Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Марианские антифоны в западноевропейской культуре Средневековья и Возрождения Ушакова, Наталья Владимировна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Ушакова, Наталья Владимировна. Марианские антифоны в западноевропейской культуре Средневековья и Возрождения : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ушакова Наталья Владимировна; [Место защиты: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки].- Новосибирск, 2013.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/62

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью Марианских антифонов (в дальнейшем - МА), зародившихся в лоне Средневековья и вошедших в оффиций в XIII веке. Это интереснейшая, но пока ещё малоисследованная часть западноевропейского культурного наследия. Она сложилась в рамках григорианского хорала, обозначив свой базовый, методический этап. В дальнейшем МА становятся основой возникновения целого пласта многоголосных Марианских мотетов в творчестве ренессансных музыкантов.

Трудно переоценить значение образа Пресвятой Девы в контексте изучения не только христианской культуры в целом, но и средневекового певческого искусства, особенно для её католической ветви, где почитание Марии неуклонно разрасталось на протяжении столетий. Художественная мариология, как и её культовая основа, находится на пересечении культур Средневековья и Возрождения, представляя собой, пожалуй, самую динамичную гуманитарную ветвь в судьбе западноевропейской христианской мен-тальности. МА являются одним из показательных образований католической конфессии, а их эволюция представляет собой начало некой широко развернутой в перспективу парадигмы марианских духовных жанров, в которую вписывается и определенная часть полифонического творчества ренессансных композиторов, демонстрирующая «вторую жизнь» названных антифонов.

Актуальность темы обусловлена:

  1. отсутствием в отечественной литературе должного массива работ, посвященных марианской проблематике, а главное -системного подхода к её разработке;

  2. недостаточной изученностью принципов работы с каноническими вербальными и музыкальными источниками МА;

  3. важностью постижения техники монодийного и многоголосного письма, составившей основу профессиональной европейской композиторской традиции.

Необходимость изучения МА связана со стремлением через музыку глубже понять смысловое поле культурных процессов западноевропейского Средневековья и Возрождения, вскрыть закономерную связь между марианским пластом творчества и контек-

стом их функционирования, выходящим за пределы богослужебной практики.

Степень научной разработанности проблемы. Музыкальная марианистика является сложным, многоплановым, но вместе с тем - весьма привлекательным объектом искусствоведческого изучения. Несмотря на это, общее число работ, посвященных данной тематике, до сих пор весьма немногочисленно. На сегодня ещё не до конца изжито представление о МА как о замкнутом средневе-ково-католическом культе, а Марианские мотеты, напротив, рассматриваются исключительно в поле полифонической культуры, вне их генетической связи с первоисточником.

В немногочисленных работах, затрагивающих марианскую тему, последняя нередко исследуется крайне избирательно (например, судьба средневековой секвенции «Stabat Mater» в труде Н. Г. Иванько) или, напротив, фронтально, охватывая самый разнообразный в жанрово-стилевом отношении материал (диссертация О. В. Немковой).

Закономерно, что основной массив трудов по марианистике принадлежит зарубежным ученым. Исследование МА здесь ведётся в различных направлениях. Достаточно опосредованно и, скорее, в русле общеевропейского музыкально-исторического процесса затрагивают марианскую тематику Манфред Букофцер (Manfred Bu-kofzer), Аллан Атлас (Allan W. Atlas) и Густав Риз (Gustave Reese). Более направленный характер носит труд Дэвида Ротенберга (David J. Rothenberg. «The Flower of Paradise: Marian Devotion and Secular Song in Medieval and Renaissance Music»), в котором автор проводит параллели между Марианскими религиозными песнопениями и светской любовной лирикой Высокого и Позднего Средневековья.

Крупными зарубежными трудами по григорианике являются: монографии В. Апеля (W. Apel), Альбера-Жака Бескона (Albert-Jacques Bescond), итальянского григорианиста Ферретти (P.Ferretti). Из работ по эволюции григорианской модальности классическими являются труды Жана Клера (Jean Claire) и дома Даниэля Сольнье (D. Saulnier). Основателем научного направления, специализирующегося на сопоставлении григорианского хорала и византийской церковной музыки, является Эгон Веллеш (Egon Wellesz). Вышедший в 1998 году сборник научных трудов МГК «Григорианский

хорал», а также работы В. Г. Карцовника, Н. И. Ефимовой, И. Г. Лебедевой, Ю. В. Москвы пополняют пробел отечественного музыкознания в этой области.

Исследованиями ренессансной полифонии занимались такие современные англоязычные авторы как: Эдгар Спаркс (Edgar Н. Sparks), Джули Камминг (Julie Е. Cumming), Дэвид Фоллос (David Fallows). Известными отечественными авторами, исследующими похожую проблематику, являются Н. А. Симакова, Ю. К. Евдокимова, Т. Н. Дубравская и др. Проблеме модальности эпохи Возрождения посвящены работы Ю. Холопова, Т. Б. Барановой, Е. С. Ходорковской, Н. А. Симаковой. На наш взгляд, важным прорывом в отечественном музыкознании стала статья В. Шуранова «Модальность как озвученная форма религиозного делания». В ней автор пытается осмыслить модальность с религиозно-философских позиций, высказывая при этом ряд ценных методологических положений.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы описать МА не только как атрибут богослужебной практики, но и как определенную форму культурного творчества, которая объединяла контексты создателя МА (коллективного в эпоху Средневековья, индивидуального - в эпоху Ренессанса) и слушателя на основе культурно-обусловленных «регистров» толкования и сопереживания мариологических смыслов.

Задачи исследования.

вычленение из поля григорианики специфической сферы МА;

описание символа и канона как основных категорий католического культово-художественного творчества;

рассмотрение модальной системы как оптимального способа претворения символики МА в эпоху Средневековья и Возрождения;

обнаружение и аналитическое описание генетической связи монодического и полифонического пластов, объединяемых единой марианской тематикой.

Объектом исследования становится внутреннее устройство музыкально-символической системы марианики на примере анонимных МА (в повседневной и праздничной версиях), а также Ма-

рианских мотетов Г. Дюфаи, Й. Окегема, Ж. Депре, Дж. Палестри-ны, У. Бёрда.

Предмет исследования - функционирование МА в двух несходных историко-культурных ситуациях (средневековые песнопения и мотеты эпохи Возрождения, посвященные Деве Марии).

Материал исследования - бенедиктинская версия солем-ского издания антифонов, представленная в мензуральной нотации [Liber antiphonarius pro diurnis horis. Liturgia horarum incantu grego-riano ad usum ordinis sancti benedicti. Cura scriptoria paleographici solesmensis preparatus, France. ISBN 2-85274-281-0. - 2006. - P. 12-15]. В работе использовалось свыше пятидесяти Марианских мотетов Г. Дюфаи, И. Окегема, Я. Обрехта, Ж. Депре, О. Лассо, Дж. Па-лестрины, У. Бёрда, Т. Л. де Викториа, К. де Моралеса, Ф. Герреро. Кроме того, материалом исследования послужил комплекс музыкальных, документальных, нарративных, живописных источников, а также авторские материалы (фонограммы богослужебного католического пения, нотировки, фото и видеоматериалы бесед с носителями традиции - бенедиктинскими монахами).

Методология работы обусловлена комплексным характером исследования, предполагающим единство музыкально-теоретического (выстроение теоретической концепции модуса, «формульный» и композиционный анализ МА) и исторического (выявление генеалогии и эволюции жанра антифона) подходов. Кроме того, специфика изучаемого явления потребовала расширения методологической базы за счёт включения ряда дополнительных ракурсов исследования: богословско-теологического (экзегетика сакрального образа Богоматери), культурологического (МА как пространство воплощения западноевропейской идеи культуры), семиотического (дефиниция символического содержания в смежных видах искусства) и т.д.

В процессе анализа МА используются следующие принципы исследования: источниковедческий (изучаются певческие памятники и архивные документы); музыкально-палеографический (расшифровка мензуральной нотации); текстологический (анализируется текст МА и стилистика песнопений); методы сравнительного исследования (выявляется символика МА и мотетов Возрождения, а также синкретизм в смежных видах искусства).

Научная новизна исследования определяется совокупностью следующих параметров:

  1. Настоящий труд - опыт первого комплексного исследования феномена МА в отечественной музыкальной науке. Его общая логика сосредоточена на эволюции музыкальной системы мариани-стики от средневековой монодии к полифоническому мотету эпохи Ренессанса.

  2. Впервые предложен и соответствующий ракурс его рассмотрения, связанный с музыкальным выражением марианских смыслов посредством «языка» модальности.

  3. В процессе исследования разработан собственный аналитический подход, позволяющий рассматривать МА как генетически «порождающую систему», связанную с символикой Имени Богоматери и формирующую некий «метаязыковый» культурный код марианики в музыке. Его звенья выстраиваются по «цепному принципу»: от устного этапа МА к письменному, от обиходных версий богослужебного обихода - к праздничным и от средневековой марианской монодии - к ее ренессансным полифоническим версиям, развёрнутым в более широкое культурное пространство.

  4. Выдвинуты и обоснованы положения о существовании единой метажанровой парадигмы духовной марианики, объединяющей жанровый архетип МА с Марианскими мотетами в единую жанровую ассоциацию. Балансируя на грани канон-жанр, она жива до тех пор, пока более поздние жанровые системы сохраняют элементы «жанровой памяти», т.е. пока не утрачивается сама каноническая «калька».

  5. Разработаны методологические принципы исследования Марианских мотетов как специфической сферы марианской музыкальной герменевтики. Каждый новый вариант претворения данной тематики, заново «перетолковывая» канон и демонстрируя явление жанровой наследственности, представляет собой её очередную экзегезу. В тоже время, возвышенно-христианская экзегетика всё более и более дополняется новым, эстетико-гуманистическим толкованием.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в возможности использования предлагаемого подхода к изучению иных средневековых песнопений. Исследовательский инструментарий вводит в научный обиход новый фактологический

и музыкальный материал. Результаты исследования могут найти применение в области отечественной музыкальной медиевистики, а также - в учебных курсах полифонии, гармонии, анализа музыкальных произведений, истории зарубежной музыки в высших музыкальных учебных заведениях. Расшифровки песнопений, фонограммы и их нотировки могут быть полезны исследователям медиевистики.

Апробация работы проходила в теоретическом и практическом направлениях. Результаты исследования были изложены на следующих научных конференциях: Российской научно-практической конференции с международным участием «Русское Слово в культурно-историческом контексте» (октябрь 2010 г.) в Кемеровском государственном университете культуры и искусств, а также на Открытой межрегиональной научно-теоретической конференции «Духовность в искусстве: история и современность» (март 2009 г., февраль 2011, февраль 2013) в НОККиИ. Основные положения диссертации отражены автором в ряде публикаций, в том числе - в монографии «Сакральный образ Богоматери в искусстве Средневековья и Возрождения (на примере Марианских антифонов)». Частично материал исследования получил освещение на лекциях по анализу музыкальных произведений.

Диссертация вместе с авторефератом была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки «24» апреля 2013 г.

Структура работы соответствует логике раскрытия поставленной цели. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, списка иллюстративного материала и трёх приложений с текстами, иллюстрациями и нотными примерами.

Основные положения, выносимые на защиту:

выявление сакральных символов Богоматери;

рассмотрение генетической природы МА и вычленение признаков, формирующих их жанровый архетип;

- теоретическое обоснование модальности сквозь призму
богословской и художественной экзегетики образа Девы Марии;

раскрытие символической системы культового творчества и особенностей её проявления в средневековой марианской монодии;

обоснование единства жанровой парадигмы музыкальной марианики, объединяющей монодическую и полифоническую ветви МА;

выявление в Марианских мотетах «дискуссии» старого и нового, проявляющей себя в особом ренессансном качестве западноевропейского антично-христианского синтеза.

Похожие диссертации на Марианские антифоны в западноевропейской культуре Средневековья и Возрождения