Введение к работе
Актуальность темы исследования. Функционирование полиэтнической Республики Казахстан как демократического, правового, социального и светского государства в громадной степени зависит от культуры межнационального общения, в первую очередь, от культуры молодежи. В переходный период проблемы состояли: и развития культуры приобретав» особенно острый характер, поскольку речь идет о конечном счете о нравственности, духовности и интеллектуальном пс гнциале будущих поколений. И с этой точки зрения проблема культуры межнационального общения молодежи как никогда актуальна. Речь идет о ее связи с общим уровнем духовно - нравственного развития человечества. Уходит в прошлое то время, когда престиж и слава выражалис;. в силе оружия или же в экономическом могуществе. Сейчас, на наш взгляд, на первый план все больше выходят образование, нравственное превосходство и культура. В этом и заключается актуальность темы диссертации в общем плане. Более конкретно она обусловлена рядом обстоятельств:
Во - первых, проблема формирования у молодежи культуры в сфере межнациональных отношений актуальна не только сегодня, ко и в будущем, не только внутри страны, )io и за ее пределами. Об ответственности современного поколения перед будущими Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании «Казахстан -2030» согражданам важность проблемы связивал с вопросом: «Оставим ли мы им в наследство сильное.государство и дружеские отношения с нашими соседями, близкими и далекими?)?- Послание расчитано в основном на молодежь. Плодами реформ, которые проводятся сейчас в нашей стране, будет пользоваться нынешнее молодое поколение. В основном им придется осуществлять стратегию развития Казахстана в нач<_.е XXI века. В этой связи встает задача - сформировать культурные, образователь: к стандарты, интегрировать их в общечеловеческую культурную систему
Во-вторых, с провозглашением независимости и суверенитета Казахстана, реальным обогащением их содержания происходит рост национального самосознания и культуры, очищение их от стереотипов времени тоталитарного режима.. Однако, в условиях кризиса переходне го периода этот процесс происходит не гладко, а в сложных, противоречивых условиях, положительное решение которых во многом завис.г о* стратегической политической ориентации, а также от умелых политико-прлвовых, политико-воспитательных мер среди молодежи.
\ Назарбаев НА. Казахстан-2030. Послание Президента страны пзроду Казахсгана. Каз.правда, 11.10.97г., с.З.
В третьих, следует задасться вопросом: «каким образом полизтничность страны, общества преврагить из . ггативного в постоянный стабилизирующий фактор культуры межнационального общения?» И этот вопрос актуалі "ирует настоящую диссертацию в условиях сегодняшнего развития Республики Казахстан, когда «переплетены» социальные и межэтнические отношения с их сложностями и трудностями. Найти и осуществить методы межэтнического согласия , разобраться в том, что какие из политических методов: ассимиляторские, консолидирующие или другие -являются наиболее удачными и стабилизирующими, - вот что является важны!, для культуры молодежи в сфере межнационального общения.
В четвертых, культура межнационального общения в современном мире выдвигается на первый план и превращается в глобальную проблему. Современный мир характеризуется многочисленностью этносов и мг очислеиносгью государств, и в тоже время полиэтичностью государств по сравнению с моноэтническими. Более половины человечества составляет всего 18 этносов, каждыГ- из которых насчитывает более 50 миллионов (из них 7- наиболее крупные: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, бразильцы, японцы, русские - насчитывают более 10: млн человек каждый в отд/чьности). Чуть более семидесяти этносов состаачяют четыре пятых населения земного шара и насчитывают более 1С млн.человек. Остальные небольшие этносы численностью до Імлн.человек составляют 3,2% мирового населения. Все эти многочисленные этнось; входят в состав более двухсот стран мира^ с различным социально-политическим и экономическим строем и в большинстве своем П0ЛИЭТНИЧ11Ы И лишь менее 20 государств относительно моноэтничны, так как эгническт меньшинства насчитывают менее 5% населения. Все это обусловливает необходимость привития культуры в сфере межэтнических отношений ( молодого возраста.
В пятых, на молодежь всех этнических групп оказывает сильної влияние этнический парадокс современности. Он связан с тем, что в условия: НТР, развития средств массовой информации усиливаются контакты межд; различными народами происходит ломка национальных и государственны: перегородок ( например, р Западной Европе - ЕЭС или общий рынок) но тоже время усиление интеграционных процессов еще более глубою показывает межэтнические различия. Более того, унификация этнически процессов приводит к естественному желанию людей сохранит самобытность своего этноса, что является основой как для внутриэтническо консолидации, так и для межэтнической дифференциации. Необходимо } Этнические процессы "в современном мире. М.,1987 стр.3
отметить, что в современных условиях именно эта сторона, то есть процесс этнической дифференциации, становится ведущей закономерность о этнокультурных процессов.
В шестых, молодежь представляет значительную часть трудоспособного населення Казахстана (40%). Особенно велика ее доля среди тех, кто занят в информационно-вычислительном комплексе, з культуре и искусстве, в торі овле и быте.-ом обслуживании. Молодые люди также составляют большинство предпринимателей, менеджерои, арендаторов, брокеров, дилеров, и друга представителей новых социальных групп. В последнее время произошло значительное «омолаживание» властных структур. Молодые люди более спокойно, чем старшей поколение, пережили крушение прежней идеологии. Среди них наиболее велико тело активных сторонников проведения демократических преобразований сфер?' межнациональных отношений. Молодые люди, хотя и стремятся к личному успеху и социальному пргсгижу, но гораздо больше ценят чадость общения с друзьями, в том числе из разных национальностей. Развитие таких черт молодежи , как созн тельность и культурное гь , забота о деле и раскрытие ср.оей индивидуальности во многом зависит от представленной обществом реальной возможности, т.е. ценностная ориентация молодежи связана прежде всего с кардинальными изменениями , происходящими во всех сферах жизни нашего общества.
Процесс перехода к новому историческому тину общества постепенно создаст предпосылки для формирования у молодежи новой культуры общения, очищенной от принципов классового подхода, пережитки «старшего и младшего брата». Объективная потребность .ключеиия молодежи в систему новых социальных отношений обуславливает, в конечном итоге, ее развитие и культуру общения на основе новых пршшипоз в отличие от времен империи, колониализма и тоталитаризма.
Таким образом, политические аспекты формирования у нот. дееті культуры межнационального обшентт.т зхттч как объект диссертации не престо ради очередного исследования, а новой постановкой и спержанием вопроса.
Степень разработанности проблемы. Вопросы культуры межнационального общения в определенной степени затроігуга в грудах: Р.Г.Абдулатипова, Р.Б.Абсаттарова, ЛААйталиева, СААрютинова, Ю.В.Арутюняна, Н.Ж.Байтеновой, Л.А.Байлельдинова, ЭАБзграмога, Ю В.Бромлея, Н.Д.Джандильдина, М.С.Джунусова, Г.Есимова,В.И.Зьфян ва, А.Ш.Ишмухамедова, Г.Ж.Ибраевой , Л.М.Иваговой, Р.К.Кадыржзшва, А.С. Калмырзаева, Н.М.Курманбаевой, К.Е.Кушербаева. Б.Р. КазыяиновоЭ, А.Касабекова, Д.Кшибекова, А М.Лукпанова, Г.В. Малинина. Ж.Молдабекова, К.Марданова, С.З. Нарматова, А-Нысанбаевэ, Б.Нуржшога,
С.Нурмуратова, Н.В Романовой, Г.С.Сапаргалиева, Т.С. Сарсенбаева, З.Н.Сарсенбаевой, И.И.Серовой, С.СкворцовЦ" , К.Л.Сыроежкина, М.М.Сужикова, М.Ш. Хасанова .и других _, в которых выдиинуш плодотворные идеи, обогащающие понимание проблем этнокультурного процесса в Казахстане, в мире.
Вместе с тем в нашей политической науке проблема культуры межнационального общения не получило достаточного освещения. Более близкими к данной теме следует отнести работы И.И.Серовой «Культура межнационального общения» (Минск, 1986г), М.М.Сужикова и Г.С.Сапргалиева «Некоторые философско-правовые проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений» (А.,1989г), Д.К.Кшибекова и Т.Д.Кшибекова «Формирование культуры межнационально, о общения» (А., 1990, на казахском языке), сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Воспитание культуры межнациональных отношений» (А.,1988г) в которых освещены отдельные аспекты проблем культуры межнационального общения.
Следует выделить труды профессора Р.Б.Абсатгарова «У/іттьік, кртынастардыцдамум». (А., 1982); «Национальные процессы : особенности и проблемы». (А.,1995), где освещены отдельные аспекты проблем культуры межнационального обїценкя.
Однако системный анализ и комплексное исследование проблем
культуры межнационального общения п условиях глобализации проблемы не
проводились. Работы же по проблемам формирования культуры
межнациональною общения молодежи, іем более ее политических аспектов,
очти отсутствуют.*
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются политические аспекты формирования культуры у молодежи в межэтнической сфере. Предметом являются этнодемографический, социальный профессиональный состав молодежи, процессы ее общения , влияние политики на его особенности, уровни и содержание , а также социально-политические аспекты совершенствования воспитательного процесса культуры и межнационального общения молодежи различных этических групп, проживающих в Казахстане.
1 Можно назвать лишь ряд диссертаций, темы которых о какой-то мере связаны с проблемами молодежи: Омаров Ш. Политические процессы в молодежной среде. Автореф. кандидата политических наук Алматы 1997г.; Зырянов В.И. Особенности процесса формирования политической культуры учащейся молодежи. Автореф. кандидата политических наук,-Алматы, 1996г.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является анализ политических аспектов формирования у мс -одежи культуг і межнационального общения, выявление ее сложности, трудности и специфики в условиях перехода Республики Казахстан к рыночным отношениям.
Для осуществления цели поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность и содержание демократической культурь. молодежи в сфере межнациональных отношений;
-проанализировать политико-праровые предпосылкг обуславливающие культуру межтгнического общения молодежи;
-выявить специфику влияния политики на процесс формирования культуры межнационального с ^'щения молодежи;
-раскрыть причины негативных явлений в многонациональной молодежной среде;
-определить особенности формирования ...ультуры
зтнодемографического, социального, профессионального состава молодежи в межэтнических отношениях;
-проанализировать политические аспекты формирования культуры
межнационального общения молодежи в многонациональной молодежно!.
среде;
-проанализировать социально-политические и экенсмичесжие
усдоиия ііульгури мелэтичеоюзго о&цеиид у мо/<%«?«;
-раскрыть влияние политических партий и движений па культурный уровень межнационального общения у молодежи;
-выявить эффективные социально-политические направления совершенствования уровня культуры у молодежи Рсслублшш в межэтническом общении.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в паи* 'й отечественной политологической науке проблемы политики, формирование культуры межнационального общения молодежи ставятся в комплексном виде впервые:
-раскрыта сущность демократической культуры молодежи в сфере межнационального общения;
-проанализированы и раскрыты причины негативных явлений з
многонациональной молодежной среде; ' __.
-выяснены политико-правовые предпосылки,^ормы, обуславливающие культуру межнационального общения молодежи;
-установлены и охарактеризованы особенности формирования культуры молодежи ^межэтнической сфере " зінолемографипе*:ком , социальном, профессиональном плане;
-раскрыто влияние политики на культурный уровень межнационального общения молодежи;
-определены и охарактеризованы особенности воздействия поли гики на состояние ю'пьтуры межнационального общения молодежи в многонациональной и мононациональной среде;
-выявлены эффективные' социально-политические, воспитательные направления соьершенствоваиия уровня культуры у молодежи Республики в межнациональном общении.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются выводы современной общественно-политической мысли, исходящие из требований общечеловеческих ценностей, государственной концепции национальной политики, стратегического Послания народз Казахстана Президента страны Н.А.Назарбаева. В процессе исследования использованы методы цивилизационного, целостного подхода, единства исторического и логического, а также политологии и социолої ни. Применялись также методы эмпирических исследований: анкетные опросы, ан. лиз статистических и документальных источников, наблюдение и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выводы имеют значение для совершенствования теоретической концепции и практической государственной национальной политики, молодежной политики в частности, преодоления негативных явлений в многонациональной молодежной среде, улучшения социалы'ых и политико-прапових норм л условий культуры межнационального общения молодежи, совершенствования политики воспитания культуры у молодежи Казахстана в межнациональном общении.
Выводы, рекомендации и конкретные предложения по политике формирования у молодежи культуры межнационального общения могут быть использованы н преподавании соответствующих разделов политологии, социологии, психологии, а также в чтении спецкурсов по эпюнациональной политике в средних и высших учебных заведениях республики.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены автором на 1-ой международной научно-практической конференции социологов 23-24 оілкбря 1996 года (Алматы, Казахский государственный университет им.Аль-Фараби); на научно-практической конференции.29 октября 1996 года «Казахстанский патриотизм как ведущий фактор консолидации общества ііа этапе становления и развития Республики Казахстан, как суверенного государства» (Алматы, партия Народного единства Казахстана, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК); на-научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Алматинского Государственного университета им.Абая (Алматы, май 1997г.); на республиканской научно-практической
конференции «Государство и политические партии: история и современность» 27 апреля 1998 года і .Алматы; отдельные идеи диссертации докладывались в публичных выступлениях и беседах в городах Алматы, Талдыкоргане. По теме диссертации имеете- 6 публикаций, о которых отражено содержание основных разделов.
Структура диссертации определяется внутренней логикой исследования проблемы и состоит из введения, 2 глав, включающих шесть параграфов, заключения и библио;рафии.
Основные поло»-чтя днесертаг'чн, пымосимые на защиту: 1 .Диссертант не разделяет однозначность . концепции культуры межнационального общения, а исходит из - того, что существуют различные типы сориентированные либо на классовый подход, либо на этническое превосходство и подчинение и др. Разрабатываемые в диссертации проблемг молодежной культуры в этносфере в корне отличаются от прежних типов культуры межнационального общения, прежде всего своей демократичностью.
Демократическая культура межнационального общения молодежи, на наш взгляд, исторически сложившаяся совокупность новых форм общения и отношения, определяемые принципами равноправия всех этнических общностей и межэтнической интеграции, свободной от стереотипов класового подхода, превосходства » подчинения.
В связи с этим рассматривается взаимосвязь понятий: культура
межнационального общения, космополитизм, национализм,
интернационализм, патриотизм, национальная культура, общечеловеческая культура.
2. В условиях преодоления -тталитарной системы культура
межнационального общения молодежи постепенно приобретает
демократические черты. Она_аа первых порах сохраняет примесн прежних
гипо& кУл6&{/ры А?С№9Ти-ит.>0ли* ,,?.Это одно из своеобразия " и особенностей культуры молодого поколения з межнациональном общении. Хотя 'она в определений степеня и имеет оттенки в разрезе этнических, социальных и профессионалы» тс гпупп. Эго в диссертации аріументируетея данными социологических исследований.
3. Демократическая культура межнационального общения молодежи в
отличие от старших поколений прежде всего отличается ебшечелопеческим
гуманистическим подходом, а не классовой ограниченностью.
Во вторых, она отличается относительно интенсивным характером общения молодежи в этносфере.
В третьих, она больше сопряжена экономическими, социально -политическими и духовными достижениями и трудностями.
В четвертых, молодежная культура межнационального общения в переходный период испытывает определенное, негативное пякяние и поэтому
нуждается в государственной молодежной политике и создания соответствующих социально - экономических и правовых условий.
-
Совершенствование культуры межнационального общения молодежи невозможно без политике - правового регулирования влияний политических движений, а также средств массовой информации в среде молодого поколения. Нечего скрывать того, что в этой сфере немало неразберихи, о путях устранения которой говорится в настоящей диссертации.
-
Концепция формирования культуры межнационального общения молодежи, по мнеш о днссертанта^предполагвег единство объективных условие и субъективных факторов. Без этого оно осталось бы на уровне просветительства.