Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Мерзляков Илья Леонидович

Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе
<
Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мерзляков Илья Леонидович. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Мерзляков Илья Леонидович; [Место защиты: Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т].- Саратов, 2008.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-23/192

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Государство – общество - конфессии: трансформирование взаимоотношений в ХХ веке . 21

1.1. Глобализационные и этноконфессиональные процессы в мире и России 21

1.2. Отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений на рубеже ХХ-XXI веков: политико-правовой анализ 39

1.3. Влияние религиозной сферы на политические процессы в современном российском обществе 62

Глава 2. Отношения государства и конфессий в современной России: поиск согласия 88

2.1. Роль религиозного фактора в развитии общественно-политических отношений в России 88

2.2. Участие традиционных конфессий в разработке способов формировании национальных ориентиров и ценностей 110

2.3. Основные направления оптимизации государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации 133

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 168

Введение к работе

Деятельность религиозных объединений в течении всей истории развития Российского государства играла существенную роль в построении отношений между обществом и государством, так как она способствовала выражению и реализации потребностей значительной части общества -верующих граждан, а также иных лиц, находившихся на территории государства.

Активное проникновение религии в массовое сознание и соответствующее повышение роли церкви в государстве не могло не сказаться на политической жизни в целом, а также на поведении политиков. Руководители государства начали снова, как это было до октября 1917 г., посещать церковные службы, а церковные иерархи - светские приемы. Священнослужители благословляют солдат перед боем, освящают бронетехнику и казармы, а светская власть награждает церковных иерархов высшими государственными наградами. Масштабы описываемого явления настолько велики, что вызывают серьезную обеспокоенность антиклерикальных кругов. Развертывание процессов десекуляризации в сфере образования, усиление участия церковнослужителей в социально-экономической жизни страны, а также укрепление взаимосвязей между светской и церковной элитами даже породили у некоторых аналитиков опасения относительно девальвации в России принципа отделения церкви от государства.

Новое законодательное закрепление статуса религиозных объединений явилось показателем изменения отношения современного государства к религиозному вопросу. Закон СССР «О свободе совести и о религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), положения Конституции Российской Федерации (1993 г.), касающиеся религии и права граждан на свободу совести, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) и ряд других законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, привели

4 законодательную базу государственно-религиозных отношений в России в соответствие с международно-правовыми нормами1.

Коренным образом изменились отношения между государством, как основным институтом политической системы, и религиозными объединениями.

В настоящее время, - с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями (в первую очередь, с Русской Православной Церковью). Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности. Особую активность религиозные объединения стали проявлять в сфере культурно-образовательных учреждений и в Вооруженных Силах РФ, в которых нередко возникают противоречия между законодательством и практикой, происходит нарушение признаков светского государства.

Актуальность темы исследования. С распадом СССР кардинально изменилось отношение общества и органов государственной власти Российской Федерации к религии и институтам конфессий, ее представляющих. Государство не только закрепило права граждан на свободу совести и вероисповедания в Конституции РФ, Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных организациях» (1997 г.), но и ратифицировало Международные договора и Конвенции в области религиозной свободы личности, но и подтверждает свои декларации на практике. Российское государство также предприняло усилия по выстраиванию системы отношений между собой и религиозными конфессиями, разделив сферу компетенции и перестав быть монополистом в

См.: Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). М., 2000. С. 115.

5 духовной жизни общества и личности, признало за религиозными организациями права юридических лиц. Таким образом, изменившаяся политическая жизнь позволяет расценивать религиозные конфессии как субъекты зарождающегося в России гражданского общества и полноправные субъекты политической системы общества. Однако нельзя сказать, что все вопросы государственно-конфессиональных отношений в России решены .

Деятельность религиозных объединений в течение всей истории развития Российского государства играла существенную роль в построении отношений между обществом и государством, так как она способствовала выражению и реализации потребностей значительной части общества -верующих граждан, а также иных лиц, находившихся на территории государства.

Сегодня реформирование отношений религиозных организаций (объединений) с государством на основе норм демократического правового светского государства, в котором признается и гарантируется не только индивидуальное, но и институциональное осуществление свободы совести, не завершено. Российское законодательство предусматривает обязанность государства не только не препятствовать, но и содействовать деятельности религиозных организаций. Однако довольно часто религиозные организации сталкиваются с отсутствием правовых норм, на основании которых могло бы осуществляться правовое регулирование их деятельности и отношений с государством, а также с иными, отличными от религиозных, общественными институтами.

Это обусловлено рядом факторов, в частности, недостатком политологических, историко-правовых и теоретических исследований, посвященных реализации и охране прав и свобод религиозных организаций в России, на основании результатов которых возможно построение

2 См.: Скокло В.В Влияние государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность Дис ... канд полит, наук. М., 2003. С. 3

б оптимальных именно для Российского государства отношений с религиозными организациями3.

В условиях идеологического вакуума, образовавшегося вследствие краха коммунистической идеологии, в 1980-1990-е годы произошло заметное усиление национального и религиозного факторов, повлекшее за собой рост влияния религиозных и национальных организаций на политический процесс (как легальный, так и теневой) в СССР и постсоветских государств, включая Россию.

Развитие демократического процесса сопровождалось нарастанием не только позитивных (пробуждение социальной инициативы масс, либерализация всех сторон экономической и общественной жизни), но и негативных тенденций (рост социальной напряженности, массовые нарушения прав человека, криминализация экономики и политики, правовой и моральный нигилизм и др.).

Религиозный плюрализм, создание правовых основ которого было инициировано принятием 01.10.1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и 25.10.1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», возникший как следствие демократического процесса, привел к обострению межконфессиональных противоречий, что поставило перед российскими элитами (светскими и конфессиональными) задачу формирования такой модели государственно-конфессиональных отношений и проведения такой политики в сфере свободы совести и вероисповедания, которые были бы адекватны задачам модернизации страны и учитывали отечественный и мировой опыт государственно-конфессиональных взаимоотношений4.

3 См.: Гревцова О.А. Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

См.: Зверева В.А. Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия (федеральный и региональный уровни). Дис. канд. полит, наук. Воронеж, РГБ, 2006. С. 3-4.

Ситуацию в стране в 1990-е гг. хорошо иллюстрируют слова А.С. Панарина «К народам, преданным светской идеологией прогресса и светскими элитами, надежда может прийти только со стороны их великих традиционных религий - они не выдадут»5.

Особое звучание религиозная проблематика приобретает сегодня в связи с претензиями исламских фундаменталистов на установление нового тоталитарного политического режима, имеющего религиозный характер, и развязывания ими в начале XXI в. террористической войны, как против западной цивилизации, так и против умеренно настроенных мусульман, строящих свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей. Мир снова, как в средние века, оказался на пороге религиозных войн - смертельно опасных для всего человечества, так как в руках фанатичных последователей того или иного вероисповедания может оказаться оружие массового уничтожения, которое, судя по всему, они без колебаний готовы применить. Безусловно, эта проблема также требует своего научного осмысления.

Представители разных наук исследуют те или иные аспекты религии, изучают ее роль в формирующемся информационном обществе. Не стоят в стороне от этого процесса и политологи. Предметом исследования при этом является взаимодействие государства, общества и религии, причем аспектов такого взаимодействия достаточно много. Особенно актуальным представляется исследование эволюции религии и её роли в контексте ее взаимодействия с современным непрерывно модернизирующимся под влиянием глобализационных и внутриреформационных процессов государством и обществом .

Тема исследования представляется актуальной в виду многоконфессиональности и многонациональное населения Российской Федерации. В настоящее время в России проживают представители более 60

5 См.: Панарин А.С. Россия в социокультурном пространстве «Запад-Восток» // Человек и современный мир. М., 2002. С. 85.

См.: Ваторопин А.С. Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества: социологический анализ. Автореф. дис... докт. социол. н. Екатеринбург, 2002. С. 3-4.

различных конфессий и более 170 этносов, поэтому государственная политика в сфере свободы совести представляет собой важную сторону внутренней и внешней политики Российской Федерации. От построения оптимальной модели политики в сфере свободы совести зависит настоящее и будущее Российской Федерации, ее развитие как демократического, правового государства. Продолжающиеся в последние годы в РФ усилия по формированию концепции и модели государственной политики в сфере свободы совести свидетельствуют об актуальности данной проблемы.

Выбранная тема актуальна еще и потому, что политический аспект данной проблемы в современной России продолжает оставаться малоизученным7.

Степень научной разработанности проблемы.

Интерес к социальной обусловленности и роли религии в обществе возник еще в эпоху Просвещения и буржуазных революций.

Одним из первых, кто пытался найти ответ на этот серьезный вопрос, стал О. Конт. Вопросы взаимосвязи религии и политики поднимали в своих трудах К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер.

Общественно-политические процессы, происходящие в последние годы в России, коренным образом изменили религиозную ситуацию, оказали существенное влияние на развитие государственно-конфессиональных отношений в стране. В результате появляется большое количество научных исследований, в которых государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации рассматриваются в качестве объекта научного анализа, а также детально разрабатываются различные их аспекты в новых исторических и социально-политических условиях. В нашей стране в это время растет количество религиозных организаций, религиозных групп, храмов, приходов, религиозных учебных заведений и т.д.

См.. Мухаметзянова Р.М Политика современного российского государства в сфере свободы совести- процесс формирования новой модели. Автореф. дис... канд. политич н УФА, 2004 С. 3-4.

9"

В современной литературе имеется ряд работ, в которых прослеживаются те или иные попытки исследовать проблему места и роли традиционных конфессий в политическом процессе, в частности работы С.Г. Сафронова, Д.В. Поспеловского, П. Зуева, Т.А. Кудриной, СИ. Самыгина, Г.Н. Сердюкова, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонской8, а также публикации в научных периодических изданиях К.Н. Костюка, А.Б. Зубова, B.C. Орлова, А. Тяхи9 и др., труды церковных авторов - протоиерея Владислава Ципина, игумена Вениамина (Новика), митрополита Кирилла (Гундяева), главы РПЦ -патриарха Алексия II, митрополита Иоанна (Снычева), дьякона Андрея Кураєва, протоиерея Всеволода Чаплина10 и др., публикации, посвященные данной проблеме в различных печатных и электронных СМИ таких журналистов и публицистов, как А. Верховский, С. Чапнин, Н. Бабасян, М. Шевченко, Е. Комаров, А. Солдатов, А. Бессмертный-Анзимиров, А. Щипков и др.

Исследований, сосредоточившихся на выявлении внутренних закономерностей развития сферы отношений между государственной властью и религиозными институтами, достаточно мало. Как правило, исследователи пишут либо о задачах государственной политики в отношении

См : Поспеловский ДВ. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Сафронов С.Г. Русская православная церковь в XX веке: территориальный аспект. М., 2001; Зуев Ю П Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997; Кудрина Т.А. От политики государственного атеизма - к свободе совести. Материалы совещания. М., 2000; Самыгин СИ, Сердюков Г.Н., Нечипуренко В.Н. Религия и политика. Р -на-Д., 1996; Самыгин СИ., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Р.-на-Д, 1996.

9 См.: Костюк КН. Русская православная церковь и общество: нравственное
сотрудничество или этический конфликт // Полис. 2002. № 2; Костюк К.Н. Русская
православная церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал. 1998.
№. 2; Тяха А. Политическое позиционирование церкви при Путине // Отечественные
записки 2001. № 1.

10 См.: Протоиерей Владислав Ципин. История Русской церкви. М., 1997; Алексий П,
Патриарх. Россия. Духовное возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и
политических наук, 1999; Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).
Что такое социальная доктрина Церкви? Интервью гл. редактору НГ-Религии Максиму
Шевченко // НГ-Релипш. 2000. 9 августа; Митрополит Иоанн (Снычев). Русь соборная.
СПб., 1995; Кураев Андрей, дьякон. Откуда у церкви деньги. М., 1999; Чаплин Всеволод,
протоиерей. Миротворцы//Радонеж. 2001. № 11-12.

10 конфессий, либо о позициях церкви или иных религиозных организаций в вопросах так называемых внешних сношений. Потому ярко выделяется работа представителя правительства России в Государственной Думе Федерального собрания РФ А.В. Логинова «Власть и вера»11. В основе его работы лежит цивилизационный подход. Цивилизационный «ствол» ретроспективно выстраивается от сегодняшней России и того, что мы называем современной российской цивилизацией. В своей книге А.В. Логинов защищает тезис о том, что сфера государственно-вероисповедных отношений, наряду с культурой, языком, ментальностью, укладом жизни и религией, является неотъемлемым цивилизационно-образующим компонентом.

Кафедрой религиоведения Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации издается
специализированный информационно-аналитический бюллетень

«Государство, религия, церковь в России и за рубежом», который посвящен государственно-конфессиональным отношениям в России и зарубежных странах, социологии религии, религиозным движениям и т.д. Следует отметить ряд научных работ, посвященных современной ситуации в государственно-церковных отношениях. В них отражается проблема государственно-церковных отношений с узко-правовой точки зрения. Ряд публикаций ангажирован у церковных (религиозных) авторов - это апологетика и отстаивание правоты РПЦ и других традиционных конфессий12 в тех или иных вопросах, у светских авторов - это резкая критика церквей или ярко выраженное негативное к ним отношение.

Иными словами, процесс изучения государственно-конфессиональных отношений далек от завершения. И новые этапы развития политических процессов требуют выявления и анализа позиций традиционных конфессий в

11 Логинов А В. Власть и вера. Государство и религиозные институты в истории и
современности. М., 2005.

12 Здесь и далее во тексту автор будет применять термин «традиционные конфессии» без
кавычек, подразумевая такие крупные и давно существующие на территории РФ
конфессии, как Русская Православная церковь, мусульманство, буддизм и иудаизм.

11 изменяющихся условиях. В частности, недостаточно освещены позиции конфессий в вопросах укрепления российской государственности, проведения политических реформ, межнациональных и федеративных отношений. Таким образом, в литературе заложена содержательная основа для изучения проблемы взаимодействия конфессий и политики, однако эта тема полностью не исчерпана, в особенности ее политологический аспект.

В настоящее время в научной литературе, книгах, монографиях, материалах научных конференций и семинаров кроме собственно религиозных аспектов освещены и иные многочисленные стороны обозначенных отношений: правовой статус религиозных, объединений в нашей стране, пройденный исторический путь отношений между государством и церковью; политологические проблемы налаживания государственно-конфессиональных отношений13, обширные данные многочисленных социологических исследований о религиозной ситуации в нашей стране .

В последние годы такими авторами Верховский A.M., Власов В.И., Слобожникова B.C., Володина Н.В., Дорофеева Е.С., Михайлов Г.А., Овсиенко Ф.Г, Трофимчук Н.А. и др. по проблеме государственно-конфессиональных отношений написан ряд монографий, учебников, научных статей .

См.: Бурьянов С.А. О нарушении Конституции России в сфере свободы совести в 2005 г. // Политика и общество. 2006 №1; Симонов И. Государство и церковь: какими должны быть отношения // Религия и право. 2001. № 3; Сгибнева О.И. Государственно-конфессиональные отношения в современной России // Власть и гражданское общество в современной России. Саратов, 2004; Морозов А. Религия и политическая модернизация России М., 2004.

14 См.: ВЦИОМ, ; Официальный сайт Министерства юстиции РФ.

15 Верховский А.М Беспокойное соседство: Русская православная церковь и путинское
государство // Россия Путина. Пристрастный взгляд. М., 2003; Власов В.И. Экстремизм:
сущность, виды, профилактика. М., 2003; Слобожникова B.C. Политическое содержание
статусности религии в современной России // Трансформации политической системы
России: проблемы и перспективы. Международная научная конференция. Тезисы
докладов. М., 22-23 ноября, 2007; Володина Н.В. Конституционно-правовые основы
государственно-церковных отношений в России (XX век). М., 2000; Дорофеева Е.С.
Проблемы государственного регулирования религиозных отношений в современной

12 Значительный интерес для понимания сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными конфессиями представляют труды зарубежных авторов16.

В целом, анализ литературы показывает, что несмотря на наличие достаточно большого количества работ, процесс изучения государственно-конфессиональных отношений далек от завершения. И новые этапы развития политических процессов требуют выявления и анализа позиций традиционных конфессий в изменяющихся условиях. В частности, недостаточно освещены позиции конфессий в вопросах укрепления российской государственности, проведения политических реформ, межнациональных и федеративных отношений. Таким образом, в литературе заложена содержательная основа для изучения проблемы взаимодействия конфессий и политики, однако эта тема полностью не исчерпана, в особенности ее политологический аспект.

Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения как компонент социальной системы в органической взаимосвязи с совокупностью общественно-экономических, политических, культурных и идеологических отношений российского общества.

Предмет исследования включает политико-правовые нормы, решения и мероприятия государственных органов власти, органов управления религиозными организациями, определявших развитие взаимоотношений

России // Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России. Сборник научных трудов. Саратов, 2004; Михайлов Г.А., Трофимчук Н.А. Религиозная ситуация и подготовка кадров в области государственно-церковных отношений // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. № 1-2 (13-14); Овсиенко Ф.Г, Трофимчук Н.А. Православие в контексте развития федеративных и этнополитических отношений в Российской Федерации // Религия и культура. Реферативный сборник. М., 2000; Трофимчук Н.А. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации // НГ-Религии. 2001. 27 июня.

16 Eriksen Т. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993; Greenberg S. Race and State in Capitalist Development: Comparative Perspectives. New Haven, 1980; Smith A.D. Ethnic Identi and Territorial Nationalism II New York, 1992; Kejes F The Dialectic of Ethnic Change // Etnic Change I Ed. By Ch. F. Keyres. Seattle, London, 1981 и др.

13 между государством и Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями России в конце XX - начале XXI в.

Цель исследования. Целью исследования является изучение социально-политических процессов развития системы государственно-конфессиональных отношений; а также определение перспективных направлений и путей государственной политики в сфере оптимального взаимодействия с основными конфессиями современного российского общества.

Для достижения названной цели автором работы решались следующие исследовательские задачи:

проанализировать историографию по теме диссертации, определить теоретико-методологические основы исследования; изучить основные направления и процессы эволюции государственно-конфессиональных отношений в широком социально-политическом контексте реформирования российского общества в конце XX -начале XXI в.;

выяснить содержание государственной политики в сфере взаимодействия государства с основными конфессиями российского общества;

исследовать главные социально-политические факторы, определявшие взаимодействия между государством и основными конфессиями; определить перспективные направления и методы государственной политики в сфере оптимального взаимодействия с основными конфессиями. Методологические основы исследования. Поскольку процесс изучения государственно-конфессиональных отношений имеет достаточно глубокие корни в системе обществоведческих и правовых дисциплин, исследование предполагает обращение к различным научным концепциям, приемам и методам, как общенаучного (индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия и т.п.), так и социально-гуманитарного характера.

Теоретико-методологической основой исследования служат принципы историзма, развития, системности, детерминизма. «Историзм» понимается автором в широком смысле слова - как способ мышления, базирующийся на неразрывной связи между прошлым, настоящем и будущим. Этим диктуется потребность обращения к прошлому как к необходимому компоненту для понимания настоящего состояния и прогнозирования перспєїстив развития высшей школы. В узком смысле слова «историзм» понимается как принцип научного познания, требующий изучения всякого общественного явления в неразрывной связи с конкретной исторической обстановкой, т.е. как изменяющимся во времени, развивающимся в силу присущих ему внутренних закономерностей.

Исследование строилось на основе системного подхода, что дало возможность подойти к изучению избранной проблематики как к составной части общего процесса формирования новой российской государственности, в контексте общественно-политических и правовых процессов. Применение этого метода также позволило скомпоновать материал в хронологической последовательности, выделить для анализа наиболее важные события и явления, касающиеся власти разных уровней.

Диссертация выполнена с применением методологического инструментария не только политической науки, но и других дисциплин, прежде всего - истории, права, социологии, философии, что позволило глубже изучить данную проблематику.

Логико-исторический метод позволил рассматривать предмет в пространстве и во времени, проанализировать явления в различных временных плоскостях, способствовал рассмотрению его эволюции.

Структурно-функциональный подход позволил более четко представить основные теоретические построения проблемы, структурно-логические связи проявления государственно-конфессиональных отношений.

С помощью сравнительного метода удалось выявить общие тенденции, имевшие место в развитии исследуемого феномена, а также обратить внимание на его специфические особенности.

Существенное значение в рамках диссертационного исследования имел нормативный подход, поскольку одной из важнейших категорий источников являлись законодательные акты и нормативные документы.

Эмпирическая база исследования. В диссертационной работе исследованы политико-правовые акты, имеющие нормативный характер: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», иные законы и подзаконные акты федерального уровня; международные документы по вопросам регулирования государственно-конфессиональных отношений, в том числе: Всеобщая Декларация прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.; Итоговые документы Венской встречи 1989 г., Рекомендация 1178 (1992) по сектам и новым религиозным движениям Парламентской ассамблеи Совета Европы и др. Привлекались материалы из сети Internet.

Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы и сущностью авторского подхода к актуальной теме. Она заключается также в выборе хронологических рамок изучаемых социально-политических процессов, содержанием целого ряда положений и выводов. Избранная цель исследования другими авторами не ставилась. Диссертация является одной из первых попыток целостного политологического анализа государственно-конфессиональных отношений и выработки рекомендаций по их оптимизации на рубеже XX-XXI вв.

Определённые элементы новизны содержатся также в следующих конкретных компонентах исследования:

проанализирован конкретный отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений на рубеже XX-XXI вв.;

изучены сущность и содержание основных социальных и политических процессов и направлений взаимодействия между государством и основными конфессиями современной России;

определены особенности эволюции взаимоотношений между государством и основными конфессиями в контексте конкретно-исторических условий рубежа XX-XXI вв.;

выявлены новые позитивные и негативные тенденции в эволюции взаимоотношений между государством и основными конфессиями;

рассмотрена роль религиозного фактора в формировании общественно-политических отношений в Российской Федерации;

изучена современная ситуация в сфере государственно-конфессиональных отношений, впервые выделены противоречия и недостатки современного политико-правового механизма регулирования взаимоотношений религиозных объединений и государства;

дана комплексная характеристика политики Русской Православной Церкви в области системы религиозного образования и этнотолерантности в обществе;

разработаны и предложены практические рекомендации по улучшению состояния дел в сфере взаимодействия государства и традиционных конфессий.

Научная новизна исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Анализ исторического опыта и социально-политической практики взаимодействия между государством и основными конфессиями российского общества на рубеже XX-XXI вв. показал, что значительное влияние сохраняют традиции предшествующего опыта такого взаимодействия. Однако современное российское государство, от которого основные конфессии долгие годы были законодательно, политически и фактически

отделены, в настоящее время ищет рациональные пути и эффективные средства мобилизации религиозных ресурсов в своих интересах.

  1. В современном российском обществе религиозные объединения имеют пока неравноправное положение в государственно-конфессиональных отношениях. Многие не могут обрести достаточно самостоятельный и независимый от государственных структур статус. Автор считает, что государственная политика в этом отношении должна быть серьезно скорректирована. Роль традиционных конфессий в современном российском обществе необходимо повысить, им должна быть предоставлена большая самостоятельность и независимость от государственных структур.

  2. Анализ политической практики показывает, что отсутствует целостная и долговременная концепция развития государственно-церковных отношений, что ведет к противоречиям, трудностям и конфликтам в области государственно-конфессиональных отношений. В современных условиях государственным структурам при непосредственном участии основных конфессий следует разработать эту концепцию и начать ее реализацию.

  3. Как показывает изучение социально-политической практики, большое значение для оптимизации государственно-конфессиональных отношений в России имеет политическая позиция конфессий и их руководства. Главное, к чему должно стремиться государство и руководство конфессий - это действовать в рамках российского законодательства и на основе международных правовых норм в религиозной сфере. Государство должно разработать набор четких критериев для конфессий, которые позволят конфессии обрести статус государственно-признанной. Такой статус будет нести с собой весь комплекс обязанностей и привилегий для конфессий и даст возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

5. От руководства нашего государства и властных структур в
первую очередь зависит создание федерального органа, регулирующего
государственно-конфессиональные отношения. Для реализации эффективной
политики в сфере государственно-конфессиональных отношений необходимо

18 создание специализированного органа при Президенте РФ. Этот орган должен опираться на аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и отвечать за проведение единой согласованной государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания, свободной от давления со стороны тех конфессиональных, административных, деловых, интеллектуальных элит, чьи корпоративные интересы идут вразрез с интересами реформируемой страны. 6. В сфере взаимодействия с традиционными религиями необходима чрезвычайная тактичность и сбалансированность. Любая попытка выстраивания «конфессиональной иерархии» неизбежно влечет за собой конфликты. Например, многие представители традиционных конфессий РФ выражают недовольство «особым статусом» РПЦ, который нигде не закреплен официально, однако реализуется фактически.

Практическая значимость исследования. В диссертации сформулированы теоретические положения о сущности и содержании государственно-церковных отношений как социально-политической категории политической науки, систематизированы знания о способах взаимодействия и механизмах реализации государственно-церковных отношений. Предложены пути, средства и способы оптимизации влияния государственно-церковных отношений на гармоничное развитие Российской Федерации и использования позитивной активности РПЦ как субъекта зарождающегося в РФ гражданского общества.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд рекомендаций, использовать материалы диссертации при разработке концепции государственно-конфессиональной политики, выработке рекомендаций по снижению этноконфессионального напряжения в обществе. Данная диссертационная работа также сориентирована на специалистов-практиков государственных, региональных и местных органов власти, представителей общественного самоуправления, средств массовой

19 информации. Материалы диссертации можно использовать в процессе преподавания политологии и религиоведения в ВУЗах.

Апробация результатов диссертационного исследования. Автор за время учебы в ВУЗе и аспирантуре принял участие в следующих научных мероприятиях и конференциях: в 4 международных конференциях; 11 всероссийских конференциях; 2 местных конференциях; в 3 «круглых столах» и 2 конкурсах. Награжден Золотым знаком отличия «Национальное достояние» за лучшую научно-исследовательскую работу на Всероссийской конференции в 2005 г.

Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях автора общим объемом около четырех печатных листов.

Диссертация в целом обсуждалась на кафедре политических наук и рекомендована к защите.

Структура диссертации соответствует поставленным задачам и отражает особенности авторского подхода и методики исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, в котором насчитывается около 400 наименований. Общий объем работы более 160 страниц (без библиографии).

Отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений на рубеже ХХ-XXI веков: политико-правовой анализ

Государственно-конфессиональные отношения представляют собой многоплановое и сложное явление современной общественной жизни, сущностью которого является система совместных действий государства, религиозных организаций и иных общественных институтов по реализации интересов субъектов и участников государственно-конфессиональных отношений. Основными сферами совместных интересов политических, общественных и религиозных субъектов и участников являются, прежде всего, комплекс вопросов, посвященных свободе совести и вероисповедания, свободе функционирования в рамках действующего законодательства религиозных организаций и возможности влияния на общество различных субъектов политики и общественной жизни. Именно общество, все его без исключения сферы являются объектом государственно-конфессиональных отношений в современной России.

В структурном плане государственно-конфессиональные отношения включают несколько взаимосвязанных между собой элементов, таких как ее субъекты и их деятельность, их религиозно-политическое сознание, отношения между ними и их основные социально-политические интересы. В Российской Федерации в современных условиях пока еще не до конца сложилась полноценная система субъектов государственно-конфессиональных отношений. Государство в нашей стране исторически является наиболее сильным (а иногда и самодостаточным) участником государственно-конфессиональных отношений, а гражданское общество пока еще недостаточно активно влияет на эти отношения и на весь процесс в целом . Как правило, религиозные объединения играют в государственно-конфессиональных отношениях подчиненное положение, они пока не могут занять достаточно самостоятельное и независимое от государственных структур, положение.

Около тысячи лет православие играло в истории российского государства особую роль и имело особый юридический статус. Конфессиональная политика России может быть условно разделена на два этапа: «до» и «после» 1773 г. Это деление связано с принципиальным изменением отношения государства ко второй по численности конфессии страны - исламу. В 1773 г. указом императрицы Екатерины II ему был придан статус «терпимой религии», следствием чего стало учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 г. Это государственное решение завершило этап насильственной христианизации значительных групп населения страны.

Конечно, в силу политических, юридических и социально-психологических причин говорить о существовании «свободы совести» в современном понимании этого явления в Российской империи смысла нет, хотя уровень веротерпимости в ней по сравнению с другими странами был достаточно высок. Существовали определенные надрелигиозные основы гражданской консолидации: в частности, православный император был повелителем всех подданных, вне зависимости от их вероисповедания, которым предписывалось молиться за него по собственному обряду (это положение отражено в Своде законов Российской империи).

Отношения государства и церкви в XX в. строились во многом вокруг двух тем: свободы совести и отделения церкви от государства. Первая возникла еще во времена Великой французской революции в Европе, вторая - чуть позже в США и считалась, среди прочего, средством борьбы с коррумпированностью церкви. В том же историческом порядке осуществлялось и внедрение двух этих понятий в российскую действительность. Указом «О введении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. признавался юридически возможным переход из православия в другую христианскую веру, несколько облегчалось положение иных конфессий. Далее следовал Манифест от 17 октября 1905 г. (о свободе совести). Постановление Временного правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений, принятое 20 марта 1917 г., отменяло многочисленные статьи из уголовно-административного законодательства, ограничивающие права граждан на основании религиозной принадлежности. Постановление Временного правительства «О свободе совести», принятое 14 июля 1917 г., декларировало свободу совести гражданам, их равноправие вне зависимости от принадлежности к вероисповеданию .

Вскоре после Октябрьской революции декретом Совета народных комиссаров (СНК) об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. советская власть декларировала свободу совести, но, по сути, заменяло государственное православие государственным атеизмом. Постановление Народного комиссариата просвещения от 27 сентября 1924 г. и дополнительное к нему распоряжение от 23 декабря 1924 г. ограничивали религиозное образование. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». В это время также вышли: Постановление НКВД РСФСР № 329 от 1 октября 1929 г. «О регистрации религиозных объединений»; Инструкция НКВД № 329 от 1 октября 1929 г. «О правах и обязанностях религиозных объединений»; Постановление НКВД РСФСР № 77 от 6 декабря 1929 г. (об отчетности относительно деятельности религиозных организаций) .

Влияние религиозной сферы на политические процессы в современном российском обществе

Религиозный компонент политической культуры представляет собой совокупность религиозно-политических воззрений, религиозных идеалов, традиций, религиозно окрашенных ценностей, религиозно-психологических мотивов и побуждений, имеющих значение для поведения человека в общественной сфере, благодаря которым религия непосредственно или опосредованно проникает в сферу политики .

Религия и политика в реальной жизни всегда тесно переплетены друг с другом, и Россия в этом плане не является исключением. Власть всегда стремилась использовать церковь, вовлекая ее в те или иные политические процессы. С другой стороны, сама церковь нередко боролась за приоритет над светской властью, используя свое духовное влияние на массы. В этой связи церковь можно рассматривать как одну из сил или институтов, формирующих политическую культуру, наряду с такими институтами, как само государство, политические партии, СМИ и т.д.

Несомненно, принятие Русью в конце X в. христианства оказало огромное влияние, как на древнерусскую культуру, так и на форму государственности; оно также определило этническое самосознание населявших страну племен. Со временем идеи христианства прочно укоренились в народном сознании и способствовали формированию единых национальных интересов.

Российские традиции государственно-конфессиональных отношений ставили церковь в подчиненное положение, заставляли ее освящать действия власти. Крах самодержавия повлек за собой сильнейший кризис Православной церкви. С точки зрения Л.А. Андреевой, «практика произвола, бесконтрольного вмешательства в дела церкви находит свое начало не у большевистской власти, а именно в царской «православной» России. Большевистская власть только использовала в своих целях традиционную российскую модель» .

Каково же положение РПЦ в современном демократическом государстве? Д.В. Поспеловский выделяет три варианта статуса РПЦ, которые обсуждаются в литературе.

1. Симфония: идеал свободного союза двух самостоятельных организмов - церкви и государства. Но история уже опровергла реализуемость этой доктрины в рамках монархии. Автора «поражает, что даже в просвещенной церковной среде до сих пор широко бытуют мифы о какой-то святой Руси при царях и мечты о восстановлении монархии как пути к идеальному православному государству» . В демократическом же государстве сохраняется принцип соборности - «а именно в форме соборной ответственности Церкви перед Богом за вверенный ей Богом народ» .

2. Принцип Кавура: свободная церковь в свободном государстве. По этой схеме смоделированы церковно-государственные отношения в большинстве современных европейских демократий с их национальными, но не государственными церквами.

3. Американская форма полной секуляризации, полного отделения Церкви от государства. «В результате государственная школа в Северной Америке буквально на глазах вырождается не только в нравственном, но и в академическом отношении, а лишившее себя нравственных критериев государство не в состоянии противостоять ни тоталитарным сектам, ни сатанизму» .

Российские законы о свободе совести 1990 г. построены именно по американской модели, поэтому они требуют пересмотра, как и нынешняя версия Федерального закона о свободе совести и религиозных организациях.

В переходное от атеизма к вере время политологу важно различать активную веру (т.е. число людей, входящих в религиозные объединения) и пассивную религиозность. Пассивная религиозность в России является широкой социальной базой православия и ислама. Поскольку православные ритуалы освящают важнейшие этапы жизни человека (рождение, брак, смерть), к православным ритуалам часто обращаются не только пассивные верующие, но и неверующие. Людей, прибегающих к таким ритуалам, а также соблюдающих по традиции праздники, - 85 % . Ислам выполняет ту же функцию в среде «этнических» мусульман. Протестанты, которые не имеют укорененности в народе, не имеют пассивного социального базиса. Религиозные новообразования, чтобы обратить на себя внимание, вынуждены быть в этом смысле «экстремистами». Однако для людей, не склонных к активной религиозности, действия адептов таких новообразований представляются раздражающими.

С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива: РПЦ - 11 тыс. приходов и братств; мусульмане – 3,5 тыс. общин; христиане иных конфессий и юрисдикции - 4 тыс. зарегистрированных и не менее 1,5 тыс. незарегистрированных общин . Есть также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения. По социологическим данным, воцерковленных в РПЦ (т.е. сознательно выполняющих церковную дисциплину) - всего 3% от общего числа верующих .

Сегодня РПЦ главный упор в проповеди делается на верность «традициям отцов» и на святость ритуала, через участие в котором происходит освящение всей человеческой жизни. Социально-политическая ориентация подавляющего большинства верующих - славянофильская, традиционно антизападная. У мусульман переход от пассивной религиозности к активной проще и короче, чем у православия. Социально-политическая ориентация - традиционно антизападная и антиизраильская. Таким образом, развитие ислама идет в тесной связи с ростом национальных движений.

По данным на 2007 г. к православным церквам других юрисдикции (т.е. имеющих центры вне России) относятся Российская православная свободная церковь (отделившаяся от РПЦ в 1991 г., имеет 7 епархий, свыше 100 приходов и 4 монастыря) и Истинно-православная церковь (катакомбная), образовавшаяся в 1927 г. в результате разрушения централизованной структуры церкви (имеет 4 центра, свыше 60 зарегистрированных общин ; есть и незарегистрированные общины).

Участие традиционных конфессий в разработке способов формировании национальных ориентиров и ценностей

Происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные события в последние десятилетия обнажили этноконфессиональные и другие социальные противоречия, среди которых можно выделить: - между ростом национального самосознания, появляющегося в попытках возрождения и развития национальных культур, и фактической неподготовленностью общества к позитивному восприятию всего самобытного национального многообразия; - между потребностью этносов изучать родную культуру и отсутствием системы образовательных институтов с квалифицированными кадрами, способных удовлетворить ее; - между необходимостью позитивных межнациональных контактов и отсутствием культуры такого взаимодействия; - между большим педагогическим потенциалом полиэтнической среды и его невостребованностью в современной системе образования; - между наличием практически во всех уголках страны мультикультурных регионов и отсутствием системы образования, удовлетворяющего потребности каждого этноса в регионах.

Создавшаяся обстановка остро ставит вопрос о «лечении» социума, о поиске новых национальных ориентиров и ценностей, развитии интернационализма и этнотолерантности, уважении ко всем этносам и их культурам, конфессиям, необходимости мирного сосуществования. Действенным примером может быть диалог религий. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II видит в мусульманах «верных союзников» Русской Православной Церкви, а не просто представителей «терпимой» религии. «Исторически Русская Православная Церковь поддерживает дружественные отношения с исламским сообществом России, и к настоящему времени уровень межрелигиозного диалога в нашей стране приблизился к оптимальному», - убежден Алексий П. «Мы можем с уверенностью сказать, что видим в мусульманах верных союзников, а не просто представителей «терпимой» религии», - подчеркнул Патриарх.

Он выразил сожаление, что во многих российских регионах сейчас наблюдается рост экстремизма и терроризма, мотивируемых исламом. «Истоки этого явления находятся вне России», - уверен Патриарх. И именно внешнее влияние, по его словам, сделало «возможным появление в стране, где существует тысячелетний религиозный мир, радикалов, пытающихся «раскачать лодку» .

В инициировании и поддержке межрелигиозного (межконфессионально-го) диалога важная роль принадлежит международным организациям (межгосударственным и неправительственным). Стремясь всемерно способствовать взаимопониманию между народами и государствами, ООН, ОБСЕ, Парламентская Ассамблея Совета Европы и другие международные межгосударственные организации активно поощряют диалог между цивилизациями, рассматривая межрелигиозный диалог как его составную часть. Именно в этом направлении ориентируют правительства и общества решения Генеральной Ассамблеей ООН о провозглашении 1995 года - Международным годом толерантности, 2000 года - Международным годом культуры мира, 2001 года - Годом диалога цивилизаций под эгидой ООН, 2001-2010 годов - Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты.

Свою открытость межконфессиональному (межрелигиозному) диалогу и даже его расширению декларируют практически все руководители различных конфессиональных общностей, имеющихся в стране. Однако разностороннего и постоянно функционирующего межконфессионального общения, особенно на уровне лидеров, не получается. Одна из причин состоит в том, что руководители центров «традиционных» религий не очень хотят допускать к такому диалогу представителей других религиозных объединений. К примеру, Межрелигиозный Совет России (МСР), созданный в 1998 г., основным направлением деятельности которого является координация усилий религиозных объединений в сферах внутреннего и внешнего миротворчества, развития взаимоотношений религии, общества и государства, укрепления общественной нравственности, сохранения и воссоздания духовного и культурного наследия народов России, организации и поддержки межрелигиозного диалога по общественно значимым и иным смежным проблемам. Межрелигиозный Совет России мог бы стать на деле инициатором и координатором широкого межрелигиозного сотрудничества в духе формирования культуры мира и ненасилия.

В этом отношении весьма позитивную роль могла бы сыграть и широкая программа взаимодействия между Русской Православной Церковью и государством, изложенная в пункте 8 третьего параграфа Основ социальной концепции РПЦ . Практические почти все области взаимодействия, отраженные в них, могут стать полем межрелигиозного сотрудничества. Это и миротворчество, и культурное, нравственное и патриотическое воспитание, и благотворительность, и охрана памятников истории и культуры, и охрана окружающей среды, и попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных органов, и поддержка института семьи, материнства и детства.

Главное влияние межрелигиозного диалога на межнациональные отношения, их гуманизацию может идти через его воспитательное воздействие на население. Такой диалог влияет на сознание людей разных национальностей и вероисповеданий в духе толерантности, ненасилия и культуры мира. Он приучает членов общества видеть в лице человека иной национальности и иного вероисповедания не чужака, которого следует опасаться, а равноправного партнера, заслуживающего доверия. Межконфессиональный диалог способствует формированию у населения уважения к религиозному плюрализму и культурному разнообразию.

Основные направления оптимизации государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации

Основные интересы субъектов и участников государственно-конфессиональных отношений, в конечном итоге, сводятся к возможности целенаправленно влиять на общество, активно функционируя в нем. Если государство обладает политической властью и контролирует деятельность конфессий, то конфессии влияют на общество, в первую очередь, через сферу духовную и обладают духовной властью по отношению к своим адептам и последователям. Однако для решения материальных проблем и экономических вопросов религиозные организации сотрудничают с властными политическими органами. Религиозные лидеры нашей страны постоянно подчеркивают свою отстраненность от политики, заявляют о стремлении заниматься морально-нравственными проблемами и влиять на духовную жизнь общества. В настоящее время российское государство, от которого конфессии долгие годы были политически, законодательно и фактически отделены, ищет рациональные и эффективные средства мобилизации религиозных ресурсов в своих интересах .

Пристальное рассмотрение государственно-конфессиональных отношений выявил их приоритетную зависимость от политической власти и действий государственных органов. На политику государства и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации значительно влияют правовая система, ведущие конфессии и психология населения страны. Оказываемое влияние, безусловно, не является статичным и подвержено постоянным изменениям, иногда весьма значительным. Пожалуй, наиболее определенно можно только утверждать то, что государственно-конфессиональные отношения в большей степени формирует, планирует и проводит именно государство, которое создает «необходимую правовую систему и имеет реальные возможности оказывать влияние на психологию населения страны (в том числе и на верующих), на существующие в стране конфессии и на их лидеров, на их поведение и социальную деятельность.

Сложившаяся в России правовая система позиционируется государством и научными коллективами как светская, где юридически государство отделено от религиозных объединений, а они, в свою очередь, отделены от системы государственного и муниципального образования. На практике же добиться светскости оказывается значительно сложнее: политическое руководство государства регулярно встречается с лидерами ведущих конфессий, в системе общего среднего образования в региональный компонент введен факультативный предмет «Основы православной культуры». По всей видимости, сотрудничество ведущих конфессий с государством будет и далее усиливаться, то есть, будет реализована так называемая кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений.

За последние примерно 15 лет ведущие конфессии нашей страны значительно усилили свой социально-политический потенциал, укрепили свои связи с властными политическими структурами, общественными организациями и средствами массовой информации, зарубежными религиозными национальными и международными организациями. Зачастую они уже выступают в качестве экспертов по законотворческим вопросам, проводят собственные научно-теоретические исследования в области государственно-конфессиональных отношений, совершенствуют свои информационные ресурсы, активно участвуют в международных отношениях Российской Федерации, подписывают договоры с различными органами государственной власти, занимаются социальным служением в органах исполнения наказаний ГУИН Министерства юстиции РФ, в воинских частях и военно-учебные заведениях .

Государственно-конфессиональные отношения реализуются через собственный полноценный механизм, компоненты которого обусловлены содержанием современного общественного развития в Российской Федерации. В зависимости от актуализации задач развития социума на передний план выдвигаются вполне определенные компоненты этого механизма, регулирующее действие которых отвечает актуальным потребностям общества и такой его части, как верующие и религиозные объединения. Эффективность действия этого механизма во многом зависит от соответствия результатов деятельности исходно поставленным целям и задачам, а также от знания его государственными структурами, общественными и религиозными организациями, направленного на учет и использование возможностей данного механизма в общественных целях.

Механизм реализации государственно-конфессиональных отношений включает в себя четыре основных компонента: мировоззренческо-ценностный, нормативно-правовой, функционально-деятельностный и институционально-организационный . По сути, такая компоновка механизма реализации государственно-конфессиональной политики охватывает собой все сферы и области общественной жизни. Посредством функционирования механизма государственно-конфессиональных отношений не только трансформируется общественная жизнь и политическая сфера, но и вырабатываются их приоритеты для субъектов и участников государственно-конфессиональных отношений, реализация которых лежит в основе обеспечения социальной стабильности в условиях динамично меняющегося многонационального и поликонфессионального российского общества.

Похожие диссертации на Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе