Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА НА ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 15
1 Духовно-творческие ценности личности как предмет педагогического анализа 15
2 Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности как феномен его профессионального становления 33
3 Проблема педагогического обеспечения ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности в процессе его профессионального становления 55
Выводы по первой главе 72
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА НА ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 75
1 Разработка и реализация интегрированного учебного модуля 82
2 Организация культурно-досугового пространства духовно- творческой деятельности будущего психолога 107
3 Включение будущего психолога в учебно- профессиональные ситуации духовно-творческого содержания 131
Выводы по второй главе 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 181
- Духовно-творческие ценности личности как предмет педагогического анализа
- Разработка и реализация интегрированного учебного модуля
- Организация культурно-досугового пространства духовно- творческой деятельности будущего психолога
Введение к работе
Актуальность исследования. Современные преобразования в России ориентируют профессиональное образование на обновление общих подходов к подготовке специалиста, что отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. В данных документах отмечается, что социально-экономическое развитие страны предполагает формирование кадровой элиты общества, повышение качества профессионального образования, приведение его содержания, технологий обучения в соответствие с достижениями современного общества, потребностями рынка труда. При этом обращается внимание на необходимость преодоления духовно-творческого кризиса в становлении современного специалиста, его утилитарно-прагматических ценностных установок. Данные стратегические задачи определяют направления подготовки будущего психолога. Специальность «Психология» в настоящее время является одной из самых востребованных, так как сложная социально-экономическая ситуация в стране обострила психологические проблемы человека и многие люди нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Новые ориентиры в подготовке современного специалиста и социальная востребованность специалиста-психолога выдвигают в ряд актуальных проблему становления духовно-творческих ценностей будущего психолога в процессе его профессиональной подготовки.
В психолого-педагогической литературе заложены предпосылки решения данной проблемы. Содержание понятия «ценность» большинство отечественных ученых-философов (С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, Е.В.Беляева, Л.П.Буева, Г.Н.Гусейнов, В.М.Видгоф, Б.И.Додонов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, И.Л.Зеленкова, М.СКаган, Н.Н.Лукин, Н.С.Розов, В.П.Тугаринов, И.Т.Фролов, Э.Г.Юдин и другие) характеризуют
4 через выделение ряда признаков, свойственных различным формам
развитого общественного сознания: значимость, нормативность, полезность,
качественность, необходимость, целесообразность.
Отечественные и зарубежные психологи и социологи (Б.Г.Ананьев, Я.Гудечек, А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, А.Д.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, М.Рокич, В.А.Ядов и другие) ценность рассматривают в качестве важнейшего психологического фактора, регулирующего и детерминирующего мотивацию, поведение человека. В работах педагогов (ВА.Караковский, А.В.Кирьякова, Т.И.Петракова, Н.А.Попованова, З.И.Равкин, О.А.Сидоренко, В.А.Сластенин, А.Д.Солдатенков, Г.ИЛижакова и другие) ценности определяются как социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности высоконравственные потребности и осмысленные («философские» по М.М.Бахтину) поступки.
Профессиональное становление психолога в контексте его ценностных ориентации рассматривается Л.Ф.Алексеевой, Н.Ф.Бачмановой, Т.А.Верняевой, Л.А.Григорович, В.Н.Дружининым, Э.Ф.Зеером, В.Н.Карандашевым, Е.А.Климовым, А.К.Марковой, В.С.Нургалеевым, Б.И.Сарсенбаевой, Н.Т.Селезневой, Д.И.Фельдштейном и другими учеными. Возрастающая роль ценностных ориентиров психолога, выступающих критерием его профессионализма и становления отмечается Г.С.Абрамовой, В.А.Беляевой, Н.В.Мартишиной, Т.В.Певчевой, А.П.Черных и другими. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема становления духовно-творческих ценностей будущего психолога в процессе его профессиональной подготовки не являлась предметом специального педагогического исследования. Ее постановка связана с решением ряда противоречий между:
-возросшей потребностью общества в возрождении российской духовности и подготовке специалистов, внутреннюю основу профессиональной деятельности которых составляет система осознанных и личностно принятых духовно-творческих ценностей, и недостаточно
5 выраженной ориентацией профессионально-образовательных программ на
подготовку такого специалиста;
-потребностями высших образовательных учреждений в подготовке психолога, ориентированного на духовно-творческие ценности профессиональной деятельности, и недостаточно разработанным научно-педагогическим обеспечением данного процесса;
-стремлением будущего психолога к успешному освоению профессиональной образовательной траектории и недостаточной ориентированностью на духовно-творческие ценности, выступающие детерминантами его профессионального становления.
Таким образом, в науке накоплены значительные знания и созданы определенные предпосылки, необходимые для решения данной проблемы. Однако изучение педагогических условий ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности в процессе его профессионального становления не являлось предметом специального рассмотрения. Это обусловливает выбор темы данного исследования: «Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности». Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать педагогические условия ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности в учебно-воспитательном процессе вуза.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в вузе. Предмет исследования: педагогические условия ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности.
Гипотеза исследования: ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности будет осуществляться эффективно, если в учебно-воспитательном процессе вуза реализуются в единстве и взаимосвязи педагогические условия:
- разработка и реализация интегрированного учебного модуля, направленного на информирование будущего психолога о духовно-творческих ценностях, что способствует осознанию и принятию им данных
ценностей как профессионально значимых;
- организация культурно-досугового пространства духовно-творческой
деятельности будущего психолога, способствующего выражению его
духовно-творческих предпочтений;
- включение будущего психолога в учебно-профессиональные
ситуации духовно-творческого содержания, предполагающие его
профессиональную самореализацию в соответствии с духовно-творческими
ценностями.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать «духовно-творческие ценности» как предмет
педагогического анализа, выявить их сущность и конкретизировать
содержание данного понятия.
2. Проанализировать ориентирование будущего психолога на духовно-
творческие ценности как педагогическую стратегию.
Изучить педагогическое обеспечение ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности в процессе его профессионального становления.
Разработать и реализовать интегрированный учебный модуль, направленный на информирование будущего психолога о духовно-творческих ценностях и способствующий осознанию и принятию им данных ценностей как профессионально значимых.
5. Организовать культурно-досуговое пространство духовно-
творческой деятельности будущего психолога, способствующее выражению
его духовно-творческих предпочтений.
6. Включить будущего психолога в учебно-профессиональные
ситуации духовно-творческого содержания, предполагающие его
профессиональную самореализацию в соответствии с духовно-творческими
ценностями.
7. Реализовать и проверить в процессе опытно-экспериментальной
7 работы эффективность взаимосвязанных педагогических условий
ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности.
Методологическую основу исследования составили подходы:
аксиологический, опирающийся на теорию социальной природы ценностей
(С.Ф.Анисимов, Б.И.Додонов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов,
М.С.Каган, В.П.Тугаринов), отражающий их педагогический смысл и
раскрывающий принципы становления ценностных ориентации специалиста
(Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянов);
антропологический (Б.Г.Ананьев, Б.СБратусь, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев,
ВЛ.Слободчиков) и гуманистический (Е.В.Бондаревская, А.Маслоу,
К.Роджерс, В.Франки, М.И.Шилова), обеспечивающие организацию
исследования с учетом достижений комплекса наук о духовном и творческом
становлении человека.
Теоретическими основами исследования явились: научные труды в
области профессионального становления специалиста-психолога
(Л.Ф.Алексеева, Л.А.Григорович, Э.Ф.Зеер, Е.АЛСлимов, А.К.Маркова,
В.С.Нургалеев, Б.И.Сарсенбаева, Н.Т.Селезнева, Д.И.Фельдштейн); работы,
раскрывающие сущность и содержание ценностных аспектов его
профессиональной деятельности (Г.С.Абрамова, Н.Ф.Бачманова,
В.А.Беляева, Т.А.Верняева, В.Н.Карандашев, Н.В.Мартишина, Т.ВЛевчева,
АЛ. Черных); концепции, отражающие духовно-творческое становление
личности (В.В.Игнатова, Н.Н.Лукин, С.Н.Орлова, В.Г.Рындак, Л.Б.Соколова,
В.Д.Шадриков); исследования педагогических стратегий (П.Я.Гальперин,
В.В.Игнатова, В.С.Нургалеев, И.А.Зимняя, А.Д.Солдатенков); идеи
модульного обучения в профессиональном образовании (СЯ.Батышев,
Н.В.Бородина, В.Н.Зимин, С.А.Кайнова, П.З.-А.Магомедов, Т.И.Шамова).
Методы исследования: общетеоретические (анализ философской,
психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы,
продуктов деятельности, понятийно-терминологической системы,
нормативно-программной документации, построение гипотез,
8 прогнозирование, моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа,
педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта);
социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы и
сравнения); социально-психологические (тестирование, тренинг);
математические (ранжирование, шкалирование, корреляция); описательные
(самоотчет, эмпатическое слушание, интерпретация, библиографический,
самохарактеристика); статистические (качественный и количественный
анализ).
Организация и база научного исследования. Исследование проводилось на базе Сибирского института бизнеса, управления и психологии (далее СИБУП): дневная и заочно-дистанционная формы обучения; Сибирского государственного технологического университета (далее СибГТУ). На различных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие более 250 студентов вторых-четвертых курсов дневной и заочной форм обучения (из них 86 студентов вошли в состав экспериментальной и контрольной групп), 12 преподавателей кафедр психологии и педагогики, общественных дисциплин данных вузов.
Личное участие соискателя состоит в теоретическом обосновании ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности в процессе его профессионального становления; в разработке и определении критериальных признаков проявления его ориентированности на духовно-творческие ценности; в реализации и опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических условий исследуемого процесса. Исследование выполнялось с 1996 по 2006 гг.
Основные этапы исследования:
На первом этапе - поисковом (1996-2002 гг.) изучалась проблема духовности и творчества в философской, психологической и педагогической литературе, определялись исходные теоретические положения, анализировался категориальный аппарат исследования, апробировались некоторые педагогические приемы работы по формированию духовно-
9 творческих ориентации студентов, анализировалась их эффективность,
осуществлялась подготовка и публикация статей и методических материалов.
На втором этапе - констатирующем (2002-2003 гг.) проводился целенаправленный опрос студентов-психологов на предмет выявления духовно-творческих потребностей и предпочтений. Определялись цель, объект, предмет, основные задачи исследования; формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировалась база исследования, определялись методы изучения исследуемого явления. Обобщался опыт работы диссертанта в качестве старшего преподавателя кафедры общественных наук Сибирского института бизнеса, управления и психологии.
На третьем этапе - опытно-экспериментальном (2004-2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по ориентированию будущего психолога на духовно-творческие ценности, корректировалось педагогическое обеспечение и отрабатывалось диагностическое сопровождение исследуемого процесса.
На четвертом - заключительном этапе (2005-2006 гг.) проводился качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, оформлялся текст диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена сущность и конкретизировано содержание понятия «духовно-творческие ценности», которые представлены качественной совокупностью базовых общечеловеческих ценностей, отражающих в единстве духовный и креативный смысл существования человека. В структуре духовно-творческих ценностей выделяются: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия; Жизнь как непрерывный процесс становления человеческого в человеке; Деятельность как основополагающая характеристика активного человеческого существования; Творчество как способ преобразования и созидания окружающей действительности и самосовершенствования.
Обосновано, что ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности как педагогическая стратегия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера реализуется последовательно: от этапа осознания и принятия духовно-творческих ценностей, к этапу их предпочтения и далее к этапу профессиональной самореализации в соответствии с данными ценностями.
Доказано, что разработка и реализация интегрированного учебного модуля «Духовно-творческие ценности - основа профессионального становления» как педагогическое условие, направленное на информирование будущего психолога о духовно-творческих ценностях, способствует осознанию и принятию им данных ценностей как профессионально значимых.
Выявлено, что организация культурно-досугового пространства духовно-творческой деятельности будущего психолога выступает педагогическим условием, способствующим выражению его духовно-творческих предпочтений.
Доказано, что включение будущего психолога в учебно-профессиональные ситуации духовно-творческого содержания является педагогическим условием, которое обеспечивает его профессиональную самореализацию в соответствии с духовно-творческими ценностями.
6. Обосновано, что педагогические условия в единстве и взаимосвязи
способствуют эффективному ориентированию будущего психолога на
духовно-творческие ценности и определяют аксиологическую
направленность его профессионального становления.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении аксиологических знаний о профессиональном становлении будущего психолога за счет: уточнения сущности, содержания и структуры духовно-творческих ценностей, разработки показателей и критериев ориентированности будущего психолога на данные ценности, конкретизации и характеристики педагогического обеспечения педагогических условий
ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности.
Практическая значимость исследования. Интегрированный учебный модуль «Духовно-творческие ценности - основа профессионального становления»; содержание, формы и методы клубной работы, организованной в культурно-досуговом пространстве духовно-творческой деятельности будущего психолога; учебно-профессиональные ситуации духовно-творческого содержания, реализованные в процессе педагогической практики, могут быть использованы в качестве методических материалов в процессе профессиональной подготовки будущего психолога, повышения квалификации психологов и преподавателей психологии высших и средних специальных учебных заведений.
Обоснованность и достоверность результатов ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности обеспечивались исходными аксиологическими положениями о духовно-творческом характере профессиональной деятельности психолога; комплексом общетеоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам; проверкой теоретических выводов на практике, положительными результатами опытно-экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме докладов и выступлений на Всероссийских научно-практических конференциях: «Гуманизация дошкольного воспитания и общего начального образования. Новые подходы к подготовке воспитателя, педагога, психолога» (Томск, 1996); «Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования» (Томск, 1997); «Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования» (Томск, 1998); «Наука и образование: пути интеграции» (Кемерово, 1998); выступлений на тематических педагогических семинарах «Живая Этика и современность» (Новосибирск, 1993); «Духовное развитие ребенка. Взаимосвязь: родители-дети-школа» (Красноярск, 1996); «Опыт
12 преподавания основ нового миропонимания. Мир через культуру»
(Екатеринбург, 1994); международном симпозиуме «Психологический универсум образования человека ноэтического: личность в опосредованной коммуникации» (Томск, 1997); доклады и выступления на Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием: «Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы» (Красноярск, 2004); «Проблемы реализации личностного потенциала молодежи в современных условиях» (Томск-Юрга, 2004); «Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация: проблемы, концепции, пути решения» (Красноярск, 2004, 2005); «Молодежь и наука: третье тысячелетие» (Красноярск, 2004, 2005); региональные конференции: Межвузовские юбилейные психолого-педагогические чтения (Красноярск, 2005); «Профессиональное образование: стратегии и тактики», посвященные 75-летнему юбилею Сибирского государственного технологического университета (Красноярск, 2005); «Книжная культура Сибири» (Красноярск, 2005) и других; публикаций статей по проблеме исследования; обсуждений на заседаниях кафедр общественных наук, психологии Сибирского института бизнеса, управления и психологии, на кафедре психологии и педагогики, методологических семинарах аспирантов и соискателей Сибирского государственного технологического университета.
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Сибирского института бизнеса, управления и психологии и Сибирского государственного технологического университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущностью духовно-творческих ценностей является качественная совокупность базовых общечеловеческих ценностей, отражающих в единстве духовный и креативный смысл существования человека. В структуре духовно-творческих ценностей выделяются: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия; Жизнь как
13 непрерывный процесс становления человеческого в человеке; Деятельность
как основополагающая характеристика активного человеческого существования; Творчество как способ преобразования и созидания окружающей действительности и самосовершенствования.
Духовно-творческие ценности определяют аксиологическую направленность профессионального становления будущего психолога и проявляются в его ориентированности на данные ценности. Основными показателями ориентированности будущего психолога на духовно-творческие ценности являются: информационно-познавательный, эмоционально-оценочный и креативно-деятельностный.
2. Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие
ценности является педагогической стратегией ознакомительного,
рекомендательного, поддерживающего характера, которая реализуется
последовательно: от этапа осознания и принятия к этапу предпочтения и
далее к этапу профессиональной самореализации будущим психологом
духовно-творческих ценностей. Этап осознания и принятия предполагает
восприятие будущим психологом и положительную личную оценку духовно-
творческих ценностей как ориентиров профессиональной деятельности. Этап
предпочтения характеризуется безусловным признанием будущим
психологом духовно-творческих ценностей и выражением их в специально
организованной духовно-творческой деятельности. Этап профессиональной
самореализации связывается с более полным проявлением будущим
психологом духовно-творческих ценностей в учебно-профессиональных
ситуациях.
3. Педагогические условия в единстве и взаимосвязи обеспечивают
эффективное ориентирование будущего психолога на духовно-творческие
ценности и определяют аксиологическую направленность его
профессионального становления:
- разработка и реализация интегрированного учебного модуля как педагогическое условие связано с информированием будущего психолога о
14 духовно-творческих ценностях и отражает этап осознания и принятия
ценностей. Разработанный модуль «Духовно-творческие ценности - основа профессионального становления» представлен двумя модульными единицами: «Осознать значимость духовно-творческих ценностей в жизни человека»; «Осознать значимость духовно-творческих ценностей в профессиональном становлении психолога», реализация которых способствует осознанию и принятию будущим психологом духовно-творческих ценностей как профессионально значимых;
- организация культурно-досугового пространства духовно-творческой
деятельности будущего психолога как педагогическое условие соотносится
со вторым этапом ориентирования на духовно-творческие ценности - этапом
предпочтения. Творческий клуб выступает в качестве организационной
формы данного пространства. В процессе деятельности клуба будущие
психологи конструируют ситуации-события: информационно-
познавательные, эмоционально-оценочные, креативно-деятельностные,
способствующие выражению их духовно-творческих предпочтений;
- включение будущего психолога в учебно-профессиональные
ситуации духовно-творческого содержания как педагогическое условие
отражает этап его профессиональной самореализации в соответствии с
духовно-творческими ценностями. С созданием данных ситуаций связано
развертывание практико-ориентированного модуля «Духовно-творческие
ценности в деятельности психолога», состоящего из модульных единиц
«Понять ценностный мир Другого» и «Актуализировать проявления духовно-
творческих ценностей», что способствует усилению духовно-творческого
аспекта профессиональной самореализации будущего психолога.
Струюура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Духовно-творческие ценности личности как предмет педагогического анализа
В связи с изменением социальной ситуации и собственного статусного положения молодые люди приходят обучаться в вуз с определенным ценностным знанием и отношением к миру. От того, какими ценностями они руководствуются в жизни, зависит их духовно-творческая самореализация в социуме и будущей профессиональной деятельности. Развивающееся российское общество нуждается в духовно-творческой личности, чья профессиональная деятельность адресована к социальному окружению, добродетельна, гуманна и наполнена творческим содержанием. В настоящее время востребованы профессионально компетентные, высокообразованные, культурные молодые люди, способные осознано принимать нравственно ориентированные решения, обладающие развитым духовно-творческим потенциалом, принимающие общечеловеческие ценности как ориентир профессиональной деятельности. Ю. Азаров называет «идеалом высшего образования» именно духовно-творческую личность [6.С. 18].
Духовно-творческие проблемы становления личности привлекают внимание многих ученых [4.31.60.85.134.135.165.181.204.215]. Анализ философских и психолого-педагогических идей, отраженных в данных работах позволил нам определиться с направлением поиска предпосылок ориентирования личности на духовно-творческие ценности. При этом мы исходим из основополагающей идеи, что духовно-творческое становление личности возможно на основе формирования ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения (ГЛЧижакова). Данный подход позволил нам ограничить теоретический поиск и обратить внимание при выявлении сущности и содержания духовно-творческих ценностей на ценности как компонент структуры личности.
Ценности по мнению С.Ф. Анисимова являются смыслообразующим моментом жизни людей [15]. Ценности являются базовым структурным компонентом личности, задают ориентацию на будущее - считает М.Г. Гинзбург [60]. По мнению А.Г. Здравомыслова, содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества, в ценностях выражается мера духовного богатства личности [85]. Б.Г.Ананьев отмечает, что ценности в психологии выступают как центр духовного развития личности [11]. Ценности, декларируемые образованием, должны поддерживаться обществом, в противном случае ценности утрачивают свою значимость - утверждает Н.Д. Никандров [144]. В.П.Тугаринов убедительно показал актуальность ценностной проблематики в этике и эстетике [195]. Таким образом, проблема формирования ценностей личности находится в поле зрения ученых - представителей разных областей знаний.
Одной из частных задач данного параграфа является родовидовой анализ понятия «духовно-творческие ценности». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что философская категория «ценность» является общенаучной категорией. Как родовое понятие используется в философии, этике, социологии, психологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстракшых идей, воплощающих общественные идеалы, выступающих эталоном должного, целевого. Ценность является одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, выступает как культурный образец, условие полноценного бытия. Ценность есть «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [198.С.507].
Ученые отмечают взаимосвязь ценностей с мировоззрением, жизненной позицией личности [65.80.102.130.142.171.195], задающих систему приоритетов, играющих главную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования. Ценности выражаются в предпочтении. Ценности обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемом, о благе, то, что отвечает потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Ценности - значимые для человека объекты (материальные или идеальные), в них отражается отношение человека к чему-либо, к кому-либо. С Л. Рубинштейн подчеркивает, что «...ценности произведены от соотношения мира и человека», выражая то, «что создает человек в процессе истории, что значимо для человека» [173.С.237].
В философском энциклопедическом словаре приведена иерархия ценностей: «с формальной точки зрения ценности различаются по знаку: положительные (позитивные) и отрицательные (негативные); делятся на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное» [198.С.507]. Ценности воплощаются в воспитании, связываются с педагогической деятельностью, выступают вектором развития человека, его стремлением к миру совершенного, идеального. Целенаправленно изучением ценностей занимается философская наука аксиология (от греческого «axia» - ценность). Однозначной трактовки понятия «ценность» аксиология не дает.
Краткий исторический экскурс показывает, что понятие «ценности» становится центральным понятием различных философских теорий: Платон и Аристотель за основу ценностей принимают Божественный авторитет. Аристотель в учении о благах рассуждает о том, что «к одним вещам люди стремятся ради них самих, к другим же - как к средствам для первых» [19]. Аристотель вводит понятие «высшее благо», называя высшим благом «разумную деятельность души», отвечающую предназначению человека [Там же]. Все остальное имеет смысл и ценность только относительно такого понимания.
Характеристикой ценностей и норм занимается наука этика. Г. Лотце ввел в этику понятие «ценность», рассматривая его как основание нравственности. Эта традиция развивалась Ф. Брентано, в философии - Э. Гуссерлем. Этика исследует, что в жизни и мире обладает ценностью, воспитывая в человеке
обязанность завершать реальный мир надстраиванием должного, целевого, необходимого именно для человека. В современной аксиологии и этике высшее благо называют идеалом. Ценности связаны с идеалом. Заслуживают внимания взгляды Им. Канта относительно ценностей, поскольку все последующие теории ценностей основываются на его идеях. По Канту ценность есть жесткое предписание, закон, повеление (императив) в противоположность личному принципу (максиме), выражает безусловное, неуклонное долженствование [105]. Феноменологическая школа (Н. Гартман) вопрос о сущности ценности относит к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам. Ф. Ницше признает, что ценности имеют огромное значение для мировоззрения, в них также выражается «воля к власти». С развитием теоретической общественной мысли, становлением аксиологии (конец XIX века - начало XX века) императив действий сменяется личностным выбором ценностей, дополняется рефлексивным компонентом. Ценности получают многообразную, гибкую трактовку, на человека возлагается ответственность за выбор ценностей. Направленность личности на более высокие ценности характеризует ее моральный выбор, моральный характер действий. Философская антропология (М. Шелер) указывает, что ценностный мир человека автономен (трансцендирует, выходит за пределы) по отношению к социальной существующей реальности [224].
Аксиология рассматривает вопрос ценностей как применительно к этике, так и к психологии. Экзистенциальная психология (Е. Джендлин вслед за М, Хайдеггером) объясняет «ценность» как целостность жизни, придающей ей направление, связывая ценность с переживанием, чувствованием. Гуманистическая психология (А. Маслоу) выделяет бытийные ценности как ценности полноты бытия - добро, красота, справедливость, правдивость, самодостаточность, подчеркивая при этом необходимость личности отдавать, дарить ценности миру [132.С.132-151]. В. Франки выделяет три категории ценностей: ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях («созидательные»); ценности, реализуемые в переживаниях («ценности переживания»), проявляющиеся в благоговении перед произведениями искусства, природой, в любви; «ценности отношения» [200.С.5], которые человек обязан реализовывать при любых жизненных условиях. Также ученый обозначает ценности «ситуативные» и «вечные».
Разработка и реализация интегрированного учебного модуля
В соответствии с обозначенной логикой исследования в настоящем параграфе дано описание опытно-экспериментальной работы по осуществлению первого педагогического условия - разработка и реализация интегрированного учебного модуля, направленного на информирование будущего психолога о духовно-творческих ценностях как профессионально значимых.
Организация и содержание данного этапа опытно-экспериментальной работы опиралась на идеи, что освоение будущим психологом знаний о духовно-творческих ценностях способствует осознанию, принятию, выбору их, успешному развертыванию духовно-творческого потенциала, обретению аксиологических смыслов профессиональной деятельности. Нами была поставлена тактическая задача - повысить уровень информированности будущего психолога о духовно-творческих ценностях как профессионально значимых, интегрировать научные знания о духовно-творческих ценностях как базовых общечеловеческих ценностях, способствовать оцениванию профессиональной деятельности с духовно-творческих позиций, акцентировать практическую направленность полученных теоретических знаний для успешного профессионального становления.
С целью выявления исследуемого состояния ориентированности студентов - будущих психологов на духовно-творческие ценности и выяснения необходимости информирования их о духовно-творческих ценностях как профессионально значимых мы провели первоначальную предварительную диагностику: были выявлены уровни ориентированности студентов на духовно-творческие ценности (Таблица 2.1; Приложение 3). Были опрошены студенты четырех курсов психологического факультета СИБУПа - специальность 020400 (группы 152ПК и І52ПУ, 153 и 153ЭП, 154, 155 и 155Н, также группа 254 заочного отделения) и студенты трех курсов гуманитарного факультета СибГТУ - специальность 030301 «Психология» (группы 74-9, 73-9,72-9) (Приложение 1.3). Анализ результатов изучения показал, что большинство будущих психологов обоих вузов проявляют интерес к духовно-творческим ценностям (65%), однако только небольшая группа опрошенных (17%) связала данные ценности с будущей профессиональной деятельностью. Значительная часть будущих психологов обоих вузов (62%) отметила, что информацию о способах освоения ценностей они, в основном, получают из средств массовой информации (телевидение, газеты, журналы), считая ее явно недостаточной, часто плохого качества и выразила желание ознакомиться с теорией и практикой освоения духовни-творческих ценностей. При этом их интересовали вопросы содержательного характера их будущей профессиональной деятельности. В целом, потребность будущих психологов обоих вузов в систематизированных научных знаниях о духовно-творческих ценностях оказалась довольно высокой. Анализ результатов опроса также показал, что духовно-творческий аспект становления личности связывается ими в большей степени либо с религиозной стороной жизни, либо со спецификой искусствоведческих специальностей: по их мнению, психологическое образование лишено духовно-творческой доминанты, а освоение ценностей, влияние их на развертывание духовно-творческого потенциала личности ими мало осмыслены, представляют определенную трудность. Дополнительно в группах был проведен опрос на предмет выявления духовно-творческих ценностей личной значимости и духовно-творческих ценностей профессиональной значимости (Приложение 4). Результаты опроса показали, что при общей средне-низкой ориентированности будущих психологов обоих вузов на духовно-творческие ценности, они обеспокоены духовным состоянием своего внутреннего мира. Выражают желание успешной профессиональной реализации, утверждения себя в жизни, считая профессию психолога востребованной, знают о предъявлении высоких требований к профессии, имеют значительные трудности в освоении духовно-творческих ценностей.
Данный факт обусловливает потребность будущих психологов в аксиологическом просвещении и знаниях, эффективных способах освоения духовно-творческих ценностей в процессе профессионального становления. Это подтверждает необходимость введения специального курса, способствующего осмыслению аксиологических знаний, выражению духовно-творческих предпочтений, активизацией проявления духовно-творческих ценностей в деятельности. Необходимо также ориентировать будущего психолога на духовно-творческие ценности в культурно-досуговом пространстве вуза за счет различных образовательно-воспитательных организационных форм. Требуется организация педагогической практики будущих психологов по ориентированию их на духовно-творческие ценности, способствующая более ярко выраженной их профессиональной самореализации в соответствии с данными ценностями.
Были определены экспериментальная и контрольная группы: их выбор осуществлялся на основе применения многофункционального критерия ф Фишера по результатам выборки и контрольного среза. При этом под «эффектом» понималось проявление допустимого и оптимального уровня ориентированности студентов на духовно-творческие ценности. Критерий показал, что на уровне значимости р=0,05 доли студентов - будущих психологов с допустимым и оптимальным уровнем ориентированности на духовно-творческие ценности в группах 152ПК и 152ПУ и в группах 155 и 155Н значимо различаются , а в выборке студентов в группах 153 и 153ЭП -значимых различий не наблюдается. В группах 152ПК и 152ПУ по учебному плану прохождение педагогической практики завершается, а в группах первого курса 155 и 155Н по учебному плану прохождение педагогической практики не предусмотрено, следовательно, полноценное участие данных групп в опытно-экспериментальной работе невозможно. Потому в экспериментальную группу вошли студенты группы 153ЭП в количестве 28 человек, в контрольную - студенты группы 153 - в количестве 34 человек (в этих группах значимых различий уровня ориентированности не наблюдается). Таким образом, определились две экспериментальные группы студентов СИБУПа и СибГТУ и одна контрольная группа студентов СИБУПа.
Организация культурно-досугового пространства духовно- творческой деятельности будущего психолога
В качестве следующего условия реализации педагогической стратегии ориентирования будущего психолога на духовно-творческие ценности в процессе его профессионального становления мы рассматривали организацию культурно-досугового пространства духовно-творческой деятельности будущего психолога в форме творческого клуба. Условие соотносится со вторым этапом - этапом предпочтения, реализовывалось на базе Сибирского института бизнеса, управления и психологии (СИБУП). Студенты Сибирского государственного технологического университета не смогли посещать данный клуб, поскольку график учебных занятий не совпадал с работой клуба. В результате этого экспериментальная группа - Э-2 была выведена из опытно-экспериментальной работы.
Для практического решения задач этапа мы опирались на теоретические положения педагогической аксиологии (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова) о сущности ценностного отношения: ценность получает актуальное существование в деятельности, когда субъект во взаимодействии с объектом, формирует эмоциональное отношение, выражает предпочтение и внутреннюю ценностную позицию, признает преимущество духовно-творческих ценностей перед другими. Ценностное отношение возникает под влиянием реальной жизненной практики и требует внутренней активности человека [182]. Важны для нас были и положения акмеологии о ценностном отношении к профессионализму (А.А. Деркач) [72].
Реализация педагогического условия предусматривала активное использование в культурно-досуговом пространстве вуза формы творческого клуба. В институте уже работал клуб молодого ученого, но цели и задачи творческого клуба были иные: клубная работа реализовывалась в рамках культуроцентристской концепции вуза (З.В. Хохрина) [203.С.99-102], где приоритеты отдавались формированию успешной, духовно богатой, интеллектуально и культурно развитой личности, способной достойно и порядочно конкурировать в профессиональной сфере с другими специалистами. Поэтому мы рассматривали творческий клуб как открытое культурное пространство, наполненное духовно-творческим содержанием. Название клубу дали сами студенты - «Синтез» (соединение, интеграция частей в целое на основе принципа взаимодополнительности и единства духовного и творческого). Девизом клуба было выбрано известное высказывание русского художника и философа Николая Константиновича Рериха «Сознание Красоты спасет мир». Цель творческого клуба активизировать духовно-творческую деятельность будущих психологов по объединению студентов разных специальностей вуза, формированию у них ценностно-креативного отношения к жизни, своей профессии и организации помощи в духовно-творческой самореализации. Исходя из цели клуба, контингент привлекаемых студентов был различный: будущие бухгалтера, экономисты, менеджеры, юристы, лингвисты (в вузе, кроме психологического, имеются также экономический и юридический факультеты). В работе и посещении клуба мы не ставили акцент на большой численности участников проводимых мероприятий (их массовости), важны были духовно-творческие критерии деятельности будущих психологов трансляция ими духовно-творческих ценностей, возвышенных идеалов с целью приобщения каждого пришедшего в клуб к ценностям- Человек, Жизнь, Деятельность, Творчество. Студенты - будущие психологи выполняли роли ведущих или консультантов, выступали носителями духовно-творческих ценностей. Деятельность клуба в данном контексте рассматривалась как творческий процесс, как ситуации совместного творчества, живая цепь ситуаций-событий с их уникальностью и неповторимостью, где связующей нитью была духовно-творческая деятельность будущих психологов; реализовывался принцип «здесь и сейчас», вырабатывалось умение получать радость от каждой ситуации «со-бытия». Именно в клубе будущие психологи имели возмоность накапливать опыт профессионального общения с Другим, выражать духовно-творческие предпочтения, значимый Другой, мир его экзистенциального бытия выступал для психологов как духовно-творческая ценность. Также по их желанию мы оформили программу клуба (исходя из целеполагания) в виде ситуаций-событий (Приложение 9).
Проектируя работу творческого клуба «Синтез», мы строили ее на основе эвристических (творческих) методов, также духовно-творческая деятельность основывалась на интерактивных методиках - свободное общение, совместная творческая деятельность, «обратная связь», проектирование, самопрезентации, творческие встречи. Предусматривались также индивидуальные формы работы, работа в парах и малых группах. Для успешной и эффективной совместной работы педагога, ведущих и студентов были определены «безопасные» параметры общения: эмоционально-психологическая и дружелюбная творческая атмосфера, теплые эмоциональные отношения, поддержка, принятие друг друга, понимание. Обязательными условиями результативной духовно-творческой работы в клубе считались: умение слушать различные суждения и мнения, уважать высказывания других, знать меру критики, ценить творческую импровизацию, поощрять проявления духовно-творческих качеств личности, поддерживать оригинальность идей в изложении тем и обсуждаемых проблем. В работе творческого клуба «Синтез» мы руководствовались утверждением В.В. Игнатовой о необходимости «организации встречи с ценностями культуры» [95].