развития музыкального слуха у детей слабых музыкальных данных. Учитывая хоровую природу национальной культуры, Кодай подчеркивал первостепенную важность пения для приобщения народа к музыке и считал, что будущее венгерской массовой культуры неразрывно связано со смешанным хором. Кодай не ограничился словесными призывами, он сам возглавил поход музыкальной общественности в общеобразовательную школу, преподавая детям хор и сольфеджио, сочиняя упражнения и пьесы для хорового исполнения.

После того, как политическое руководство Венгрии приняло на вооружение концепцию З.Кодая, в общеобразовательных школах было введено два урока практического хорового пения еженедельно. Началась массовая подготовка преподавателей. Возникли общеобразовательные школы с музыкальным уклоном, где занятия пения проводятся ежедневно. "Уже сейчас можно сделать вывод, что глубокое, охватывающее весь народ, музыкальное воспитание может быть организовано лишь в школе и детском саду на основе единых принципов и учебных планов. Любые другие факторы, как, скажем, хоровые кружки, циклы концертов для молодежи и т.д. могут лишь дополнить школьное музыкальное воспитание, но не заменить его. Общее музыкальное воспитание... переступает границы музыки и является... эффективным средством формирования личности" (из доклада Тибора Ширана, Венгрия). (54,163).

Принцип "Фольклорной игры" (вовлечение в хоровую практику учащихся младшей школы- работа с непоющими)

Фольклорная ролевая игра наших предков теснейшим образом связана с музыкально-театральным искусством. В этом можно убедиться, обращаясь к различным собраниям русского фольклора. Детское игровое творчество строится на песне: в сборнике П.В.Шейна "Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях и т.п.", в разделе "Детские игры" (т.1) мы находим описания ролевых игр (различных губерний), каждая из которых имеет рифмованный текст, сюжетную линию и подразумеваемую хоровую строчку (11).

Впитывая и подражая жизни взрослых, дети перенимали множество песенных сюжетов: адаптируя их на свой лад - отбрасывая ненужный лирический элемент и превращая поэтическую метафору в увлекательную ролевую игру. В этом состояло коллективное "творческое дело" детей и юношества. Например, хороводная игра "Утушка" (дер. Бедоносово) - молодежный вариант: Девушки становились цепочкой друг за другом и шли по комнате с песней: "Утушка шла, моховая (болотная) шла, по каменью, по заламенью (по бурелому), сама прошла, детей провела, самого маленького ребеночка оставила." После этого первая девушка в цепочке "Утушка" брала за руку стоящую за ней подругу и отводила к одному из парней. Затем снова пели песню. Так продолжалось, пока всех не разводили по парам (53,72).

А вот та же игра в детском варианте: Двое играющих берутся за руки, поднимают сцепленные руки вверх, образуя "ворота". Выбирают ведущего "Утку". Все остальные - "утята". Дети встают цепочкой, взявшись за руки. "Утка" ведет "утят" в ворота с песней: - Утка шла по бережку, серая по крутому, вела деток за собою: - Деточки вы малые, средние, небольшие! Утке некуда пройти кабы в лес, кабы в лес! Только петелька семишелковая затянулася.

На последних словах "Ворота" опускают руки и выхватывают кого-либо из "утят". Тогда становятся втроем в круг, образуя двое "Ворот". "Утка" должна пройти через каждые "Ворота". Поступают так, пока всех не переловят. Последний становится "Уткой" (52,97-98).

Из примера видно, что при внешней схожести сюжета игра приобретает совершенно другое содержание.

"Обработка" творчества взрослых, переделка его в игру было самостоятельным творчеством детей, с которым они справлялись, привлекая свои лучшие силы - "наиболее смекалистых, хватких до игры ребятишек, за которыми тянулись другие, перенимая, обучаясь творчеству игры" (49,157).

Ролевая фольклорная игра являлась своеобразной школой музыкально-эстетического воспитания. Благодаря наличию драматического, театрального и песенного элементов, в народной школе не было неспособных, не играющих, оказавшихся за бортом игры детей - наоборот - личная заинтересованность каждого проявить свой талант, свое дарование, соревновательность в нескольких видах искусства одновременно способствовала попутному развитию неимеющихся талантов. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, делало фольклорную музыкальную школу "зоной ближайшего развития" творческих сил ребенка, стимулом его творчески-индивидуального развития.

Первоочередной целью учителя начальных классов является выявление и развитие способностей ребенка для гармонического развития личности. Средством достижения данной цели может служить создание действенных методик обучения, способствующих как установлению успешного контакта с детьми, так и выявлению их индивидуальности.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе (Методика "Детский оперно-хоровой театр")