Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский период творчества Натана Певзнера Четверикова, Светлана Анатольевна

Русский период творчества Натана Певзнера
<
Русский период творчества Натана Певзнера Русский период творчества Натана Певзнера Русский период творчества Натана Певзнера Русский период творчества Натана Певзнера Русский период творчества Натана Певзнера
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Четверикова, Светлана Анатольевна. Русский период творчества Натана Певзнера : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Четверикова Светлана Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2011.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/170

Введение к работе

Актуальность исследования. Творчество Натана Певзнера (1884 -1962), в первую очередь как талантливого скульптора и автора интереснейших театральных декораций, хорошо известно за рубежом. Работы этого мастера украшают архитектурные комплексы, площадки, организованные пространства, а также интерьеры и экспозиции ряда музеев современного искусства в Европе и Америке. Звания и награды, данные художнику еще при жизни, крупные персональные выставки, организованные в Париже, Нью-Йорке, Амстердаме, Стокгольме, Лондоне, Чикаго свидетельствуют об истинном масштабе личности Певзнера в мировом искусстве XX века.

Достаточно полно освещена деятельность Н.Певзнера в эмиграционный период, а вот информация об этом художнике во время его проживания в России (до выезда за границу в 1923 г.) практически отсутствует. Тогда как более чем очевидно, что становление личности Н.Певзнера, стремительная эволюция его творчества, сформированного в русле русского беспредметничества, произошла именно здесь. Кроме этого, принадлежность Н.Певзнера к одному из интереснейших и глобальных явлений художественной культуры XX века -конструктивизму, до сих пор не получившей объективной оценки, также служит убедительным доводом необходимости и своевременности настоящего исследования. Творчество Н. Певзнера представляет особый интерес в контексте изучения и формирования целостного представления об авангардной художественной среде 1910-х - 1920-х годов, так как вносит новое понимание реального масштаба конструктивистского движения, давая возможность пересмотреть его место и подлинную роль в развитии искусства и культуры XX века.

Необходимость же подробного рассмотрения отдельного этапа деятельности художника -русского периода - обусловлено практической неизученностью, а также важностью данного периода для исследования общего круга проблем, связанных с личностью Н.Певзнера и его участием в художественных процессах первой половины века.

Большой интерес представляет привлечение для сравнительного анализа живописных и теоретических работ современников Н.Певзнера, а также тех видов их деятельности, которые пересекались или непосредственно влияли на все формы творческих проявлений художника.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы стало рассмотрение творчества Н.Певзнера в контексте русского авангарда и выявление теоретических приоритетов и достижений художника. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - реконструкция творческой биографии художника

анализ особенностей художественного языка Н.Певзнера этого периода;

изучение теоретических взглядов Н.Певзнера-конструктивиста в контексте идей русского авангарда;

исследование творческих и личностных контактов Н.Певзнера с крупнейшими представителями русского авангарда, в частности, с К. Малевичем;

Объект исследования - русский период творчества Натана Певзнера, выставочная, общественная деятельность, теория и практика художника.

Предмет исследования - особенности становления и развития творческого метода Натана Певзнера в период 1910-1920-х годов в контексте развития русского авнгарда.

Хронологические рамки исследования: 1900-е - 1923 годы, т. е. период пребывания Натана Певзнера в России. Этот период, в свою очередь, включает годы обучения в Киевском художественном училище (1902 - 1909), первые опыты в области новейшего искусства (1913 -1916), и самый плодотворный и важный в связи со сформулированными задачами данного исследования период - 1917 -1923 годы.

Методика исследования. В диссертации применены методы теоретического исследования, в которых историко-культурологический метод соединен с системным подходом и дополнен компаративной методикой. Поэтому объект изучения -русский период творчества Натана Певзнера рассмотрен в историко-культурном контексте, как характерное явление в искусстве авангарда 1910 - 1920-х годов. Учитывая достаточно небольшую временную протяженность рассматриваемого этапа деятельности Н.Певзнера -1910-е - 1920-е годы, его отрывочность и прерываемость зарубежными поездками, разбросанность и недостаточную фактологию сохранившегося материала, традиционный «эволюционный» подход к исследованию творчества мастера заменен в данной работе на проблемно-хронологический принцип построения. Применение метода историко-хронологической реконструкции сделало возможным акцентировать внимание на менее изученных моментах биографии Певзнера, более детально осветить, введя в научный обиход целый ряд новых данных, основные события периода жизни художника в России. При помощи сравнительно-типологического анализа произведений, а также сравнительного метода но отношению к теоретическим взглядам художника, его участию в организации новой жизни в сфере искусства после 1917 года, в частности, деятельности Певзнера в Наркомпросе, педагогической практике, стало возможным раскрыть своеобразие стиля и

оригинальность приемов, а также особенности той позиции, которую художник занимал в искусстве русского авангарда. Одним из важнейших моментов в формировании индивидуального стиля является сотрудничество Певзнера с яркими представителями беспредметничества и влияние последних на теорию и практику его творчества. Метод сравнительного анализа стал особенно продуктивным при изучении и сопоставлении теоретических и практических работ Певзнера с аналогичными произведениями К.Малевича и А.Архипенко, контакт с которыми был у художника наиболее длительным, а деятельность в ряде областей совместной. Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые подробно раскрыт принципиальный для творческой биографии Певзнера этап, практически не изученный ранее. Впервые проанализировано живописное и графическое наследие художника русского периода, большинство работ которого только сейчас вводятся в полноценный научный обиход. Прослежена взаимосвязь живописи и последующих скульптур-конструкций художника, в конгломерате определяющих оригинальность творческого наследия этого мастера. Освещена эволюция индивидуальной творческой манеры художника, указаны ее истоки и круг традиций, к которым он обращался. Рассмотрен главный теоретический труд Н.Певзнера (в соавторстве с Н.Габо) «Реалистический манифест» (1920) как определяющий для русского конструктивизма. Освещены личные и творческие контакты Н.Певзнера с ведущими представителями авангарда, прежде всего с А.Архипенко и К.Малевичем, и определены точки соприкосновения и особенности их понимания путей новейшего искусства. Проанализированы разные виды деятельности Н.Певзнера в контексте возникновения конструктивизма и выяснена их роль в формировании стиля в России. Уточнены важные факты творческой биографии художника.

В результате проведенного исследования была определена датировка одной из живописных работ Н.Певзнера (речь идет об «Абстрактных формах» (1913) из Нью-Йоркского музея современного искусства, обозначенной в каталожных данных 1923 годом (под вопросом 1913). Научно-литературная база исследования. В процессе научно-исследовательской работы автором изучены и обобщены различные источники, объединенные в несколько групп:

материалы архивов и музейных фондов г. Киева, Москвы, Орла, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Берлина; искусствоведческие работы и исследования зарубежных авторов по данной теме;

искусствоведческие работы и исследования отечественных авторов, затрагивающих в целом круг вопросов по искусству русского авангарда

начала XX века;

- публикации научного, научно-популярного и информационного характера в периодической печати 1910-х - начала 1920-х годов, современных сборниках.

Степень изученности темы. Несмотря на значительное количество изданий, содержащих информацию о художнике, все они в основном затрагивают лишь эмиграционный период творчества Н.Певзнера. Главным образом это относится к зарубежным источникам, так как вниманием отечественных искусствоведов мастер до последнего времени оставался обойденным. Так, исследование Н. Read "A Concise History of Modern Sculpture" (London, 1964) и R.Massat, T.Cassou "Antoine Pevzner et la Constructivism" (Paris, 1956) затрагивают проблематику творчества Певзнера-конструктивиста. Авторами анализируются только скульптурные произведения художника и его роль в скульптуре и архитектуре 1920-х - 1950-х годов. Общий обзор жизни и творчества Певзнера представлен в монографии М. Duchamp, R. Dreier, С. Gideon-Welckler, Ге Corbusier, R. Draun "Antoine Pevzner" (Paris, 1947) и в трудах R. Olson, A. Shanin "Gabo, Pevzner" (N.-Y., 1948), Alexei Pevzner "A biographical sketch of my brothers N. Gabo and A. Pevzner" (Paris, 1947). Эти работы так же преимущественно посвящены зарубежному периоду творчества художника и содержат лишь краткие сведения о начальном этапе его творчества.

Наиболее полноценным, объективным и единственным источником, максимально приближающимся к теме, является сборник сообщений «Певзнеровских чтений», организованных в Дижоне в 1992 году "Pevzner (1884-1962). Collogue international Antoine Pevzner tenu au musee Rodin en decembre 1992 sous la direction de Lean - Claude Marcade", в котором представлены, помимо воспроизведения живописных работ художника, информация о них, а также сведения о наиболее спорных моментах биографии и теоретическом наследии. Особого внимания заслуживает статья Т.Власовой в «Советском искусствознании» (Вып. 23, М., 1988) «Из истории художественной жизни революционной Москвы: деятельность ВІГВБ (1918-1921)», в которой автор раскрывает одну из основных сторон многообразного таланта мастера - общественного деятеля, и его участие в работе Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе.

Кроме того, краткие биографические сведения о Н.Певзнере приведены в сборнике архивных материалов «К истории международных связей ГМНЗИ...» (М., 1978. С. 428), Краткой художественной энциклопедии «Искусство стран и народов мира» (под ред. И. Иогансона) (Т. 5, М., 1981), каталоге выставки «Москва - Париж» (М., 1981, Т. 1, С. 371), альбоме М.Пожарской «Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1928» (М., 1988, С. 266), путеводителе «Документы по

истории и культуре евреев в архивах Москвы» (М., 1997, С.503). Более развернутые биографические справки содержат справочник Д.Северюхина, О.Лейкинда «Художники русской эмиграции» (СПб., 1994, С. 357-358). Краткая еврейская энциклопедия (под ред. И.-О. Надель, Т. 6, Иерусалим, 1992, к. 357), а также статья Э.Менделевича «Вдали от мелких вод» (Орловский вестник, 1997, № 16, С. 4). Важными для раскрытия темы исследования являются сборники статей, затрагивающих особенности творчества еврейских художников в контексте русской и зарубежной культуры: «Евреи в культуре русского зарубежья. Вып. 1: 1919-1939» (сост. М.Пархомовский; Иерусалим, 1992, С. 524), «Еврейское искусство в европейском контексте» (сост. И.Родов; М.,2002, С. 296), «Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья» (сост. О.Лейкинд; СПб., 2008, С. 648).

В то же время, практически все эти издания содержат довольно противоречивую информацию о начальном периоде жизни и творчества Певзнера, поэтому для более полного представления о личности художника и его месте в искусстве XX века использовались также статьи и монографии общего характера, отражающие проблематику русского авангарда 1910-1920 годов, - как зарубежных, так и отечественных авторов. В первую очередь следует назвать сборники статей серии «Искусство авангарда 1910-1920-х годов» (под ред. Г.Коваленко), и особенно выделить среди них издание «Авангард и театр 1910-1920-х годов» (М., 2008), хронику художественной жизни 1914-1923 годов «Русский авангард» А. Накова (М., 1991), а также труды Д.Сарабьянова, Г.Поспелова, В.Полевого, И.Куликовой, Г.Коваленко, С.Хан-Магомедова, И.Иоффе, М.Мудрак. Особо важным явилось изучение архивных материалов и сохранившихся произведений художника, выполненных в России и находящихся в собрании Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Основные положения главного теоретического труда Н.Певзнера, фактически «венчающего» русский период художника, достаточно подробно освещены в исследовании В.Тасалова «Прометей и Орфей. Искусство технического века» (М., 1973). В более краткой форме они изложены Н.Харджиевым в сборнике статей «К истории русского авангарда» (Стокгольм, 1976), А.Стригалё'вым в статье «Искусство конструктивистов: от выставки к выставке (1914-1932)», в ежегоднике «Советское искусствознание» (Вып. 27, М., 1991), Д.Северюхиным, О.Лейкиндом в справочнике «Золотой век художественных объединений в России (СПб., 1992).

Ценнейшими источниками стали книги, статьи и манифесты художников и теоретиков беспредметничества К. Малевича, А.

Родченко, М. Матюшина, А. Архипенко и представителей других авангардных течений и направлений, каталоги выставок, газетно-журнальные материалы.

Основным принципом изучения русского периода Н.Певзнера стало собрание воедино всего материала по данному временному этапу. Для получения наиболее полной и достоверной информации, помимо зарубежных источников, особое значение приобрели архивные, библиотечные и музейные фонды Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и Орла.

Анализ литературы по теме диссертационного исследования позволяет констатировать, что на нынешнем этапе в русском и зарубежном искусствоведении тема данной диссертации не нашла полноценного и надлежащего научного освещения. Многие важные аспекты изучения творческого наследия Н.Певзнера в рассмотренных трудах раскрываются только частично. В свете последних публикаций, направленных на более полное и глубокое осмысление феномена отечественного авангарда, исследование русского периода творчества одного из ведущих его представителей представляется особенно актуальным.

В общетеоретическом осмыслении проблем, поставленных в диссертации, основой стали исследования по истории и теории изобразительного искусства таких специалистов, как Д.Сарабьянов, А.Наков, М.Мудрак, Д.Боулт, С.Хан-Магомедов, Г.Рид и др. Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в докладах на научных конференциях в Государственном институте искусствознания (г.Москва), Национальном художественном музее Украины (г.Киев), на XIX Международном фестивале современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо (г.Брянск). Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, списка иллюстраций и альбома иллюстраций.