Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг. Таньшина Зоя Александровна

Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг.
<
Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Таньшина Зоя Александровна. Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Таньшина Зоя Александровна; [Место защиты: Московский государственный художественно-промышленный университет].- Москва, 2008.- 222 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено актуальной теме отечественного искусствознания - изучению формирования рисунков набивных тканей для массового производства 1920-1930-х гг., создание которых происходило под влиянием социально-экономических и политических изменений, произошедших после переломного момента в истории России. Послереволюционный период стал одной из самых ярких страниц в истории развития отечественного и мирового текстиля. Этот этап продолжает вызывать огромный интерес у художников, искусствоведов и других специалистов в России и за рубежом. 1920-1930-е гг. - это время зарождения новых путей развития послереволюционного искусства в целом и оформления набивных тканей и костюма, в частности, как одной из сторон творчества художников.

Передовыми и новейшими для того времени были учебные заведения ВХУТЕМАС и позже ВХУТЕИН, где готовили профессиональных художников-текстильщиков.

Процесс формирования искусства художественного оформления текстиля в 1920-1930-е гг. не был однозначным. С одной стороны, продолжали развиваться традиционные, исторически сложившиеся черты, а с другой, -устанавливались новые эстетические принципы, отвечающие условиям жизни людей того времени. Промышленный текстиль не только удовлетворял потребительские запросы трудящихся, но и выполнял воспитательную и агитационную функции.

Рисунки для набивных тканей 1920-х гг. уникальны не только использованием приемов различных направлений искусства авангарда (супрематизм, конструктивизм), но также отражением общественной жизни своего времени: политических преобразований, достижений научно-технического прогресса, культурных событий, развития спорта и т.д. В условиях сегодняшнего дня они способны выступать в роли важных

документальных источников, которые дают возможность ощутить атмосферу тех лет.

Производство набивных тканей рассматриваемого периода можно разделить на несколько направлений: ткани с беспредметными рисунками (1920-1927 гг.), ткани с сюжетно-тематическими или агитационными рисунками (1928-1933 гг.), в ткани с традиционными народными орнаментами и цветочными мотивами (1934-1939 гг.).

Представленная к защите диссертация «Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 1920-1930-х гг.» посвящена изучению формирования нового образа художественного оформления тканей, изучению деятельности забытых широкой общественностью авторов, работавших над созданием текстиля и костюма для промышленного производства в эти десятилетия, используя достижения искусства авангарда в раппортных построениях узоров, способах передачи изображения, цветовом решении и фактуре ткани. Для текстиля 1920-1930-х гт. характерны яркость и оригинальность. Этому способствует активное участие художников-авангардистов, пришедших из станковой живописи на промышленные текстильные предприятия для того, чтобы создавать рисунки набивных тканей. Для таких художников, как Л.С.Попова, В.Ф.Степанова, А.А.Экстер, К.С.Малевич, А.М.Родченко и других, занятость в сфере искусства орнаментации тканей и костюма - стала продолжением авангардных экспериментов и опытов, нашедших выражение в изготовлении массовой текстильной продукции, что способствовало более широкому распространению новаторских тенденций в искусстве 1920-1930-х гг.

Степень изученности темы. На протяжении довольно длительного времени в советской и российской науке проблематика художественного проектирования набивного текстиля 1920-1930-х гг. носила случайный характер. До сих пор не сформирован комплексный подход к изучению художественного проектирования набивного текстиля (1920-1930-х гг.).

Следует упомянуть публикации и издания, материалы которых явились базовыми и послужили основой для написания диссертационной работы. Это ряд искусствоведческих трудов отечественных исследователей по истории советского текстиля и костюма.

Рисунки для набивных тканей рассматривались в исследованиях таких
известных авторов, как Ф.С.Рогинская, Н.Н.Соболев, С.М.Темерин,
Л.Г.Крамаренко, И.А.Алпатова, И.М.Ясинская, Н.М.Мерцалова,

Т.К.Стриженова, Н.П.Бесчастнов, С.О.Хан-Магомедов и др. В последние годы отмечено большое количество статей А.Н.Лаврентьева, посвященных непосредственно текстилю советских конструктивистов. В основном набивные ткани, выпускающиеся фабриками Центральной России в большом объеме, включались в контекст искусства 1920-1930-х гг. без глубокого анализа композиционных схем и колорита рисунков тканей.

В диссертации Н.П.Бесчастнова «Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России» (М.,1998) прослежена эволюция художественного языка текстильного печатного рисунка и различных влияний внешних факторов на самобытный русский печатный рисунок. Автор также исследовал деятельность художников русского авангарда в области текстиля 1920-1930-х гг. Как показано в исследовании, опыты авангарда воплощались в жизнь, благодаря плодотворному сотрудничеству творческих мастерских с промышленными предприятиями. Кроме того, серьезный вклад в оформление тканей внесли выпускники новых для того времени учебных заведений, прошедшие серьезную художественную подготовку и отлично владеющие необходимым набором выразительных средств современного искусства.

Немаловажный интерес для исследования представляет книга, В.Я.Бересневой, Н.В.Романовой «Вопросы орнаментации ткани» (М.,1977), где большое внимание уделяется анализу композиционной и колористической структур орнамента на ткани. В книге также исследуются структурные свойства орнамента, вероятность использования при формировании теории

орнамента математических понятий, законов и правил.

В исследованиях С.А.Малаховой «Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах» (М.,1984) и В.Н.Козлова «Основы художественного оформления текстильных изделий» (М.,1981) рассмотрены основные положения и вопросы теории и методики построения орнаментальных композиций. Приведены сведения из истории развития текстильного рисунка и определены особенности художественного оформления различных текстильных материалов.

При оценке художественного своеобразия тканей 1920-1930-х гг. большую роль сыграло пособие В.Б.Устина «Композиция в дизайне» (М.,2006), в котором рассматриваются особенности формальной композиции и раскрываются ее средства, приемы и принципы построения.

Основные характеристики советского текстиля и костюма 1920-1930-х гг. нашли отражение в книгах Т.К.Стриженовой «Из истории советского костюма» (М.,1972) и в ее многочисленных публикациях в журналах.

В исследовании костюма колоссальное значение имела работа С.Н.Беляевой-Экземплярской «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия» (М.,1996), где костюм исследован наиболее глубоко, по сравнению с другими авторами, анализирующими особенности цветового восприятия ткани.

Основы композиции костюма, которыми руководствуются при создании одежды, и специфика художественного проектирования костюма для широких масс, а также принципы моделирования изделий для промышленного производства, исследованы и опубликованы Ф.М.Пармоном в его книге «Композиция костюма» (М.,1997).

При изучении поставленного вопроса были привлечены архивные

материалы ЦАГМ, фондов РГБ, библиотеки МГХПУ им. С.Г.Строганова и

МГТУ им. А.Н.Косыгина, ЦГПБ им. Н.А.Некрасова, а также фонды РГБИ и

вновь открытые и описанные источники частного архива А.А.Щипакиной,

Н.Ю.Ганф, Л.П.Рубцовой, архива кафедры ХОТИ МГТУ им. А.Н.Косыгина и

коллекции музея МГХПУ им. С.Г.Строганова, музея ИГИКМ им.

Д.Г.Бурылина, архив художественной мастерской ЗАО «Серпуховской текстиль» (Серпуховского текстильного комбината).

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является изучение художественно-стилистических особенностей набивных тканей для отечественной промышленности 1920-1930-х гг. и анализ художественно-образного содержания набивных тканей в историко-культурном процессе.

Задачи исследования.

  1. Определить характер и особенности влияния художественного языка различных направлений искусства (супрематизм, конструктивизм, производственное искусство и др.) на орнаментальные мотивы набивных тканей 1920-1930-х гг.

  2. Проанализировать творчество художников-текстильщиков, работавших на текстильных фабриках и в творческих мастерских в 1920-1930-е гг.; обозначить их роль в создании новых текстильных образцов.

3. Исследовать сферу деятельности учебных заведений, имеющую
отношение к подготовке художников для промышленности, таких, как
ВХУТЕМАС (1920-1928), ВХУТЕИН (1928-1930) и МТИ (основан в 1919 г.).
Показать их вклад в разработку и внедрение новой орнаментации,
используемой в текстильной промышленности рассматриваемого периода.

  1. На основе изучения рисунков для оформления текстиля в музейных и частных коллекциях России составить иллюстрированный каталог тканей 1920-1930-х гг.

  1. Ввести в научный оборот архивные материалы, касающиеся внедрения рисунков, созданных под влиянием направления советского искусства.

  2. Обозначить роль и место орнаментальных мотивов набивных тканей в общей художественной системе тех лет.

В качестве объекта исследования были взяты рисунки и образцы набивных тканей 1920-1930-х гг. собрания музея МГХПУ им. С.Г.Строганова, музея ИГИКМ им. Д.Г.Бурылина, архивные материалы кафедры ХОТИ МГТУ

им. А.Н.Косыгина и частные коллекции А.А.Щипакиной, К.О.Мосяковой,

Н.Ю.Ганф, Л.П.Рубцовой, архив художественной мастерской ЗАО «Серпуховской текстиль» (Серпуховского текстильного комбината).

Предметом исследования является изучение художественного оформления тканей 1920-1930-х гг.; исследование творческого процесса создания образцов набивных тканей для отечественной промышленности и деятельности художников в области декоративно-прикладного искусства и, в частности, художественного проектирования текстиля и моделирования костюма.

Отправной точкой в 1920-1930-е гг. явились важнейшие и наиболее перспективные для промышленного производства черты: экономическое состояние текстильного производства; «революционное» отношение к искусству; «выравнивающиеся» возможности рабоче-крестьянского общества.

В диссертационной работе использован комплексный метод исследования. В него вошли сравнительно-исторический, художественно-стилистический, иконографический и типологический методы, а также метод формально-логического анализа.

Метод сравнительно-исторического анализа основан на классификации, изучении и сопоставлении архивных материалов, письменных источников и графических рисунков набивных тканей первой трети XX века.

Художественно-стилистический метод использовался при анализе рисунков набивных тканей и исследовании вопроса влияния различных направлений искусства (супрематизм, конструктивизм, производственное искусство и др.) на орнаментацию тканей 1920-1930-х гг.

Иконографический метод способствовал проведению анализа различных этапов развития орнаментальных мотивов, использовавшихся в оформлении текстиля первой трети XX века.

Типологический метод применялся для классификации набивных тканей 1920-1930-х гг. по типам текстильных волокон, способам орнаментации и назначению.

Композиционно-логический анализ использовался для сравнения художественных схем текстильных образцов 1920-1930-х гг. Количественный и качественный композиционно-логический анализ тканей также позволял определить стилевую принадлежность к тому или иному художественному направлению и представлял интерес как инструмент искусствоведческого исследования в декоративно-прикладном искусстве и, в частности, в художественном текстиле. Следует отметить, что практическая значимость композиционно-логического анализа состоит в его неоспоримом преимуществе при изучении памятников в историческом аспекте и анализе современных произведений, характеризующихся индивидуальными творческими особенностями художников внутри школ и направлений.

Научная новизна работы заключается в проводимом впервые комплексном рассмотрении сложного и многозначного процесса проектирования набивных тканей 1920-1930-х гг. и его роли в моделировании костюма этого исторического периода, что стало яркой страницей в истории отечественного и мирового художественного текстиля. Впервые были собраны и систематизированы неизвестные материалы в виде эскизов и образцов тканей 1920-1930-х гг. Были исследованы неизвестные и малоизученные образцы набивных тканей текстильных фабрик, что позволило охарактеризовать, сопоставить и показать основные пути обновления и формирования художественного языка рисунков тканей на протяжении двух десятилетий.

Главной отличительной чертой диссертационного исследования явилось

раскрытие особенностей орнаментации тканей, производившихся на фабриках

Центральной России. Развиваясь (в рассматриваемый период) в сложных

социально-экономических и политических условиях, они, в целом,

демонстрировали общую тенденцию в оформлении набивных тканей для

массового тиражирования. Это позволило показать искусство текстиля в

контексте общего стилистического развития 1920-1930-х гг. и отметить, какое

влияние оно оказало, в частности, на костюм этого периода. Кроме того, был

проведен художественно-стилистический и композиционный анализ орнаментальных мотивов набивных тканей неизвестных и малоизученных образцов, а также примеров использования их в одежде, которые дают возможность специалистам-текстильщикам познакомиться с неизвестными материалами по данной теме. Впервые в научный оборот были введены до сих пор неизвестные архивные материалы творчества К.О.Мосяковой и А.С.Дзюбиной (образцы рисунков и тканей 1920-1930-х гг.) Таким образом, были исследованы ранее неопубликованные материалы, находящиеся в музейных коллекциях, частных собраниях и архивах. Также предпринята попытка оценить роль вклада творческой индивидуальности в процесс формирования промышленного производства текстиля 1920-1930-х гг. В диссертационной работе, кроме того, показано художественное своеобразие крупных и мелких текстильных мастерских 1920-1930-х гг. и отдельных мастеров.

Теоретическая и практическая значимость работы. В связи с вышеизложенным, материалы диссертационного исследования могут применяться специалистами в области русского декоративно-прикладного искусства и дизайна, а также представителями творческих профессий в их проектной деятельности. Основные положения исследования и собранный иллюстративный материал могут быть использованы в образовательном процессе для разработки курсов лекций по истории декоративно-прикладного искусства, дизайна, костюма, тканей, орнамента, а также семинаров и тематик курсовых и дипломных работ студентов творческих вузов. Исследование также способно обеспечить необходимыми материалами музейных сотрудников для составления каталогов, научно-справочного аппарата к выставкам.

Имена основоположников советского искусства текстиля продолжают

привлекать пристальное внимание искусствоведов. Уникальный материал,

обнаруженный в частных архивах, раздвигает горизонты искусства и дает

возможность изучить творчество не только известных авторов, но и

художников, работавших на производстве, в художественных мастерских фабрик. Многие произведения этих авторов были воплощены в массовом производстве набивных тканей и вошли в повседневную жизнь людей.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в публикациях и докладах на научных конференциях, список которых прилагается в автореферате.

Структура диссертации. Данное научное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Похожие диссертации на Художественное проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 192-1930-х гг.