Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Железкина Ирина Ивановна

Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей
<
Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Железкина Ирина Ивановна. Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Орёл, 2005 212 c. РГБ ОД, 61:05-13/1137

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ 15

1. 1. Проблемы перевоспитания подростков-правонаруцштелй в свете исторического развития философско-педагогической мысли этнопедагогической направленности 15

1.2. Психолого-педагогические особенности личности подростков-гіравонарушителей. 39

1. 3. русская народная сказка как средство этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания 68

ГЛАВА II.. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДСТВ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ 100

2.1. Условия реализации групповой формы работы в процессе перевоспитания подрсстков-правонарушителей 100

2. 2. Структура экспериментальных занятий и ее влияние на эффективность использования русской народной сказки в процессе перевоспи тания подростеов-правонарушителей 114

2. 3. Анализ результатов эксперимента, определяющих эффективность этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания подросгков-правонарушителей 139

Заключение 165

Список литературы 174

Введение к работе

В любой национальной культуре, достигшей стадии самоопределения и самопознания, важное место занимают проблемы воспитания. Многовековой опыт народов, складывающийся под влиянием самобытных условий существования и особенностей исторического развития, в результате взаимообмена и взаимодействия, приобретает огромный потенциал, обогащает мировую педагогическую мысль, занимает все более прочные позиции в системе педагогических знаний. Одним из важных факторов усиления роли народной педагогики на современном этапе развития человечества является рост национального самосознания, потребность в возрождении духовной культуры. Нестабильность общественной жизни, нравственные и духовные катаклизмы заставляют искать пути их преодоления в системе педагогических представлений, освященных народной традицией, в которой важное место занимают непреходящие идеалы воспитания. Наиболее ярко этот феномен выражен в художественной культуре, которая является отражением народных представлений, складывающихся на протяжении столетий.

На смену догматическим концепциям воспитания, отрицавшим значимость народного опыта, в теории педагогики новейшего времени постепенно приходит новый уровень научного познания, ориентированного на весь спектр воспитательных идей и приемов в их исторической перспективе. Неслучайно поэтому использование традиций народного воспитания нашло свое отражение в трудах выдающихся педагогов и деятелей культуры прошлого. Об этом писали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.

К памятникам народной педагогики — сказкам, играм, пословицам, поговоркам, загадкам и песням - обращались ДБулгаковский, В.Николаев, Г.Пинчук, отмечая их особенное воспитательное значение.

Все это создало базу для развития принципиально новой педагогической отрасли, которая обладает огромным арсеналом средств и еще до конца не понятым потенциалом.

Основоположником современной концепции народной педагогики является Г.Н.Волков, который не только определил педагогические основы, методы и сред-

4 ства воспитания, но и впервые ввел понятие и обоснование «этнопедагогики» как науки.

Важным отраслевым аспектом этнопедагогики стала проблема формирования нравственности личности средствами этнокультуры (Л.Г.Ефимова, ЫТЛакашня, ИКСавкина, Р.А.Сахипова). Обладая особенным арсеналом форм, специфическими механизмами воздействия, народная культура помогает ребенку освоить определенные нравственные представления. Не случайно многими исследователями отмечается тот факт, что наиболее продуктивно восприятие основ народной культуры происходит в подростковом возрасте, когда возрастает творческая активность личности и осуществляется переход на уровень осмысленного отношения к проблемам действительности.

Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция пополнения преступной среды правонарушителями подросткового и юношеского возраста. Данная проблема обусловлена тем, что период взросления подрастающего поколения проходит в условиях сложной социально-экономической обстановки. Это неоднозначно и чаще всего отрицательно сказывается на уровне семейно-личностных отношений и межличностном взаимодействии подростков, негативно отражается на их познавательной и творческой активности. Отмечается увеличение числа подростков, склонных к нарушению морально-нравственных норм, общепринятых правил поведения. Общество часто оказывается не способным найти адекватные формы взаимодействия с подростками, совершившими противоправные действия, что ведет к увеличению рецидивной преступности. Социальные институты не справляются с функцией предотвращения криминализации подростковой среды. На спонтанно складывающиеся в подростковой среде приоритеты большое воздействие оказывают лица, ранее совершающие противоправные действия и отбывшие наказание в местах лишения свободы. Бывшие несовершеннолетние осужденные часто выступают организаторами и активными участниками преступных молодежных групп. Это свидетельствует о недостаточной эффективности воспитательных мероприятий, проводимых с осужденными подростками в

5 местах лишения свободы и необходимость поиска новых форм и условий в работе сними.

Общественно-политические процессы в постсоциалистическом обществе оказывают негативное воздействие на межличностные отношения. За небольшой промежуток времени были утеряны внутренние связи, характерные для русского народа (общинность, соборность). Это привело к возникновению существеннейших проблем: формированию индивидуализма, эгоистических устремлений, разобщенности людей. В сложившейся обстановке наблюдается отсутствие условий для реализации основного вида деятельности, свойственного для подросткового возраста, - общения. Деформация межличностных отношений ограничивает круг позитивного взаимодействия, формирует у подростка ощущение одиночества, недоверия к окружающим. Это определяет условия возникновения неформальных групп с асоциальными наклонностями, в которых и реализуется потребность подросткового возраста к общению, которая должна использоваться в процессе перевоспитания, как наиболее продуктивная форма работы с подростками.

Складывающаяся в обществе ситуация оказывает негативное влияние и на внутреннее состояние подрастающего поколения. За последнее двадцатилетие у подростков резко повысился уровень тревожности, возросла потребность ухода от трудноразрешимых проблем в различные формы девиантного поведения (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и т.д.). Протекающие процессы, прежде всего, объясняются отсутствием необходимых условий для реализации потребностей подростков, ограниченными условиями современной социокультурной среды.

Дополнительным условием роста склонности подростков к совершению правонарушений является снижение значимости педагогических возможностей процесса перевоспитания. Одной из причин низкой эффективности процесса перевоспитания является снижение интереса к использованию национальных традиций, игнорирование национальных ценностей. Мировоззрение современных подростков формируется под сильным воздействием западной массовой культуры, пропагандирующей культ насилия и жестокости, что приводит к росту асоциаль-

б ных проявлений в молодежной среде и способствует духовному разложению, отвержению позиции гуманного отношения к миру, формированию негативных личностных качеств у подростков. Тем не менее, история развития человечества показывает, что воспитание подрастающего поколения невозможно без учета национальных особенностей.

Интерес к механизмам воспитания и перевоспитания подрастающего поколения средствами народной педагогики возник в эпоху Возрождения, в период формирования национального самосознания европейских этносов. Одним из основоположников теории народной педагогики был ЯАКоменский, построивший свою педагогическую систему, опираясь на традиции чешского народа. Позднее подобный подход лег в основу концепции воспитания Ж.-Ж. Руссо и представителей немецкой классической философии (ГЗ .Гегеля, И.Канта, И.Г.Фихте), исследовавших роль народных традиций в формировании личности и развитии наций.

Особое внимание анализу национальных педагогических традиций придавали русские мыслители и деятели культуры - НЛ.Данилевский, К.Н.Леонтьев, М.В.Ломоносов, А.С.Хомяков, которые стремились применить идеи русской народной педагогики в воспитательной практике.

Во второй половине ХГХ века народная педагогика оказалась в центре внимания Н.Я.Бердяева, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, ЛНТолстого, Н.С.Трубецкого, К.Д.Упшнского, ГГ.Шпета. На основе концепций, созданных этими учеными, выстраивали свои педагогические системы В.М.Бехтерев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлинский. В конце XX века, в период повышения интереса к идеям народной педагогики, появились работы Г.Н.Волкова, Ш.И.Ганелина, НАКонстантинова, Ф.Ф.Королева, В.СКукушина, Е.Н.Медынского, В.И.Равкина, Л.Д.Столяренко и др., внесшие огромный вклад в развитие теорий воспитания и перевоспитания. На современном этапе важнейшие аспекты теоретической этнопедагогики рассматриваются в трудах Е.П.Белозерпева, П.Б.Бондарева, ВАЗакаева, З.ПВасильцовой, ВАНиколаева, АПОрловой, Г.ИЛетровой, и других исследователей.

Разработанность теоретических вопросов этнопедагогики определенным образом диссонирует с достаточно низким уровнем освоения идей народной педагогики практикой, В настоящее время еще только намечается позитивный сдвиг в использовании средств этнопедагогики в процессе перевоспитания. Эффективность использования идей народной педагогики в практической деятельности подтверждена в диссертационных исследованиях В.А.Николаева, Е.Б.Плотниковой. Обращение к национальным традициям в процессе перевоспитания подростков-гфавонарушителей приобретает все большую значимость. Но формы реализации этнопедагогических условий страдают однонаправленностью. Как правило, они представляют собой мероприятия коллективного характера, требующие серьезной предварительной подготовки и больших финансовых затрат, что приводит к отсутствию регулярности и системности в их проведении. Это снижает эффективность процесса формирования национальных ценностей, позитивных личностных качеств (толерантности, эмпатии и др.), способствующих снижению склонности к противоправному поведению. Инструментом реализации идей этнопедагогики в работе с подростками-правонарушителями является групповая форма. Она создает условия, определяющие глубокое восприятие воспитательного потенциала наследия предков, способствующие выбору адекватных ориентиров и жизненных позиций, формирующие умение правильного взаимодействия с окружающими людьми. Перечисленные условия реализации идей этнопедагогики рассматриваются, как система, в которой собраны содержательный и процессуальный аспекты. Данный подход определяется нами как этнопедагогическое сопровождение процесса перевоЗпфан^а^ощр^о^а«іщіввх)В^з|гагвжйособеннсютей этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания подростков-правонарушителей нами были выявлены следующие противоречия:

между острой необходимостью снижения преступности в среде подростков и недостаточной разработанностью инструментария процесса перевоспитания с учетом современных требований;

между объективной потребностью возвращения к народным традициям в обществе и отсутствием условий их проникновения в среду подростков-правонарушителей;

между потребностью к групповому общению и неспособностью выстраивания позитивного межличностного взаимодействия;

между традиционно используемыми формами работы с подростка
ми-правонарушителями (коллективная, индивидуальная) и потребностью в груп
повой работе с использованием средств этнопедагогической направленности.

В связи с этим возникает практически важная социально-педагогическая проблема: выявление особенностей этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания подростков-правонарунштелей.

Наличие выделенных противоречий и определение социально-педагогической проблемы обусловили практическую необходимость специального педагогического исследования на тему: «Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей».

Объект исследования - процесс перевоспитания подростков-правонарушителей.

Предмет исследования - содержание и формы этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания подростков-правонарушителей.

Цель исследования - выявить и обосновать психолого-педагогические условия этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания подростков-правонарушителей.

Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных качеств подростка-правонарушителя в ходе перевоспитания с использованием этнопедагогического сопровождения будет успешным, если этот процесс:

базируется на осмыслении приоритетности национальных ценностей для процесса перевоспитания подрсютка-правонарушителя;

строится на использовании этнопедагогических средств, наиболее интенсивно воздействующих на подростка-правонарушителя, доступных для его понимания и адекватных уровню его эмоционального и умственного развития;

предоставляет возможность подростку-правонарушителю проявить
себя в различных формах деятельности, стимулировать процессы самопознания и
самосовершенствования;

предполагает использование групповой формы работы в качестве
важнейшего компонента перевоспитания, базирующегося на возрастной потреб
ности подростка-правонарушителя к общению, межличностному взаимодейст
вию;

основывается на личностно-ориентированном, деятельностном, ак
сиологическом, гуманистическом подходах, способствующих усвоению позитив
ных норм поведения.

В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования выделены следующие задачи:

  1. выявить эффективность этнопедагогического сопровождения в организации процесса перевоспитания;

  2. определить основные психолого-педагогические особенности личности подростка-ігоавонарушителя;

  3. теоретически обосновать и экспериментально проверить условия реализации групповой формы работы с использованием средств этнопедагогики;

  4. разработать и обосновать содержание этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания подрсютков-правонарушителей.

Методологическую основу исследования составили:

философско — педагогические идеи зарубежных и русских мыслителей, определяющих роль национальных традиций в формировании личности (Г.В.Гегель, НЛ.Данилевский, И.Кант, ЬС.Н.Леонтьев, ИТ.Фихте, А.С.Хомяков и др.);

психолого-педагогические концепции перевоспитания: общепедагогической направленности (ДМЗюбин, В.НКудрявцев, НДЛевитова, А.С Макаренко, ГММиньковский); пенитенциарно-педагогической (Л.А.Высотина, В.Г.Деев, А.С.Новоселова, А.В.Пищелко); социально-педагогической (Н.Ф.Маслова, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик), этнопедагогической (Г.КВолков, В.А Николаев);

культурологические концепции формирования духовно-нравственных потребностей (А.В.Брупшинский, В.П.Зинченко, А.В .Петровский);

системный подход в психолого-педагогическом анализе структуры личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Н.А.Менчинская;

личнсклно-деятельностный и деятельностныЙ подходы в реализации процесса перевоспитания ( Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

- фольклористические концепции теории сказки и этнографические взгляды на ее
воспитательный потенциал (В.П.Аникин, М.К.Азадовский, С.Ф-Баранов,
ВГГусев, А,И.Никифоров} В.Я.Пропп, Ю.М.Соколов, В.И.Чичеров);

современные концепции по сказкотерапии (Б.Брун, И.В.Вачков, О.В.Защиринская, Т. Д.3инкевич-Евстигнеева, ЭЛедерсен, МРунберг, и др.);

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: культурологический (теоретический анализ педагогической, философской и психологической литературы); историко-функциональный (анализ методических пособий и практических разработок по проблеме исследования); системный, историко-логический, структурно-фуглщиональньш (моделирование); эмпирического исследования (наблюдение, опрос, сравнение, анкетирование, беседа); опытно-экспериментальный (констатирующий и формирующий эксперимент); праксиметрический метод (качественный и количественный анализ продуктов деятельности).

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа по теме исследования проводилась в школе-интернате п. Некрасовка Орловского района Орловской области; в подразделениях учреждений исполнения наказаний (уголовно-исполнительной инспекции Заводского р-яа и СИЗО - 1 г. Орла и

Дезорганизация исследования. Исследование проходило в четыре этапа: Первый этап (1995 - 2000 гг.) - проблемно-эмпирический. В ходе непосредственной социально-педагогической практики осуществлялось накопление и осознание эмпирического материала по перевоспитанию подростков-правонарушителей с использованием средств и условий народной педагогики.

Второй этап (2000 - 2002 гг.) - поисково-теоретический. Проведена поисковая работа концептуальных подходов к работе с правонарушителями путем анализа теоретических источников различных научных направлений (педагогического, психологического, философского, филологического, криминологического и т.д.), определены проблемные зоны в процессе перевоспитания подростков-правонарушителей, обусловившие необходимое направление научных исследований. Был определен методологический и понятийный аппарат исследования. Разработаны экспериментальные занятия, определены условия и формы работы этно-педагогической направленности с подрскггками-правонарушителями. Проведен констатирующий эксперимент, сделан анализ результатов, дающий возможность для уточнения и корректировки разработанной программы. Выявлены условия для проведения формирующего эксперимента.

Третий этап (2002 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальный. Проведена корректировка системы занятий этнопедагогической направленности, апробированных в ходе эксперимента на базе Некрасовской школы-интерната Орловского района Орловской области; сформулированы основные параметры формирующего эксперимента; отработана методика проведения групповой формы работы с подростками-правонарушителями; выявлены приемы и методы, обеспечивающие эффективность экспериментальной программы. Использование различных диагностических методов способствовали проверке достоверности гипотезы исследования; разрабатывалась система занятий этнопедагогической направленности, ориентированная на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей. Четвертый этап (2004 г.) - обобщающий. Завершена систематизация, апробация и обработка результатов эксперимента. Проанализированы и обобщены результаты, сформулированы основные выводы, проведено внедрение рекомендаций в педагогическую практику, проведено обсуждение полученных результатов, текстуально изложены результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении основных категорий народной педагогики, необходимых для перевоспитания подростков-правонарушителей, определении наиболее эффективных ус-

12 ловий для формирования позитивных личностных качеств. Установлено, что необходимым этнопедагогическим средством перевоспитания является русская народная сказка, утверждающая высокие духовно-нравственные основы и формирующая позитивные приоритеты. Рассмотрение различных видов сказки позволило выявить основные воспитательные функции этого жанра устного народного творчества. Разработаны теоретические и методические основы перевоспитания подростков-правонарушителей средствами этнопедагогики. На основе системного подхода определены педагогические условия формирования толерантности и эм-патии, качеств, необходимых для переориентации жизненных позиций и установок у подростков-правонарушителей. Установлены критерии и показатели, позволяющие определить уровень усвоения позитивного опыта взаимодействия подростками-правонарушителями. Доказана необходимость использования групповой формы работы как наиболее продуктивной, способствующей освоению адекватных норм поведения.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке психолого-педагогического обоснования системы воздействия на подростка-правонарушителя средствами этнопедагогики для переориентации деформированных личностных качеств; в определении условий, повышающих эффективность процесса усвоения духовно-нравственных и национальных ценностей; в разработке механизма проведения групповой формы работы этнопедагоги-ческой направленности с подростками-правонарушителями на основе педагогики сотрудничества с использованием элементов самопознания в процессе эвристической, аналитической, познавательной и творческой деятельности; в разработке программы «Перевоспитание подростков-правонарушителей средствами этнопе-дагогической направленности» и методической инструментовки диагностирования личностных качественных характеристик в ходе проведения мероприятий воспитательного воздействия, в выработке рекомендаций для реализации в практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялось на протяжении многолетней практической деятельности, а также в течение всего периода ис-

13 следования путем личного участия в проектировании и проведении экспериментальной работы в Некрасовской школе-интернате Орловского района Орловской области; в подразделениях учреждений исполнения наказаний (уголовно-исполнительной инспекции Заводского р-на г. Орла, СИЗО - I г. Орла и др.). Результаты исследования обсуждались на научно-методических конференциях и семинарах: Научно-практические чтения МГСУ (Москва, 2002, 2003, 2004 гг.); Международная конференция «Международное и отечественное законодательство по вопросам применения альтернативных тюремному заключению наказаний. Проблемы и пути их решения в России» (Орел, 2002 г.); Совещание с заместителями начальников территориальных органов и руководителями учреждений УИС, участвующих в проведении эксперимента в 2003 - 2004 годах по созданию и функционированию в исправительных колониях участков (центров) психолого-педагогической и социальной работы с осужденными (Орел, 2002 г.); Международный семинар «Морально-этические аспекты деятельности руководителей пенитенциарных учреждений» (Орел, 2002 г); Международная научно - практическая конференция «Совершенствование деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних» (Орел, 2003 г.); Областная научно-практическая конференция «Социальное обслуживание семьи и детей: первое десятилетие» (Орел, 2003 г.); Научно - практическое совещание сотрудников образовательных учреждений интернатного типа по проблеме перевоспитания трудных подростков (Орел, 2003 г.).

Результаты диссертационного исследования нашли применение в преподавании курсов «Технология социальной работы», «Технология работы со службами социальной реабилитации».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание этнопедагогического сопровождения включает в себя формирование позитивных духовно-нравственных представлений у подростков-правонарушителей.

  1. Русская народная сказка как средство этнопедагогического сопровождения стимулирует развитие познавательной и творческой активности подростков.

  2. Установлены возрастные и психолого-педагогические составляющие личности подростка-правонарушителя, определяющие условия для целенаправленного педагогического воздействия, способствующего личностной переориентации.

  3. Разработанная содержательная составляющая групповой формы работы с подгхкггками-правонарушителями интенсифицирует формирование позитивно значимых личностных качеств.

  4. Специфика структуры занятий обуславливает эффективность этнопедагогического сопровождения процесса перевоспитания.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, обоснованных идеями философов, психологов, ученых-педагогов, педагогов-практиков; обусловлена исходными методологическими принципами, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; логикой проведения эксперимента, соответствующих цели, задачам, гипотезе исследования; качественным анализом; внедрением результатов исследования в практику.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В работе содержится 5 таблиц, 20 рисунков, 2 диаграммы.

Проблемы перевоспитания подростков-правонаруцштелй в свете исторического развития философско-педагогической мысли этнопедагогической направленности

В настоящее время отмечается тенденция пополнения преступной среды лицами подросткового и юношеского возраста. Ряд проблем, определяющих рост числа правонарушителей данного возраста, связан со снижением эффективности применяемых методов и средств воспитательного воздействия. Содержательная целостность используемого воспитательного потенциала в работе с данной категорией лиц заложена в основе процесса перевоспитания. Интегративный характер проблем, вызывающих отклонения в поведении подростков, объективная и субъективная сложность их возвращения к нормальному образу жизни, определили необходимость вскрытия сущности понятия «перевоспитание». Сущностные составляющие понятия «перевоспитание» целесообразно сопоставить с понятием «воспитание». Понятие «перевоспитание» имеет значительное семантическое сходство с понятием «воспитание». Категория «воспитание» является центральным понятием педагогической науки. Лексическое значение слова «воспитание» обусловлено его корнем «питание» и буквально означает вскармливание, питание ребенка. По мнению П.И, Ковалевского, «воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества» [126,177]. В трудах педагогов воспитание понимается как подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе, осуществляемая государственными и общественными структурами, контролируемая обществом. Следовательно, для того, чтобы ребенок был неотъемлемой частью того общества, в котором ему предстоит жить, он должен впитать в себя все его ценности, усвоить общепринятые нормы поведения.

Народное воспитание, как и воспитание в целом, является многофакторным, специально организованным процессом. Принято выделять следующие факторы воспитательного воздействия на личность: наследственность, среда (социальная, природная, экономическая, этнокультурная и др.), целенаправленное педагогическое воздействие и активность самой личности. Воздействие этих и других факторов может носить как организованный, так и стихийный характер, совпадать или не совпадать с направленностью развития личности, содействовать или препятствовать ее совершенствованию. Педагогическое воздействие факторов перевоспитания проявляется в формировании позитивных ценностных ориентации, социальных норм, черт характера и др. Для перевоспитания необходимо специальное воспитательное воздействие, направленное на нивелирование негативных проявлений. Традиционно такое воздействие на личность является перевоспитанием.

Как показывают исследования в области этнопедагогики, существенной ценностью общества являются народные традиции, нравы, обычаи, освоение которых выступает существенным фактором успешности воспитательной деятельности.

Воспитывать в духе народности, значит внедрять такие духовные и физические качества, которые характерны той народности, к которой принадлежит воспитанник. Это способствует использованию воспитательного потенциала предшествующих поколений, его дополнению и обновлению в духе времени. Народное воспитание должно быть «в духе той религии и государственных устоев, в которой живет данная народность, соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» [126, 177]. При этом не должно быть отрицания достижений воспитательного потенциала других наций, необходимо прослеживать и использовать те инонациональные элементы, которые могут послужить положительным дополнением к существующей традиционной системе воспитания.

В народном воспитании определяющими являются этнокультурные условия, влияющие на процесс формирования и становления личности. Именно они создают предпосылки для формирования менталитета народа (нации). Под менталитетом понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Менталитет определяет специфическое отношение к труду, представление о быте, этические (доброты, сдержанности и т.д.) и эстетические (идеалы красивого и некрасивого) нормы, представление о семейном счастье и т.д. Следовательно, глубинная сущность менталитета представляет собой совокупность биологических, исторических, культурных и других факторов, свойственных данному народу. В соответствии с традициями, принятыми в обществе, по мнению французского этнолога Клода Леви-Стросса, выбирается соответствующее поведение, способ разрешения проблем воспитания и перевоспитания.

В ряде теоретических исследований (А.В. Апраушев, В.М. Корогов, А.В. Мудрик, К.А. Шварцман и др.), определена возможность рассмотрения воспитания и перевоспитания с различных позиций: философской, биологической, социальной, культурологической и др. С позиции биологического видения, воспитание следует понимать как совокупность действий, определяющих психофизическое развитие воспитанника. Народное воспитание предполагало выстраивание системы воспитания в соответствии с природными условиями проживания. С культурологической точки зрения, воспитание определяется сводом представлений о складывающихся веками нормах общечеловеческой культуры, которые приобщают воспитуемого к духовным ценностям предшествующих поколений. Данная позиция в народном воспитании усматривается в таких сферах жизнедеятельности, как семейное, общественное и религиозное воспитание.

Условия реализации групповой формы работы в процессе перевоспитания подрсстков-правонарушителей

По данным теоретических исследований, основными факторами формирования личности подростка являются социально-экономическая и политическая обстановка в стране, особенности быта, культуры и природы места проживания, окружение и др. Доказано, что негативное воздействие на подростка-правонарушителя оказывает в большинстве случаев семья, а его дальнее окружение становится зоной развития и реализации асоциального поведения. Искажения потребности — мотивационной и эмоционально — волевой сфер, низкий культурный и познавательный уровни, искаженные представления в области реализации значимых потребностей, нравственных установок и приводят подростка к совершению преступления. Психолого-педагогическими особенностями личности определяется выбор форм и средств, спс Х)6ствуюших переориентации подростка-правонарушителя.

В основе предлагаемой системы сопровождения процесса перевоспитания подгх стков-правонарушителей используется воспитательный аспект, заложенный в русской народной сказке, имеющий высокую эффективность педагогического воздействия. Выбор воспитательных средств, рекомендуемых в работе с подростками, совершившими преступления, базируется на основных принципах народной педагогики: гуманизма, культуросообразносги, природосообразности, коллективности. Использование принципов народной педагогики направлено на достижение основной цели перевоспитания, которая предполагает формирование личности подростка правонарушителя не по заданным образцам, а развитие в нем потребности к самопознанию и самореализации духовно-нравственных возможностей. Для достижения поставленной цели перевоспитания нами предполагается решение следующих задач:

1) доказать необходимость использования групповой формы работы, создающей комфортные условия межличностного взаимодействия в процессе перевоспитания;

2) определить условия формирования способностей ухода подростка правонарушителя от пессимистических мыслей и переживаний;

3) сформировать позитивный настрой, жизнерадостность, целеустремленность;

4) создать условия для нивелирования представлений подростка о негативном отношении к себе со стороны окружающих;

5) выявить факторы, способствующие опосредованному приобретению

опыта бесконфликтного взаимодействия.

В процессе выявления механизмов воспитательного воздействия средствами этнопедагогики сложилось представление о конечном результате разрешения задач перевоспитания подростков-правонарушителей. К ним относятся:

- подготовка подростка к адекватному реагированию на возникающие проблемы;

- выбор конструктивных форм решения проблем, через обретение жизненного опыта;

- формирование умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность;

- формирование волевых качеств и критических способностей; создание условий для позитивного восприятия переживаний, действий и оценок окружающих;

- формирование способности к эмпатическим проявлениям и толерантности; воспитание качеств, необходимых для личностного совершенствования: доброжелательности и совестливости.

Разрешение поставленных задач для достижения цели перевоспитания осуществлялось с использованием воспитательного потенциала средств народной педагогики - русской народной сказки, применением групповой формы работы с подростками-правонарушителями.

Время проведения экспериментального исследования - период с 2002 по 2004 г.г. Место проведения - школа - интернат п. Некрасовка Орловской обл.; учреждения исполнения наказаний (уголовно исполнительные инспекции г. Орла, СИЗО - 1 - подростки, осужденные за совершенное правонарушение к мере наказания, не предусматривающей лишение свободы); Шаховская воспитательная колония Орловской области. Поэтапная апробация проводилась с целью выявления эффективности этнопедагогического сопровождения в процессе перевоспитания.

В настоящее время возникла насущная необходимость в использовании новых форм работы с подростками, совершившими противоправные действия, что обусловило поиск эффективных форм работы с правонарушителями. Выбор новых форм определялся следующими условиями: половозрастными и психофизическими особенностями подростков; сложными условиями, в которых происходит взросление; высоким уровнем тревожности; сниженными адаптивными способностями; высокой степенью недоверия к окружающим; высоким уровнем ориентации на особый вид деятельности - общение в среде сверстников и др. Выбор форм работы с данной категорией лиц направлен на адекватное развитие подростка, формирование его как жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами, подготовку к успешному взаимодействию в социуме, противостоянию различным формам девиаций в целях профилактики совершения правонарушений.

Структура экспериментальных занятий и ее влияние на эффективность использования русской народной сказки в процессе перевоспи тания подростеов-правонарушителей

В сложившейся системе перевоспитания достаточно активно используются различные формы и методы воспитательного воздействия средств народной педагогики. Общеизвестно, что русская народная сказка на протяжении многих столетий воспринималась как образец народной мудрости, скрывающий в себе огромный воспитательный потенциал. Обращение к истокам народной мудрости на современном этапе, способствует повышению интереса к устному народному творчеству, устанавливает духовную связь между историческим прошлым и настоящим, повышает эффективность процесса перевоспитания. Традиционно сказка применялась как инструмент репродуктивного характера. В настоящее время возникла необходимость использования произведений устного народного творчества в инновационных формах. Стремление к активизации воспитательного воздействия средств народной педагогики обусловило включение народной сказки в систему групповых занятий с подростками-правонарушителями.

Разработанная в ходе проведения эксперимента система занятий была призвана решить следующие задачи: пробуждение позитивной целеустремленности, формирование адекватной самооценки, создание условий, способствующих опосредованному приобретению опыта бесконфликтного взаимодействия, формирование волевых качеств, способности к эмпатическим проявлениям, толерантности и т.д. Определение поставленных задач, выбор формы работы и средств перевоспитания обусловлено социально-психологическими особенностями личности подростков-правонарушителей, выявленных в процессе теоретических исследований и в ходе проведения экспериментальной работы.

Для участия в эксперименте были сформированы контрольная и экспериментальная группы подростков-правонарущителей. Количество подростков, участвующих в эксперименте, составляло 152 человека. Формирование групп осуществлялось с учетом ранее выделенных критериев. Четырнадцатилетние подростки правонарушители составили 9,1% от общего количества испытуемых, шестнадцатилетние - 9,1%, семнадцатилетние - 40,9%, восемнадцатилетние - 40,9%. 72,7% -выходцы из неполных семей, входящих в группу риска, 9,1% - подростки, не имеющие родителей, 18,2% - из полных семей.

Анализ характера правонарушений, совершенных членами экспериментальной группы, показывает, что 40,9 % испытуемых совершили преступления, направленные против личности (ст.105, ч. II; ст.131, ч. II; ст.131, ч. Ш; ст.132, ч. Ш; ст.135, ч. И), 59,1% - преступления, связанные с посягательством на собственность (ст. 158, ч. П; ст. 112, ч. П; ст. 113, ч. П; ст. 162, ч.П; ст. 166, ч. П). Количество подростков, имеющих первую судимость, составляет 59,1%, совершивших повторное преступление - 40,9%. 86,4% из испытуемых подростков состояли на учете в ИДН, 13,6% - не состояли.

Проведенные исследования с использованием стандартных диагностических методик на выявление уровня коммуникативной толерантности, оценки самоконтроля в общении, выявление социально-психологических установок, уровня эмпатических способностей и т.д., ориентированных на подростков и адаптированные к категории правонарушителей, позволили выявить основные проблемные личностные особенности подростков-правонарушителей[189;190]. В процессе проведенных диагностических исследований были выявлены: низкий уровень самооценки, низкий уровень самоконтроля в общении, высокий уровень тревожности, жестокое отношение к окружающим, низкий уровень эмпатических способностей, низкий уровень коммуникативной толерантности.

Выявленные результаты диагностических исследований использовались для составления содержательной составляющей групповых занятий, в основе которых заложены идеи, принципы и средства народной педагогики. В отношении подбора средств народной педагогики предпочтение отдано русским народным сказкам, использование которых предполагает формирование различных навыков, направленных на преодоление трудных жизненных ситуаций, переориентацию личностных установок, формирование позитивного взаимодействия с окружающими людьми, с предпочтительным выбором при этом позитивных форм поведения.

Похожие диссертации на Этнопедагогическое сопровождение процесса перевоспитания подростков-правонарушителей