Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Букина, Анастасия Геннадьевна

Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции
<
Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Букина, Анастасия Геннадьевна. Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Букина Анастасия Геннадьевна; [Место защиты: ФГНИУ "Государственный институт искусствознания"].- Москва, 2013.- 650 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Коринф как центр развития искусства вазописи в конце 8-4 вв. до н .

1.1. Вазопись и гончарное ремесло в Коринфе в конце 8 - 4 вв. до н. э.

1.2. Хронология развития коринфской вазописи

1.3. Распространение коринфских ваз в античном мире и коринфского влияния в вазописи других античных центров

Выводы 36 51

Глава 2. Атрибуция глиняной вазы как античной коринфской или коринфизирующей 67

2.1. Первичное визуальное определение 68

2.1.1. Определение по характеру керамического теста 69

2.1.2. Определение по характеру формы сосуда 79

2.1.3. Определение по характеру декора 85

2.2. Технико-технологическое исследование 92

2.2.1. Сравнительный археометрический анализ 93

2.2.2. Исследование аутентичности и определение первоначального облика ваз 94

2.3. Музеологическое исследование 102

2.3.1. История коллекции коринфских глиняных ваз в Эрмитаже 103

2.3.2. Документальная экспертиза происхождения 107

2.4. Реставрационное исследование 115

Выводы 119

Глава 3. Базовая классификация ваз по признаку техники исполнения декора

3.1. Вазы без росписи (монохромная группа)

3.2. Вазы с чернолаковым и черно-полихромным декором

3.2.1. Чернолаковые вазы

3.2.2. Черно-полихромные вазы

3.3. Вазы с росписью

3.3.1. Вазы с орнаментальной росписью в силуэтной технике

3.3.2. Вазы с фигуративной росписью в силуэтной технике

3.3.3. Вазы с орнаментальной росписью в контурной технике

3.3.4. Вазы с фигуративной росписью в контурной технике

3.3.5. Вазы с росписью в краснофигурной технике

3.3.6. Вазы с росписью в чернофигурной технике

Выводы

ГЛАВА 4. Основная классификация ваз с орнаментальной росписью и метод пропорционально статистического анализа формы и декора 170

4.1 .Вазы линеарного стиля 171

4.2.Вазы белого стиля 179

4.3. Вазы шаблонного стиля 189

4.3.1. Миниатюры шаблонного стиля 199

Выводы 209

Глава 5. Атрибуция ваз с фигуративной росписью и метод сравнительного формально стилистического анализа

5.1. Метод Дж. Бизли: индивидуальная стилистическая атрибуция рос писей коринфских чернофигурных ваз 212

5.2. Методическая линия X. Пэйна: мастерская как основная единица

атрибуции росписей коринфских чернофигурных ваз 225

5.3. Методическая позиция Дж. Л. Бенсона: атрибуция чернофигурных

ваз массового производства 243

5.3.1. Особенности атрибуции котил с росписью в силуэтной технике 248

5.4. Принципы атрибуции коринфизирующих ваз с фигуративной росписью 256

Выводы 269

Заключение

Введение к работе

Актуальность темы диссертации определяется, прежде всего, тем, что она посвящена исследованию искусства вазописи – одного из наиболее самобытных феноменов античной художественной традиции в целом. Осознание внутреннего содержания этого феномена во всей полноте является залогом общего верного понимания места, смысла и значения античного искусства как такового.

Вазопись – необычайно развитое искусство росписи керамических сосудов (ваз), изощренное по разнообразию художественных средств и выдающееся по уровню достигаемых образно-пластических результатов – это специфическое явление художественной культуры греческой античности. Выдающаяся роль в развитии искусства вазописи среди всех народов античного мира принадлежала именно жителям древней Греции. В современном искусствоведении и науках о материальной культуре античности греческая вазопись рассматривается как совокупность всех стилистических направлений, определявших облик расписных ваз, созданных греческими мастерами-керамистами между 1000 и 300 гг. до н. э. Художественную историю древней Греции в этот период можно представить как целое, как процесс непрерывного и исключительно плодотворного развития. Такой же целостностью в художественном отношении отличается история развития вазописи указанной эпохи.

Вазопись греков возникла как закономерный этап в развитии большой керамической традиции древнего мира. В той его части, которую населяли народы, так или иначе оказавшие влияние на формирование античной цивилизации и ее художественной культуры – речь может идти о регионе Южной Европы, Средиземноморья и прилегающих областей Ближнего Востока, обжиг глиняных сосудов был изобретен около 7000 г. до н. э. Процессы керамического производства осваивались и развивались в этом регионе в течение более четырех тысяч лет, пока накопленные навыки формования и декорирования керамических ваз не вошли в арсенал гончаров разных центров античной Греции и не позволили им во многих отношениях превзойти традиционные рамки этого ремесла.

Выдающиеся греческие вазописцы были в той же мере ремесленниками, что и все их предшественники, украшавшие глиняную посуду. Тем не менее, именно греческие мастера достигли небывалой – как для более ранних, так и для многих последующих периодов развития керамического искусства – свободы художественного творчества и изобразительного совершенства, которые, во многом, остаются непревзойденными в искусстве художественной керамики до наших дней. Так, в особенности, явление черно- и краснофигурной вазописи афинских и италийских мастеров 6 – 4 вв. до н. э. представляет собой признанную и непреходящую ценность мировой художественной культуры в целом. Оно оценено подобным образом как благодаря собственным высочайшим образно-пластическим достоинствам, так и в связи с тем влиянием, которое наследие греческих вазописцев имело в европейской художественной культуре последних двухсот пятидесяти лет. Иными словами, исследование греческой вазописи позволяет непосредственно оценить, в какой степени античный период в развитии искусства исторически уникален и самостоятелен и, вместе с тем, как тесно он связан с духовной культурой современности.

В свою очередь, вазопись древнего Коринфа 8 – 4 вв. до н. э. представляет собой этапное явление в процессе становления искусства греческой вазописи. Коринфская вазопись имеет собственное художественно-историческое значение, но также вызывает интерес в качестве синтетического феномена, который отражает многие характерные явления общегреческой художественной культуры своей эпохи. Феномен коринфской вазописи, будучи рассмотрен по ряду присущих ему признаков, позволяет проследить процесс, в результате которого вазопись Греции в целом достигла такого уровня, когда стало возможным трактовать ее как одно из знаковых явлений античной культуры и общечеловеческой художественной традиции.

Актуальность темы диссертации определяется также выдающейся ценностью коринфских расписных ваз и их античных имитаций, которую они имеют в качестве исторического источника:

– для истории искусства эти памятники имеют особое значение. Оно связано с достижениями коринфян в технологии вазописи, определившей колорит и графический характер изображений, а также в разработке пластики и иконографии ориентализирующего стиля, который определил последующее развитие искусства архаической Греции. Коринфяне во многом подготовили расцвет искусства греческой вазописи и основные образно-пластические элементы, которые можно проследить во всех его наивысших проявлениях;

– для исторических наук разных направлений изображения на коринфских и коринфизирующих расписных сосудах с чернофигурным декором являются основным источником, позволяющим судить о духовных традициях (религиозного, литературного, мифологического характера), сведения о которых очень фрагментарно представлены в сохранившихся письменных источниках, это относится к духовной культуре как собственно Коринфа, так и тех областей, где в 7 – 6 вв. до н. э. производились коринфизирующие вазы с фигуративными росписями;

– для археологии античного периода коринфские керамические сосуды составляют один из основных датирующих элементов в комплексах находок, относящихся к 8 – первой половине 6 вв. до н. э.; анализ находок коринфских и коринфизирующих ваз позволяет судить об интенсивности экономических контактов между разными областями античного Средиземноморья и материковой Грецией.

Актуальность темы диссертации обусловлена также очевидным качественным изменением представлений о коринфской вазописи и ее произведениях, произошедшим за последние сто лет. В связи с этапным умножением числа опубликованных коринфских ваз и продолжающимися исследованиями как искусствоведческой, так и археологической направленности возникла настоятельная необходимость в установлении целостной системы классификации этих памятников, отражающей накопленный к настоящему моменту массив сведений об объекте исследования.

Объект, источники и материалы исследования. Объектом исследования в настоящей диссертации выступают коринфские глиняные расписные вазы конца 8 – 4 вв. до н. э. и их античные имитации (коринфизирующие вазы). В силу значительного разнообразия материальных характеристик и не равного художественного значения рассматриваемых произведений гончарного ремесла целостное представление о них как об историко-художественном явлении может быть составлено посредством классифицирующей системы.

Как источник в диссертации рассматривается весь комплекс материальных, художественных и исторических характеристик коринфских и коринфизирующих ваз, позволяющих составить их классификацию.

Материалы, на которых производится исследование, включают коринфские и коринфизирующие расписные вазы конца 8 – 4 вв. до н. э. из собрания Государственного Эрмитажа и опубликованные памятники этих видов из других собраний. В качестве дополнительных материалов привлекаются письменные источники, связанные с происхождением и хранением экспонатов Государственного Эрмитажа (материалы из архива Государственного Эрмитажа, Российского государственного исторического архива, Академии Наук Украины и др.; материалы технико-технологических исследований коринфских глиняных ваз, исполненные специалистами Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа; материалы известные по публикациям в отечественной и зарубежной специальной литературе).

Предметом исследования в настоящей диссертации выступают художественное и морфологическое разнообразие коринфских и коринфизирующих глиняных ваз конца 8 – 4 вв. до н. э., а также разнообразие методов исследования, направленных на создание их классификации.

Хронологические рамки исследования:

1) в отношении объекта исследования 8 – 4 вв. до н. э.;

2) в отношении предмета исследования – 8–4 вв. до н. э. и конец 19–начало 21 в.

Степень научной разработанности проблемы. История теоретической и практической разработки проблем, связанных с классификацией коринфских расписных ваз насчитывает свыше двухсот лет. Хотя коринфские и коринфизирующие вазы и раньше попадались в руки знатоков, специальный научный интерес к ним, кажется, впервые проявился в 1805 году. К этому времени уже существовала более чем столетняя традиция исследования античных расписных ваз вообще. При этом к вазам, которые выглядели более архаичными, чем лучшие аттические чернофигурные, все краснофигурные вазы и италийские сосуды с полихромным декором 4 в. до н. э., применяли стилистическое определение «сосуды древнейшего стиля»; вазы с ориентализирующим декором (под которыми подразумевали в основном коринфские и итало-коринфские) обычно называли «египетскими». Эти определения использовали в первой трети девятнадцатого столетия как в научных работах, так и в документах и практике коллекционеров и антикваров. Последовательнее всех концепцию «ваз египетского стиля» поддерживал Э. Герхард.

Поскольку раскопки в Греции развивались и вводили в оборот все больше и больше расписных ваз, в течение 1830-х годов начало складываться убеждение, что хотя бы часть мастерских по производству расписных ваз, которые обнаруживали в древней Италии, и их мастера имели греческое происхождение. Знатоки осознали очевидное родство образной и пластической системы античной вазописи с искусством античной Греции. Убеждение в том, что часть ваз «древнейшего стиля» или «египетского стиля», создавалась в Коринфе, кристаллизовалось в работе Г. Крамера, опубликованной в 1837 году. Концепция Крамера была принята европейскими авторами в сороковые годы девятнадцатого века. Параллельно знатоками-антикварами и учеными была также осознана разница между коринфскими вазами из раскопок этрусских некрополей и их местными имитациями. Об этом, помимо публикаций того периода, свидетельствует анализ терминологии, зафиксированной в «Каталоге знаменитой коллекции древних итало-греческих ваз, стекла, терракот и бронз, принадлежащих Господину Кавалеру Пиццати». Автором рукописи каталога Пиццати был знаменитый неаполитанский антиквар Р. Гарджуло. Анализ типологической системы, отраженной в названном документе, показывает близость этого текста к книге Гарджуло «Краткие сведения о способах нахождения глиняных итало-греческих ваз, их изготовлении, наиболее выдающихся мастерских и развитии и упадке вазового искусства» (1831).

На протяжении первой половины девятнадцатого столетия собирание коллекций ваз из коринфских раскопок и рост осознанного интереса к коринфским вазам как таковым происходили в европейской музейно-коллекционерской среде параллельно. И то и другое отставало от аналогичных процессов в собирании аттических и италийских ваз более чем на полтораста лет. Коринфские и итало-коринфские вазы в этот период уже присутствовали в коллекциях, но не находили должной научной оценки. Развитие научных взглядов на коринфские и коринфизирующие вазы как таковые, а также на процесс формирования ориентализирующей вазописи в Греции, памятниками которой они являются, в течение тридцатых – пятидесятых годов 19 века происходило в русле общего прогресса археологических исследований. Наибольшее влияние в связи с этим приобрели идеи Д. Рауля-Рошетта, который развивал концепцию финикийского влияния как решающего при сложении греческого ориентализирущего стиля. О. Ян в каталоге Берлинского королевского собрания ваз адаптировал стилистические группы Крамера к системе представлений Рауля-Рошетта.

Новый этап изучения вазописи вообще и коринфской в частности наступил в последней четверти девятнадцатого века. Наибольшее значение имели труды А. Фуртвенглера, который ввел современную систему стилистической периодизации греческой вазописи, включавшую «микенскую», «геометрическую», «ориентализирующую» и т. д. стадии. Фуртвенглер сформулировал представление о двух группах коринфских ваз, что соответствовало уже фундаментальному членению современной относительной хронологии (протокоринфский и зрелый коринфский периоды). В трудах Фуртвенглера также трансформировалась теория об источнике греческого ориентализирующего стиля («источником всего лучшего в раннем искусстве Греции была Иония»), и идея о том, что сложение ориентализирующего стиля в вазописи Коринфа происходило под ионийском влиянием.

Публикацию рукописи А. Дюмона с примечаниями Э. Потье (1888) можно считать первым сочинением, в котором указаны все основные критерии и описаны современные требования, предъявляемые к классификации произведений античной вазописи.

В работе Э. Вилиша (1892), хотя сама по себе классификация Вилиша устарела, разработаны методологические основы построения классификации коринфских глиняных сосудов.

В конце девятнадцатого – первой трети двадцатого века развитие исследований в области истории и классификации произведений коринфской вазописи было связано как с аналитическими исследованиями известных памятников, так и с публикацией научных каталогов собраний различных музеев, в которых были коринфские и коринфизирующие сосуды. Среди этих изданий следует назвать, прежде всего, труд Э. Потье, который описал вазовую коллекцию Лувра. Части каталога Потье, посвященные коринфским и коринфизирующим вазам – при ограниченности данных, доступных исследователю на этом этапе развития науки об античности – демонстрируют характерный для автора последовательный типологический подход во всей его полноте и плодотворности.

В начале 20 века развитие археологических исследований на новом этапе и значительное распространение методов исследования археологической керамики в контексте ее находки, восходящие к работам У. Петри, позволили получать значительно более последовательные и надежные представления об относительной и абсолютной хронологии коринфских глиняных ваз. К этому времени относятся работы К. Ф. Йохансена. В одной из них (1923) заложена система, до сих пор являющася основой внутренней классификации ваз протокоринфского периода. Другая (1927), созданная для целей подготовки томов Corpus Vasorum Antiquorum, включает целостную типологию коринфских ваз всех периодов, и в ней отражена сумма общепринятых представлений и исследовательских подходов, сформулированных европейскими учеными на протяжении второй половины девятнадцатого века. Эта система представлений была введена в отечественную науку в работах О. Ф. Вальдгауера, Б. В. Фармаковского и В. Д. Блаватского.

Переход к современному этапу исследований коринфских расписных ваз связан с трудами Х. Пэйна. Пэйну принадлежит заслуга формирования основных методологических принципов исследования, терминологии и иных параметров классификации художественных гончарных сосудов коринфского производства, которые используются в настоящее время. Его работы были связаны с анализом массива данных о коринфских глиняных сосудах, который был сформирован в ходе новых систематических раскопок в Греции (прежде всего, в святилищах богини Ортии в Спарте и Геры в Перахоре). Пэйн установил, что протокоринфская и коринфская вазопись – две стадии развития одного и того же гончарного производства, а не изделия Коринфа и Сикиона, как считалось ранее. Пэйн описал морфологические и художественные особенности разных групп коринфизирующих ваз. Основываясь на методах, выработанных Дж. Бизли, Пэйн заложил традицию исследования наиболее ценных в художественном отношении росписей на коринфских вазах как произведений индивидуальных мастеров, которых принято наделять условными именами. В направлении, разрабатывающем теоретические установки Бизли и Пэйна, в течение 20 столетия работал целый ряд исследователей, труды которых посвященных коринфским чернофигурным вазам (Р. Д. Хоппер, Дж. Л. Бенсон, Д. А. Эмикс, К. Нефт, П. Лоуренс, М. и П. Бломберг, Л. Грассо, К. Инголья). Также в русле заложенной Пэйном классификации с последней трети прошлого века и до настоящего времени целый ряд специалистов (А. Ньюхолл-Стилвелл, М. Кэмпбэлл, Х. Палмер, Дж. Бенц, М. Ризер и другие) разрабатывали проблемы классификации коринфских ваз с нефигуративным декором (орнаментальным, чернолаковым).

С конца тридцатых годов 20 века в качестве самостоятельной линии также обособились исследования классификации италийских имитаций произведений коринфской вазописи. В работах рубежа 1930 – 1940 годов этрусско-коринфский класс вазописи был выделен как таковой, а разработка проблем классификации этих памятников началась только в 1960-е годы. Современный свод данных об этрусско-коринфской вазописи и ее общая типология принадлежат Я. Силади. Ряд актуальных проблем также разработан Д. А. Эмиксом и М. Кристофани Мартелли.

В настоящее время одной из основополагающих форм изучения античных расписных ваз в целом является их исследование и классификация в рамках публикации монографий из серии Corpus Vasorum Antiquorum.

Таким образом, общий массив данных, накопленный разными дисциплинами современной науки и показывающий специфику памятников коринфской вазописи, весьма значителен. Хотя он отражен в целом ряде специальных трудов обобщающего характера, не существует ни одной работы, в которой система атрибуции и классификация коринфских расписных сосудов была бы представлена во всей полноте – без пропусков (в силу отсутствия какого-то класса ваз в изучаемом материале) и без противоречий в терминологии (с другими работами, посвященными тем же проблемам; с собственными терминологическими установками автора и т. п.).

Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, актуальностью поставленных проблем, а также рядом теоретических и практических результатов, впервые достигнутых автором в процессе работы над диссертационным материалом:

1) впервые осуществлено комплексное исследование, направленное на создание системы классификации памятников коринфской вазописи 8 – 4 вв. до н. э., одного из важнейших феноменов греческой вазописи в целом;

2) собраны, обобщены и систематизированы обширные материалы, имеющие отношение к классификации рассматриваемых ваз, имплицитно существующей в современных искусствоведении и археологии. Основная часть информации систематизирована и проанализирована впервые;

3) представлена процедура атрибуции глиняного сосуда как произведения вазописи древнего Коринфа, которая учитывает наибольшее количество аспектов подобного исследования, доступных современным специалистам в разных областях науки. Междисциплинарный характер этой процедуры обоснован в настоящей диссертации наиболее полно и всесторонне;

4) представлена комплексная классификация коринфских ваз и их античных имитаций, учитывающая наиболее актуальные данные практического и теоретического характера, собранные отечественной и мировой наукой;

5) в научный оборот введены многие сведения, касающиеся коринфских ваз и их античных имитаций, принадлежащих всемирно значимому собранию произведений античного искусства Государственного Эрмитажа.

Методология и методика исследования. Ввиду разнообразия рассматриваемых источников настоящее диссертационное исследование носило междисциплинарный характер.

Применялись эмпирические методы, обычно привлекаемые для сбора информации о материальных памятниках археологического происхождения. Данные эмпирических исследований являются основным материалом, суммируемым при первичной классификации изучаемых ваз; в дальнейшем осуществлялся искусствоведческий, культурологический, конкретно-исторический и сравнительно-исторический анализ; каждое явление рассматривалось в хронологическом аспекте.

К полученным таким образом аналитическим данным применялся метод типологизации, который позволяет отразить выявленное в процессе предшествующего анализа существо и разнообразие явлений, составляющих объект исследования, в целостной классификационной модели. Этот комплексный метод использовался в практическом стремлении к построению классификации коринфских ваз и их античных имитаций и к апробации этой модели при анализе памятников из собрания Государственного Эрмитажа.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является комплексное изучение и обобщение сложного, значительного и многопланового явления вазописи древнего Коринфа. Подобное обобщение должно быть представлено в виде методически обоснованной целостной системы классификации коринфских и коринфизирующих ваз конца 8 – 4 вв. до н. э. Конкретные цели, преследуемые при создании указанной системы, многообразны, так же как многообразны результаты дальнейшего применения самой классификации в интересах искусствоведения, археологии и иных отраслей исторической науки. Это обусловлено тем, что единая классификация необходима как база при выявлении художественного содержания, хронологической атрибуции и культурно-исторической интерпретации отдельных расписных ваз и изображений на них.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1) систематизировать основные понятия, описывающие разнообразие изучаемых памятников;

2) систематизировать методы, применяемые при такой классификации;

3) выяснить специфику и практическую ценность применения каждого из этих методов к разным классам исследуемых ваз;

4) представить классификацию, возникающую в результате комплексного применения существующих аналитических методов к объекту исследования;

5) унифицировать терминологию, соответствующую классифицированным стилистико-атрибуционным феноменам.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1) целостное представление о вазописи древнего Коринфа как об историко-художественном явлении может быть составлено посредством классифицирующей системы;

2) анализ техники декора вазы является базовым методом классификации;

3) художественные особенности ваз, описываемых в рамках определенного класса изучаемой системы, обуславливают специфический комплекс методов исследования, применимый к памятникам каждого такого класса;

4) пропорционально-статистический анализ формы и декора вазы является основным методом классификации всех памятников коринфской вазописи;

5) методы сравнительного стилистического анализа и индивидуальной авторской атрибуции применимы к вазам, в силу пластических особенностей, имеющим особое художественное значение.

Теоретическая значимость исследования. Результаты, достигнутые в настоящей диссертации, имеют теоретическое значение. В ходе диссертационного исследования сформулировано современное целостное понимание методов, системы атрибуции и классификации произведений коринфской вазописи. В работе введены в научный оборот и обобщены сведения и факты, касающиеся теории, методологии, истории и научной практики исследований в этой области. Диссертация представляет собой междисциплинарное исследование на материале коринфской вазописи, в котором затрагиваются проблемы искусствоведческого, культурологического, социологического, исторического характера. Благодаря настоящему исследованию возможно создание теоретико-методологической базы, которая может быть в дальнейшем развита в русле общего прогресса исследований античного искусства. Диссертация позволяет расширить возможности теоретического осмысления произведений коринфской вазописи в широком контексте мировой художественной культуры.

Практическая значимость исследования. Результаты, достигнутые в настоящей диссертации, актуальны для современной научной, преподавательской и музейной практики, поскольку могут быть применены:

1) при дальнейшей научной разработке затронутых в настоящем исследовании исторических и источниковедческих проблем;

2) при обработке материалов раскопок и музейных коллекций, содержащих коринфские и коринфизирующие вазы, а также при составлении соответствующих каталогов и публикаций;

3) при составлении программ экспозиций и экскурсий по экспозициям музеев, в которых представлены произведения античной вазописи;

4) при разработке учебных программ для спецкурсов, а также методических и учебных пособий по истории античного искусства, музеологии и археологии античного мира в высших учебных заведения художественного и исторического профиля.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы настоящей диссертации были изложены в научных публикациях, список которых прилагается. В период работы над диссертацией (2003 – 2012 гг.) затронутые в ней проблемы и результаты производившихся исследований освещались в докладах на научных заседаниях Отдела античного мира и Сектора Греции и Рима Государственного Эрмитажа, а также на научных конференциях в России и за рубежом (2007 – 2012 гг.): чтения памяти Б. Б. Пиотровского, чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга, конференция памяти Я. И. Смирнова, все – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; чтения памяти М. В. Доброклонского, СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, Санкт-Петербург; сороковая ежегодная конференция Израильского общества развития классических исследований, Университет Бар-Илан, Тель-Авив; коллоквиум «L'Europe du vase antique: collectionneurs, savants, restaurateurs aux XVIIIe et XIXe sicles», Институт истории искусства, Париж. Внедрение результатов исследования включало также участие диссертанта:

– в обработке коллекции коринфских и коринфизирующих ваз и их фрагментов в Государственном Эрмитаже для публикации в монографиях серии Corpus Vasorum Antiquorum и научном каталоге коллекций Государственного Эрмитажа;

– в идентификации коринфских и коринфизирующих ваз из коллекций Пиццати, Хитрово-Лаваль, Кампана и проведении музеологического исследования, связанного с этими памятниками, при подготовке научной монографии по истории коллекции ваз Императорского Эрмитажа в середине 19 века;

– в организации художественных выставок, в которых представлены коринфские и корифизирующие вазы: постоянные экспозиции Государственного Эрмитажа – «Архаическая Греция. Древний Кипр»; «Культура и искусство Северного Причерноморья»; временные выставки в Эрмитаже и других музеях России – «Строгановы – меценаты и коллекционеры» (Санкт-Петербург), «В поисках греческого чуда» (Санкт-Петербург), «Голицынский музей на Волхонке» (Москва), «Дети богов» (Казань), «Полцарства за коня» (Казань), «Аромат древности» (Санкт-Петербург), «Ганимед с орлом. Искусство двухфигурной композиции» (Санкт-Петербург), «Строгановы – собиратели древностей» (Пермь).

Структура работы. Структура настоящей диссертации связана с поставленными задачами и обусловлена решением проблемных вопросов в рамках темы исследования. Работа состоит из трех томов. В первом томе представлен текст, основная часть которого состоит из введения, пяти глав и заключения. Второй том включает в себя список сокращений, список терминов (термины, касающиеся керамической технологии, и наименования форм ваз), библиографический список, список иллюстраций и два приложения (альбом иллюстраций; примечания к основному тексту). В третьем томе помещено приложение–каталог коринфских ваз и их античных имитаций в собрании Государственного Эрмитажа.

Распространение коринфских ваз в античном мире и коринфского влияния в вазописи других античных центров

К середине столетия эта концепция нашла общее одобрение . О. Ян в упомянутом каталоге королевского собрания ваз адаптировал стилистические группы Крамера42 и систему представлений Рауля-Рошетта о преобладающей роли финикийцев в распространении восточного влияния в вазописи греков.

Новый этап изучения вазописи вообще и коринфской в частности наступил в последней четверти девятнадцатого века. В 1880 г. была опубликована работа А. Фуртвенглера43, в которой в исследовательскую практику европейских археологов и историков искусства была введена современная система стилистической периодизации греческой вазописи, включающая «микенскую», «геометрическую», «ориентализирующую» и т. д. стадии. Как один из переходных феноменов между «геометрической» и «коринфской» ориентализирующей вазописью Фуртвенглер описал вазы, которые «по манере изображения человеческих фигур отходят от "геометрических" ...; непосредственно же за ними затем следуют коринфские изделия (altkorinthischen Producten)»44. Эти две группы соответствуют фундаментальному членению современной относительной хронологии коринфской вазописи: протокоринфский период, предшествующий зрелому коринфскому, и зрелый коринфский. В рассматриваемое время (равно как и в представлениях, господствовавших вплоть до 1930-х годов, когда протокоринфские вазы были в значительном количестве найдены при систематических раскопках в Коринфе и, в частности, на территории коринско-го Керамика) господствовало мнение, согласно которому протокоринфские

Фуртвенглер развивал новую систему классификации ваз древнего Коринфа (korinthische) и их италийских имитаций (italisch-korinthische) в других работах; в одной из них - в дополнение к развернутому определению протокоринфской группы, приведенному выше - Фуртвенглер также предложил актуальный для современной науки термин «протокоринфская»

В каталоге вазовой коллекции Берлинского музея система Фуртвенглера отразилась как структурообразующий элемент47. Особо следует отметить раздел, посвященный автором описанию нескольких краснофигурных ваз, произведенных, по его представлениям, в Коринфе48. Наконец, необходимо отметить, что в трудах Фуртвенглера также новую трансформацию претерпела идея о распространении в Греции восточного влияния и ориентализирующего стиля. Согласно его теории «источником всего лучшего в раннем искусстве Греции была Иония»49, и сложение ориентализирующего стиля в вазописи Коринфа

Payne 1931. P. VII - VIII: «Только в последние годы создались предпосылки для корректной оценки разных школ раннего искусства греческого материка» происходило под ионийском влиянием5 . В отечественной литературе завершение критики этих представлений можно найти в работах 1960-х годов, принадлежащих С. П. Борисковской51 и Л. И. Копейкиной52.

В 1888 году вышел в свет сводный труд о греческой вазописи, автором которого был А. Дюмон, и который после смерти автора (18ЭД г.) опубликовал Э. Потье. Оценивая сочинение Дюмона как свод, мы отмечаем такое его фундаментальное свойство как полноту суммированных автором фактических и аналитических данных о предмете, которые были собраны европейской наукой в предшествующий период11. Готовя эту работу к печати, Потье сделал важные наблюдения историографического характера; так он отметил: «От автора не ускользнуло, что с недавнего времени метод изучения расписных ваз обновился, и это привело к эволюции [таких исследований вообще]. Иконографический период сменился тем, что можно назвать периодом тектоническим» . Описывая обновленный метод, Потье установил: «Настоящая классификация основана на изучении самого изготовления ваз, с тем чтобы посредством ее установить отдельные группы в общих категориях черно- и краснофигурных ваз. Особенно Коринф стал первым греческим го родом, где развился ориентализирующий стиль. ... Восточно-греческие города отстали, возможно, на полвека... Однако, влияние, которое сформировало вос точно-гречекий стиль «дикого козла», пришло явно ... из другого источника.»

Dumont, Chaplain 1888. P. V; далее: «Если открыть лучшие каталоги пятнадцатилетней давности, то мы найдем там точные сведения только об образах, представленных вазописцами краткое указание формы. Чаще всего вазы расположены в соответствии с мифологическими, героическими, религиозными, повседневными сюжетами и т. д.; реже появляется общая классификация - примитивный стиль, стиль с черными фигурами и стиль с красными фигурами. Эта вторая система была особенно усовершенствована в наши дни и развита, она заставила отказаться от другой.» важно, что не только формы, но и декор, как представляется, иногда является чем-то вроде знака изготовителя. Ваза не рассматривается более как простое обрамление для картины, она есть целое, в котором изображенный сюжет, без сомнения, составляет главную, но не единственную интересную часть. Действительно, то, что касается [стиля] отделки, природы глины, установления цветов, декора, предоставляет ценные сведения также для хронологической классификации керамики»54. Таким образом, работу Дюмона с примечаниями Потье можно считать первым сочинением, в котором указаны все основные критерии и описаны современные требования, предъявляемые к классификации произведений античной вазописи.

Как свидетельство именно такого обновления методов изучения греческой вазописи, можно рассматривать работу Э. Вилиша, вышедшую в свет в 1892 году55. Она имеет этапное значение для истории развития классификации коринфских ваз56. Собрав все доступные на рубеже 1890-х годов сведения, автор впервые обратился к проблеме их настоящей классификации. Вилиш подразделял коринфские глиняные сосуды по целому ряду технических и стилистических признаков. Суммируя их все, он привел свою классификацию к хронологически обусловленной системе из двух основных групп: протокоринфские (die protokorinthische Vasen) и коринф

Технико-технологическое исследование

Морфологические характеристики керамики ваз коринфского производства конца 8 - начала 4 в. до н. э. исследованы и описаны в специальной литературе весьма подробно. «Тесто, использовавшееся для производства расписных ваз в Коринфе - одно из наиболее известных и наиболее определенно распознаваемых среди всей продукции античных керамических центров [Греции], и термин «коринфская глина» тотчас же вызывает воспоминание о тонком кремово-розовом черепке»4.

Общее представление об этом черепке можно резюмировать следующим образом: он выглядит весьма однородным, благодаря тому, что глина состоит из мелких частиц, и тесто, как правило, почти лишено включений (чаще всего встречаются отдельные частички - «блестки» - слюды, крупинки белых известковых минералов и мелкие песчинки5); изделия имеют гладкую поверхность, часто очень мягкую, нередко легко поддающуюся истиранию так что на пальцах остается светлый порошкообразный налет (глина коринфских ваз «мылится»).

Как явствует из большинства публикаций, «кремовый» цвет нормально обожженного6 теста коринфских ваз представлен в диапазоне от почти белого, слоновой кости, розоватого или зеленоватого до различной интенсивности розовых тонов и светлого коричневатого. Лак на коринф 4Farnsworthl970. Р. 9 «Коринфская глина ... имеет тонкое зерно. ... встречаются мелкие зерна кальцита в сплаве с лимонитом; также множество очень мелких частичек кварца, но нет камней». См. также о минералах, харак терных для глин и керамики Shepard 1956. Р. 374 - 377 о факторах керамической технологии, оказывающих влияние на визуальные харак теристики керамического теста: Shepard 1956. Р. 102 - 107; Whitbread 2003. Р. 2 - 5 ских вазах обычно описывается как коричневый7, реже черный8; очень час 9 то роспись имеет значительные утраты, поскольку лак шелушится : откалываются отдельные кусочки, появившиеся в результате образования в слое росписи сети мелких сквозных трещин (лак «шелушится чешуйками»; Табл. 31), или целые участки оказываются утрачены, словно бы в результате истирания поверхности ( лак «шелушится пленкой»; Табл. 33). Работы М. Фарнсворт, предпринятые в течение 1960-х - 70-х годов и развитые в дальнейшем другими исследователями10, позволили, с определенной степенью уверенности11, объяснить визуальные характеристики теста и лака

Коринфа использовали древние гончары неизвестно. Не найдены глины, совпадающие с античной керамикой по концентрации кальция; не восстановлена технология удаления мелкодисперсного карбоната кальция, который делает глины не пригодными для производства керамики. Ср. Farnsworth, Simmons 1963. P. 389 - 390: ко ринфяне располагали «настолько неудовлетворительным сырьем как немногие другие, и они сумели обойти эту почти неразрешимую трудность и производить весьма удовлетво рительные изделия в течение очень долгого времени» Ср. Morgan 1995 коринфских ваз рассматриваемого периода особенностями сырья, которое использовали гончары этого времени .

Поскольку памятники в массе отличаются узнаваемым черепком и лаком первичное определение коринфских ваз (в отличие от всех иных, в том числе - от коринфизирующих) по визуальным признакам керамического материала представляется достаточно надежным. Тем не менее, метод, безусловно, имеет ограничения, связанные с неизбежной в таких случаях субъек 12 Farnsworth 1970. Р. 18 - 19: «Глина из долины, даже если содержит достаточно много железа, не обжигается до черного цвета, поскольку этому препятствует присутствие кальция; из такой глины невозможно приготовить черный лак»; он был бы скорее кремовым; образцы с таким неудачным лаком найдены во многих местах коринфских раскопок (Farnsworth, Simmons 1963 P. 389 - 390) 13 Farnsworth 1970. P. 11: «Кремово-белый коринфский черепок ..., по большей час ти, легко распознается на глаз»; Boardman, Schweizer 1973. P. 268: «Вне зависимо сти от происхождения обычно можно идентифицировать афинскую или коринф скую чернофигурную вазу. Физические характеристики глины, форма, стиль деко ра..., надписи - есть многочисленные и надежные критерии»; ср. Weinberg 1949. Р. 264: «Кирпично-красный тяжелый черепок Аттики и Беотии, даже более темный островов Эгейского моря, грязно-красный арголидскии, светлосерые, темно-красные и пурпурные сицилийские не имеют ничего общего с керамикой Коринфа какого бы то ни было цвета.... Это давно принято как истина в отношении расписной (fine) керамики; это также верно для архитектурного декора и терракот.»; ср, напротив, Richter 1948. Р. 334 - 335: «диапазон цветов широк - серый с зеленоватым отливом, серый, желтый, кремовый, розовый и красный. Мы можем спросить, какая из известных греческих глин не совпадает с этим диапазоном? Очень похоже, что глины всех этих цветов могут быть найдены в Коринфе, но они не свойственны только Коринфу, а могут быть найдены в разных частях Греции. Мы должны помнить, что проблема еще усложняется тем, что цвет терракоты обусловлен не только композицией глины, но также условиями обжига. Так что будет неверно делать цвет или цвета терракоты основой для ее атрибуции определенной местности.» тивностью оценки и способов описания цветов, характерных для разных исследователей

В некоторой степени ограничения, связанные с субъективным фактором оценки цветовых характеристик памятников, помогает преодолеть стандартизирующая процедура описания цветов керамического теста и красок, связанная с примененим колористических таблиц А. Манселла, где образцы цветов закодированы в соответствии с оригинальной системой этого исследователя . Указанная методика является в настоящей момент наиболее распространенной16; с конца 1950-х годов система Манселла широко используется для определения цветов керамики в практике американских археологов, а с 1960-х - также и европейских17.

Вазы с чернолаковым и черно-полихромным декором

Рассмотренная схема дополнительного орнамента, исполненного накладными красками, является стандартной для коринфских чернолаковых ойнохой и находит соответствия в коринфизирующих памятниках, прежде всего, италийских5 .

Производные этой схемы, а также более поздний вариант формы можно обнаружить в ойнохое, поступившей в Эрмитаж из коллекции Императорского Общества Поощрения Художеств55. (Табл. 61,2) Сосуд впервые был исследован С. П. Борисковской, которая считала, что его следует датировать концом 6 или началом 5 в. до н. э. . Однако, как было установлено X. Палмер, серия ойнохой (сопоставимых по размеру с рассматриваемой), которые отличаются очень приземистым туловом и горлом с вогнутыми стенками (в отличие от цилиндрического горла более ранних образцов), относится к середине 6 в. до н. э.57. Иными словами, этот памятник - как позволяет судить его форма - следует считать только немного более поздним по отношению к предыдущему.

Ойнохоя, купленная у частного лица58, демонстрирует иную форму верхней части: у нее круглый венчик, без традиционных трех лопастей. (Табл. 60,4; 61,6) Такую форму можно классифицировать в соотвествии с типом А ойнохой с круглым венчиком, как определено X. изготавливали, очевидно, с конца 6 до последней четверти 5 в. до н. э. . С. П. Борисковская считала, что вазу следует датировать концом 6 или нача-лом 5 в. до н. э. . Тем не менее, профиль венчика рассматриваемой вазы, на наш взгляд, свидетельствует о том, что ойнохоя относится к группе I типа А, которая, согласно современным представлениям, датируется между 500 и 450 гг. до н. э.; наиболее ранние сосуды в этой группе имеют приземистые пропорции и покатые плечики, которые можно наблюдать в данном случае .

Наконец, еще один кувшин, поступивший от того же владельца64, также ойнохоя с круглым венчиком типа А, очевидно, свидетельствует о дальнейшей эволюции формы таких сосудов в коринфском гончарном производстве второй половниы 5 в. до н. э.65. (Табл. 61,9) В самом деле, профиль этой вазы (особенности формы ее венчика, горла и узкой нижней части тулова) соответствует группе II типа А по классификации Палмер. Изучение памятника в сопоставлении с предыдущими позволяет оценить изменения пластических предпочтений коринфских гончаров в построении формы сосудов (изменения пропорционального строя частей ойнохои, уменьшение вертикальной симметрии в профиле тулова, усложнение пластики профиля таких частей как венчик, ручка и поддон). Кроме того, приведенный ряд примеров сравнительного статистического анализа формы еще раз подтверждает основополагающее значение этого метода для классификации коринфских чер-нолаковых ваз в целом.

Указанное методическое положение особенно важно в связи с исследованием хранящихся в Эрмитаже чернолаковых коринфских ваз и фраг ментов из раскопок в Северном Причерноморье. Приведенные ниже в этом разделе сведения показывают, какие выводы сравнительного статистического анализа форм чернолаковых сосудов могут быть представлены для интер претации памятников данного типа в качестве исторического источника .

В коллекции наиболее широко представлены чернолаковые полноразмерные67 котилы (свыше шестидесяти памятников, среди них несколько целых и фрагменты). (Табл. 63 - 64) Большая часть фрагментов незначительны по размеру, так что половину (обломки венчиков и стенок) следует датировать в широких пределах, от середины 6 до середины 5 в. до н. э., хотя отмечают, что несколько загнутый внутрь венчик служит признаком изделий еще первой половины 6 в. до н. э.68. Эти широко датируемые фрагменты происходят из раскопок Березани, Ольвии и Нимфея. К остальным применима основная классификация, предложенная X. Палмер69. Прежде всего, среди них можно найти котилы, декорированные только пурпурными линиями по венчику (группы II - III по классификации Палмер), без применения белой накладной краски, как в более ранних изделиях. Фрагменты котил этой более ранней группы можно найти среди находок с Березани . Подобные чаши, в основном, датируются в пределах 6 в. до н. э., реже - первой четвертью 5 в. до н. э. У котил группы III по классификации X. Палмер можно проследить тенденцию, в соответствии с которой «диаметр дна ... увеличивается до тех пор, пока к концу столетия стенки не становятся почти вертикальными. Фриз с лучами значительно расширяется»; котилы с лучами редко датируются позже 6 в. до н. э.71. Всего образцы групп II - III составляют половину два целых экземпляра (из некрополя Пантикапея (Табл. 63,2,4) и с Тамани (Табл. 63,3,5)), семь фрагментов из различных мест на городище Нимфея и пять из Ольвии (только один из них - с территории некрополя). Более поздние чаши (группы «чернолаковых скифосов с лучами и тяжелым поддоном»74, поддон которых воспроизводит аттический прототип) относятся к первой половине 5 в. до н. э. Они представлены семью нимфейскими фрагментами и целым экземпляром из некрополя Ольвии. Два образца из этого числа (из Нимфея) демонстрируют ранний вариант профиля поддона - округлых очертаний; их можно отнести к первой четверти столетия. Остальные - более поздние, ко второй четверти 5 в. до н. э., когда, как полагают, профиль этой части сосуда стал более угловатым . Возможно, еще немного позже была произведена чаша, фрагмент которой поступил из раскопок по-селения на Березани . Он принадлежал котиле, «покрытой лаком наполовину» , в нижней части которой не было лучей. (Табл. 64,1-4) К этому классу отнесены котилы, форма которых мало отличается от формы котил с лучами78. Судя по размеру сохранившейся части, березанская чаша превышала в высоту 8 сантиметров, что, вероятно, указывает на ее датировку не позднее третьей четверти 5 в. до н. э.79

Миниатюры шаблонного стиля

При подготовке к печати неоконченной работы А. Стилвелл (Нью-холл), посвященной керамике из находок в коринфском квартале гончаров , Дж. Бенсон вернулся к термину «линеарный», однако очень расширил его значение. Он предложил использовать термин «линеарный» как «для определения тех ваз, которые продолжают суб-геометрическую систему украшения керамики чисто орнаментальными (геометризованными) мотивами, так и, ради удобства, для тех ваз, которые целиком или большей частью покрыты лаком с линеарными орнаментальными дополнениями, исполнен 22 ными накладными красками или оставленными в цвете глины» . Утверждая, что в разделении орнаментов на растительную и линеарную категории трудно достичь абсолютной стройности, Бенсон также отнес к линеарному типу все «геометризованные орнаменты любого происхождения, то есть с сетками, и с петлями» . Наконец, полагая самоочевидным только разделение росписей по признаку «фигурности» и «линеарности», Бенсон распространил последний термин также на более поздние вазы с орнаментальным декором, тип которого у некоторых его предшественников мог бы быть обозначен как «шаблонный». Таким образом, осознавая все хронологическое, технологическое и морфологическое разнообразие перечисленных типов декора, Бенсон тем не менее совместил их внутри своего «линеарного стиля».

Кроме рассмотренных работ можно назвать целый ряд других (к ним, прежде всего, относятся каталоги и научные статьи, содержащие описания коринфских расписных ваз), в которых интересующий нас термин существует имплицитно24. Это свидетельствует о том, что почти восьмидесятилетняя история развития представлений об орнаментальном типе декора линеарного стиля привела к возникновению устойчивого термина 5.

В коллекции Государственного Эрмитажа это явление иллюстрируется целым рядом памятников; к числу наиболее ранних из них можно отнести миниатюрные парфюмерные сосуды с каплевидным туловом - алабаст-ры. Один из них на основании сопоставления с наиболее близкими по форме и росписи памятниками следует датировать концом переходного или ранним коринфским периодом (то есть последней четвертью 7 - началом 6 вв. до н. э.) . (Табл. 83,1) В росписи этого алабастра линии и точки сопоставлены таким образом, что он представляет собой почти идеальный образец «поясково-точечного» стиля Пэйна.

Несколько более поздним временем можно датировать другой ала-бастр . (Табл. 83,2) Он ближе всего к тем образцам, которые датируются уже в пределах раннего коринфского периода

К раннему коринфскому периоду также относятся маленькие парфюмерные сосуды с круглым туловом - арибаллы. Форму наиболее ранних арибаллов можно сопоставить с типом А, который тоже выделил X. Пэйн . В Эрмитаже хранится подобный экспонат . (Табл. 83,3) Немного более поздней является форма В1 , образцом которой служит эрмитажный ари-балл . Его можно датировать концом раннего или средним коринфским периодом.

К среднему коринфскому периоду, судя по форме типа В234, в кол-лекции Эрмитажа принадлежит несколько арибаллов и фрагментов . (Табл. 83,4) Также к среднему коринфскому периоду относятся арибаллы с кольцеобразной формой тулова; среди них встречаются сосуды, декорированные в линеарном стиле . (Табл. 83,5)

Одной из форм, наиболее типичных для коринфских ваз, которые расписаны орнаментами в линеарном стиле, является форма пиксиды с вогнутыми стенками. Она существовала уже в протокоринфский период и была наиболее характерна для ранней фазы зрелого коринфского периода, а

Примером наиболее раннего варианта подобной пиксиды с декором линеарного стиля служит один экспонат коллекции Эрмитажа . (Табл. 84,1) На основании аналогий его можно датировать от переходного до раннего коринфского периода40. Другая пиксида41 имеет более вогнутые стенки (Табл. 84,2), а еще одна42 отличается самой выраженной курватурой профиля (Табл. 84,3). Иными словами, одну из них можно отнести к раннему, другую - к концу раннего или началу среднего коринфского периода.

Последние две пиксиды поступили в музей с крышками характерной формы - пологого округлого профиля, с кольцом для вставления внутрь пиксиды и высокой профилированной ручкой. Сопоставление профилей этих крышек, а также еще двух других крышек этого типа43, поступивших в собрание без пиксид, к которым они первоначально относились, показывает, что форма этой части сосуда не была подвержена сколько-нибудь значительным изменениям. Можно отметить только два признака развития. Во-первых, если у пиксид-прототипов, относящихся к протокоринфскому, переходному и к началу раннего коринфского периодов, ручка имела форму усеченного конуса с навершием в виде профилированного диска, то в дальнейшем конус исчезает, а профиль верхушки сглаживается. Во-вторых, в течение раннего и среднего коринфских периодов наряду с изначальным (уплощенным) вариантом появились крышки большей глубины . Примерами такого рода служит один фрагмент из коллекции Эрмитажа 5, который на основании аналогий можно датировать уже, скорее всего, временем не ранее конца среднего коринфского периода (приблизительно 570-ми годами до н. э.)46. (Табл. 84,5)

Среди других форм пиксид с линеарной росписью, которые также хранятся в собрании Эрмитажа - так называемые «пиксиды-котилы»47 и пиксиды с выпуклыми стенками, представленные миниатюрными экземп-лярами . Как полагают, наиболее ранние котилы-пиксиды относятся к про-токоринфскому периоду, но ручки стали их стандартной частью, очевидно, уже в переходный период; также считается, что в начале среднего коринфского периода вазы этой формы практически перестали производить49. В то же время котилы-пиксиды среднего коринфского периода отличаются от рассматриваемой вазы значительно большей глубиной

Роспись эрмитажной котилы-пиксиды представляет собой образец «поясково-точечного» стиля, описанного X. Пэйном. (Табл. 84,4) Исходя из всех перечисленных признаков, мы должны датировать эту вазу тоже не позже первого десятилетия 6 в. до н. э.

Похожие диссертации на Вазопись древнего Коринфа: система классификации и атрибуции