Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения: теоретико-методологические основы исследования 13
1.1. Концепция российской вероисповедной политики и типы государственно-конфессиональных отношений 13
1.2. Принципы взаимодействия с государством и другими конфессиями в социальных доктринах основных религиозных конфессий России 47
1.3. Толерантность, свобода совести как принципы координации межконфессиональных отношений 73
Глава 2. Виды межконфессиональных отношений в современной России 95
2.1. Конфессиональная палитра современной России 95
2.2. Межконфессиональный диалог в современной России 116
2.3. Межконфессиональные организации и Всемирный Русский Народный Собор как виды межконфессиональных отношений 133
2.4. Межконфессиональные соглашения и возможность их заключения в современной России 146
Глава 3. Органы государственной власти и регулирование государственно- конфессионального и межконфессионального взаимодействия в современной России 155
3.1. Деятельность органов государственной власти по регулированию государственно-конфессиональных отношений в современной России 155
3.2. Правовые нормы и координация межконфессиональных отношений в современной России 190
3.3. Тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в современной России 207
Заключение 220
Библиографический список использованной литературы 224
- Концепция российской вероисповедной политики и типы государственно-конфессиональных отношений
- Конфессиональная палитра современной России
- Деятельность органов государственной власти по регулированию государственно-конфессиональных отношений в современной России
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Россия является поликонфессиональной страной. В ней насчитывается около 20 основных религиозных течений (всего около 70) и около 21 тысячи религиозных организаций. Этот факт, с одной стороны, говорит о демократических основаниях существования российского общества (реализация принципа свободы совести), а, с другой - актуализирует вопросы государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия. Проблемы данного взаимодействия привлекают пристальное внимание не только зарубежных, но и российских исследователей.
Общеизвестен тот факт, что государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения являются важной составляющей общества в любом демократическом государстве. В этом случае основному институту политической системы необходимо искать не только оптимальную модель взаимодействия с религиозными организациями, но и способствовать укреплению межконфессионального сотрудничества и диалога. В таком контексте проблема координации межконфессиональных отношений и роли в ней государственных структур становится актуальной.
Появление структурных подразделений органов власти, занимающихся проблемами взаимодействия государства и религиозных объединений, принятие социальных доктрин российскими конфессиями, образование комиссии но вопросам толерантности и реализации свободы совести в Общественной палате России свидетельствуют о том, что существует взаимное стремление государства и конфессий к упорядочиванию религиозной жизни российского общества.
Существующие проблемы свидетельствуют о том, что вопросы государственно-конфессионального и межконфессионалыюго взаимодействия имеют высокую степень актуальности при проведении научных исследований в России. Можно даже утверждать, что тема предложенного диссертационного исследования коснулась одной из самых наболевших тем в исследовательском политологическом поле за последние 15-17 лет.
Работа представляется актуальной и с точки выбора предмета исследования. Межко нфессионал ьиые и государственно-конфессиональные отношения являются неким связующим звеном между существенными элементами (государство и конфессии) российского общества. Именно их (элементов) направленность на взаимодействие и интеграцию или на неприятие друг друга будет либо способствовать укреплению российского государства, либо приведет к угрозе его целостности. Помимо этого, государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения взаимосвязаны таким образом, что тип взаимодействия государства и конфессий, принятый в какой-либо стране, определяет интенсивность и направленность межконфессионального взаимодействия. Именно здесь решение проблемы координации межконфессионального взаимодействия является наиболее необходимой. Либо государство берет на себя обязательство координировать межконфессиональные взаимодействия, либо данная координация происходит без его участия.
К настоящему времени накоплен достаточно большой объем эмпирического материала по исследуемой проблематике. Это, с одной стороны, актуализирует решение вышеуказанных проблем и противоречий, а с другой - создает основу для поиска лучших принципов координации межконфессиональных отношений и нахождения оптимальных моделей государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия.
Наконец, актуальность данной работы заключается в недостаточной разработанности исследуемой проблемы, которая объясняется сложностью исследуемых процессов, а также трудностями, которые возникают при построении методологического инструментария исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Проблемы координации межконфессиональных отношений в политической науке являются недостаточно разработанными. Объективными причинами, которые обуславливают такое положение дел, можно назвать следующие:
1) большинство российских и зарубежных исследователей акцентируют свое внимание не на межконфессиональном взаимодействии, а на государственно- конфессиональных отношениях, так как последние имеют более обширную теоретическую и эмпирическую базу. Важно заметить, что в исследовании государственно-конфессиональных отношений уже имеются работы, составляющие концептуально-теоретическую базу данной тематики.
2) научный методологический инструментарий исследования проблем координации межконфессионалыюго взаимодействия и роли государства в ней находится только в стадии своего формирования. При этом уникальность каждой модели межконфессионального взаимодействия не позволяет создать их обобщенную типологию.
Вместе с тем, существует научная литература, которая отражает те или иные аспекты исследуемой темы. Всю литературную базу, на которую мы опирались в данной диссертационной работе, можно систематизировать следующим образом:
1. Исследования, официальные документы (государства и конфессий) и материалы, посвященные концептуализации и типологизации государственно-конфессиональных отношений. Здесь можно выделить таких исследователей, как М.О.Шахов, М.П. Мчедлов, Г. Моран, С.А. Мельков, А.А. Нуруллаев, А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, К.А. Писенко, М.И. Одинцов, К. Каневский, Е.Н. Салыгин, М.С. Стецкевич и др. 2. Научная литература, посвященная изучению межконфессиональных отношений в России и за рубежом, а также официальные документы (социальные концепции российских конфессий), в которых отражены принципы отношения к инославиго. Данной проблематикой занимаются такие исследователи, как Е.Г. Балагушкин, Я.И. Здоровец, А.А. Мухин, А.И Тиханский, Т. Ворожейкшга, Е. Рашковский, А. Умнов, М.О. Шахов, М. Бурдо, СБ. Филатов и др.2
3. Теоретические труды основоположников системного подхода и его использования в государственной политике и управлении (Т. Парсонс, Д. Истон, Г.Алмонд и др.), а также исследовательские работы, посвященные роли государства в координационных процессах (Н.И. Глазунова, Г.В. Атаманчук, Меркулов В.М.,Соловьев А.И.,Сморгунов Л.В., Кравченко С.А. др.)
4. Публикации, посвященные проблемам концептуализации и реализации принципа толерантности. Данные вопросы попадают в исследовательское поле таких ученых, как Б.А. Мизрахи, В.ИНичик, Г.В.Зайцев, В Лекторский, Н.Г. Карпова, И.Н Степанова, Игумен Вениамин (Новик), ЯЛ. Афанасенко, Г.И. Романов, М.П. Мчедлов, О.С. Борисов, А.А. Баранец, А.В. Саввин и др.
5. Исследования, посвященные изучению принципа свободы совести, его сущностному содержанию, формированию, а также его реализации в условиях демократического государства. Здесь можно выделить таких авторов, как М.О. Шахов, С. Шавцов, Д. Шавцова, О. Гуляк, С. А. Мозговой, А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, М.С. Стецкевич, С.А. Бурьянов, Г.Г. Черемных, A.M. Верховский, О. Сибирева, А.И. Кудрявцев, М.И.Одинцов, О.В. Позднякова и
6. Литература, посвященная обзору современного состояния российских конфессий. Данную проблематику можно найти в работах таких авторов, как М. Бурдо, СБ. Филатов, Я.И. Здоровец, А.А. Мухин, Р. Гайнутдин, O.IO. Васильева, Н.А. Трофимчук, Р.А. Силантьев, В.В. Кравчук, Л.Н. Митрохин и др.6
7. Исследования, посвященные проблемам межконфессионального диалога и сотрудничества в России. Здесь важно акцентировать внимание на таких исследователях, как В. Федоров, А.В. Журавский, М.П. Мчедлов, М.С. Стецкевич, Р. Гайнутдин, И.Ковалевский и др.7
8. Обширная нормативно-правовая база, регулирующая религиозную сферу современной России .
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование эффективности координации межконфессиональных отношений и определение в ней роли государства.
Задачи исследования. Для достижения обозначенной в диссертационной работе цели поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические основы исследования государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в современной России.
2. Выявить концептуальные основания и особенности государственной вероисповедной политики в современной России.
3. Определить принципы межконфессионального взаимодействия, содержащиеся в социальных доктринах российских конфессий.
4. Выявить место и роль толерантности и свободы совести как принципов координации межконфессионального взаимодействия.
5. Определить формы и виды межконфессионального взаимодействия в современном российском государстве.
6. Проанализировать деятельность российских органов государственной власти по регулированию государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.
7. Определить роль правовых норм в координации межконфессиональных отношений современной России.
8. Определить тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в современном российском государстве.
В качестве предмета исследования выступают политические проблемы государственно-конфессиональных взаимодействий, межконфессиональные отношения и их координация.
Методологическая основа диссертационного исследования - теория координации государствен!ю-общественных отношений, представленная в науке государственного управления, основные демократические принципы взаимодействия государства и конфессий, разработанные классиками политической и религиоведческой науки, а также принципы системного подхода.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены предпосылки для формирования кооперационной модели государственно-конфессионального взаимодействия в современной России.
2. Определены формы и виды межконфессиональных отношений в современной России; выявлена сотрудническая модель межконфессионального взаимодействия в решении общественных проблем, а также ее виды: межконфессиональный диалог; межконфессиональные организации, форумы, круглые столы; межконфессиональные соглашения.
3. Обоснована действенность, место и роль толерантности и свободы совести как принципов координации межконфессионального взаимодействия.
4. Обоснованы природа и особенности государственно-конфессиональных, межконфессиональных, государственно-межконфессиональных соглашений.
5. Раскрыта роль принципа дифференциации в государственной политике по отношению к различным конфессиям.
6. Выявлена роль правовых норм в процессе координации межконфессионального взаимодействия современной России.
7. Определены тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении форм и видов межконфессионального взаимодействия, в определении принципами координации межконфессиональных отношений толерантность и свободу совести, в использовании системного анализа к исследованию государственно-конфессиональных и меж конфессиональных отношений и проблем координации.
Основные результаты работы могут быть использованы при анализе и регулировании государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, при разработке курсов, книг и пособий по вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций, а также межрелигиозного сотрудничества.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы. Содержание диссертационной работы изложено на 234 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 174 наименования.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в статьях и докладах, с которыми автор работы выступала в 2005-2007 гг. на всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. Результаты исследования изложены в ряде работ.
Концепция российской вероисповедной политики и типы государственно-конфессиональных отношений
В сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений существует некоторая неясность в определении основных понятий, Необходимо уделить особое внимание данному вопросу в начале представленной работы. В современной литературе имеются подходы, позволяющие дифференцировать религиоведческую и социально-политическую направленность исследования взаимодействия государства и конфессий. В связи с проблематикой нашего исследования, мы будем опираться на понятийный аппарат, который ввели ученые РАГС. Эта мера нужна для того, чтобы не допустить нежелательного ухода при трактовке ведущих понятий диссертационного исследования в религиоведческие дисциплины. Так, исследователи кафедры религиоведения РАГСа для определения взаимодействий государства с религиозными организациями используют несколько терминов . Один из самых распространенных -государственно-церковные отношения. Основная проблема этого определения состоит в том, что ни в исламских, ни в буддистских основах вероучения нет понятия «церковь». Соответственно, данное определение является неприемлемым для определения взаимоотношений между государством и нехристианскими религиозными организациями. Второй термин -государственно-религиозные отношения также является не совсем корректным из-за разнородности, разнопорядковости субъектов отношения, так как государство - это основной институт политической системы, а религия - особая форма мировоззрения. Взаимоотношения государства как института должны строиться не с мировоззрением, а с религией в институционализированной форме, то есть с организацией.
В диссертационной работе используется понятие государственно-конфессиональные отношения. Данный термин представляется наиболее корректным по причине того, что в нем присутствуют два однородных и одно порядковых субъекта отношений: государство как институт и конфессия как институционализированная форма религии. Исследователи РАГСа государственно-конфессиональн ые отношения рассматри вают как часть конфессиональной (вероисповедной) политики государства. Таким образом, под государственно-конфессиональными отношениями понимается «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований конфессий, с другой стороны» .
В связи с принятием ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в российскую научную литературу вошли такие понятия, как традиционные и нетрадиционные конфессии. Данное разделение породило не только неясность в определении понятий, но и напряженность между российскими конфессиями. Данная проблема будет рассмотрена в следующих параграфах, а пока считаем целесообразным дать трактовку этим понятиям. Здесь важно обратить внимание на то, что в научной литературе по исследуемой проблематике термины «конфессия» и «религия» зачастую являются синонимами.
В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» под традиционными конфессиями понимаются конфессии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России (православие (христианство), ислам, буддизм, иудаизм и другие религии) . Причем, признается особая роль православия в становлении и развитии духовности и культуры в Российской Федерации. Данная формулировка является двусмысленной: с одной стороны, выделяются четыре ведущие традиционные российские конфессии, но с другой стороны, этот список не является исчерпывающим. Это дает почву не только для дискуссий, но и для споров о причислении той или иной российской конфессии к традиционной. В частности, учитывая присутствие на территории России язычества (примерно X в.12), старообрядчества (после раскола РПЦ в середине XVII в. ), протестантизма (20-е гг. XVI в.14) и некоторых других конфессий, можно сделать вывод, что выделение традиционными религиями на основании исторического наследия России только православия, ислама, буддизма и иудаизма является не совсем корректным. Изучив материалы по данному вопросу можно констатировать, что его решение пока остается открытым.
И все же в диссертационной работе к традиционным конфессиям мы будем относить православие, ислам, буддизм, иудаизм, а все остальные конфессии, существующие на территории России, - к нетрадиционным. В научной литературе часто между нетрадиционными конфессиями и новыми религиозными движениями (и/или новыми религиями) ставится знак равенства. С нашей точки зрения, это тоже достаточно дискуссионный вопрос. К примеру, католицизм относится к нетрадиционным для российского общества конфессиям, однако назвать его новым религиозным движением представляется затруднительным в связи с тем, что: 1) католицизм появился на территории России не во второй половине XX в., как многие новые религиозные движения, а гораздо раньше - в XI-XII вв.15; 2) католицизм является мировой религией с многовековой историей, догматическими основаниями, богословскими школами.
Конфессиональная палитра современной России
Переходя к рассмотрению видов межконфессиональных отношений, которые приняли сотрудническую (кооперационную) форму, необходимо охарактеризовать конфессиональную палитру современной России. В поликонфессиональной стране координация межконфессиональных отношений на основе принципа толерантности и свободы совести, с одной стороны, является достаточно трудным процессом согласования интересов, а с другой стороны, именно эти два указных принципа помогут вести межконфессиопальный диалог, заключать межконфессиональные соглашения, создавать и координировать деятельность межконфессиональных организаций.
Конечно, невозможно описать все многообразие поликонфессионального общества в современной России, но мы попробуем, упоминая все религиозные организации, сделать акцент на так называемых традиционных конфессиях.
Начнем с Русской Православной Церкви Московского Патриархата. РПЦ МП, по мнению многих ученых, занимающихся религиозной проблематикой, является стержнем межконфессиональных отношений в России, Данный религиозный институт существует на территории России больше десяти веков. Мы делаем акцент на современном его состоянии, поэтому целесообразно рассказать о современной организационной структуре.
Высшим духовным органом власти в РПЦ МП является Поместный Собор. В него входят архиереи, депутаты от клириков, монашествующих и мирян. Поместные соборы не имеют постоянного графика созывов. По сути, главным духовным органом стали Архиерейские соборы. Поскольку данные Соборы действуют непостоянно, реально руководит жизнью РПЦ Священный Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексием II. Священный синод состоит из семи постоянных членов (данные на 2004 г.): митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (председателя Отдела внешних церковных связей), митрополита Солнечногорского Сергия (управляющий делами МП), митрополита Кишиневского и вся Молдавии Владимира. Непостоянные члены синодальных сессий утверждаются на предыдущей сессии. Архиереи назначаются Священным Синодом и пользуются всей полнотой власти на территории своей епархии, К Синодальным учреждениям относятся: Управление делами и канцелярия Московской Патриархии; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел Московского Патриархата; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; Отдел по религиозному образованию и катехизации; Отдел по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Миссионерский отдел; Отдел но делам молодежи; Учебный комитет; Комиссия по делам монастырей; Историко-правовая комиссия; Церкоано-научный центр «Православная энциклопедия»; Синодальная библиотека; Софрииское художественно-производственное объединение.
Московская Патриархия является центральным исполнительно распорядительным органом РПЦ и возглавляется Патриархом.
«Территориально РПЦ делится на епархии и экзархаты» . Различие между ними, по мнению Я.И. Здоровца и А.А. Мухина, состоит в самостоятельности. Соответственно, экзархаты - это объединения епархий, в основе которых лежит национально-территориальный признак. Архиерейский собор вместе принимает решение об их роспуске и наименовании, затем это утверждает Поместный Собор. «Епархии - местные Церкви, возглавляемые архиереями и состоящие из приходов, объединенных в благочиния, а также монастырей, находящихся на территориях этих епархий»169. Границы этих епархий определяются священным Синодом, учитывая административно-территориальное деление. На данный момент в РПЦ существует достаточно жесткая система управления. Церковь достаточно много внимания уделяет монашеству, а основные силы направлены на возведение или реставрацию церквей. Этот факт вполне объясним, так как за период Советской России много культовых зданий было разрушено и отдано другим учреждениям. Одни из самых больных вопросов для РПЦ - возвращение своего имущества от государства.
После развала СССР основной проблемой для руководства РПЦ стали внутри церковные движения, так называемые «правые» и «левые» . Так называемое либеральное («левое») течение возглавлял отец Глеб Якунин. Он выступал за модернизацию и демократизацию церковной жизни. За свою деятельность священник был лишен сана, а его сподвижники открыто уже не высказывали свои взгляды. Так называемое «правое» крыло выступало против экуменизма. С монархическими политическими лозунгами, они, как и «левые», ратовали за разрыв с советским прошлым РПЦ. Самые принципиальные «правые» перешли в Русскую православную церковь за границей (об отношениях РПЦ и РПЦЗ см. ниже). Лидером этого движения был митрополит Санкт-Петербургский Иоанна (Снычев). Однако к 2001 г. данные движения заняли маргинальное положение и уже не являются проблемой для МП РПЦ. Сейчас в РПЦ, по мнению М. Бурдо и СБ. Филатова, существуют два течения1 1:
1. Более открытое, допускающее возможность некоторых умеренных реформ, склонное к сохранению каких-либо экуменистических контактов.
2. Более консервативное, политически более националистическое.
В клире РПЦ широко распространены консервативные устремления (а в политической сфере - монархические и националистические) .
В девяностых годах проблема межконфессиональных отношений стояла очень остро. На протяжении всей истории российского государства РПЦ находилась в привилегированном положении по сравнению с другими конфессиями (то есть всегда поддерживалась государством), но принятая в 1993 г. Конституция РФ закрепила принцип свободы совести и равенства всех конфессий. Однако даже в этих условиях РПЦ сразу стала протестовать против волны западных миссионеров, объясняя это тем, что российскому обществу чужды западные образцы как в религии, так и в политике. РПЦ данеє развернула кампанию против новых религиозных движений. Доходило до того, что все связи с христианскими религиозными меньшинствами либо сокращались до минимума, либо рвались совсем- В дальнейшем была попытка наладить отношения, но она не увенчалась успехом. В свою очередь, с традиционными конфессиями (ислам, иудаизм, буддизм), перед лицом сект, РПЦ придерживается позиции поддержания отношений и даже возможного сотрудничества по решению данного вопроса. Большое внимание РПЦ уделяет взаимоотношениям со старообрядческими церквями.
Деятельность органов государственной власти по регулированию государственно-конфессиональных отношений в современной России
В первой главе диссертационной работе мы осветили основные пришшпы концепции государственной конфессиональной политики в современной России. Далее целесообразно проанализировать работу структурных подразделений органов власти, которые занимаются регулированием государственно-конфессиональных (прямо) и межконфессиональных отношений (опосредовано). Важно отметить, что напрямую государство не имееі права вмешиваться в координацию межконфессиональных отношений, так как в современной России церковь отделена от государства.
Первый такой орган - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации утверждено распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г, № 357-рп (с изменениями, внесенными распоряжением Президента РФ от 17 марта 2001 г. № 133-рп). Данный Совет выполняет ряд функций" :
1 Представляет Президенту аналитические материалы и доклады, рекомендации по вопросам политики Президента в области взаимоотношений государства и религиозных объединений.
2. Обсуждает проекты федеральных законов, указов Президента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих взаимоотношения государства и религиозных объединений и готовит соответствующие предложения главе государства.
3, Изучает проблемы, связанные с поддержанием межконфессионального диалога, с достижением взаимной терпимости (данный термин, на наш взгляд, нужно заменить более широким понятием «толерантность») и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий.
4. Анализирует зарубежное законодательство и практику взаимоотношении между государством и религиозными объединениями, поддерживает контакты с соответствующими структурами иностранных государств.
5. Публикует справочные и информационно-аналитические материалы по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Состав Совета но взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации утвержден распоряжением Президента РФ от 7 февраля 2004 г. № 47-рп (в редакции Распоряжения Президента РФ от 2 сешября 2004 г. № 400-рп; Распоряжения Президента РФ от 11 февраля 2006 г. Лгу 61-рп). Интересен состав Совета, в который входят 22 человека (данные на 3 апреля 2007 г.)э : С.С. Собянин - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель Совета); MB. Островский заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней поли гике (заместитель председателя Совета); А, И. Кудрявцев -заместитель начальника департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (ответственный секретарь Совета); Д.Б, Аюпгев - пандито хамбо лама, председатель Буддийской традиционной сангхи России; И.А. Бердиев -муфтий, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа; Р. Гайнутдин - муфтий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета муфтиев России; Евгений - архиепископ Верейский, председатель Учебного комитета Московского патриархата, ректор Московской духовной академии и семинарии Русской православной церкви; В.К. Егоров - президент и ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Езрас - епископ, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви; А.А, Игнатепко-глатшый эксперт Научно-исследовательского института социальных систем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Кирилл - митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; Климент - митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; Т. Кондрусевич - архиепископ, ординарий Римско-католической архиепархии Божисй Матери в г. Москве; Корн или и - митрополит Московский и веся Руси Русской православной старообрядческой церкви; Лазар Бсрл - главный равнин России ; СВ. Ряховский - епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); В.Д. Столяр - старший пастор, президент Западно-российского союза церкви христиан-адвенгисюв седьмого дня; Т. Таджуддин - председатель (Верховный муфтий, Шейх-уль-Ислам) Центрального духовного управления мусульман России; Ювепалий - митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; И.ІІ. Яблоков - заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Из состава Совета за последний год были исключены: М.П, Мчедлов - директор исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований Российской академии наук и В,С. Пудов - глава представительства Евангслическо-лютерапской церкви в Москве. Включены в состав Совета: Ссмченко Александр Трофимович - секретарь по внешним связям Российского союза евангельских христиан-баптистов, Шахнович Марианна Михайловна - заведующая кафедрой философии религии к религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета.
Как мы видим, состав Совета является достаточно любопытным. В контексте координации межконфессиональных отношении сразу можно сделать вывод, что государство, при представительстве в данной структуре, стремится: соблюдать некий баланс конфессиональной палитры России и приглашать для работы в данном органе ведущих специалистов в области религиоведения. Закономерно, что в Совете представлены все четыре традиционные конфессии, с перевесом представителей от РПЦ, Обращает внимание на себя, что в состав Совета входит представитель от РКЦ, а также есть представители протестантского вероучения, баптистов и старообрядчества.
Основываясь на работе данного Совета, Президент РФ подписал ряд указов и распоряжений :
1. О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий (Указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378). В данном указе в целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести Президент России постановил реабилитировать тех, кто подвергался лишениям и ограничениям прав в связи с религиозной деятельностью и убеждениями. Органам власти на всех уровнях постановил оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений.