Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологичность постнеклассической этики Хакимьянов, Айбек Мухаметжанович

Онтологичность постнеклассической этики
<
Онтологичность постнеклассической этики Онтологичность постнеклассической этики Онтологичность постнеклассической этики Онтологичность постнеклассической этики Онтологичность постнеклассической этики
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хакимьянов, Айбек Мухаметжанович. Онтологичность постнеклассической этики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Хакимьянов Айбек Мухаметжанович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2010.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/265

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы определяется тем, что, как считают современные исследователи в области морально-этической проблематики и философии ценностей, с современным человечеством произошла следующая метаморфоза: «… разруха в душах людей породила разруху в окружающей среде». Понятно, что эту «душевную» разруху необходимо преодолевать, поскольку научно-технический прогресс по определению не может этого обеспечить. Поэтому наше чувство превосходства по отношению к природе и к прошедшей истории не может быть объяснено только высочайшими техническими достижениями современной цивилизации. Это очень шаткие основания, и, как считает В.Ф. Шаповалов, «Только если и в сфере духа мы ощущаем наличие неисчерпанных резервов, наше чувство превосходства получает шанс быть оправданным всерьёз».

Крайне важным и актуальным сегодня представляется то, что постнеклассическая (нетрадиционная) этика предполагает обращение к таким категориям и методам рефлексии, которые позволяют связать воедино результаты естественнонаучных исследований с категориальным аппаратом философии. Это открывает новые возможности для формирования в рамках современной культурной парадигмы целостного общенаучного мировидения. Поистине беспрецедентным образом негативные результаты человеческой деятельности в XX веке, в XXI веке привели к возникновению специфической этики ответственности как особого направления в современной теории морали.

Это позволяет, в контексте постнеклассической философской парадигмы, перейти к постнеклассическому пониманию актуальных этических проблем, то есть перейти к новой, постнеклассической, этике, которая в целом, как представляется, должна обладать особой спецификой, позволяющей проводить исследования в рамках онто-гносеологического подхода. А это, в свою очередь, открывает новые возможности для формирования в рамках современной культурной парадигмы целостного общенаучного мировидения. По сути, сегодня постнеклассическая этика становится центральным интегрирующим фактором познавательной деятельности человека, что позволяет в её рамках аккумулировать теоретические выводы естественных наук, и, в процессе их осмысления, «подпитывать» ими или даже направлять определённым образом при их помощи основную культурную тенденцию современного общественного сознания. Исследование вопросов, связанных с формированием и развитием современных нетрадиционных этических учений, представляет собой, по существу, поиск эффективного научно-философского мировоззрения «человека XXI века», при этом представляется счастливая возможность не «впасть в грех антисциентизма», который состоит в отказе от собственно научного разрешения глобальных проблем на основе современных технологий.

Степень разработанности проблемы. Уже первый теоретик XX века в области теории морали, Дж.Э.Мур, выступил с критикой её основных традиционных направлений. Однако только в последней четверти XX века стала возможной трансформация её парадигмальных принципов. Своеобразным прорывом в этом отношении стал выход в свет работы широко известного на Западе немецко-американского мыслителя Г. Йонаса (1903-1993): «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации» (1979), в которой в качестве категорического императива утверждается принцип ответственности за будущее.

Идеологический пресс, существовавший в советское время в философских науках, долгое время не только не позволял серьезно исследовать область эзотерического знания, но даже и препятствовал изучению работ представителей русского космизма. Поэтому не только работы Е.П.Блаватской, Н.К. Рериха, С.Н. и Е.И. Рерихов и других эзотерически ориентированных исследователей фактически были исключены из компендиума философского познания, а любые ссылки на них огульно отвергались; категорический запрет накладывался и на работы таких гениальных и уникальных мыслителей, как К.Э. Циолковский, Л.А. Чижевский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский. А ведь именно философские идеи «космистов» сегодня, в век расцвета «космического эволюционизма» в науке и философии, актуальны и значимы, как никогда.

Сегодня мы видим, как работы крупнейших русских космистов возвращаются к нам, а их идеи развивают такие исследователи, как Л.Н.Гумилёв, Л.В.Шапошникова, а также С.Р.Аблеев, Ш.А. Амонашвили, Г.Б.Святохина, О.А.Уроженко и др. Эти современные исследователи, за исключением Л.Н.Гумилёва, развивают преимущественно идеи, связанные с Учением Живой Этики.

Возможно, наиболее популярным направлением развития постнеклассической этики сегодня является экологическая этика, идеи которой формируются в рамках общей экологической философии, для которой именно работы В.И.Вернадского по ноосферной тематике являются базовыми. Основателями экологической этики считаются американский эколог Олдо Леопольд и немецкий врач Альберт Швейцер, жившие, соответственно, в последние десятилетия XIX века и в первой половине века XX. Австралийским философом П. Сингером, американским философом Т. Риганом и английским экотеологом Э. Линзи в 1970-х – 1980-х гг. 20-го в. были сформулированы принципы, выражающие права животных. Американский исследователь П. Тейлор разработал универсальные этические правила и принципы, а его коллеги Б. Калликотт и Х. Ролстон III — концепцию ценностей дикой природы.

В Советском Союзе в 70-е годы XX века, когда за рубежом экологическая этика бурно формируется как самодостаточная дисциплина, её практически не существовало. Отмеченный досадный пробел в отечественной философии был восполнен работами таких выдающихся современных учёных и философов, как В.Е.Борейко, А.А.Любищев, Р.С.Карпинская, С.П.Курдюмов, Н.Н.Моисеев др. Наиболее интересны в этом плане работы Н.Н.Моисеева, разработавшего свою исследовательскую программу универсального эволюционизма, для которой характерна идея «направляемого развития» цивилизации в рамках коэволюции общества и природы.

Разумеется, автор опирался и на работы классиков в области этики и исследования проблем духовного развития человечества – таких, как Им.Кант, Б.Кроче, П.А.Кропоткин, Б.Спиноза; а также современных исследователей – таких, как Р.Г.Апресян, Д.М.Азаматов, О.А.Беленкова, Д.Ж.Валеев, У.С. Вильданов, А.А.Гусейнов, А.В.Лукьянов,В.Е. Обухов, С.М.Поздяева, З.Я. Рахматуллина, Р.Ю. Рахмат уллин, И.Т.Фролов, В.С.Хазиев, В.Ф.Шаповалов, Н.А.Шергенг. Большое значение для данного исследования имеют результаты исследований по философии науки, осуществлённые Б.С.Галимовым, Э.Гуссерлем, Е.Н.Князевой, Т.Куном, С.П.Курдюмовым, В.П.Кохановским, А.Ф.Кудряшёвым, Л.Б.Султановой, П.Фейерабендом и др.

Необходимо отметить, что парадигма нетрадиционной этики на сегодняшний день разработана совершенно недостаточно, и настоящее исследование позволит обосновать её онтологичность, т.е. осуществить важные шаги в этом направлении.

Методологической основой диссертационного исследования выступает базовый принцип, согласно которому нетрадиционнвя этика вполне вписывается в постнеклассическую научно-философскую парадигму, и может характеризоваться как постнеклассическая (современная неклассическая) этика.

Методологической основой диссертации является именно междисциплинарный подход, поскольку нетрадиционные этические учения представляют собой комплексное явление духовной культуры.

Крайне важным в теоретико-методологическом плане является признание синергетического характера постнеклассической этики. Особое внимание уделено исследованию её онтологического и аксиологического аспектов, которые рассматриваются как базисные для формирования глобальных духовных ценностей эпохи. В этом также проявляется теоретико-методологическая специфика диссертационного исследования.

Сравнительно-исторический и системный подходы также позволяют более глубоко выявить специфику генезиса формирования нетрадиционных этических учений в современной философии. К таковым здесь отнесены Учение Живой Этики, биоэтика, этика бизнеса и экологическая этика.

Объектом исследования является постнеклассическая этика как феномен современной философии.

Предметом исследования является аксиологическая и социокультурная интерпретация нетрадиционных этических учений.

Цель исследования - обоснование онтологичности постнеклассической этики на основе выявления закономерной онтологизации категории ответственности в её ведущих направлениях.

Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

исследовать базовые принципы классической этики;

выявить роль и место постнеклассической этики в духовном развитии цивилизации на современном этапе развития общества;

обосновать космоцентрический характер учения Живой Этики;

обосновать закономерность онтологизации принципа моральной ответственности в экологической этике и биоэтике;

выявить значение этических учений постнеклассического характера в духовном просвещении и воспитании человека на современном этапе развития общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании онтологичности постнеклассической этики. Эта новизна конкретизируется в виде следующих положений, выносимых на защиту:

выявлена специфика перехода к постнеклассической рациональности в контексте современной философии, заключающаяся в необходимости учёта в философских исследованиях синергетического взаимодействия антропологического аспекта теории морали, во-первых, с нелинейными процессами в сложных экологических системах, и, во-вторых, с динамикой социокультурной реальности;

обоснована необходимость исследования взаимосвязей Живой Этики и современных научных инноваций в области общей теории поля;

доказано, что общим фундаментальным принципом парадигмы нетрадиционной этики является принцип онтологизации категории моральной ответственности, суть которой состоит в том, что: 1) человек сегодня ответственен не только перед собой и обществом, как это было принято в рамках парадигмы традиционной, классической этики: человек сегодня ответственен перед всем Универсумом в целом, так что ответственность носит поистине космический характер, что свидетельствует о её онтологизации; 2) в область действия этой ответственности сегодня включено практически всё живое, т.е. человек сегодня ответственен за то, чтобы жизнь, по зависящим от человечества причинам не была уничтожена, а развивалась согласно законам космической эволюции;

установлено, что космоцентризм Живой Этики и онтологизация категории моральной ответственности в экологической этике и биоэтике обусловили онтологичность постнеклассической (современной неклассической) этики;

обосновано, что в целях внедрения этих принципов в современное духовное бытие, как индивидуализированное, так и объективированное, необходимо изменить духовные основы образования, внести в него идею общей включённости человека в единый эволюционный процесс Вселенной, а также принцип «благоговения перед жизнью»;

установлено, что для человечества более целесообразно не противопоставлять себя Вселенной, не рассматривать себя в качестве «венца творения», то есть не исключать себя из общей линии эволюции Вселенной, а возвратиться к идее единой глобальной совместной эволюции (коэволюции) человека и Вселенной.

Теоретическая значимость исследования. В этике и аксиологии результаты диссертационного исследования позволят излагать основы принципиально нового перспективного мировидения, а также выстраивать инновационные теории морали.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть широко применены в вузовских курсах философии, истории современной философии, а также онтологии и теории познания в качестве инновационных элементов. На основе обобщения полученных в исследовании результатов можно подготовить ряд актуальных специальных курсов, как для студентов гуманитарных факультетов, так и для студентов естественнонаучных факультетов вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены в ходе выступления автора на VI Садыковских чтениях на факультете философии и социологии БашГУ (Уфа, июнь 2010) и на Всероссийской конференции, посвящённой 45-летию философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург, май 2010 г.). Основные выводы диссертации содержатся в 6 научных публикациях автора общим объемом более 2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 184 наименований. Общий объём диссертации – 141 страница.