Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Обзор теоретических концепций сущности мужественности/женственности и экспериментальных исследований вопросов формирования сексуальности- 12
1.1. Научный период изучения вопросов формирования сексуальности - .12
1.2. Вклад психоаналитических теорий в представление о женственности и женской сексуальности- 24
1.3. Развитие теоретических концепций женской гомосексуальности - 34
1.3.1. Роль врожденных и приобретенных факторов в формировании женской гомосексуальности - 34
1.3.2. Концепция бисексуальности - 37
1.3.3. Роль Эдипова Комплекса в формировании женской гомосексуальности: позиция 3. Фрейда- 40
1.3.4. Дальнейшее развитие психоаналитических теорий формирования женской гомосексуальности - 44
1.3.5. Вклад Эго-психологии в развитие теорий формирования женской гомосексуальности - 52
1.4.0 мужественности и женственности: вклад К.Г. Юнга - 60
1.5. Современное состояние проблемы формирования сексуальности. Психологическое консультирование по вопросам сексуальной идентичности - .64
1.6. Представления о мужественности/женственности как предмет научного исследования- 77
Глава 2. Методическое построение работы - 84
2.1. Обоснование методических подходов и организация исследования - .84
2.2. Описание методик, использованных в исследовании - 86
2.3. Описание и основные результаты пилотажного исследования - 91
Глава 3. Описание основных результатов исследования - 95
3.1. Анализ сходств и различий в представлениях о мужественности/женственности в группе гомосексуальных и гетеросексуальных женщин - 95
3.2. Особенности представлений о мужественности/женственности у женщш с гетеросексуальной ориентацией - 108
3.3. Особенности представлений о мужественности/женственности у женщш с гомосексуальной ориентацией - 120
3.4. Психологические особенности представлений, проявляющиеся в прогно зируемом поведении в социально-напряженных ситуациях у гетеросексуаль ных женщин- 134
3.5. Психологические особенности представлений, проявляющиеся в прогно зируемом поведении в социально-напряженных ситуациях у гомосексуаль ных женщин- 144
3.6. Особенности представлений об идеальных образах у женщин с гетеро' сексуальной ориентацией- 155
3.7. Особенности представлений об идеальных образах у женщин с гомосексуальной ориентацией - 159
3.8. Обобщение результатов и выводы - 163
Заключение- 168
Список литературы - 169
Приложение 1
- Научный период изучения вопросов формирования сексуальности
- Обоснование методических подходов и организация исследования
- Анализ сходств и различий в представлениях о мужественности/женственности в группе гомосексуальных и гетеросексуальных женщин
Введение к работе
«Все, что делают мужчины в своей жизни, они делают для женщин и ради женщин». М.Горький [18, с. 217] «.. .Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?» О. Мандельштам [43, с. 152] Актуальность: Согласно крупнейшей в мире электронной базе данных пс психологическим публикациям PSICHLIT за последние 30 лет в 1200 ведущих психологических журналах, издаваемых во всем мире, было опубликовано всего 2094 работы, предметом которых является мужская гомосексуальность и 1680 работ, посвященных женской гомосексуальной ориентации. Для сравнения отметим, что это в 10 раз меньше, чем количество статей в этих же журналах, посвященных семейным конфликтам или неправильному обращению с ребенком в семье. Однако именно все большее понимание людьми природы и особенностей своей сексуальности в ее широком понимании (например: что мы хотим от партнера, наши ожидания, иллюзии, фантазии) помогут продвинуться в разрешении конфликтов в семье и снизить уровень насилия в обществе в целом. Кроме этого есть основания полагать, что уровень принятия женщиной своей природы и осознание своей сексуальной идентичности непосредственно влияет на формирование представлений о мужественности/женственности у ее собственных детей, а также у детей, о которых она заботиться.
На основании результатов предварительного исследования, проведенногс нами в 1999 - 2001 годах [5], мы утверждаем, что центральным моментом е женской сексуальности является степень принятия и развития внутреннего образа «Я». Оказалось, что с этой характеристикой у женщин тесно связаны показатели уровня принятия внутреннего образа женщины, мужчины, своегс «Я» и уровня развития и сложности внутреннего образа женщины, мужчины, своего «Я». Вторым по значимости фактором оказался фактор уровня разви-
тия дифференциации у женщин внутреннего образа мужчины и женщины. Это дало импульс продолжить исследование и поставить во главу угла представления женщин о мужественности/женственности.
Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие в современном обществе существенно повышает требования к формированию активной личности. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение становления регуляторных процессов, механизмов самосознания, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственной деятельности и поведения, самостоятельно определять пути своего развития. Важная роль в формировании самосознания принадлежит представлениям о себе и с других. Выступая в качестве «обобщенных образов», они раскрывают особенности отражения и переживания человеком внешнего мира [62] и создают, по определению С.Л. Рубинштейна, «внутренний план жизни», на основе которого она развертывается [57, с. 309]. Качественное изменение и перестройка содержания представлений о себе и о других тесным образом связаны с ключевыми моментами развития личности.
Сексуальность проявляется на различных уровнях психики, начиная с биологического - с тела, заканчивая представлением об идеальном образе человека вообще. Гармоничное развитие сексуальности у женщин, очевидно, возможно при параллельном развитии как «мужественного» так и «женственного» типа сексуальности, а не в условиях конфронтации одного типа с другим. Еще Р. фон Краффт-Эбинг говорил о том, что альтруизм, этика, эстетика, и даже религиозное чувство имеют самые глубокие корни в сексуальном чувстве. Он считал, что если в человеке отрицается его сексуальное своеобразие и ему не позволяются и другие, более развитые формы получения удовольствия, то с этим может исчезнуть из его жизни поэзия, а, возможно, и все моральные устремления [182, 183]. Многие современные исследования направлены на изучение соотношения половой и сексуальной идентичности [99, 159, 194]; искажений полового самосознания и образа физического «Я» [61, 92, 192, 204]. Отечественные психологи, занимающиеся ис-
следованием социальных стереотипов [1, 2, 3, 7, 15, 27, 28, 29, 55, 73, 75], фактически единодушны в том, что половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности/женственности «являются прежде всего закономерностями усвоения и присвоения, интериориза-ции существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся Е непосредственном поведении людей» [29, с. 54]. Исследователи психологии здоровья последнее время задаются вопросами о связи маскулинных и фе-минных характеристик с уровнем психологической адаптации [45, 158]. В отечественной психологии только в последнее время стали проводиться исследования в области формирования сексуальности, хотя Б.Г. Ананьев, так же как и его последователи [49], в своих работах ярко показал роль половогс диморфизма в формировании человеческой психики. Если вопросу мужское гомосексуальности уделялось больше внимания [23, 24], то на изучение женской сексуальности [25], полоролевой самоидентификации женщин с гомосексуальной ориентацией [70] направлено чрезвычайно небольшое количество работ. Анализ литературы не дает однозначного ответа на вопрос, какук роль играют представления о мужественности/женственности в структуре личности женщины, как это влияет на ее поведение и отношения с близким* людьми. При этом следует подчеркнуть, что дихотомия мужественности/женственности может порождать конфликты, расщепление личности «перверзии», а может и являться основной мотивационной составляющей человеческого поведения.
В этой связи есть основание полагать, что люди с различной сексуальної ориентацией могут дать нам больше знаний о различных аспектах мужественности/женственности. Безусловно, трудно спорить со знаменитым выска зыванием 3. Фрейда: «Анатомия - это судьба» (хотя некоторые спорят и за^ ходят в этих спорах до трансформации собственной анатомии). Тем не менее мы считаем, что человеческая сексуальность не определяется только биоло гическими проявлениями, а несет, как и всё в психике человека, символиче скую функцию и наполнена индивидуальным субъективным смыслом (ши
значением: «meaning»). Именно поэтому было бы большим упрощением смотреть на людей с гомосексуальной ориентацией как на людей, у которых просто «нарушены пропорции мужественности/женственности в личности». Уже в конце 19 века А. Клевенгер и М. Дессуар говорили о том, что «фемин-ный ум может быть заключен в мужское тело и наоборот» [цит. по 167, с. 461]. На наш взгляд, люди с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией несут в своей картине мира знания, которые могут быть недоступны людям с «традиционной» ориентацией; кроме этого нужно помнить о факте существования латентной, т.е. скрытой и неосознанной гомосексуальности, которая может быть распространена гораздо шире, чем принято думать («эксперимент с гомофобно настроенными мужчинами: при интерпретации данных этого широко известного эксперимента всегда было принято обращать внимание на высокий процент латентной гомосексуальности у гомофобных мужчин (80%), но неожиданно высоким оказался процент мужчин в контрольной группе (30%), у которых так же регистрировалось возбуждение при просмотре видеофильмов с гомосексуальными сценами» [цит. по 103, с. 57]). Необязательно трактовать подобные результаты как доказательство того, что мужская гомосексуальность распространена шире, чем принято думать; мы также можем проинтерпретировать это так, как проинтерпретировал бы, например, К. Г. Юнг, а именно - что у мужчин есть неосознаваемая «женская часть психики».
Сексуальная ориентация - лишь одно из возможных поведенческих проявлений представлений о мужественности/женственности. Кроме нее существуют фантазии о поле, ролевые представления, образы идеальных фигур, ожидания, мотивация, содержание тревоги, связанное с тем или иным полом. В связи с вышесказанным представляется актуальным изучение особенностей представлений о мужественности/женственности у женщин. Целью исследования является анализ представлений о мужественности/женственности женщин с различной сексуальной ориентацией. Развитие более глубокого понимания этого вопроса позволит наметить возможные пу-
ти гармонизации отношений между партнерами, супругами; улучшить отношения женщин к себе, развить более полное осознавание последствий своего поведения в ходе воспитания детей, а также помочь в адаптации подростков в период становления их сексуальной идентичности [4]. Основная гипотеза экспериментального исследования: в представлениях о мужественности/женственности у женщин с различной сексуальной ориентацией существует ряд различий в представлениях об идеальной фигуре мужчины, идеальной фигуре женщины, в содержании и уровне тревоги относительно женской и мужской фигур, в прогнозируемом поведении женщин и мужчин в социально-напряженных ситуациях.
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследование были выдвинуты следующие задачи:
проанализировать динамику научных представлений об особенностях женской сексуальности;
провести анализ современных представлений о консультировании клиентов по вопросам, связанным с сексуальностью;
создать теоретическую гипотетическую модель «формирования пред-ставлений о мужественности/женственности»;
разработать методический подход к исследованию и подобрать (а также создать) необходимые тесты и шкалы;
изучить особенности представлений о мужественности/женственности у женщин с гомосексуальной ориентацией;
исследовать особенности представлений о мужественности/женственности у женщин с гетеросексуальной ориентацией;
проанализировать сходства и различия в представлениях двух групг женщин.
Объект исследования: 250 женщин в возрасте от 23 до 36 лет, жительниць Санкт-Петербурга, 126 из них гомосексуальной ориентации и 124 - гетеро сексуальной.
Предмет исследования: представления о мужественности/женственности женщин с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией. Научная новизна работы определяется
проведением первого систематического психологического исследования особенностей представлений о женской сексуальности у женщин;
отходом от парадигмы «нормальности - ненормальности» в отношении сексуальности (и гомосексуальности в частности), то есть перевод данной проблематики из сферы клинической психологии в сферу психологии личности;
новым подходом к анализу проекции, который заключается в том, что исследован динамический (изменяющийся во времени) аспект этого защитного механизма.
Теоретическая значимость определяется тем, что
проведен обширный анализ существующих теоретических подходов к проблеме становления женской сексуальности;
выделен ряд факторов, влияющих на особенности женской сексуальности;
намечены пути более глубокого понимания внутренней картины женской гомосексуальности.
Практическая значимость обусловлена следующим:
в ходе экспериментального исследования получены новые психодиагностические и статистические данные, которые могут быть полезны для психологов-консультантов, работающих в разных областях консультирования и психотерапии;
разработана и внедрена в практику психологического исследования методика «Двойная проекция», которая позволяет оценить уровень и динамику (изменение во времени) проективной тревоги по отношению к лицам своего и противоположного пола;
внедрен в практику психологического исследования рисуночный тест Гуденаф-Харриса, который позволяет оценить степень иденти-
фикации себя со своим и противоположным полом, а также уровень принятия себя, эротизации своего образа; разработан ряд рекомендаций, которые могут быть полезны для практики в области консультирования, психотерапии, «просветительской» работы с родителями. Внедрение
Полученные результаты внедрены в практику психологического консультирования в ряде организаций (Санкт-Петербургский центр консультирования «Цапля», психологическая служба центра занятости г. Челябинска, факультет психологии СПбГУ, общественная организация помощи семьям Home Start). Основные положения, выносимые на защиту:
1. Факторы, обусловливающие формирование представлений о мужественно'
сти/женственности, относятся к различным стадиям формирования личности
женщины:
- опыт семейных отношений;
формирование идеального Я;
отношение к физическим проявлениям женской природы в подростко вый период;
первый сексуальный опыт;
ведущие мотивы поведения, сформированные на основе родительски) посланий.
2. Для гомосексуальных женщин характерным является проекция (приписьг
вание) тревоги «мужской фигуре», что говорит о наличии у них тревоги, свя
занной с мужской фигурой; в то время как гетеросексуальные женщины при^
писывают больше тревоги женской фигуре. В отношении агрессии наблюда
ется противоположная тенденция: гомосексуальные женщины приписывают
больше агрессии мужчине, чем это делают гетеросексуальные женщины, \
меньше - женщине.
Сексуальность - не только биологический феномен, но и символическое явление внутренней психической жизни человека и проявляется в формировании гипотетического (символического или воображаемого) образа мужчины и женщины.
Сексуальная ориентация является одним из возможных поведенческих проявлений представлений о мужественности/женственности наряду с другими возможными проявлениями, такими как дискриминация или идеализация какого-либо пола, исключение сексуальности из жизни, го-мофобия, насилие, эксплуатация (в том числе сексуальная), аддиктивное поведение и т.д.
Научный период изучения вопросов формирования сексуальности
Объективное научное изучение вопросов сексуального развития стале признаваться учеными только в 1870-х и начале 1880-х годов. Признанными пионерами в этой возникающей науке, кроме 3. Фрейда, являлись Р. фон Краффт-Эбинг, А. Молль, П. Дж. Мебиус [201], X. Эллис, А. Шренк-Ноизинг, Л. Левенфельд [187], А. Эуленбург, И. Блох и М. Хиршвилд. Именно на них ссылается Фрейд в своей знаменитой работе «Три очерка по теории сексуальности» [143].
Профессор психиатрии и выдающийся коллега 3. Фрейда в Университете Вены Р. фон Краффт-Эбинг (1840-1902) сделал больше, чем кто-либо еще, чтобы сексопатология стала уважаемой отраслью медицинской науки. Пс мнению его современников, он справедливо считается «истинным основателем современной сексопатологии». Его современник, X. Эллис, позже называл Р. фон Краффт-Эбинга «первым большим клиницистом сексуальной инверсии» [115, с.222].
Следует отметить, что в рамках данного исследования истории вопроса с становлении сексопатологии как науки мы будем использовать термины «перверзия» (от лат. Perversio - извращение) и «инверсия» (от лат. Inversio смена на противоположное) как синонимы.
Именно Р. фон Краффт-Эбинг помог сменить установку по отношению к гомосексуальности, которая до него считалась социально табуированным явлением. Он считал, что вместо этого гомосексуальность должна рассматриваться как юридически законное явление, заслуживающее сочувствия и бес покойства со стороны специалистов. Например, он говорил об «извращенцах» как о «пасынках природы» и неоднократно апеллировал к большей мягкости судей по отношению к этим людям, когда они как «жертвы своей сексуальной навязчивости» представали перед судом.
И как врач, и как уважаемый судами эксперт своего времени Р. фон Краффт-Эбинг диагностировал «извращенцев» как умственно неполноценных и, следовательно, только частично ответственных за свои деяния индивидуумов.
Он считал, что наука может и должна служить делу «спасения чести v восстановления социального положения многих неудачников, кого бездумное предубеждение и невежество классифицировали бы как развращенны? преступников» [181, с. 284]. Тогда наука оказывала помощь правосудию v обществу, объясняя, что то, что кажется безнравственным, является всегс лишь результатом болезни.
Отдельного упоминания заслуживает его книга «Psychopathia sexualis» после появления которой начался стремительный рост научной литературы посвященный сексуальным отклонениям. В предисловии к этой книге Р. фоь Краффт-Эббинг выражает согласие с Фридрихом Шиллером в том, что любовь и голод правят миром, а также с Г. Медсли [193] - в том, что сексуальное чувство - первичное основание всей социальной жизни.
Другим крупным ученым, сделавшим значительный вклад в развитие сексопатологии как науки, несмотря на полемику с Р. Краффт-Эбингом, бьи французский физиолог А. Бине (1857-1911). Отделяя себя от психиатров, ко торые занимались медицинскими и судебными аспектами перверзии, А. Бине [89] изучал процесс возникновения и развития сексуальных инверзий и, в частности, пытался объяснять психологические законы, управляющие ЗТИІУ процессом. По убеждению А. Бине, эти законы должны были быть найдены і ассоциативной психологии.
Новаторской идеей А. Бине было его утверждение, что различные формь сексуальной патологии - гомосексуализм, садизм, мазохизм, фетишизм и т - при кажущемся разнообразии имеют одну и ту же причину, а именно - случайное событие, которое, согласно законам ассоцианизма, приводит к конкретному нарушению. Другими словами, фетишист мог точно также статі садистом или гомосексуалом в зависимости от того, какой «случай» произошел с ним в раннем детстве. Теория А. Бине имела и другое достоинство: ош объединила сексопатологию с «нормальной» любовью. Так, например, OF считал, что все люди - фетишисты до некоторой степени, потому что каждые отдает небольшое предпочтение определенному цвету волос или определенному типу сексуального партнера. Это часто определяется опытом первое любви.
В целом женская гомосексуальность формируется по тем же законам, что и мужская. При этом следует отметить, что мы рассматриваем женскую гомосексуальность, так же как и мужскую. В большей степени мь упоминаем мужскую гомосексуальность, чем женскую, из-за того, что последняя в силу незначимости женщин в социальной жизни долгое время не рассматривалось. Однако все, что мы говорим (и все, что уже известно) с мужской гомосексуальности, в равной степени применимо и к женской. Ассоционистская позиция А. Бине, как и его инвайроменталистский (Инвай-ронментализм (англ. environmentalism, от environment - окружение, среда), научное течение, признающее за окружающей средой решающую роль в развитии личности) подход к сексуальной перверзии, вскоре была поддержана Е Вене Т. Мейнером [197, с. 185] и 3. Экснером [120, с. 345], которые в то время были учителями 3. Фрейда. Также теорию А. Бине поддержал А. фон Шренк-Нотзинг, который, будучи клиническим психотерапевтом, пришел к неожиданному для себя открытию, что «извращенец» может быть вылечен терапией внушения и гипнозом.
Впоследствии теория А. Бине и А. Шренк-Нотзинга была приближена к представлениям 3. Фрейда, когда Ж. Долеман [цит. по 232, с. 283] и Т. Рибо [215, с. 254-255] утверждали, что ранний детский сексуальный опыт, даже при забывании, может сохраняться в бессознательном и таким образом фор мировать психологическую основу для взрослого сексуального опыта. Такиї образом, теория психосексуальной патологии к середине 1890-х уже получила распространение в научном сообществе - то есть еще до того, как ею воспользовался 3. Фрейд.
Обоснование методических подходов и организация исследования
Данные, полученные в ходе пилотажного исследования, представленної в параграфе 2.3, а так же анализ литературы, предшествовавший OCHOBHON исследованию, позволил нам сформулировать гипотетическую общепсихол гическую модель сексуальности, которую можно представиїь следующи образом:
1. Что вчияет на формирование сексуальности: ранний опыг отношений магерью; распределение ролевых функций в семье; формирование идеальн го Я; отношение к своей женственности в подростковый период; первый се суальный опыт; формирование ведущих мотивов жизнедеятельности.
2. Чем она является: это мысли («мужчины должны быть...»), чувства («мі нравиться мое тело»), а именно представления (отношение, ожидания) о ев ем «поле» и о противоположном; а так же - это поведение (например, секс альная ориентация, ролевые стереотипы заботы у женщины или защиты мужчины). Сексуальность проявляется на различных уровнях психики, нач ная с биологического - тела, заканчивая представлением о воображаемо или идеальном образе человека вообще.
Основные характеристики и функции сексуальности (кроме функции ир должеиия рода): окрашивает все поведение человека на протяжении всей ei жизни и проявляется во всех сферах его жизнедеятельности - включая во питание детей, творческую активность, способы достижения желаемого, и теллектуальную деятельность и т.д.; несет в себе как осознаваемые комп ненты (то, что Я знаю о себе), так и неосознаваемые; бисексуальна в тс смысле, что скрытые, латентные или бессознательные элементы обеих иде точностей (мужской и женской) представлены в той или иной пропорции психике каждого человека; заключает в себе представления не юлько о свое «поле», но и о противоположном, при чем последние могут в большей степ ни окрашивать поведение человека, чем первые; мотивы человеческого пов дения даже, когда внешне они выглядят как биологически обусловленнь (например, повышенная активность вследствие длительной сексуальной привации), наполнены символическим смыслом, поскольку всегда являь ментальной репрезентацией общей картины мира, характерной для дані человека (именно поэтому для одного человека любые отношения с проті иоложным полом - это желание подчинить себе объект, для другою -желание идентифицироваться с этим объектом и т.д.).
Исходя из представленной модели, при организации основного исслед( ния для реализации поставленных в исследовании задач был использо комплекс следующих психодиагностических методик:
1. 16ти факторный личностный опросник Кеттелла (форма С) - для вы ления типичных характерологических особенностей женщин с го: сексуальной и гетеросексуальной ориентацией.
2. Шкала «Гомофобия/Толерантность», представляющая собой несколі утверждений по стереотипным представлениям о гомосексуальное так называемые «антигомосексуальные предрассудки», разработан О.В. Александровой и М.А. Гулиной для выявления уровня дикомфе та, отвращения и страха, которые могут испытывать гетеросексуальи женщины по отношению к гомосексуальным людям, а так же гомосс суальные женщины по отношению к себе.
3. СМИЛ (ММРІ), шкала мужественность/женственность - для выявлен выраженности стереотипного ролевого поведения.
4. Драйверный опросник - для выявления ведущего драйвера поведені [152], адаптированный и валидизированный Гулиной М.А.
5. Рисуночный тест Гудеиаф-Харриса - использовался для выявлен того, насколько приняты и развиты образы «женщины», «мужчі ны» и себя у участниц исследования, а так же для изучения отноик ния женщин к собственному телу.
6. Методика «Двойная проекция», представляющая собой модификацш методики Розенцвейга, разработанная О.В. Александровой и М.А. Г
Длиной - для исследования «проекций» поведения в ситуации фрус ции. 7. Анкета, содержащая вопросы относительно истории семьи, преде лений об идеальных мужчине и женщине, о первом сексуальном ош
Материал диссертационной работы основан на результатах психодиа] стического обследования женщин с гомосексуальной и гетеросексуаль ориентацией. В исследовании участвовали женщины в возрасте от 23 дс лет. Всего в исследовании приняло участие 200 человек, из них 100 - шины гомосексуальной ориентации и 100 - женщины гетеросексуаль ориентации. Все жительницы Санкт-Петербурга. Средний возраст женщи гомосексуальной ориентацией составил 26 лет, для женщин с гетеросе альной ориентацией - 26,2 года. Для большей достоверности данных бі выбраны участницы исследования не состоящие в браке (женщины с гете сексуальной ориентацией), не имеющие детей, имеющие постоянного па нера, выросшие в полных семьях, имеющие полное высшее образование.
Анализ сходств и различий в представлениях о мужественности/женственности в группе гомосексуальных и гетеросексуальных женщин
Сравнение средних значений исследуемых параметров в двух различи выборках участников эксперимента показало, что ряд выявленных разли1 может влиять на развитие особенностей сексуальности девушек (все зна мые различия достоверны на 5% уровне, р 0,05).
Так оказалось, что у женщин с гомосексуальной ориентацией в два р чаще, чем у женщин с гетеросексуальной ориентацией, сиблингом являє брат (таблица 3.1), и мы можем предположить, что неизбежное соперниче во между сиблингами (rivalry) в ряде случаев приводит к бессознательно отказу девочки от своей собственной сексуальной идентичности.
Индивидуальная психотерапевтическая работа с клиентами показывает, ч бессознательный отказ от своей сексуальной идентичности может быть р зультатом как восхищения братом, так и отвращения к нему и, в том числе. его полу, но в обоих случаях за этими чувствами стоит ощущение своей ( помощности и его «непобедимости».
Женщины с гетеросексуальной ориентацией значимо чаще имели пері сексуальный опыт с мужчиной, из них у 47% этот опыт был удачным, а л щины гомосексуальной ориентации - с женщиной, из них у 78% этот оі был удачным (таблица 3.2).
Мы не можем однозначно сказать, что является причиной, а что - следсті ем: значимая ситуация ли, согласно теории сексологов 19 века повлияла «судьбу» девушки или уже имеющаяся предрасположенность определі бессознательный выбор первого партнера. Однако интерес представляет, і первых, достаточно высокий процент гетеросексуальных женщин, имевш первый опыт с женщинами (таблица 3.2): 15%,а также сравнительно высок процент женщин, чей первый сексуальный опыт с мужчиной был неудачні (53%) гетеросексуальных женщин и 78% гомосексуальных.
Гетеросексуальные женщины значимо чаще, чем гомосексуальные, счит; что менструация - это неотъемлемая часть женской природы, хотя мно указывают, что испытывали стыд из-за первой менструации (таблица 3 Женщины с гомосексуальной ориентацией значимо чаще не моїут диф ренцировать свои чувства по поводу первой менструации (ответ «Ничеі достаточно частыми комментариями по поводу этого вопроса были ел «Лучше бы вообще менструации небыло, портит жизнь»). Исходя из по ченных данных, представленных в таблице 3.3, можно предположить, крайней мере, о наличие внутреннего конфликта по поводу своей развив; щейся женственности.
Так оказалось, что женщины с гомосексуальной ориентацией представля женщин как защищающих свое Я, агрессивных, перекладывающих ответ венность на внешние объекты (Экстрапунитивные реакции с фиксацией самозащите), а мужчин как принимающих ответственность на себя, самої виняющих (Интрапунитивпые реакции с фиксацией на самозащите) (данн представлены в таблице 3.4).
Женщины с гетеросексуальной ориентацией представляют женщин как заі тящихся о себе, ответственных (Иитрапунитивные реакции с фиксацией удовлетворение потребности), а мужчин как отсутствующих или беспомо ных (Иитрапунитивные реакции с фиксацией на удовлетворение потребі сти; импунитивные реакции с идеей препятствия) (данные представлень таблице 3.5).
Женщины с гетеросексуальной ориентацией, как видно из полученных ; ных, представленных в таблице 3.6, чаще реагируют на фрустрирующую туацию, как на малозначимую, нечто, что исправится само собой.
Из полученных данных, представленных в таблице 3.7, можно увидеть, женщины с гомосексуальной ориентацией сознательно приписывают агр сию мужчинам, а бессознательно женщинам, приписывая мужчинам бо шую речевую тревожность.
Гетеросексуальные женщины сознательно приписывают агрессию жені нам, считая женщин более тревожными (речевая тревожность), а бессоз тельно мужчинам (данные представлены в таблице 3.8).
Поведение гомосексуальных женщин по сравнению с гетеросексуальны детерминировано такими ведущими мотивами (родительскими предписан ми) как Будь правым, Будь сильным; поведение гетеросексуальных жени напротив детерминировано ведущим мотивом Старайся (данные представ ны в таблице 3.9).