Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Красноперова Татьяна Вадимовна

Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов
<
Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Красноперова Татьяна Вадимовна. Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Иркутск, 2007 222 с. РГБ ОД, 61:07-13/1126

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов 17

1.1 Интерес к музыке как педагогическая категория 17

1.2 Пути формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов 40

1.3 Критерии и показатели сформированности интереса к музыке у учащихся 1-8 классов 63

Выводы по первой главе 83

ГЛАВА 2. Конструирование процесса формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов 87

2.1 Обогащение содержания учебного предмета «Музыка» как ведущего условия формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов 87

2.2 Организация процесса формирования интереса учащихся к музыке через традиционные и инновационные формы внеучебной работы 104

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 122

Выводы по второй главе 141

Заключение 144

Литература 149

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы формирования интереса учащихся к музыке обусловлена интеграцией России в мировое информационное сообщество и, как следствие, в поликультурное пространство, требующее переосмысления и разработки новых концептуальных основ художественного образования.

Образовательная политика России переходного периода определена и представлена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. г. №1756-р). Она направлена на создание механизма, заключающегося в устойчивом развитии системы образования, что выражается в создании конкретных оптимальных условий для социализации обучающейся личности, обеспечивающих ее максимальное самоопределение, самореализацию и духовное самосовершенствование.

Современные социокультурные условия сегодня значительно усложнили реализацию полноценного образования. Причиной тому стали достаточно изменившаяся социальная обстановка, поменявшиеся воспитательные приоритеты, увеличившаяся возможность использовать образование и искусство в целом для становления личности и формирования ее лучших качеств. Наработанные ранее в этой области теоретические основы и умозаключения исследователей к настоящему времени в определенной мере утратили свою значимость, что вновь повлекло за собой выявление новых аспектов и направлений, а также современных подходов к их реализации.

Реальное состояние проблемы формирования интереса учащихся к музыке в условиях среднего общеобразовательного учреждения становится чрезвычайно актуальным, поскольку является неразрешенной, а также недостаточно изученной. Своевременное ее решение позволит направить мысли и лучшие качества личности школьника на уничтожение самых разрушительных тенденций, проявившихся сегодня в обществе; на самосохранение «СЕБЯ» как высоконравственной и духовно богатой личности; продвижение своего самосознания по пути к высокохудожественным идеалам.

В связи с этим стремительно развивающееся современное общество предъявляет все новые требования к образовательным учреждениям различного типа и в особенности это наблюдается по отношению к массовой школе, к организации педагогического процесса, а также его субъектам, имеющим прямое отношение к результатам обучения и качеству образования в целом.

Актуализация исследования проблемы формирования интереса учащихся к музыке обусловлена следующими факторами:

развитием новой социокультурной ситуации в России начала XXI в.;

развитием и углублением теоретических умозаключений исследователей;

проявлением состояния низкого уровня духовной культуры подрастающего поколения;

усилением проблем формирования духовно-нравственной личности;

расширением культурно-образовательного пространства, мотивационной среды и мотивационной сферы школьников;

формированием универсальных способов интеграции полихудожественной деятельности;

установлением коммуникационных связей и диалогового общения как средства делового сотрудничества между разными субъектами образовательного процесса;

расширением образовательного пространства за счет информатизации образования;

обострением интереса к использованию современных компьютерных и Интернет-технологий;

практикой становления высоконравственной личности в многонациональном обществе, направленной на преодоление кризисных явлений, критических жизненных ситуаций и отношений, вызванных низким уровнем духовной культуры общества.

В связи с этим в современной педагогической ситуации возникла необходимость перехода к новому образовательному пространству, в котором музыка занимает одно из ведущих средств развития личности, она способна

выступать формирующим средством во всех ее проявлениях, поскольку обладает сильным преобразующим воздействием. Однако с каждым годом наблюдается значительная тенденция к снижению интереса учащихся к учебному предмету «Музыка».

Практический опыт свидетельствует, о недостаточной сформированности у школьников потребности в общении с искусством. Сегодня такая потребность почти полностью утратила свои традиции и ценностные ориентиры. Кроме того, проявляется незначительный интерес к образовательной области «Искусство», в целом, и музыкальному, в частности. В некоторых случаях наблюдается полное его отсутствие.

Подтверждением тому являются данные проведенного исследования, включающего анкетирование, экспресс-опрос, интервьюирование. Так, из 520 респондентов 11% согласились с тем, что это актуально и необходимо для формирования полноценной, гармонично развитой личности; 18% подчеркнули важность и актуальность данной проблемы, которую видят в оздоровлении духовно-нравственного потенциала нации в целом; 26%) опрошенных считают, что данный предмет и уроки музыки нужны для релаксационной разгрузки учащихся, поскольку дети сильно устают от других уроков, а отдых, это всегда интересно, поэтому в данном случае интерес присутствует сам собой и формировать его нет необходимости; 45% считают, что данный предмет и уроки музыки в массовой школе вообще не нужны, поскольку сегодня требование времени выдвигает другие ориентиры.

Таким образом, огромный воспитательный потенциал музыки в формировании духовно богатой личности, с одной стороны, а с другой -отсутствие (низкий уровень) интереса к ней и недостаточная разработанность технологий его формирования в процессе обучения в массовой школе различного типа свидетельствуют о высокой степени актуальности выдвинутой проблемы.

Наряду с этим, данный этап модернизации образовательной политики определяется значительным проникновением в него искусства, оказывающим положительное влияние на развитие школьников. Оно явилось

6 основополагающим в ряде концепций, о чем свидетельствуют работы Д.Б. Кабалевского, Б.М. Йеменского, Б.П. Юсова, Л.В. Горюновой, Т.Я. Шпикаловой, Ю.Б. Алиева, Т.С. Комаровой, Л.М. Предтеченской и др.

Таким образом, реальное состояние проблемы формирования интереса учащихся к музыке в условиях среднего общеобразовательного учреждения подтверждает актуальность избранной темы. Она имеет достаточно богатый опыт, что проявляется в ее разностороннем изучении, рассматривается сквозь призму обобщения массового педагогического опыта отечественных и зарубежных теоретиков, исследователей, педагогов-практиков, а также собственного педагогического и практического опыта диссертанта.

Совершенно очевидно, что проблема интереса является объектом исследования различных научных областей. Социологический аспект достаточно широко рассматривался в работах А.Г. Здравомыслова, А.Н. Сохора, Л.Г. Когана, П.Е. Кряжева, Д.А. Кикнадзе, В.Ц. Цукермана, И.Я. Долговой, И.В. Логиновой, Л.П. Чуриной и др.

При рассмотрении необходимых для нашего исследования аспектов проблемы интереса важное значение имели работы в области общей психологии: Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, В.Г. Иванова, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна; общей педагогики: И.Ф. Гербарта, А.К. Дусавицкого, М.А. Верб, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, Е.А. Ямбурга и др.

Проблему конструирования педагогического процесса как педагогической технологии разрабатывали ученые А.П. Беспалько, В.Г. Гульчевская, Т.М. Давыденко, Е.А. Осипова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Г.К. Селевко, Т.А. Стефановская, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.. Большую значимость и важность для нашего исследования представили педагогические технологии: Ш.А. Амонашвили, B.C. Библера, Е.Н. Ильина, СЮ. Курганова, В.М. Монахова; М. Монтессори, А.Н. Тубельского, Р. Штейнера, М.П. Щетинина.

В исследовании определена и сохранена ведущая идея формирования личности школьника на разных ступенях образования, которая рассматривалась как важная проблема учеными педагогами: В.Б. Бондаревским, А.И. Дуловым, И.С. Кон, Б.Т. Лихачевым, И.П. Подласым, Т.А. Стефановской, Н.Е. Щурковой.

Вместе с тем, значительно дополнили и позволили наиболее глубоко рассмотреть и расширить специфическую направленность изучения проблемы формирования интереса к музыке в музыкальной психологии научные исследования: Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, В.И.Петрушина, В.Г. Ражникова, Б.М. Теплова; в музыкальной педагогике исследования: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина, Т.А. Челышевой, СТ. Шацкого, А.А. Шеншина, Л.В. Школяр и др. С помощью их исследований появилась возможность многоаспектно рассмотреть проблему интереса к музыке в массовой школе.

Базовая подготовка учащихся по образовательной области «Искусство» в массовой школе, достаточно широко освещалась в работах: О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.П. Масловой, Е.В. Николаевой, М.А. Румер, Н.А. Терентьевой, Л.В. Школяр и др.

Отдельные вопросы формирования и развития интереса к музыке в рамках среднего школьного образования и учебного предмета «Музыка» рассматривались в исследованиях Ю.Б. Алиева, А.И. Евсеева [84], С. Кулиева [127], В. Михайлова, Г. Федорова [229] и др.

В процессе анализа научной литературы выявлено, что вопросам изучения формирования интереса уделяется достаточно большое значение, однако наряду с этим, научные исследования по формированию интереса учащихся к музыке носят, на наш взгляд, в определенной степени, фрагментарный характер, не всегда соответствуют системному подходу к развитию необходимых качеств личности учащегося, каковым может выступать категория «интерес».

В настоящее время об актуальности проблемы формирования интереса учащихся к музыке свидетельствуют противоречия, возникшие: между изменившимся характером взаимодействия учителя-предметника с учащимися разных возрастных категорий и традиционной системой образования; между требованиями развития субъект-субъектных отношений и общением с детьми в субъект-объектной парадигме; между традиционной технологией организации педагогического процесса и современными задачами подготовки выпускника среднего общеобразовательного учреждения; между необходимостью формировать интерес к музыке и практикой, которая далеко не всегда его формирует.

Выявленные противоречия и поиск путей их разрешения, позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении и проверке научно обоснованных педагогических условий организации процесса формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность, общепедагогическая и несомненная практическая значимость, обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов.

Объект исследования: педагогический процесс в среднем общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов.

Гипотеза: процесс формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов будет эффективным в том случае, если:

- будут определены и разработаны критерии и уровни интереса к музыке для каждой возрастной ступени, а также комплекс диагностических методик по его изучению;

содержание учебного предмета «Музыка» будет обогащено посредством введения в педагогический процесс варианта программы «Восхождение к духовности»;

в состав целостных базисных и вариативных знаний о музыке будут введены дополнительные знания через авторские программы внеучебной работы «Встреча с прекрасным» и «Музыкальный эрудит», реализуемые с помощью новых компьютерных и Интернет-технологий;

сами учащиеся будут вовлечены в практическую деятельность, связанную с музыкой посредством «Виртуальной студии музыкального дизайна» как инновационной формы учебных занятий.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и теоретически обосновать необходимость формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов в современных социокультурных условиях.

  2. Теоретически обосновать педагогические условия формирования интереса к музыке, являющиеся основой авторской модели организации целостного педагогического процесса в образовательном учреждении по формированию интереса к музыке у учащихся 1-8 классов.

  3. Определить критерии и показатели формирования интереса учащихся к музыке в школе I и II ступени, обеспечить их диагностическим сопровождением.

  4. Экспериментально проверить эффективность выделенных педагогических условий по формированию интереса учащихся к музыке.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские и педагогические положения, отраженные в исследованиях Б.С. Гершунского, Г.Д. Гачева, В.А. Здравомыслова, Д.А. Кикнадзе, Н.В. Кичук, Т.Н. Панкратова; формирование и развитие интереса в процессе учебной и познавательной деятельности заложенные в трудах известных педагогов-классиков - И.Ф. Гербарта, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, также П.П. Блонского, А.К. Маркова, А.К. Дусавицкого, Т.Н. Шамовой. Г.И. Щукиной и

др.; педагогические основы организации педагогического процесса рассматривались в работах Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Т.А. Стефановской, М.И. Шиловой и др.; психологические теории деятельности и личности как субъекта деятельности: С.А. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищева и др.; психолого-педагогические теории развивающего обучения: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.; философские положения в области культуры, искусства, музыкального образования отражены в трудах С. Аристотеля, А. Платона, Ф. Гегеля, К.А. Гельвеция, И. Канта, Э.Б. Кондильяка, Дж. Дьюи, Б.В. Асафьева, Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, А.Ф. Лосева, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Р.А. Тельчаровой, Б.М. Целковникова, Л.В. Школяр и др.; концепции психологии искусства: Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинер, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова, Г.С. Тарасова, Б.П. Юсова и др; педагогики искусства: Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова, Н.П. Шишлянниковой, Б.М. Целковникова и др.; теория восприятия искусства: А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевского, Л.П. Масловой, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, А.Н. Сохор, Р.А. Тельчаровой и др.

Указанная теоретико-методологическая база предопределила основу для данного исследования, что позволило обосновать ряд положений и создать авторскую модель формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. Методы педагогического исследования:

изучение и анализ необходимых документов, результатов деятельности, научной литературы по проблеме исследования в области философии, социологии, эстетики, психологии, педагогики, музыкознания, музыкальной психологии и педагогики, частной методики преподавания предмета «Музыка»;

изучение состояния вопроса в отечественной и зарубежной теории и практике, а также анализ и обобщение собственного опыта педагогической деятельности как учителя музыки с целью определения эффективных и

11 оптимальных путей решения проблемы исследования по формированию интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии;

ретроспективный анализ собственной практической деятельности, осуществляемой в процессе преподавания учебного предмета «Музыка», методики музыкального воспитания и руководства педагогической практикой студентов государственного областного музыкального училища, а также руководства городским методическим объединением учителей музыки;

анкетирование, тестирование и интервьюирование учителей, родителей, преподавателей педагогического колледжа, государственного областного музыкального училища, студентов отделения преподавателей музыки;

беседы с учащимися различных возрастных категорий и разных образовательных учреждений, родителями учащихся с целью выявления отношения к музыке как к школьному учебному предмету и виду искусства;

наблюдения за степенью активности учащихся в процессе «включения» их в деятельность, связанную с музыкой;

педагогический эксперимент;

моделирование, сравнительный и системный анализ полученных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования явилось МОУ «Гимназия №1» г. Братска. Частные выводы проверялись в общеобразовательных учреждениях СОШ № 16, 36, государственном областном музыкальном училище, педагогическом колледже г. Братска.

Решение поставленных задач по проверке выдвинутой нами гипотезы осуществлялось в три этапа.

I этап (1991-1994 гг.) - осмысление и оценка состояния исследуемой проблемы; изучение и анализ научных, теоретических, практических и организационно-методических основ проблемы исследования; определение исходных положений, имеющих принципиально важное значение для изучения и формирования интереса учащихся к музыке в условиях инновационной школы; продумывалась и разрабатывалась концепция исследования;

формулировались цель, задачи и основные положения гипотезы, а также определялись способы ее экспериментальной проверки; разрабатывались методики констатирующего эксперимента.

II этап (1994-2002 гг.) - проведение формирующего эксперимента, с
учетом полученных данных по организации педагогического мониторинга со
всеми входящими в него контрольными и диагностическо-коррекционными
функциями; разработка теоретико-концептуальных и организационно-
педагогических основ деятельности гимназии №1 как инновационного
учреждения по формированию интереса учащихся к музыке; выявление
оптимальных условий и эффективных путей организации целостного
педагогического процесса в рамках школьного учебного предмета «Музыка».

III этап (2002-2005 гг.) - систематизация, корректировка и обобщение
основных положений исследования, полученных результатов; завершение
формирующего эксперимента; формулировка выводов диссертационного
исследования; корректировка и завершение вариантов программ, методических
разработок, рекомендаций по формированию интереса учащихся к музыке для
методистов, учителей музыки, учителей начальной школы; издание программы
по формированию интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. Оформление
текста и необходимых материалов диссертационного исследования, работа с
материалами приложений.

Научная новизна исследования:

впервые «интерес к музыке» рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее духовное богатство этой личности, характеризуемое ценностным отношением к музыке на базе новых знаний о музыке, умений в деятельности, связанной с музыкой;

разработана и реализована модель формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов, отличительной особенностью которой является ее двухуровневое построение, сквозные этапы тематического развития, интегрирующиеся во внеучебной работе посредством организации традиционных и инновационных форм деятельности;

- установлено, что расширение педагогического пространства урока за счет
введения инновационных форм внеучебной работы - «Школьная филармония
для детей и юношества», «Малая академия искусств», «Виртуальная студия
музыкального дизайна» - позволяет формировать интерес к музыке на
качественно новом уровне с помощью современных компьютерных и
Интернет-технологий.

Теоретическая значимость исследования:

уточнен и обогащен научно-терминологический аппарат педагогики как науки: даны собственные дефиниции понятий: «интерес», «музыкальный интерес», «интерес к музыке», «модель», «модель интереса к музыке», структура «интереса к музыке»;

получила дальнейшее развитие теория целостного педагогического процесса в массовой школе (содержание предмета «Музыка» обогащено посредством введения обновленного варианта программы «Восхождение к духовности»; в состав целостных базисных и вариативных знаний о музыке введены дополнительные знания через авторские программы внеучебной работы «Встреча с прекрасным» и «Музыкальный эрудит»);

доказано, что арсенал педагогических форм работы с учащимися может быть дополнен «Виртуальной студией музыкального дизайна» как эффективной формы учебных занятий.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:

разработана программа формирования интереса учащихся к музыке «Гармония вдохновения», составляющими которой являются: адаптированный вариант программы «Восхождение к духовности», авторские программы «Встреча с прекрасным» школьной филармонии для детей и юношества, «Музыкальный эрудит» малой академии искусств научно-гимназического общества учащихся;

созданы научно обоснованные методические рекомендации «Изучение чувств и эстетических качеств личности у учащихся 1-8 классов на уроках

музыки» для учащихся, родителей, студентов - будущих учителей музыки, методистов и учителей-практиков;

разработаны методики проведения занятий в рамках вышеуказанных авторских программ, включающих в себя серию упражнений и заданий по работе в «Виртуальной студии музыкального дизайна»;

создан информационно-методический фонд разработок, музыкальных, литературных, художественных произведений в качестве фактического дидактического материала к занятиям по авторским программам «Встреча с прекрасным» и «Музыкальный эрудит».

Достоверность результатов, научных выводов и рекомендаций по исследованию обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением целого комплекса соответствующих методов исследования, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования, а также результатов педагогического опыта и апробацией результатов в сфере массового музыкального образования, показавшей правомерность положений разработанной нами гипотезы и положительных результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений и предварительных итогов научного поиска на научно-практических конференциях Межвузовской лаборатории проблем педагогического образования при Иркутском лингвистическом университете (1996-2002); традиционных годичных собраниях Восточно-Сибирского центра развития педагогической науки и образования при Международной академии наук педагогического образования (2002-2006); научно-методической конференции в Братском государственном техническом университете (БрГТУ) по проблеме «Обновление всех аспектов высшего образования - требование XXI века» (2000).; XIV региональной научно-методической конференции в Братском государственном техническом университете (БрГТУ) по проблеме «Инновации в высшем образовании на рубеже веков» (2001); научно-

методической конференции в Братском государственном педагогическом колледже №1 (БГПК) по проблеме «Гуманизация образования - путь личностного развития субъекта деятельности» (2001); научно-методической конференции в Братском государственном педагогическом колледже №1 (БГПК) по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (2002); фестивале педагогических идей «Открытый урок» при Издательском доме «Первое сентября» (Москва, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006, 2006-2007 гг.); научно-практической конференции МГПИ и Музыкального общества Иркутской области по проблеме «Музыкальное образование школьников: традиции и инновации», посвященной 100-летию Д.Б. Кабалевского. (Иркутск, 2004); научно-практических конференциях гимназии №1 г. Братска совместно БГПК №1 и БрГТУ по проблеме «Инновации в учебном процессе» (1998); городских педагогических чтениях в г. Братске (1993-2007).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Интерес к музыке есть интегративное качество личности, обеспечивающее духовное богатство этой личности, характеризуемое ценностным отношением к музыке на базе новых знаний о музыке, умений в деятельности, связанной с музыкой.

  2. Двухуровневая авторская модель формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов, интегрирующая учебную и внеучебную работу, обеспечивает последовательное «восхождение» школьника к цели (интерес к музыке) за счет освоения содержания пропедевтического и итогового уровней с промежуточным результатом - познавательное влечение к музыке, что, в свою очередь, способствует полноценному динамичному духовному развитию.

  3. Обогащенное содержание инвариантной части образовательного стандарта за счет авторских программ «Встреча с прекрасным» и «Музыкальный эрудит» позволяет формировать интерес к музыке на качественно новом уровне, приобщает учащихся к миру искусства, способствует их личностному росту.

  1. Эффективность вовлечения учащихся в практическую деятельность определяется активностью их «включения» в «Виртуальную студию музыкального дизайна» с помощью компьютерных и Интернет-технологий, являющихся наиболее востребованными и вызывающими особый интерес у современных школьников.

  2. Результативность формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов определяется следующими критериями: знания, умения, отношения, представленные в исследовании когнитивным, процессуально-операционным и мотивационно-личностным компонентами.

Идеи, результаты и основные положения по теме диссертационного исследования отражены в 17 публикациях автора.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем диссертационной работы составляет 172, а с приложениями - 222 страницы машинописного текста. Работа включает: 7 таблиц, 3 схемы, 1 рисунок, 6 диаграмм; список используемой и цитируемой литературы из 260 источников и 31 полезного Интернет-ресурса, 4 приложения.

Интерес к музыке как педагогическая категория

Теоретическая основа изучения проблемы интереса всесторонне волновала умы исследователей и охватывала достаточно широкий пласт ее рассмотрения с разных позиций и в разных аспектах, как теоретических, так и практических.

Этимология понятия «интерес» имеет свою давнюю историю. Следует отметить, что до сих пор исследователи не пришли к единогласному решению, т.к. их точки зрения на эту проблему еще продолжают рассматриваться и изучаться, вызывая, по настоящее время, некоторые споры и разногласия.

В науке данное понятие подразделяется на две категории: психологическую и педагогическую, хотя изучают его и другие науки, такие как философия, социология, медицина и многие другие.

Проблему интереса широко и многоаспектно в психолого-педагогической литературе рассматривали и представляли как зарубежные, так и отечественные ученые, психологи, педагоги-практики. Мы не ставим своей задачей осветить все аспекты проблемы формирования интереса, а остановимся и рассмотрим лишь слабо разработанные стороны, представляющие категорию «интерес».

Как философское понятие «интерес» рассматривали: Э.Б. Кондильяк, К.А. Гельвеций [10, С.4], И. Кант [10, С. 12], Дж. Дьюи [82, С. 122].

В области социологии к проблеме интереса обращались и рассматривали его в своих работах: А.Г. Здравомыслов, А.Н. Сохор, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.Г. Коган, П.Е. Кряжев, Д.А. Кикнадзе, В.Ц. Цукерман, И.Я. Долгова, И.В. Логинова, Л.П. Чурина и другие. Здравомыслов А.Г. определяет «интерес как единство выражения внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта» [87, С.29-72].

Для постижения сущности интереса возникла необходимость рассмотрения данной категории с точки зрения ее физиологических и биологических процессов, протекающих в организме человека.

Выготский Л.С. отмечает, что развитие детских интересов находится в тесной связи с общим биологическим ростом ребенка. По его мнению, интересы это суть выражения органических потребностей ребенка. Он считает интерес основной формой проявления инстинкта в детском возрасте, под которой понимает особую нацеленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет [49].

Исследователь Потехина Т.Е. изучает физиологические и биологические факторы, обусловливающие массу различных изменений, происходящих в организме человека, а также множество разнообразных внутренних и внешних обменных процессов. Организм человека это живая система, которая имеет способность обмениваться со средой собственной энергией, полученной информацией посредством рефлексовых рецепторов.

Характеризуя среду на уровне биологического, социального, идеального и других пространств, способных влиять на состояние систем, осуществляемых с помощью каналов связи, рецепторов и обеспечивают связь с действительностью. В зависимости от состояния всей системы воспитуемого будет зависеть насколько качественно будет усваиваться полученная им информация через все каналы связи, насколько открыты они к приему извне.

Если представить интерес как состояние всех проводниковых систем приемника, в котором они пребывают на момент исследования, то можно заметить, что у всех школьников они могут быть различны, а вместе с тем и различные проявления состояния интереса.

Каждый учащийся имеет свой запас прочности этого состояния: у кого-то он длительный, но в большинстве случаев его временные рамки кратковременны. Особенно это можно наблюдать по отношению к самой музыке как виду искусства, поскольку на концертах и лекториях учащиеся не могут долго слушать музыку и начинаются хождения в процессе концерта. Что касается музыки как учебного предмета, здесь их сдерживает лишь сама традиционная форма любого школьного учебного предмета - это урок, на котором они не могут позволить себе вольных действий без разрешения и согласования их с учителем.

Практика показывает, что каждый школьник индивидуален и имеющийся у него запас прочности интереса достаточно динамичен. Он способен усиливаться или ослабевать в зависимости от конкретных ситуаций, действий, условий, а также степени его первоначальной сформированности.

Для того чтобы интерес был наиболее стабильным и имел возможность к возрастающей функции, необходимо увеличивать биологические системы генотипа (границы). Как состояние оно не имеет максимальной точки и может развиваться до бесконечности, с каждым разом увеличивая свой потенциальный заряд положительной энергии к познаваемому объекту, достигая при этом своего апогея. Следовательно, мы видим, что для этого необходима соответствующая тренировка на получение такого состояния. Это возможно в том случае, когда ребенок откроет навстречу окружающей его действительности все свои каналы связи.

Причины, которые вызывают определенное состояние интереса могут быть как внешними, так и внутренними. Интерес, вызванный внешними признаками это, прежде всего среда, информационный «голод» по новизне, гармонии с окружающим миром, т.е. возникает потребность упорядочить факторы социальной и идеальной группы, а также проверить их возможности и наличие у каждого человека. Они позволят в полном объеме понимать законы природы и целостной картины мира, обеспечивая, тем самым, развивающую среду для ребенка.

Происходящие в человеке процессы активны, поэтому организм открывает все каналы для приема информации по потребности, т.е. то, чего недостает организму. Для того чтобы воспринимать музыку необходимо привести всю систему организма в активное состояние, а значит открыть все каналы связи с миром и только потом вызывать интерес. Сам по себе интерес возникать не может, и лишь восприятие может вызывать его, усиливать или гасить, вызывая при этом положительные или отрицательные эмоции. Маслова Л.П. отмечает, что если рассмотреть смысловой состав слова «восприятие», то оно подразумевает «во себя приятие различных миров» информационного потока, в том числе и музыкального [141, С. 11].

В связи с этим возникает необходимость проверки системы воспитуемого к готовности принимаемой и воспринимаемой им информации. Наблюдения показали, что можно воспринимать, но не принимать ее вглубь, во внутрь себя.

Если ребенок не понимает, значит, он не принимает то, что ему предлагают. Чтобы понять, важно прожить это состояние, а для этого необходимо впустить в себя эту информацию. Существуют внешние и внутренние потребности. Потребность может проявляться в красоте, т.е. идеальная группа становится ведущей при соприкосновении с миром искусства. Если человек живет правильно, по законам природы, то выделяются гормоны радости и организм наполняется и восполняется недостающими. Таким образом, вырабатывается клеточный иммунитет, появляется интерес к себе как личности. И в этот момент важно не потерять себя. Только через проживание, вживание в образ ребенок приобретает необходимое «состояние», что является благодатной почвой для формирования интереса.

Таким образом, автор Потехина Т.Е. совершенно справедливо предлагает рассматривать интерес - как состояние со всеми вытекающими из него последствиями [180, С.119].

Большой вклад в изучение проблемы интереса с точки зрения психологии внесли: Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Гордон, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Цветков и др.

Для нашего исследования важными являются взгляды ученых Б.Г. Ананьева, В.Г. Иванова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, поскольку они рассматривали интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, что позволило выявить некоторые отношения и потребности каждой конкретной личности [8, С.41 -60;91; 131; 152, С.8].

Пути формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов

Задачами данного параграфа являются: рассмотрение и выявление путей формирования интереса учащихся к музыке в разных педагогических условиях и разной возрастной категорией школьников. Это позволит целенаправленно и эффективно конструировать модель формирования интереса к музыке, основанную на изучении и подтверждении теоретических положений и конкретных выводов.

В настоящее время в области массового музыкального образования интенсивно продолжает исследоваться проблема формирования интереса учащихся к музыке, в решении которой используются различные пути и подходы.

Аналитический обзор литературы позволил выявить некоторые группы исследователей, которые рассматривали формирование интереса к музыке у учащихся разных возрастных категорий. К ним относятся учащиеся как начальных, так средних и старших классов, при этом во внимание брались разные педагогические условия и формы проведения: уроки музыки, внеклассные и внешкольные занятия музыкой, а также досуговая деятельность. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Л.С. Беляева опираясь на мысль о том, что интерес развивается в деятельности, решает задачу формирования интереса к музыке, развития музыкально-сенсорных способностей и создания предпосылок творчества в различных видах музыкальной деятельности детей. В связи с этим каждое ее занятие «являет собой миниатюрный праздник с элементами сюрпризности, опорой на малые формы фольклора, игровой опыт детей, при этом особый акцент делая на музыкально-дидактических играх». [25].

М.А. Давыдова формирует интерес к музыке у младших школьников путем создания условий комплексного подхода школы и семейного социума [63]. Такое взаимодействие, безусловно, выступает одним из важных факторов, направленных на положительный результат, способствующий формированию и становлению личности.

Сравнивая ряд исследований по развитию и формированию интереса к музыке, автор отмечает, что в основном данная проблема «рассматривается в какой-либо одной сфере деятельности - учебной или внеучебной, без охвата всего комплекса музыкальных занятий детей (урока музыки, музыкального занятия в группе продленного дня и домашних условиях) [63, С.34]. Она выбирает путь формирования интереса к музыке учащихся шестилеток-первоклассников на основе уже полученного ими жизненного опыта, позволяющего скоординировать их действия во всех, обозначенных выше сферах. Считаем, что такой подход имеет несколько ограниченный и узконаправленный характер, что не позволяет полноценно и комплексно сформировать личность школьника. Причем, одним из недостатков в данном случае следует выделить охват только одной возрастной категории.

Л.И. Боровиков предлагает формировать у первоклассников интерес к музыке, в основе которого лежит музыкальный фольклор. Для этого он избирает не только форму урока музыки, но и внеклассную работу [36]. В этом случае мы видим рациональное зерно, заложенное в расширении образовательного пространства урока и выходы за его пределы.

Л.Н. Бабенко формирует интерес к музыке в условиях внеклассной работы, в результате чего предлагает методику формирования интереса специальной направленности к народной музыке, национальному фольклору [16]. На наш взгляд, такой подход ограничивает ребенка узкоспециальными рамками только народной музыки, что не позволяет ему постигать мир большого музыкального искусства во всем его многообразии форм и жанров.

Т.П. Плеснина указывает на возможный путь формирования у подростков интереса к серьезной музыке, выбирая за основу их привязанность и увлечение эстрадной музыкой в опоре на знания, полученные учащимися при изучении других дисциплин образовательной области «Искусство» [176].

Н.Н. Гришанович, определив роль интереса в познавательной деятельности подростков школы II ступени, видит путь формирования интереса к музыке через познавательную деятельность учащихся в условиях образовательного пространства уроков музыки [61].

И.А. Паламарчук выявляет предпочтения детьми школы I ступени различных видов деятельности, связанной с музыкой в условиях внеклассной работы [166].

Автор Ж.А. Сулейменова изучает «...взаимодействия общеобразовательной и музыкальной школ в процессе воспитания у младших школьников интереса к музыке путем организации музыкального факультатива» [217, С.52]. Она отмечает, что развитие «...интереса к музыке у младших школьников возможно через проведение музыкального факультатива в четвертом классе начальной школы, организованного скоординированным взаимодействием общеобразовательной и музыкальной школ» [217, С.60].

Обогащение содержания учебного предмета «Музыка» как ведущего условия формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов

Ведущей целью данного параграфа является обоснование и раскрытие содержания авторской программы «Гармония вдохновения», которая рассматривается как условие формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. Авторская версия данной программы обеспечивает единство трех образовательных программ («Восхождение к духовности», «Встреча с прекрасным», «Музыкальный эрудит»).

Программа «Восхождение к духовности» по предмету «Музыка» для учащихся 1-8 классов основывалась на положениях: Закона Российской Федерации «Об образовании», его изменениях и дополнениях; Национальной доктрины образования в РФ [179]; Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. [181]; Основных направлений и плане действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. [182]; Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. [190]; Типовом положении концепции художественного образования на период до 2010 г, утвержденного приказом Министерства культуры Р.Ф. № 1403 от 28 декабря 2001 г; Открытом письме Министру Образования РФ В.М. Филиппову, президенту Российской академии образования Н.Д. Никандрову от 4.03.2003 г.

При разработке программы «Восхождение к духовности» учитывались современные требования к формированию содержания музыкального образования, сопровождающееся новыми процессуальными умениями; развитием способностей оперировать музыкальной информацией, применяя при этом творческое решение проблем, связанных с научными исследованиями в области музыкознания, а также передового массового музыкального опыта; выбором учащимися индивидуальной образовательной траектории, посредством разработки индивидуализированных интеллектуально-образовательных программ и метапредметных блоков.

В основе создания программы «Восхождение к духовности» лежат принципы педагогики искусства: целостности, образности, вариативности, которые позволяют осуществлять конструирование педагогического процесса в рамках общеобразовательных учреждений разного типа, включая модифицированные и авторские варианты программы, адаптированные к условиям конкретного общеобразовательного учреждения.

Тематическое содержание занятий представляет адаптированный вариант государственной программы по предмету «Музыка» для учащихся 1-8 классов, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. Опираясь на концептуальное зерно построения и развитие тематизма программы, в учебные методические темы были введены художественные названия, сохраняющие идею ведущих учебных тем и, позволяющие школьнику погрузиться в атмосферу конкретного художественного образа или прожить конкретную ситуацию, отраженную в форме урока.

Так, разработанная нами тема имеет объяснение, теоретическое обоснование и практическое подтверждение в рамках тематического развития темы четверти, полугодия, года, всего курса обучения с 1-8 класс. Безусловно, тематическое содержание занятий разработано с учетом возрастных особенностей школьников и носит увлекательный характер. Элементы сюрпризности и эффекты неожиданности максимально концентрируют и привлекают внимание учащихся на музыкальном объекте, вызывая при этом одну из стадий интереса - любопытство, способное перерасти в более устойчивую форму интереса, такую как увлеченность, любознательность, влечение.

Программное содержание занятий расширено и углублено посредством новых блоков-модулей: 1 класс - I четверть «Как можно услышать музыку»; 4 класс - III-IV четверти «Музыка со всего света»; 5 класс - IV четверть «Музыка в содружестве искусств»; 6 класс - II полугодие представлено с позиции философских подходов и эстетики искусства; 7 класс - I полугодие тема «Музыкальный образ» рассматривается как целостный художественный образ, постигаемый через интегративные связи 3-х видов искусств: музыки, литературы, ИЗО; II полугодие: «Музыкальная драматургия» как целостный разворот композиционного построения произведения; 8 класс - III четверть: «Эволюция рока»; IV четверть: «Поп-музыка», направленные на формирование художественного вкуса и медиакоммуникативной образованности школьников.

Разработанные тематические блоки-модули позволили существенно расширить и обогатить данный вариант типовой программы, придав ей значительную модификацию не только содержательного компонента, но и разработать дополнительное учебно-методическое обеспечение.

Обучение проводилось в традиционной для гимназии классно-урочной форме во всех классах, предусмотренной базисным учебным планом, включающим преподавание данного предмета. В ходе опытно-экспериментальной работы1 нами проведено два микроэксперимента, задачами которых стали: определение эффективности содержательного и методического аспектов программы по музыке «Восхождение к духовности» 1-8 класс; определение наиболее оптимальных вариантов по организации целостного педагогического процесса по данному предмету, способствующих формированию интереса учащихся к музыке.

Результаты апробации первого варианта программы по музыке «Восхождение к духовности» для 1-8 классов, показали, что уровень интереса к музыке у учащихся гимназии повысился по сравнению с учащимися, занимающимися по основной типовой традиционной программе «Музыка». Об этом свидетельствовал показатель уровня сформированности интереса к музыке, проявляемый учащимися в процессе уроков музыки. Результативность

1 Опытно-экспериментальная работа, под которой понимается включение ряда инноваций в естественный педагогический процесс, изменяющих его, а также проведение частных экспериментов, направленных на изучение определенных компонентов исследуемого явления [213, С 39] уровня сформированности интереса к музыке у учащихся школы I и II ступени гимназии представлена итоговыми творческими работами, а также результатами годовых итоговых оценок за 1997-2004 учебный год. Полученные итоговые результаты отражены в приложении № 2.

Однако становится очевидным, что при относительно высоком уровне знаний учащихся, остаются еще недостаточно сформированными умения организовывать взаимодействие с миром музыкального искусства, недопонимается учащимися ценность и значимость музыкального искусства, что проявляется в достаточно низком уровне, низкой активности и отчужденности к музыке. Это свидетельствует о низком показателе (всего 37%) медиакоммуникативной образованности учащихся.

Организация процесса формирования интереса учащихся к музыке через традиционные и инновационные формы внеучебной работы

Ведущей целью данного параграфа мы выдвигаем описание организации процесса формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. В связи с этим главными задачами параграфа являются: рассмотрение традиционных и инновационных форм работы в организации «Школьной филармонии для детей и юношества», «Малой академии искусств», «Виртуальной студии музыкального дизайна» как условия формирования интереса учащихся к музыке.

Для осуществления целенаправленного педагогического процесса по предмету Музыка» была создана авторская гипотетическая модель формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. Однако становится очевидным, что данная модель не может быть полностью реализованной и действенной без конкретных технологических ориентиров. Следовательно, для эффективного и качественного внедрения разработанной нами авторской гипотетической модели в образовательное пространство конкретного общеобразовательного учреждения, возникла необходимость определить основные подходы к организации процесса по формированию интереса учащихся к музыке.

Эффективность и качество его результативного протекания, при этом, зависит от четко спланированной организации, предполагающей конкретные методические способы реализации комплексной авторской программы, через традиционные и инновационные формы работы: «Школьную филармонию для детей и юношества», «Малую академию искусств», «Виртуальную студию музыкального дизайна».

Исследование показывает, что расширение учебного пространства за счет внеучебной работы «Школьной филармония для детей и юношества» и «Малой академии искусств» позволяет повысить познавательный интерес к музыке даже при минимальном количестве дополнительных часов (1+1 в каждой четверти) к основному учебному курсу (1 час в неделю). Общее количество проведенных занятий в четверти для каждой параллели позволяет говорить о значительном изменении отношения учащихся к музыке.

На данном этапе исследования необходимо выявить доминирующие аспекты и средства формирования интереса учащихся к музыке. Поэтому в процессе опытно-экспериментальной работы была выдвинута версия о действенности некоторых форм внеучебной работы, которые можно рассматривать как эффективное условие формирования интереса учащихся к музыке в школе I и II ступени. Такими условиями мы определили «Школьную филармонию для детей и юношества», а также «Малую академию искусств». В связи с этим возникла необходимость рассмотреть наиболее подробно эти формы организации внеучебной работы, а также доказать их эффективность.

Прослеживая тематизм обеих программ, которые взаимодополняют и расширяют основные темы учебного курса, можно увидеть, как осуществляется влияние на развитие и формирование интереса учащихся к музыке посредством получения новых знаний, способствующих углублению и погружению в предмет.

Такая модификация содержательного компонента программы «Восхождение к духовности» по предмету «Музыка» не нарушает единого рабочего ритма гимназии, а, напротив, лишь усиливает эффективность образовательного процесса на всех его уровнях: обучающем, развивающем, воспитательном.

Поскольку в своем исследовании мы рассматриваем целостную модель формирования интереса учащихся к музыке, то нам важно представить ее развивающуюся структуру с момента начала обучения ребенка музыке в условиях конкретного образовательного учреждения, каковым является гимназия. Поэтому нами охвачен период с 1 класса и на момент завершения изучения курса по предмету «Музыка» - 8 класс. При этом мы установили наблюдения и вели строгий учет за динамикой развития и становления интереса учащихся к музыке на всех возрастных ступенях.

Наиболее ярко это проявлялось в системе домашних самостоятельных и эвристических заданий по предмету «Музыка». Процесс исследования заключался в осуществлении оптимального отбора эффективных форм и методов организации домашней самостоятельной деятельности учащихся, способствующей формированию интереса учащихся к музыке в условиях гимназии. Эти формы работы подробно описаны в предыдущем параграфе.

Метод анкетирования и интервьюирования учащихся разных возрастных категорий и групп позволили выявить ряд конкретных факторов и причин, связанных с музыкой в гимназии. В процессе экспериментального исследования учащиеся старались объяснить причины положительного, а также отрицательного отношения к обозначенному объекту. В известной мере их объяснения сводились к субъективным факторам, которые носят как позитивный, так и негативный характер.

Таким образом, учащимися были отмечены следующие позитивные моменты: «предмет «Музыка» нравится своим научным подходом к преподаванию, интересным содержанием, а также тем, как его преподает учитель; любим выполнять различные задания по этому предмету; в особенности нравятся эвристические задания и творческие работы, выполняемые как в процессе урока, так и дома; в результате заметили, что когда интересно, становится легче учиться».

Высшие точки положительного отношения к учебному предмету в средней параллели 6,7, 8 классов соответствуют таким факторам, как научное содержание предмета и уровень его преподавания. Вместе с тем решение познавательных задач, связанных с музыкальным искусством, не расценивается учащимися в качестве важного фактора развития интереса к музыке. Однако учащиеся среднего звена в большей мере ощущают ценность и значимость деятельно-практических задач, решаемых в процессе урока и имеющих продолжение за его пределами.

При этом, особая категория учащихся отмечает и негативные моменты. Свои объяснения школьники обосновывают тем, что «нет необходимости изучать данный предмет, поскольку в дальнейшем он нам не пригодится; не желаем его изучать, т.к. многое не понимаем и нам становится не интересно; учитель, на наш взгляд, не всегда выбирает интересную и доступную форму изложения материала, поэтому считаем преподавание предмета неинтересным; предмет «Музыка» достаточно специфичен, поэтому он нам трудно дается; в результате не нравится выполнять задания, в том числе и домашние по этому предмету, поскольку многого не понимаем и считаем данный предмет необязательным».

Выявляя степень заинтересованности учащихся музыкой в школе I и II ступени, следует отметить, что позитивное отношение и предпочтение музыке отдано больше в начальной школе - 75%, в средней только 53%. Негативное отношение - в начальной школе 9%, в средней - 18%, остальные 16% и 29% учащихся составляют нейтральную группу.

Данные показатели свидетельствуют о том, что введение «Школьной филармонии для детей юношества» в образовательное пространство гимназии явилось действенным, но недостаточным, а назревшая ситуация продолжает требовать кардинальных изменений в рамках школьного учебного предмета «Музыка». В связи с этим были выявлены дополнительные доминирующие формы, способствующие воздействовать на процесс формирования интереса учащихся к музыке, к которым следует отнести «Малую академию искусств».

Похожие диссертации на Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов