Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские в Северной Африке 1920 - 1998 г. г. Колупаев Владимир Евгеньевич (1964-)

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колупаев Владимир Евгеньевич (1964-). Русские в Северной Африке 1920 - 1998 г. г. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.15.- Москва, 1999.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 99-6/2515-8

Введение к работе

. Актуальность темы исследования.

Россия великая страна, которая обладает огромным потенциалом. Русский народ один из многочисленных в мире. Проблема сохранения своей этнической общности, как никогда остро встала перед ним в XX в. Тема русского присутствия и влияния в мировой истории до конца не раскрыта. И одной из важнейших задач современной отечественной истории является изучение русской диаспоры за рубежом, как составной части русского этноса.

Диссертация представляет собой попытку всестороннего анализа присутствия наших соотечественников, оказавшихся в Северной Африке, в результате гражданской войны 1917-1922 г.г. Опыт эмиграции по сохранению своего этнического, культурного и научного потенциала в чуждой среде, может быть полезен соотечественникам по преодолению, стоящих перед российским обществом проблемы.

Русские сумели создать в диаспоре полноценную жизнь и оставшиеся исторические свидетельства о существовании русской колонии в иастящее время все больше и больше подвергаются забвению. Три, так называемые волны российской эмиграции за границу, каждая по своему наложшш отпечаток на жизнь русской общины в государствах арабского Магриба.1 И, дабы сохранить то, что было накоплено русским

1 Магрнб — «Джезират эль-Магриб» буквально - остров Запада, арабское название региона Северо-Западной Африки, включающего в себя страны Марокко, Алжир, Тунис, в отличие от Машрика, арабских, стран Блилсиего Востока.

потенциалом в различных областях жизни в Северной Африке, предпринята настоящая работа по анализу жизни русской диаспоры, в плане историко-философского анализа.

Освещенность темы исследования

Благодаря вниманию исследователей к освящению жизни русских общин в крупных европейских центрах, таких, как Париж, Берлин и др.2, а также русской диаспоры в США, в научной литературе, посвященной проблемам зарубежья, имеется достаточное количество материала. К этому можно отнести ситуацию сложившуюся в отношении «русского Китая».3

Отечественной историографии известны исследования о русской революционной эмип)ации (А. И. Герцен, М.А.

2 См. работы монографического характера о русской эмиграции в странах:

Англии - Кудрякова Е.Б. Русская эмиграция в Великобритании в период

между двумя войнами. -М., 1995.; Казнина О. Русские в Англии. (Русские

эмигранты в контексте русско-английских литературных связей в первой

половине XX в.) - М., 1997.

Франции- Русские эмигранты во Франции (1850- е- 1950-е г.г.). -СПб,

1995.; Русская зарубежная хроника научной, культурной и общественной

жизни Франции. -М, 1995.

Германии - Россы в Германии (1914- 1933 г.г.). - СПб., 1995.

Италия - Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (1917 - 1945 г.г.) - в

кн.: Русская эмиграция в Европе 20-е - 30 -е годы XX в. - М., 1996.

Норвегия - Цветков Н.Н. Русские в Норвегии (1920 - 1940 г.г.). -

Культурное наследие русской эмиграции. Кн.1.

Финляндия - Русские в Финляндии. - Вопросы истории, 1993, № 3.

Болгарин - Чернявский Г.И. Судьба русской белоэмнграцнп в Болгарии. -

История СССР, 1961, № 1.-е. 109-117.

Например американский иследователь Марк Раев пишет о истории культуры в русской эмигрантской среде. См.: Раев М. Россия за рубежем.-М: Прогресс- Академия, 1994.

Бакунин и т.д.). Что же касается послереволюционного периода, то ситуация с источниками обстоит следующая:

В первые годы Советской власти, когда для молодого пролетарского государства проблема ушедших за рубеж соотечественников, придерживающихся противоположных идеологических взглядов, стояла достаточно осіро, теме русской эмиграции посвящались работы, большей частью полемического характера, и главным образом в прессе.5

Среди появляющихся в последнее время зарубежных работах об эмиграции существует только две об истории

Кроме исследования вопросов, связанных с политической эмиграцией досоветского периода, в последнее время появились работы о русских католиках, вынужденных покинуть родину, в связи с «изменой» гоударственному православию. См.: Пнрлннг П. Князь Гагарин и его друзья. -1996.; Цимбаева Е.Н. Русские католики. — Вестник Московского Университета. Серия История, 1997. - с. 6.; Цимбаева Е.Н. Путь исканий князя Гагарина. - Вопросы Философии, 1996, 7.; Цимбаева Е.Н. Русский католицизм как общественно философское течение века. Автореферат, М, 1996.; Также публикации в русскоязычном журнале Символ по истории русской католической мысли и материалам Славянской библиотеки в Париже.

5 Некорорые из работ, тех лет: Алексеев Г. У чужих порогов (о русской эмиграции) - Народный учитель, 1924, апрель, № 4. - с. 101 - 104.; Арслан. Двойная бухгалтерия. - Плановое хозяйство. - М, 1926, № 6, нюнь. — с. 215 — 223.; Борисов И. Смена вех. -Жизнь национальностей. - 1921, № 30. - с. 2.; Буранов С. Зарубежная Россия и опозиция. - Коммунистическая Революция. - М (Л), 1926, № 18, сент. - с. 12 - 17.; Дивнльковскнй А. На том берегу. Самочувствие эмиграции. - Печать и революция. - М, 1926, кн. VI, сентябрь. - с. 17 - 34.; Днвнльковский А. Самочувствие эмиграции. (Обзор второй). - Современные записки. П и Р 8. - с. 9- 27.; Каржанскнй Н. Зарубежная Россия (Быт и настроения русских эмигрантов). - Новый мир. - М., 1926. Кн. VIII - IX, август - сентябрь. - с. 282 - 293.; Покровский М. Кающаяся интеллигенция («Смена вех»). - Коммунистический интернационал, 1922, № 20. - с. 5279 - 5292. Федоров Г. Стамбульское бродяжничество. - Былое,

1925,№ 1-3 (29-31). -с. 198-235.

отдельных эмигрантских центров, а остальные выходящие из печати труды говорят об эмиграции в целом.

В 1999 г. появилась в печати первая книга, посвященная исследованию проблем русской эмиграции написанная коллективом современных российских исследователей, в рамках института Всеобщей истории РАН. Это сборник «Россия в шгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом». Под редакцией академика Е.П. Челышева вышел двухтомник «Культурное наследие российской эмиграции» , кроме того, в 1994 г. появилось первое учебное пособие о русской диаспоре. Но, основными традиционными источниками по теме русской диаспоры, до настоящего времени остаются - мемуары , личные письма и другие материалы частного характера, издания прессы. Кроме того, привлекаются фотодокументы, реже используются бизнес архивы11, аудиоматериалы и т.н. «устные исторические» источники.

6 О Берлине - Флейшман Л, Хьюз Р., ред. Русский Берлин 1921 - 1923 г.г. -
Париж, YMKA-Precc, 1983.

О Париже - Catherine Gousseff and Nicolas Saddier. L'Emigration russe en France 1920- 1930. - University of Paris I, October 1983.

7 Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежем. - М., 1999.
Кроме того истории трудовой эмиграции посвящена работа Тарле Г.Я.
История Российского зарубежья.Термины, кн. 1-я,-М.: Наследие, 1994.

8 См.: Челышев Е.П., академик. Культурное наследие российской эмиграции
1917-1940. -М, 1994.

9 См.: Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Ев
ропе. -М., 1994.

0 Помимо мемуаров военных лидеров, заслуживают внимания мемуары активных участников церковных событий, напр.: Георгиевский Евлогий,

митрополит. Путь моей жизни. - М: Московский рабочий. - 19 .; Федченков Вениамин, митрополит. На рубеже двух эпох. - Отчий дом, 1994. 11 См.: Грибенчикова О.А. Источники по истории российского предпринимательства в эмиграции. - М., РГТУ, 1996.

Относительно же освещения темы русского присутствия на Африканском континенте в исторической науке, как среди эмигрантских ученых, так и в самой России сшуация такова:

Достаточно хорошо освещена история Бизерты. Среди изданий мемуарного характера выходивших, в эмигрантской среде можно назвать произведения Н.Кнорринга «Сфаят. Очерки из жизни Морского корпуса в Африке» и В. Берга «Последние гардемарины». Также в наше время на родине вышла книга «Узники Бизерты», составленная С. Волковым. Материалы по истории Черноморского русского флота, пришедшего в Тунис, в настоящее время появляются на страницах заграничных изданий, например в периодике.

Что касается трудностей, с которыми пришлось встретиться при написании настоящей работы, то к ним относятся отсутствие каких-либо публикаций, как зарубежных, так советских и современных российских авторов, о жизни русских в Марокко и Алжире, что вызвано, на мой взгляд, следующими обстоятельствами:

1. Удаленность африканских русских общин от
европейских центров.

  1. Сама неразвитость стран арабского М а гриба, который в то время находился под французской властью.

  2. Определенная закрытость Алжира и недоступность имеющихся там документов по истории русской общины.

4. Без присмотра остается архив при Успенской церкви в
Касабланке и плохое состояние архива в Рабате. Происходит
практически хаотическое уничтожение архивного и
библиотечного фондов. Для самой исламской страны
сохранение памяти другой культуры совершенно не имеет
смысла. Современной России, к сожалению, это также не
нужно, в силу «новорусской» менталы-юсти ее чиновников. Все

это приводит память о русских в Maq:m6e к плачевному состоянию.

Что касается возможности использования личных архивов для работы по изучению русской диаспоры в Северной Африке, то здесь существует определенная особенность, -личных архивов практически нет. У людей приезжавших сюда была одна забота - выжить, они много переезжали с места на место и т.д.

Таким образом, освещение истории русских общин в странах Северной Африки, в основе своей имеет привлечение источников, из того небольшого опубликованного, главным образом на страницах эмигрантской печати материала и архивных находок, сделанных в русских приходах Марокко, Алжира и Туниса, а также эмигрантских материалов по Египту.

Целью исследования является -

  1. Анализ происходящих в русской эмигрантской среде процессов. Концентрация внимания на примерах из истории русского присутствия в Северной Африке, с тем, чтобы с помощью этих примеров, сделать все для недопущения горького расставания с родиной, тех, кто пытается искать себе блага на чужбине.

  2. Правильное формирование национально патриотических чувств, заполнение того вакуума, который образовался за последние годы в сфере воспитания людей, особенно молодежи в плане любви к Отечеству, гордости за национальную культуру, в знании отечественной истории, - является насущной проблемой современных российский интеллектуальных кругов.

  3. Сохранение памяти о целостном организме, который представляла собой русская диаспора в Северной Африке.

Диссертант пытался показать - любовь и устремленность русских беженцев к России и желание служить ей всей душой.

Актуальность темы исследования - осознание самого понятия «русский человек» в свете тех внешних условий, в которых оказались представители нашего народа в чуждой этнокультурной среде. Русские люди сумели не просто выжить, но сохранить себя, как совокупность национально мыслящей, творчески активной и имеющей высокий духовный потенциал для развития - общности

Столкнувшись с чуждыми процессами, разрушающими национальный фактор во всех его проявлениях, русские в диаспоре делали правильные вьшоды, оценки происходящего и старались вырабатывать иммунитет, для того чтобы сохранить свой этнокультурный организм, свою национальную идентичность. Современной России, столкнувшейся с подобными и во много раз более сильными процессами, направленными на разрушение своего этноса и прекращение национального бытия, может быть полезен опыт эмиграции Все дело в том, сумеем ли мы этим лекарством воспользоваться, сумеем ли привить иммунитет, над созданием которого трудилась русская диаспора.

Сегодня миллионы россиян, оказались в условиях вынужденной эмиграции, в условиях заграницы. Они совершенно неподготовленными столкнулись с проблемами адоптации в иностранной среде и проблемой выживаемости и сохранения своей идентичности. В этой связи, справедливы слова: «.. .нужно выбрать какое-то определенное направление, невозможно же одновременно начинать движение в разные стороны.

Сто лет назад уже обозначились многие черты смутного времени, но почти никто не хотел этого замечать и каждый, с ненужным энтузиазмом тянул на себя одеяло, каждый претендовал на роль спасителя, а Россию нужно было в первую

очередь спасать от ее многочисленных спасителей». 12Актуальность сказанного в эмиграции, не утрачена до сих пор, а именно: «Каждый мечтал только о том, как бы побольше нажить около народного бедствия... Историки с ужасом будут останавливаться на этих кровавых страницах русского позора. Они увидят, что тот класс русского народа, который хотел строить новую Россию на общечеловеческих принципах... в самом деле, представлял собой шайку изменников, лжецов и плутов... Страшно жить среди людей, у которых нет совести».

В этой связи справедливы, на мой взгляд, слова
покойного доктора церковной истории, митрополита Санкт-
Петербургского Иоанна: « активные действия по всем...
направлениям должны исходить, прежде всего, из
традиционного, исторически сформировавшегося

понимания русских интересов, взглядов и ценностей в соответствии с христианскими религиозно-нравственными, морально-этическими идеалами».14

Предметом исследования является - комплексный анализ истории русской эмигрантской среды в пределах Северной Африки по сохранению своей национальной идентичности. Что проявлялось в сферах образования, воспитания, в культурной и творческой деятельности, в вопросах связанных с научно-исследовательской деятельностью, в религиозной сфере и других видах деятельности.

12 Пайщиков А. Предотвратить ли думою грядущее? - В кн.: Победоносцев
К.П. Великая ложь нашего . времени. - М: Русская книга, 1993.- с. 16 -17.

13 Демидов М.В. священник. На путик возрождению. - Харбин, 1920. - с. 3-4.

14 Снычев Иоанн, митрополит. Пути русского возрождения. - Русский вест-
лик, 1993.-с. 5.

Апробация результатов исследования.

Главные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в публикациях автора, а также в практической деятельности заключающейся в духовном руководстве прихода русской православной церкви в Марокко.

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Русские в Северной Африке 1920 - 1998 г. г.