Введение к работе
Коллекция офортов Рембрандта и его учеников, собранная выдающимся русским коллекционером XIX века Дмитрием Александровичем Ровинскнм (1824-1895), была завещана Императорскому Эрмитажу Это наиболее полное из сохранившихся в мире частных собраний офортов великого мастера и его учеников, насчитывающее 968 работ Это также редкий образец художественной коллекции, отразившей многие характерные черты эволюции коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюр в Западной Европе и России в период с XVIII по XX века Владельческие надписи и монограммы, оставленные ка обороте офортов, отражают бурную историю собирательской и научной жшни, сложившейся вокруг гравюр Рембрандта за четыре столетия Состояние офортов (то, в каком виде они дошли до нас) помогает оценить деятельность коллекционеров с точки зрения их вклада в развитие способов хранения гравюр
Основой для написания данной работы явился международный проект ЮНЕСКО «Изучение и консервация коллекции офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа», проведённый в Рейксмузеуме (г Амстердам) в 1997 году российскими и голландскими учеными, хранителями и реставраторами Работа с коллекцией Д. А Ровинского позволила впервые рассмотреть офорты Рембрандта комплексно не только с точки зрения их художественной и исторической ценности, но также с позиции их ценности как носителей истории коллекционирования, знаточества и сохранения гравюры в Западной Европе Это позволило также впервые установить степень влияния европейской традиции на российскую практику и исследовать отличительные черты развития этих направлений в России в период с XVIII по XX век
Изучение данной темы в период экономических и политических реформ, осуществляемых сегодня в России, весьма своевременно Анализ опыта ДА Ровинского-одного из выдающихся российских коллекционеров и меценатов
второй половины XIX века - может стать ориентиром в деле сохранения национального культурного достояния и становления благотворительной деятельности в России в переходный период конца XX начала XXI веков
Степень изученности проблемы»
В имеющейся литературе пока не сложилось комплексного подхода к изучению коллекции офортов1 Рембрандта, собранной Д А Ровинским Поэтому при написании данной работы были использованы издания, которые могут быть условно разделены по тематике на следующие группы- историко-искусствоведческая литература, руководства, пособия и научные статьи о коллекционировании, консервации и реставрации гравюры, архивные материалы
До конца 80-х годов XX века, единсивенным значшельиым исследованием
этой коллекции был каталог с примечаниями самого Д. А Ровинского. Вплоть до
60-х годов XX века упоминания о коллекционировании офортов встречались лишь
в отдельных статьях его друзей и соратников, в частности, В Я Адаркжова, А П
Новицкого Интерес к деятельности Ровинского и его коллекции возобновился
только в 60-е годы, когда вышла статья Е И Смирновой «Вклад Д А Ровинского
и Н С Мосолова в изучение Рембрандта» (1960 г), где впервые были приведены
архивные документы, связанные с особым завещанием коллекционера о передаче
собрания офортов Рембрандта в Императорский Эрмитаж
В 1970-90-е годы О Б Врасская , О С Острой, А Г. Сакович писали о
трудах и собирательской деятельности ДА. Ровинского, делая акцент на
коллекции русской гравюры В 2003 году вышел сборник статей («Венок
Ровинскому»), где авторы включили в научный оборот новые сведения о
коллекционере Отдельные сведения о коллекционировании гравюр в России и
вкладе Д А Ровинского в эту область содержатся в исследованиях
С А Овсянниковой и И В Саверкиной В последние годы появились публикации
хранителя коллекции (Р Г Григорьева), где приведены новые интересные
сведения, касающиеся атрибуции офортов Рембрандта, а также истории их
1 Гравюра -вид графического искусства (изображение, выполненное на бумажной основе) Офорт - техника гравюры на металле, относящаяся к разряду глубокой печати (инталио)
приобретения
Изучение данной коллекции с необходимое гью предполагало анализ исторического контекста коллекционирования, сохранения и реставрации гравюры, однако, предметом отдельного исследования эта проблематика в отечественной литературе пока не выступала Поэтому были учтены разработки, в той или иной мере затрагивающие вопросы консервации и реставрации гравюры Одним из базовых выступило исследование Е С Черниной, посвященное истории развития реставрации документов С учетом того, что реставрация станковой живописи всегда являлась лидером в реставрационной области, а реставрация графики зарождалась на базе уже существовавших подразделений реставрации, диссертант опирался на исследование А Б Алешина «Реставрация станковой живописи в России Развитие принципов и методов», где содержится обширный библиографический материал, а также документы о ключевых событиях в развитии реставрационного дела в России
Важное значение для данного исследования имели архивные материалы,
освещающие жизнь, собирательскую и научную
деятельность ДА Ровинского Это документы, хранящиеся в архиве Государственного музея изобразительного искусства им А С Пушкина (фонд № 27), а также материалы, связанные с передачей коллекции офортов Рембрандта в Императорский Эрмитаж и хранящиеся в архиве Государственного Эрмитажа (фонд № 29)
Кроме того, в работе были использованы документы из Отдела письменных источников Государственного исторического музея (фонд № 440), Российского государственного архива литературы и искусства (фонды № 2338, 637), из Отдела рукописей и эстампов Российской национальной библиотеки (фонды № 76, 124), материалы из Российского государственного исторического архива (фонды № 1574,1086, 789,986, 1405, 986)
В ходе работы были изучены редкие издания, находящиеся в Отделе рукописей и эстампов Российской национальной библиотеки, в научной
библиотеке Академии художеств, в Отделе редкой книги Государственной библиотеки Российской академии наук, в Отделе манускриптов и эстампов научной библиотеки Научно-исследовательского института Поля Гетти (г Лос-Анжелес, США), а также в Отделе манускриптов Британской библиотеки (г Лондон, Великобритания)
Объект исследования: деятельность Д А Ровинского как коллекционера и исследователя гравюры; история формирования и хранения коллекции офортов Рембрандта, собранной Д А Ровинским и хранящейся в собрании Государственного Эрмитажа
Предмет исследования: комплексное изучение собранной Д А Ровинским коїгаекции офортов Рембрандта не только с точки зрения ее художесівенной и исторической ценности, но также и как носителя информации об эволюции коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюры в Европе и России на протяжении XVIII-XX веков
Цель исследования: на основании отечественных и зарубежных научных и литературных источников, а также архивных материалов осуществить комплексное изучение коллекции офортов Рембрандта, собранной Д А Ровинским, включить ее в контекст истории коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюры в Европе и России в период с ХУШ по XX века
Задачи исследования:
- Осветить деятельность и подчеркнуть рольД А Ровинского в области
коллекционирования и изучения офортов Рембрандта, а также оценить его вклад в развитие коллекционирования, знаточества, реставрации в России и, в частности, в развитие отечественной теории превентивной консервации.
- Изучить состав коллекции офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа с точки
зрения их художественной ценности и на этом основании ввести коллекцию в
исторический контекст коллекционирования, знаточества и реставрации в России,
- На основе всестороннего обследования состояния офортов Рембрандта
проследить традиции старой европейской реставрации XVI-XIX веков, показать влияние европейской практики на процесс возникновения и развития реставрации гравюры в России в XVIII-XX веках
- Показать современную европейскую и отечественную практику изучения,
консервации и реставрации офортов Рембрандта, учитывающую вклад Д А
Ровинского как коллекционера и исследователя
Хронологические границы основной части диссертации охватывают период с середины XVIII до конца XX века, который характеризуется возросшим интересом к памятникам культуры и искусства, активным развитием коллекционирования и возникновением реставрационной практики в России Изучение путей развития отечественного коллекционирования и консервации, а также анализ причин возникновения реставрации гравюры в России продиктовали необходимость обращения к европейской традиции, что значительно расширило на отдельных, страницах работы хронологические рамки исследования (с конца XVI та XX век)
Источниками исследования являются: коллекция офортов Рембрандта, собранная Д А. Ровинским и находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа; научные и литературные источники, посвященные творчеству Рембрандта, исследования и архивные материалы, касающиеся деятельности Д А Ровинского как коллекционера и ученого, руководства, пособия и научные статьи о коллекционировании, хранении и реставрации гравюры
Методология и методика исследования включает в себя сравнительно-исторический, искусствоведческий, технико-технологический методы анализа В основе диссертации лежат исследовательские методики, апробированные как отечественными, так и зарубежными специалистами в области истории и теории искусства
Положения, выносимые на защиту:
- Исторический анализ многогранной деятельности Д А Ровинского как
коллекционера, знатока гравюры и рембрандтоведа позволяет проследить
эволюцию способов хранения и подходов к реставрации гравюры в России в
период с XVIII по XX века
Исследование коллекции А Д Ровинского способствует уточнению степени влияния европейской традиции на развитие коллекционирования, знаточества и реставрации в России в период с ХУШ по XX века
Коллекция офортов Рембрандта, собранная Д А Ровинским, выступает уникальным свидетельством художественной и исторической ценности офортов, поступавших в Россию из зарубежных источников, демонстрирует значимую роль Д А Ровинского в каталогизации данного материала
Изучение коллекции офортов Рембрандта раскрывает новые грани влияния европейской традиции на развитие отечественного коллекционирования, знаточества и реставрации в России с XVIII по XIX века, фиксирует существенные различия европейской и российской практики
Современная отечественная и европейская практика активно учитывает опыт Д А Ровинского в деле изучения и консервации гравюры
Научная новизна исследования:
Впервые на примере офортов Рембрандта из коллекции Д А. Ровинского была предпринята попытка комплексного рассмотрения гравюрного собрания в контексте деятельности тех, кто коллекционировал, изучал, хранил и реставрировал гравюры на протяжении XVI-XX веков
В процессе работы удалось собрать, проанализировать и обобщить сведения, касающиеся влияния европейской традиции на коллекционирование и хранение гравюры в России XVHI-XX веков.
Впервые была прослежена история создания Д А Ровинским каталога-резоне, посвященного офортам Рембрандта и его учеников
На основе изучения собирательской и научной деятельности Д А Ровинского, а также анализа его каталога-резоне, впервые был определен вклад этого исследователя в развитие теории превентивной консервации гравюр в России второй половины ХЗХ века
Впервые в российской исследовательской практике отражена связь истории и
теории реставрации и консервации гравюр в России с европейской традицией XVI-XIX веков
Практическая значимость работы.
Исследование этой темы, ранее не изученной в отечественной и международной искусствоведческой практике, позволит расширить знания в области истории коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюр в России XVIII-XX веков Предлагаемая автором условная периодизация эволюции реставрации гравюры в странах Западной Европы, России и Северной Америки даёт возможность определить временные рамки, обусловленные качественными изменениями в методах сохранения и реставрации гравюр
хухатерийлы работы пополняют представление о^/ истории коллекционирования и хранения гравюр в России XVIII-XX веков, что позволяет им стать основой для продолжения исследований в этой области Кроме того, результаты данной работы могут быть использованы при написании учебных пособий и чтении спецкурсов по истории коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюр
Знание международных принципов консервации и методов реставрации гравюр (которые раскрываются в диссертации на базе конкретного материала) важно как для искусствоведов, так и для реставраторов в их практической и исследовательской работе с этим материалом
Апробация и внедрение материалов работы.
Основные положения диссертации изложены в публикациях, а также докладах и сообщениях автора на отечественных и международных конференциях «Sacred Art Heritage* investigations, conservation and restoration 6-TH Triennial Meeting for Baltic States Restorers». Vilnius, Lithuania, 21-23 November (2002); «IV Межнародна науково -практична конференция», Министерство культури мистецтв У крайни, Национал ьний науково-дослидаий ретаврацийний центр Украйни Киев (2003), «Эрмитажные чтения памяти Б Б Пиотровского (1908-1990) »
Государственный Эрмитаж СПб (2003), «ІСниги и книжные собрания История и
судьбы» Государственный Эрмитаж СПб (2003), «Научная конференция,
посвященная итогам научной работы за 2002-2003 г г», Научно-
исследовэтеяьский музей Российской Акалемии хуложеств СПб ("2004^ «The
Object in Context. Crossing Conservation Boundaries». Contribution in the Munich
Congress 28 August-1 September 2006 The International Institute for Conservation of
Historic an Artistic Works Munich (2006)
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав,
заключения, библиографии и приложения