Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Основные аспекты российско-французских отношений в области культуры: история и современность 15
1.1. Исторический опыт русско-французских музыкальных контактов на фоне культурного сотрудничества двух стран 15
1.2. Российско-французские отношения в начале XXI века: культура и политика 30
Глава II. Участие различных организаций в развитии российско-французских музыкальных связей начала XXI века 74
2.1. Теоретический аспект международных музыкальных связей 74
2.2. Государственные культурные центры и российско-французские музыкальные связи начала XXI века 82
2.3. Роль негосударственных организаций в развитии российско-французских музыкальных связей начала XXI века 101
Глава III. Российско-французское сотрудничество в сфере проведения музыкальных фестивалей и конкурсов в начале XXI века 124
3.1. Музыкальные фестивали в российско-французских культурных связях начала XXI века 124
3.2. Музыкальные конкурсы в российско-французском культурном сотрудничестве начала XXI века 146
3.3. «Русский сезон» в парижском театре «Шатле» в начале XXI века 150
Глава IV. Музыкальные коллективы как акторы российско-французского музыкального обмена в начале XXI века 159
4.1. Роль музыкальных театров в развитии российско-французского музыкального сотрудничества в начале XXI века 159
4.2. Оркестры и хоровые коллективы как участники двустороннего музыкального обмена в начале XXI века 178
Заключение 186
Список использованных источников и литературы 193
Приложения 214
- Российско-французские отношения в начале XXI века: культура и политика
- Государственные культурные центры и российско-французские музыкальные связи начала XXI века
- Музыкальные конкурсы в российско-французском культурном сотрудничестве начала XXI века
- Оркестры и хоровые коллективы как участники двустороннего музыкального обмена в начале XXI века
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Контакты между различными странами и народами в области культуры и искусства - важнейшая составная часть международных отношений прошлого и настоящего. История знает немало примеров того, когда подобные контакты развивались, несмотря на политическое и даже военное противостояние тех или иных государств. Среди этих примеров -взаимодействие культур России и Франции, которое уже на протяжении последних трех веков идет особенно интенсивно, невзирая на все перипетии «большой» политики.
В начале XXI в. культурные связи двух стран становятся всё более насыщенными. Свидетельством тому выступают заключенные соглашения о сотрудничестве в различных сферах культуры, многочисленные совместно проводимые мероприятия, деятельность международных культурных центров и т. п. Однако в противоположность России, которой издавна присуще позитивное восприятие Франции и большой интерес к французской культуре, Франция достаточно слабо интересуется современной Россией. Если говорить о культуре, то хорошо известное на Западе классическое русское искусство зачастую не соотносится французами с образом современной России. А французское общественное мнение - во многом благодаря средствам массовой информации -настроено скорее негативно и даже с некоторой опаской в отношении нашей страны.
В данной ситуации во многом именно активное культурное взаимодействие способно утвердить позитивный имидж России за рубежом. Кроме того, необходимо, чтобы культурные контакты, способствуя росту взаимного доверия между представителями двух государств, стали прочной платформой для укрепления отношений в других областях сотрудничества. Ведь, по широко распространенному мнению, международные культурные контакты могут влиять на разные сферы жизни и помогать в решении в том числе политических проблем. Именно поэтому изучение вопросов, связанных с взаимодействием государств в различных областях культуры, представляет большое научное и практическое значение.
Российско-французское музыкальное сотрудничество, как одно из направлений культурного взаимодействия, также активно развивается в начале XXI в.: происходит постоянный гастрольный обмен, осуществляются совместные постановки в музыкальных театрах России и Франции, силами представителей обеих стран проводятся музыкальные фестивали и конкурсы, всё чаще в Париже организуют концерты, которые по традиции называют «Русскими сезонами». Необходимо заметить, что именно благодаря музыке русское искусство смогло покорить Францию и Европу в начале XX в.
Кроме того, музыка всегда была наиболее универсальным, доступным, демократичным, а главное не нуждающимся в переводе, т. е. интернациональным, средством выражения и передачи широчайшего спектра мыслей и чувств человека. Заложенная в самой природе музыкального искусства специфика, связанная с большой эмоциональной силой воздействия и широким охватом аудитории, позволяет международным музыкальным связям выступать фактором, позитивно влияющим на имидж и отношения участвующих в них государств, а также являться важным звеном формирования единого мирового культурного пространства, концепция которого постепенно утверждается в конце XX в.
Источниковая база диссертации достаточно обширна и может быть классифицирована по следующим группам.
- Межгосударственные договоры и соглашения. В первую очередь нас интере
суют документы, касающиеся культурных связей между Россией и Францией:
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской
Республики о культурном сотрудничестве от 6 февраля 1992 г.; Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Французской
Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров;
Меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры России и
Министерством культуры и коммуникации Франции на 2004-2006 гг. и другие.
Нормативно-правовые акты государственного уровня в области внешней культурной политики. К примеру, «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами».
Документы правительственных органов России и Франции, позволяющие получить более полное представление о внешней культурной политике
государства. Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)», Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального агентства по культуре и кинематографии на 2006-2008 гг.; официальные сообщения пресс-службы, отчеты о деятельности и бюджет МИД Франции; отчеты, стратегии, проекты, официальные отзывы различных комиссий по культуре и международным вопросам в Сенате и Национальном Собрании Франции и т. п.
- Важной частью источниковой базы являются высказывания и заявления
официальных лиц, касающиеся российско-французского сотрудничества на
современном этапе.
Воссоздать полную картину культурного диалога и установить причинно-следственную связь событий позволяет лишь совокупность материалов. Поэтому наряду с официальными документами мы использовали следующие источники.
Свидетельства участников событий.
Пресса. Различные события российско-французского музыкального обмена освящаются в периодической печати - в таких изданиях как «Культура», «Русская мысль», «Музыкальное обозрение», «Музыкальная жизнь», «Le Monde de la musique», «Opera International» и др.
Ресурсы Интернет. Необходимо выделить: сайты информационных агентств; официальные сайты правительств и министерств России и Франции; сайты различных организаций, занимающихся российско-французским культурным сотрудничеством; сайты музыкальных театров и коллективов, участвующих в двустороннем обмене; сайты музыкальных мероприятий (фестивалей, конкурсов); сетевые издания, посвященные музыке; сайты, посвященные российско-французским отношениям.
Степень научной разработанности темы. Необходимо отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии объектом специального исследования никогда ранее не становились музыкальные связи как самостоятельное и значимое направление культурного общения России и Франции. Безусловно, это не означает, что данная тема совсем не привлекала внимания ученых, однако в основном имеющиеся работы, посвященные отдельным
персоналиям или аспектам предшествующих периодов двустороннего музыкального сотрудничества, не создали по этому вопросу комплексного, обобщающего исследования.
Отдельные аспекты взаимодействия русской и французской культур в конце XIX - первой половине XX в. затрагиваются в изданном Санкт-Петербургской государственной консерваторией сборнике «Русско-французские музыкальные связи» . В книге содержатся современные статьи преподавателей консерватории и представляющие собой библиографическую редкость переизданные более ранние статьи, посвященные «Русским сезонам» в Париже, влиянию отдельных французских композиторов и произведений на развитие русской музыки и русских композиторов на французскую музыку, традициям изучения русско-французских музыкальных связей в Санкт-Петербурге и т. п. Содержащаяся в сборнике статья музыковеда А.В. Оссовского «Большое русское дело» , опубликованная впервые в газете «Слово» за 1907 г., лежит в основе традиции изучения русско-французских музыкальных связей. Работа посвящена русским историческим симфоническим концертам, состоявшимся в Париже в мае 1907 г. В конце статьи, оценив большое значение концертов, А.В. Оссовский говорит о необходимости диалога культур и недопустимости культурной изоляции, поскольку «замкнутость душевного мира, охватываемого искусством, - смертный для него приговор» . В целом, в данном сборнике рассматривается взаимовлияние французской и русской музыки, тогда как нас интересуют музыкальные связи как форма международного обмена.
К специальным исследованиям мы также относим работы, посвященные российско-французским отношениям в 2000-2005 гг., внешней культурной политике России и Франции, культурным связям двух стран в исследуемый период, а также конкретным выступлениям и постановкам.
1 См., напр.: Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб., 2004; Нестьев И.В. Дягилев и
музыкальный театр XX века. М., 1994; Федоровский В. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского
балета. М., 2003; Мариус Петипа. Мемуары балетмейстера, статьи и публикации о нем / Сост. А. Игнатенко.
СПб., 2003; Финдейзен Н. Боальдье и придворная французская опера в С.-Петеребурге в начале XIX в. //
Ежегодник императорских театров, 1910. Вып. 5. С. 14-41; VaillatL. Olga Spessivtzeva, ballerine en marge des
Ballets rasses et des Ballets de ГОрёга de Paris. Paris, 1944; Spencer Ch. Leon Bakst and the Ballets rasses. Lon-
dres, 1995; Garafola L. Diaghilev's Ballet rasses. New York, 1989; Kochno B. Diaghilev et les Ballets rasses. Paris,
1973.
2 Русско-французские музыкальные связи: Сборник научных статей. СПб., 2003.
3 Оссовский А.В. Большое русское дело // Русско-французские музыкальные связи: Сборник научных
статей. СПб., 2003. С. 30-34.
4 Там же. С. 34.
Отдельные аспекты внешней культурной политики России затрагиваются в работах В.И. Фокина, Н.М. Боголюбовой, Ю.В. Николаевой, Л.Е. Козлова и др. В статье Л.Е. Козлова рассматривается современное состояние внешней культурной политики России. Однако большее внимание уделено ее проведению в отношении стран СНГ, поскольку именно последние были провозглашены географическим приоритетом международного культурного сотрудничества в концепции внешней культурной политики России.
Культурной дипломатии Франции посвящена монография Ж.-Ф. де Раймона «Внешняя культурная деятельность Франции», отчасти монографии М.-К. Кеслер «Внешняя политика Франции», П. Пуарье «Государство и культура во Франции в XX века»; а также «Словарь культурной политики Франции с 1959 г.» и некоторые статьи (например, Ж.-М. Джиана, М. Буларда и др.)6. В книге Ж.-Ф. де Раймона7 говорится о влиянии глобализации на международный культурный обмен, а также об особенностях французской культурной дипломатии, и несмотря на то что некоторые моменты, затронутые автором, несколько устарели (монография была издана в 2000 г.), работа Ж.-Ф. де Раймона способствовала осмыслению нами современной внешней культурной политики Франции.
Современному политическому диалогу России и Франции посвящены некоторые работы Т. Гомара, Д. Давида, А. Виатто, Ф. Том, А. де Танги, А.В. Брегадзе и др. Последний в своей статье «Россия - Франция. Старый друг лучше новых двух» заочно полемизирует с известными французскими учеными Т. Гомаром и Д. Давидом по поводу высказанных ими в статье «Россия и
5 Фокин В.И. Внешняя культурная политика СССР и России: сравнительный анализ // Российская
государственность: история и современность. СПб., 2003; Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. 1) Проблемы
взаимодействия культур в тезисах «Внешняя культурная политика - 2000» // Современные проблемы
межкультурных коммуникаций. СПб., 2003; 2) Проблемы внешней культурной политики России: история и
современность // Российская государственность: история и современность. Сб. науч. трудов. СПб., 2003;
Козлов Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ // Дневник Алтайской школы
политических исследований. №21. Современная Россия и мир: альтернативы развития (национальная,
региональная идентичность и международные отношения). Барнаул, 2005. С. 113-116.
6 Kessler М.-С. La politique etrangere de la France. Paris, 1999. P. 372-380; Poirrier P. L'Etat et la culture en
France au XX siecle. Paris, 2000; Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 1959. Paris, 2001;
Djian J.-M. La diplomatic culturelle de la France a vau-1'eau II Le Monde diplomatique. 2004. Juin; BulardM. Hors
des frontieres, la France a la recherche d'une ambition culturelle II Le Monde diplomatique. 2001. Juin.
7 De Raymond J.-F. L'action culturelle exterieure de la France. Paris, 2000;
8 Gomart T. 1) Les rapports russo-francais vus de Moscou. Paris, 2002; 2) Dix ans de regards francais sur la
Russie (1989-1999) II Regard sur l'Est. 2000. N 19. Janvier-fevrier; ViatteauA. La Republique entre les «tsars
blancs», les «tsars rouges» et les «euro-tsars» II URL: 5.12.2005; Tinguy A., de. Paris-Moscou: vers un partenariat privilegie dans une Europe reconciliee? II Relations
internationales et strategiques. N25. Printemps 1997; Thorn F. La Russie, la France et l'Europe II Commentaire.
N 106. Ete 2004. P. 409-416.
9 Брегадзе А.В. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух // Международная жизнь. 2002. № 12.
Франция» соображений о низком уровне российско-французских отношений. «Сегодня и на ближайшую перспективу в России и во Франции сложились благоприятные политические условия для того, чтобы двустороннему российско-французскому сотрудничеству был придан новый импульс» , - пишет А.В. Брегадзе.
Выступлениям российских музыкантов во Франции, а французских - в России посвящены статьи Р. Сервэна, Б. Буффартига, Э. Мюллера, К. Коломбо, Б. Серу,
B. Агрека, Ф. Нуазета, Ф. Малетра, В. Игнатова, А. Гордеевой, М. Фихтенгольца и
многих других .
К общим работам, связанным с темой данного исследования, можно отнести ряд работ по вопросам международных культурных обменов и истории культурных связей России и Франции. Среди первых можно назвать статьи В.И. Фокина, Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой , сборники статей «Международные отношения, культурный обмен и интеллектуальные сети» под редакцией
C. Прециозо, «Культура в международных отношениях» под редакцией Ф. Роша
и др.
В связи с рассмотрением истории культурных связей России и Франции необходимо отметить серию сборников статей «Россия и Франция: XVIII-XX вв.» , выпускаемую с 1995 г. Институтом всеобщей истории совместно с Центром французских исторических исследований РАН и проливающую свет на важные аспекты и проблемы российско-французских отношений на протяжении трех столетий, в том числе в области культуры. Кроме того, можно назвать
10 Давид Д., Гомар Т. Россия и Франция // Международная жизнь. 2002. № 3.
11 Брегадзе А.В. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух // Международная жизнь. 2002. № 12.
12 В. Bouffartigues, J.-B. Have & Ch. Peter, Ё. Mtiller, Ch. Colombeau, B. Serrou. -
см.: ; R. Servin - см.: ; V. Agrech
см.: ; Noisette Ph. Les forces du ballet rasse II Les Echos. 2002. 25 oct. N 18769. P. 103; F. Malettra - см.: ; Фихтенголъц M. Чисто французское II Ведомости. 2000. 29 марта. № 56(138). С. А6; Игнатов В. Мариинский театр в театре «Шатле» // Русская мысль. 2005. 10-16 нояб. № 42 (4575)
13 Фокин В.И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная
дипломатия» в международной деятельности современных государств // Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета. Сер. 6. 2004. Вып. 2; Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. 1) Теоретические
аспекты проблемы внешней культурной политики // Америка и мир: история и современность. СПб., 2006;
2) Внешняя культурная политика: сравнительный анализ концепций европейских стран // Исследования
международных отношений. СПб., 2004; и др.
14 Relation internationals, echanges culturels et reseaux intellectuals II Edite par H.U. Jost, S. Prezioso.
Lausanne, 2002; La culture dans les relations internationales II Sous la direction de F. Roche. Paris, 2002.
15 Россия и Франция: XVIII-XX вв.: в 6 вып. М., 1995-2005.
регулярно издаваемые во Франции «Тетради Русского мира» , а также сборники «Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения» и «Россия и Франция: диалог культур» . Большое значение для формирования представления о культурных связях двух стран в различные периоды имели статьи О.Б. Поляковой . Однако перечисленные выше работы не рассматривают российско-французские отношения в начале XXI в.
Необходимо также отметить учебное пособие Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой «Культурный обмен в системе международных отношений» , в котором рассматривается широкий круг вопросов, отражающих специфику культурного взаимодействия в международных отношениях: современные направления международного культурного обмена, типология форм культурного сотрудничества, институциональный анализ международных организаций в сфере культуры. Часть работы посвящена международным музыкальным связям. Данное пособие помогло автору классифицировать и провести анализ как международных, так и конкретно российско-французских музыкальных связей, а также дать оценку деятельности культурных организаций.
По ходу исследования также привлекались статьи в научных журналах «Международная жизнь», «Le Monde diplomatique», «Relations Internationales» и «Regard sur l'Est» и др. , посвященные некоторым аспектам современных международных отношений, связанным с темой диссертации.
Анализ историографии проблемы позволяет сделать следующие выводы: во-первых, можно констатировать существование крайне ограниченного количества работ, касающихся непосредственно явления, рассматриваемого автором; во-вторых, столь ограниченное освещение культурного (и, тем более, музыкального)
16 См., напр.: Cahiers du Monde Russe: Contacts intellectuals, reseaux, relations internationales. Russie, France,
Europe, XVIIIe-XXe siecle. 2002. Avril-septembre.
17 Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения / Под ред. С. Карпа. М, 2001;
Кирнозе З.И. Россия и Франция: диалог культур. Сб. науч. трудов. Н. Новгород, 2002.
18 См., напр.: Полякова О.Б. 1) Взаимовлияние культур России и Франции во второй половине XIX -
начале XX в. // Россия и Франция: XVIII-ХХвв. Вып. 4. М, 2001; 2) Российско-французские культурные
связи (вторая половина XX в.) // Россия и Франция: XVIII-XX вв. Вып. 9. М, 2005.
19 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурный обмен в системе международных отношений: Уч. пос.
СПб., 2003.
20 Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. №3. С. 61-74; Frank R. La
machine diplomatique culturelle francaise apres 1945 II Relations Internationales. 2003. Automne. N 115. P. 325-
348; Fayet J.-F. La Societe pour les echanges culturels entre l'URSS et l'etranger (VOKS) II Relations
Internationales. N 115. Automne 2003. P. 411-423; Marin A. Echos du College Universitaire Francais de Saint-
Petersbourg II Regard sur l'Est. 2000. Mai-juin. N 21.
сотрудничества России и Франции явно не отвечает его значимости в современных отношениях двух стран.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявить особенности современных российско-французских музыкальных связей как формы международного общения, а также тенденции в процессе их развития в 2000-2005 гг.
Для достижения поставленной цели автором в диссертационном исследовании были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть общее состояние российско-французских отношений в начале XXI в., определить в них роль культурных контактов, а также роль и положение внешней культурной политики в дипломатии России и Франции на современном этапе;
определить основной круг акторов двустороннего музыкального обмена и степень их участия в развитии российско-французских музыкальных связей начала XXI в.;
осуществить классификацию разнообразных форм российско-французского музыкального сотрудничества и систематизировать их состояние в исследуемый период;
проследить основные события 2000-2005 гг., имевшие место в российско-французских отношениях в сфере музыкального искусства (в нашем случае подразумевающего главным образом классическую музыку, отчасти современную музыку и фольклор, а также балет - исключительно в рамках сотрудничества музыкальных театров), и определить тенденции в развитии двусторонних музыкальных связей в исследуемый период;
проанализировать роль двух основных форм международных музыкальных связей - музыкальных фестивалей и конкурсов - в развитии российско-французских контактов в сфере музыкального искусства в 2000-2005 гг.
В качестве объекта настоящего исследования выступают связи между Россией и Францией в области музыкального искусства в 2000-2005 гг. как форма международного обмена и одна из культурных составляющих российско-французских отношений в целом.
Предмет исследования - современное состояние российско-французских отношений в начале XXI в. и место в них культурных контактов; деятельность различных российских и французских культурных организаций, содействующих развитию двусторонних музыкальных связей; роль музыкальных фестивалей и конкурсов в культурном сотрудничестве России и Франции; сотрудничество российских и французских музыкальных коллективов - музыкальных театров, оркестров, хоров.
Хронологические рамки данного исследования ограничиваются 2000-2005 гг. Выбор нижней временной границы обусловлен несколькими факторами: 2000 г. помимо избрания нового президента России, в нашем случае главным образом знаменателен выработкой Министерством иностранных дел РФ и рассмотрением на заседании Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД РФ тезисов «Внешняя культурная политика России - год 2000» с последующим утверждением на их базе «Основных направлений работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами»; кроме того, именно 2000 г. считают временем, когда была создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений, благодаря чему новый импульс получили двусторонние отношения в политической, торгово-экономической, культурной сфере. Однако мы также сочли необходимым ввести в работу небольшой исторический экскурс, проследив историю становления и развития российско-французского сотрудничества в области музыкального искусства. Верхней границей был выбран 2005 г.
Научная новизна. На сегодняшний день изучение современных российско-французских связей главным образом сводится к анализу политических или торгово-экономических отношений. Однако сотрудничество двух стран в сфере культуры (и в том числе в сфере музыкального искусства) активно развивается, и оно способно стать одним из факторов углубления российско-французских отношений в целом и позитивно влиять на их общую атмосферу.
До сих пор музыкальные связи России и Франции было принято изучать
главным образом в период конца XIX - начала XX в. Нами впервые
рассматривается современное российско-французское музыкальное
сотрудничество. Кроме того, предпринята попытка рассмотреть музыкальные связи как самостоятельное и значимое направление не только культурного общения России и Франции, но и российско-французских отношений вообще, а также международного культурного обмена в целом.
Автор впервые проводит классификацию международных музыкальных связей, анализирует основные формы международного музыкального сотрудничества, выделяет основных акторов российско-французского музыкального обмена, определяет их роли и место в культурном обмене двух стран. Также делается
попытка определить и проанализировать сильные и слабые стороны внешней культурной политики России и Франции в области международных культурных связей в целом и музыкальных, в частности.
Методологическая основа диссертации. Методология исследования определяется характером и взаимосвязью объекта и предмета исследования, а также поставленной целью и вытекающими из нее задачами. В данной работе использована совокупность методов современной исторической науки, применяемых для изучения международных отношений и проблем внешней политики.
При рассмотрении проблем развития российско-французских музыкальных связей мы руководствовались принципами историзма и научной объективности, использовали комплексный подход и многофакторный анализ культурных, а также отчасти политических процессов в историческом контексте.
Сравнительный подход был обусловлен анализом внешней культурной политики двух стран и их отношения к этой проблеме, а также рассмотрением деятельности различных организаций, действующих в этой сфере.
В данной работе автор также использовал такие методы исследования как проблемно-хронологический и метод научной классификации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что комплексный анализ российско-французских отношений в области музыкальной культуры в 2000-2005 гг. может быть (и даже должен быть) учтен при координации дальнейших действий в этом направлении. Четкое понимание того, что межгосударственные культурные связи способны благоприятствовать проведению успешного политического и экономического сотрудничества, увеличивает роль внешней культурной политики во всем комплексе международных отношений.
Ряд содержащихся в работе положений и выводов может быть использован при планировании российско-французских культурных контактов на государственном, региональном, местном или индивидуальном уровнях, а также при подготовке целевых программ международного культурного обмена.
Кроме того, материалы диссертации могут быть применены в ходе чтения общих и специальных курсов по истории и теории международного культурного
обмена, внешней культурной политике России и Франции, проблемам межкультурных коммуникаций и международных музыкальных связей.
На защиту выносятся следующие основные положения:
Культурные (и в частности музыкальные) связи - одно из важнейших, динамично развивающихся и насыщенных звеньев в российско-французских отношениях на современном этапе, показателем чего выступает, главным образом, рост числа обменов и их участников.
Главные инициаторы двустороннего музыкального обмена на государственном уровне - культурные центры и институты. Другие действующие силы: негосударственные организации, музыкальные коллективы и отдельные музыканты. Именно частная инициатива играет важную роль в развитии двустороннего музыкального сотрудничества.
Важными участниками музыкального обмена выступают музыкальные коллективы. Помимо столичных музыкальных коллективов в двусторонний музыкальный обмен всё больше вовлекаются коллективы из регионов, что способно положительно влиять на развитие прямых связей между российскими и французскими регионами.
Основные формы российско-французского музыкального обмена в 2000-2005 гг.: музыкальные фестивали и конкурсы, гастроли, совместные постановки и выступления, создание российско-французских музыкальных коллективов, преподавательская деятельность в стране-партнере, репертуарный обмен, распространение звукозаписей в стране-партнере.
Основные тенденции российско-французских музыкальных связей в 2000-2005 гг.: активизация гастрольной деятельности и увеличение совместных музыкальных проектов; институализация русско-французского культурного сотрудничества и поддержка музыкального обмена различными культурными организациями; сохранение большого значение прямых творческих контактов между участниками музыкальных обменов; использование в основном достижений классического искусства; расширение географии обменов; стремление использовать музыкальные мероприятия как платформу для общего сближения двух стран.
Современные российско-французские музыкальные связи могут быть успешно использованы в качестве фактора углубления двусторонних контактов в других областях сотрудничества.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Отдельные положения диссертации были представлены на следующих научных конференциях: Всероссийские Герценовские чтения актуальных проблем социальных наук (Санкт-Петербург, 2004 и 2005 гг.), Шестая Всероссийская конференция исторической секции Петровской Академии науки и искусств (Санкт-Петербург, 2004 г.). По теме исследования автором опубликовано 6 работ общим объемом 1,85 п.л.
Российско-французские отношения в начале XXI века: культура и политика
Политический диалог между Россией и Францией в начале XXI века Рассмотрение политического диалога России и Франции в изучаемый период представляется нам необходимым в связи с тем, что внешняя культурная политика является частью комплексной внешней политики, поэтому определенным образом зависит от нее и имеет в целом то же направление.
Основа современных российско-французских отношений была заложена в конце XX в. Именно тогда кардинальные изменения на мировой арене и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Ф. Миттеран встречался с М.С. Горбачевым (надо заметить, что первым визитом Горбачева в Западную Европу в качестве генерального секретаря стал визит именно во Францию)64, потом с Б.Н. Ельциным. Между президентом Франции и первым президентом Российской Федерации сложились достаточно сложные65 отношения, однако это не помешало заключению в ходе первого визита Б.Н. Ельцина в Париж Договора 7 февраля 1992 г., подтвердившего стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве»66.
Избрание в 1995 г. президентом Франции Ж. Ширака (еще раньше ставшего единственным французским политиком, с которым Б.Н. Ельцин согласился на личную встречу67) изменило стиль российско-французского диалога, поскольку между лидерами стран сразу сложились дружествеїшьіе отношения. Ж. Ширак объявил о своем желании вести эффективный диалог с Москвой, выразив убежденность, что предоставление России «места в Европе, принадлежащего ей по праву» -необходимое условие для строительства единой Европы68. Французский президент поддерживал стремление России стать членом «Большой семерки», в апреле 1996 г. в Москве вместе с Б.Н. Ельциным им была инициирована встреча лидеров восьми государств, в результате чего в 1997 г. Россия была принята в «Большую восьмерку» .
Отношения России и Франции в 1990-е годы (также как в конце XIX - начале XX в., а позднее при Ш. де Голле и Л.И. Брежневе) зачастую называли «привилегированным партнерством». Хотя некоторые эксперты полагают, что оснований для этого было недостаточно: отношения между двумя государствами в последние годы XX в. находились на самом низком уровне, Франция являлась всего лишь хорошим партнером в ряду других, а особые отношения в этот период были скорее не между государствами, а между их президентами, что, по словам заместителя директора Центра политических технологий Б. Макаренко, прикрывало «неспособ-ность русской дипломатии вести диалог на равных» . По мнению политолога И. Дискина, Франция хотела видеть себя «политическим ядром современной Европы», а Россия была готова признать, что «политически Европа - это Франция» . Апофеозом подобных отношений стало вручение Ж. Шираку в 1997 г. ордена «За заслуги перед Отечеством» первой степени.
Когда весной 1999 г. Франция поддержала операцию НАТО против Югославии, произошел достаточно резкий отход Ж. Ширака от политики дружбы с Россией, усилившийся после возобновления российской армией военных действий в Чечне, самым жестким критиком которых на международных форумах стала именно Франция. Главной публикуемой информацией о России во французских средствах массовой информации в это время стала борьба федерального центра против чеченских сепаратистов, что формировало резко негативный образ страны во французском обществе. В свою очередь, скандальное посещение Национального собрания Франции эмиссаром А. Масхадова И. Ахмадовым и его встреча с министром иностранных дел Ю. Ведрином в ноябре 1999 г. вызвали возмущение в Москве.
Государственные культурные центры и российско-французские музыкальные связи начала XXI века
Первый французский культурный центр в России - Французский институт в Санкт-Петербурге - появился еще в начале XX в. Он был открыт 18 (31) октября 1911 г. по проекту управляющего Школой восточных языков, одного из главных пропагандистов русского языка во Франции Поля Буайе и французского политика первой величины Поля Думера (ставшего впоследствии президентом Французской Республики)8. Название «институт» должно было подчеркивать назначение этого учреждения заниматься среди прочего преподавательской деятельностью и вопросами университетского сотрудничества. Его создание преследовало две главные цели: институт, с одной стороны, должен был стать центром русского образования для молодых французских славистов, которые проводили бы здесь свои исследования и учили язык, а с другой - центром, где бы русские смогли получать информацию об образовании во Франции и о самой стране и, в свою очередь, изучать французский язык9. Было организовано два отделения: истории французской литературы и истории культуры и искусства.
Первым культурным мероприятием Института стала выставка «Сто лет французского искусства (1812-1912)» в Юсуповском дворце и проведенный в рамках выставки концерт французской музыки.
Во время Первой мировой войны Институт практически перестал играть роль центра славянских исследований и центра французской культуры, а стал орудием пропаганды и укрепления дружеского отношения к Франции. Однако в самый разгар революционных событий во Французском институте в Петрограде организовывались лекции и публичные обсуждения. Но в 1919 г., следуя приказу из Парижа, преподаватели Института покинули Россию. Однако его формальное закрытие произошло только в 1950-е годы, когда казначей Института ликвидировал счета организации.
Второй раз Французский институт в Санкт-Петербурге был открыт уже в 1992 г., но до 1 января 1993 г. был присоединен к созданному в том же 1992 г. Французскому культурному центру в Москве. Существование и деятельность учреждений гарантирует подписанное 12 ноября 1992 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров10. Документ, предоставляющий возможность каждому из двух государств создавать культурные центры не только в столицах, явился фактическим признанием существования Французского института в Санкт-Петербурге. Однако официальное торжественное открытие обоих культурных центров состоялось только в 1994 г. во время визита в Россию министра иностранных дел Франции Алена Жюппе - 20 мая в Москве и 21 мая в Санкт-Петербурге11. Российский культурный центр в Париже начал действовать в 1995 г.
По Соглашению, культурные центры являются государственными организациями направляющей страны и осуществляют свою деятельность под руководством посольств в соответствие с внутренним законодательством государства пребывания. Они содействуют выполнению Соглашения о культурном сотрудничестве от 6 февраля 1992 г., а также программ и протоколов сотрудничества, относящихся к компетенции министерств, других государственных учреждений, местных органов власти или подписанных обществами, ассоциациями и отдельными лицами двух государств. Центры призваны «способствовать развитию отношений в области культуры, искусства, образования, межвузовских связей, науки, техники и информации, в том числе аудиовизуальной, и непосредственно знакомить общественность с ценностями и достижениями каждого из двух государств в этих областях»12. В сферу их деятельности входит: проведение во Франции и в России мероприятий в подвластных центрам областях; организация конференций, коллоквиумов, встреч; проведение спектаклей, концертов и выставок, демонстрация фильмов; прием научных работников, лекторов, деятелей культуры и искусства направляющей страны для участия в мероприятиях, организованных центрами; распространение информации о культурной, научной и технической жизни направляющей страны; обеспечение работы библиотеки-медиатеки; публикация и распространение информационных программ и других материалов, относящихся к культуре, науке, образованию и технике; преподавание языков и методики обучения13.
Наиболее последовательно двусторонний культурный обмен нашел свое проявление именно в деятельности культурных центров.
Французский институт в Санкт-Петербурге и российско-французские музыкальные связи в началеXXI века
Воссозданный в начале 1990-х годов Французский институт в Санкт-Петербурге не сразу обрел такое название, а являлся в течение некоторого времени Французским культурным центром. Но затем ему было присвоено имя основанной в начале XX в. престижной организации. Однако если дореволюционный институт был ответственен за академические связи между Францией и бывшей российской столицей, то подобное предназначение современного Института было поставлено под сомнение открытием в 1992 г. Французского колледжа при Санкт-Петербургском государственном университете. Вопросы преподавания французского языка были переданы петербургскому «Альянс Франсез» (к слову сказать, Петербург является одним из редких исключений, поскольку обычно в городе действует одна организация - либо культурный центр, либо «Альянс Франсез»14). Институту определили две основные функции: управление центром документации и информации и медиатекой, а также организация культурных мероприятий, как самостоятельно, так и совместно с Департаментом по сотрудничеству и культуре посольства Франции в Москве и с Французской ассоциацией художественной деятельности. Однако в 2005 г. при Институте были открыты курсы французского языка, основанные на стандартах, разработанных Советом Европы для всех иностранных языков.
Почетный президент Французского института в Санкт-Петербурге - директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Директором, по традиции, становится атташе по культуре Генерального консульства Франции в Санкт-Петербурге, он же является директором петербургского «Альянс Франсез» (Мишель Тарран, Оливье Гийом, Кристиан Фор, Бертран де Артинг, Жак Мартель, Элена Перу). В структуру Института входят следующие подразделения: служба по связям с общественностью (предоставляет всю необходимую информацию о мероприятиях, которые организует Французский институт и координирует сотрудничество с местными средствами массовой информации в области радио и телевидения); служба культурных программ (регулярно организует мероприятия, наиболее ярко представляющие современное искусство, культуру и мысль Франции, инициирует и поддерживает творческое сотрудничество); медиатека - информационный центр (располагает большой коллекцией французских книг, журналов и газет, музыкальных записей, художественных и документальных фильмов, доступных в читальном зале и в абонементе); информационный центр по современной Франции (предоставляет информацию по самым разнообразным аспектам, касающимся современной Франции); под крылом Института работает представительство агентства «ЭдюФранс» (предоставляет информацию об образовании во Франции).
Музыкальные конкурсы в российско-французском культурном сотрудничестве начала XXI века
Международный музыкальный конкурс - форма международного культурного сотрудничества, представляющая собой комплекс организуемых в определенном географическом пространстве и календарном периоде массовых музыкальных мероприятий - обычно с четко обозначенной тематикой или программой - с целью выявления наиболее талантливых (профессиональных) исполнителей. Наравне с международным музыкальным фестивалем конкурс является одним из наиболее заметных примеров современного международного музыкального обмена. Также подобно фестивалям международные конкурсы расширяют возможности для контактов на государственном и негосударственном уровне, способствуют формированию позитивного имиджа страны, обогащают националыгую культуру81.
Международные конкурсы особенно важны для музыкантов, поскольку они помогают им заработать имя не только в своей стране, но и на мировом уровне - а именно от этого во многом зависит востребованность того или иного исполнителя.
Музыкальный конкурс, как и фестиваль - форма скорее международного, нежели двустороннего обмена, поскольку состав участников и жюри обычно очень разнообразен по своей национальной составляющей. В связи с этим в данном исследовании мы также попытались выделить в международном конкурсе двусторонние связи и остановиться на их рассмотрении: - конкурс, посвященный творчеству какого-либо композитора или исполнителя, проводится не у него на родине, а в стране-партнере (конкурс виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже); - в организации музыкального соревнования большую роль играют музыканты или общественные деятели из стран-партнеров (Фортепианный конкурс Консерватории им. А. Скрябина); - еще одним вариантом является предоставление музыканту, выигравшему конкурс в стране-учредителе, возможности гастролировать в стране-партнере (так, обладатель первой премии IV Международного конкурса пианистов им. С. Прокофьева, который прошел в С-Петербурге в 2004 г., кроме денежного вознаграждения получил возможность выступить с сольным концертом в Париже ).
Один из самых престижных международных музыкальных конкурсов - Конкурс виолончелистов им. М. Ростраповича. Первый конкурс виолончелистов, основанный М.Л. Ростроповичем во Франции и названный его именем, состоялся в 1977 г. в Ля-Рошели83, а затем переехал в Париж. Конкурс не является ежегодным: до конца XX в. он был проведен еще пять раз (в 1981, 1986, 1990, 1994, 1997 гг.) и два раза - уже в XXI в. (в 2001 и 2005 гг.). Традиционно в жюри, председателем которого является М.Л. Ростропович (он же художественный руководитель конкурса), входят признанные во всем мире деятели искусств. К примеру, его членами в 1977 г. стали выдающиеся композиторы Анри Дютийе, Витольд Лютославский, Лучиано Берио и Янис Ксенакис.
За организацию конкурса отвечает французская Ассоциация создания и распространения художественных произведений (ACDA), цель которой - организация, координация и содействие художественной деятельности в области музыкального искусства (М.Л. Ростропович - один из почетных членов ассоциации).
Конкурс виолончелистов им. М. Ростроповича входит во Всемирную федерацию Международных музыкальных конкурсов85, созданную в Женеве в 1957 г. с целью консолидации различных международных музыкальных организаций (на сегодняшний день их насчитывается 121), которые через конкурсы открывают молодых талантливых исполнителей классической музыки, способствуя их артистической карьере86. Победа в международном музыкальном конкурсе-члене федерации считается наиболее почетной.
Крайний возраст участников конкурса Ростроповича - 32 года. Победителям вручается шесть основных призов и несколько специальных (к примеру, Приз за лучшее исполнение одного из обязательных конкурсных произведений, Приз им. Пьера Фурнье, Приз Подающему большие надежды и т. п.). Первый тур проходит в Высшей Парижской консерватории, второй тур седьмого конкурса состоялся в зале «Гаво», восьмого - в амфитеатре «Опера Бастий». В третьем туре шесть финалистов выступают в театре «Шатле» вместе с Оркестром Парижа, исполняя произведения Шостаковича, Прокофьева, Дворжака и других композиторов87. Все туры конкурса открыты для публики. VII Международный конкурс виолончелистов им. М. Ростроповича, в жюри которого помимо самого художественного руководителя вошли известные испол нители из России, Франции, Германии, Кореи, Швеции, Финляндии, Италии, Японии и Израиля, состоялся 4-14 октября 2001 г. В первом туре приняли участие 107 виолончелистов из 28 стран мира (больше всего из Франции и России - по 15 человек88). А первую премию (Grand prix de la Ville dc Paris) получила россиянка Татьяна Васильева. VIII конкурс состоялся в Париже 9-20 ноября 2005 г. Его главной особенностью стало то, что для отбора участников М. Ростропович предпочел прослушать каждого исполнителя лично, для чего в четырех городах мира - Париже, Вашингтоне, Москве и Токио - были проведены предварительные прослушивания, куда съехались 211 виолончелистов из 43 стран мира. К участию в самом конкурсе было допущено 77 музыкантов из 24 стран. На этот раз самыми многочисленными ока зались исполнители из Франции - 26 человек (из России - 10 человек)90, а победи тельницей стала немецкая виолоігчелистка Мария-Элизабет Хекер. В жюри присут ствовали представители России, Франции, Германии, Швеции, Кореи, США, Фин ляндии и Японии.
Организаторы конкурса стремятся поддерживать своих лауреатов и содействовать развитию их артистической карьеры, для чего устраивают их концерты в сотрудничестве с различными музыкальными коллективами и музыкальными фестивалями. Так, некоторые лауреаты 2005 г. получили возможность участвовать в фестивалях, входящих во Французскую Федерацию международных музыкальных фестивалей, и выступить с одним из трех предложенных оркестров - Национальным оркестром Иль-де-Франс, Региональным оркестром Канн или Национальным оркестром Азербайджана. IX конкурс виолончелистов им. М. Ростроповича должен состояться в 2009 г.
Фортепианный конкурс Консерватории им. А. Скрябина. В 2000 г. преподавателями Русской консерватории им. А. Скрябина в Париже, о которой мы писали в 2.2, был основан международный фортепианный конкурс для молодых исполнителей, который уже сумел заслужить высокую оценку в профессиональных музыкальных кругах. В ежегодном конкурсе участвуют юные пианисты из Франции и других стран Европы, а также Японии93 и России (зачастую именно российские исполнители демонстрирую наибольшее мастерство и становятся победителями, как, к примеру, в 2004 г., когда три первых места и одно второе было отдано пианистам из Ростова-на-Дону и Москвы).
Оркестры и хоровые коллективы как участники двустороннего музыкального обмена в начале XXI века
Роль оркестров как действующих лиц российско-французского музыкального сотрудничества заключается в следующем: гастроли российских коллективов во Франции, а французских - в России; осуществление совместных проектов между оркестрами России и Франции или между оркестрами и другими музыкальными коллективами / отдельными музыкантами двух стран; репертуарный обмен. Как мы уже говорили, среди музыкальных коллективов самой распространенной формой международного музыкального сотрудничества являются гастроли. Одним из наиболее часто выступающих во Франции оркестров можно назвать Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова. В определенной степени это связано с тем, что у оркестра сложились особые отношения с Международным музыкальным фестивалем в Кольмаре, в котором музыканты благодаря своему дирижеру принимают ежегодное участие начиная с 1989 г.54 (подробнее см. 3.1). Достаточно часто с гастролями во Францию приезжает Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (ЗКР АСО), художественным руководителем и главным дирижером которого является Юрий Темирканов (второй дирижер - Николай Алексеев). За 2000-2005 гг. оркестр несколько раз ездил в турне по Франции, дважды побывав там в 2005 г.: 17 июля концерт состоялся в Лионе, а 20 ноября - ЗКР АСО выступил под управлением Ю. Темирканова в Театре Елисейских полей в Париже55. Второй оркестр Санкт-Петербургской филармонии - Академический симфонический оркестр, руководит которым Александр Дмитриев, также периодически гастролирует во Франции. К примеру, в конце ноября - начале декабря 2003 г. оркестр выступил с концертами в Дижоне, Безансоне, Эвиане, Меце, Мериньяке, Бурже и Париже56; а в июле 2005 г. музыканты приняли участие в фестивале «Radio France Montpellier» (Перпиньян). Во Франции выступают и другие оркестры Санкт-Петербурга и Москвы: оркестр Московской филармонии, оркестр «Времена года», оркестр Академический капеллы им. М.И. Глинки, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский Национальный оркестр и т. д. В последнее время всё чаще во Францию приезжают оркестры из российских регионов. В 2002 г. впервые с масштабными гастролями во Франции побывал Академический симфонический оркестр Нижегородской государственной филармонии под управлением Александра Скульского. С 27 сентября по 5 ноября 2002 г. музыкальный коллектив дал по одному концерту в 21 французском городе (в том числе Париже), где представил 18 различных программ. В исполнении оркестра прозвучали самые известные шедевры российской и зарубежной классики, а также ранее не исполнявшиеся им произведения религиозного характера, которые его участники разучивали в ходе гастролей и исполняли на концертах совместно с любительскими хоровыми коллективами Франции57. Летом 2003 г. (16 июня-23 июля) оркестр Нижегородской филармонии вновь выехал во Францию, на этот раз по приглашению руководства Европейского филармонического оркестра. Музыканты выступили в Париже (в том числе в Люксембургском саду и во Дворце ЮНЕСКО) и в концертных залах девятнадцати других французских городов под управлением А. Скульского и У. Ренера - руководителя Европейского филармонического оркестра. Также за время гастролей оркестр подготовил компакт-диск с исполнением двух скрипичных концертов Р. Крейцера, записи которых до сих пор не существовало .
Помимо этого, в начале XXI в. несколько раз во Франции гастролировал Симфонический оркестр Саратовской филармонии, объехавший крупные города страны, в том числе Париж, Бордо, Лион, Нанси. Организатором многих концертов оркестра стал выступающий со многими российскими оркестрами руководитель Европейского филармонического оркестр У. Ренер. Французские оркестры также приезжают с гастролями в Россию. Так, в июне 2003 г. в Большом зале Московской консерватории выступил главный французский симфонический коллектив, созданный в 1934 г. - Национальный оркестр Франции под управлением знаменитого дирижера Курта Мазура, являющегося с сентября 2002 г. его руководителем. Этот концерт стал важным событием культурной жизни Москвы и прошел в рамках серии концертов «Парад оркестров», организованных петербургским фондом «Музыкальный Олимп» (суть проекта - выступление веду щих симфонических оркестров мира в двух российских столицах60). Москва была включена в европейское турне Национального оркестра Франции, который испол нил здесь произведения Франка, Равеля, а также Второй концерт С. Прокофьева61. Также в начале XXI в. в России выступил один их самых престижных классических оркестров Франции - оркестр Елисейских полей под руководством его создателя, известного бельгийского дирижера Филиппа Херревеге. Первый концерт в России за всю историю этого коллектива, созданного в 1991 г., состоялся 21 мая 2003 г. в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Звезды Белых ночей» и француз ской программы празднования 300-летия города на Неве. Выступление прошло в Смольном соборе, где были исполнены Пятая и Седьмая симфонии Бетховена - ор кестр Елисейских полей был создан специально для исполнения музыки первой половины XIX в.62 Несмотря на то, что первое выступление французского коллек тива было омрачено неподходящими акустическими характеристиками зала Смольного собора (звук отражался от стен, образуя многократное эхо), Ф. Херревеге остался полон решимости вновь приехать в Россию со своим музы кальным коллективом.