Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические основания мифа и мифотворчества Арапов Олег Геннадьевич

Онтологические основания мифа и мифотворчества
<
Онтологические основания мифа и мифотворчества Онтологические основания мифа и мифотворчества Онтологические основания мифа и мифотворчества Онтологические основания мифа и мифотворчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арапов Олег Геннадьевич. Онтологические основания мифа и мифотворчества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Арапов Олег Геннадьевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 272 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/82

Введение к работе

Актуальность темы исследования Потребность в философском анализе мифа и мифотворчества определяется современным этапом развития культуры, в том числе новыми научными подходами к проблемам познания мира, человека и общества, центральной из которых остается философская проблема человеческого самопознания Теоретически осмысленный еще в конце Х1Х-начале XX вв многими отечественными и зарубежными мыслителями, получивший наглядное подтверждение в ходе европейской и российской истории XX века кризис классических рационализма и гуманизма приводит к необходимости принятия новых парадигм знания, рассматривающих человека в единстве всех уровней и форм его телесного, психического и интеллектуально-духовного бытия В современном гуманитарном знании миф становится предметом всестороннего изучения многими научными дисциплинами, в их числе - философией, в качестве исходной человеческой реальности, первоосновы формирования культуры Будучи одним из первых исторических типов мировосприятия, миф оказывает определенное воздействие, как на самосознание человека, так и на различные познавательные и социально-политические практики людей так называемых цивилизованных обществ воспроизводясь в модифицированных формах различных культурных феноменов, он во многом определяет их общую природу, действительные источники и механизмы становления Поэтому философский анализ мифа и мифотворчества способствует еще большему пониманию природы самого человеческого сознания, его рациональных уровней и иррациональных, бессознательных основ, осознанию человеком своего места в мире и обществе и, соответственно, представляет важное направление в онтологии, социальной антропологии и гносеологии, нынешний этап развития которой характеризуется тенденцией к расширению границ представлений о способах, формах и возможностях познания

Особое внимание, как видно уже из самого названия, в диссертации уделяется вопросам, связанным с онтологическим аспектом мифотворчества Миф как исходная реальность духовной жизни человека и космоса формирует саму «человеческую ситуацию» в мире Для гуманитарного знания все большее значение приобретает открытый философами XIX-XX столетий (А Шопенгауэр, Ф Ницше, М Шелер, М Хайдеггер и др ) взгляд на мир как на сущее, в своей чистой фактичности не имеющее какой бы то ни было внутренней вневременной структуры Изначально не обладая объективно данными умопостигаемыми смысловыми и закономерными связями, оно преобразуется в реальность (Гегель) произведенных человеческим знанием, в том числе научным, сущностных и ценностных миров Однако всякий мир, или, точнее, картина мира как устанавливаемый человеческим действием порядок бытия и строй ценностей имеет в качестве своего основания «жизненный мир» с его бессознательно-иррациональными истоками существования, а также первичными прелогическими и интуитивными формами знаний Обращение к когнитивному потенциалу мифологии, с присущими ей символичностью, полисемантичностью и эстетичностью знаний, связано со стремлением к новому обоснованию рациональности, с признанием многомерного, полифоничного и контекстного характера познания, проблемой взаимодействия его научных и ненаучных форм Миф - это жизненное пространство человеческого бытия и восприятия им мира, поэтому понимание сути мифотворческих процессов и их роли в познании возвращает человека к себе самому как первоначальному смыслу существования Актуальность исследования, таким образом, определяется потребностью человека в философском самопознании, в достижении целостного понимания проблем существования в мире, что возможно лишь при условии обнаружения предельных оснований бытия человека

В диссертации специально не рассматриваются социальные аспекты мифотворчества, однако, говоря об актуальности философского исследования мифа как наиболее общего, универсального подхода к проблемам человеческого существования, нельзя не отметить тот существенный факт, что миф и мифотворчество являются неотъемлемыми компонентами общественной жизни людей, связанными с процессами социализации человека и общества Социальная мифология - это один из важных источников воспроизводства социальной реальности, самой культуры в каждый исторический период ее развития От поколения к поколению мифы аккумулируют, сохраняют и передают культурно значимый духовный и социальный опыт и таким образом выступают в качестве образцовых моделей для последующих поколений людей Приобщая индивида к разнообразной жизни социума и, наоборот, социум к богатству внутреннего мира человека, экзистенциальному содержанию его жизненных переживаний, мифология играет в обществе роль гармонизирующего и гуманизирующего его начала И сколько бы исторические процессы и общественный прогресс не разрушали старых мифов и основанных на них картин мира, на смену им всегда приходят новые, которые, несмотря на их своеобразие, так же, как мифы и во многом основанные на них культурно-исторические миры древности, заключают в себе мощный, объединяющий сами историю, культуру и экзистенциальный опыт человека посыл к мифологизированию им явлений «окружающей» его действительности и собственного бытия

Степень разработанности проблемы Миф и мифотворчество являются важнейшими культурно-историческими феноменами, источниками развития личностного и социального бытия человека, познавательный интерес к которым в связи с процессами самопознания человека и культуры постоянно возрастает Философская и научная литература по проблемам истории и теории мифологии обширна и многоооразна В разное время исторические, мировоззренческие, социальные, культурологические, психологические, познавательные и прочие аспекты мифа исследовались такими выдающимися мыслителями, представителями культуры, как Платон, Секст Эмпирик, Плутарх, Гигин, Плотин, Прокл, Дж Боккаччо, Дж Вико, Ф Бэкон, Д Юм, И Г Гердер, Ф В Й Шеллинг, Я Гримм, Г В Ф Гегель, М Мюллер, Фр Ницше, В Вундт, Э Дюркгейм, Л Леви-Брюль, К Леви-Стросс, Э Кассирер, 3 Фрейд, К Г Юнг, П Валери, Р Генон, Р Барт Р Грейвс, Г Башляр, Р Кайуа, М Элиаде, С Гроф, К Хюбнер и др Основы изучения мифологии в современной гуманитарной науке были заложены этнологами, антропологами, фольклористами, начиная с Э Тайлора, Ф Боаса, Дж Фрэзера, Б Малиновского, которые в своих теоретических работах показали роль мифа и ритуала в жизни архаического общества и генезисе некоторых социальных институтов Так, эволюционистская трактовка мифа Э Тайлором раскрывает его перед нами как форму общественного сознания, существовавшую на ранних («детских») этапах развития культуры Дж Фрэзер обосновал необходимость восприятия мифических явлений в контексте сложной системы взаимоотношений мифа и ритуала и в частности показал, что мифоритуальная сфера жизни общества является важной составляющей процесса формирования института власти Существенен вклад Б Малиновского, стремившегося, через обозначение специфики мифа, отграничить его от явлений, которым приписывается иная природа, и тем самым добивавшегося более строгого и ответственного применения категориального аппарата при исследовании разнообразных феноменов культуры

Одной из самых популярных концепций в мифологических исследованиях первой трети XX века стала обрядовая теория, создававшаяся в основном в рамках классического эволюционизма (который восходит к методологической системе Гегеля) и оказавшая фундаментальное влияние на самые разнообразные области знания Ее создатели и последователи (В Робертсон-Смит, Ф Корнфорд, Г Мюррей, Д Харрисон, С Хьюман), стремясь выявить подлинную сущность древних культов, верований, мифов, предложили общие методологические подходы к проблемам классификации и интерпретации культурных форм, что сыграло важную роль для выработки представлений об их историческом развитии как более детализированном и «логически оправданном» процессе