Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Васюков Олег Валерьевич

Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии
<
Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васюков Олег Валерьевич. Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Васюков Олег Валерьевич; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2009.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/365

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Классическая гносеология о сущности практического познания 11

1.1. Древнекитайское мировоззрение о гармоничном союзе практического опыта и теоретической мысли 11

1.2. Практическое искусство и теоретический разум: античные концепции противопоставления и единства 17

1.3. Марксизм об определяющей роли общественной практики в познании 30

1.4. Практическое познание в американском прагматизме 49

Глава 2. Практическое познание в контексте не к л ас си ческой эпистемологии 78

2.1. Место познания животных и практического познания в эволюционной эпистемологии 79

2.2, Современное понимание практического опыта и его форм

2.3. Специфика практического, его взаимосвязи с мировоззрением и наукой 135

Заключение 167

Библиографический список 172

Введение к работе

Актуальность темы неследования. Современный этап развития мировой цивилизации отличается повышенной рефлексией б отношении способов познания. Прошли те времена, когда предметом исключительного внимания была наука. Конечно, для техногенного общества она остается главной магистралью исследовательского поиска. Научное познание обладает специфическими особенностями, делающими данный тип незаменимым и перспективным. И все же не только одной наукой жив современный человек. Кроме нее существуют те типы познания, которые, собственно* и породили саму пауку, — практика и мировоззрение.

Значимость практического познания очевидна, благодаря ему homo sapiens оторвался от живої ного мира и с гал выстраивать культуру как в себе, так и вне себя, В различных социальных формах практика прошла через всю историю человечества. Она началась с изготовления простых ручных орудий в рамках собирающей экономики. Затем произошла неолитическая революция, существенно усложнившая содержание трудовой деятельности и положившая начало феномену разделения и специализации труда. I- Га отих основаниях возникла рабовладельческая культура, перешедшая позднее в средневековое общество. Капитализм отличился тем, что обусловил появление машинной техники, для изготовления которой с конца XIX иска подключилась наука. Когда речь идет о современной техногенной цивилизации, ее характеризует союз науки и практического познания,

Практика —это не только производство благ и прогресс техники, но и развитие человека, преобразование общества. Данная область деятельности чрезвычайно разнообразна и соответственно представлена многообразием практических форм. Большинство традиционных и современных профессий является практическими: врач, воин, учитель и т. и. Их деятельность основана на практическом познании, и от его качества зависят нее ведущие аспекты нашей жизни.

Степень разработанности проблемы. Данная тема проходит через всю историю философии и науки. Диссертационное исследование учитывает основные этапы рефлексии практического познания. Начало положили древние философы, среди которых выделяются китайские мудрецы: Лао-цзы и Конфуций- На фоне их высказываний интересно отношение к практике со стороны древнегреческих мыслителей - Платона и Аристотеля. Тема единства практики и познания активно обсуждалась представителями классической немецкой философии. И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель рассмотрели важнейшие аспекты морально-практических поступков, соотношения поли и разума, «хитрости разума» в трудовой деятельности. Взаимосвязь практики и познания, революционного преобразования и философии стала основополагающей концепцией философии марксизма — ленинизма- Все это стало предметом диссертационного анализа. Важный вклад в данную тему внесли классики американского прагматизма Ч. Пирс, У, Джеймс и Дж- Дьюи. В диссертационном исследовании их творчеству уделено значительное внимание, и проведен сопоставительный анализ с марксизмом. Кроме того, учтено своеобразие вклада представителя американского неопрагматизма Р. Рорти, попытавшегося привить идеи постмодернизма к прагматическому учению.

Практическое познание изучается и осмысливается рядом современных отечественных и зарубежных школ и отдельных философов. Общие аспекты человеческой деятельности обстоятельно представлены в работах И. С. Алексеева, В. С. Батишева, Д. Бэкхерста, Л. П. БуевоЙ, М, С, Кагана, Т. Котарбинекого, Т. М. Дридзе, В. Л. Лекторского, А. И. Леонтьева, К, Г. Рожко, Дж. Серла, В. И. Слободуикова, Л. Николова и др.

Проблематика трудовой практики и практического интеллекта успешно обсуждается в работах А. Валлона, Т. С. Васильевой, И. Г. Гавриленко,

Е, И, Гарбера, В. Е. Кемерова, Т. Котарбинского, ГО, К. Корнилова, Д. Лукачіа, Л. Нуаре, Р. Стернберга, Th. Y, Palloy, Г, П. Щедровицкого и др.

Важным аспектом практического познания является практический или эмпирический опыт- Его аналитическое описание, рассмотрение особенных форм, связанных с обыденной жиипыо, производством и наукой, представлено в исследованиях Г, С. Арефьевой, Н, С. Автожшоной, Л. М, Аидрюхиной, Р, Арихейма, Г. Башляра, Р, Дж. Бернстайпа, В, Н. Борзова, Ґ. Бсйтсопа, Э. Гуссерля, Дж. Гибсона, В, IX Зинчеико, Ж. Делеза, М, Куртца, И. И. Лапшина, Э. Лаклау, 8. С. Лекторского, V, Матураны, К. Нельсена, К. Нейтдела, Дж, Серла, М. Полани, Г. Райла, К. Хюбнера, С. П. Щавелева, М. Фейербенкса, В. Ф, Юл она и др.

Необходимым компонентом практического познания выступает практическое мышление, реализуемое а і ехническо.м изобретательстве, производственном управлении и других сферах деятельности. Его отличительные признаки обсуждаются в работах Ф. Р. Анксрсмита, Г. С- Альштуллера, В. Г, Афанасьева, Э. де Боно, Н. Белнака,

М. Вертгеймера, Д, Дернера, Дж. Гилфорда, К, Glaser, Y. P. van de Green, Г. Б. Клейнера, Л. А, Микешиной, В. А. Моляко, У. A, Nonaka,

Н, Ф. Овчинникова, Дж. Остина, Ж. Пиаже, Р. Стернберга, М. Холодной, В, Ф. Юлова и др.

Весьма интересный аспект темы являет связь практического познания с наукой. С той или иной степенью полноты он рассмотрен и проанализирован в публикациях Г. С. Альштуллера, Э. Агаїши, А. В. Ахутина, М, Бунге, Г. Бейтсона, Дж. Брунера, Р. Будона, М. Блауга, П. П. Гайденко, С. С. Гусева, R Гудмеыа, В. Г, Горохова, Д. И. Дубровского, Д. Дернера, А, А. Ивина, В, И. Иванова, П. Л. Капицы, И, Т, Касавипа, Т. В. Корнилова,

В. Н. Липского, Ст. Лема, Н, Н. Моисеева, С. Н. Смирнова, М. А. Розова, X, Патнема, Б. И. Пружинина, Г. Парсонса, М К. Петрова, Р. Рорти, Р, Солсо, В. С. Степина, А. Страусса, В. Д. Симоненко, Б. А. Старостина, М. Фуко, М. Хайдеггера3 Ю. Хабермаса, И. Л. Честпова, В. Ф. Юлова и др.

И нее же, несмотря на наличие значні ель но го пласта научно-философской литературы, тематика практического познания далека от всестороннего и обстоятельного освеніения. Явно страдают неполнотой некоторые аспектные вопросы. Так, проблематике практического опыта не хватает единой схемы работы интеллекта, которая могла бы интегрировать и объяснить типичные формы и проявления: ощущение, восприятие, представление. Отсутствует общая концепция форм индивидуального опыта, не совсем ясно понимание эмпирической интуиции и ее связи с накопленным когнитивным опытом, В отношении практического познания существует очень мало фундаментальных работ- Можно указать книгу: Щавелев С. П, Практическое познание: философско-методологические очерки. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1994. Но уже слово «очерки» весьма точно указывает на характер этой работы. К разряду монографий ее отнести нельзя, она публицистична и по стилю близка к философской популяризации. Все это вместе взяюе делает настоящее исследование необходимым,

Объектом исследования является практическое познание в многообразии его форм существования и действия.

Предметом исследования выступает практическое познание как особый тип изучения, отличающийся от мировоззренческих духовных оценок и научного поиска.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основные подходы в понимании практического познания и выработать современную и оптимальную идейную основу гносеологической праксеологии,

Дчя достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить основные трактовки практического познания, типичные для классической ітюсеологии; дать анализ концепций практического познания, характерных для неклассической эпистемологии;

3) представить практическое познание как единство эмпирического опыта и практического мышления;

4) установить основные формы взаимосвязи практического познания с мировоззрением и наукой.

Методологические и теоретические основания работы. Стратегию исследования составили идеи В. А, Лекторского, Б. С. Степина и Л. А. Микешиной о различии классической и неклассической эпистемологии. Они помогли ориентироваться в сложном и запутанном материале истории философии и истории гносеологии- В качестве теоретической базы была взята концепция В. Ф- Юлова о четырех типах познания (познание животных, практика, мировоззрение, наука), В трактовке сути практического познания мы руководствовались его же концепцией технологического действия интеллекта.

Для достижения цели и решения задач диссертант использовал следующие методы философско-научного исследования: сравнительно-аналитический метод (для понимания материала истории ітюсеологии); метод историко-философской реконструкции (выявление позиции того или иного мыслителя, школы); метод построения эпистемологических схем (трактовка опыта, интуиции, практического мышления).

Научная новизна исследования заключается в следующем: L Из синкретического материала истории философии выделены классические учения, выразившие типичные и вместе с тем специфические особенности практического познания.

2. Проведены оценка и анализ ведущих концепций, представляющих современную неклассическую праксеологию,

3. Раскрыта базисная структура практического познания в виде эмпирического опыта и практического способа мышления, аналитически представлены основные элементы опыта и мышления, прослежены схемы их взаим оде Яств и я.

4. Выявлены основные формы влияния мировоззрения и науки на практическое познание, эти детерминации показаны на модельных примерах.

По.'іожшпн, взносимые па защиту;

1. В этнически и исторически разных философских учениях понимание практического познания различно. JHc-ли древнекитайские мыслители дали ему безусловно положительную оценку, то одни античные философы (Платой и др.) считали, что познание не совместимо с практикой, другие (Аристотель) при икал и определенную познавательную значимость практического опыта. Если марксисты сделали упор на общесоциалыюй познавательной роли практики, то прагматизм исследовал место практического познания в жизни индивида,

2- В неклассической эпистемологии практическое познание стало предметом рефлексии со стороны чилийской школы биологической теории познания. У, Ма гурана и Фр. Варсла разработали оригинальную концепцию эмпирического опыта: а) познание встроено во вес структуры тела; б) оно включено в конкретную физическую, биотическую и социокультурную среду; в) опыт познания осуществляется в действии и через действие; г) опыт реализуется спонтанно и непроизвольно в ходе самоорганизации жизни.

3, Неклассической является и кибернетическая теория позиания Г. Бейтсона, основанная на синтезе научных и философских идей. Ключевую роль здесь играют понятия паттерна как упорядоченной и избыточной структуры и информации как структуры различий. Эти образования реальности и выступают главным предметом познания. В состав совокупного разума входят сознание, тело, орудия, некоторые природные и социальные объекты с учетом их паттернов и информационных контуров. Гибкость познавательному опыту придает* оптимальное соотношение целесообразного сознания и системы бессознательных контуров (неявного знания, привычек тела, зкосреды).

4. Практический опыт есть исходная и базисная форма практического познания. Его сущностными признаками являются: а) знания «из первых рук»; б) когнитивные итоги того: что пролейте и пережито; в) единство сенсорных знаков и рациональных значений; г) союз знания-что и знания-как; д) интеграция способностей тела, психики и интеллекта; е) основные массивы опыта формируются и действуют непреднамеренно (без предварительной цели); ж) лишь часть личного опыта через слонесный язык становится социальным достоянием.

5. При всех своих достоинствах опыт негибок, некритичен и малоэффективен в новых ситуациях. Эти недостатки компенсирует практическое мышление, строящееся па определенной осознанности, расчете и элементах логики. Его первым актом выступает постановка практической задачи, где оценивается проблемная ситуация и выделяется затруднение в виде факторов, препятствующих достижению целевого блага. Следующий акт состоит в принятии решения. Практик тут ищет метод в виде ряда и дек-пред ставлений, находит соответствующие правила (рецепты, эвристики) и все ото объединяет в план-программу. Посредством ее задача решайся, и на правильность указывает появление нужного блага.

6. Основная ценностная установка практического познания - обеспечение жизненных благ. Однако в своих средствах достижения оно сочетается с другими типами познания. Бели брать гуманитарные лршпики- школьное обучение, правовое поведение, медицинское дело и т. п., то здесь превалирует влияние мировоззрения. Его духовные ценности определяют стратегию выдвижения/запрета конкретных практик, дают экспертизу их технологии (уместность/опасность биотехнологии в сельском хозяйстве, биоэтика в медицине ит, п.), Современные технические практики являются формами конкретизации знаний фундаментальных наук по цепочке: прикладные исследования - инженерные разработки - техническое конструирование - реализация проекта.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Идеи данной диссертационной работы имеют дальнюю перспективу. Без ясного понимания человеческой практики и практического познания нельзя по достоинству оценить познание животных и неутилитарные типы поиска человека (мировоззрение, наука). Намечается тенденция создания такой эпистемологии, которая способна охватии. все существующие способы познания, В этом проекте у гносеологической праксеологии забронировано свое очень важное место. Почти во всех учебных пособиях в разделе «Теория познания» тема, посвященная практическому познанию, отсутствует. Пора эту несправедливость ликвидировать и сравнивать науку с утилитарным поиском. Автор надеется, что в ближайшем будущем можно будет очертить контуры такого направления, как «гносеологическая праксештогия».

Апробация исследования. Основные положения диссертационного поиска отражены в авторских публикациях, они докладывались и обсуждались на X межрегиональной научно-практической конференции а Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (Киров, февраль 2009 г,), на I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики эпохи постмодерна» (Киров, март 2009 г,), а также обсуждались на заседаниях методологического семинара аспирантов и соискателей кафедры философии и социологии ВятГГУ,

Объем и структура диссертации. Диссертации состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка, содержащего 216 наименований. Объем диссертации 189 страниц.

Древнекитайское мировоззрение о гармоничном союзе практического опыта и теоретической мысли

Человеческая жизнь пе может кыйти на пределы Пути-Дао. В своих исходных образах китайское мировоззрение утверждает замечательное онтологическое единство. Конечно, здесь предполагается раздвоение на противоположности — ян и инь, бытие и небытие, высокое и низкое и т.п. Однако, как полагает Лао-цзы, все они, так или иначе, «взаимно соотносятся» и «приходят н гармонию» [973 с. 606]. Универсальным законом движения Дао является не борьба, а «дополнительность и гармония перемен». Вода приносит пользу все существам и не борется с ними... Этим она похожа на Дао» [97, с. 608]. Совершенно исключены ситуации, где бы побеждала какая-то одна полярность. Вели одна противоположность начинает усиливаться и доминировать, то другая лишь ослабляет свое влияние, сохраняя свое присутствие и персиодя свою реальную сяду в потенции. Ритмика переходов от максимума одного начала к минимуму другого хорошо представлена символом сочетания ян и инь (п максимуме спета ян содержится черная точка инь).

Трактат «Да дэ цзин» удивляет европейского читателя смешением граиин онтологии и антропологии. Рядом с утверждениями о превращениях Дао соседствуют положения о человеческой жизни, И это не какая-то «глухота» к логике, а выражение сквозной мировоззренческой линии. Путь человека неотделим от мирового пути, его жизнь — иго малая капля жизни Дао.

Действие посредством недеяния. Важно понять, что лаосистское «недеяние» не тождественно бездействию и лени. Если труженик обременен желаниями и страстями и они солкают ею к нарушениям естественной ритмики Дао, значит, он выпал из состояния недеяния. Иллюстрирует это следующая притча. Один крестьянин посеял рис? взошли всходы. Они ему показались очень малыми, и он решил их подтянуть вверх. Как задумал, так и сделал. На следующий день крестьянин пришел на поле и обнаружил, что нее всходы погибли. Правило недеяния гласит: нельзя естественный рост ускорять искусственно. Применительно к поенному искусству оно рекомендует: умеющий побеждать врат не нападает. Преподавателю и чиновнику оно советует избегать борьбы в управлении людьми.

«Не выходя со двора, молено познать мир»: любая теория строится на основе практического опыта Лао-цзы был убежден в том, что Дао сопрягает в себе все противоположности. И если это так, то в малом всегда заключено большое и великое. Жизнь каждого человека протекает в ограниченном мирке, в этих пределах познается какая-то груша вещей и это знание становится жизненным опытом. И вот такое узкое окно способно быть проходом ко всему миру (в малом содержится большое). Отсюда следуют замечательные суждения Лао-цзы: «чем дальше идешь, тем меньше познаешь», «совершенному дрый не ходит, но познает все» [97, с, 622].

Конечно, наличие практического опыта сеть необходимое условие философского познания, но само по себе оно еще не достаточно. Если опыт образует предмет творчества (неходкое сырье), то орудием его преобразования должна была быть философская мысль. Не строение сводилось к двум уровням — содержательным идеям и интеллектуальным операциям. Первые были взяты из мифорелигиозного арсенала: путь - Дао светлое ян и темное инь, энергия ILK и т. п. Что касается операций, то упор был сделан на универсальное обобщение, способное мало сделать великим, частное превратит:» во всеобщее.

Примематслыго то, что тексты всех древнекитайских мудрецов по сути дела сводятся к набору афоризмов. Стиль кратких изречений весьма близок стилю народных поговорок и пословиц, которые образуют высший слой народного практического опыта. Ые трудно догадаться о том, что сделали китайские философы. Часть народной ментальности они сохранили в первозданном виде, остальной массив был подвергнут дальнейшему обобщению. К примеру, Лао-цзът указывает па бытовые факты посуды, на помещения, имеющие пустогность и затем формирует идею пустотности Дао. Такая связь очевидных фактов и философских обобщений выступает типичным приемом всех китайских мыслителей. Так, конфуцианское учение о благородном муже целиком выстроено из фрагментов жизненного и практического опыта. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человек гтобия» [85, с. 636]. Из подобных нитей сплетены все древнекитайские трактаты.

«И Цзгш» как предпосылка философских текстов. Речь идет о классическом памятнике Древнего Китая, «Книге Перемен». Она сложилась как выражение древнейшей деятельности человека - гадательной практике. И это вполне понятно, издавна людей интересовало то будущее, которое их ожидало в жизни. В Древнем Китае счетная практика началась с записей-зарубок па бамбуковых планках, заіем перешли на узелковое письмо. Оно в дальнейшем уступило место триграммам и гексаграммам, а также иероглифам. Считается, что данный процесс возник м практике гаданий династии Инь (предсказание погоды, урожая, войны и т. п.). Мнения расходятся лишь в отношении способов гадания. Фэн Ю-лань полагал, что гадание происходило на панцирях черепах. На панцирь наносился текст вопроса, затем он прокали палея металлическим раскаленным копьем, и получавшиеся трещины истолковывались как ответ. Сплошная линия (ян) и линия с прерывом (инь) стали геометри четкими знаками, которые заменили пророческие трещины и стали основой двоичного исчисления (оценка Г. Лейбница), Ван Юй-шен взял за основу практику гаданий па стеблях тысячелистника. Черта ян стала символом нечетных чисел (3, 7, 9), а черта инь - знаком четных (6, 8), Комбинирование черт в триграмму и гексаграмму позволило гадательные приемы преобразовать в математические операции с числами и геометрическими фигурами. Так возникла система «чжоуи» с ведущим приемом гематрии, где связь иероглифов превращается я комбинацию чисел и наоборот. Перемены имеют Великий Предел. Один [дао] рождает двоицу [инь и ян], она рождает четыре символа, а они - восемь триграмм, а все это — 64 гексаграмм. «Такое количество схем, способное отразить тьму вещей», и фигурирует в «Книге Перемен», Шестеричность китайской нумерологии обусловлена необходимостью получить 64 гексаграмма и 384 черты. Последнее число есть максимальное число дней Б лунном календаре (6 месяцев - 29 дней, 6 месяцев — 30 дней, 1 месяц — 30 дней). По сути дела древние китайцы изобрели счетную машину, где алгоритм указывает, как выстраивать числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64. Линейная последовательность здесь выводится из пространственной структуры [85, с, 20-25]. Стрелки указывают порядок считывания триграмм внутри их пар; цифры — последовательность самих пар. (При всей наивности такой математики древние китайцы уже во II тысячелетии до н. э, считали до 30 тысяч, вычисляли десятичные дроби, они первыми изобрели отрицательные числа и владели весьма точным значением числа %).

Китайская нумерология приобрела астрономический и натурфилософский характер. Прежде всего, все планеты и важные созвездия (Зодиак) были обозначены гексаграммами. Так, гексаграмма Цянь стала знаком Юпитера, Сюй символизирует Венеру. «Великий Предел» обозначил годичный цикл уменьшения и роста сил ян и инь, эта двоица выразила летнее и зимнее солнцестояние. Единство земли (пространства) и неба (времени) предстало в особой комбинации цифровых и геометрических символов: Земля - 8 и квадрат, Небо - 12 и круг. Площадь квадрата - 8 единиц, площадь круга— 12.

Важную роль в системе играет гадательная формула, выраженная при помощи четырех качеств: начало (юань), проницание, развитие (х; н), благоприятность, определение (ли), стойкость, бытие (чжэн). Афоризмы по поводу гексаграммы в целом включают в себя одно из четырех основных предсказаний: счастье, несчастье, раскаяние, сожаление. Они дополняются пояснительными словами типа «хулы не будет», «ничего благоприятного» и т, п. [85, с. 497].

Марксизм об определяющей роли общественной практики в познании

Средневековые мыслители весьма сильно отошли от идей античной праксиологии. Они занялись осмыслением духовных практик христианства. С XV в. в Европе начинает утверждаться капитализм с машинной техникой производства и рыночными отношениями. Экономика и материальный іруд ослабили раздельное господство духовности в социальной жизни. Тема труда вновь актуализировалась и стала находить свое отражение в философской рефлексии. И все же на первое место вышла проблематика научного познания, которая констт уироиалась в XVI VX1I ЙВ, Наука обрела свою практику в виде исследовательского эксперимента, который сразу дал естествознанию весомые плоды. Социальные перемены также осмысливались философами и учеными. Если английский и французские экономисты XV1TT и ХГХ ив. дали анализ экономических аспектов іруда, то немецкие философы вышли на общую категорию практики. Яри этом, если И.Кант и И. Фихте как субъективисты свели деятельную сторону человека к морали, то такую узость смог4 преодолеть лишь Г.Гсгсль. Его объективный идеализм задал широкие рамки подхода и вывел на универсальную рефлексию [105, с. 357-358].

«Хитрость разума» - ядро идеалистической диалектики труда. С 1800 г, Гегель стал изучать труды английских экономистов Д. Стюарта и А, Смита. В них он познакомился с основными достижениями экономической науки, центрированными понятием труда. Их он осмыслил с позиции идеалистической диалектики, что дало оригинальное философское учение.

Гегель полагал, что основой нсего сущего выступает абсолютная идея. Этот безличігьгй мировой дух все свои богатые возможности таит в себе в виде потенций и этим он похож на « мировое семя». Переход возможностей в действительность происходит последовательными этапами, что и составляет логику диалектического развития. Этапы реализуются переходами из одной противоположности в другую, а также диалектическими отрицаниями, что вместе дает схему триады. По большому счету развитие идеи проходит три состояния: чистое бытие - природа - дух. В рамках последнего и развертывается вся история человеческой культуры. Здесь нантла свое место гегелевская концепция труда, о и взгляды Гегель считал философской надстройкой над христианством. Он принял библейский тезис о том, что труд является божественным наказанием чел опеку за грехопадение. Если животные естественно существуют внутри природы, то человек обречен ш нее выделяться посредством культуры. Не печать искусственности лежит на всей человеческой деятельности, включая и труд. Его составные компоненты: предмет труда - орудие труда - продукт труда. Самой пассивности и претерпевающей стороной выступает предмет, он целесообразно уничтожаются, чтобы бьпъ замененным продуктом [48, с. 278-281]. На первый взгляд, кажется, что весь процесс труда сугубо материален: одни кусок природы воздействует на другой и Й итоге получается материальное благо. Однако это только иллюзорная видимость, за движением вещей скрывается активность духа, действующего через сознания работников. Их разум выдвигает цель, которая помогает найти нужный предмет- Но самое главное - это орудие, в его нахождении к применении заключается основная хитрость разума. Последний действует ire сам, а через своего представителя и косвенного проводника влияний — через орудие. Тем самым разум всегда остается в тени, а на свету орудие обрабатывает предмет, демонстрируя материальные метаморфозы. «Человек потому создает орудия, что он разумен и это —первое изъявление его воли...» [47, с. 306],

Гегель был уверен н том, что труд реализует диалектическое движение разума. Как активность мирового духа он сначала учится принимать во внимание действительность, какова она есть. В предмете труда действуют неизменные законы природы, и только на основе знания предмет становится другим, благодаря труду он обретает другую форму, форму продукта, Естественность материала здесь дополнилась социально - экономической формой предмета будущего потребления. Другая диалектика происходит в субъекте, В труде человек отчуждается от самого себя и «превращает себя в вещь», В этом выражается объективная самозаконность труда, которая не зависит от желаний и склонностей индивида и противостоит им как чуждое и объективное. Одновременно труд означает выход за пределы природной инстинктивности и становление человека человеком [99, с. 362-363].

Социальная форма труда переходит на отношения людей. Благодаря подчинению одного господству другого возникает состояние господства и рабства. «... Господствует над другим [над рабом], то вследствие этого он подчиняет себе этого другого... Господин, который поставил между вещыо и собой раба, встречается благодаря этому только с несамостоятельностью вещи и потребляет ее полностью, сторону же самостоятельности [вещи] он предоставляет рабу? который ее обрабатывает [105, с, 103].

Хитрость разума развивается но своеобразной триале. Сначала разум для обработки предмета выставил орудие, что породило стадию простого собираіельства (охота и т.п.). Затем дух нашел еще одного посредника -раба, отношения раба и господина еще более отдалили разум от природы. Развитие труда продолжилось до разделения труда; с кото воде і по, земледелие, ремесло и специализации внутри их. Разум напустил в ход технический прогресс и от ручных орудий дошел до машин. Тем самым он заставит различные силы природы работать на себя и вместо себя. Заключительный этап разумной хитрости представлен той метаморфозой, что раб превращается в пролетария, господин становится буржуа, а семейная община - государством. По диалектической іриаде развивается и знание как содержание разума: практический опыт - научная теория - философская мудрость. Все это усиливает стратегию хитрости разума: находить вес новые внешние средства своей активности.

Диалектика - это не только положительный прогресс, но и отрицательный регресс. Когда человек стал совершенствовать орудия труда и развил их до машин, то он заставил природу работать на себя. Но облегчение не пришло, платой за технику стало то, что труд стал механическим и бездуховным. Чем выше производительность труда, тем богаче собственники и беднее рабочие- Отчуждение труда сделало жизнь пролетариев несчастной, а жизнь капиталистов односторонней. Человек получил то, чего сам явно не хотел. История демонстрирует диалектику индивидуальной сознательности и социальной бессознательности.

Место познания животных и практического познания в эволюционной эпистемологии

Одна из отличительных черт не классической теории познания — максимально возможная широта рефлексии. Человек здссі» выступает всего лишь одним из «когнитивных агентов», вместе с ним и наряду с ними сосуществуют живої Ніле, Иначе говоря, неклассическая гносеология рассматривает познание в системе всего «древа жизни». В контексте этого эволюционного поворота интересно проследить возможные связи преемственности познания животных и практического познания, присущего человеку- Сквозной линией здесь может быть утилитарность, которая объединяет познание ради выживания {жи нотные) и познание ради жизненных и культурных благ (человек),

Познание животных: утилитарный опыт ради выживания. Полное беспорядочное поведение «вслепую» у животных исключено. Врожденные программы задают строго определенные стратегии деятельности. Для снятия их жесткой предопределенности и предназначено прижизненное научение. Врожденный опыт всегда открыт для дополнений и уточнений, он напоминает фундамент здания, на котором можно и должно надстраивать этажи. Всю свою жизнь каждая особь занимается таким самостроительством5 т. е, познанием.

Взрослая жизнь интенсифицирует познание. Особи попадают в сложные ситуации, где расплатой за ошибки является гибель. Поиск пищи, уход от врагов, продолжение рода, выхаживание потомства - все эти заботы требуют должного информационного обеспечения. Внешняя среда предпочитает редко угощать «пряником» и чаще действует «кнутом». Дарвиновская «борьба за существование» — это не красивая метафора, а отражение суровой реальности. Достойно отвечать всем вызовам природы можно только путем совершенствования познания. Другой альтернативы просто нет. И животные вынуждены выживать и одновременно учиться, К. Лоренц выделил основные формы познания: а) совершенствование органов чувств; б) пластичное и ситуативно-разнообразное функционирование нервной системы и мозга; в) накопление нужной информации; г) повышение эффективности поведения [104, с. 354-358]. Все это объединяется генеральной стратегией — извлекать уроки, как из успехов, так и из неудач (при условии их иефатадьвости). Если молодой хищник несколько раз совершил ошибку и остался голодным, то приобретенный опыт увеличивает шансы его будущих действий на успех.

Особый познавательный эффект несут экстраординарные ситуации. В конце 1990-х годов ученые заинтересовались необычным поведением африканских слонов в засуху, Некоторые взрослые особи встают на две ноги, расположенные диагонЕигьно, и довольно долго находятся в этом неудобном положении. Выяснилось, что на подошвах ног расположены рецепторы, улавливающие сейсмические колебания почвы. Их восприятие наиболее интенсивно в положении диагонали двух ног. Допустим, за 100-120 км от данного места идет гроза. Звуковые волны по воздуху быстро затухают, а сейсмические колебания распространяются на большие расстояния. Врожденная способность восприятия у слонов есть, но ее действие усиливает прижизненный опыт. Вожак ощущает колебания, придает им значение «там есть вода»» и, двигаясь в определенном направлении, слоны находят воду. И действительно, не познаешь, не выживешь fl 76, с. 431 35],

Не только огцущеиия и восприятия, но и представления. Основным содержанием познания являются знания. У животных они сводятся к ощущениям и восприятиям — самым простым формам эмпирического опыта. Их двойственная структура очевидна: чувственные знаки и рациональные образы, В случае со слонами первыми были впечатления сейсмических колебаний, вторым - знание типа «в этом направлении есть вода». Кроме ощущений и восприятий исследователи признают у животных представления. Англичанин К. Хейс предпочитает термин «естественніле категории». Различия у них следующие: а) если ощущения и восприятия обязательно вызываются действием актуального сигнала, то представление существует без него в долгосрочной памяти; б) ощущения и восприятия имеют частный и специфический характер, представление отличается более высокой обобщенностью- В качестве примера, подтверждающего наличие представления, приводятся опыты 1976 г., где голуби выбирали слайды с изображением деревьев, на которых им ранее давшій ішщу. Стало быть, у голубей фигурирует предетаїіление о дереве как таковом. Если они также отличают изображения рыб от изображений позвоночных, то им присущи и соответствующие «понятия».

Весьма убедительны опыты с мартышками — вервечками (19S2), где они продемонстрировали владение определенной классификацией. У мартышек есті, три грозных врага: орлы, питоны и леопарды. Соответственно существует и три разных сигнала, предупреждающих об опасности. Молодые обезьяны часто ошибаются: принимают за орла другую птину. вместо леопарда указывают на бородавочника. Но примечательно то, что ошибки не выходят за рамки общих типов — наземные млекопитающие, птицы и змеи. Ученые предполагают, что у обезьян существуют врожденные предрасположенности к определенному способу реагирования на эти типы. Обучение же конкретизирует программы естественных категорий (наземные млекопитающие, птицы и змеи), доводя их до знания частных видов (леопард, орел, питон) [189, с. 231-239].

Прогресс познания: от подражания до открытия новых орудий. Если научение совпадает с познанием, то у них существует многообразие форм. Самой простой является подражание. Хотя оно элементарно, в нем осуществляются когнитивные (зианиевые) акты: а) выделение из восприятия чужого поведения образца — шаблона и превращение его в свою внутреннюю репрезентацию; б) удержание образца в памяти; в) наличие представлений о себе и других; г) сравнение своих пробных действии о образом. Все птенцы прослушивают песни взрослых птиц и через свои пробные вокальные имитации научаются пению. Так же поступают дельфины и киты. Полное обучение проходит следующие этапы: а) пред песня (совершенствуется моторный контроль через слуховую обратную связь); б) пластичная песня (после 17G дней болотный воробей повторяет образы песен); в) кристаллизованная песня (устоявшийся образец с региональным диалектом), У взрослых китов песни длятся от 0,5 часа до 22 часов, число тем колеблется от 4 до 10, У горбатых китов песни слышатся на несколько сотен миль.

Специфика практического, его взаимосвязи с мировоззрением и наукой

Чем мышление отлучается от эмпирического опыта? Самой естественной позицией является та, где мышление соотносится с сознанием. Если последнее противопоставить бессознательному как познающее сознание и отождествить с ним мышление, то получится весьма широкая трактовка: мыслить, значит, познавать. В отечественной литературе мышление нередко характеризуется в виде социально обусловленного процесса отражения действительности. Это и есть абстрактное содержание концепции тождества мышления и сознания. Здесь нет даже намёка на указание специфических признаков мышления как такового.

Первые шаги в направлении должной определённости связаны с выделением интеллекта и чувственной психики как основных содержательных уровней сознания. Философская традиция давно объединила мысль с интеллектом и выработала известную формулу «мышление есть интеллект в действии». Она имеет такую универсальность, что подходит как рационалистам, так и эмпирикам. Специфика появляется лишь тогда, когда определяется область применения интеллекта. Для эмпирика таким предметом выступает чувственность. Примечательно следующее рассуждение Л. Фейербаха. Человеческие чувства имеют непосредственную достоверность в отношении всех объектовл но для обретения познавательного статуса они требуют союза с разумом. «Поэтому только то созерцание истинно, которое определяется мышлением». Получается, что между эмпирическим опытом и мышлением существенной разницы нет. С этой догмой эмпиризма согласны и некоторые современные авторы. Так, по мнению В. Д, Глезера, «любой, даже самый элементарный акт зрения, например, видение вспышки света, следует рассматривать как акт мышления».

Нам представляется, что у эмпирического опыта и мышления есть единство и различие. Представители эмпиризма преувеличивают первое и игнорируют второе, в то время как здесь требуется сбалансированная картина. Формула «интеллект в действии» выражает некие общие черты дпух проявлений сознания и нужно проделать ту работу по выявлению специфики активности разума в мышлении, которая выполнена по отношению к эмпирическому опыту. Многие авторы занимались такой рефлексией и нужно оценить их результаты, найдя в них просчёты и достижения.

По своему примечательна позиция американского исследователя Дж. Марголиса. Он исходит из признания двух коренных состояний или актов познания — восприятия и мышления, В этих процессах личность использует свои когнитивные способности для гфоизйодства информации. Как когнитивное восприятие, так и мышление своими результатами имеют состояние уверенности в двух формах - перцептивной и рациональной уверенности. Обе они содержат единую пропозициональную структуру: «вера в то, что...» [109, с, 211-225]. У Марголиса явно превалирует оценка единства, ибо заявить об одинаковом пропозициональном содержании - это то же, что и признать восприятие и мысль видами знания. Мало что даёт отсылка к двум формам уверенности, которые не вносят никаких различий, кроме синонимических тавтологий,

Различение опыта и мышления возможно па пути сравнения видов языка. Вполне очевидно, что эмпирическое знание репрезентируется сенсорными знаками, а вербальные символы выражают культуру мысли. Эту стратегию избрал Д. М, Всккер, Он исходил из того, что в филогенезе и онтогенезе чувственное познание имеет явную первичность, а речь является более поздним образованием. Связанное с речью мышление уже располагает такой содержательной предпосылкой как многообразие образов. Хотя психологическому языку чувственных конфигураций присущи свои достоинства, он менее эффективен, чем ПСИХОЛЇЇНГВИСТИЧЄСКИИ язык. Вот почему главной функцией мысли стал процесс перевода информации с языка пространственно-предметных структур или образов па язык словесных понятий [39, с, 132—134]. Конечно, такие переводы иходят л функциональные возможности мышления, но вряд ли всю суть последнего можно свести к языковым преобразованиям. Здесь более валено понимание трансформации когнитивных образов в понятийные структуры, а такие процессы уже выходят за рамки собственно языка,

В данном отношении будут интересны соображения Ф. артлстта, высказанные им еще в середине прошлого века. Он согласился с тем, что мышление должно отличаться от чувственного опыта, который прямо и непосредственно фиксирует какие-то узкие области действительности. Всё", что может сделать мышление, это выйти за пределы того, что доступно опыту. Такое расширение очевидных знаний возможно на пути особой интеллектуальной обработки эмпирических данных, включающей обобщение . теоретическое объяснение, экстраполяцию и другие подобные операции. Всякий раз, когда человек интерпретирует данные опыта, и его итоговые знания содержат в себе характеристики, которые невозможно целиком отнести к ощущению или восприятию, это значит, что человек мыслит. Разумеется, сели хорошо поискать в трудах Аристотеля, то в них можно найти нечто, весьма похожее на критерий Бартлетта. Но надо отдать должное английскому исследователю, он четко сформулировал то, что с размытыми контурами смысла кочевало уже давно из одной книги в другую. Многие признавали у эмпирического опыта такую черту, как фрагментарность: ощущений и восприятия дают многообразие отдельных участков, большинство из которых не связано друг с другом. То, как рассудочное мышление занимается синтезами в сфере естественнонаучного опыта, это хорошо показал И. Кант. Что же касается всех других видов эмпирического опыта, включая обыденную практику, здесь убедительную схему предложил Бартлетт. По его мнению, когда мышление производит разнообразную операционную обработку разрозненных опытных данных, то оно тем самым заполнят пробелы и устанавливает смысловые связи. Если четыре разных, но близких друг другу восприятия обобщены в одно понятие, то налицо новый сиатез.

Мышление есть та человеческая способность, которая развивает и дополняет эмпирический опыт. Данная формула устраивает многих авторов из разных философских направлений. Если взять творчество позднего М. К. Мамардашвили, то оно во многом инициировалось феноменологическими идеями. Он также принял принцип, согласно которому восприятие нсегда частично, и мышление достраивает его до целостного образа. Это иллюстрирует классический пример: наблюдения за домом фиксируют отдельные аспекты — ракурсы, а мышление даёт картину дома в целом. В этом духе Мамардашвили интерпретировал процесс создания античными философами категорий бытия, логоса, закона и т. п. Когда древние мыслители приступили к своему творчеству, то поняли, что философское мышление не может заниматься простым суммированием восприятий.