Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Исследование творческого потенциала личности в научной литературе 14
1.2. Характеристика процесса развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в вузе . 39
Выводы к первой главе.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. 61
2.1. Конструирование педагогических условий развития творческого потенциала студентов. 61
2.2. Методика процесса развития творческого потенциала студентов в учебно воспитательной деятельности. 80
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы. 102
Выводы ко второй главе
- Исследование творческого потенциала личности в научной литературе
- Характеристика процесса развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в вузе
- Конструирование педагогических условий развития творческого потенциала студентов.
Введение к работе
Диалектический характер действительности обуславливается творческим развитием общества, его жизнедеятельности. Закрепление исторически определенных творческой потребности, средств, методов, целей, сознания, других условий деятельности в структуре целостной жизнедеятельности человека и человеческих коллективов является закреплением самой формы жизни в виде постоянно воспроизводящейся и развивающейся социальной реальности во всех ее моментах. Проблема реализации способностей и полного раскрытия возможностей человека особенно остро встает в период социально-экономической переориентации общества. Развивающийся рынок труда, быстро меняющиеся условия жизни требуют воспитания и развития такого человека, который умеет комбинировать синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, может самостоятельно видеть проблемы и находить способы их разрешения в различных ситуациях, обладает умением видеть новое в старых, знакомых объектах.
Успешное решение такой задачи, как развитие творческих качеств и воспитание творчески мыслящих людей, в значительной степени определяет культурный уровень страны. Сейчас эта задача наиболее актуальна и перспективна, ей придается особое значение и в педагогической теории и в практике подбора и воспитания творческих кадров. Для ее успешного решения требуется новый уровень теоретического осмысления, поиски методов и средств развития творческого потенциала личности. Но состояние научной теории не вполне отвечает своеобразию ситуации, сложившейся в современном обществе. Изменение роли творческой личности в жизни общества вызвало социальную стимуляцию научного исследования творческих возможностей человека. В то же время, темп научного построения путей и способов развития творческого потенциала не соответствует динамике роста потребности в них. Поиски способов развития творческих возможностей вызывают непреходящий интерес у ученых различных направлений науки: философов, искусствоведов, социологов, педагогов, психологов, физиологов.
С философских позиций творческие возможности личности рассматривали Аристотель, И.А. Ильин, Э. Кант, А.Ф. Лосев, К. Маркс, В.В. Розанов, А.Г. Спиркин, Е.Н. Трубецкой, Е.Л. Фейнберг, П.А. Флоренский и др.
Проблему творчества с эстетической, нравственной, социальной и искусствоведческой точки зрения рассматривали М.М. Бахтин, Л.М. Баткин, В.В. Бычков, Г.К. Вагнер, В.В. Ванслов, Б.Р. Виппер, Д.С. Лихачев, С.Г.Петрова, В.Н. Прокофьев, В.А. Разумный, Г.Ю. Стернин и др.
Среди исследований, посвященных познанию творческих способностей в психологии творчества, следует выделить работы психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, А.В. Брушлинского, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, И.Я. Каплуновича, Б.Ф. Ломова, О.И. Никифорова, В.П. Полонского, Я.А. Пономарева, В.П. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона и др.
Проблема развития творческого потенциала в настоящее время более полно разработана и внедрена в практику воспитания и обучения дошкольного, младшего школьного возраста (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Б.М. Неменский, А.А. Меликов-Пашаев, З.Н. Новлянская Д.Б. Эльконин, Е.П. Яковлева и др.). На этой возрастной ступени дается широкая подготовка к творческой деятельности, предоставляется наибольшая возможность для проявления творческой индивидуальности ребенка.
Личность педагога во многом решает дальнейшую судьбу юного поколения. От того насколько успешно и своевременно педагог сумеет осознать и оценить характер социально-экономической переориентации общества, зависит осмысленность и целенаправленность формирования ценностных позиций ребенка. Труды известных психологов и педагогов СИ. Архангельского, И.П. Андриани, Б.З. Вульфова, Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, Л.Ф. Спирина, Л.И. Уманского, и др. являются основой для теоретических и практических исследований развития личности учителя и его педагогического мастерства.
Одной из важнейших задач в подготовке педагогических кадров, в становлении нравственной и интеллектуальной готовности педагога к творческому осмыслению социокультурных ценностей является развитие творческих возможностей студентов. Однако система вузовского образования отличается недостаточной разработанностью проблемы развития творческого потенциала будущих учителей. Усилия руководителей педагогических коллективов, отдельных педагогов в этой области часто носят бессистемный, непоследовательный, необоснованный, с точки зрения их оптимальности, характер. Это приводит к тому, что молодой специалист в самостоятельной жизни часто не умеет творчески решить реальные практические задачи, противостоять тем жизненным явлениям, которые мешают его самоопределению, самореализации, самоизменению, испытывает затруднения в условиях своеобразных профессиональных ситуаций.
Особое значение в формировании тонких душевных качеств, развития творческих возможностей грядущего поколения играет личность педагога-художника. Проблема развития творческих возможностей, поиски новых методов и форм работы наиболее актуальны для художественно-графических факультетов вузов в силу специфики назначения самого факультета. Научными исследованиями отдельных аспектов творческого развития будущих учителей изобразительного искусства занимались Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беды, Г.В. Смирнов, А.Е. Терентьев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Л.Г. Медведев, В.К. Лебедко, Н.К. Шабанов, В.П. Зинченко и др.
Развитие творческих возможностей студента художественно-графического факультета является непременной и неотъемлемой частью учебного процесса. Но сложность задачи заключается в том, что в практике и существующих теоретических исследованиях для развития творческих возможностей студентов художественно-графических факультетов, в основном предлагается использование средств и методов, применяемых в процессе обучения специальным дисциплинам. Проблема развития творческого потенциала в процессе освоения психолого-педагогических, в частности методических, дисциплин рассматривалась учеными лишь в качестве вспомогательной, второстепенной, затрагивалась косвенно, по ходу мысли, связывалась с той или иной, отдельной стороной исследуемого предмета.
Обобщая сказанное, можно отметить следующее: с одной стороны, в педагогической науке и практике активно разрабатываются вопросы развития творчества и творческих способностей личности студента, с другой — анализ литературы и практики, связанных в той или иной степени с проблемами развития творческого потенциала в условиях профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, свидетельствует о том, что в интересующей нас проблеме имеется целый ряд еще не решенных вопросов, требующих основательного изучения.
Таким образом, можно констатировать противоречие между современными требованиями общества к развитию творческого потенциала студента и состоянием разработанности этой проблемы в сложившейся теории и практике высшей школы.
Осознание этого противоречия и оценка творческих качеств личности студента художественно-графического факультета, как наиболее социально значимых, наиболее существенных в его педагогической и художественно изобразительной деятельности, позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин?
Объект исследования — развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.
Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.
Цель исследования — выявить комплекс педагогических условий и методических средств, эффективно влияющих на развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.
При постановке проблемы и цели исследования исходим из гипотезы, основанной на том, что процесс обучения методике преподавания специальных дисциплин будет оказывать эффективное влияние на развитие творческого потенциала студентов при следующих условиях:
— формировании субъектного отношения студентов художественно- графического факультета к процессу творческого развития при обучении методике преподавания специальных дисциплин;
— формировании положительных отношений во взаимодействии между членами группы в процессе совместной творческой деятельности при обучении методике преподавания специальных дисциплин;
— овладении практическими умениями и навыками творческой деятельности в процессе решения учебных задач, закреплении навыков организации творческой деятельности на практике.
Обеспечив указанный комплекс педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, удастся не только наиболее оптимально раскрыть творческие возможности студентов, но и подготовить будущих специалистов к творческому освоению профессиональной деятельности.
Предмет, цели, гипотеза исследования определили его задачи:
— выявить особенности проблемы творчества и развития творческого потенциала личности в существующих теории и практике;
— выявить сущность процесса развития творческого потенциала личности студента в учебно-воспитательной деятельности;
— определить и обосновать комплекс оптимальных педагогических условий и средств их реализации, обеспечивающих эффективное развитие творческого потенциала студента художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.
Теоретико-методологической основой явились современные подходы к решению проблем совершенствования высшего и среднего образования (С.А. Архангельский, С.Д. Никандров, В.А. Сластенин), положения о диалектическом характере социальных отношений (Г. Гегель), психолого-педагогические теории о развитии личности ( К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн ), концепция учебной деятельности (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, В.В. Давыдов, И.П.Иванов, Д.Б. Эльконин), положение о всеобщем творческом характере человеческой деятельности, о специфике явления творчества.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение методических и научных работ по рассматриваемой проблеме, диссертационных исследований, периодических изданий, вузовских стандартов, учебных планов, программ, отчетов председателей ГАК по специальности "изобразительное искусство"; изучение практического опыта обучения на художественно-графических факультетах вузов, художественно-графических отделениях педагогических училищ и в школах; ретроспективное изучение собственного педагогического опыта; наблюдение за учебно-творческой работой студентов, беседы с педагогами, студентами, учащимися, анкетирование; констатирующий и формирующий эксперименты; итоговый анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования стал художественно-графический факультет Костромского государственного университета.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1998 - J 999 гг.) изучалась общетеоретическая литература по данному вопросу, анализ источников и их классификация, определялась база исследования, проходил первичный анализ проблемы на базе художественно-графического факультета Костромского государственного университета.
На втором этапе (1999 - 2000 гг.) проводился планомеренный поиск совокупности эффективных педагогических условий и рациональных средств, методов и приемов развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин. Определены основные исходные положения диссертационного исследования.
На третьем этапе (2001 - 2002 гг.) завершался естественный эксперимент, анализировались, обобщались и оформлялись результаты исследования; осуществлялось письменное оформление текста диссертации.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась системным рассмотрением проблемы, методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования в их соответствии цели, предмету и задачам исследования, личным опытом работы автора в качестве учителя школы, преподавателя вуза, декана художественно-графического факультета, результатами эксперимента на протяжении всех его этапов и корректным использованием различных видов анализа полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем — выявлена сущность развития творческого потенциала как процесса целенаправленного педагогического воздействия на объект развития через систему определенных условий с целью достижения высокого уровня творческих возможностей личности;
— выявлены показатели и разработаны критерии, позволяющие определить уровень развития творческого потенциала в методике преподавания специальных дисциплин;
— выявлены возможности психолого-педагогических дисциплин в развитии творческого потенциала будущего учителя изобразительного искусства;
— определены оптимальные педагогические условия, оказывающие эффективное влияние на развитие творческого потенциала студентов, открывающие возможность субъектного включения студентов в процесс развития творческих возможностей в профессиональной подготовке.
Теоретическая значимость исследования состоит:
— в обосновании роли и значения развития творческого потенциала студентов как необходимого компонента в учебно-воспитательной системе вузовского образования;
— в выявлении и определении возможности развития творческих качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами продуктивных педагогических технологий в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин;
— в использовании ряда положений и идей для оптимизации построения учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективного творческого развития студентов художественно-графического факультета при подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в процесс обучения учебных и методических материалов, программы спецкурса "Педагогическое творчество и методы обучения школьников инженерной графике", эвристических задач и заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, обеспечивающих успешность развития творческого потенциала студентов в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы, рекомендации были представлены, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики, кафедры специальных дисциплин и Ученого совета художественно-графического факультета Костромского государственного университета, на научно- практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной и профессиональной школы, института усовершенствования учителей. Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях факультета ХГФ "Содержание регионального компонента в системе художественного образования Костромской области" (Кострома, 2000), "Научный поиск и художественное творчество в подготовке учителя изобразительного искусства" (Кострома, 2001), на Международной научно- практической конференции "Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе" (Кострома- Москва, 2000), на Первой Всероссийской молодежной научно- просветительской конференции "История науки и техники" (Санкт- Петербург, 2001), на Международном конгрессе "Психология инновационного управления социальными группами и организациями" (Кострома-Москва, 2001), отражены в публикациях.
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при подготовке студентов художественно-графического факультета Костромского государственного университета, художественного отделения Мурманского государственного педагогического института, а также могут быть использованы: при организации в вузе системы творческого развития личности; при создании программ развивающего, нацеленного на творческое совершенствование личности, обучения; на курсах усовершенствования и переподготовки учителей-предметников. На защиту выносятся:
— сущность развития творческого потенциала студентов как процесса целенаправленного и последовательного продуктивного педагогического воздействия, направленного на совокупность имеющихся скрытых возможностей личности в области творчества с целью их раскрытия и реализации;
— система условий учебно-воспитательного процесса, оказывающая существенное влияние на развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета, включает следующее: а) формирование у студента творческой потребности, пробуждающей субъектное отношение к процессу творческого развития при изучении методики преподавания специальных дисциплин; б) процесс развития творческого потенциала проходящий с учетом формирования положительных межличностных отношений, способствующих успешному развитию личности в группе; в) реализация такого хода практических действий, которая целенаправленно воздействует на развитие определенных возможностей в структуре творческого потенциала личности;
— комплекс методических средств, способствующих эффективному развитию творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин, содержит: изучение теоретических основ современных представлений о творчестве и механизмах развития творческих возможностей; формирование положительных взаимоотношений методами: педагогической установки, объединения студентов процессом совместной творческой деятельности, структурирование группы, зависимости в дальнейшем от общего результата индивидуально выполняемых работ; творческое решение учебных задач, включающих поиск вариантов ответов и создание на основе анализа исходного материала, творческого продукта, в котором реализованы: межпредметные связи, интеграция специальных и педагогических способностей, проектирование будущего педагогического воздействия на развитие способностей воспитаника; особым образом организованная педагогическая практика.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Исследование творческого потенциала личности в научной литературе
Социальное воспитание в целенаправленном педагогическом процессе предполагает развитие возможностей людей, включающих знания, образцы поведения, ценности и потенциальные способности.
Понятие "потенция" введено в философию Аристотелем для разделения Бытия на потенциальное и актуальное при решении противоречия, возникающего при определении понятий "сущего" и "несущего", для рассмотрения перехода от не-Бытия к Бытию В переводе с латинского языка "потенция" означает "возможность". Данное понятие в этом значении остается актуальным и сейчас.
Говоря о сущности творческого потенциала в целом, чаще всего исследователи при этом упоминают компоненты, называемые "творческими способностями".
Общая теория способностей развивалась в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Т.И. Артемьевой и т. д. Важнейшие положения теории способностей были сформулированы в этапных статьях Б.М. Теплова (1940-1941 гг.): 1) способности существуют только в динамике, в развитии и 2) существуют способности к определенному виду деятельности.
Еще в 20-е годы ученик В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурский, высказал убеждение, что "способности—это система взаимосвязанных сил, деятельность которых всякий раз обуславливается вполне определенными моментами: наличием или отсутствием внешних и внутренних возбудителей, общим состоянием нервно-психической организации и взаимоотношениями, существующими между отдельными способностями. Способности, даже самые основные—отнюдь не обособленные друг от друга силы или сущности. Это только стороны или части общей нервно-психической организации человека. Правда, они могут проявлять в своем развитии известную независимость друг от друга, чем и обуславливается индивидуальное развитие личности"1
Как отмечает К.К. Платонов, "в числе критериев классификации способностей есть и такой, по которому они делятся на две наиболее существенные подсистемы: актуальные способности, уже проявляющиеся в действительности, и потенциальные, еще не проявляющиеся, не предполагаемые на основе наличия способностей к близким по структуре видам деятельности. Следовательно, потенциальные способности—это, бесспорно, ансамбль свойств личности и, как любые психические явления, ее системные качества как продукты корковой нейродинамики мозга."2
Специальные способности предполагают наличие конкретных возможностей высокоуспешно осуществлять определенные виды деятельности, скажем, в науке, технике, искусствах, педагогике и т. д. Способности характеризуются наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей — умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем. Способности формируются на основе некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей организма, называемых задатками. Задатки— это естественные предпосылки для развития способностей, формирующихся под влиянием определенных условий жизни, практики, воспитания [10],[14],[43],[50]. "Задатки обеспечивают только возможность развития процессуального в личности и ее особенностях, а как это развитие пойдет в действительности, это будет определяться условиями развития личности," — такого взгляда придерживается К.К. Платонов.
На основе теории имеющихся задатков создана концепция дивергентивного мышления Дж. Гилфорда, которое является важнейшим интеллектуальным компонентом творчества. Дивергентивное мышление предполагает, например то, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Идеи Дж. Гилфорда существенно дополнил и развил Е. Торренс в области изучения и психодиагностики креативности. По мнению Е. Торренса, креативность—это общая способность интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению, которую характеризуют обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д.[198].
Концептуальное положение Я.А. Пономарева — творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей, является основополагающим в нашем исследовании.
Соотношение врожденного и приобретенного в процессе обучения и взаимодействия со средой—важнейшая проблема педагогики, которая вызывает дискуссии до сих пор. Также нам представляется очень важной проблема взаимосвязи творческих и специальных способностей и поиск таких путей интеграции в их развитии, при которых они могут стать созидательными силами, основой творческой деятельности. Психологические исследования показали (Б.Г.Ананьев,
Я.А. Понамарев, Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий и др.), что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Считается, что творчество связано с направленностью на поиск "логически возможного" (в отличие от "логически необходимого"), что позволяет приходить к неожиданным результатам. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание невозможно в полном отрыве от чувственного восприятия. Поэтому важное значение в процессе творчества — в любой области деятельности — имеет воображение, т.е. мысленное, пространственное представление и оперирование им.
Характеристика процесса развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в вузе
Развитие — это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека, подчеркивает А.В. Мудрик. Развитие, как процесс и результат социализации, происходит во взаимодействии и под влиянием окружающей среды: "а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека." В основу исследования характеристики процесса развития творческого потенциала студентов легли:
—анализ социальной среды, оказывающей влияние на развитие творческих качеств студентов,
—изучение и анализ существующей нормативной и отчетной документации,
—изучение и анализ учебной деятельности, влияющей на развитие творческого потенциала при подготовке специалиста.
Затруднения, связанные с несформированностью тех или иных творческих способностей студентов, подвели нас к осознанию того, что рассматривать развитие творческого потенциала надо с выявления и развития самых общих предпосылок к творческой деятельности в конкретных социально детерминированных условиях.
Способность к творчеству как к таковому значительно шире, чем способность к педагогическому или художественному творчеству.
Как пишет B.C. Ротенберг, "Гете когда-то сказал, что великий поэт, прежде всего, велик как человек, потом как поэт, значит, велик как личность, что неизбежно может проявиться в любой деятельности.
Государственный университет, в системе которого находится художественно-графический факультет, располагается в одном из самых старинных и красивых городов России городе Костроме. Город, обладающий богатейшей историей, традициями, историко-художественным, архитектурным своеобразием, давно стал, по выражению известного краеведа-историка В.Н. Бочкова "культурным гнездом"2 России. Наличие в городе и области большого числа музеев, выставочных залов, салонов, активной культурной жизни обогащает и развивает у студентов духовные качества, необходимые для успешного развития творческих способностей.
В то же время, несмотря на появление новых тенденций в развитии общества, преобладание патриархального уклада в жизни города, консерватизма, слепого следования выработанным правилам и нормам не являются стимулирующими элементами творческой деятельности. В конечном счете, отмечает Е.Л.Яковлева, "если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону", оказывает сдерживающее, ограничивающее действие на развитие творческих качеств. Реализация потребности в творческом самовыражении, в этом случае приобретает у молодежи уродливые формы.
Если же усвоение культурных ценностей является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста. Добавим, что для создания творческого продукта использование культурных средств должно осуществляться с учетом определенных морально-этических норм. Одним из таких мест, предоставляющих средства для творческого самовыражения, является художественно-графический факультет. Созданный в 1960 году, он имеет свою предысторию и сложившиеся традиции. В 1906 году, в Костроме были открыты классы рисунка и скульптуры, школа, затем в 1934 году учреждено художественное училище, на базе которого и был создан факультет. Зачинателем данной художественно-изобразительной системы выражения творческой индивидуальности являлся А.П. Шлеин. Он закончил художественное отделение при Санкт-Петербургской академии художеств, являлся сторонником строгой академической системы обучения, которая легла в основу изучения специальных дисциплин на факультете. На протяжении многих лет коллектив преподавателей поддерживает эти традиции. На факультете работают высокопрофессиональные специалисты: это—2 профессора, 16 доцентов, 3 старших преподавателя, 2 ассистента. Из них 8 человек являются членами Союза художников России. Все преподаватели, ведущие специальные дисциплины, участвуют в творческой, выставочной деятельности. Этому способствуют созданные на факультете стимулирующие условия, например такие, как наличие зала музея факультета, позволяющего создавать выставочные экспозиции. Творческая деятельность преподавателей, определенный настрой работы в художественной мастерской, регулярные контакты, встречи с художниками города, работа музея, где проходит показ работ не только ведущих художников города и области, преподавателей, но и выпускников факультета, творческих и дипломных работ студентов и т.д., создают на факультете особую атмосферу, благотворно действующую на развитие художественного творчества студентов. В то же время преобладание на факультете специалистов одной и той же художественной школы, следование традициям без учета потребностей времени, категорическое неприятие в изобразительном творчестве методов, отличных от реалистических, отказ от изучения их основ и принципов, безусловно, суживают рамки творческого поиска студентов, ограничивают способы их самовыражения. Согласно требованиям образовательного стандарта, сферами деятельности выпускника — специалиста художественно-графического факультета являются: преподавательская; научно методическая; социально-педагогическая; культурно-просветительская; художественно-творческая деятельность.
Конструирование педагогических условий развития творческого потенциала студентов
Основываясь на концепции педагогики среды и взяв за основу теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и другие исследования, мы считаем необходимым конструировать учебный процесс таким образом, чтобы педагогическое воздействие было направлено наиболее эффективными методами и средствами на развитие творческих способностей.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты диагностики позволили определить концептуальные позиции в исследовании развития творческого потенциала студентов, эти позиции сводятся к следующему:
Во-первых, фундаментальным условием развития интегральных составляющих творческой личности выступает фактор развития ее внутренней среды, активность, потребность в самореализации, осознание ею необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира, поиск новых возможностей существования, то есть превращение студента в субъекта, заинтересованного в самоизменении. Формирование его индивидуальности обуславливает в дальнейшем самоизменение и самосовершенствование, характеризующие его как личность, способную к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. По С.Л. Рубинштейну, проблема самопознания есть, прежде всего, определение своего способа жизни. Эта идея целостного единства личностного и творческого развития человека легла в основу данного условия, где факторами развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Развитие творческого потенциала в творческой деятельности "требует мобилизации накопленного опыта обучаемого, установления им связей между усвоенными представлениями, понятиями, которые ранее им не связывались. В этом случае результаты творческого процесса будут тем более значительными, чем больше будет фонд накопленных знаний и умений".1
Однако, прежде чем студент начнет осознанно относиться к творческой деятельности, необходимо, чтобы у него появилась в ней потребность, необходима готовность студента сознательно предпринимать те или иные действия для развития своих способностей, чтобы ему было предельно ясно, что при этом необходимо делать и для чего. Осознанная потребность всегда должна подкрепляться мотивом и желанием.
Достичь поставленной цели невозможно без знания основ современных представлений о философско-этическом, психологическом и педагогическом аспектах творчества, "каждый творческий человек должен знать и понимать себя, ориентироваться не на сходство, а на то различие, которое определяет его неповторимое своеобразие в среде других."2
Обучение, позволяющее эффективно развивать творческий потенциал, должно включать освоение знаний структуры самого творческого процесса, его основных фаз, составляющих компонентов творческого потенциала, психических основ его развития. Творчество начинается с умения видеть и находить проблемы.
Знания, получаемые студентом в процессе обучения, должны помогать ему осознать глубинные процессы, происходящие в период развития и самоусовершенствования, являться стимулирующим элементом и фундаментом в развитии творческих качеств личности. Нужно особо подчеркнуть давнишнюю истину: правильное решение новой и сложной задачи может найти только тот человек, который уже хорошо владеет теоретической основой дела — знанием и пониманием тонких изгибов души, противоречивости мотивов и протекания его деятельности, знанием как можно "лепить", "кроить" и "сочетать" самым различным образом элементы социальной среды.
Приобретение знаний, умений занимает львиную долю учебного времени и порождает такие проблемы, как утомление, падение активности, мотивации, которое влечет пассивное или активное сопротивление всему навязанному, снижение темпов интеллектуального развития, припятствует творческому поиску. Все эти проблемы предвидел Л.С. Выготский, полагая, что главное — укрепить мотивационно-эмоциональное, личностное начало, поддержать "живую способность к усилению", научить удерживать цель и достигать это не вербально, не через проповеди, а через такую организацию "воспитательной среды", которая может породить побуждение к самостоятельной работе и внутреннему удовольствию от процесса. "Таким образом, воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда".1 Следовательно, преподаватель может целенаправленно развивать творческий потенциал студентов при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим. Для создания развивающей творческой среды, сообразуясь с мотивами, интересами и готовностью студентов к самосовершенствованию, все методы, применяемые для развития творческого потенциала, необходимо стимулировать. К числу стимулов мы относим: доверие, интерес, приоритет, трудность, анализ и важность.
Пробудить стремление к осознанию и достижению объективно значимой цели—развитию творческого потенциала помогает определенный настрой. Целостным механизмом, детерминирующим настрой личности в конкретной ситуации и влияющим на ее поведение и деятельность, является установка. Установка представляет собой целостную настройку психических состояний индивида, являющуюся "своего рода целостным отражением на почве которого, в зависимости от условий, может возникнуть или созерцательное или действенное настроение".1 Преподаватель, поставивший перед студентами цель — развитие творческих способностей, — задает определенный настрой, обращается и воздействует на интимные механизмы личности, которые способствуют поиску резервных возможностей, раскрытию творческого потенциала. Установка влечет за собой переоценку того, что для человека было и стало значимым. Вероятно поэтому сущность понятия установки у С.Л. Рубинштейна, звучит так — занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизации и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.