Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Концептуальные основы духовно-нравственного развития детей 15
1.1. Духовно-нравственное развитие детей как психолого-ітедагогическая проблема 15
1.2. Духовно-нравственное развитие ребенка в контексте арт-педагогического сопровождения 54
1.3. Моделирование арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования 95
Выводы по первой главе 108
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей духовно-нравственного развития детей 6-ю лет 113
2.2. Апробация модели арт-педагогического сопровождения Духовно-нравственного развития ребенка 121
2.3. Оценка эффективности арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей 6-ю лет 138
Выводы по второй главе 142
Заключение 144
Библиография 147
Приложения 181
- Духовно-нравственное развитие детей как психолого-ітедагогическая проблема
- Духовно-нравственное развитие ребенка в контексте арт-педагогического сопровождения
- Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей духовно-нравственного развития детей 6-ю лет
- Апробация модели арт-педагогического сопровождения Духовно-нравственного развития ребенка
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая Конституция Российской Федерации (ст. 13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [234]. В таких условиях задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответсвующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве важнейших задач воспитания определено формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [119].
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. А угрозой федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации является экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей (выделено мной -С.А.), способствующие усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра [120]. Современные деструктивные социальные явления актуализируют идею, сформулированную В.В.Путиным в его «Заключительном слове на встрече с членами Священного Кинота» 9 сентября 2005 года в
Греции на Горе Афон: «... духовное родство далее выше, чем родство кровное» [221], и в Послании Федеральному Собранию в его бытность Президентом РФ: «...духовное единство народа и объединяющие нас люральные ценности — это такой лее важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убелсден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» [220].
Духовно-нравственный кризис нашего общества, выражающийся в его широко распространенных пороках - абортах и беспризорности, наркомании и алкоголизме, проституции (теперь уже и детской) и коррупции, терроризме, демографическом кризисе, фактической незащищенности стариков (пенсионеров) и девальвации ценностей семейного уклада жизни - порождает кризисные явления в политике, Экономикс социальной сфере нашей страны. Уровень социально-экономического развития государства определяется гармоничным (иерархичным) соотношением духовного и экономического состояния общества, которое обусловлено характером самосознания, степенью владения творческими способами личностного роста каждого человека данного сообщества (В.П. Анисимов, В.Ф. Базарный, М.В. Богуславский, О.М. Потаповская, Г.А. Федотова, Е. Шестун).
Так, в исследовании председателя Ассоциации независимых ученых «Россия XX - XXI», эксперта Государственной Думы РФ И.А. Гундарова показано, что рост смертности и снижение рождаемости в России вызывается не экономическими трудностями, а кризисом духовности (сребролюбие, блуд, сотворение кумиров, неуважение к родителям, гордыня, гнев, тоска) который, можно обнаружить не напрямую, а по следам. «Следовательно, по количеству нарушений общечеловеческих заповедей («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори кумира», «почитай родителей», «не отчаивайся») можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы. Единицами измерения способны служить данные официальной
статистики о проступках, которые считаются нарушением перечисленных заповедей: убийства, грабежи, разводы, алкоголизм, брошенные родители и дети, самоубийства и др. Там, где социальные аномалии встречаются чаще, уровень «греховности» населения выше» [61]. «Таким образом, процессы жизненной устойчивости в рассматриваемые годы определялись среди народов СНГ на 70-80% духовным состоянием общества...» [61].
В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением А.В. Курбатова [140] о том, что таковые результаты позволяют установить причинно-следственную связь явлений распространения технологии манипулирования сознанием, морального старения технологий воспитания и депопуляции народа России.
Противоречия современного общества все активнее проявляются в доминировании ориентации субъектов на материальное обогащение в ущерб духовно-нравственному. Такое навязанное (СМИ, амбициями политических партий, родительскими установками рассогласованных стилей воспитания и т.п.) стремление к удовольствиям-развлечениям как самоцели, то есть жизни только для себя и чаще за счет других, неизменно влечет разрушительную направленность жизнедеятельности (деформацию личности) и/или упадок жизненных сил (психоэнергетическую истощенность личности). Если народ исповедует приоритет духовного стяжания над материальным, заботу о ближнем, патриотизм - страна процветает [145]. Такое исповедание функционально закреплено в любом обществе за системой образования.
Современную ситуацию отечественной педагогической практики духовно-нравственного воспитания личности усугубляет то, что кроме мировых религий: христианства (православие, католичество, протестантизм), ислама, иудаизма и буддизма - активно-негативное влияние на молодежь оказывают множество вневероисповедных деструктивных религиозных организаций, некоторые из которых уже официально признаны государством сектами и культами, разрушительно действующими на отдельную личность и
социум в целом.
Так ведущий научный сотрудник А.В. Курбатов заявляет: «Система общего образования не только не владеет методами воспитания, способными противостоять агрессивной информационной среде, но и сама зачастую является фактором негативного влияния на мировоззрение молодежи» [140]. Вместе с тем, усиление агрессивности информационной среды и растлевающе-разрушительного ее влияния вызывает активизацию научного поиска, направленного на разработку адекватных современным условиям методов становления воспитательных систем, обеспечивающих психологическую устойчивость личности к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов (одним из примеров таковой может служить опыт Центра образования № 1804 «Кожухово» г. Москвы, важнейшей особенностью которой является внедрение научно обоснованной системы соборного поиска истины, коллективного ценностного управления).
Вышеперечисленные факторы обусловливают актуальность темы нашего исследования. Такое состояние педагогической практики в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей актуализирует потребность в переосмыслении традиционных педагогических методов и форм духовно-нравственного воспитания и построении инновационных психолого-педагогических технологий духовно-нравственного роста личности.
Анализ психолого-педагогических работ последних десятилетий показывает, что в науке осуществляется активный поиск решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Так современные педагогические исследования направлены на разработку духовных основ нравственного воспитания в соотношении светского и религиозного его понимания (Т.И. Петракова), структуры духовности, форм ее проявления, условий и путей ее развития у учащейся молодежи (Н.В. Михалкович, Х.Х. Валиахметов), программ духовно-патриотического воспитания дошкольников (В.Н. Вишнев-
екая) и нравственного образования младших школьников с учетом их взросления (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова), педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания (О.М. Потаповская), методических рекомендаций для родителей по воспитанию духовности в процессе творческого взаимодействия с ребенком (Пегги Дж. Дженкинс, А.А. Лопатина, М.В. Скребцова) и организации увлекательных бесед с ним (Курочкина И.Н.).
Вместе с тем, в указанных исследованиях предпринимаются попытки решения отдельных аспектов духовно-нравственного воспитания, зачастую вне определения сущности данного феномена, критериев оценки его эффективности и внутренних условий формирования духовно-нравственных качеств личности. Кроме того, в существующих исследованиях искусство рассматривается как второстепенный и социально-педагогический, внешний фактор формирования нравственной сферы личности ребенка. Вместе с тем в педагогической психологии накоплены данные об использовании художественных видов деятельности как фактора актуализации аффективно-смысловых образований личности (Х.Х. Валиахметов), ценностно-смысловых ориентации (Г.Е. Залесский, В.П. Анисимов, Н.К. Бакланова, Ю.П. Пи-терин, И.Б. Редькина).
Таким образом, проведенный анализ исследований позволил выделить ряд противоречий между:
актуальной социально-педагогической потребностью комплексного решения проблем духовно-нравственного воспитания личности и аналити-ко-дифференцированными разработками способов ее решения в светской и теологической науках,
потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении реализации задач духовно-нравственного воспитания и отсутствием адекватных диагностических и формирующих психолого-педагогических технологий,
- декларированием роли искусства в становлении духовно-
нравственной сферы личности и слабой разработанностью путей и условий
эффективного ее формирования в художественных видах деятельности,
- рассогласованием содержания и методов духовно-нравственного
воспитания в системах общего и дополнительного образования и необходи
мостью поиска согласованных путей и способов духовно-нравственного
воспитания, общей направленности действий систем общего и дополни
тельного образования в духовно-нравственном воспитании.
Таким образом, выбор темы нашего исследования «Арт-педагоги-ческое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования» обусловлен объективной потребностью разработки научно обоснованных путей использования искусства в духовно-нравственном воспитании личности.
Цель исследования: Научное обоснование и апробация модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей.
Объект исследования: педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей 6-10 лет в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: арт-педагогическое сопровождения духовно-нравственного развития детей 6-10 лет в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Духовно-нравственное развитие старших дошкольников и младших школьников будет обеспечено, если созданы условия:
учитывающие существенные диагностические признаки духовно-нравственного развития с позиций интегрированного его понимания в психолого-педагогической и теологической науках;
предполагающие интеграцию занятий эстетического цикла и веро-учительных предметов в структуре арт-педагогического сопровождения;
способствующие актуализации готовности ребенка к открытому общению, позиционированию своих состояний (переживаний, эмоций) и ценностных ориентации, соотнесенных с высшими (объективными) ценностями;
содействующие рефлексии эмоционально-образных состояний субъекта как внутреннего механизма образования личностно-значимых ценностей.
Задачи исследования:
выявить наличие или отсутствие существенных рассогласований в определении понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание» на основе сопоставительного анализа психолого-педагогических и теологических исследований;
определить существенные признаки основных понятий исследования «духовность», «духовное развитие», «духовно-нравственное развитие» и «арт-педагогическое сопровождение»;
изучить современные подходы к организации художественно-творческой деятельности как условия духовно-нравственного развития детей;
спроектировать модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования;
апробировать и изучить эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
концептуальные положения психологических представлений о духовности человека (М.Я. Дворецкая, Б.В. Ничипоров, В.Д. Шадриков и др)
теоретические и методологические аспекты сущности содержания духовности с позиций педагогики, философии и теологии (Н.А. Бердяев, И. Кант, Ф. Гегель, СИ. Гессен, В.В. Зеньковский, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, Н.В. Михалкович, В.А. Сластенин, B.C. Соловьев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др),
теоретические основы психолого-педагогической сущности духовно-нравственной сферы (С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, Г.Е. Залесский, В.В. Знаков, А.В. Зосимовский, Н.А. Коваль, О.С. Орлов, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В. Франки, В.Д. Шадриков и др.);
идеи теории самоорганизации - «синергетики» к рассмотрению сложных внутриличностных культурно-образовательных процессов (Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Шаронин, Р.М.Шерайзина и др);
концептуальные основы проектирования художественно-творческой, продуктивной деятельности и идеи интеграции эстетического образования (Э.Б. Абдулин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Верб, Б.Т. Лихачев, В.Я. Ляудис, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Г.А. Федотова, Б.П. Юсов и др);
теоретические положения о роли искусства в нравственном воспитании, рассматриваемой через взаимосвязь искусства и морали (А.А. Григорьев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, А.И. Киященко, Ю.А. Лукин, Л.Н. Столович, В.И. Толстых и др), а также организации воспитания нравственных взглядов и убеждений школьников при обучении предметам эстетического цикла (В.П. Анисимов, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Е.И. Коро-теева, Е.П. Крупник, И.Л. Любинский, А. Пиличаускас, Г.В. Ратгауз, Т.В. Шуртакова и др).
Методы исследования:
Теоретические - изучение и теоретический анализ теологической, философской психологической, педагогической и искусствоведческой литературы, педагогическое моделирование.
Эмпирические - включенное и косвенное наблюдение, беседа, констатирующий, преобразующий и контрольный эксперименты, тестирование, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Базой исследования являлись образовательные учреждения г. Твери:
Некоммерческое партнерство «Детская школа хорового пения» (НП «ДШХП»), Воскресная школа, Негосударственное образовательное учреждение — образовательный центр «Тверентино» (НОУ-ОЦ «Тверентино»); летние сессии тренинг-семинаров для родителей с детьми «Педагогические мастерские Селигера» 2006, 2007, 2008 гг. Этапы исследования:
этап (2004-2005 гг.) - обоснование целей и задач исследования формирование проблемы, определение предмета и объекта исследования, изучение и анализ состояния художественно-творческого воспитания в условиях дополнительного образования; формирование концепции и изучение психолого-педагогической, философской и теологической литературы по теме исследования.
этап (2005-2007 гг.) - организация опытно-экспериментальной работы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
3 этап (2007-2008 гг.) - теоретическое обобщение опытно-экспери
ментальной работы по апробации модели арт-педагогического сопровожде
ния духовно-нравственного развития, оформление диссертационного иссле
дования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
впервые арт-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексно-образовательная технология актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающая успешное развитие и саморазвитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей и оказание психологической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития личности;
построена и апробирована модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста в условиях дополнительного образования, обеспечивающая развитие механизма взращивания субъективных ценностей (на основе развития эмоциональной отзывчивости и инициативной активности) и накопления опыта их коллективного согласования, в том числе и с высшими, объективными ценностями;
определены диагностические признаки уровней (стартовый, функ
циональный и развивающий) духовно-нравственного развития ребенка:
эмоциональная саморегуляция, конгруэнтное понимание себя и других в по
токе жизни, проявление деятельной любви.
Теоретическая значимость исследования:
уточнено понимание педагогической сущности и признаков понятий. Духовность — устойчивая устремленность человека к деятельной любви как интегративно-гармоничному проявлению эмоциональной отзывчивости и инициативной активности в пространстве высших (объективных) ценностей. Духовное развитие — процесс непрерывного изменения себя в деятельной любви. Духовно-нравственное развитие ребенка (обусловленное содержанием арт-педагогического сопровождения внутриличностных преобразований ребенка) - самоосознание и определение себя в условия, необходимые для самоизменения, самосовершенствования в деятельной любви;
систематизированы (на основе сопоставительного анализа теологических, философских, психолого-педагогических исследований) и определены признаки духовности: гармоничное проявление эмоциональной отзывчивости и инициативной активности и согласованность субъективных ценностей с высшими;
раскрыты и обоснованы существенные характеристики арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития: обеспечение психологически комфортного состояния субъекта, возможность его творческого самовыражения, развитие способности субъекта к согласованию ценностных ориентации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработаны критерии и признаки уровней духовно-нравственного развития детей как основы для педагогической диагностики (наблюдения); доказана эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей; обоснована комплексно-образовательная технология актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, развития и саморазвитие личности ребенка. Результаты исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования государственных (негосударственных) учреждений, среднего и высшего профессионального педагогического образования, центрах непрерывного образования личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
Научно обосновано применение арт-педагогического сопровождения как обеспечения единства внешних (педагогических) и внутренних (собственно-психологических) условий духовно-нравственного развития ребенка путем организации совместной художественно-творческой деятельности субъектов педагогического процесса.
Преемственность общего и дополнительного образования в содержании духовно-нравственного воспитания обеспечивается интеграцией светского и конфессионального образования опосредуемого семьей, для которых общими условиями являются актуализация субъективной иерархии ценностей в душе родителей, значимых взрослых, их личный деятельный пример; актуализация способности ребенка самостоятельно различать добро и зло, согласованность целей, задач, содержания и путей реализации духовно-нравственного воспитания первичных социальных институтов образования (семьи и светской системы общего и дополнительного образования, в рамках которых реализуется и конфессиональное образование).
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности проявляется в актуализации состояний эмоциональной отзывчивости
и инициативной активности субъектов художественно-творческой деятельности. Интегративным фактором при этом выступает рефлексивная способность ребенка в соотношении эмоциональных, когнитивных и поведенческих свойств личности при осмыслении и готовности к формулировке субъективно-значимых ценностей и их согласовании с высшими (объективными) ценностями.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается теоретико-методологической базой его исходных позиций, использованием методов системного и междисциплинарного анализа, апробацией теоретических выводов и практических разработок в педагогической практике.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения исследования докладывались и обсуждались на Международных образовательных чтениях, посвященных сщмч. Фаддею, архиепископу Тверскому (Тверь, 2007), Международной научно-практической конференции «Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее» (Тверь, 2007), Международной конференции «Образование XXI века: ценностный и проблемный подходы. Образование глазами детей и педагогов» (Москва, 2008); Всероссийских конференциях «Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования» (Тверь, 2007), «Роль молодежных организаций и детских образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании детей» (Тверь, 2008); Всероссийском фестивале «Дети и культура» (Санкт-Петербург, 2003); научно-практических конференциях педагогического факультета ТвГУ «Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога» (2004-2006), заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТвГУ (2005-2008 гг.).
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (317 источников) и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами. Результаты исследования отражены в девяти статьях и монографии.
Духовно-нравственное развитие детей как психолого-ітедагогическая проблема
Необходимо отметить, что в традиционных педагогических исследованиях существует путаница в понятиях «душевность» и «духовность», в результате чего происходит подмена понятия «духовность» понятием «душевность», также смешиваются и их проявления, в связи с чем многие педагоги склонны утверждать, что к духовному росту ведет развитие интеллекта, чувства прекрасного и воли. [65; 66; 290].
В ряде источников психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме воспитания, мы не обнаруживаем какого-либо определения духовности [195; 196; 209; 210; 211].
Другая часть педагогических исследований содержит искомое понятие в таком, например, соотношении как «духовная культура», «духовные ценности», но авторы, к сожалению, не дают определение данных понятий [196, 6, 34, 38, 115]. Более того, имеет место факт рассогласования. Так, в гуманистической традиции, по утверждению ученых, развитие личности вообще предлагается понимать «как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, которые и характеризуют гармонию самости и социумности» [196, 228]. Однако остается не разрешенным вопрос о том, с какой целью педагог должен изменять свою самость и социумность, зачем необходимо овладевать духовной культурой, духовными ценностями, духовной силой, если не собирается развивать это и в ученике.
В ряде источников современной психолого-педагогической литературы излишне общо сформулированы определения «духовности», которые не могут удовлетворить нас по характеристике существенных признаков искомого качества [25; 212]. Приведем некоторые из них. Так, например, Н.Н. Поздникина предлагает следующее определение: «Духовность - это свойство личности, представляющее совокупность сознания, мышления, интеллектуальных, внутренних нравственных сил и воли направленных к Добру» [212, 11]. В таком определении автор смешивает понятия «сознание», «мышление», «интеллект» и «внутренние нравственные силы» как рядопо-ложенные свойства личности, но не представляющие специфику духовности. Кроме того, определение понятия «Добра» исследователем не распред-мечивается. А другой исследователь Т.А. Берсенева описывает духовность как высшую способность души человека, которая возвышает человека над его физиологическими потребностями, делает «человека человеком; духовность выражается в идеалах добра и зла и имеет метафизические корни» [25, 3]. Такие определения в целом не противоречат пониманию духовности в теологической и современной психолого-педагогической литературе, но имеют существенный недостаток: отсутствие объективных признаков направленности духовного развития как психо-педагогических показателей искомого качества.
С позиции теологии духовность — это «состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру» [293]. Это определение духовности акцентирует внимание на таком психическом явлении как «состояние», характеризующее позитивную направленность эмоций и степень выраженности ценностных ориентации и устремленности, приближенности личности к Вечным идеалам. Эмоциональная направленность определяется как оптимистическое отношение человека к жизни, Вышнему и Горнему миру как Божественному проявлению, а степень выраженности такого отношения может быть определена как близость (уровень приближенности) человека к божественной сути - богоуподобление. Это определение содержит, на наш взгляд, такие существенные признаки душевности как «эмоциональная отзывчивость и инициативная активность», которые являются индикаторами внутреннего механизма развития духовности. В таком случае духовность действительно можно понимать как степень близости души (внутреннего мира) к Богу.
В работе И.А.Соловцевой [253] мы находим определение духовности весьма близкое к предыдущему «Духовность... предстает как объективно существующее высшее начало в человеке, выражающее степень приближения его к идеалу, которым является Творец» [253]. Автор данного определения также указывает нам на степень внутреннего (душевного) приближения человека к идеалу, - Богу.
Духовно-нравственное развитие ребенка в контексте арт-педагогического сопровождения
По мнению академика В.Д. Шадрикова, «признание изначального зла в человеке и добра как отражения общественной морали ставит перед педагогикой вполне конкретную задачу: воспитание нравственной личности через механизм предания общественно-значимой морали личностного смысла. Может ли современная педагогика разрешить эту задачу? Не является ли нравственная неустойчивость граждан следствием неразрешенности отмеченной выше задачи? Мы не беремся сейчас давать ответы на поставленные вопросы. Ясно только одно, что при таком подходе педагогика обретет свою теорию, предмет и метод» [289, 66-67]. В качестве такого подхода в нашем исследовании мы используем арт-педагогическое сопровождение. Несмотря на то, что понятие «арт-педагогика» еще только входит в широкое употребление в психолого-педагогической литературе, оно довольно основательно прорабатывается исследователями. К сожалению, нами не обнаружено ни одного диссертационного исследования в данной области, но публикации по данной теме, на наш взгляд можно разделить на три группы:
1) работы, в которых используется понятие артпедагогика, интерпре тируемое в контексте применения принципов арт-терапии в педагогическом процессе (М.Е. Бурно [216], М.В. Киселева [112], А.И. Копытин [121, 122, 123, 215], Л.Д. Лебедева [144]);
2) работы, в которых арт-педагогика понимается как направление специальной педагогики (коррекционно-развивающей), методически обес печивающее педагогический процесс художественного воспитания, субъек тами которого являются дети с ограниченными возможностями (Л.Н. Ко миссарова, И.Ю. Левченко) [14];
3) работы, в которых арт-педагогика рассматривается как новая от расль научной педагогики, инновационное, психологически обоснованное направление нравственно-эстетического воспитания детей (В.П. Анисимов [6; 9; 10; 11]). Суть арт-педагогики, по мнению автора, в создании благо приятных условий для самоисследования личности, путем актуализации ее мотивации самопознания, самосовершенствования. Таким образом, авторы работ данной группы практически подходят к рассмотрению арт педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в качестве психолого-педагогического, включающего в себя не только кор рекционно-развивающее, но и пропедевтическое (профилактическое) и лич ностно-развивающее направление конструктивной социальной адаптации личности (В.П. Анисимов [6; 9; 10; 11], СО. Мильтонян [168]).
Различия в понимании арт-педагогики очевидны в силу того, что авторы публикаций первой и второй группы не определяют предмет арт-педагогики, что и не дает им основания для выделения арт-педагогики в самостоятельное направление педагогической науки.
Первая группа исследователей-психотерапевтов (М.Е. Бурно [216], М.В. Киселева [112], А.И. Копытин [121; 122; 123; 215], Л.Д. Лебедева [144]) на волне большого увлечения таким новым клиническим направлением как арт-терапия, связанным с лечением психосоматических заболеваний и дальнейшей реабилитацией больных, - конструктивной социальной адаптацией также пытаются осмысливать арт-терапевтические методы работы с клиентами в рамках социально-педагогической работы. Отметим здесь, что этой группе авторов также не удается определить специфику предмета арт-педагогической деятельности, что и не позволяет им выделить арт-педагогику в качестве самостоятельного направления педагогической науки.
В качестве примера второй группы может служить учебник «Артпеда-гогика и арттерапия в специальном образовании» [14], в котором «артпедаго-гика» понимается И.Ю. Левченко как «художественная педагогика» прежде всего в рамках специальной (коррекционной) педагогики, что, по сути, не отличает предмет арт-терапии и арт-педагогики. Такой, по мнению автора, синтез двух областей знания искусства и педагогики, позволяет обеспечить разработку теории и практики коррекционного процесса художественного развития детей с нарушениями личностного развития. «Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами» [14, 24-25]. По мнению данного автора, сущность артпедагогики ограничивается эстетическим воспитанием и обучением различным видам художественной деятельности лиц с ограниченными возможностями, Аналогичного взгляда на данную проблему придерживается и Л.Н. Комиссарова, раскрывая методы артпедагогики.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей духовно-нравственного развития детей 6-ю лет
Для получения научно обоснованных данных об эффективности организации арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития нами была осознана необходимость выявления диагностических признаков (показателей) духовно-нравственного развития, характеризующих содержание мотивационного, когнитивного и операционального компонентов личностного роста (см. таблицу 2.1) на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы (см. п. 1.1 данного исследования).
Разделяя позицию современных исследователей (О.А. Карабанова [108], Р.В. Овчарова [187], А.С. Спиваковская [257], Э.Г. Эйдемиллер [300]), утверждающих, что семья выступает первичным социумом, в котором закладываются основы социально-нравственных отношений, в качестве показателей социальной проявленности когнитивных и операциональных компонентов духовно-нравственного развития мы изучали особенности семейных взаимоотношений.
Опытно-экспериментальное изучение духовно-нравственного развития осуществлялось в образовательных учреждениях г.Твери. В исследовании участвовало 50 учащихся НП «Детская школа хорового пения», 18 учащихся Воскресной школы, 52 дошкольника НОУ-ОЦ «Тверентино», 45 детей-участников летних сессий тренинг-семинаров для родителей с детьми «Педагогические мастерские Селигера». Всего 165 детей.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, полученные с помощью Теста семейных отношений (А.Г. Лидере, И.В. Анисимова), Тест-фильма (Р. Жиля), Hand-теста (Э. Вагнера), теста «Ценностные ориентации» (М. Рокича, в модификации М.Ю.Тюлина, В.П. Анисимова, А.Ю. Сметаниной), педагогического наблюдения (по выделенным нами признакам в таблице 1.3), представлены в таблице 2.4.
Данные таблицы свидетельствует о том, что часть детей 15 чел. (9 %) находятся на развивающем уровне духовно-нравственного развития, характеризуются высоким проявлением эмоциональной отзывчивости и способностью искать и находить собственные ценности и способы их проявления, а также согласования этих ценностей с высшими в процессе коллективной рефлексии. Это указывает на способность детей усваивать определенные представления о высших ценностях, духовно-нравственных проявлениях их в социуме.
Качественный анализ полученных диагностических данных свидетельствует о проявлении у таких детей ценностных ориентации духовной направленности (любовь, вера, надежда, счастье других); преобладании позитивной направленности отношений: к старшим (родителям, авторитетным взрослым), сверстникам, младшим, к себе; проявлении адекватных способов социального поведения, выраженной любознательности (мотивация познания), развитой коммуникативности и доминировании позитивно-стеничес-ких переживаний, проявляемых как инициативная активность на основе эмоциональной отзывчивости.
Вместе с тем, педагогическое наблюдение за детьми в конкретных жизненных ситуациях позволяет нам отметить, что даже эти дети испытывают затруднения в вербализации своих намерений и самостоятельном определении оптимальных способов действий в ситуациях нравственного выбора. Такие проблемные ситуации, очевидно, требуют педагогического сопровождения духовных наставников.
Другая, явно доминирующая часть реципиентов со стартовым уровнем духовно-нравственного развития (59%) проявляла типичные для большинства современных детей социально-психологические особенности. Так, значительная часть этой группы (74 чел., - 44%) в качестве личностно-значимых ценностей указала «материально обеспеченную жизнь, развлечения и свободу» (по методике М.Рокича). В системе межличностных отношений такие дети чаще проявляют негативные исходящие эмоции и чувства к старшим и сверстникам, а к младшим нередко проявляют агрессию. Сравнительный анализ диагностических данных по методикам «Hand-тест» (Э. Вагнера), Фильм-теста (Р.Жиля) и «Теста семейных отношений» (А.Г. Лидерса, И.В. Анисимовой) позволил определить, что на фоне слабо выраженной мотивации познания (любознательности) в этой группе детей выявлены доминирующе негативные переживания как астенического (избегание, скрытность, уныние, отчужденность), так и стенического (агрессивность) характера. Такая позиция детей детерминирована неуверенностью в себе и слабой верой в Бога, что обусловливает социально неадекватные способы поведения, - тенденцию к девиантному поведению. Очевидно, что такие педагогически запущенные дети нуждаются уже в коррекционной деятельности педагогов-психологов по преодолению негативного опыта взаимоотношений на основе накопления альтернативного опыта конструктивных межличностных отношений.
Для третьей группы обследуемых (53 чел. - 32%) с функциональным уровнем духовно-нравственного развития характерно проявление зависимых, конформистского характера отношений к себе и окружающим. Так, например, часть детей проявили эмоциональную отзывчивость и готовность уважительно относиться к старшим и помогать младшим при слабо развитой инициативной активности, лидерских способностей и коммуникативных навыков. Или, напротив, стремление к доминированию в социальных условиях оказывалось вне проявления готовности к эмоциональной отзывчивости, желания прийти на помощь младшим, стремление агрессивно подавлять инициативу сверстников или игнорировании их потребностей.
Выявляемые проблемы духовно-нравственного развития детей этой группы безусловно требуют осмысления индивидуальных особенностей проявления противоречий, рассогласований внутриличностных свойств и качеств, и построения адекватной системы мер психолого-педагогического сопровождения духовного роста ребенка.
Апробация модели арт-педагогического сопровождения Духовно-нравственного развития ребенка
Таким образом, приведенный выше анализ программ по «Основам православной культуры» с использованием потенциала искусства в духовно-нравственном воспитании и развитии позволяет обнаружить стройную систему интегративного соотношения духовно-нравственных и эстетических (как эмоциональных факторов обусловливающих мотивацию духовно-нравственного развития) основ развития личности лишь в двух программах: «Православная культура» (Л.Л. Шевченко) и нашей программе духовно-нравственного воспитания. В связи с этим, на наш взгляд остается актуальной проблема построения программного обеспечения психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития. Подробное описание такой попытки мы представляем далее.
ПРОГРАММА духовно-нравственного воспитания детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста «Искусство самотворения»
Актуальность экспериментальной программы. Традиционные программы в основном ориентированны на формирование когнитивного и поведенческого (операционального) компонента структуры духовно-нравственного развития личности ребенка. Мотивационный же компонент формирования духовно-нравственных убеждений ребенка остается вне поля специально педагогической деятельности.
В настоящей программе предпринята попытка построения педагогической деятельности на основе естественно проявляющихся потребностей самопознания и стимулирования этого свойства в процессе развития рефлексивных способностей ребенка. Эффективным инструментарием такой работы может выступать арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей.
Целью данного курса является духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством накопления им опыта эмоциональной отзывчи 128 вости и инициативной активности, на основе рефлексии своих ценностей, построения их иерархии и соотнесения их в процессе коллективного согласования с объективными духовными ценностями. Задачи курса: - актуализация субъективных переживаний, состояний, потребностей и содействие совершенствованию способности личности к их рефлексии (пробуждение самосознания как проявления эмоциональной отзывчивости посредством создания мыслеобраза и на его основе осознание субъективных ценностей); - содействие самостоятельному построению иерархии собственных ценностей субъектом и определения их существенных признаков; - содействие совершенствованию способности субъекта к кооперации, сотрудничеству с другими, согласию, ценностному управлению как проявлению инициативной активности в полилоге-согласовании субъективных ценностей посредством диалога в парах сменного состава (по В.К. Дьяченко); - содействие совершенствованию способности субъекта к соотнесению субъективных ценностей с высшими объективными ценностями как опыту коллективного мышления. - содействие формированию способов проявления деятельной любви и нравственных качеств человека: почтения, послушания - как следствия любви, ответственности за свои поступки, слова и помыслы, чувства долга перед родом, ближними и Родиной; доброты, миролюбия, смиренномудрия, воли, дисциплинированности, правдивости, скромности, кротости, милосердия, чистоты сердца.
Данная программа может быть реализована в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях дошкольного и школьного типа, а также в учреждениях дополнительного образования и в качестве содержательного аспекта спецкурсов углубленного среднего и высшего профессионального педагогического образования.
Принципы построения программы:
Наша программа построена с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, младших и средних школьников и органично сочетает доступность восприятия и системность в изложении материала. В ее основу положены следующие принципы:
1) природосообразности и доступности в освоении. Это достигается как использованием классических произведений искусства для детей (рассчитанных на уровень опыта восприятия ребенка), так и созданных самими детьми продуктов художественной деятельности. Соблюдение этого принципа требует от педагога учета паритетного соотношения нравственного опыта ребенка и предъявляемых ему готовых объективных высших ценностей. Это позволяет обеспечить готовность ребенка к органичному усвоению и применению высших ценностей в жизненных ситуациях самоотношения и взаимоотношения;
2) соответствия заданий ожиданиям ребенка, его мотивационной готовности, т.е. «зоне ближайшего развития» на основе актуализации состояний, рефлексии потребностей, мыслеобразов и ценностей как постановка перед собой нравственных и смысложизненных вопросов при индивидуальном накоплении опыта эмоциональной отзывчивости и инициативной активности;
3) ценностного управления - побуждения детей к поиску ответа как самостоятельному, так и в диалоге (при позиционировании собственных ценностей), и накоплении ими опыта сопоставления субъективных ценностей с объективными высшими;