Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Духовно-нравственные ценности студентов ССУЗ как предмет педагогического исследования 12
1.1 Духовно-нравственные ценности как компонент профессиональной культуры специалиста 12
1.2 Особенности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ(СПО) 35
1.3 Опыт формирования духовно-нравственных ценностей учащихся ССУЗ (СПО) 53
Выводы по первой главе 73
Глава 2 Педагогические условия реализации возможностей инновационной среды колледжа 75
2.1 Возможности инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов 75
2.2 Система педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа 104
2.3 Экспериментальная проверка педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей у студентов ССУЗ (СПО) 124
Выводы по второй главе 155
Заключение 158
Список литературы 165
Приложение 178
- Духовно-нравственные ценности как компонент профессиональной культуры специалиста
- Особенности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ(СПО)
- Возможности инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Начало третьего тысячелетия отмечено значительным вниманием к проблемам формирования духовно-нравственной культуры, признанием ее значимости в развитии современного общества. В современной России под влиянием различных политических и социально-экономических обстоятельств происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, не могли не отразиться на системе образования. Приоритеты развития образования XXI века связаны с социальным и профессиональным становлением личности, формированием духовных и нравственных ценностей. Изменения в обществе сказываются в большей степени на молодежи. Более того, часто именно представители нового поколения выступают носителями, выразителями и инициаторами перемен. Способность обеспечивать созидательную, творческую деятельность людей, доброта, порядочность, толерантность, готовность к сотрудничеству в условиях быстро меняющихся социальных условий является мерой конкурентоспособности, жизнестойкости будущего специалиста. Во многом это относится и к студентам колледжей, техникумов и училищ. В этой связи становится понятным особое значение проблемы формирования духовно-нравственных ценностей молодежи.
В фундаментальных исследованиях Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова и др. раскрываются сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также принципы, содержание, формы и методы его практической реализации. Как предмет исследования духовно-нравственные ценности рассматриваются в философской, социальной и педагогической науке. Идеи и представления аксиологии, науке о ценностях, сформировавшейся сравнительно недавно, исследовали отечественные ученые С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С.
Каган, В.В. Кортава, В.Н. Сагатовский, Л.Н. Столович,В.П.Тугаринов,В.А. Ядов и др.
Философский аспект духовно-нравственных ценностей раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугарино-ва, К. Ясперса и др.
Психологический аспект в воспитании духовно-нравственных ценностей рассматривается в работах как отечественных психологов (Б.Г. Ананьева, Н.А. Батурина, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кон, Н.С. Лейтеса, Д.А. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова и др.), так и зарубежных психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма и др.). В их работах была подготовлена психологическая база для формирования духовно-нравственных ценностей в процессе обучения, а именно определена иерархия ценностей, ценностно-мотивационные аспекты теории деятельности и ценностных отношений.
Педагогический аспект воспитания духовно-нравственных ценностей раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, Л.Я. Зорина, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, Н.Д. Ни-кандрова, Л.М. Перминовой, З.И. Равкина, P.M. Роговой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой и др.
В работах ряда авторов в той или иной степени раскрывается проблема изучения ценностей учащихся различных образовательных учебных заведениях: профессионально-технического образования (Б.П. Андреев, Г.Л. Бадо-ев, О.С. Гребенюк, А.Т. Канавец, В.И. Ковалев, В.Д. Шадриков и др.), средних специальных учебных заведениях (Б.С. Алишев, О.А. Аникеенок, И.А. Бахтина, П.Н. Осипов, Р.Х. Шакуров и др.), высшей школе (P.P. Бибрих, В.И. Викторов, СП. Дырин, Ю.С. Захаров, Ю.И. Леонавичюс, В.Т. Лисовский, З.Н. Присягина, Э.Н. Фаустова, и др.), факультетах профессиональной переподготовки (М.В. Дмитриева, И.М. Городецкая, Е.А. Журавлева, Е.К. Завьялова, А.В. Косова, О.Г. Кукосяни др.).
Профессиональное образование, как сфера жизнедеятельности человека, располагает определенными возможностями формирования духовно-нравственных ценностей. В настоящее время на основе новых жизненных смыслов и образовательных ценностей в педагогической теории и практике сложились необходимые предпосылки для создания принципиально иных условий развития среднего профессионального образования.
Специальное изучение духовно-нравственных ценностей учащихся колледжей показало, что только 35,5 % учащихся понимают труд как средство духовного развития человека (М.Г. Тайчинов). Очевидно, что произошло падение ценности труда, и созидательный труд сегодня не является жизненной ориентацией подрастающего поколения.
Существенные перемены в поведении и духовном облике молодежи делают задачи воспитания гораздо сложнее. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.
Усиление воспитательной функции образовательных учреждений требует научного обеспечения инновационных направлений их учебно-воспитательной деятельности. Инновации, инновационные образовательные процессы являются сегодня объективной реальностью, существенными элементами развития системы среднего профессионального образования. В разнообразных инновационных проявлениях педагогической практики реализуются идеи широкого спектра «инновационных педагогик» и инновационных технологий обучения, формирующихся в рамках гуманистической парадигмы образования. Развивается теория педагогических инноваций: тенденции и закономерности развития инновационных процессов (A.M. Новиков, Г.В. Му-хаметзянова, Г.Б. Ибрагимов, Н.Р. Юсуфбекова и др.); вопросы классифицирования педагогических инноваций (К. Ангеловски, Н.Ю. Посталюк и др.); проблемы типологии инновационных образовательных процессов (А.И. Субетто и др.); многообразие структур инновационного образовательного
процесса (М.М. Поташник, А.В. Лоренсов и др.) и т.д. Вместе с тем возможности инновационной среды как фактора формирования духовно-нравственных ценностей студентов колледжа специально не исследовались.
Таким образом, актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ обусловлена противоречиями:
между необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у студентов колледжей и недостаточным теоретическим исследованием данной проблемы в педагогической науке;
между возможностями инновационной среды колледжа как фактора развития профессиональной культуры и недостаточностью научных представлений об условиях применения ее воспитывающего потенциала с целью формирования духовно-нравственных ценностей студентов.
Выявленные противоречия требуют рассмотрения следующих вопросов; какова сущность духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи? Каковы особенности духовно-нравственных ценностей студентов колледжей? Каковы воспитывающие возможности инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов? Каковы педагогические условия реализации воспитывающих возможностей инновационной среды колледжа с целью формирования духовно-нравственных ценностей у студенческой молодежи?
Выявленные противоречия объективирует проблему: при каких педагогических условиях возможна реализация воспитывающего потенциала инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов?
Поставленная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей студентов в условиях инновационной среды колледжа».
Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования -теоретически выявить и экспериментально проверить педагогические условия
реализации воспитывающего потенциала инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов.
Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов колледжа.
Предмет исследования - педагогические условия реализации воспитывающего потенциала инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов.
Гипотеза исследования. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов в инновационной среде колледжа будет наиболее эффективным, если принимаются во внимание следующие условия:
- учитываются особенности духовно-нравственных ценностей студен
тов колледжа;
- воспитывающий потенциал инновационной среды колледжа реализу
ется на организационном, учебно-методическом и психолого-педагогическом
уровнях учебно-воспитательного процесса; обеспечивается доминантно-за-
дачный подход в комплексной воспитательной программе колледжа,
так как в этом случае создаются условия, охватывающие все компоненты инновационной среды, что обеспечивает целостность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у студентов.
Задачи исследования:
1 .Уточнить понятие и структуру духовно-нравственных ценностей студентов колледжа как компонента профессиональной культуры специалиста.
Определить особенности духовно-нравственных ценностей студентов колледжа.
Выявить воспитывающие возможности инновационной среды колледжа.
Обосновать педагогические условия реализации воспитывающего потенциала инновационной среды колледжа в процессе формирования духовно-нравственных ценностей студентов.
5. Экспериментально проверить на эффективность и оптимальность выявленные и обоснованные педагогические условия реализации возможностей инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
концепция системного подхода, основывающегося на общей теории систем в педагогических исследованиях образовательной деятельности (П.А. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, Л.В. Загрекова, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин);
основные теории воспитания (Г.Н. Александров, Ю.С. Брановский, Е.В. Бондаревская, А.Г. Гейн, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин,Д.И.Фельдштейн);
-теории педагогических инноваций (К. Ангеловски, Г.Б. Ибрагимов, Г.В. Му-хаметзянова, A.M. Новиков, Н.Ю. Посталюк Н.Р. Юсуфбекова и др.);
фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);
положения нравственного воспитания и самосовершенствования личности (М.А. Арутюнян, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, В.Л. Гулуа, И.С. Кон, Н.Н. Кругов, В.И. Матис, А.В. Мудрик, Г.А. Мусаелян, В.Н. Мясищев, Л.И. Ру-винский, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, П.М. Якобсон и др,);
идеи личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов);
- аксиологические теории (А.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, Т.И. Власова, М.С.
КаганДП.Тугариновидр.);
-теоретические исследования проблем управления развитием инновационной
образовательной среды учебного заведения(А.М.Воронин,Р.Г.Иванов,
В.С. Лазарев).
Выбор методов исследования был обусловлен особенностями теоретического и экспериментального исследования проблемы. В этой связи использовались методы теоретического анализа и обобщения: анализ педагогической, психологической и философской литературы; сравнительный анализ, синтез, классификация, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования; анкетирование; наблюдение; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; формирующий эксперимент; статистические методы обработки результатов экспериментального исследования.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 2002 по 2006 годы.
На поисковом этапе (2002-2003 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме формирования и развития духовно-нравственных ценностей, рассматривались воззрения на сущность и структуру духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗов. Осуществлялся анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. На этом этапе формулировались проблема и гипотеза исследования, разрабатывался его замысел и логика, формировалась теоретическая концепция исследования.
На конструктивно-исследовательском этапе (2003-2004 гг.) проводилось накопление эмпирического материала, анализировался и обобщался опыт по формированию и развитию духовно-нравственных ценностей. На основе накопленного теоретического и эмпирического материала выявлялись педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов колледжей, разрабатывалась программа формирования духовно-нравственных ценностей студентов в условиях инновационной среды колледжа, проводился констатирующий этап эксперимента.
Рефлексивный этап (2004-2006 гг.) включал в себя формирующий эксперимент, обработку и систематизацию полученных в его ходе данных. На данном этапе осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов
теоретической и эмпирической работы, литературное оформление диссертации.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Калининградском государственном колледже градостроительства. Выборка исследования при проведении диагностических замеров составила 260 студентов.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается обоснованностью основных методологических позиций, позволяющих осуществить системно-целостный подход к решению проблемы; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его объекту, предмету, целям, гипотезе и задачам; положительными результатами эмпирической работы; сочетанием количественной обработки полученных данных с их качественным анализом.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- определены духовно-нравственные ценности студентов ССУЗ как
компонента профессиональной культуры специалиста;
раскрыты воспитывающие возможности инновационной среды колледжа как средства формирования духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ;
выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать духовно-нравственные ценности студентов в условиях инновационной среды колледжа;
разработана модель программы формирования духовно-нравственных ценностей студентов колледжа. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они вносят вклад в разработку целостной теории формирования личности и теории профессионального становления будущих специалистов на этапе получения среднего профессионального образования, дополняя ее вариантом построения целостного педагогического процесса формирования духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа. В диссертации теоретически углублены представления о сущности исследуемого понятия, а также широко представ-
лен исторический анализ накопленного положительного опыта по выявлению механизмов воспитания ценностей у подрастающего поколения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан конкретный материал, который представляет методическое обеспечение педагогических условий, соблюдение которых позволяет формировать духовно-нравственные ценности студентов в условиях инновационной среды колледжа( модель программы формирования духовно-нравственных ценностей и ее модификация,, программа спецкурса «Выпускник в условиях рын-ка»,программа факультативного курса«Ценностные ориентации русской и западной культуры»).Практическое значение имеют также разработанные специальные задания по нравственно-личностно-ориентированным ситуациям, нацеленным на успех, стандартизированная характеристика студента, диагностические средства (анкеты, тесты, опросники, карты самооценки, схемы наблюдений и др.).
На защиту выносятся положения:
1. Понятие и структура духовно-нравственных ценностей студентов как
компонента профессиональной культуры специалиста.
2. Особенности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ
(СПО), обусловившие разработку программы формирования духовно-нрав
ственных ценностей в условиях инновационной среды колледжа.
Совокупность педагогических условий, определяющих отбор методов, средств, а также структуру и содержание занятий по формированию духовно-нравственных ценностей студентов.
Общая модель программы формирования духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ (СПО), а также ее модификация.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования посредством:
личного участия автора в проектировании программы духовно-нравствен
ного развития и осуществлении опытно-экспериментальной работы в Кали
нинградском Государственном Колледже Градостроительства;
преподавания и организации научно-методической работы в Калининградском Государственном Колледже Градостроительства;
обсуждения результатов исследования на заседаниях кафедры образовательных технологий Российского государственного университета им. И. Канта;
Автор принял участие и выступил с докладами на 7 - ой Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе»г.Санкт-Петербург, II международной научно-практической конференции «Проблемы управления социально-экономическими процессами региона»г.Калининград , научной конференции молодых ученых РГУ «Бытие и развитие личности», 9-й ежегодной межвузовской научно-практической Балтийского Военно-Морского Института им. Ф.Ф.Ушакова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Духовно-нравственные ценности как компонент профессиональной культуры специалиста
Проблема определения сущности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ возможна в логике решения следующих вопросов: существует ли объективная необходимость выделения духовно-нравственных ценностей в структуре профессиональной культуры студентов ССУЗ? Что представляет собой сущность профессиональной культуры специалиста? Какое место в профессиональной культуре специалиста занимают духовно-нравственные ценности? Представим логику поиска ответов на поставленные вопросы и обоснования полученных выводов.
Выявление сущности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ требует обозначения базовых для предпринятого исследования понятий «культура», «профессиональная культура специалиста», «ценность», «духовно-нравственные ценности».
В настоящее время в современной научной мысли существует множество вариантов определения понятия «культура». По подсчетам К. Клакхона и А. Кребера только в западной науке их более 180.
В Большой советской энциклопедии понятие «культура» определяется как совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и других областях духовной жизни; умение использовать эти достижения для покорения сил природы, для роста производства, для разрешения назревших задач общественного развития [21, с. 30].
С позиций аксиологического подхода (А.Г. Здравомыслов, Г. Францев, Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.), культура есть система базовых ценностей общества, находящегося на определенном этапе исторического развития. С.Л. Франк дает следующее определение: «Культура - совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» [157, с. 177].
Ряд исследователей (А.Я. Гуревич, М.А. Барг, С.С. Аверинцев, Л.М. Баткин, А.П. Каждан, Г.С. Кнабе, А.Л, Ястребицкая) предлагают понимание культуры как исторически сформировавшейся целостной системы ценностей смыслов и социальных ролей, определяющих поведение человека. В данном случае на первый план выходит понимание культуры как «системы отношений между человеком и миром - системы, с одной стороны, регламентирующей поведение человека, а с другой - определяющей то, как он воспринимает и моделирует мир» [169, с. 85].
В конце XX века остро встали проблемы сохранения духовности и культурных ценностей, в результате чего данной проблеме феномена культуры стали уделять внимание целый ряд научных дисциплин.
Ученые-философы стремились выработать целостный, системный подход к анализу культуры, в результате чего сущность культуры рассматривается как универсальное свойство общества. В рамках данного подхода возникает деление целостного культурного процесса на материальный и духовный уровни. При этом основные усилия исследователей сосредотачиваются на духовной стороне культуры.
И. Кант отмечал, что культура «состоит в общественной ценности человека», в имманентной сопряженности человека с ней. «Культура — это совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов» [163, с. 103].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура является прежде всего системой ценностей общества, так как: она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания; в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества; она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп; она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, «чужой» культуры [58, с. 187-207].
Особенности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ(СПО)
Выявленная в предыдущем параграфе сущность понятия «духовно-нравственные ценности», а также специфика нашего исследования требуют определения особенностей духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ.
Прежде чем рассматривать особенности духовно-нравственных ценностей студентов ССУЗ, необходимо выяснить, в чем их отличие от школьников и студентов ВУЗ и максимально четко определить содержание, которое вкладывается в само понятие «студент», какие черты присущи индивидуальности человека, получающего образование, обозначив тем самым границы объектной и предметной областей исследования.
Толковые словари [121; 144] трактуют понятие «студент» как учащийся учебного заведения. Таким образом, студент - это человек, определенного возраста, получающий образование (учащийся), становящийся профессионалом.
При анализе представленных определений возникает вопрос: являются ли эти характеристики сущностными, исчерпывают ли они понятие студент? Человек, возраст, участие в процессе получения профессиональных знаний и умений - являются ли эти признаки достаточными?
Нам кажется, что трудно в полной мере определить понятие «студент», опираясь лишь на семантическое значение данного слова. Необходим поиск характеристик онтологических, т. е. определяющих сущность этого явления.
Для решения проблемы исследования важно установить, в каких отношениях индивид находится с социальной реальностью, в чем специфика этих отношений. Именно в этом контексте будет дальнейшее рассмотрение студента. При таком определении понятия «студент» будем учитывать два обстоятельства.
Первое обстоятельство связано с тем, что современная социальная реальность характеризуется трансформацией, переходом от традиционного общества к современному. В связи с этим изменяются отношения носителя знаний, норм и ценностей, профессионала с обществом. В таком случае он задает вектор его существования и развития, становится его ведущей силой. Следовательно, сегодняшние студенты уже принадлежат к современному обществу со своими законами нравственности и морали.
Второе обстоятельство заключается в том, что важной характеристикой индивида современного общества является его выделенность, то есть реализованная субъективность, доминирование одних мировоззренческих ценностей над другими. Таким образом, в свое понимание студента мы включаем аксиологический фактор [111].
В научных исследованиях целый ряд проблем представлен в контексте социокультурного подхода к пониманию сущности студента. В этом случае культура рассматривается не только как внешнее условие или обстановка, как среда, а еще и как составная часть, важнейший источник и движущая сила, определяющая направление и формы развития человека. Поэтому актуальным является установление и раскрытие связей человека и культуры, в которых наиболее полно выявляется их взаимозависимость. Другими словами, в контексте социокультурного подхода реализуется не только культура в развитии человека, но и человек в ее воспроизводстве и прогрессе, ее опосредовании. Следовательно, только в теснейшей взаимосвязи социокультурной среды и человека мы сможем найти те сущностные характеристики, которые приблизят нас к пониманию того, что такое есть человек и, в нашем случае, что за человек есть студент.
Наиболее тесная связь индивидуальности студента с социокультурной средой проявляется в его взаимодействии с институциональным пространством последней, то есть с пространством той культуры, которая свойственна учебному заведению, в котором происходит обучение и воспитание будущего специалиста. Таким образом, вырисовывается интересующий нас предмет, а именно взаимоотношения студента с институциональным пространством, имманентным ССУЗу.
Проблема ССУЗа как структурно-содержательного компонента культуры и как функциональной единицы культурного пространства принципиально важна, но изучена недостаточно.
ССУЗ является не только частью культурного пространства общества, но и сам выступает как особое культурное пространство, характеризуемое содержанием определенным образом транслируемых, интегрируемых и осваиваемых знаний, детерминирующих культурное пространство общества, заключающих огромные потенциальные возможности культурного образования личности в самом широком понимании, приобщая ее не только к научным знаниям и практическим умениям, но и к характеру отношений, взаимодействия, поведения [111].
В то же время в культурной среде ССУЗа наличествуют дезорганизующие факторы. К их числу относятся, например, ортодоксальные подходы к использованию методов и форм воспитания (характерные для традиционного общества), все более явно проявляющееся имущественное расслоение студентов, преимущественно бюрократическая система управления и т. д. Они затрудняют развитие индивидуальности и личности студента, блокируют его профессиональное становление, заставляя действовать молодого человека не напрямую, свободно, реализуя истинные потребности и мотивы, а в обход, подключая компенсаторные механизмы личности.
Таким образом, дальнейший ход исследования требует обращения к целям, принципам, подходам, функциям среднего профессионального образования.
Возможности инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей студентов, диктует необходимость максимального использования возможностей инновационной среды. Вместе с тем, изучение специальной литературы по данному вопросу, выявило, что проблема формирования духовно-нравственных ценностей студентов в условиях инновационной среды ранее не поднималась. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть следующие вопросы: Что представляет собой инновационная среда? Каковы основные направления инновации в ССУЗ? В чем заключаются учебно-воспитательные концепции, применяемые в ССУЗ? Какими педагогическими возможностями обладают инновации? Каковы возможности инновационной среды для формирования духовно-нравственных ценностей? В решении обозначенных вопросов и состоит цель данного раздела.
Поиск ответов на поставленные вопросы, заставляет нас обратиться к «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая закладывает основу развития образования и воспитания в новом тысячелетии и определяет основные направления воспитательной деятельности. Формирование современной образовательной политики, завершившейся принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», способствовало поиску путей и практических мер по расширению доступности, улучшению качества и повышению эффективности среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование последнего десятилетия - это наиболее экономичный и востребованный личностью и обществом уровень профессионального образования [127, с. 5].
В постановлении III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России отмечается основополагающее значение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» для развития среднего профессионального образования и расширения его доступности, улучшения качества, повышения экономической и социальной эффективности и рекомендуется государственным СМИ рассмотреть возможность создания культурно-просветительских, научно-популярных программ и передач, способствующих формированию позитивного отношения общества к Человеку труда, и оказать содействие в информационной поддержке деятельности системы среднего профессионального образования [127, с. 7].
Также в указанном постановлении предлагается обеспечить поддержку реализации Программы развития воспитания в системе среднего профессионального образования, а также активизировать работу педагогических коллективов по использованию внутренних ресурсов для решения задачи опережающего развития среднего профессионального образования и особое внимание обратить на освоение новых нетрадиционных форм и методов воспитательной работы, исходя из направлений модернизации образования [127, с.8].
Прежде чем рассматривать возможности инновационной среды колледжа в формировании духовно-нравственных ценностей студентов, необходимо провести смысловой анализ понятий, так или иначе имеющих отношение к термину «инновационная среда колледжа».
Для начала определимся с понятием «колледж».
В положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001г №160, п.8 выделяется такой вид среднего учебного заведения как колледж. Колледж - это самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа, в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.
Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием и являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.
Колледж - это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответствующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий и решения проблемы гуманизации образования. Сегодня этот тип среднего профессионального образовательного учреждения можно назвать ведущим системообразующим типом учебного заведения всего среднего профессионального образования современной России.