Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Гетачеу Джиги Деликсса

Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога
<
Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гетачеу Джиги Деликсса. Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2000.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-23/69-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В АФРИКЕ .11

1. Сущность и основные типы конфликтов 11

2. Особенности этнополитических конфликтов в африканских государствах. 32

ГЛАВА II. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СТРАНАХ АФРИКАНСКОГО РОГА 57

1. Этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в Эфиопии, Сомали, Эритрее и Джибути 59

2. Этнополитический конфликты в Эфиопии и крах военного режима 75

3. место и роль народа оромо в этнополитических конфликтах на Африканском Роге 92

ГЛАВА III. ВОЙНЫ В СТРАНАХ АФРИКАНСКОГО РОГА 106

1. Война между Сомали и Эфиопией. Социально-политические последствия 107

2. Пограничная воина между Эритреи и Эфиопией 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

БИБЛИОГРАФИЯ 140

приложение 151

Введение к работе

Африка является важнейшей составной частью мирового сообщества, современной цивилизации. В глубокой древности на Африканском континенте возникли цивилизации, оказавшие существенное влияние на развитие общества. Достаточно напомнить, что, по мнению большинства ученых, именно этот континент был колыбелью человечества.

Колониальные державы, завоевав Африку, изолировали ее от внешнего мира, прерывали ее вековые экономические, политические и культурные связи с другими континентами, сделали все, чтобы предать забвению богатую историю и достижения народов. Потребовались длительная героическая борьба африканских народов и прогрессивных государств мира, чтобы расшатать и ликвидировать систему колониального угнетения. 1960 год стал годом Африки, который привел к интенсивному распаду колониальной системы континента. Получив политическую независимость, народы Африки продолжают борьбу за ликвидацию вековой отсталости, упрочение своего государственного суверенитета, экономическую независимость и социальный прогресс.

Современные африканские государства имеют различную социальную направленность в общественно-политическом развитии. В странах Африки все еще сохраняются традиционные родоплеменные отношения с федеральными и полуфедеральными чертами. Переход от авторитарных режимов к демократическим предусматривает многообразие путей и многовариантность политических моделей развития.

Серьезным препятствием для развития африканских стран по пути социального прогресса за последние десятилетия стали межэтнические конфликты, которые породили многочисленные военные перевороты, гражданские войны, армию беженцев, что негативно сказалось на экономическом, социальном, политическом и культурном развитии многих государств континента, в том числе на Африканском Роге.

Межэтнические конфликты в Африке являются одной из наиболее сложных социально-политических проблем, интегрирующих в себе комплекс всех

противоречий в африканском обществе. По нашему мнению, межэтнические конфликты на пороге нового тысячелетия являются наиболее актуальной проблемой, без решения которой африканским народам нельзя вести успешную борьбу за ликвидацию вековой отсталости, упрочения своего национального суверенитета, экономическую независимость и социальный прогресс. В нашем взаимозависимом мире межэтнические конфликты уже перестали быть делом лишь непосредственно вовлеченных в них конфликтующих сторон. Они оказывают дестабилизирующее воздействие не только на Африканском континенте, но и в мире в целом.

В последнее десятилетие мы стали свидетелями ужасающего явления -многочисленных вспышек конфликтов, в которых ведущую роль играют этнополитические, социально-экономические, расовые и религиозные противоречия. Люди обеспокоены не только колоссальными масштабами насилия, характеризующих конфликты, но и угрозой того, что насилие может принять крайние, неуправляемые формы, не поддающиеся рациональному разрешению. Если так случится, то нас ждут поистине мрачные перспективы.

Современная общественная ситуация в мире характеризуется многообразием и сложностью своих тенденций. Африка, наряду со многими другими континентами, стоит перед необходимостью выбора пути общественно-политического развития, который даст ее экономическую, социальную, политическую, духовную стабильность для решения своих общенациональных задач в этом сложном, противоречивом, многополюсном, конфликтном мире.

"Современные конфликты, - отмечает известная исследовательница по этой проблеме М. М. Лебедева, - стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле".

1 См. Лебедева ММ. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. Издание второе. М., 1999, с 7

В 90-е гг. в работах западных и российских политологов, социологов и конфликтологов неоднократно отмечалось, что после появления ядерного оружия, ликвидации политической системы колониализма, распада Советского Союза и социалистического сообщества в мире стало меньше войн между государствами, но увеличилось число внутриполитических вооруженных конфликтов, зачастую принимающих формы кровопролитных гражданских войн. За период 1917-1984 гг. в Европе произошли две межгосударственные (мировые) войны и двенадцать гражданских, т.е. внутригосударственных, - в шесть раз больше. За 1960-1998 гг. в Африке - более 12 межгосударственных вооруженных конфликтов, а также более 30 гражданских войн.1 Представляется, что указанная тенденция в мировом развитии продолжится. Это касается, в частности, региона Африканского Рога, ставшего одним из эпицентром межэтнических конфликтов.

В соответствии с темой диссертации предметом исследования является этнополитические конфликты в Африке (на примере Африканского Рога). Под этнополитическими конфликтами нами понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. "Этнополитический конфликт -форма межгрушювого конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности ".

Из этого определения сущности этнополитического конфликта вытекает, что исследуемая нами категория охватывает широкий круг конфликтных ситуации и показывает, что чисто этнических конфликтов как таковых практически не бывает. Этничность превращается в динамику конфликта, так как формируется на экономической, социальной, политической или вне

1 The United Nations peace regulation from 1948-1996. N.Y. 1996, pp. 260-456

2 См. Общая и прикладная политология. М., 1997, с

этнической основе и лишь в последующем приобретает этнический, национальный характер. В то же время этно-национальный фактор, обладая относительной самостоятельностью, может в свою очередь влиять на различные стороны жизни общества.

При рассмотрении этнических конфликтов необходимо обозначать различные виды ситуации, при которых этнические группы взаимодействуют в политическом поле в процессе общественно-политического развития той или иной страны. Значительное место в объяснении причин этнополитических конфликтов занимает политологический подход и существующие на этот основе концепции.

По теории конфликтов, его основных форм, причин и методов решения этой сложной социально-политической проблеме в последнее время уделяется большое внимание в российской и зарубежной научной и публицистической литературе. Накоплен большой теоретический материал. Имеются отдельные работы по различным аспектам теории конфликтов на примерах различных стран, регионов и мира в целом среди научных исследователей нашей страны и на западе.

Среди выдающихся мыслителей и теоретиков по проблемам конфликтов необходимо отметить работы ряда западных ученых, таких как М. Аместуз, Дж. Бертон, М. Вебер, Г. Гегель, Л.Гринфельд, К.Дойч, Р.Дарендорф, Р.Даль, Г.Зиммель, Л.Козер, К.Маркс, Г.Маркузе, ММескон, Т.Парсонс, А.Смит, З.Фрейд, Э.Фромм, С.Чейз и другие. Среди исследователей политических конфликтов, претендующих на универсальное применение, как к внутренней жизни общества, так и международных отношений, важное значение имеет "Общая конфликтология" К. Боулдинга, а также другие зарубежные исследователи по проблемам конфликтов в африканских странах.1

K.E.Boulding. Stablr peace. Austin, 1978; M Lewis. Nationalism and self-determination in Horn of Africa L, 1983; J.Markakis. Nation and class conflict in Horn of Africa. Cambridge, 1987; Coser L. The function social conflict. Glencoe, 1956; Asafa Jalata. Oromia and Ethiopia: state formation and ethno-national conflict in the Horn of Africa. 1868-1992 Boulder and London. 1994; MR. Amstuz. An introduction to political science: The management of conflict. Scott. 1982 and others. Вебер. M., Избранные произведения M., 1990; Дойч М. («Социос», №1, 1997); Мазруи А. 17 парадоксов Африки на пороге XXI века, Найроби 2000 г; Смит А. Исследование о причинах богатства народов. Петрозаводск, 1993; Фрейд. 3. Избранное. М., 1989.

Одновременно большую ценность в качестве литературы по истории Эфиопии зарубежных исследователей представляют работы С.Робесона, Дж. Маркакиса, Е.Геллнер, МЛувиса, П.Бахтера, МПерхама, Р. Даркваша, Дж. Л.Крапфа и др.

В последние гг. российские исследователи начали активно разрабатывать тематику социального, политического, этнического экономического и регионального конфликтов. Среди многочисленных трудов, опубликованных за последние несколько лет необходимо отметить следующие работы: О.И.Аршба, В.Г. Смолянский, А.К.Зайцев, А.Г. Здравомыслов, А.В.Дмитриев, В.Н.Кудрявцев, СВ. Кудряцева, Г.И.Марченко, А.В. Глухова, Л.Н.Тимофеева, АЛ.Чумаков, А.А.Радугин, КАРадугин, Ю.В.Ирхин, Е.Колесова, М.М.Лебедева и другие.1

В диссертации также использованы труды российских, западных и африканских ученых по проблемам этнополитических конфликтов на Африканском континенте. Среди них A.M. Васильев, Н.И.Высоцкая, Л.В. Гевелинг, Р.Н. Исмагилова, К.П.Калиновская, Ю.М.Кобищанов, Н.Д.Косухин, В.И.Комар, А.Крылов, П.В.Кукушкин, Д.В. Поликанов, И.В.Следзевский, Ю.Г.Сумбатян, А.М.Хазанов, Е.Э.Шерр, В.С.Ягья и многие другие.2

В работе над диссертацией были использованы публикации на русском языке по "Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира". М., 1997. и несколько десятков работ по теме на английском языке (см. Библиографию), в том числе деятельность ООН по миротворческим операциям в

См. Аршба о.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. М, 1996; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995; Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология, м., 1995; Дмитриев А.В. и др. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993; Ирхин Ю.В. Политология. Гл.8, м., 1996; Колесова Е. Причины современных межэтнических и меконфессиональных конфликтов. М, 1996; Лебедева М.М. политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технология. Издание второе. М, 1999 и другие.

См. Васильев A.M. Доклад на VII-ой Всероссийской конференции африканистов - "Африка в меняющемся мире. М, 1998; Высоцкая Н.И. -Африка: особенности политической культуры. Выпуск 12, гл.2,3. М.,1999: Исмагилова Р.Н. Доклад на VII-ой всероссийской конференции африканистов -«этничность, политика и самоопределение в Африке". М.,1998; Косухин Н. Д. Особенности полипиеской культуры в африканских странах - В сб. Африка: особенности политической культуры. Выпуск 12.М.Д999; Комар В.И. Северная Африка, национальная модель политической культуры. - В сб. Африка, особенности политической культуры. Выпуск 12.м., 1999; Кукушкин П.В., Поликанов ДЛВ.Кризис в районе великих озер: Руанда, Бурунди, Заир. М.,1997; политиканов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию; Сумбатян ЮГ. Африка на пороге ХХІвека: политические проблемы и перспективы. М.,1997; Хазанов AM, Эфиопско-сомалийский конфликты 1977-78 г.г. - Региональные конфликты в Азия и северной Африке. М.,1997.

разных точках земли - The United Nations and Ruwanda 1993-1996. The United Nations and Somalia 1992-1996.

В диссертации используются работы эфиопских ученых. В частности, очень ценны исследования оромских авторов анализирующих проблемы народа оромо на Африканском Роге. Среди них необходимо отметить таких, как Асафа Джалата "Оромо и Эфиопия: создание государство и этно-национальный конфликт". Лондон. 1994. Мекурия Булича "Сущность и перестройка оромской национальный идентичности". У писала, 1996. А.Беяене., Б.файисса, М, Хассен., и Тефери Фуфа "Оромия: культурная перестройка для независимости и развития".Торонто, 1994 и другие.

Крайне ограниченная литература по этнополитическим конфликтам в Сомали, Джибути и Эритреи, как и некоторые проблемы, социально-политических последствии на современном этапе были восполнены материалами ряда научных конференции африканистов, организованные Институтом Африки РАН. особое место среди них имеет VIII конференция "Африка на пороге третьего тысячелетия» (сентябрь 1999 г.). Большую помощь в работе по теме оказали ученые записки Института Африки РАН. Выпуск12 "Африка: особенности политической культуры". М., 1999, периодическая литература на английском и русском языке, особенно журналы "Азия и Африка сегодня", "Восток", "Мировая экономика и международные отношения» и ряд других изданий.

Знакомство с обширной зарубежной и российской литературой по проблемам этнополитических конфликтов в Африке позволяет сделать ряд выводов:

Во-первых, несмотря на наличие большего количества литературы по сущности и основным типам конфликтов в современном мире, уделяется мало внимание на сущность такой категории, как» этнополитические конфликты». Исключение составляет учебное пособие "Общая и прикладная политология» М., 1997 г., (гл. этнополитические конфликты); Ю.В.Ирхина «Политология». М., 1996 гл ХПІ. Роль и место конфликтов в обществе), Лебедева М М "Политическое урегулирование конфликтов: подходи, решения,

технологии", М., 1999, где рассматривается сущность этнополитических конфликтов в обществе, их типология, методы их урегулирования.

Во-вторых, не достаточно полно рассматриваются особенности этнополитических конфликтах в странах Африканского Рога. Вместе с тем проблемы этнополитических конфликтов в Центральной и Южной Африки нашли отражение в работах Института Африки РАН - П.В. Кукушкин., Д.В.Поликанов " Кризис в районе великих озер: Руанда, Бурунди, Заир». М., 1997, Д.В. Поликанов " Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию". М., 1998. Что касается Африканского Рога и особенностей этнополитических конфликтов в Эфиопии, Эритреи, Сомали, Джибути материалов крайне мало, и они в большей мере носят исторический характер.

В-третьих, почти отсутствует литература на русском языке по проблеме места и роли народа оромо в этнополитических конфликта в Эфиопии и других государствах Африканского Рога; не освещены войны между Сомали и Эфиопией, Эритреи и Эфиопией и их социально политические последствия для Африканского Рога.

Исходя из вышеизложенного целью диссертационного исследования являлось рассмотрении сущности, основных черт, особенностей этнополитических конфликтов в Африканском Роге на основе характеристики африканского общества, выяснения тех основных противоречий, которые характерны этому обществу.

Комплексного исследования этнополитических конфликтов на примере Эфиопии, Сомали, Эритреи, Джибути дают возможность проанализировать на только особенности этнополитические конфликтов, их причин и социально-политческих последствий, но и пути их мирного урегулирования для создание политической, экономической и социальной стабильности.

Политические процессы в этой части современного мира, связанные с вооруженными конфликтами, имеют не только теоретическое, но и практическое значение для развивающееся мира, в этом числе и для России (особенно для

района северного Кавказа), где этнополитическая ситуация и конфликты имеют очень много общего с регионам Африканского Рога.

В диссертации значительное место занимает малоисследованная проблема этнополитического конфликта между эфиопским государством и оппозицией народностей оромо, наиболее приемлемые варианты решения этой сложной проблемы в Африканском Роге. Отдельная глава в работе посвящена локальным войнам на Африканском роге последней четверти XX в. (сомалийско-эфиопская и эритрейско-эфиопская) и тем социально-политическим последствиям, которые представляют угрозу не только для Африки, но и для других регионов и государств. Эта форма этнополитического конфликта, мало исследованная в нашей литературе, имеет не только познавательный, но и чисто прагматический характер для России и современного мира в целом.

Сущность и основные типы конфликтов

В современном мире идет процесс чередования больших и малых конфликтов и войн. В результате многие крупные многонациональные государства подвергаются распаду и образованию новых национальных государств. Это происходит далеко не цивилизованными методами, а кровопролитными этническими войнами и конфликтами.

Конфликты различного уровня и различных типов привлекали внимание мыслителей средневековья и эпохи возрождения, которые рассматривали конфликтные ситуации преимущественно как следствие отношений господства и подчинения. Попытки более строгого научного анализа конфликтов предпринимаются в философии и политико-экономических учениях нового времени (XVI-XIX).

Источником конфликтов в обществе А. Смит считал деления общества на классы и соперничество между классами.1 На становление общей теории конфликта заметное влияние оказало учение немецкого философа Г.Гегеля о диалектических противоречиях как источнике развития. Эти идеи были использованы К.Марксом и Ф.Энгельсом, в которых социальным противоречиям и конфликтам отводится важное место. В изучении конфликтов в рамках психологии сыграло учение З.Фрейда. Он пытался разрешить конфликт между человеком и обществом. Главная черта фрейдовского понимания конфликтов -это их перенос из общественных структур в структуру личности, из мира социального в мир личностный.

Выделение конфликта в специальный предмет научного анализа и тем самым формулирование основ конфликтологии обычно связывают с именем крупнейшего немецкого социолога Георга Зиммеля. Он в начале XX в. ввел в научный оборот понятие "социология конфликта". Конфликтология рассматривает конфликт в качестве системного основания теоретических изысканий, вокруг которого организуются все остальные элементы научного знания. Конфликтология - это комплексная научная дисциплина, изучающая природу, причины возникновения конфликтов, закономерности их функционирования и развития, пути преодоления конфликтов. Конфликтологию невозможно отнести лишь к какому - либо одному блоку научных дисциплин. Она интегрирует знания из социологии, экономики, философии, политологии, истории, этнографии, правоведения, биологии, географии и других дисциплин, изучающих различные аспекты человеческой деятельности.

Марксистская социология придерживалась мнения, что конфликт - всего лишь временное состояние общества. Следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Она считала что, конфликт выполняет деструктивную, разрушительную функцию в обществе, является своего рода социальной патологией, а с моральной точки зрения - злом. В.И.Ленин, формулируя эту идею, отмечал: что, "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными и другими фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов".1 Итак конфликт приносит страдания подавляющему большинству людей, вовлеченных в него.

Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. А значит, что конфликт - это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Ведь конфликт, в принципе, является естественным состоянием, одним из факторов, движущих прогресс.

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г.Зиммеля, Р.Дарендорфа и американского социолога Л.Козера. По мнению Р.Дарендорфа общество находится в состоянии постоянного конфликта, который может быть более или менее острым, прежде всего в зависимости от социальной мобильности людей, т.е. их стремлений и возможностей изменить свое положение в обществе. Он стремится к созданию такой теории, которая позволила бы обществу перейти к "управлению» конфликтами.

Этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в Эфиопии, Сомали, Эритрее и Джибути

Страны Африканского Рога - Эфиопия, Сомали, Эритрея, Джибути в прошлом и настоящем характеризуются наличием авторитарных режимов, системой управления обществом, где господствует применение силы при решении острых конфликтных проблем.

Это обычно приводит к развязыванию вооруженных столкновений внутри страны, гражданским и межгосударственным войнам. Именно эти государства и расположенные рядом с ними пограничные государства, характеризуются повышенной этнополитической и военной "сейсмичностью" на Африканском континенте.

Вот уже ни один десяток лет здесь продолжаются, то затухают, то вновь возникают вооруженные конфликты и войны. Разобраться в клубке противоречии, конфликтов и войны в этом районе мира весьма не просто. Наряду с общими причинами этнополитических конфликтов на Африканском континенте в целом, в этот районе возникают свои, специфические факторы, способствующими нестабильности и конфликтным ситуациями в данном регионе. Долговременной объективной основой политической, экономической и социальной нестабильности, на наш взгляд, является крайне низкий уровень социально-экономического развития, голод, нищета, болезни, засухи и т.д.

Не менее важным являются этническая пестрота и незавершенность процесса формирования нации и народностей, которая с ростам их самосознания, стремлением к самостоятельному развитию, поиску форм самоопределению вместе с религиозным фактором не способствуют стабилизации в общественно-политической жизни.

Нам кажется, что без анализ этнополитической ситуации в районе Африканского Рога, и таких государствах, как Эфиопия, Сомали, Эритрея, Джибути, анализ теории конфликтов будет не полным с точки зрения их особенностей в Африке и тем более выяснения причин, их основных типов и социально-политических последствий. Рассмотрим эти проблемы далее подробно.

Этноконфесиональная структура народов Африканского Рога достаточно сложная но не так как в большинстве регионов афро-азийского мира. Более 100 этнических общностей населяют страны Африканского Рога. Симами крупными из них являются четыре этнических групп (оромо, амхара, сомалийцы и тиграйцы) вместе с близкими им группами (афар агау, сахо, сидамо, тигре, харарцы и др.) составляют более 98% населения Африканского Рога.

Этноконфессиональная ситуация становится более сложной как только мы рассмотрим ее структуру у разных этнических общностей в странах Африканского Рога. Народы Рога можно разделить на две крупные этнолингвистические группы: кушитские и семитские. Остальные относительно невелики.

Кушитские народы населяют все страны региона. Самыми многочисленными из них являются: оромо, сомалийцы, омето, сидама, афар, сахо, каффа и др. Самая крупная этническая общность среди них - народ оромо 94% из них живут в Эфиопии и 6% в Кении. По разным источникам численность оромо оценивается более 32 миллионов или более 60% населения Эфиопии. Оромо подразделяются на очень крупные субэтнические группы среди них: Рая, Валло, Караяу, Арфан каллу, Лека Меча, Тулама, Гуджи, Арусси, Борана, Иту и др.1 С конфессиональной точки зрения оромо подразделяются на три группы: мусульмане, христиане и приверженцы традиционных религий. Количественное соотношение особенно первых двух групп является предметом будущих исследований. Однако можно с полной уверенностью уже сейчас сказать что ислам играл выдающуюся роль в судьбе народа оромо о чем будет сказано ниже.

Народ оромо сыграл и еще сыграет выдающуюся роль в истории народов Африканского Рога особенно в истории Эфиопии. Благодаря их военной силе и искусству они оказались в самом сердце этой страны. Они играли большую роль в экономической и политической жизни Эфиопии. Большинство из тех кто осел в Эфиопском нагорье и центральных и южных районах Эфиопии приняли христианство в середине XIX в. Причины принятия христианства оромо можно суммировать следующим образом: Пхристианство многие веках являлось государственной религией Аксума, Абиссинии и Эфиопии а также сердцевиной этой цивилизации. Следовательно, единственная возможность стать полноправным членом (в политическом, экономическом и социальным аспектах) этого общества было принятие христианством монистического направления и в совершенстве овладеть амхарским языком, в этом и заключалась задача - «стать» настоящим амхарцем; для южных оромо (и других народов юга Эфиопии) после их завоевания в конце XIX в. единственной возможностью сохранить свою собственность (в том числе земли) была необходимость подчиниться воле победителей и принять христианство или по крайне мере «стать» или имитировать амхарца.

Война между Сомали и Эфиопией. Социально-политические последствия

Этнополитические конфликты в районе Африканского Рога, прежде всего, связаны с бедностью большинства населения этого региона, голодом и нищетой, экономической нестабильностью, которые в ряде случаев приводят к военным переворотам, этническим и локальным конфликтом, войнам.

Важную роль в качестве внешнего фактора на протяжении всей африканской истории конфликтов и войн играли европейские державы. Колонизаторы, захвативпгае континент, зафиксировали границы в соответствии со своими интересами, без какого бы то ни было учета национально-этнических, социально-экономических, культурно-религиозных и других интересов местного населения.

В конце второй мировой войны четыре великие державы- Великобритания, Франция, СССР и США- не могли прийти к общему мнению относительно Сомали. Франция предложила, чтобы было продолжено правление Италии; Соединенные Штаты настаивали на введении прямой международной администрации; Англия предложила британский протекторат ддя»Великого Сомали». М-р Бевин, секретарь по иностранным делам Великобритании, выступая со своим предложением в четырехсторонней комиссии в апреле 1946 г., заявил следующее:»Британское Сомали, Итальянское Сомали и прилегающие к ним части Эфиопии, при согласии должны быть объединены в одну подопечную территорию, так чтобы кочевники могли вести свое скудное существование в более пригодных условиях».1

До завоевания независимости в 1960 г. Сомали делилась на две части: северная- владела Великобритания, центром и югом- Италия. Именно этот раздел стал одной из причин сегодняшней нестабильности и войн на Африканском Роге, особенно в Сомали. Сомалийский народ до формирования своего государства был разделен на части, впоследствии началась борьба за объединение сомалийского народа в единое государство. В 1948 г. Национальная Лига Сомали (НЛС) и Северный пограничный район (НФД) приняли на вооружение единый девиз»Быть единым во имя Бога», Эта идея получила широкое распространение, и начала имеет своих сторонников во всех районах Африканского Рога, где проживали сомалийцы.

Сомалийская республика, которая возникла в 1960 г. (после объединения Британской и Итальянской частей Сомали) придерживалась идей объединения всех сомалийцев. Главная идея объединения в основном соответствовала родовым и клановым интересам. Основой политической солидарности также было родство. Другой определявшей чертой была религия. Народ Сомали однороден в культурном отношении, но в историческом плане не существовало единого сомалийского государства, которое могло бы объединить всех сомалийцев по происхождению, поэтому в призывах к единству основной упор делался на религиозную и языковую общность. Для политических сил в Сомали выдвижение на первый план клановых и родовых интересов было довольно простой задачей. Родовая общность, как первооснова для выражения политической солидарности, существовала в реальности. Политические организации, которые испытывали недостаток межродовой и клановой поддержки, нашли в исламе тот самый элемент, который мог довольно быстро и легко обеспечить достижение единства.

Сомали после получения политической независимости выступила против признания границ установленных колонизаторами, в рамках которых должны соблюдаться границы африканских стран. На историческом учредительном съезде Организация Африканского Единства 1963 г. президент Сомали Аден Абдулле Осман выступил с заявлением об ущемлении его народа другими государствами.»Нынешнее состояние в Сомали вызывает беспокойства и волнения среди народа и разделяет общество. Необходимо для его объединения найти адекватное решение. Если рана не будет залечена, она превратиться в источник постоянной напряженности в регионе и отрицательно повлияет на дружественные отношения между Республикой Сомали и ее соседями. Правительство Сомали не претендует и не выставляет никаких требований об увеличении территории своего государства. В то же время народ республики не может оставаться равнодушным в призывам своих братьев. Поэтому правительство Сомали особо подчеркивает необходимость предоставления права на самоопределение жителям сопредельных с Сомали районов.

Похожие диссертации на Этнополитические конфликты в Африке : На примере Африканского Рога