Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Методологические основы политологического анализа влияния художественной культуры на формирование политического сознания 14
Раздел 2. Особенности формирования политического сознания российских военнослужащих средствами художественной культуры 64
Раздел 3. Основные направления деятельности государства по реализации функций художественной культуры в процессе формирования политического сознания военнослужащих 114
Заключение 142
Приложения 151
Список литературы 157
- Методологические основы политологического анализа влияния художественной культуры на формирование политического сознания
- Особенности формирования политического сознания российских военнослужащих средствами художественной культуры
- Основные направления деятельности государства по реализации функций художественной культуры в процессе формирования политического сознания военнослужащих
Введение к работе
Художественная культура представляет собой неотъемлемую составляющую духовной культуры общества. Ценность художественной культуры во многом определяется тем, что она является духовным фундаментом и опорой личности. Учитывая высокую динамику Современного общественного развития, роль и значение художественной культуры во многих областях человеческой деятельности становятся все более очевидными.
Современное общество требует от гражданина максимального проявления интеллекта, творческих возможностей, восприимчивости к происходящим изменениям, высокой социальной мобильности и психологической устойчивости. Эти и другие качества личности, необходимые для полноценной деятельности человека, вырабатываются, в том числе, и в процессе создания, распространения и освоения ценностей художественной культуры, сопровождающем формирование, становление и развитие личности индивидуума.
В современных условиях становления и развития российской государственности и гражданского общества растет значимость художественной культуры в формировании политического сознания личности, соответствующего изменившимся характеристикам отечественной политической системы. В этой связи возникает потребность в исследовании воздействия феномена художественной культуры на специфическую сферу общественного сознания - политическую.
Сознание военнослужащих, в том числе и политическое, во многом формируется под воздействием процессов создания, освоения и распространения художественной культуры. При этом средства массовой информации представляют собой преимущественно каналы ее доставки. В то же время художественная культура во всем многообразии ее форм и видов оказывает непосредственное воздействие на чувства и эмоции человека, что находит свое отражение в ходе формирования и функционирования политического сознания российских граждан. Это особо подчеркивает роль и значение художественной культуры в процессе политической социализации личности.
Все более очевидным становится то, что фактор художественной культуры в процессе развития российского демократического государства и его Вооруженных Сил приобретает все более значимую роль. В то же время реалии современных политических процессов свидетельствуют о серьезных противоречиях в духовной и культурной сфере, что находит свое проявление в состоянии политического сознания граждан.
Важнейшей особенностью переживаемого нашей страной этапа разви-тия является обострение проблем этноконфессионального характера. В этих условиях эффективная культурная политика в Российской Федерации выступает в качестве важнейшего фактора формирования такого политического сознания, которое позволяло бы обеспечить внутриполитическую стабильность в стране, отдельных ее регионах. По мнению ряда исследователей, значительное влияние на современное состояние процессов в сфере художественной культуры оказывает то, что в российском обществе отсутствует консолидированное понимание ее роли и значения в интересах обеспечения национально-государственных императивов формирования политического сознания гражданина вообще и военнослужащего в частности.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловливается следующими обстоятельствами:
- кардинальными переменами в духовной сфере жизни российского общества и политическом сознании граждан в связи с изменениями международного статуса России, противоречивой динамикой социально-политических, экономических, культурных отношений в стране и мире;
- усиливающейся экспансией западной массовой культуры на политическое сознание российских граждан, что требует целенаправленного системного влияния институтов государства на процессы создания, распространения и потребления различных форм и видов художественной культуры, нейтрализации негативного культурно-информационного воздействия на политическое сознание российских военнослужащих;
- потребностью формирования научного представления о содержании и направленности влияния художественной культуры на политическое соз нание военнослужащих с учетом изменений, происходящих в воинской деятельности, формах и методах вооруженного противоборства, военного дела в целом;
- необходимостью реализации новых научных подходов к оценке роли и места художественной культуры в политической жизни общества, формирования политического сознания российских военнослужащих, соответствующего интересам обеспечения национальной безопасности государства и социально-политической стабильности в обществе;
- потребностями в уточнении и корректировке направлений государственной политики по реализации функций художественной культуры, оказывающих непосредственное воздействие на политическое сознание военнослужащих в современных условиях.
Политическое сознание занимает особое место среди других форм общественного сознания, так как оно наиболее рельефно отражает отношение российских граждан к социально-политическим, экономическим и иным процессам, происходящим в обществе, способствует формированию их политического поведения. Оно подвержено комплексному влиянию различных событий и явлений общественной жизни и находится в фокусе процессов, сопровождающих функционирование институтов государства и общества, взаимоотношения социальных групп, коллективов и индивидуумов. Являясь одним из важнейших элементов, определяющих политическое поведение людей, политическое сознание в то же время испытывает существенное влияние огромного числа факторов и условий, в том числе и художественной культуры.
Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам политического сознания и художественной культуры обращались многие отечественнь& и зарубежные ученые. Широко представлена литература, в которой изучен широкий круг проблем, связанных с политическим сознанием, как самостоятельным общественно-политическим феноменом, с культурой политического сознания с позиций социальной философии, социологии и политической психологии. Ряд работ ученых и искусствоведов посвящено исследованию художественной культу ры, культуры и искусства, массовой культуры как особых социальных явлений, оказывающих многомерное и всеобъемлющее влияние на социум и личность.
Массив источников и литературы, имеющих отношение к теме исследования, представлен по следующим научным направлениям.
Первое направление включает работы, в которых феномен художественной культуры рассматривается как относительно самостоятельное явление, имеющее собственную внутреннюю структуру и функциональные связи с другими сферами общественной жизни. Сюда относятся, прежде всего, публикации М.Н.Афсижиева., М.Б.Глотова, Л.Н.Дороговой, А.Я.Зися, В.В.Журавлева, Ю.А.Лукина, В.М.Петрова и др.1 і Второе направление составляют труды, в которых осуществляется политологический анализ различных аспектов явлений политической культуры и политического сознания, а также работы ученых-обществоведов по проблемам формирования политической культуры военнослужащих и их политического сознания. Большинство из них относится к советскому периоду. И конечно в условиях жесткого идеологического контроля ученые не могли избежать догматического следования канонам и схемам официальной методологии. Их работы несли на себе отпечаток политической и идейной конъюнктуры. Тем не менее глубокий теоретический уровень многих из них не вызывает сомнений у специалистов и сегодня, без опоры на них невозможно продвинуться дальше в исследовании проблемы политического сознания. К наиболее значимым можно отнести труды В.Н. Абрамова, Э.Я. Баталова, СР.
Брыля, К.С. Гаджиева, Д.В. Ольшанского, А.И. Соловьева, Е.Б. Шестопал и Третье направление объединяет работы ученых: Л.С. Выготского, Ж. Годфруа, С.Л. Рубинштейна, 3. Фрейда, К. Юнга, и др., в которых сознание, в том числе и политическое, исследуется с точки зрения классической психологии3.
Четвертое направление образуют исследования авторов, отражающие различные проблемы взаимосвязи общей культуры с политическими процессами, происходящими в обществе; рассматривающие способы и методы влияния на политическое сознание, в том числе и средствами художественной культуры4.
Анализ источников и литературы по выделенным направлениям позволяет сделать вывод, что состояние разработанности предметно-объектной • области создает определенную теоретико-методологическую базу для решения научной задачи настоящего диссертационного исследования.
В то же время, несмотря на весьма глубокую проработку целого ряда методологических проблем, касающихся закономерностей, принципов и методов формирования политического сознания, в научных исследованиях последних лет практически не освещаются важнейшие вопросы рефлексии со • временных процессов культурного строительства, создания, освоения и распространения образцов художественной культуры и их влияния на политическое сознание военнослужащих, что в конечном счете негативно сказывается на состоянии военной безопасности Российской Федерации.
На фоне достижений отечественной и зарубежной политической науки, до сих пор недостаточно изученными остаются такие важные проблемы, как выявление и обоснование содержания и специфики взаимодействия художественной культуры и политического сознания в современных условиях трансформационных процессов в России.
К сожалению, пока что отсутствуют специальные политологические работы, которые раскрывали бы характер взаимосвязи процессов формирования политического сознания средствами художественной культуры, приоритетные направления и перспективы ее развития в современном российском обществе и его Вооруженных Силах.
Таким образом, актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности, объективно возрастающие потребности в ее политологическом осмыслении и явились для автора побудительным мотивом настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является политическое сознание военнослужащих как сложный феномен общественно-политической жизни.
Предмет исследования — специфика воздействия художественной культуры на формирование политического сознания военнослужащих российских Вооруженных Сил, ее социализирующие функции, механизм их реализации.
Основная цель диссертационного исследования состоит в политологическом анализе содержания и особенностей влияния художественной культуры на политическое сознание военнослужащих в процессе их социализации, выделении и обосновании приоритетных направлений государственной политики по формированию политического сознания военнослужащих средствами художественной культуры.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
- осуществить политологический анализ влияния художественной культуры общества и политического сознания;
- раскрыть содержание, основные функции и тенденции развития художественной культуры в условиях современного российского общества;
- выявить особенности влияния художественной культуры на политическое сознание российских военнослужащих, его формирование и развитие;
- определить и обосновать пути совершенствования государственной политики по реализации функций художественной культуры, направленные на формирование политического сознания военнослужащих в современных условиях;
- сформулировать практические рекомендации в целях совершенство-вания деятельности по формированию политического сознания военнослужащих средствами художественной культуры.
Таким образом, исследование теоретико-методологических и практических проблем влияния художественной культуры на политическое сознание военнослужащих относится к числу наиболее важных исследовательских задач.
Для ее решения существуют объективные возможности, которые обусловлены: наличием научных разработок отечественных ученых по проблемам политического сознания и функционирования художественной культуры; реальным опытом реализации функций художественной культуры в целях формирования политической культуры и политического сознания в истории становления и развития российского государства; наличием зарубежного опыта и исследований в этой области; практическим опытом современного этапа развития государства и его Вооруженных Сил, решения задач по формированию личности воина.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа функционирования и развития политического сознания под влиянием художественной культуры общества во всем многообразии ее проявлений. Доминирующим в решении научной задачи исследования выступает политологический анализ, опирающийся на единство методологических принципов, подходов, категорий, идей и положений политической науки. В диссертации используются принципы деятельностного, системного, структурно-функционального, историко-логического, социокультурного, психологического и других подходов.
В ходе исследования автором изучены и проанализированы монографии, научные труды, публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам политической культуры, политического сознания, политической психологии, манипуляции общественным сознанием, а также массив научной и специальной литературы по актуальным вопросам развития, освоения и распространения художественной культуры и ее роли в формировании политического сознания военнослужащих Вооруженных Сил.
Эмпирическую базу диссертации составляют: обобщенный опыт политических и социально-культурных трансформаций осуществленных в ряде государств и в России; результаты анализа современного состояния использования художественной культуры в формировании политического сознания граждан российского государства, военнослужащих вооруженных сил органами государственной власти и военного управления, политическими пар-• тиями и общественными движениями; данные политологических исследований, проведенных в стране в последние десятилетия по проблемам политического сознания, роли и места художественной культуры в формировании политической культуры гражданского общества, социализации военнослужащих; опыт деятельности органов военного управления по реформированию системы культурно-досуговой работы в войсках и силах флота.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и способах решения актуальной научной задачи - политологическом анализе содержания и выявлении особенностей художественной культуры как фактора формирования политического сознания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В частности, научная новизна диссертации состоит:
1) в политологическом анализе влияния художественной культуры на политическое сознание;
2) раскрытии содержания процессов формирования политического сознания под влиянием художественной культуры с позиции деятельностно-го, социокультурного, психологического, структурно-функционального и системного подходов;
3) выявлении механизмов и особенностей воздействия художественной культуры на формирование политического сознания военнослужащих в современных условиях;
4) обосновании приоритетных направлений деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов военного управления и воспитательной работы в Вооруженных Силах по разработке и реализации культурной политики в целях формирования позитивных моделей политического поведения военнослужащих.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристика художественной культуры как фактора формирования политического сознания военнослужащих российских Вооруженных Сил.
2. Результаты исследования особенностей влияния художественной культуры на политическое сознание военнослужащих.
3. Модель реализации основных функций художественной культуры в целях формирования позитивных состояний политического сознания военнослужащих.
4. Направления деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов военного управления и воспитательной работы по созданию условий для формирования адекватного политического поведения военнослужащих средствами художественной культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации теоретические положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы:
- во-первых, в интересах обоснования и практической реализации эффективного воздействия на политическое сознание и профессиональную деятельность военнослужащих, отвечающего современным требованиям обеспечения военной безопасности;
- во-вторых, для организации деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов военного управления по реализации положений Концепции национальной безопасности, планов и программ строительства военной организации Российской Федерации, достижения нового качества личного состава Вооруженных Сил;
- в-третьих, в целях формирования высокой общей, профессиональной и политической культуры субъектов управления военно-политической деятельностью, освоения ими современных инновационных технологий формирования политического сознания, а также целенаправленного воздействия на политическое поведение военнослужащих в различных условиях социально-политической и военной обстановки.
Положения диссертации апробированы: в итоговых отчетах по результатам комплексных социологических исследований, проведенных НИЛ исследования процессов воспитательной работы в ВС РФ Военного университета в 1996 г., при подготовке "Комплексного перспективного плана воспитательной работы в Военном университете", в выступлениях перед профессорско-преподавательским составом Военного университета. Объем публикаций по теме диссертации составляет 6 печатных листов.
Структура диссертации включает: введение, три раздела, заключение, приложения, список источников и литературы.
Методологические основы политологического анализа влияния художественной культуры на формирование политического сознания
Настоятельной потребностью современного этапа развития российского социума является комплексный, системный подход к решению сложных задач модернизации экономической, социальной и духовно-культурной сфер общественной жизнедеятельности. Это диктуется необходимостью поиска адекватных ответов на вызовы времени, обусловленные расширением спектра воздействий на политическое сознание личности (в том числе и военнослужащих) разнообразных политических институтов, а также потребностями формирования необходимых моделей (стереотипов) политического сознания и политического поведения.
Методологической предпосылкой политологического анализа влияния художественной культуры на политическое сознание военнослужащих российских Вооруженных Сил является исследование тех источников и движущих сил, которые лежат в основе процессов формирования и функционирования политического сознания. В качестве таковых, на наш взгляд, следует рассматривать современную государственную политику в художественно . культурной сфере, а также деятельность институтов государства и общества по использованию явлений художественной культуры для достижения поставленных перед ними целей.
Политическое сознание личности и социальных групп формируется, несомненно, не только под воздействием художественно-культурной среды, однако именно данная среда, по нашему мнению, способна: во-первых, оказывать постоянное существенное влияние на становление и развитие личности гражданина как субъекта и объекта политики — политического сознания, политических отношений и политической деятельности; во-вторых, предоставлять, при определенных условиях, средства и инструментарий для ведения политической борьбы за "умы и сердца" населения в интересах тех или иных политических сил и, в-третьих, становиться ареной политической борьбы и мощным средством политизации общественного и индивидуального сознания.
В этой связи является целесообразным более подробно рассмотреть сущность и содержание политического сознания, а также его взаимосвязь с такими явлениями, как идеология, политическое поведение и другими, отражающими как общественную, так и индивидуальную (личностную) форму их функционирования.
"Политическое сознание" как категория политической науки берет свое начало в философии и психологии. Особенно плодотворным в этом плане явился предреволюционный период развития отечественной обществоведческой науки, связанный с именами С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, Г.И.Челпанова, Г.Г.Шпета и других отечественных мыслителей. В начале 20-х годов с появлением работ выдающегося ученого С.Л.Рубинштейна начал складываться деятельностный подход в психологии, тесно связанный с философией марксизма. В середине 20-х годов существенный вклад в разрешение проблем сознания, его функций и природы, а также его связи с языком и речью внесли видные ученые М.М.Бахтин и Л.С.Выготский. В 30-е годы были опубликованы труды А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, А.В.Запорожца, П.И.Зинченко по проблемам психологического анализа деятельности.
Одним из важных выводов исследователей стало признание того, что сознание отдельного индивида, во-первых, социально детерминированно, а, во-вторых, является продуктом высокоорганизованной материи головного мозга человека, субъективным отражением объективного мира. По Л.С.Выготскому сознание имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии и опредмечиваются в действиях, в языке - образах, метафорах, символах.
Для представления о сущностной характеристике сознания важным является предположение В.А.Лефевра о наличии у живых существ фундаментального свойства, которое он назвал установкой к выбору. Лефевр был одним из первых в мире, кто стал рассматривать сознание в конкретном, не в философском, а в технологическом плане, что дало возможность осуществлять его дальнейшее исследование с междисциплинарных позиций1.
Существенную роль в рассмотрении проблем сознания играет также информационный подход к пониманию процессов жизнедеятельности . В результате исследований последних десятилетий ученые пришли к выводу, что мозг человека и его нервная система в целом представляют собой систему получения, хранения, обработки, передачи и представления некоего объема информации. Вследствие этого психика (индивидуальное сознание и нервная система) отдельных людей, а также различные формы группового и общественного сознания (наука, художественная и духовная культура, мораль, идеология, религия и другие) становятся объектом наиболее активного информационного воздействия.
Ведущую, определяющую роль в деятельности сознания играет доминирующая мотивация. При каждом очередном возникновении соответст . вующей потребности доминирующая мотивация последовательно возбуждает элементы выработанной на основе предшествующего опыта информационной энграммы (цели, потребных результатов и ведущих к ним действий) до получения будущей информации об удовлетворении данной потребности. Оценка разнообразных воздействий внешнего мира и своего состояния осуществляется человеком с помощью эмоций. Таким образом, по мнению ученых, информационный смысл эмоций заключается в отражении сознанием человека актуальных потребностей и вероятности их удовлетворения, а системная организация мышления на эмоциональной основе детерминирована генетически.
Особенности формирования политического сознания российских военнослужащих средствами художественной культуры
Влияние художественной культуры на политическое сознание осуществляется в процессе освоения и отражения индивидуумами и социальными группами явлений современной общественно-политической практики, которые, в свою очередь, обусловлены мировоззренческими, идеологическими, нормативно-правовыми, духовными и культурными ценностями, традициями и стереотипами, функционирующими в обществе, то есть в процессе социализации.
Политическое сознание военнослужащих как социальной группы представляет собой не простую совокупность индивидуальных элементов политического сознания, а самостоятельное социально-политическое явление.
Ни одно событие общественной жизни, в какой бы сфере оно ни происходило, не несет самостоятельного независимого от всевозможных иных явлений, функционирующих в социуме, характера. Всеобщая детерминированность социальных процессов является общефилософским законом развития человеческого общества. Исходя из данного положения можно заключить, что процессы взаимовлияния художественной культуры и политического сознания происходят на различных уровнях сознания и на разных этапах его формирования, связанных, в первую очередь, с явлением массовой культуры, функционирующим именно в той области общественных отношений, в которой находят свою реализацию процессы социализации.
Конечно же, явление художественной культуры не всегда и не полностью совпадает с явлением массовой культуры. Однако процессы освоения, распространения и создания продуктов как массовой, так и художественной культуры функционируют в одной и той же социокультурной среде. И воздействуют на одни и те же процессы - формирование индивидуального, группового, массового сознания (в том числе и политического), а также на одни и те же объекты — личность, социальную группу, массы, то есть на весь социум в целом. Определение границ взаимного расположения и структурно го тождества (однородности) данных явлений, а также специфики сопровождающих их процессов довольно сложно и представляет собой предмет самостоятельного исследования.
Представляется, что наиболее продуктивным путем решения научной задачи, поставленной в настоящем исследовании, является изучение процессов влияния художественной культуры на политическое сознание посредством системного анализа их функционирования в сфере массовой культуры.
По мнению ряда исследователей, массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно мало осмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные основания исследования функций массовой культуры разработаны в последние годы Э. Орловой1. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования.
По мнению другого исследователя культуры, А.Я.Флиера, промежуточное положение между этими двумя областями занимает массовая культура, которая выполняет функцию транслятора культурных смыслов - от специализированной культуры к обыденному сознанию человека. Исследуя социально-функциональные особенности массовой культуры в русле своей концепции, ученый подверг более детальному изучению процессы формирования массового сознания в соотношении их с концепцией социальных субкультур2.
Представляется, что такой подход является наиболее плодотворным с точки зрения выявления особенностей формирования политического сознания под влиянием художественной культуры, характерного для россиян, а также отдельных социальных групп, объединенных общими и специальными (профессиональными) признаками (в нашем случае - военнослужащих).
Как отмечает А.Я.Флиер, со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и становления первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определявшаяся различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами.
В современных условиях число таких субкультур может быть соотнесено с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий). Выделение социальных групп, то есть групп людей со специфическими чертам освоенной ими обыденной культуры, реализуемой в соответствующих формах образа жизни, в качестве представителей той или иной социальной субкультуры, представляется обоснованным и плодотворным в контексте настоящего исследования по следующим причинам.
Несомненно, образ жизни определяется прежде всего родом профессиональных занятий человека, традициями местности проживания, но более всего - социальным статусом человека его классовой, сословной и профессиональной принадлежностью. Именно социальный статус обусловливает экономические, политические и познавательные интересы личности, особенности ее досуга, общения, этикета, ценностных ориентации, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, представлений о собственном достоинстве, норм социальной адекватности, общемировоззренческих установок, социальной философии и т.п., что составляет основной массив черт обыденной культуры.
Основные направления деятельности государства по реализации функций художественной культуры в процессе формирования политического сознания военнослужащих
Современное состояние процессов социализации военнослужащих и становления гражданского общества в России требует научно обоснованного комплексного подхода к формированию и внедрению такого рода системы воздействия на политическое сознание военнослужащих, которая предполагала бы активное участие в ее реализации органов государства, ответственных за формирование современной политики в сфере культуры.
Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки и закрепления в рамках реализации культурной политики государственных приоритетов формирования и распространения художественно-культурной продукции, направленной на создание позитивных образов политического поведения и политических действий военнослужащих.
Важной государственной составляющей такой деятельности является создание и государственная поддержка (патронаж) различного рода культурных программ, военно-политической и военно-социальной направленности, способствующих укреплению авторитета и престижа военной службы и популяризации служения Отечеству. Такая поддержка позволит обеспечить конкурентоспособность художественно-культурных программ политико-социализирующей направленности. При условии комплексного решения указанных задач государство способно сформировать художественно-культурную среду, способствующую гражданскому и воинскому воспитанию личности, овладеть надежным каналом воздействия на политическое сознание своих граждан, военнослужащих российских Вооруженных Сил в целях политического обеспечения решения перспективных и текущих задач общественного развития.
Государственные и собственно военно-профессиональные культурные программы, осуществление которых направлено на создание позитивных политических образов (установок, ценностей, стереотипов) и закрепление политических традиций военно-профессионального социума, как представляется, по своей форме и содержанию, а также по методам и используемым средствам художественной культуры должны реализовывать следующие специфические цели.
1. Непрерывное формирование устойчивого рационально-позитивного отношения к ценностям демократического, правового, социального государства, политической системе российского общества.
2. Планомерное и целенаправленное внедрение в политическое сознание граждан положительных ценностей и стереотипов, связанных с ролью и местом военной организации государства в политической системе.
3. Обеспечение политического образа (имиджа) Вооруженных Сил, как неотъемлемой части российского общества и гаранта национальной безопасности и суверенитета.
4. Всесторонняя популяризация исторических традиций армии и флота как фундаментальных основ российской духовности, патриотизма и государственности.
5. Комплексное использование наиболее эффективных методов, способов и средств массовой культуры в целях позитивного воздействия на политическое сознание военнослужащих.
Формирование политического сознания средствами художественной культуры не является самоцелью культурной политики и культурно-досуговой работы в войсках. Однако, доля такого рода художественно-культурной информации в процессе воспитания и обучения, социализации военнослужащих должна увеличиваться в зависимости от сложности внешне-и внутриполитической обстановки и важности проблем, стоящих перед Вооруженными Силами и военнослужащими. Так, в условиях появления новых угроз военной безопасности государства, интенсивность и содержание используемых художественно-культурных средств при проведении мероприятий по формированию необходимых образцов политического поведения и действий военнослужащих должны соответствовать вновь возникающим перед Вооруженными Силами и личным составом задачам в качественном и количественном отношении. В период боевых действий основными художественно-культурными средствами воздействия на политическое сознание военнослужащих, по мнению автора, должны становиться те, которые способны оказать наиболее эффективное эмоциональное воздействие на индивидуальном и коллективном уровне.
Современное состояние военно-профессиональной культурной сферы, а также собственно и само политическое сознание военнослужащих находится под непрерывным усиленным воздействием образцов западной массовой культуры, оказывающих негативное влияние на сохранение и распространение отечественных культурных и политических традиций, в том числе и на формирование политического сознания личности военнослужащих. Поэтому одной из важных задач воспитания и обучения становится, с одной стороны, формирование культурного и эстетического вкуса военнослужащих. А, с другой - творческое использование потенциала массовой культуры в целях формирования позитивных (адекватных) моделей деятельности по формированию политического сознания и политической культуры российских военнослужащих.
Исследования военных ученых показывают, что наиболее приемлемыми формами художественно-культурного воздействия на военнослужащих являются тематические кинопоказы, киновечера, просмотр видеофильмов, проведение тематических литературно-художественных вечеров, концертов, вечеров чествования, массовых сюжетных игр, вечеров и дней семейного отдыха, встреч однополчан. Основными средствами и формами убеждения, применяемыми в ходе социально-культурной деятельности по формированию адекватных состояний военнослужащих, относятся живое слово, пример, демонстрация, привлечение к участию в практической творческой деятельности, самостоятельная творческая деятельность и др. Среди средств художественно-культурного воздействия наибольшую убеждающую силу имеют слова песен, стихотворения, призывы, скетчи, монологи и другие вербальные формы художественного творчества, поступки героев произведений.