Введение к работе
Актуальность для науки и практики. Воспитание человека – это важное и сложное дело. В определении судьбы человека в обществе ничего не может быть важнее его. Благодаря воспитанию человеку могут быть привиты моральные качества. Человеку необходимо воспитание для жизни, адаптации с окружающей средой, обществом, использования божественного дара в мире и достижения определенного развития.
Когда человек рождается, он ничего не знает о явлениях и процессах этого мира. Его жизнь заключается только в питании, сне и восприятии окружающего. Но этот же человек должен скоро стать взрослым, участвовать в политической и общественной жизни, который сможет развиваться и работать, познакомившись с другими людьми, конструктивно определяет направление движения своего поколения.
Воспитание является фактором привыкания к социальной жизни, принятия общественных правил и критериев. Существенное направление любых общественных попыток, восхождение любой нации могут быть определены благодаря воспитанию. Фактор воспитания, с общественной точки зрения имеет значение, которое освобождает человека от недугов недостатков в жизни. Воспитание призывает человека создать семью, продолжать и сохранять ее, устанавливать отношения в семье на основе искренности, откровенности, развития и взаимодействия.
Более того, воспитание человека является важным и необходимым и с экономической точки зрения. Инвестиции в процессе воспитания считаются самыми прибыльными. Воспитание входит в число экономических показателей, создает условия для нормальных учебных возможностей и может стать фактором для подготовки наилучшей и важнейшей работы, а также эффективного производства. Воспитание может развивать усовершенствованный кадровый резерв, повышать уровень занятости, приводить к национальной эффективности.
Как известно, воспитание, с политической точки зрения, может оказать такое же влияние на человека, как это может сделать власть, объединенное, настойчивое, развитое общество с умным и сознательным народом. Основываясь на этом, оно может привести к политическому строю, основанному на справедливости и равноправии. Воспитание может обусловить свободу и ставить свободу человека в рамках закона и ограничивать свободы других людей.
Безусловно, воспитание является важным фактором распространения культуры и знакомит человека не только с их собственной культурой, но и с культурой другого общества, помогает оценивать культурные ценности этого и другого общества, и настойчиво защищать собственную культуру. В определении степени воспитания огромную роль играет педагогическая наука, способная ставить ее в качестве мотива с целью развития достоинств, высказывания мыслей, объяснения и взаимопонимания, красноречивости и создавать метафоры идей для возвышения человека.
Такое архиважное значение воспитания известно всем прогрессивным мыслителям. Поэтому воспитание требует того, чтобы с каждым днем по различным их проблемам осуществлялось новое исследование, которое продвигало бы человечество вперед, к социальному прогрессу.
В связи с этим, изучение, анализ и определение учений Насриддина Туси о воспитании в системе общеобразовательных учреждений Ирана, среди других прогрессивных мыслителей является очень актуальной, поскольку он не только целенаправленно разбирался в сферах мудрости (философии, юриспруденции, математики, астрономии и т.д.), но также и в воспитательных проблемах.
Степень изученности проблемы. Исследованию учения Насриддина Туси о воспитании не только учеными Ирана, но и других стран восточного региона посвящены немногочисленные работы.
Например, Хасан Фарахони в своем сочинении «Анализ воспитательных идей Имама Мухаммад Газали и Насриддина Туси» больше касается различных аспектов учения о воспитании мыслителя, в то время как Насриддин Туси значительное внимание отводил жизненным вопросам этой проблемы, в частности, светскому воспитанию.
Он, в своем сочинении под названием «Педагогические идеи Имама Мухаммад Газали и Насриддина Туси», занимаясь изучением идей этих двух учёных, показывает, что Имам Мухаммад Газали больше внимания уделял религиозным темам, в то время, как Насриддин Туси исследовал вопросы природы и небесного пространства и больше всего стремился к решению жизненных и научных вопросов.
Иранский исследователь – Фарзане Никнежади в труде «Влияние воспитательных методов, основанных на представлениях Насриддина Туси и отведённых роли матери в воспитании детей» анализирует воспитательные методы мыслителя и их влияния на изменения отношений в процессе воспитания подрастающего поколения.
Иранский ученый в области педагогики Давуд Мухаммади, используя метод сравнительного анализа, свою работу посвящает изучению воспитательных теорий двух великих мыслителей Востока и Запада - Насриддина Туси и Жан Жака Руссо, которые были видными представителями исламской и христианской цивилизаций. Автор, в основном, концентрирует свое внимание на рассмотрение сходств и различий их воспитательных идей, воспитательных методов и принципов, а также факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения. Также основной темой исследования Шухре Сайфи Хисора является «Рассмотрение нравственных и воспитательных мыслей Насриддина Туси». Целью данного исследования является ознакомление с нравственными и воспитательными взглядами этого великого наставника и использование его методов, этапов, целей, нравственных и воспитательных принципов и изложение его принципов мышления в современной системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Отдельными аспектами наследия Насриддина Туси занимались и другие ученые Ирана, к числу которых можно отнести Нурбахша, Карими Калимони, Шафеъзода, Махофир Куруша, Хошими Мино, Бейклик Судоба, Мухаммади Шахноза и др.
Учеными Таджикистана также проведен ряд исследований относительно целого наследия Насриддина Туси, которые имеют важное значение в познании учения этого великого мыслителя о воспитании.
В этом плане заслуживают внимания публикации известного философа, занимающегося изучением наследия Насриддина Туси Идибекова Н.И., в трудах которого изучены философско-педагогические и этические взгляды мыслителя, и особо подвергнута тщательному анализу его теория «свобода воли». Однако этот ученый специально и конкретно не рассматривает учение Насриддина Туси о воспитании.
Отдельные аспекты учения Насриддина Туси о воспитании нашли свое отражение в публикациях таких известных таджикских ученых, как Диноршоев М., Мухамедходаев А., Олимов К., Шамолова А., Бобоева Х.Ю. и др.
Педагогические взгляды Насриддина Туси разработаны в научных исследованиях учёных-педагогов Таджикистана: Рахимова Х., Ганиевой А., Лутфуллоева М., Нуриддинова Г., Сайфуллоева М., Афзалова Х., Кодирова К., Обидова И., Фаттоева М., Рахимова Б., Мирзоева Г., Гафуровой Д., Сатторов Э. и др. Вышеназванные исследователи в своих научных трудах рассматривают отдельные аспекты воспитания прогрессивных мыслителей прошлого и опыт истории культуры и образования. В их трудах рассматриваются и анализируются произведения знаменитых мыслителей Востока - Абу Насра Фараби, Закария Рази, Ибн Сины и др.
Целью исследования является выявление, анализ, обобщение и оценка учения Насриддина Туси о воспитании, основных педагогических идей мыслителя относительно воспитания и определение их значимости в системе общеобразовательных учреждений Ирана.
Объектом исследования послужили общеобразовательные учреждения Ирина.
Предмет исследования – процесс и педагогические условия использования учения Насриддина Туси о воспитании в современной общеобразовательной системе Ирана.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что учения Насриддина Туси о воспитания могут быть эффективно использованы в воспитательно-образовательном процессе, если:
- учения Насриддина Туси о воспитании в теоретическом и практическом аспекте будут всесторонне анализированы;
- учителя, родители и учащиеся имеют конкретное представление о ценности педагогических взглядов Насриддина Туси;
- педагогические теории Насриддина Туси творчески будут использованы в практике, с учетом современных условий развития системы образования Ирана.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов: изучение и анализ философских, социологических, психолого-педагогических исследований, посвященных эпохе жизнедеятельности Насриддина Туси, влияние наследия классиков таджикско-персидской литературы на формирование педагогических взглядов мыслителя, а также анализ основных его произведений в финале и их интерпретаций; эмпирические методы: беседы, наблюдения, анкетирование учителей, родителей, учащихся о значимости и использовании учений Насриддина Туси в воспитательно-образовательной работе; статистическая обработка данные полученные в ходе исследования.
Методологическую основу исследования составили концепции философии образования, идеи социологов, психологов, педагогов и методистов по проблемам обучения, воспитания, развития личности в обществе и педагогическая основа использования учения Насриддина Туси о воспитания в современной системе общеобразовательных учреждений Ирана. В исследовании учтены положения закона Исламской Республики Иран. «Об образовании», Государственный стандарт образования и другие нормативно-правовые документы Министерства образования, изложенные в Коране, педагогические теории зарубежных стран, в том числе России, Таджикистана, Франции и США.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение законодательных и нормативно-правовых документов по вопросам воспитания с целью уточнения задач педагогической науки из современном этапе, и определения методологических основ исследования;
- анализ произведений Насриддина Туси, в особенности, его педагогических трудов «Одоб–ал-муаллимин» (Этика учителей), «Ахлоки Носири» (Носирова этика), «Усули омузиш» (Методы обучения) и другие произведения, отражающие вопросы воспитания, образования, школы и культуры;
- анализ имеющейся историко-педагогический и научно-литературоведческой литературы;
- изучения состояния проблемы в практике использования учения Насриддина Туси о воспитания в общеобразовательных учреждениях Ирана.
В процессе исследования также были проанализированы труды отечественных и зарубежных авторов по педагогической науке, использованы материалы периодической печати и другие источники по данной проблеме.
Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены 150общеобразовательное учреждений провинции Кум Исламской Республики Иран. Оно включает три этапа:
Первый этап (2007-2009) - выявление состояния проблемы путем изучения и анализа педагогической, психологической, исторической и социально-философской литературы, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Проводилась обработка собранного материала по теме исследования.
Второй этап (2010-2011) - опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных учреждениях, в ходе которой уточнялась и дополнялась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования полученных результатов исследования.
Третий этап (2012-2013) - систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; обобщение полученных результатов, их апробация и внедрение в практику; корректировка практических результатов и оформление материалов диссертации и автореферата.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- осуществлена попытка системного анализа учения Насриддина Туси о воспитании и их значимости в системе обучения современной общеобразовательных учреждений Ирана;
- выявлены и подвергнуты анализу особенности учения Насриддина Туси о воспитании по сравнению с другими мыслителями его эпохи и последующих периодов развития восточного и западного обществ;
-раскрыты специфика и сложность системы воспитания в современном Иране и акцентированы главные пути их унификации;
-разработаны практические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе учений Насриддина Туси о воспитании.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты, полученные на основе проведенного комплексного анализа учения Насриддина Туси о воспитании, являются теоретически важным для современной педагогической науки.
Сформулированные в диссертации положения, выводы, апробированные на основе учений Насриддина Туси о воспитании, могут быть использованы как инструмент совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений Ирана.
Материалы и научно-практические рекомендации автора могут быть использованы как в качестве дополнительного материала формулирования и корректировки материалов учебно-воспитательного характера, а также элемента содержания учебных курсов по дисциплинам педагогического, психологического и социально-этического направления.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Всестороннее и глубокое изучение творческого наследия великих восточных мыслителей и их педагогических идей даёт возможность учесть нравственные позиции в контексте созданных и написанных ими педагогических произведений, которые, в свою очередь, оказывают позитивное влияние в процессе воспитания, качественном повышении уровня образовательного пространства.
2. Творческое наследие и педагогические идеи Насриддина Туси представляют огромный интерес для анализа и рассмотрения состояния культуры и просвещения эпохи великого мыслителя. Его жизненный путь и педагогические идеи отражают основные тенденции состояния и развития прошлого, видения великого мастера художественного слова и мудрого наставника в формировании и развитии духовной жизни и культуры.
3. Использование учения Насриддина Туси о воспитании играет неоценимую роль в практике учебной и воспитательной работы общеобразовательных учреждений Ирана, ибо они вытекают из нравственных постулатов и воззрений человека – поэта, писателя, мыслителя и мудреца. Его творческое наследие способствует воспитанию подрастающего поколения в духе благородства, взаимопомощи и взаимовыручки, оказания поддержки в трудные минуты жизни человека.
4. Рекомендации великого мыслителя о методах воспитания и обучения, безусловно, являются важной предпосылкой для научно- обоснованного подхода к решению многих актуальных и жизненно важных проблем воспитания и образования в современном Иране.
Достоверность и обоснованность положений диссертации, практических выводов и рекомендаций исследования определяется обоснованностью его исходных методологических позиций; структурно-логической схемой диссертационной работы; соответствием комплекса используемых методов предмету исследования и поставленным задачам; анализом результатов эксперимента; материалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных работах общим объемом 13 печатных листов.
Результаты исследования были представлены на конференциях, а также применены в практике работы самого автора диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения лекций по проблемам эффективности использования учения мыслителей прошлого в учебной и воспитательной работе общеобразовательных учреждений Ирана, в Педагогическом университете г. Кум, в Университете культуры и Университете менеджмента г. Кум.
Некоторые положения диссертационного исследования были изложены автором на международных республиканских научно-практических конференциях в городах Тегеран, Кум, Душанбе и нашли отражение в публикациях автора.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.