Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана Алинежад Масуме

Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана
<
Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алинежад Масуме. Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Алинежад Масуме; [Место защиты: Акад. образования Таджикистана].- Душанбе, 2010.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/110

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Из истории обучения и воспитания в исламе

1. Краткая историческая характеристика обучения и воспитания в исламе

2. Теория обучения в педагогике ислама

Глава 2. Педагогические принципы и теория исламского воспитания

1. Разработка педагогических принципов и теория исламского воспитания

2. Программа подготовки учительских кадров 114-118

3 .Пути совершенствования исламского обучения и воспитания

Заключение 127-132

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Ислам - вторая по числу последователей мировой религии. Ислам исповедует около 900 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах Ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и другие). Ислам - государственная религия мусульманских стран, что дает ему сильную культурную и политическую базу. Он регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей.

Мусульманские традиции воспитания включают в себя власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и ответственности; родительское руководство, учитывающее интересы ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях. Эта система существует более 14 веков.

В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанные возрастанием проявлений экстремизма со стороны ряда воинствующих сил, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли народов ислама, что ещё не получило достаточного развития. Об этом свидетельствует тот факт, что в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должное место освещению педагогики ислама, в частности, обучения, воспитания и педагогической мысли иранцев, в которой имеется весьма богатый опыт.

В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей исламского мира, и в том числе Ирана.

Глубокие противоречия между объективной и субъективной потребностью исламского обучения и воспитания обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования, цель которого – раскрыть современные проблемы исламского образования и воспитания на материалах Ирана.

Противоречия социального и педагогического характера, отсутствие новейших исследований, направленных на изучение традиции обучения и воспитания и выявление современных проблем исламского образования и воспитания, свидетельствуют об актуальности данной работы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие специальных исследований, способствующих повышению эффективности использования традиций исламского образования и воспитания в современных условиях, определило тему диссертационной работы.

Степень научной разработки проблемы

Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, в первую очередь можно назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмада ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха. Заметный вклад в исследование религии мусульман внесли такиие ученые как Пиотровский М. Б., Левин З.И., Фильштинский И.М., Дорошенко, Мавлютов Р.Р., Амиров Н., Шифдар Б.Я.Ценным источником для исследования учения Ислама являются работы Е.А.Беляева,И.П.Петрушевского, Н.А.Смирнова, И.Климовича, О.Сухаревой. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в структуре Ислама.

Общие вопросы духовной культуры проанализированы в работах А.А.Арнольдова, В.М.Межуева, С.В.Боголюбова, С.А.Кучинского, А.Н.Ипатова. Вопросы исламоведения глубоко изучены в работах известных зарубежных ученых: А.Меца, Р.Роузенталя, Монтгомери, А.Массе. Немаловажное значение в изучении Ислама как религиозной системы имеет монография Керимова Г.Н., в которой дан анализ и показана социальная сущность мусульманского учения в процессе его исторического развития.

Особый интерес представляет ряд диссертационных работ. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г., Сулаймони С.

посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций

Анализируя степень разработанности исследуемой темы еще раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в Таджикистане (в советское время) считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культур, в том числе и религиозной, как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей.

Цель исследования: раскрыть особенности исламского воспитания и образования, выявить педагогические условия исламского воспитания в Иране; в конкретизации условий, путей, принципов и методов организации и осуществления действий по усвоению социального и нравственного опыта, нормативных документов,учебных и воспитательных программ, сформировавшихся на основе требований шиизма в Исламской Республике Иран.

Объект исследования: исламские традиции образования и воспитания.

Предмет исследования: факторы и механизмы исламского воспитания детей в Иране, обусловленные социально-экономическими условиями страны.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, педагогическое воздействие на процесс трансформации исламских ценностей образования и воспитания детей может быть более значимо, если будут:

а) учтены происходящие изменения социально-экономической базы и политических реформ в Иране, которые обусловили объективные предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества;

б) учтены изменения приобретений и развитие новых тенденций воспитания и образования детей в условиях глобализации и интеграции мирового сообщества;

в) выявлена сущность современного исламского воспитания как социокультурной и этнопедагогической системы;

г) определены качественные периоды, содержания и тенденции этих трансформаций с учётом взаимосвязи и взаимовлияния системы образования;

Задачи исследования:

раскрыть сущность исламского воспитания и образования как социокультурной и этнопедагогической системы, охарактеризовать специфику исламской традиции образования и воспитания детей;

проанализировать основные аспекты исламского воспитания и образования с точки зрения новых идейно - теоретических парадигм развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизацию и гуманизацию общественных институтов;

выявить педагогико-психологические факторы, влияющие на совершенствование исламского воспитания в современных условиях Ирана;

разработать новые подходы в реализации традиций воспитания и образования в контексте исследуемой проблемы.

Ведущие идеи исследования. Изучение и теоретический анализ педагогико-психологической и социологической литературы: анализ продуктов деятельности традиционных и современных школ Ирана. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического и управленческого опыта автора диссертации.

Методологической базой исследования является положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии и педагогики Ислама и социологии образования, культурологические и этнологические знания.

Были выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, направленный на понимание образования как государственно-общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивший всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания в семье.

Методы исследования

Теоретический анализ научных и педагогических литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления традиций исламского воспитания, увидеть общие и частные закономерности тенденции развития, определить основные направления научного поиска.

Сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении традиций семейного образования и воспитания в различные периоды и позволил выявить основные тенденции эволюции семейного образования и воспитания. Также были проведены беседы, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в том числе диагностический метод, по разработанным автором анкетам.

Исследование проводилось тремя этапами.

На первом этапе (2005-2007 гг.) уточнялась тема, цель и предмет, выдвигались задачи и гипотеза исследования; разрабатывалась методика проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблеме исследования; проводилась диагностика практического использования в иранских школах исламских традиций образования и воспитания.

На втором этапе (2008-2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального социально-педагогического и этнокультурного мониторинга исламских традиций воспитания детей. Разрабатывался понятийно-терминологический и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2009-2010гг.) на основе исследования двух глав проводилась систематизация и обобщение результатов, вырабатывались практические рекомендации по итогам исследования.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в общеобразовательных школ городов Тегерана, Кашана и Шираза. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись в других образовательных учреждениях регионов Ирана.

Научная новизна:

получены новые выводы по результатам проведённого научно-педагогического анализа и систематизации современных исламских аспектов теории образования и воспитания детей ;

раскрыта специфика образовательных учреждений Ирана как системы и источника исламской духовной жизни общества.

Теоретическая значимость:

выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа традиций образования и воспитания детей;

результаты исследования позволили адекватно выявить динамику и тенденции традиций образования и воспитания;

представлена достоверная панорама отношения детей к исламским традициям и к инновациям образования и воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций исламского воспитания, их тенденций и перспектив развития могут быть использованы при построении продуктивной модели в современном образовательном пространстве Ирана.

Диссертация имеет прикладное научно - практическое значение. Он включает в себя значительный материал, который может быть использован в процессе школьного образования, а также в совершенствовании курсов педагогики и психологии для учителей; даёт обширный материал педагогам, психологам и социальным работникам, специалистам в изучении проблем, связанных с особенностями обучения по воспитанию и образованию детей на традициях ислама.

Материалы диссертации можно включать в качестве составной части курсов «Исламская педагогика», «Андрогогика», «Специальная педагогика», «Семейная педагогика», при разработке спецкурса «Традиция обучения и воспитания в исламе».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Исламское воспитание и образование как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаемая происходящими в стране и обществе социально-экономическим, политическим радикальным изменениям, преобразуется, и вместе с тем трансформируется как структура знаний, так и реализация её основных социообразующих функций.

2.Разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе обусловило этнокультурные ценности и привело к модернизации этнопедагогических традиций воспитания детей, с одной стороны, а, с другой, - к усилению возрождённых традиций под духовно-религиозным влиянием.

3.Традиции обучения и воспитания иранцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывая позитивную роль религии в духовно - нравственном становлении личности.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалось использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам, подбором эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается данными полученных результатов.

Всё подтверждается также многолетним опытом работы диссертанта над педагогической проблемой, проводимой в различных образовательных учреждениях Ирана.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на семинарах, конференциях, круглых столах и презентацией мастер-классов.

По теме диссертации опубликованы монография, книги и статьи в центральных научных журналах, в вузовских и академических изданиях. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение монографии автора, выпущенной НИИ педагогических наук: «Обучение и воспитание в исламе». – Душанбе:Ирфон,2010.-130 с.».

По материалам исследования опубликовано более 10 научных работ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Краткая историческая характеристика обучения и воспитания в исламе

По преданию, в западной части Аравийского полуострова, в городе Мекка, на рубеже VII в. н.э. произошли события, положившие начало исламу. В сущности, ислам — это не просто вероучение, а политическая и социокультурная основа жизни народов, его исповедующих, он сыграл существенную роль при переходе от родовой общины к различным формам государственности.

Основателем ислама считается реальное историческое лицо- Мухаммед (ок. 570-632), который от всевышнего, Аллаха, получил откровения, которые записал и стал проповедовать. Они же легли в основу Корана, священной книги мусульман. Мухаммед и его последователи - халифы были проводниками не только религиозных, но и политических идей. Ислам стал мировой религией уже через 100 лет после своего возникновения, а созданное им государство - халифат, занимавший поначалу небольшую часть Аравийского полуострова, охватил всю Северную Африку, Испанию, Иран, Среднюю Азию, Ближний Восток, Малую Азию, Балканы, проник на Кавказ.

Мусульмане насаждали свою веру среди язычников и убеждением, и мечом. Непокорным ничего не оставалось, кроме как принять ислам и стать покорными (слово «мусульманин» переводится как «покорный») либо принять смерть. «Люди писания» - иудеи и христиане - были вынуждены либо платить дань халифам, либо покидать свои земли. Распространение ислама по миру сопровождалось большими кровопролитными войнами.

Ислам и по ныне определяет все стороны жизни мусульман, не только их веру, но и быт- вплоть до мелочей. Наряду с Кораном была создана другая священная книга - Сунна (в переводе - «пример», «образец»). Суть исламского воспитания отражена именно в этом источнике. Ранние мусульманские общины получили четкий регламент своей религиозной и светской жизни в виде хадисов - кратких поучений, собранных в Сунне, которых насчитывается более 50 тысяч.

Важной частью ислама является шариат (дословно - «глубокое знание»), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина. Шариат лежит в основе этических норм поведения, которые можно приравнять к законам — юридическим нормам с точки зрения их общественной роли. Выполнение норм шариата требует от человека искренности и сознательности. Одной из причин успеха ислама у разных народов являлось то, что он позволял им сохранять свои исторические традиции и обычаи, обозначавшиеся понятием «адат».

Исламское воспитание в эпоху европейского средневековья осуществлялось на основе сочетания шариата и адата: с одной стороны, соблюдение норм ислама, сходных с библейскими, с другой - следование привычным для народа вековым традициям.

Важнейшим институтом мусульманского воспитания являлась семья. Отец семейства нёс полную ответственность за воспитание и мальчиков, и девочек как перед Аллахом, так перед общиной, а также перед своим родом. ,-Преступление или поступок, противоречившие нормам шариата, навлекали осуждение и позор на весь род. Любое проявление невоспитанности и дурного поведения со стороны детей расценивалось как недостойный поступок отца. Покорность, скромность и истинная вера стали основными качествами, которые воспитывались как в семье, так и вне её.

Характерной чертой исламского воспитания было раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. Дом мусульманина делился на две половины: мужскую и женскую. Женщинам позволялось входить на мужскую половину только с целью уборки и в отсутствие мужчин. На женскую половину имел право входить только глава семьи. Женщины традиционно были лишены многих прав, не могли выходить из дома без мужского сопровождения, есть в присутствии мужчин, совершать вместе с ними молитву. Женщина не должна была показывать на людях своего лица, говорить с незнакомыми, сидеть в присутствии мужчин и т.д. Мальчики находились на женской половине обычно до 4-5 лет, пока не овладевали навыками самообслуживания, после чего переходили на мужскую половину под присмотром отца и остальных мужчин.

Главным достоинством женщины у мусульман считалась покорность, кротость. С раннего возраста девочек готовили к замужеству и выполнению домашних обязанностей.

Важной особенностью мусульманского брака является его полигамность. В суре Корана под названием «Женщины» записано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной...» Ислам допускал многоженство как явление, свойственное доисламскому образу жизни, с одной стороны, а с другой, - как вынужденную необходимость для постоянно воюющих государств. Ислам, правда, ограничил число жен четырьмя и уравнял их в правах, равно, как и рожденных ими детей. Воспитание в полигамной семье имело свои особенности, касавшиеся, прежде всего, взаимоотношений жен и их детей. Шариат возлагал на мужа обязанность установления мира в семье, что достигалось нередко весьма жесткими средствами.

Изучение Корана и Сунны начиналось для детей в семье, как правило, в форме назиданий отца, а также с заучивания «Аль-Фатиха» - первой суры Корана, которую каждый мусульманин должен был уметь произносить на арабском языке.

В эпоху средневековья в мусульманском мире выработались чёткие религиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы исламского воспитания. Они легли в основу воспитания в каждой общине, в каждой семье и школе, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока.

Теория обучения в педагогике ислама

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метода сократической беседы. Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания. Для поддержания интереса обучающего рассуждения учителя перемежались постановкой чаще всего риторических вопросов. Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками.

Первый вид коллективной организации познавательной деятельности -догматическое обучение, широко распространившееся в Средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида обучения являлся отрыв формы от содержания.

На смену догматическому обучению пришло объяснительно-иллюстративное вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф.Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я.А.Коменский. Основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение занимает и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и, в конечном итоге, готовит исполнителя, но не творца.

В начале 20-х гг. нынешнего столетия в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения — самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.). Общим в разных подходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. По завершению этапов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.

В исламском обучении принят следующий порядок: ученический период; потом освоение основных вопросов ислама и ответ на них; затем на основе каких-либо исторических событий доказательство отличия данного порядка от других порядков. Ученический период (низоми хавзаи)888 1. Ученический период берёт своё начало со времени главы ислама и появления его Пророка Мухаммеда. Мечеть была первой ступенькой и местом сбора праведников. Со времени переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (19, с.222) мечеть дополнительно объявлялась местом для поклонения Богу, местом рассмотрения и решения общих, нормативных, социальных вопросов, а также центром обучения и преподавания. Таким образом, мечеть, как культурный центр, служила, с одной стороны, для борьбы с неграмотностью и, с другой стороны, для распространения культуры и знания среди масс. В Мечети Наби (Пророка) в Медине кружки занятий официально были организованы самим Пророком Мухаммедом. Задачи организации обучения и воспитания мусульман были возложены на него. Мухаммед иногда принимал участие в работе кружков по рассмотрению возникших проблем. Его учебно-воспитательная деятельность, как правило, начиналась после полудня, и один день в неделю он выделял для женщин и сестер-мусульманок.

Кроме Пророка Мухаммеда, в мечети занимались преподавательской деятельностью и его сахибы (соратники), подчинённые, богословы (теологи) и все те, на кого были возложены задачи обучения и воспитании масс. Педагоги вместе со своими учениками собирались в круг и обменивались мнением.

После битвы при Бадре и спора об освобождении пленников войны под лозунгом «обучения десяти мусульманских мальчиков» открылись школы и вслед за ними произошли существенные изменения в содержании учебных .. программ и управлении образовательными учреждениями.

Некоторые учителя мечетей организовали новые учебно-воспитательных центры, другие педагоги стали открывать медресе при мечетях, библиотеки, ханаки, обсерватории, больницы или лечебные учреждения. Образовательные учреждения стали открываться в домах педагогов, где они организовывали научные или учебные кружки и тем самым содействовали развитию науки и образованию.

Разработка педагогических принципов и теория исламского воспитания

Знание приёмов дозволенного и недозволенного для всех мусульман обязательно. Исследователь Хил ли в книге «Шароеъ-ул-ислом» обязательность ограничивает на уровне возможного (36,с.97).

Этот прием при распределении четверки вопросов фикхия — мусульманской юриспруденции, т.е. ибо дот (богослужение), муъомилот (сделка) и ахком (законодательство) - часть богослужения — признаётся обязательством перед богом и нарушение его, с одной стороны, приводит к социальному разложению и, с другой стороны, — к божественному наказанию.

На основе вышесказанного обратим внимание читателя на следующие элементы, действующие сейчас в исламской культуре. 1. Никто не освобождён от действия настоящего закона и Бог даже женщин-мусульманок не освободил от него. Женщины - мусульманки в дополнение к своей тяжёлой ноше - воспитание детей, долг перед мужем и др. обязанностей по семье обязаны принимать активное участие в исправлении возникших трудностей и строго соблюдать требования своей религии по созданию желаемого (приемлемого) общества. Таким образом, принцип дозволенного и запретного предлагает для достижения цели, с одной стороны, опираться на бессмертный дух народа по сохранению школьных ценностей (практики) и, с другой стороны, на пропаганду и призыв к их соблюдению. 2. Разрешение и запрещение охватывает широкий круг вопросов и не состоит только из их поверхностных и частных рассказов. Абулкасым ибн Ахмед Язди в переводе книги «Шароъе-ул-ислом» Мухаккика Хилли говорит: «Дозволение - это красивейшие или качественные поступки человека, необходимость которых установлена законом, а запрет - это бесстыдство, неприличие, совершаемые человеком сознательно» (36,с.98). В результате соблюдения требований дозволения и запрета, по мнению Имама Мухаммед Бакир, «оживляются божественные, религиозные обряды, восстанавливаются мир и покой, развиваются чистые нравы и профессии, все то, что было насильно отнято, будет возвращено истинным хозяевам, благоустраивается мир, земля будет плодоносить, враги будут отомщены и будет положен конец всем беспорядкам» (33, с.44-45). Некоторые исследователи этой проблемы Джихад включают в разряд дозволения. Он говорит, что защищать интересы людей тоже входит в перечень дозволенного, ибо человек, вставший на путь защиты интереса других людей, пусть в данном случае и не страдают его личные интересы, воюет на основе закона об «амр ба маъруф» (приказа на совершение добрых поступков)... Его деяния направлены на благо всего общества, следовательно, их можно включить в разряд священности. 3. Дозволение и запрещение имеют свою степень и порядки: а) внутреннее ощущение; б) применение языка: словесное и письменное; в) мера, мероприятие, выражающиеся посредством рук и действий. На ступени внутреннего ощущения по отношению ко всем противникам и несправедливостям объявляется проклятие и ненависть, и это ощущение распространится широко по всей стране, что по своим результатам стоит гораздо выше всех наказаний, которые были в истории. В «поклон» Имаму Хусейну в день Ошуро читаем: «Проклятие божье не только тому, кто поднял руку на убийство его, но и тому, кто спрячет их лошадей и обеспечит их другими приспособлениями с тем, чтобы убийцы быстрее совершали свое гнусное злодеяние» (28,с.477-478). В надписи под названием «Зиёрати ворис» (Поклон наместнику) читаем: «Эй Хусейн! Мы свидетельствуем в том, что ты исправно выполнял свой намаз, вовремя платил закят, действовал по закону «амр ба маъруф ва нахи ба мункар» (дозволенного и запретного), и до наступления своей смерти ты подчинялся Богу и его Пророку. Следовательно, проклятие Бога всем тем, кто тебя убил, тем, кто применил по отношению к тебе насилие, и тем, кто слышал и видел всё это, но своим молчанием и невыражением протеста объективно были участниками этого злодеяния» (28,с.477-478).

По отношению к двум следующим ступеням Мухаккик Хилли говорит: «... если знает, что одна клятва недостаточна, тогда надо будет вместо внутренних ощущений использовать языковое средство, но по следующему порядку.

Сначала надо говорить спокойно, потом ещё мягче с тем, чтобы всё было понятно, но если увидел, что мункар (запрет) не исправляется, кроме как с помощью рук — удара, тогда разрешается исправить дело руками...».{2%,сА19АЩ.

В этом вопросе среди знатоков ислама нет единодушия. Одни говорят, что нельзя применить силу и убить человека (мункара), другие, напротив, считают это правомочным. К сторонникам применения силы и убийства мункара относится Имам Рухуллах Мусави Хумейни «Тавзех-ул-масоил» («Комментарии шариата»). Он допускает это только с разрешения муджтахида (законоведа - шиита достигшего высшей ступени в толковании религиозных законов). Некоторые специалисты ислама, как Абухамид Газзали вместо четырех ступеней предлагает руководствоваться восемью ступенями. Согласно Газзали, эти ступени состоят из: 1) точного установления положения дел; 2) восхваления человека (если он достоин); 3) подача наставления; 4) угроза наказания; 5) угрожать; 6) вытащить оружие; 7) призвать соратников; 8) осуществить суд.

Имам Газзали на вопрос: какими качествами должен обладать мухтасиб (чиновник, наблюдающий за соблюдением предписаний шариата и за порядком на базаре) говорит: «Знай, мухтасиб должен иметь три качества: знать науку, дух и душу народа. Если он не знает науку, то он не может отличить добро и зло, если он, будучи неблагочестивым позже стал богобоязненным, все равно он будет поступать с пристрастием, и если не имел добрых нравов как только его обидели, он сразу будет злиться, забывать Бога и всё, что он в этот момент будет творить, то только ради удовлетворения своей выгоды, но не ради справедливости. Тогда его хасбат (старание) превратится в грех (20, с.456).

Принцип джихада и шаходата Согласно приему педагогики шиитов вторым фактором сохранения культуры и её расцвета, способствующего обновлению и перестройке жизни на земле, является практика Джихада и свидетельствования. Исследование ученых показывает, что этот приём по существу в виде вопросов богослужения, политики ислама и предписания шариата возник на второй год хиджры. Первый аят Джихада был ниспослан Пророку Ислама в период его перехода из Мекки в Медину. В этом аяте было четко изложено, что мусульмане имеют право подняться на борьбу против тех, кто применяют по отношению к ним насилие, изгоняет их из мест проживания и самое важное -выступают против Бога и справедливости, и в этом деле могут надеяться на помощь и поддержку своего Бога (24,дж.3.с.50). В последующих аятах Корана по отношению к погибшим мусульманам за дело Бога сказано, что «Тем, которые сидят дома, и говорят о своих ближних: «если бы они послушались нас, не были бы убиты», скажи: отгоните от себя смерть, если вы справедливы» .

В газаватах (походах на неверных) Бадр, Ухуд и Ханин погибло много родоначальников ислама и других его последователей. Эти войны значительно укрепили культуру шаходат (умереть за веру). Например, одна из женщин, Ансора, чей отец и муж погибли в газавате Ухуд, в целях успокоения народа сказала: «Скажите мне, каково состояние Пророка? Узнав о том, что Пророк жив и здоров, сказала: «Покажите мне его. Угнетенная печалью женщина, увидев Пророка, сказала: Ох! Пророк Бога, коль ты жив и здоров, мы можем вынести все трудности и невзгоды»(21)с.143).

Программа подготовки учительских кадров

Подготовка учителей в исламе берёт своё начало от Бога, когда он учил Адама именам своих творений (Бакара /31 (Корова). Адам был первым Пророком Бога. Он в то же время считается первым учителем, который передал свои знания другим. Именно поэтому его называют «Ал-Акрам» Бог в суре Алак /3, 4 и 5, обращаясь к Пророку Мухаммеду, говорит: «Читай! Твой Бог посредством калама учил человека тому, чего он не знал».

В это время Мухаммеду было 40 лет, и он был неграмотным. Благодаря указанному знамению, он сразу стал читать и приступил к выполнению божественного поручения. Об этом случае Пророк Мухаммед говорил: «Меня воспитал мой Бог. Он учил меня уму и разуму. О, какое было прекрасное воспитание!».

В последующем Пророк Мухаммед по указанию своего Учителя также приступает к обучению своих учеников. Первый, кто поверил пророчеству Мухаммеда, была его супруга Хадича. Али ибн Абу Талиб был вторым человеком, который принял ислам, и первым официальным учеником Пророка Мухаммеда. Об этом сам Али ибн Абу Талиб писал: «Мне посчастливилось каждый день бывать у Пророка... Все поступившие от Бога аяты он диктовал мне, и я записывал их на бумаге. Одновременно Пророк объяснял мне все особенности аята, давал разъяснение по каждому его слову и просил Бога, чтобы ниспослал мне понимание сути аятов».

После этого был написан ряд пособий по вопросу подготовки учительских кадров. Одним из таких известных пособий в истории ислама является Поэма Гуфейла ибн Умара и Асъада ибн Зарора.

По заданию Пророка Мухаммеда Асъад ибн Зарора и Мусъиб ибн Амир совместно с Саъдом ибн Маъозом и Усайдом ибн Хазиром были направлены в горы Ясриб для проведения массовой разъяснительной работы и организации обучения и воспитания молодого поколения этого города. Именно эти лица и встречали Пророка Мухаммеда во время его переселения из Мекки в Ясриб (позже Медина).

Эти учителя были не только учеными и знакомы с военными делами и были готовы не жалеть свою жизнь ради достижения цели. Например, из двух групп учителей, направленных Пророком в племена Азал и Крра для пропагандистских целей, вернулись назад всего три человека, все остальные были жестоко убиты.

Первым учителям — мусульманам приходилось переживать большие трудности. Кочевые племена не всегда мирно встречали посланцев Пророка Мухаммеда, их брали в плен, над ними издевались и, наконец, жестоко расправлялись с ними. Так, один из таких учителей — агитаторов, Абдуллох, был забросан камнями, другой Зайд ибн Дашна был повешен. Перед повешением Абу Суфиен ему сказал: «Ты, конечно, хотел, чтобы сейчас на этой виселице висел Мухалшед, а ты вернулся бы домой, сохранил бы себе жизнь». В ответ на это высказывание Абу Суфиёна Зейд отважно отвечал: «Я не хочу, чтобы даже колючка проколола его ногу!» Третий учитель -агитатор Хабиб ибн Ади был брошен в яму и перед смертью просит разрешения исполнить свой мусульманский долг - читать намаз. В конце намаза он, обращаясь к Богу, произносит: «О, Боже! Мы действовали согласно поручению Пророка... Боже, ты свидетель, что в этой среде нет даже человека, который мог бы доставить наги привет Пророку. Прошу тебя, передай наш привет Пророку» (58,с.87).

Другая группа учителей - агитаторов, направленная в Неджд (Начд), в местечко Бармуин, попадает в плен и погибает. Из этой группы только один человек по имени Кааб ибн Зайд с тяжелыми ранениями возвращается в Медину и обо всём случившемся докладывает Пророку.

Всё это свидетельствует о том, что Пророк Мухаммед первоначально хотел создать свое исламское государство мирным путём - путём агитации, пропаганды, разъяснения. Но в силу сложившихся условий (убийства учителей) он был вынужден применить силу.

В целом, иранские специалисты придают большое значение вопросу подготовки учителей. По их мнению, подготовка учителей и других необходимых кадров в исламе начинается с того самого призыва Пророка Мухаммеда. Поэтому этот вопрос должен занимать особое место во всех принимаемых решениях и документах страны. Каждое изменение в учебно-воспитательном процессе неизбежно вызовет соответствующие изменения и в подготовке учительских кадров.

Иранские специалисты при решении этого вопроса рекомендуют учесть следующие моменты: 1. Программа подготовки учителя должна быть отдельной, самостоятельной и тесно связана с целями исламского воспитания, соответствовать учебным ступеням. 2. В программе подготовки учителя должны быть учтены требования единобожия и ответственности в их неразделимости. 3. Программа подготовки учителя учитывать такие важные составляющие, как всестороннее развитие личности, профессиональная пригодность, самостоятельность и ответственность в принимаемых решениях. 4. В программе подготовки учителя должно быть учтено то, что профессия учителя является постоянной и святой, чтобы учитель постоянно работал над повышением своего уровня знаний, был в курсе всех событий в стране и в мире в целом, совершенствовал своё педагогическое мастерство, любил детей, уважал и считался с их мнениями, воспитал их в духе человеколюбия, ислама. 5. Программа подготовки учителя должна направлять учителя на творческие поиски и новаторство, в частности, учитель должен отличаться следующими качествами: 1. Он должен знать все источники по своему предмету и религиозные секты. 2. Любить свой предмет. 3. Иметь дружественную связь с учащимися. 4. Быть оратором и уметь правильно излагать свои мысли письменно. 5. Ценить время и соблюдать нормы поведения и воспитания. 6. Быть в курсе общественных событий и с их исследованиями. 7. Внешне должен быть опрятным. 8. При изложении цели пользоваться известными сведениями, примерами. 9. Уместно использовать пословицы и поговорки. 10. При обсуждении вопросов дать свободу слова учащимся. Необходимо добиться того, чтобы всегда и везде, на уроке и вне урока, при обсуждении вопроса в классе или вне класса между собой дети не забыли Бога, который дает им силу, энергию, ум, разум и способности логично излагать свои мысли. Рассмотрение точек зрения иранских специалистов по вопросам обучения и воспитания позволит выделить четыре вида обучения: 1. Учиться умению. Как явствует из названия, индивид учится выполнять ту или иную работу. Например, как включить компьютер, как подготовить письмо для подписи, или как преподавать математику в начальном или среднем классе.

Похожие диссертации на Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана