Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды Цыганов Михаил Евгеньевич

Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды
<
Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цыганов Михаил Евгеньевич. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2003.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/205-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Религиозная политика как предмет политического анализа с. 15-75

1 Сущность и структура сферы религиозной политики в современной России с. 15-21

2 Подходы к изучению роли религии в общественно политическом развитии с. 22-41

3 Стратегии религиозной политики и критерии их эффективности с.41-75

Глава 2 Общественное развитие современной России и социальная концепция Русской православной церкви с. 76- 119

1 Религиозная политика в современной России с. 76-101

2 Значение социальной концепции РПЦ для общественного развития и статуса православия с. 101-107

3 Современная идеология РПЦ и базовые основы развития общества с. 107-119

Глава 3 Религиозная политика и правовое обеспечение гразкдан (на примере репродуктивных прав) с. 120-162

1 Роль религиозной политики в обеспечении репродуктивных прав с. 120-133

2 Религиозная политика и ее роль в обеспечении репродуктивных прав за рубежом (на примере Испании и США) с. 133-152

3 Репродуктивное здоровье и религиозная политика в России с. 152-162

Заключение с. 163-167

Источники и литература

Подходы к изучению роли религии в общественно политическом развитии

Взаимодействие государства и церкви описывается западными исследователями как история борьбы за власть и политическое влияние. [105] Развитие отношений государства и церкви часто используется в качестве критерия оценки эффективности того или иного политического режима. Именно в рамках этих исследований стало складываться понимание того, что собственно характер отношений государства и церкви еще не имеет значения для оценки эффективности религиозной политики. Противостояние государства и церкви в отдельных случаях оценивалось как положительный фактор политического развития (например, в Польше противодействие Католической церкви коммунистическому режиму в 70 - 80-е годы имело значение для формирования нового демократического строя) и как отрицательный фактор (в современной Северной Ирландии). Данный контекст позволяет отличить религиозную политику от вероисповедной политики и политики в области свободы совести, показать более сложную природу религиозной политики по сравнению с политикой в области свободы совести.

Также в западных исследованиях проводится мысль, что отношения церкви и государства не исчерпывают всего содержания процесса взаимодействия религии и политики. [111] Связь «религия и политика» проявляется в нескольких направлениях помимо развития отношений между институтом государственной власти и церковью. Религиозные организации стали использовать легальные в рамках демократического устройства пути для усиления своего политического влияния. После Второй мировой войны получило развитие движение христианских демократических партий. Христианские ценности стали влиять непосредственно на формирование идеологических платформ партийных движений. Внутри церковных организаций также стала активно формироваться радикальная идеология поведения церкви в общественной жизни. Процессы мировой интеграции и формирования над-государственных политических институтов перестроили систему функций религиозных организаций. Определились новые приоритеты в деятельности церкви: миротворческая политика, участие в формировании системы социального обеспечения, поддержка развития мультикультурных тенденций. По сути, традиционная религия оказывается перед требованием преобразования своих устоев в контексте новых функций и задач, поставленных глобальными процессами.

Политическая ситуация прямо определяет роль религиозных организаций в общественном развитии. Если в развитых странах Католическая церковь с ее непримиримым отношением к проблеме репродуктивных прав, нетрадиционным формам сексуальной жизни, развитию биотехнологий воспринимается как сила, которая тормозит прогресс, то в большинстве стран переходного периода и странах третьего мира христианские организации (в том числе и католические) являются гарантами соблюдения прав человека и развития социальной инфраструктуры общества. Понимание того, что возможности и ограничения религиозной организации обусловлены политическим развитием страны, по-иному ставит вопрос об участии государства в религиозной политике. Наряду с этим изучение стран переходного периода показало, что особенности деятельности религиозных организаций в рамках политического процесса обусловили разную динамику социально-политического развития стран Восточной Европы и Латинской Америки. На современном этапе изучения взаимосвязи религии и политики можно наблюдать различные подходы к соотношению институционального и процессуального аспектов проблемы «религия в политике», которые будут рассмотрены ниже. Однако, ряд зарубежных авторов близок к позиции диалектической взаимосвязи политического развития и деятельности религиозных организаций. [112] [116] [121] [159]

Религия является социальной системой, которая отличается от культурных и общественных организаций. Религиозные организации находятся за пределами узко определенных областей политики и рыночно ориентированных экономик. Понимание особенностей религии среди других общественно-политических институтов - отличительная черта современных западных исследований. [116] [12.1]

Методологическое значение изучения религии в политике на современном этапе определяется тем, что в религиозных группах появляются постепенно нарастающие экономические мотивы, поэтому они зачастую являются идеальной естественной лабораторией для проверки многих гипотез в социологии, социальной психологии и антропологии. Относительная доступность религиозных групп для исследователей, многообразие социального феномена, который в них встречается и широкий набор религиозных движений делают их удачными исследовательскими площадками для научных гипотез. [1.16] [121]

Итак, в отечественных исследованиях понятие «религиозная политика» используется очень широко, хотя и в ограниченном контексте. В зарубежных исследованиях данное понятие не используется, но применяется концепт «религия в политике», которое отражает все многообразие взаимосвязей религиозных организаций, их деятельности и других общественно-политических институтов. Включение в научный обиход понятия «религиозная политика» предполагает решение задачи выработки комплексного подхода к таким вопросам как политика государства в отношении религиозных организаций, политическая активность религиозных организаций, взаимодействие государства и религиозных организаций.

Стратегии религиозной политики и критерии их эффективности

Стратегии, проводимые государством в русле религиозной политики, тесно связаны с общеполитическим развитием и формированием роли религии в обществе. Тем не менее, нельзя говорить о прямой зависимости уровня политического развития от уровня развития социального статуса религии. Выделяется несколько вариантов соотнесения политического развития и социального статуса религии, которые и определяют стратегии религиозной политики.

Во-первых, религия может существовать как институт, ранее генерировавший ценности и основы социальной политики государства и продолжающий поддерживать эти ценности. Религиозные ценности не конкурируют с ценностями, признанными государством, наоборот, они всячески поддерживают эти ценности. И социальный статус религии, и ход политического развития достигают высокого уровня. Данный вариант определяет партнерские отношения между государством и религиозными организациями. Религиозные объединения представляют собой общественные организации, которые составляют одну из основ гражданского общества и жизнедеятельности комьюнити. Со стороны государства религиозные объединения получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью. Данный вариант характерен для развитых европейских стран.

Во-вторых, религия может выступать как основа формирования демократических основ общественно-политической жизни, а религиозные организации - одними из гарантов процесса либерализации и демократиза-цииобщества. В данной ситуации и государство, и религиозные организации находятся в стадии активного преобразования. Религиозные организации характеризуются высокой степенью политизации. Часто происходит их слияние с радикальными политическими движениями, отстаивающими демократические ценности. Взаимодействию государства и религиозных организаций характерна высокая интенсивность при разном качественном содержании: от интенсивного сотрудничества до противостояния. Наиболее полно данный вариант представлен в странах Латинской Америки (Бразилия) и ряде стран Восточной Европы (Польша, Чехия).

В-третьих, религия может выполнять оппозиционную роль и реализо-вывать политику фундаментализма. При отсутствии выраженных традиций идеологического самоопределения общества и граждан религиозный фундаментализм представляется той силой, которая восполняет недостаток социальной идеологии. Часто этот вариант характеризуется сильными традициями религиозных организаций и кризисом политического развития. Движение религиозного фундаментализма стремится подчинить институт светской власти. Поэтому взаимодействие религиозных объединений и властей развивается или по сценарию противостояния, или в постоянной компромиссной борьбе с взаимными уступками. Поскольку фундаментализм наиболее ярко проявляется в государствах с недостаточно сильными традициями идеологий социальной политики или странами, переживающими кризис идеологических основ, религия становится популярным общественным объединением, воплощающим самые главные ценности и нравственные устои, а наиболее массовые религии берут на себя и функцию легитимизации власти.

В-четвертых, религия может быть исключена из социального процесса. Ее значение сводится к минимуму, а вместо процесса постепенной институционализации религиозных ценностей (их переходе от статуса религиозных ценностей до основ идеологий) происходит процесс заимствования идеологий вне связи с ходом развития социальной роли религии в стране. Данный вариант предполагает процесс централизации политической власти и максимального отчуждения религии от общественной жизни (СССР, Албания, Куба).

Выделенные стратегии религиозной политики могут быть охарактеризованы как общими чертами, так и свойствами, которые присущи отдельным стратегиям. Выбор варианта выстраивания отношений государства и религии определяется рядом факторов, выявление которых выходит за пределы проблемы места религии в социальном процессе. Группы критериев оценки религиозной политики условно могут быть разделены на критерии, которые описывают общую политическую ситуацию и встраивают религиозную политику в общеполитический курс; критерии, которые характеризуют динамику формирования социального статуса религии и религиозных организаций; критерии, которые определяют характер взаимодействия государства и религиозных организаций.

Зарубежные исследователи предлагают типизировать виды религиозной политики в первую очередь по состоянию политического развития государств. [ 112:424] Так, для изучения социально-политической роли христианства предлагается выделять четыре типа государств, специфика политической ситуации которых определяет религиозную политику и общественно-политическую роль данной конфессии. К первой группе относят развитые страны с давней историей капиталистического развития и укорен-неностью той или иной ветви христианства, ко второй - страны Латинской Америки, к третьей - постсоветские государства и страны бывшего социалистического лагеря, к четвертому типу - не христианские страны, в которых христианство играет значительную социально-политическую роль (ряд стран Африки и Азии). Поскольку в фокусе данной типизации - роль религии в процессах демократизации и либерализации экономической сферы, то выделение типов в первую очередь основывается на разнице в динамике политико-экономических процессов. Представляется, что эта типизация со четается с задачей рассмотрения взаимосвязи религии и социальной сферы, развитие которой во многом определяется процессами экономического роста и демократизации. Типизация не исчерпывает всех закономерностей и многогранности религиозной политики государства и общественно-политического значения христианства для их социального развития. Принадлежность стран одной из указанных групп еще не свидетельствует о том, что религиозная политика будет обладать устойчивыми общими чертами, характерными для всех стран данной группы. Однако, некие общие черты политического развития в рамках данной типизации очевидны.

Значение социальной концепции РПЦ для общественного развития и статуса православия

Фундаментализм в широком понимании означает буквальное следование религиозным текстам. Происхождение понятия "фундаментализм" относится к событиям начала XX в., к появлению в США серии произведений под заголовком «Фундаменталисты. Завет истины» и широкому протестантскому движению, сопровождавшемуся запрещением преподавания теории Дарвина, "обезьяньими процессами" и т.д. Следующая волна религиозного фундаментализма вспыхнула уже в исламском мире в 1970-х годах в связи с исламской революцией в Иране. В настоящее время это понятие утвердилось как в политике, так и в науке, где оно означает целый комплекс феноменов религиозного и идеологического порядка, выражающих протест традиционной культуры против процессов модернизации или просто указывающих на факты фанатично-иррационального и деструктивного поведения, проявляющихся в экстремизме, терроризме и пр. [49; 134]

Фундаментализм определил актуализацию дебатов о значении религиозной культуры в современном обществе, в котором соседствуют прямо противоположные точки зрения на религиозную культуру. Так, протестантский теолог П. Тиллих придает религии и культуре неразрывную связь, говоря о том, что «религия питает культуру и придает ей смысл, а сама культура есть форма религии». ] 159:57-58)]. О. Деа, в свою очередь, называет подлинной культурой только христианскую культуру, поскольку фундаментальное значение в культуре имеет религия. [105:113] Прямо противоположная точка зрения, с негативным значением роли религии в сфере культуры получила распространение в литературе советского периода, в которой утверждалось, что религия является врагом культуры, или своего рода «антикультурой». [116 ]

Фундаментализм как самостоятельное явление свойствен не только исламу, но и иудаизму, индуизму, протестантскому и католическому христианству, и с особенной силой - новым религиозным движениям и сектам. В качестве фундаменталистских тенденций определяется и ряд чисто секулярных явлений - в области общественных движений (право- и левоэкс-тремистские, экологическое, феминистское, альтернативное), в области политики - марксистский, либералистский фундаментализм и т.д. [123] Стоит отметить, что как раз некоторые традиционалистские религиозные культуры, например, буддизм, конфуцианство и др. не побуждают к исследованию фундаменталистских тенденций. Интерес к православному фундаментализму также незначителен, но не из-за отсутствия такового, а поскольку в коммунистических странах, в т.ч. в СССР, власти были привержены в ХХв. атеистической политике. Вместе с тем, сами основания советской культуры и идеологии являлись по своей природе фундаменталистскими. [40; 135]

Христианский фундаментализм явился в определенной степени реакцией, направленной против либеральной теологии и процесса внутренней секуляризации, т.е. посещения церкви людьми, которые не испытывают интереса к религии. Фундаменталисты принимают непосредственное участие в политике, часто принадлежат к радикальным политическим течениям. Определено, что этнонационализм и национальные конфликты - политические факторы, которые содействуют проявлению фундаментализма.

Под этнонационализмом понимается общность людей, которые выстраивают свою отдельную идентичность вокруг комплекса признаков -религии, языка, этничности и территории, и требуют на этом основании коллективного наименования, независимости, признания суверенитета. [40:136] Конфликт между этнонацистическми группами в стране может быть результатом перемещения гонимого народа, особенно национальных меньшинств, беженцев и вынужденных мигрантов. Положение о том, что транснациональные беженцы и общины диаспоры в принимающей стране могут воздействовать на политику и усложнять ее осуществление властями имеет два варианта последствий. С одной стороны, их вынужденный отъезд и ностальгия по родине могут усилить и радикализировать их этнонационалистические и религиозные настроения. Они могут содейство вать продолжению конфликта в их родной стране через оказание финансовой помощи и других видов поддержки. С другой стороны, такая транснациональная диаспора может обращаться в международные организации, например ООН или ЕС, с требованием защиты основополагающих стандартов прав человека, и тем самым укреплять демократию. Религия диаспоры, как источник символической сплоченности и моральной власти, может следовать одной из этих тенденций. Лидеры религиозной организации могут быть вынуждены (если сами не становятся инициаторами) поддерживать и находить оправдание национальной розни.

При позитивном развитии общества и достаточном запасе ресурса мультикультурализма иммигранты увеличивают религиозное разнообразие страны, в которую они прибывают. Однако, в ситуации нетерпимости сторонники сепарации под религиозными лозунгами могут препятствовать ассимиляции иммигрантов до полного членства в обществе. Религия иммигрантов становится также предметом отвержения. В данной ситуации одно из основных направлений социальной политики - миграционная политика (поддержка эмигрантов, работа с беженцами) утрачивает многие ресурсы, такие как общественная терпимость, мультикультурность, социальное партнерство и т.д. Религиозная политика государства в этих условиях не может стать источником пополнения этих ресурсов, наоборот, она становится еще одним фактором риска.

Религиозная политика и ее роль в обеспечении репродуктивных прав за рубежом (на примере Испании и США)

Периодически представители РПЦ демонстрируют негативное отношение к социокультурным изменениям в обществе. В 1995г. происходит акция, всколыхнувшая общественность, когда в одном из храмов в центре Москвы были сожжены книги нерелигиозного содержания, которые, по мнению организаторов, действовали нравственно разлагающе. Одним из самых громких скандалов становится скандал по поводу оценки представителями РПЦ процесса присвоения индивидуальных налоговых номеров всем гражданам России. Присвоение ИНН оценивается рядом священников РПЦ как бесовское дело, поскольку в них используется число Антихриста. В ходе длительных переговоров представителей налогового ведомства и церкви конфликт все - же был разрешен посредством подписания соглашение об особом порядке присвоения налоговых номеров протестующим гражданам. Деятелями церкви поднимались и этнические проблемы. В июле 1995г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн призвал к чисткам в государственных учреждениях по этническому признаку. По его мнению, засилье евреев и неславян препятствует возрождению России. Во всех описанных случаях официальных не комментариев и опровержений от РПЦ не поступило.

В этот период наблюдается процесс активной солидаризации с православием в среде чиновников. Быть православным для представителей управленческих структур становится не только модно (этот этап пройден), но и выгодно. В ситуации тесных контактов государства и церкви, принадлежность к православию становится для политика внутренним фактором успеха, дает дополнительный рычаг влияния или новую возможность. Кроме того, эта принадлежность выполняет для него функцию идентификации, иногда подменяя и идентификацию идеологическую. Нужно отметить, что при этом внешнее значение религиозной принадлежности для политического деятеля не велико. Так, согласно данным социологических исследований, в глазах избирателей она не является значимым показателем. [ 18 ]

С ростом политического влияния православия усиливается и противостояние этой тенденции. Исконно «исламские» регионы всячески поддерживают возрождение мусульманских традиций. В Калмыкии набирает силу буддизм. Схема развития взаимодействия местной власти и религиозной организации независимо от конфессии была примерно похожей: вначале идиллическое сотрудничество, а затем усиление политической независимо-сти религиозных лидеров, рост их влияние на развитие политических событий. Все «традиционные» религии существуют в национальных рамках обособленно друг от друга. По сравнению с концом 80х гг. совместных акций становится крайне мало.

Отношение к религии в целом и конкретным конфессиям со стороны граждан в данный период характеризуется противоречивостью и конфликтностью. Большинство граждан России считают себя верующими, показывают высокий уровень нетерпимости к другим конфессиям, но в то же время, имеет весьма ограниченное представление о том, что значит - жить по религиозным нормам. [18] Доверяя религиозным организациям в целом, россияне не видят необходимости реституции земель церкви или наделения ее особыми полномочиями. Высокое доверие к институту церкви соседствует с осуждением жадности и коммерционализированности священников. Выражением этого отношения стало появление новых анекдотов и сатирических реприз на религиозную тему.

Начало Чеченской компании и возросшая угроза терроризма существенно повлияли на общественную популярность православия. В условиях усиления межнациональной розни, неуправляемой иммиграции РГЩ заняла позицию активного национализма. Проведена канонизация одного солдата, который, попав в чеченский плен, был убит за отказ снять\/Иерархи неоднократно высказывали идеи о признании мучениками всех солдат, погибших в ходе чеченской компании. В то же время, совместных действий с представи телями ислама по поиску мирного урегулирования конфликта не проводилось.

Международные события также повлияли на формирование непримиримой позиции РПЦ в отношении других культур. Война в Югославии трактовалась Ы православными деятелями как война мусульман и других иноверцев против православных христиан. В 1999г. негативная позиция РПЦ относительно всякого иного культурного влияния достигает своего апогея. НАТО, и в частности США, идентифицируется с дьявольской силой и мировым злом. По сути, РПЦ заняло позицию, которая препятствовала рациональному диалогу между Россией и Западом. И хотя эта позиция не являлась определяющей для развития международных отношений России, мнение церкви часто становилось основой для политической спекуляции сил, использующих патриотические настроения.

Похожие диссертации на Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды