Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I Теоретико-методологические основы патриотического воспитания учащейся молодежи
1.1 Ретроспективный анализ изучения состояния патриотического воспитания в становлении гражданской идентичности учащейся молодежи
1.2 Методологические ориентиры патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях реализации стратегии социокультурной модернизации образования
1.3 Инновационные формы и методы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи как необходимость разрешения региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества
Выводы по I главе 104
ГЛАВА II Педагогические условия реализации патриотического воспитания учащейся молодежи
2.1 Стратегия инновационной политики организации патриотического воспитания учащейся молодежи как условие разрешения региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества
2.2 Концептуальная модель модернизации патриотического воспитания в образовательных учреждениях как условие формирования гражданской идентичности учащейся молодежи
2.3 Диагностический инструментарий выявления уровней сфор- мированности гражданской идентичности учащейся молодежи
2.4 Содержание и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанных педагогических условий
Выводы по II главе 160
Заключение 161
Библиография
- Методологические ориентиры патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях реализации стратегии социокультурной модернизации образования
- Инновационные формы и методы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи как необходимость разрешения региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества
- Концептуальная модель модернизации патриотического воспитания в образовательных учреждениях как условие формирования гражданской идентичности учащейся молодежи
- Диагностический инструментарий выявления уровней сфор- мированности гражданской идентичности учащейся молодежи
Методологические ориентиры патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях реализации стратегии социокультурной модернизации образования
Сегодня в России идут процессы построения гражданского общества и правового государства, где важнейшим условием является воспитание гражданина как самостоятельного, осознающего себя в полной мере таковым, обладающего индивидуальностью члена общества, с определенным набором прав и свобод, но и одновременно с этим несущего перед обществом всю полноту ответственности за все свои действия. «Школы и университеты, по сути, создают новых граждан, формируют их сознание, - отметил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи в г. Краснодаре 12 сентября 2012года, - Они передают память поколений, ценности, культуру, определяют те идеи и то видение будущего, которые будут продвигать общество вперёд через несколько десятилетий».
Причины зарождения патриотизма, представляющего собой по сути сложное явление, состоящее из двух неразрывно связанных между собой групп факторов - социальных и психологических, необходимо искать в древнейшей истории, и кроются они в необходимости созданных в тот период государств, в сохранении собственных границ, а также находящихся внутри них природных ресурсов, языковых норм и традиций. С самого начала зарождения государств и до нынешних дней патриотизм является консолидирующим ядром не только национальных, но и многонациональных объединений.
Мысли о необходимости воспитания детей в духе патриотизма мы впервые в российской педагогике находим в «Наказе Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения» (1767), где говорится о воспита ний детей в любви к Родине и уважении к существующим нормам и правилам. Вопросы патриотического воспитания граждан России в этот историческую эпоху поднимают А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.И. Новиков, А.П. Куницын и другие педагоги и просветители. [143, 97, 76,117,91].
В XIX веке патриотизм становится важным национально-конфессиональным явлением культуры русского общества. По мнению Н.Г. Чернышевского, Н.И. Добролюбова, В.Г. Белинского, образцом патриотического воспитания становится гражданин, который может отдать все, что имеет во имя интересов Родины и родного социума[193, 57, 20]. К.Д. Ушинский, Д.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин - признанные научные деятели педагогики XIX века, отводили воспитанию существенную роль в становлении российского патриотизма с опорой на восстановление государственного самоосмысления, овладения языковыми нормами и правилами, на представлении позитивного действия, на моральном влиянии учителя, посредством креативного труда, через «разумную деятельность молодого человека». [178, 32, 27, 154, 164].
В трудах советской педагогической науки патриотизм наряду с международным воспитанием играет роль краеугольного камня и базиса государства. При исследовании педагогической литературы XX века, необходимо принимать во внимание тот факт, что формирование патриотизма в тот период было в ярко выраженной связи с главенствующей на территории страны идеологией КПСС.
По мнению В.И. Ленина патриотизм и интернационализм формируются через уничтожение всех видов угнетений, через реализацию прав народов на самоопределение и создание государственности в адекватных их нуждам и потребностям формах, в непринудительном сплочении в общем государстве, с равными возможностями для всех его составляющих наций [92]. Однако необходимо отметить, что во время Великой Октябрьской революции и под писания Брестского мира, В.И. Ленин занимал диаметрально противоположную позицию и приносил в жертву идею патриотизма ради «высшего интереса пролетарской революции», доказывая, что национальные чувства играют менее важную роль, по сравнению с общечеловеческой, по его мнению, ценностью победы мировой диктатуры пролетариата.
Раскрываемая И.В. Сталиным теория мировой революции, показывала победу социалистической революции в одной отдельно взятой стране (СССР) как образец и стимул к действиям для мирового пролетариата. В этом случае государственная идеология и связанный с ней патриотизм имели ярко выраженную классовую ориентацию. Соответственно, патриотизм являлся не самоцелью, а механизмом экспансии мировой революции [163].
Несмотря на пересмотр многих идей марксистко-ленинской философии, невзирая на социальные катастрофы, вызванные коммунистической идеологией как России, так и в других странах, необходимо отметить, что нигде в мире патриотическому воспитанию не уделялось такое количество внимания, как в молодом советском государстве. Может быть, именно это и стало одной из основных причин итога Великой Отечественной войны.
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский, выделяя самые важные черты, которые следует формировать в «настоящем человеке», отмечал и патриотизм [167, 168]. Для осмысления раскрытия вопроса патриотического воспитания ценные идеи мы находим и у А.С. Макаренко как представителя отечественной педагогики [103, 104, 105].
В 50-60-е годы XX века патриотическое воспитание нашло отражение в трудах И.С. Марьенко (1950), Н.П. Егорова, В.И. Куфаева, А.В. Янковской (1951), Г.В. Сытина (1953), В.И. Косолапова, П.Н. Федосеева (1954), А.И. Огнева, Ф.И. Хвалова (1955), Н.И. Губанова (1960). [107, 59, 169, 87, 180, 131, 184, 50]. Все эти труды методологически созданы в рамках ленинско-сталинской идеологии патриотизма.
Инновационные формы и методы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи как необходимость разрешения региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества
Разрешение национальных, региональных и этноконфессиональных проблем общества обеспечивает современная политика образовательных организаций, призванная отражать в содержании программ проблемы сохранения естественных условий для самоорганизации культурно-самобытных форм народов, их свободного культурного саморазвития, дифференцированного подхода к культуре этнических групп, развитию тех культурных компонентов, которые имеют самое существенное значение для межэтнических взаимодействий.
Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России рассмотрены исследователями О.С. Анисимовым, В.И. Антоновой, Н.Н. Агафоно вой, Г.Г. Абдулкаримовым, Т.Ш. Ахметовым, Л.Р. Храпаль, М.М. Бетиль-мерзаевой, М.С. Инкижековой, А.Р. Мажитовой, И.П. Салохиным, A.M. Сидоровой, Э.А. Синецкой [10, 11, 4, 1, 15, 189, 187, 22, 68, 102, 151, 155, 156]. Исследователи отмечают, что поликомпонентная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации служит фундаментальной основой формирования единой гражданской идентичности нации россиян.
Вместе с основными тезисами о единстве культурного и образовательного пространства России Закон РФ «Об образовании» декларирует принципы защиты и развития образовательными организациями национальных культур и региональных культурных традиций.
История и этносоциальная структура России предопределяют концепцию и способы формирования российской гражданской идентичности. Решающим фактором развития демократического государства и гражданского общества в РФ является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национальному (гражданскому, государственному) сознанию нации россиян. Поэтому культурно-политическая сверхзадача российского образования - формирование гармоничной гражданской и этнокультурной идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства [85].
Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня: - базовый этнокультурный, складывающийся из сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональ-ных общин, проживающих на территории России; - национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации; - национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность [там же]. Этнокультурная идентичность индивида и этнокультурное самосознание группы и должны быть неотъемлемо встроены в национальное самосознание на базовом политическом уровне субъекта федерации; этнокультурные интересы отдельных граждан и всех групп должны быть обеспечены и защищены на национально-территориальном уровне гражданской нации.
Таким образом, ядром национально-гражданской идентичности призвано стать этнокультурное самосознание. Каждое региональное национальное сообщество включает различные этнокультурные и этноконфессиональ-ные группы. Как и ее региональные сегменты, складывающиеся в рамках субъектов Российской Федерации, единая российская гражданская нация так же полиэтнична. Гражданская нация - не генетически-родовое и этносоциальное единство, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество. Чтобы завершить строительство «национального дома», совершенно необходимо соединить этнокультурный фундамент с общероссийской национальной крышей, т.е. возвести «несущие стены» национально-территориальных (региональных) сегментов общероссийской гражданской нации [там же]. Иными словами, гражданское единство формируется там, где люди живут, работают, растят детей, строят планы на будущее. Формирование сознания единой гражданской нации возможно лишь в случае, если представители «нетитульных» этнических групп гармонично встраиваются в региональное (национально-территориальное) сообщество. Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности конкретных граждан, все население субъекта должно осознавать себя неотъемлемой региональной частью единой российской нации.
Содержание системы воспитания гражданской идентичности должна включать реализацию следующих воспитательных задач:
1. Патриотическое воспитание направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
2. Духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание - формирование как приоритетных ценностей гражданственности; приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.
3. Историческое воспитание - изучение истории Отечества, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого своей страны и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает глубокое изучение истории Отечества, его героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры народов России.
4. Политико-правовое воспитание - предполагает осведомленность и ориентацию учащейся молодежи в политических событиях в обществе и государстве, понимание внутренней и внешней политики в контексте основных положений концепции безопасности государства и его военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.
Концептуальная модель модернизации патриотического воспитания в образовательных учреждениях как условие формирования гражданской идентичности учащейся молодежи
Отечеству, высокая персональная ответственность за соблюдение устава воинской службы, твердость взглядов в осознанной необходимости воспитания в себе качеств и навыков, необходимых для успешного исполнения воинского долга во время службы в рядах Вооруженных Сил РФ; - воспитание гордости за родину, ее достижения; формирование глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, в том числе таких как Флаг, Герб, Гимн, и другой российской символики, а также исторических святынь Отечества; - изучение истории традиционных для России религий и опора на их опыт по воспитанию у граждан потребности служения Отечеству, а также её защиты как высшего духовного долга; - воспитание на примере социально-ценностного опыта прошлых поколений, формирование гордости за своих предков; - изучение местных национальных особенностей и традиций, проявляющихся в быту и семейных отношениях, а также в подходах к труду, учебе, творчеству; - распространение взглядов и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального, сформированного на основе привязанности, любви к малой родине: городу, селу, улице, организации, спортивной команде и так далее; - формирование готовности к честному и беззаветному служению обществу и государству, к выполнению священных обязанностей по защите Отечества.
Как следует из вышеизложенного, содержание патриотического воспитания сопоставимо с двумя из традиционных представлений: содержание - это обозначение базовых векторов воспитания и система формируемых
На наш взгляд, Стратегия инновационной политики формирования патриотического воспитания учащейся молодежи (далее Стратегия) должна быть адекватна содержанию процессов, происходящих в обществе и социальным переменам, обусловившим необходимость воспитания гражданина современной России.
В разработанной автором Стратегии решаются задачи формирования у учащейся молодежи знаний по истории Отечества и присущих ему культурных традициях, о политических событиях, о законах, о гражданском поведении и др.; приобщения их к ценностям «родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость» и др.; формирования у них опыта гражданского поведения, предполагающего организацию их участия в гражданских акциях: митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города и др.
Мы полагаем, что именно гражданская идентичность указывает вектор движения людей к их единению в гражданском обществе.
Идея объединения граждан является ведущей идеей разрабатываемой нами Стратегии, требующей реализации подходов и принципов, совокупность которых служит опорой формирования гражданской идентичности учащейся молодежи.
Ценностный компонент гражданской идентичности личности, отвечая па вопрос: «Во имя чего?», определяет выбор целей и средств деятельности» [72]. В ценностях содержится ответ на вопрос о смысле жизни, а сама система ценностей, содержание которых подвергается переоценке в зависимости от изменений, происходящих в материальной и духовной сферах общества, «разворачивается в конкретный образ, позволяющий представить себе место человека в мире» [там же], в гражданской общности.
Таким конкретным образом, который позволяет личности представить свое место в гражданском обществе, является образ идеального гражданина, как равноправного члена общества, осознающего свои личные интересы, со 108 относящего их с интересами государства. Образ идеального гражданина есть своего рода эталон, к которому надо стремиться. Идеал есть «идея движения, схватывающая его суть, объединяющая в едином образе стратегические ответы на вопросы, во имя чего двигаться и как сделать способ движения достойным высокой цели» [там же].
Представленная в исследовании Стратегия представляет одну из таких идей - идея консолидации граждан государства, которые отличаются по своему мировоззрению, ценностям, суждениям в понимании изменений, затрагивающих социум, но постоянно ощущают связь с Отечеством, с его традициями, признавая себя полноправным членом государства и испытывая чувство гордости за свою Родину, идут по пути общественного благосостояния.
Движение к идее «единение граждан» происходит в контексте соотнесения человеком, старшим школьником, студентом себя с гражданским обществом, с присущими ему ценностями и нормами. В процессе этого соотнесению человек осознает (начинает осознавать) себя как гражданин своей страны и как член гражданского общества, а также свою принадлежность к гражданскому обществу. Если в идее имеет место «синтез ценностей человека и его знаний о мире и о самом себе» [150], то в идее единения граждан, соотносящих себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, имеет место синтез ценностей, образующих содержание ценностного компонента гражданской идентичности, и знаний о том, кто является гражданином, о гражданской общности, о государственной символике, знаний по истории Отечества и о его культурных традициях, о текущей политической обстановке, о процессах, происходящих в государстве, о законах и т.д. [96].
Выбор научных подходов и принципов Стратегии основывается на раскрытых нами теоретических положениях о гражданской идентичности как составляющих личностного образования старших школьников и студентов, о содержании структурных компонентов.
Диагностический инструментарий выявления уровней сфор- мированности гражданской идентичности учащейся молодежи
Осмысление полученных данных в ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов показывает, что, если на констатирующем этапе эксперимента были в целом стихийно сложив-шиеся представления у учащейся молодежи о понятиях «гражданин», «идентичность», «гражданская общность», «гражданственность», то на контрольном этапе эксперимента их представления уже не фрагметарны, а достаточно целостны.
Исследованием установлено увеличение количества школьников и студентов, считающих, что «гражданин» - это «человек, который принадлежит к определенному государству», «выполняет его законы и следует традициям и обычаям своего парода», на 16,21% . При этом сознание школьников и студентов в период экспериментальной работы обогатилось новым знанием. На контрольном этапе эксперимента их сознание «знает» больше, чем на констатирующем его этапе. Так, 12,87% считают, что гражданин «гордится своей Родиной», 9,90% — «готов к ее защите», для 19,31 % - гражданин есть патриот своей Родины.
Раскрывая содержание понятия «гражданин» они достаточно подробно описывают, какими качествами обладает гражданин: «ответственность за свои слова и поступки» (13,86%), «зрелость» (26,24%), «уважение к другим людям» (25,74%), «достойное поведение в обществе» (12,38%). Подтверждение сказанному мы находим в суждениях студентов и школьников. Так, в процессе работы над над Интернет-проектом «Гражданин Республики Татарстан - гражданин России», старшеклассники нашли ответы на вопросы: «Кто такой гражданин?», «Кого можно назвать настоящим гражданином своей Родины?», «Чем отличается гражданин Республики Татарстан от гражданина России?», указывали, что «гражданин - это патриот своей страны» (Дмитрий С); «гражданин Казани - это человек, который всю свою жизнь посвятил работе на благо родного города», приводя при этом примеры; «гражданином я считаю человека, который своим талантом прославляет Россию и Татарстан». Размышления школьников и студентов о том, кто такой гражданин, базировались на краеведческом материале, на архивных документах, с которыми они самостоятельно работали, документах, связанных с институтом.
Исследованием установлено, что если на констатирующем этапе эксперимента обучаемые лишь пытались раскрыть смысл идентичности, не указывая на то, что представляет собой идентичность, то на контрольном этапе эксперимента, несмотря на то, что при раскрытии содержания данного понятия они по- прежнему испытывают затруднения, суждения стали уже не столь фрагментарны, как было ранее.
Так, 20,79% школьников и студентов «знает», что гражданская идентичность - это «то, кем я себя считаю: русским, христианином, мусульманином, военным». Однако некоторые по-прежнему смешивают явление идентичности с личностными качествами человека, такими как «добрый», «умный», «справедливый» и т.п. (22,77%). Несмотря на то, что достаточное количество школьников и студентов (56,44%) затруднились с ответом на поставленный вопрос, 26,24% полагают, что идентичность — это есть результат процесса соотнесения себя с сообществом. Не ведя речь о соотнесении себя с ценностями и нормами общества, они, тем не менее, укываюазт, что идентичность характеризует человека с точки зрения его принадлежности к гражданской общности.
Дальнейший анализ эмпирического знания показывает, что представления молодежи о гражданской общности упрочились. Количество наблюдаемых респондентов, полагающих, что «гражданская общность - это группа граждан, проживающих на территории определенного государства, которая имеет свою историю и традиции», увеличилось на 60,17%. Ряд школьников и студентов связывают данное понятие с символами Российской Федерации, которые едины для всего народа России (9,41%). Лишь 7,42% респондентов затруднились ответить на вопрос, что такое гражданская общность.
Как и на констатирующем этане эксперимента раскрытие содержания понятия «гражданственность» не вызвало у старшеклассников и студентов затруднений. Однако, их суждения о гражданственности стали не только более аргументированными, чем ранее, по и доказательными.
Школьники и студенты не просто трактуют понятие «гражданственность» с позиции общечеловеческих качеств: «патриотизм» (71,78%), «соблюдение законов» (8,91%), «долг» (6,93%), «знание истории своего Отечества» (6,44%), «ответственность перед своей страной» (5,94%), но приводят примеры того, как гражданственность воплощается в реальной жизни.
Исследуя в период работы над проектом «Эхо войны» исторические события Великой Отечественной войны, старшеклассники и студенты выражали собственное отношение к событиям истории своей семьи в контексте истории России. Никольская Даша (школа №161), размышляя о гражданственности и патриотизме, выразила свои так свои чувства: «После смерти дедушки я делала на конкурс вышивку «Солдат-победитель». Взяв фотографию из альбома, вдруг заметила, что на обороте написаны очень добрые и нежные слова. Это мой дедушка посылал привет родственникам из освобожденного Берлина. Его образ и стал прототипом моего солдата. Фото и письмо вместе с вышивкой путешествовало по выставкам. Так мой дедушка уже после смерти продолжал жить не только в моей памяти, но и в моих делах. Я счастлива, что дедушка со мной и оставил след в моей жизни. Он честно выполнил свой долг. Он - настоящий гражданин и патриот».