Введение к работе
Актуальность темы: Для исследовательской традиции в любой области пауки и искусства привычно обращение к ярким, вершинным достижениям. Данная тенденция характерна и для отечественного музыковедения, в результате чего наследие крупнейших мастеров XIX - XX веков в определенной степени изучено, а музыкальной жизни, культуре и профессиональному творчеству отдельных регионов уделяется относительно мало внимания. Однако, не учитывая значимости отдельных локальных направлений, невозможно в полной мере судить о развитии музыкального искусства в целом.
Один из масштабных регионов, вносящих серьезный вклад в отечественную культуру - Сибирь, имеющая свою фольклорную специфику, исполнительские школы, и одновременно, отражающая общие культурные процессы страны. Тем не менее, сфера профессиональной сибирской музыки еще не получила должного освещения и нуждается во всестороннем исследовании. Данная работа направлена па изучение наследия одного из крупных российских композиторов Лскольда Федоровича Мурова (1928 - 1996), чья деятельность была неразрывно связана с Сибирью: это позволяет оценить не только значение творчества самого автора, по и место данного региона в рамках культурної"! парадигмы.
Предметом настоящего исследования являются симфонии А. Мурова, рассматриваемые в русле современного отечественного симфонизма.
Цель работы и основные задачи исследования: Раскрытие проблематики симфонического творчества Мурова и специфики трактовки жанра. Из этого вытекают конкретные задачи:
-
Выявление связей между духовно- этическими принципами композитора и концепциями его симфонических произведений;
-
Сформулированная выше задача повлекла за собой обращение к литературным трудам Мурова, в которых содержатся осмысление вопросов творчества и основные взгляды автора на развитие культуры;
-
Анализ драматургии и формообразования;
-
Рассмотрение музыкального тематнзма сквозь призму жанров.
Научная новизна:
впервые в диссертационном исследовании рассматривается творчество сибирского композитора - представителя профессиональной школы;
впервые симфоническое наследие Аскольда Мурова анализируется целостно как модель его творческого мышления;
впервые дана жанровая классификация его симфонических сочинений п предложена периодизация;
введены в научный обиход ранее неизвестные материалы, содержащиеся в архивах Сибирского отделения Союза композиторов и Московской организации СК, в личном архиве А. Мурова, в архиве Новосибирской государственной консерватории, музыкальных фондах СО СК, НГК, в фонде Гостелерадио, документы личных архивов Т. А. Ромеп-ской, С. В. Серебренниковой, Я. Н. Фаина, материалы неопубликованной книги Аскольда Мурова «В Лабиринте...», а также его дневники и комментарии к отдельным опусам.
Методология лсследовашія: В работе использовался комплексный подход к рассматриваемым проблемам, включающий источниковедческий метод и элементы жанрового и интонационного анализа. Но, естественно, изучение композиторского творчества вне общих процессов развития отечественного искусства было бы неполным, поэтому наряду с теоретическим подходом привлекается историко-культурный.
Практическая,ценность работы: Полученные результаты могут быть использованы в курсах лекций, посвященных истории культуры Сибири, истории отечественной музыки, в курсе анализа музыкальных произведений.
Апробация работы: Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. На материале исследования автором был прочитай ряд докладов на научных конференциях в Астрахани, Новосибирске, Красноярске.
Структура рабдты: Текст диссертации состоит из четырех глав, Введения, Заключения, списка литературы и пяти Приложений. Во Введении даны обоснование темы и обзор литературы по творчеству композитора. Первая глава посвящена характеристике мировоззренческих позиции А. Мурова, вторая - программности в симфониях композитора, третья и четвертая - вопросам драматургии, формообразования и особенностям
музыкального языка. В Заключении делается попытка оценить значение симфонического наследия сибирского автора в контексте музыкального искусства второй половины XX века.
В Приложении I приводятся нотные примеры, в Приложении II - схемы всех симфоний Мурова, в Приложении III - литературный текст «Тобольской симфонии», в Приложениях IV и V - «Нотографическнй справочник», охватывающий периоды от обучения в консерватории до конца жизни, и основные публикации и рукописи о творчестве композитора.