Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оружие как объект музейного экспонирования Ерешко Юлия Владимировна

Оружие как объект музейного экспонирования
<
Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования Оружие как объект музейного экспонирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерешко Юлия Владимировна. Оружие как объект музейного экспонирования : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Ерешко Юлия Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2008.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-24/48

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис музейного экспонирования оружия: историко-культурогоческий аспект

1.1. Истоки и эволюция музейного отношения к оружию: от утилитарных хранилищ оружия к многофункциональному музейному экспонированию

1.2. Тенденции развития музейного экспонирования оружия 60

Глава 2. Концептуальные основы экспонирования оружия отечественных и европейских музеев

2.1. Свойства и функции музейного экспонирования оружия 88

2.2. Принципы архитектурно-пространственной и образно художественной организации музейного экспонирования оружия

Заключение 152

Примечания 160

Список литературы 175

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования

Оружие - культурное наследие нации, важная составляющая характеристики любой эпохи и ее культуры.

Историко-культурологическое изучение оружия является одним из перспективных направлений современной науки в развитых странах мира. В течение последних десятилетий растет число оружейных исследований, музеи ведут политику увеличения количества временных выставок, реорганизуются старые и открываются новые экспозиции и музеи оружия, возрастает число коллекционеров, оружиеведов и любителей оружия. Оружие является значимым звеном исторических реконструкций, образовательно-воспитательных программ, туризма.

Превратить оружие в объект музейного показа с целью максимального сохранения, выявления его историко-культурной, научной, эстетической, образовательно-воспитательной ценности, активного включения в современную культуру позволяет экспозиционная деятельность музеев.

Разработка проблематики музейного экспонирования как предметно-пространственной, эмоционально-образной среды в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда актуализирована причинами социально-экономического характера и связана с определенными культурными приоритетами.

Музеи ориентируются как на посетителя, так и общество в целом, стремятся стимулировать досуговые и познавательные мотивы посещения, находить эффективные, функциональные и оригинальные интерпретации музейного собрания, проводить работу по формированию мировоззрения современной молодежи, обогащать культуры новыми духовными ценностями, развивать интеллект нации.

Современная музейная практика позволяет констатировать, что сегодня экспозиция осознается как многофункциональная образно-художественная

структура, осуществляющая программно-дидактическую функцию. Ее итоги являются достижением не только работы хранителей и сотрудников экспозиционно-оформительского отдела, но, прежде всего, результатом спланированного, научно обоснованного, многогранного творческого союза дизайнеров, архитекторов, конструкторов, сценаристов, педагогов, психологов и других специалистов. В России и на Западе пришло понимание того, что виртуозность исполнения экспозиции делает ее произведением искусства, где форма, которая искалась для выражения содержания, будучи найдена, сама становится содержанием, развивающим и дополняющим информацию научного построения темы.

Современная экспозиционная практика характеризуется все возрастающей тенденцией к расширению функций экспозиций, увеличению объема и возможности передачи зрителю несомой информации, к ее большей доступности, захватывающему характеру и легкости прочтения, театрализованному, драматургическому характеру «постановки». Массовое восприятие диктует более ритмичный темп построения визуально-вербального ряда информации, максимально доступного для восприятия. Это является причиной эволюции принципов построения экспозиционно-информативного ряда музеев оружия. Современные экспозиции характеризуются активным внедрением новых технологий, использованием моделирования и принципа интерактивности, расширением практики внемузейных мероприятий (концерты, церемонии, приемы и т. д.), реализацией исторических реконструкций, осуществлением полноценных театральных проектов.

Сегодня остро встала необходимость международного обмена опытом по вопросам экспозиционной практики, конкретизации и современного осмысления принципов и задач музейного экспонирования оружия как музейного предмета с целью обобщения и конкретизации теоретической базы, совершенствования художественного и содержательного уровня

экспозиций музеев, повышения уровня эффективности музейного экспонирования.

Актуальность исследования определяется стремлением современных
музеев расширить возможности пластического языка экспозиционного
дизайна, конкретизировать предметное поле музейной экспозиции,
осмыслить и определить художественные аспекты, дальнейшие пути
развития музейной экспозиционной практики, подготовить

высококвалифицированных специалистов.

Решение этих задач возможно только при осуществлении историко-культурологического, проблемно-хронологического анализа развития музейного экспонирования оружия в мире от предмузейных форм коллекционирования к продуманной, идейно-законченной системе, развивавшейся поэтапно как с музееведением, так и становлением оружиеведения в профильную науку, исследования социальной роли и функций музеев оружия, изучения ценности оружия как музейного исторического источника.

Актуальность исследования определяется тем, что выявление закономерностей бытия музейного экспонирования как особого феномена культуры, органически связанного с развитием и формированием общекультурного процесса, является необходимой методологической основой для современных технологий, позволяющих музею органичнее входить в культуру XXI века. Анализ становления и эволюции музейного экспонирования, исследование концептуальных основ, тенденций и проблем экспонирования оружия в российских и европейских музеях позволяет определить социально-культурную детерминированность и значимость музейного экспонирования оружия для современной культуры и общества. Только комплексное историко-культурологическое исследование позволит прогнозировать какие из аспектов функциональной структуры музейной экспозиции будут в дальнейшем наиболее активно задействованы в практике музейного дела, повысят экспозиционную культуру в целом.

Степень научной разработанности проблемы.

Экспонирование оружия, как музееведческое и культурологическое явление, при всей своей востребованности и актуальности, остается недостаточно исследованным, требует обобщенного и систематизированного теоретического осмысления. При организации экспозиции оружейного искусства, будь то выставка или постоянная экспозиция, показателем престижности является издание каталога (сопутствующего данному проекту) описательно-ознакомительного характера.

Подавляющее большинство исследований посвящено истории возникновения, методам работы и современному состоянию конкретного музея; музейное экспонирование рассматривается только в контексте описания внешнего облика музея, не раскрывается история создания экспозиции, тенденции, принципы и задачи ее проектирования.

Главной проблемой для исследователей музейного экспонирования оружия является почти полное отсутствие фундаментальных трудов, обобщающих и анализирующих опыт развития этой сферы деятельности музеев в мире и в нашей стране, в частности.

Источниками по истории оружейных собраний, их формированию, перемещению и бытованию являются каталоги оружейных собраний, составленные ведущими историками, оружиеведами и хранителями коллекций: Царскосельского Арсенала в Санкт-Петербурге (Россия) Ф. Жиля, А. Рокштуля, Э. Ленца, Ю. А. Миллера, Л. В. Бардовской, В. М. Файбисовича, Арсенала Гатчинского дворца-музея под Санкт-Петербургом (Россия) Ю .Г. Ефимова; Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге (Россия) В. М. Крылова, Е. Н. Бранденбурга; Оружейной палаты в Москве (Россия) И. С. Ненарокомовой, Г. А. Богуславского, И. А. Бобровицкой; Арсенала Ливрусткаммарен в Стокгольме (Россия) Б. Бруссель; Арсенала Метрополитен музея в Нью Иорке (США) Д. Басфорда; Арсенала Тауэра в Лондоне (Англия) А. Дафти, К. Блэра; Коллекции Уоллеса в Лондоні (Англия) Дж. Манна; Музея Штиберта в

Болоньи (Италия) Л. Бочиа; Арсенала замка Розенборг (Дания) А. Хоффа; Арсенала в Вартбурге (Германия) X. Мюллера; замков Швеции К. Веннберга. Каталоги содержат живописные, графические изображения и фотоматериалы, позволяющие охарактеризовать экспонирование оружия в конкретных арсеналах и проиллюстрировать выводы, сделанные в диссертационной работе.

Основополагающие работы по истории музеев оружия и вопросам их экспозиционной деятельности были созданы оружиеведами и историками Великобритании, Канады, Польши, Чехии, Франции, Германии и США. Большинство изданий практически не представлено в библиотеках России и не переведено на русский язык.

Истории конкретных музеев оружия посвящены работы виднейших зарубежных оружиеведов: в США - Ф. Тайлор, Г. Стойнс, С. Булл, П. Крен, В. Карчески, Г. Раймер, в Великобритании - Дж. Манн, Г. Ф. Старки, Б. Руссель, Г. Ж. Раймер, Р. Клефан, Р. Форрер, в Италии - Л. Боччия, Г.Р. Робинсон, Р. Братти, Е. Колхо, М. Скалини, в Германии - О. В. Потир, Э. Шалкшауэр, Р. Ульман, К. Колтман, Ф. Росси, К. Шалк, Е. Шалкшассер, X. Шалкерт, в Швейцарии - X. Шнайдер, в Польше - Ж. Жигульский. Исследования этих специалистов позволяют составить общую картину развития музеев оружия и в общих чертах представить эволюцию музейного отношения к оружию: от утилитарных хранилищ оружия к многофункциональному музейному экспонированию.

«Энциклопедия оружия» В. Бехайма определяет характер, цели и основополагающие принципы экспонирования оружия. Автор затрагивает вопрос формирования экспозиции оружия, выделяет хронологический, хронологический-синхронистический и декоративный принцип расстановки экспонатов, обосновывает необходимость определять характер и цели, которые преследуются при создании и формировании образа экспозиции, излагает принципы экспонирования оружия. Он отмечает: «Расположение оружия в коллекциях должно определяться целью, для которой коллекция

предназначена. Если она принадлежит государству, провинции, общине и является общественной, то расположение предметов должно строго соответствовать просветительским целям. Здесь нельзя допускать дилетантизм или внешнюю декоративность, под которой так часто скрывается невежество. Экспозиция должна укреплять историческое мышление, демонстрировать развитие оружейного дела и давать иллюстративный материал для политической истории и для истории культуры»1.

Труды С. В. Гренгсея не только раскрывают историю оружейной коллекции Метрополитен музея, но и характеризуют задачи и принципы организации экспозиции музея, обосновывают положение экспонатов в каждом конкретном месте экспозиции. Г. Мюллер в исследовании коллекции Арсенала Вартбурга представляет краткие сведения о формировании облика арсенала и этапы эволюции хранилища в музейную экспозицию. А. Роусе в издании, посвященном истории Арсенала Тауэра в Лондоне, подробно описывает экспозицию музея XVIII-XIX веков, раскрывая принципы и факторы, влияющие на изменение облика экспозиции. Р. Матужевский, освещает историю и эволюцию экспозиции Военного музея в Варшаве, анализирует особенности организации и проектирования экспозиции музея от его основания до наших дней. А. Хофф подробно описывает этапы формирования Арсенала Розенборга. Хранитель коллекции оружия Дворца великих магистров в Ла-Валетте Г. Ф. Лэйкин историю формирования экспозиции музея подтверждает свои выводы фотографиями XIX века.

Однако обилие трудов по истории оружейных коллекций не позволяет констатировать глубокое и тщательное изучение вопроса музейного экспонирования оружия.

Проблема музейного экспонирования оружия в российских музеях затронута в трудах Е. Н. Бранденбурга, Ф. И. Шмита, Л. Тарасюка, Ю. А. Миллера, Ю. Г. Ефимова, И. С. Ненарокомовой, Г. А. Богуславского, И. А. Бобровицкой, А. А. Автономовой, В. А. Дурова, И. В. Щербина,

К. К. Чолокошвили, Д. Н. Богомазова, В. Грена, М. Коссинского,

В. А. Никольского, В. Сидоренко, И. А. Яблонской, М.Н. Ларченко,

A. Н. Кулинского, М. М. Денисовой, М. Э. Портнова, Л. В. Бардовской,

B. М. Файбисовича, Р. Мартыновой.

Труды В. М. Крылова, СВ. Успенской раскрываются влияние экспозиции на научно-образовательный процесс в музее, намечаются перспективы и тенденции развития этой области музейной деятельности. В диссертации Г.Э. Введенского определены формы экспонирования мундира, часто экспонируемого вместе с оружием.

Исследование вопроса музейного экспонирования оружия невозможно без изучения как задач и функций музея, специфики музейной экспозиции в целом, так и особенностей экспозиций различных типов музеев.

В современном отечественном и зарубежном музееведении активно разрабатываются две концепции музея - информационно-коммуникативная (М. Б. Гнедовский, 3. А. Бонами, В. Ю. Дукельский, Т. П. Калугина, Д. Камерон, Е.Е. Кузьмина, Н. Макарова, Дж. Томпсон) и информационно-семиотическая (В. Глузинский, А. Волькович, С. В. Пшеничная). Работы представителей двух направлений направлены на исследование музейной экспозиции как канала музейной коммуникации, анализ природы музейной экспозиции в целом безотносительно к конкретному типу музея.

Исследование В. Глузинского, посвященное основам музееведения -одно из наиболее фундаментальных исследований по методологии музееведения, особое внимание в котором сосредоточено на знаковом характере экспозиции.

Д. Камерон предложил рассматривать музей «как специфическую коммуникативную систему, осуществляющую передачу информации между экспонатами и посетителями музея»2, выделил структурные единицы музейного коммуникативного процесса: экспонат, посетитель и сотрудник музея. Необходимыми условиями музейного коммуникативного процесса являются две составляющие: способность посетителей понимать «язык

предметов» и способность музейных работников составлять из экспонируемых вещей особые высказывания. Исследование Камерона дает возможность целостного осмысления музея как социокультурного феномена.

Изучению места и роли музея в мировой культуре, оценке ситуации, в которой оказалось современное общество, культура и музеи, проблемам социальных функций музея посвящены труды С. А. Овсянниковой, Б. Б. Овчинниковой, Д. А. Равиковича. Исследования представляют систематизированный поэтапный анализ процесса развития музейного дела, музейной политики, практики, коллекционирования, выставочного и фондового дела, музейной архитектуры и экспозиционной деятельности в сопоставлении их особенностей в различных странах мира в конкретные исторические эпохи. Исследования. Т. Ю. Юреневой анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в странах Европы, Америки, Африки, Австралии. Показывая роль и место музея- в каждой конкретной исторической эпохе, автор прослеживает эволюцию от кунсткамер до современных специализированных музейных собраний, уделяя внимание и оружейным собраниям. Научные труды В. П. Грицкевича представляют систематизированный поэтапный анализ процесса развития музейного дела, включая музейную политику и практику, коллекционирование, выставочное и фондовое дело, музейную архитектуру и прочие его компоненты, в сопоставлении его особенностей в различных странах мира в конкретные исторические эпохи.

Проблемам научного проектирования, организации и художественного
оформления музейной экспозиции, «языку» экспозиции и восприятию
«языка» произведения посетителем посвящены исследования Ф.И. Шмита,
Н. П. Анциферова, А. В. Бакушинского, В. П. Арзамасцева,

Ю. В. Зиновьевой, Р. Р. Кликса, М. Б. Гнедовского, А. Ю. Волькович.

Историческому обзору тенденций развития экспозиционного оборудования музеев, композиционно-художественным тенденциям формообразования музейной экспозиции посвящены статьи и труды

11 М.Т. Майстровской. Комплексный подход к истории и теории отечественного проектирования музейной экспозиции, музейным проектам новых технологий осуществил в своих трудах Т.П. Поляков.

Функции музея и вопросы художественного оформления анализируются Д. А. Равиковичем, А. М. Разгоном, А. Б. Заксом, Т. Стриженовой, С. Т. Махлиной, А. И. Михайловской, Н. С. Николаевой, П. Михайленок, И. А. Щепетковой, Е. Н. Мастеницей, Л. М. Шляхтиной, А. Г. Губером, Т. М. Пчелянской. Зарубежными исследователями данной тематики является Ж. Базен, Л. Драппер, Д. Кэрол, Н. Мерримен, К. Хадсон. Труды вышеуказанных авторов дают представление о понятии экспозиции в целом, определяют свойства и функции музейного предмета, задачи музея и его значимость для культуры общества.

К. Шрайнер, И.Бенеш, 3. Странский, Е. Свецимский, 3. Жигульский-младший, В. Глузинский выявляют связи между экспозиционными приемами и генезисом их развития в контексте изменений художественного, эстетического сознании общества.

П. Бурдье, Т. И. Галич, Л. Драппер, Н. Мерримен, Д. А. Равикович, А. М. Разгон, У. Хаттон рассматривают не только функции музея, но и взаимоотношения музея и общества в процессе их исторического развития.

Детальное изучение исследований посвященных истории и деятельности музеев оружия позволяет утверждать, что фундаментальных обобщающих работ по вопросу музейного экспонирования оружия на сегодняшний день не существует. При наличии основательных работ по истории оружейного искусства, конкретных оружейных коллекций, историография вопроса музейного экспонирования оружия ограничена только определенными историческими периодами, конкретными музеями, не рассматривается в историко-культурологическом контексте, посвящена только узким по специализации вопросам экспозиционной работы и, чаще всего, носит описательный характер.

Целью исследования является обоснование принципов и изучение опыта использования оружия как музейного предмета в экспозиционной практике музеев.

Задачи исследования

изучить динамику музейного экспонирования оружия на базе систематизированного анализа экспозиций российских и зарубежных музеев;

сформировать целостное представление о феномене оружия как музейного предмета, раскрыть свойства и функции как носителя информации;

определить концептуальные основы организации и художественно-образного оформления музейного экспонирования оружия как многофункциональной социокультурной инфосистемы;

охарактеризовать современные тенденции и перспективы развития музейного экспонирования оружия.

Объектом настоящего исследования является оружие как музейный предмет, обладающий документальной, культурной и информативной ценностью.

Предмет исследования - культурологические аспекты генезиса и принципы*музейного экспонирования оружия как музейного предмета.

Базой исследования выступил широкий ряд российских и зарубежных музеев оружия, отделы оружейного искусства крупных мировых коллекций, частные собрания и временные выставки. Основополагающей базой для исследования стали: Арсенал Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Россия), Военно-исторический музей артиллерии, инженерных воск и войск связи в Санкт-Петербурге (Россия), Арсенал дворца-музея в Гатчине (Россия), Оружейная палата в Москве (Россия), Королевский арсенал в Турине (Италия), Тауэр в Лондоне (Англия), Музей оружия в Лидсе (Англия), Баварский Военный музей в Мюнхене (Германия), Музей истории в Цюрихе (Швейцарии), Музей клинков в Золингене (Германия), Арсенал в Вартбурге (Германия), Музей армии в Стокгольме (Швеция),

Военный музей в Варшаве (Польша). Для сравнительного анализа основным источником явились: Оружейная палата в Граце (Австрия), отдел оружейного искусства Метрополитен музея в Нью-Йорке (США), Оружейная коллекция Хиггинса в Ворчестере (штат-Массачусетс, США), Музей Полди Пецолли в Милане (Италия), Музей Штиберта во Флоренции (Италия), Коллекция Уоллеса в Лондоне (Англия), Арсенал в Эмдене (Германия), Арсенал замка Розенборга (Дания), Военный музей в Стамбуле (Турция).

Методологическая база исследования

Исследование имеет междисциплинарный характер. Базой данного исследования стали подходы, разработанные современной школой российских культурологов (Ю.М. Лотман, М.С. Каган, С.Н. Иконникова), прежде всего, метод комплексного культурологического анализа, применение которого позволило раскрыть роль, задачи и принципы музейного экспонирования оружия.

В данной работе применялся метод исторического анализа (первая глава), логический и сравнительный методы (вторая глава).

Исследование экспозиционной практики музеев оружия строится на основе комплексного системного подхода, аналитический аппарат которого сочетает принципы структурно-функционального, художественно-стилистического, историко-культурного и системного анализа музейного экспонирования.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении комплексного системного анализа оружия как объекта музейного экспонирования.

определены свойства и функции оружия как музейного предмета;

Истоки и эволюция музейного отношения к оружию: от утилитарных хранилищ оружия к многофункциональному музейному экспонированию

Неотъемлемой частью истории развития человечества является война. Она несет за собой смерть и разрушения, нищету и болезни. Однако в ходе исторического развития происходят весьма существенные изменения в характере и содержании тех конкретных сил, вооруженными руками которых осуществляются боевые действия. Эти изменения всегда находятся в теснейшем контакте с эволюцией самого социума, ибо вооруженный человек, сколько бы ни говорилось о важности прочих аспектов жизни, безусловно, находится в центре «линий напряжения» эпохи, являя собой единственную реальную силу, с которой приходится считаться всем остальным членам общества.

Базисом любого военного столкновения является «оружие, как важнейшая составляющая характеристики любой эпохи, в том числе, и ее культуры»3. На экспозиции «Музея армии в Стокгольме зрителей встречает аллегория войны - большая фотография оскаленного черепа в средневековом кольчужном капюшоне»4 и четыре высказывания: «Война-отец всего» (Гераклит Эфесский, ок. 540-480 года до н. э.); «Сладка война - для не изведывавшего войны» (Пиндар, 518-439 годы до н. э); «Война самое приятное и достойное из всех занятий любого государя» (Людовик XIV, 1643-1715); «Жестоко, страшно ремесло солдата» (Шиллер, 1759-1805). Издревле каждая нация стремилась к обеспечению своей безопасности. Захват новых земель, борьба с внешним врагом, защита интересов государства требовали развития военного дела, воспитания силы, мужества и дисциплины воинов, четкой организации взаимодействия подразделений, решающих исход сражения и обеспечивающих политическую стабильность государства. Однако война была не только разрушительной силой, но и несла за собой положительные реформы, способствовала прогрессу в самых разных областях жизнедеятельности человека, аккумулировала достижения в сфере науки, искусства и техники.

Оружие играло значительную роль уже в эпоху первобытного человека, когда топор, а позднее копье и стрела были основным способом защиты и пропитания человека. В наскальных рисунках подчеркивались функциональные качества оружия, его утилитарное предназначение и ритуальная, магическая ценность. По мере развития цивилизации оружие совершенствовалось с технической и художественной стороны, становясь символом власти, богатства, силы и правосудия, полноправным участником торжественных церемоний и ритуалов. В производстве оружия применялась самая передовая технология, использовались высококачественные материалы. Выполняя престижную функцию подтверждения социального положения владельца, оружие превращается в объект собирательства, положив начало истокам возникновения оружейных коллекций.

Великолепные гробницы эпохи древних цивилизаций стали первыми хранилищами утилитарного и богато декорированного оружия, сопровождая своего владельца в мир иной. Роскошные дворцы восточных владык Египта и Ассирии, дома высокопоставленных лиц и военачальников нередко украшались произведениями искусства, в состав которых входило оружие. «Подобные собрания были далеки от современного определения термина «коллекция», однако, их возникновение непосредственно связано с понятием экспонирование (от лат. expositio-выставление)»5. При размещении оружия соблюдался определенный «сценарий» вовлечения в общий контекст погребального ритуала, положение предметов несло на себе конкретную смысловую нагрузку. Оружие, как основной военный трофей, являлось естественной составляющей церемоний и ритуалов, поступало на сохранение в храмы, военные арсеналы. Коллекции древней Греции формировались в известной мере стихийно, носили сакральный характер и отличались неоднородным составом. Учетом, хранением и охраной таких сокровищниц занимались специальные хранители-hieripoei, составлявшие и первые инвентарные описи. За умеренную плату жрецы допускали любого желающего осмотреть собранные ценности. Еще Гомер описывал традицию сохранения оружия в виде сувениров, трофеев или объектов коллекционирования.

Среди сохранившихся исторических свидетельств можно упомянуть несколько примеров: «в сикионском храме Аполлона находилось копье, которым, по преданию, Мелеагр убил Калидонского вепря, посланного богиней Артемидой опустошать земли царя Калидона в наказание за то, что он не принес ей традиционную жертву. В храме афинского акрополя хранилось снаряжение персов, павших в битве при Платеях, 479 г. до н. э. -двуострая сабля командующего войсками Мардония и панцирь начальника персидской конницы Масистия»6.

Помимо храмовых помещений, оружие размещали и в общественных местах. В Стоа Пойкиле, месте прогулок афинян. На ее стенах, покрытых расписными картинами с изображением мифологических сюжетов и реальных исторических событий, находились трофеи, напоминавшие жителям Афин о военных победах: медные щиты знатных спартанцев, взятых в плен на острове Сфактерия в 425 г. до н. э.

Тенденции развития музейного экспонирования оружия

XIX век стал важным периодом в истории музейного экспонирования оружейного искусства. Была осмыслена роль оружия в познании прошлого, осознана его способность аккумулировать технические достижения, конструкторскую мысль и художественный стиль эпохи. Оружие на экспозиции приобретает значение знака, символа, несущего закодированную информацию. Основой экспозиции является научность, практичность, аттрактивность, доступность. Однако музейный зритель еще не был готов к осознанному восприятию богатого информационного потенциала оружейных собраний, осознанию свойств и функций оружия как музейного предмета, анализу текста и скрытых смыслов экспозиции. Зритель приходил в музей с целью удовлетворения любопытства, для эстетического наслаждения.

Если ранее музеи оружия чаще всего возглавлялись оружейниками и военными деятелями, в XIX веке многие собрания становятся под руководство, влияние и поддержку представителей самых разных направлений, интересов, сфер общественной и государственной деятельности. Этот, казалось бы, нестоящий внимания факт, тем не менее оказывал огромное влияние на политику жизнедеятельности музеев оружия и принципы экспозиционной практики в целом.

Оружейная палата в Москве, находящаяся ранее в ведении оружейника, назначавшегося из числа бояр знатных фамилий; в XIX веке возглавляется видными деятелями русской культуры: писатель М. Н. Загоскин, А.Ф. Вельтман, историк С. М. Соловьев. В оформлении экспозиции участвовал левкавщик Афанасий, травщик Абрам Тимофеев, живописец Кондрат Иевлев, иконописец Иван Филатов и изограф Симон Ушаков. Декором занимался Семен Константинов, Федор Евтифеев, Григорий Иванов, Данила Вухтерсон, иконописец Иван Леонтьев, Станислав Лапуцкий. «Экспозиция Военно-исторического музея в Санкт-Петербурге с 1868 года начала приобретать музейный характер, благодаря усилиям русских историков, археологов, представителей военных округов, поддержке оружейных заводов России, войсковых частей и действующих армий, офицеров и генералов Главного артиллерийского управления, членов царской фамилии и современников»79.

Королевское собрание в Розенборге реорганизовывалось под руководством хранителя Стюарта Бога, физика А.В. Хауча и антиквара Томсена.

Арсенал г. Эмден (Германия) находился в ведомстве артиллерийского и военного комиссара, в приказе которого состояли полицейские.

Много усилий вопросу сохранности экспонатов в собрании Императорского арсенала Государственного Эрмитажа отдали 20 отставных заслуженных унтер-офицеров гвардии (в их числе петербургские оружейники Соболев и Орлов, французский ювелир К. Пок и французский антиквар Ф. Жюст).

Огромное значение в формировании облика экспозиции Арсенала Дворца Валетта на Мальте отдал инспектор Д. Гарсия Ксарана и инженер Ордер Тинж. Губернатор Мальты сэр Гаспар Ле Марчант, став главным хранителем Арсенала на Мальте (1858-1864), стремился в корне изменить политику экспонирования оружия, улучшить условия хранения, эффективно использовать аттрактивные, репрезентативные свойства оружия, выявлять свойства и функции оружия как музейного предмета.

Реорганизация музейной экспозиции Королевского арсенала в Турине производилась под руководством генерал-лейтенанта Раффаэле Кадорна. В оформлении экспозиции арсенала принимал участие декоратор королевского театра в Турине Бернардино Галиари, скульптор Антонио Артеро, Джакомо Маркино и преподаватель Академии Альбертины Джованни Тамоном. Гравер Пьетро Айрес Кальяри был официальным дизайнером музея. Одним из исключений был Музей оружия в Мадриде, директорами которого всегда были военные генералы, сегодня сурово взирающие с портретов, украшающих стены музея. Этот факт был обусловлен главной идеей музея - представить историю развития военной истории Испании, прогресс совершенствования оружия и вооружения, составившему силу и славу государства.

На рубеже XIX-XX веков музеи оружия становятся неотъемлемой частью культуры общества, способствуя формированию художественного вкуса, прививая способность ценить и понимать значимость оружия как культурного наследия прошлых эпох. «Музей становится многофункциональным информационным институтом, с собственной ролью в процессе культурной и идеологической жизни общества»80.

Рубеж XIX—XX веков был ознаменован и трагическими коллизиями. В России в результате сложной политической ситуации многие коллекции были разграблены, национализированы и разбросаны по разным собраниям. Наглядным примером служит история коллекции фабриканта Дмитрия Геннадьевича Бурылина, собравшего в ходе своих путешествий по странам Европы, Азии и Африки экзотическое оружие, книги и редкие произведения искусства. «Музей - это моя душа, а фабрики - источник средств для жизни и его пополнения»81, - говорил сам коллекционер. Собрание было национализировано, а сам Дмитрий Геннадьевич, по просьбе М. В. Фрунзе, стал хранителем-экскурсоводом собственного детища.

Многие коллекции были вывезены за границу. Пример тому — полковые музеи дореволюционной российской армии. Многие из этих музеев продолжают действовать и в настоящее время. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге хранит коллекции 27 полковых музеев российской армии. Большое количество коллекций нашло свое пристанище в музеях и обществах Парижа. Пример тому «Музей Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка имеющий в своих стенах исключительный исторический материал. Многие музеи находятся при полковых объединениях: Союз Преображенцев (Париж), Объединение Лейб-гвардии Семеновского полка (Париж), Союз Измайловцев- архив (Париж), Объединение Лейб-Егерей (в Курбевуа), Объединение Лейб-гвардии Московского полка (Париж), Объединение Лейб-гвардии Петроградскаго полка (Брюссель), Союз Лейб-гвардии Царскосельских стрелков (Париж), Объединение Лейб-гвардии Стрелкового Императорской Фамилии полка (Париж), Кавалергардская семья (Париж), Конногвардейское Объединение (Париж), Объединение Кирасир Его Величества (Париж), Объединение Кирасир Ее Величества (Париж), Общество старых офицеров Лейб-гвардии Конно-Гренадерскаго полка (Париж), Объединение Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (Париж), Объединение Лейб-гвардии Гродненскаго гусарского полка (ст. Женьев де Буа), Объединение Лейб-гвардии Атаманского полка (Бланк Менил, под Парижем), Лейб-гвардии Конная артиллерия (Париж)» . Возникновение и функционирование подобных музеев определены убеждением, что каждая войсковая часть обязана верить в свою вечность и славу и не должна забывать, что настанет время, когда и наши дни будут называться началом прошлого столетия. Только та страна сильна, что свято чтит заветы своей старины.

Свойства и функции музейного экспонирования оружия

В настоящее время страсть к коллекционированию старинного оружия достигла невероятных размеров. Высокий уровень стоимости образцов старинного оружия на авторитетных аукционах и торгах, в антикварных магазинах, на выставках-продажах, устраиваемых клубами и ассоциациями коллекционеров оружия, не пугает истинных ценителей оружейного искусства. Коллекционирование оружия удовлетворяет информационные и эстетические потребности собирателей, способствует культуре владения оружием, приучает к ответственности за свои силовые действия.

Сегодня активно развивается и совершенствуется самостоятельная отрасль индустрии по изготовлению современного художественного оружия и реплик старинного оружия.

По всему миру растет количество частных коллекций оружейного искусства, открываются новые выставки и музеи, закрываются на реконструкцию экспозиции старых музеев, мировые оружейные собрания полностью пересматривают политику функционирования экспозиции, ее значение для современного общества. Образовываются международные и региональные научные и любительские клубы ценителей оружейного искусства (в России, например, уже более восьми лет ведет свою работу «Арсеналъ» - ассоциация историков-оружиеведов). Организовываются спортивные соревнования и стрельбы из старинного оружия или его реплик.

«Духовной сердцевиной каждой нации являются: история, обычаи, традиции, культура и искусство» . Культурное наследие нации — «ценностная категория, включающая в себя все богатство предшествующего культурного опыта человечества»117, совокупность достижений и ценностей всех сфер жизнедеятельности общества. Музеефикация оружия, как части культурного наследия, выражается в изъятии утилитарного предмета военного значения из его повседневного контекста и инкорпорированием в новую, искусственно созданную смысловую систему — музейную экспозицию. Музеефикация предполагает исследование памятника, его консервацию и реставрацию, сохранение или воссоздание художественно-архитектурных или историко-бытовых интерьеров, а также культурно-исторической среды, интерпретацию памятников, организацию условий для его обзора.

Музейная экспозиция дает уникальную возможность изменить мнение большинства людей, представляющих оружие как чисто военный инструмент, средство ведения боя, помочь зрителю увидеть за функциональной стороной оружия его историческую и художественную ценность. Оружие - яркая и впечатляющая страница художественной культуры прошлых эпох. Будучи ее неотъемлемой частью и вместе с тем по мере своего развития, воспринимая лучшие достижения извне, оно многообразно по проявлениям, оригинально по формам и глубоко по содержанию. Многие ученые в разные эпохи трудились над новыми технологиями производства оружия. Развитие инженерной мысли вело к прогрессу, война становилась стимулом к новым открытиям, военные походы в дальние страны знакомили с неизвестными ранее культурами, новыми языками, вели к обмену опытом в самых разных областях, способствовали ускорению развития человечества. О древних воинах слагали легенды, прославляя их отвагу и смелость, так как они сражались и умирали за правое дело — за свою Родину.

Оружие — «свидетельство объективной реальности, обладающее документальной, культурной и информативной ценностью» , участвующее в процессе эстетического воспитания зрителя, развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, приобщении зрителя к художественной деятельности и развитию творческих способностей. История прошлого в самых разных ее проявлениях и ракурсах может быть отражена в художественной литературе, изобразительном искусстве, театральных действах, а может быть задокументирована в драматургии музейной экспозиции. Оригинальный сюжет, построенный с определенной долей художественной фантазии, по выражению английского историка Р. Дж. Коллингвуда, «на основе априорного воображения, позволяет исследовать диалектику души героя экспозиции».

«Музейный предмет выступает на уровне единицы художественного текста. Музейный предмет, как подлинный свидетель моделируемого исторического процесса, не ограничивается профильно-тематическими рамками своего перевоплощения в тот или иной конкретный образ. Высшим критерием его актерского таланта является способность раскрывать свою потенциальную мемориальность. Восприятие музейного предмета посетителем экспозиции весьма субъективно, каждый видит в оружии то, что ему ближе.

Похожие диссертации на Оружие как объект музейного экспонирования