Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Олейник Владимир Константинович

Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета
<
Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Олейник Владимир Константинович. Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Курган, 1999 208 c. РГБ ОД, 61:00-13/1065-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 15-81

1.1. Анализ содержания понятия «гуманизация образовательного процесса» в историко-педаго-гической литературе 15-31

1.2. Гуманизация образования в истории развития школы 32-66

1.3. Модель гуманизации образовательного процесса и условия ее реализации 67-7 9

Выводы по первой главе 80-81

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА (на примере филологического факультета) 82-135

2.1. Цели, задачи, результаты констатирующего этапа. 82-89

2.2. Реализация модели гуманизации (формирующий этап эксперимента) 90-127

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 128-133

Выводы по второй главе 134-135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136-138

БИБЛИОГРАФИЯ 139-158

ПРИЛОЖЕНИЕ 159-208

Введение к работе

Вопрос о содержании человеческого бытия и специфике «собственно человеческого» рассматривался еще в эпоху античности. Попытками ответа на него были размышления Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, апостола Павла и Августина. Собственно ответом на этот вопрос является все культурное наследие человеческой цивилизации, ибо именно культура посредством мысли и образа пыталась понять феномен человека.

Заглянуть в глубину души и понять трагизм «человеческой комедии» - вот содержание художественных обобщений Данте и Ф.Рабле, В.Шекспира и М.Сервантеса, О.Бальзака и Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и Ф.Кафки, М.А.Булгакова и А.Камю. Понимание и сочувствие, сострадание и участие - вот содержание понятия «гуманизм».для обыденного сознания каждого нормального человека. И, конечно, это понятие зиждится на любви. «Возлюби ближнего своего как самого себя,» - сказал Христос - первый трагический гуманист, открывший собой летоисчисление нашей эпохи и определивший ее своим словом и своей жертвой.

Кроме искусства, проблема человека всегда стояла в центре внимания философии. Работы И.Канта, Г.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше во многом определили современное понимание природы человека и синтезировали путь антропософии XX в. Потребность в очеловечивании общества и самого человека уходящее столетие подтвердило двумя мировыми войнами, Хиросимой и Чернобылем, ростом преступности и экологическими катастрофами.

Потребность в гуманизации человека и общества на пороге XXI в. не носит характер локального явления для Запада или для пространства бывшего Советского Союза. Эта общепланетарная социальная потребность вызвана экономическими, политическими и общекультурными процессами, связанными с усилением роли человеческого фактора в этих процессах и индивидуальной значимости личности человека. Возникает объективное противоречие между действительной ценностью личности и декларируемой значимостью индивида. Это общее противоречие порождает проблему оппозиции ценностной ориентации индивида ценностной ориентации личности. Стремлением найти тонкую нить пути дальнейшего развития человечества между Сциллой техники и Харибдой варварства были определены напряженные размышления Х.Ортеги-и-Гассета, М.Хайдеггера, М.Бубера, Э.Фромма. Основным итогом их поисков стало понимание необходимости гуманизации общества через гуманизацию человека.

Проблема гуманизации личности через образование давно привлекает внимание и педагогической науки в России и за рубежом [2, 33, 92, 131, 166, 190, 192, 215, 216]. При этом можно отметить одну интересную историческую закономерность. Максимальное внимание к данной проблеме проявляется в переломные моменты отечественной истории: в 60 гг. XIX в., когда шла жесточайшая ломка общественных устоев, и в 90 гг. XX в., когда после времени, названного веком научно-технической революции, общество обратилось к духовным ценностям и повернулось лицом к человеку (37, 60, 75, 155, 188, 204).

Проблемы гуманизации образования нашли отражение в работах и исследованиях И.Ю.Алексашиной, Ш.А.Амонашвили, М.М.Берулавы, В.С.Библера, Е.Г.Бондаревской, Л.П.Гирфановой, Е.Н.Ильина, И.Ф.Исаева, В.А.Кан-Калика, А.Г.Каспржака, М.В.Кларина, М.К.Лисицына, А.В.Медведева, А.И.Мищенко, Н.Я.Мокрецовой, А.Я.Наина, Н.Д.Никандрова, И.П.Подласого, А.Д.Сазонова, В.А.Сластенина, Н.М.Таланчука, Н.В. Тараннико-ва, М.А.Фадеичевой, Н.Н.Целищева, Е.Н.Шиянова и др.

Актуальность исследования обусловлена объективным характером развития современного цивилизационного процесса, потребовавшего решения экологических, научно-технических и духовно-нравственных проблем, привнесенных собственно человеческой деятельностью. Глобализация информационных и технологических систем на рубеже XXI века требует сегодня эффективных и быстрых ответов на запросы времени.

Решение данных проблем возможно через системное изменение мышления и деятельности человека. Подобные изменения возможны лишь через осознание человеком целостности бытия и качественную переоценку своих отношений с природой, обществом, другими людьми и самим собой. Все эти типы отношений интегрируются в системе общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов.

Формирование гуманистических ценностей проходит через образовательную систему всех уровней. Возникшая в общественном сознании потребность в гуманизации общественных отношений обрела юридическую базу в Закону РФ «Об образовании» (1992 г.) и нормативных актов Министерства общего и высшего образования в виде соответствующих государственных образовательных станартов высшего профессионального образования.

Одновременно следует отметить, что в научно-методической литературе достаточно долгое время понятия гуманизация и гуманитаризация выступали синонимами. Лишь с конца 80-х годов содержание данных понятий было разведено. Если гуманитаризация понималась как технологическая интеграция гуманитарных .дисциплин в образовательном процессе, то гуманизация виделась конечной целью образовательного процесса.

Проблема гуманизации образования стала базисной для ряда региональных научно-практических конференций («Формирование гуманизма у детей и учащейся молодежи» (Курган,1990), «Проблема гуманизации высшего образования: региональный аспект» (Екатеринбург,1992) и др.). Без постановки вопроса о гуманизации учебного процесса не обходится практически ни одна педагогическая конференция («Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях» (Бирск, 1994), «Дифференциация и индивидуализация обучения, воспитания как условие развития личности» (Биробиджан,1994), «Образовательные стандарты и развитие личности» (Омск,1995) и др.).

Гуманизация образования подняла проблему методологического обеспечения образовательного процесса в высшей школе. Прежде всего это касается традиционного монодидактизма в преподавании и недиалогического характера учебного процесса в вузе.

Однако в педагогической литературе гуманизация рассмотрена как общее целеполагание образовательного процесса, но не были достаточно разработаны пути и методы реализации целей гуманизации.

Анализ реального состояния образовательного процесса в высшей школе позволяет констатировать наличие противоречия между потребностью в научно обоснованном описании самой гуманизации процесса образования и отсутствием четкой концепции вузовской гуманизации, отсутствием ее программного и методического обеспечения. Данное противоречие имеет место быть ввиду методологической разрозненности и бессистемности подхода к проблеме гуманизации.

Потребность решения указанного противоречия определили выбор темы исследования - «Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета», и проблемы - каковы реальные возможности использования комплекса педагогических условий для гуманизации образовательного процесса студентов на филологическом факультете университета.

Цель исследования - разработать комплекс педагогических условий, способствующих гуманизации образовательного процесса студентов университета.

Объект исследования - образовательный процесс на филологическом факультете университета.

Предмет исследования - гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета при изучении зарубежной литературы.

Материалом для исследования послужили данные, полученные опытньм путем в процессе преподавания курсов «Зарубежная литература XIX века», «Зарубежная литература XX века», «Новейшая зарубежная литература» на филологическом факультете Курганского государственного университета. В основу исследования положена гипотеза: гуманизация образовательного процесса студентов на филологическом фа культете университета эффективна, если находят отражение условия:

- целенаправленная деятельность педагога по реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании-учении;

- активизация учебно-познавательной деятельности студентов, превращающей их в субъектов познания;

- формирование субъект-объект-субъектных отношений в студенческой учебной группе, способствующих достижению образовательных целей.

Теоретические задачи, поставленные в соответствии с целью исследования, сводятся к тому, чтобы:

а) проанализировать различные философские и педагогические представления о сущности гуманизации в отечественных и зарубежных научных источниках;

б) разработать модель гуманизации образовательного процесса филологического факультета университета;

в) определить педагогические условия, способствующие формированию гуманистической ориентации студентов;

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие практические задачи исследования:

а) выявить современное состояние проблемы гуманизации в университете и определить уровни гуманистической ориентации современных студентов;

б) апробировать модель гуманизации образовательного процесса филологического факультета университета и педагогические условия, способствующие формированию-гуманистической ориентации студентов с целью определения их оптимальности.

Теоретико-методологическую основу исследования состав ляют: м - диалектическая теория познания, выдвигающая противо речия в качестве основных сил развития (Г.Гегель, И.Кант, К.Маркс и др.);

- психологическая теория коллектива (А.В.Петровский, В.А.Петровский, Г.М.Андреева, А.И.Донцов и др.);

• - учение о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, Э.Г.Юдин, Э.С.Маркарян, В.В.Давыдов и др.);

- теория системности (В.Г.Афанасьев, В.П.Кузьмин, В.П.Беспалько, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.);

- методология и теория педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, А.Я.Наин и др.).

В нашей работе мы опирались на учение о единстве теории w и практики в познании, на учение о системном подходе к явле ниям действительности и происходящим в ней процессам, на идею о ведущей роли деятельности в формировании личности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использовались различные источники и методы исследования :

- теоретический анализ философских и психологических работ по проблемам человека и человеческой деятельности; анализ литературы по общим проблемам теории обучения и проблемам педагогической деятельности;

- социологические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, эвристическая беседа, эксперимент;

fo - методы педагогического моделирования;

- методы статистического анализа. Методологическая основа и поставленные задачи определи ли ход теоретико-экспериментального исследования, проходившего в три этапа.

Первый этап (1994-1996) связан с изучением и анализом философской и психолого-педагогической литературы, определением темы и содержания работы, выработкой основной гипотезы исследования. В эти же сроки проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов.

На втором этапе (1996-1997) были даны определения понятий, осмыслена сущность динамической модели педагогической системы, разрабатывалось содержание выделенных условий и совершенствовалась система проведения дидактических игр. На данном этапе шла подготовка и проведение формирующего эксперимента и работа над первой главой диссертации.

Третий этап (1997-1999) завершал формирующий эксперимент, анализ и обобщение его результатов написанием диссертации.

Научная новизна исследования:

а) уточнено понятие «гуманизация образовательного процесса»;

б) разработана и апробирована модель гуманизации образовательного процесса филологического факультета университета, включающая в себя субъекты образовательной деятельности, цели и содержание образования, педагогические технологии;

в) определен комплекс педагогических условий, способствующих наиболее эффективной гуманизации образовательного процесса студентов филологического факультета университета.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет осмыслить проблемы гуманизации обра зоватеьного процесса при изучении зарубежной литературы в высшей школе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что ее теоретические результаты могут быть использованы при изложении вузовских курсов «Общая педагогика», «Дидактика», «История педагогики», при чтении курсов и спецсеминаров, а также тем, что разработанный комплекс заданий может быть использован для организации учебных занятий по зарубежной литературы с целью гуманизации процесса обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

- гуманизация учебного процесса является наиболее оптимальным средством достижения образовательных целей при обучении студентов зарубежной литературе;

- модель гуманизации образовательного процесса студентов филологического факультета университета;

- комплекс педагогических условий, способствующих формированию у студентов отношений к гуманистическим ценностям в образовательном процессе филологического факультета университета.

Достоверность результатов исследования на теоретическом уровне доказывается отсутствием противоречий основным положениям философского учения о человеке и его развитии, соответствием современным психолого-педагогическим теориям развития личности.

Практический уровень достоверности и обоснованности характера работы доказывается многолетним наблюдением за учебным процессом на филологическом факультете, длительностью эксперимента и данными измерений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на филологическом факультете Курганского государственного университета, посредством публикаций статей, тезисов, методических рекомендаций и выступлений на кафедре педагогики университета, на секционных заседаниях научно-практических конференций «Формирование гуманизма у детей и учащейся молодежи» (Курган, 1990), «Совершенствование технологии обучения в системе университетского образования» (Курган,1996) и «Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе» (Курган, 1996), «Новые технологии профессионального образования» (Курган,1999), на Сергеевских чтениях (Курган,1997) .

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Общий объем диссертации 208 страниц, список литературы составляет 216 наименований.

class1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА class1

Анализ содержания понятия «гуманизация образовательного процесса» в историко-педаго-гической литературе

В условиях перестройки общественных отношений и закономерного изменения социальных установок, когда объективно усложнялись и расширялись задачи подготовки специалиста, проблема гуманитаризации требовала своего быстрейшего разрешения.

Исторически сложившееся общее и профессиональное образование в Советском Союзе в основном было подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводило лишь один из процессов развития науки - дифференциацию научных направлений. Это привело к дисгармонии в иерархии общих целей - повышению статуса технократических и понижению статуса гуманистических целей.

Преобладание технократических подходов вело к утрате гуманистической осмысленности самого существования науки и техники. Однако в развитии науки процесс дифференциации в значительной мере компенсировался синтезом различных направлений, в том числе и находящихся на достаточно далеком расстоянии друг от друга. Такой синтез объективно заставлял ученого мыслить общекультурными категориями, и тогда происходило возрождение смысловой компоненты научного поиска.

Система образования во многом повторяла сложившийся путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опережал развитие научного сознания как целого. Предметные знания в образовательной системе оставались разобщенными - логический аспект преобладал над историко-культурным и социо-культурным аспектами. Связи между предметами устанавливались во многом механически: на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общекультурное и общечеловеческое содержание изучаемых дисциплин. В результате обучение приобретало во многом формальный, абстрактный характер, преодолеть который можно, только реализуя принципы «предметности» и «содержательности» в широком культурном контексте.

-Культура в данном контексте призвана выполнять корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении противоречий между материальным и духовным. Защитный механизм культуры должен способствовать преодолению извечного потребительского отношения человека к природе, придать импульс развитию экологических знаний, благодаря чему человечество осознает необходимость охраны природной среды обитания как глобальную проблему. Не менее значимой должна осознаться и проблема экологии культуры - культурной среды обитания, формирующей духовно-нравственные ценности и смысловые цели собственного существования человека.

Только культура в состоянии урегулировать глобальные противоречия между человеком и техникой, ибо разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы, превратившись в основную нравственную проблему. Сегодня только культура способна определить действительную ценность того или иного технического или технологического проекта.

В резолюции Всесоюзного съезда работников народного образования (1988) было записано: «Поручить Гособразованию СССР совместно с Всесоюзным советом по народному образованию, министерствами, комитетами союзных республик рассмотреть пути гуманизации и гуманитаризации всей сферы образования, выработать рекомендации о мерах по исправлению создавшегося неудовлетворительного положения с преподаванием и изучением предметов и дисциплин общественного, гуманитарного и эстетического цикла, привлечь к решению этой задачи лучшие творческие силы страны» (Учительская газета. 1988. 29 декабря) .

В тексте резолюции вполне четко разведены понятия гу -манитаризация и гуманизация. Это означает прежде всего терминологическое различие, разводящее сферы применения данных понятий.

Гуманизация образования в истории развития школы

Основы образования и воспитания, выходящие на уровень социального заказа и социальной востребованности, мы наблюдаем у исторического «подножья» древнегреческой цивилизации. Генезис воспитательных и образовательных моделей Эллады дает представление о колыбели современного цивилизационного процесса. Кроме того, прослеживая динамику развития исторического, культурного и педагогического процессов, мы имеем возможность не только сравнивать «детство человечества» с днем сегодняшним, но и выявлять общие закономерности развития, и планировать социокультурное и педагогическое строительство на будущее.

Исходной точкой, первоэлементом педагогической системы Древней Греции, сравнимой с низшей ступенью культурного развития, можно считать воспитательную систему Спарты.

Основной задачей спартанского воспитания была подготовка члена военной общины. Аристотель в «Политике» замечал: «В Лакедемоне почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели» (19, С.448).

Военная подготовка и физическая тренировка лежали в основе всех организованных государством занятий спартанской молодежи. Умение читать и писать не входило в официальную программу и не востребовалось в качестве общественно значимой ценности. Культурная программа спартанского образования завершалась декламацией отрывков из Гомера, публичными хоровыми выступлениями молодежи и занятиями музыкой, помогавшей

своей ритмической организацией выстраивать движение воинских подразделений и укреплявшей через песнопения патриотический дух.

Система спартанского воспитания строилась на четкой и продуманной организации. Она была связана с основным принципом государственной организации Спарты - геронтократии. По этому принципу власть в общине (государстве) принадлежала старейшим в роде и покоится на строгом разграничении прав и обязанностей каждого возраста в отдельности.

В Спарте все мужское население делилось на три основные группы - «несовершеннолетних» (до 30 лет) , «мужей» (от 30 до 60 лет) и старцев (от 60 лет) .

До семи лет ребенок находился в семье, где закладывались основы физически здоровой личности. С 7 лет каждый мальчик отбирался у родителей и ответственность за его дальнейшее развитие брало на себя государство.

Период государственного воспитания охватывал время от 7 до 30 лет и, в свою очередь, распадался на три этапа - от 7 до 14 лет, от 14 до 20 и от 20 до 30 лет.

"В первый этап воспитания каждый год завершался публичным испытанием, проводимом в форме соревнования. Первый семилетний этап завершался испытательным годом, когда подростки получали право носить оружие.

Реализация модели гуманизации (формирующий этап эксперимента)

Современное общество предъявляет новые требования к человеку. Оно востребует активную, мобильную личность, отвечающую современным параметрам, в. том числе и современным ценностным качествам.

Изменились педагогические задачи в высшей школе: на выходе должна быть личность не только современно образованная, но и способная к совершенствованию своих знаний, -умений и навыков. Образовательный процесс меняется методически - традиционный монодидактизм уступает свое место комбинированным способам обучения. Меняются отношения между преподавателем—и-студентом: учащийся выступает субъектом познания - только так возможно наиболее полное познание мира.

Активная познавательная роль учащегося на сегодняшний день стала аксиомой. Поэтому часть обучения, связанная с самостоятельной работой познающего субъекта, становится постоянной составляющей педагогической технологии. Меняется и роль преподавателя. Монодидактическая передача информации на лекции необходима, ибо это информация собранная и систематизированная, призванная сыграть роль врат к самостоятельной работе. Однако ключом к вратам познания является личность преподавателя, его интерпретация информации и адаптация данной информации познающим субъектом.

Методической основой нашей опытно-экспериментальной работы стал принцип отраженной субъектности, разработанный А.В.Петровским.

Личность всегда предполагает субъектность своего отношения к окружающему миру. Субъектность выражается в наличии собственной позиции, взгляда, в представленности личности в бытии людей и вещей. Внутренняя потребность индивида быть личностью - основа самосознания и стремления к общественному самоопределению. Способность быть личностью проявляется в делах и поступках индивида. Осознанная деятельность личности связана с принятием особой цели в жизни и средств достижения этой цели. В ходе достижения цели проявляется направленность личности в многообразии ее форм: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение.

В результате деятельности личность оказывается представленной в жизни других людей и в жизни социума. Эту представленность А.В.Петровский назвал отраженной субъектностью.

«Отраженная субъектность есть форма идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для этого другого направлении» (158, с.20).

Другой человек, отражаясь в индивиде, выступает активным деятельным началом, воздействуя на его представления и взгляды. Отраженная активность этого другого имеет для данного индивида личностный смысл.

Похожие диссертации на Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета