Введение к работе
Актуальность темы. Проблема взаимосвязи фольклора и ком-позитороного творчества, затрагиваемая в настоящей работе -одна из кшэчевнх проблем науки о муавке, нэ утрачивапцая оао-ей актуальности на протяжении многовековой истории развития мировой ыузакальнод культуры. Соотношение народного- и профессионального искусства - это тема, привлекапцая значительное внимание исследователей, рассматривавших еэ как на разиня уровнях (от анализа конкретных сочинений до изучения народных истонов творчества отдельных авторов и даіе целых композиторских школ), так и на, разной материале (отечественной и зарубеїной музыки). При этон, в силу естественной неравномер^ ности научно-исследовательского процесса одни явления музыкальной культури анализируются более подробно, другие как бы остаптся "в тени". К танин малоизученным в русском музнноана-нии пластам мирового музыкального наследия принадлежит и творчество крупнейшего испанского композитора XX столетия Ііануаля де Фальи - художника ярко выраженного национально-, го склада.
К фольклору как важнейшему импульсу творческой мысли Фа-» пья обращался на протяжении всей своей жизни, используя ре-, гионалыше и общеиспанские формы народной музики, ее различные стилевые пласты и ханрн.' Фольклорность . важнейший Лан-гор музикального стиля композитора обиаружипае? себя в его творчестве как бн в двух "срезах": пространственном и ере-, ленном, проявляюсь ка:с в плаьэ расширения региональных ра-юк претворения различит муа^кальч^х диалектов, так и п " эб радении :t стчрптыи :,oj, ;-..цлг»р;:іш формам (оосбг>ш:о xnpuc-іеп:ч;,' в лміп."нй г-^рллч творчества *ллы;).
-,4 -
Изучение народных истоков языка композитора, без сомнения, может стать ключом к пониманию специфики его музыкального стиля, а вместе с тем, в.какой-то степени и стиля всей новой испанской композиторской школы, вершинным достижением ко-тороіі явилось творчество Фальи, поможет вскрыть особенности н национальную природу фольклоризма на испанской почве.
Выявление национальных корней языка композитора возможно лишь при ознакомлении с музыкальной лексикой испанского фольклора, поэтому предметом исследования в диссертации является не только творчество аальи; делается попытка охарактеризовать также различные стили и жанры испанской народной музісси.основной акцент при этом сделан на состоянии фольклора Испании ХТХ - начала XX веков, так как именно этот музыкально-истори-. ческий пласт, в первую очередь, "и нашел отражение в наследии <*алъи.
Задачу исследования автор видит в том, чтобы вскрыть фольклорные и шире - национальные истоки стиля, образности и лексики музыки фальи, проследить эволюцию его творчества в контексте явлений современной композитору музыкальной культуры.
Научная новизна работы обусловлена самим аспектом исследования и связана, прежде всего, с выявлением черт народно-музыкальной традиции и языка в творчестве М.де фальи, причем впервые делается попытка рассмотреть стиль композитора с точки зрения преломления им различных испанских фольклорных диалектов Национальная природа творчества ^альи - и вто пытается доказать автор - сказывается не только в лексике или жанровом своеобразии сочинений композитора, не только в особой образности его музыки, отразившей специфику испанского национального характера и мироощущения, но и в том, что чем дальше, тем больше твор-
-5-,
чєство Фальи питалось от широкого пласта всей многовековой культурной традиции Испании;1 Творческий путь Фальи, как и всей новой испанской композиторской пколы, главой которой оіі бнл, рассматривается как путь поиска возможностей синтеза европейской и национальной культурно-музыкальных систем, "приспособления" языка народной музыки Испании, чрезвычайно своеобразной и множественной по своим истокам, к типу европейского музыкального мышления.
Новым в русской фальиане является подробный анализ различных компонентов музыкального языка композитора в аспекте взаимосвязи с национальным фольклором; мелодика и ее ганровых истоков, характера интонационного развития, формы. Вагнын для автора является тезис о создании композитором национально-окрашенного гармонического стиля. В дкссєрта-t ции подробно рассматривается используемая фальем в большинство его сочинений гармоническая техника "натурального резонанса", 'в основе которой лохит принцип' образования аккордов из последовательного соединения tohcj натурального звукоряда.1 Причину яркой национальной окрашенности основ-, ного натурально-обертонового аккорда автор работы видит в совпадении его с "гитарным" аккордом ( образующимся в ре-т оультате звучания открытых струн испанской гитарыV. Впервые фактура сочинении ,альи анализируется в аспекте претворения им особенностей двух типов испанской гитары -кастильской (аккордовой) и мавритансной (.мелодической).
Практическую значимосчь исследования автор видит в воз-моги ости включении основных положении и выводов диссертации в ^оі-.тнстс'і'вУ'іиг. pa .-дели ну а о иского к,7оа истории
^apyClVr.V1;! І'уІ'Чі-!' .
-,6-,
Апробация раОотн. Диссертация обсухдалась кафедрой иото-. рии зарубежной музшш Санкт-Петербургской консерваторииШа иатериале диссертации были оделанн доклади, прочитанные -на научных конференциях в Санкт-Петербургском институте куль-, тури? Основные полоіения исследования используются автороц в лекциях по истории зарубехной иузшси для студентов отого ВУЗа; Содержание работы наило. отраіение в ряде публикаций, список котсрнх приведен в конце автореферата.
Структура диссертации;* Работа состоит из введения,трех глав ( 1 глава -, "Некоторые особенности испанской народной цузтіи"', П глава - "Фольклоризм Жїде Фальи и его национал^ кал природа", Ш глава - "Этапы ввслпдии Цце Фальи";' (От "андалузского" стиля к" "универсальному")") и заключения? Диссертация снабжена библиографией и нот нам приложением, включающем 98 примеров.