Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Традиция как основа литературы 25-70
1.1. Развитие общественно-политической мысли горских народов и литература 25-54
1.2. Трансформация общественных институтов и художественное мышление 54-70
Глава II. Новый этап преемственности традиций русской литературы и начало расцвета литератур Северного Кавказа 71-119
2.1. Влияние русской поэзии 1920-1930-х гг. на развитие северокавказской литературы 71-82
2.2. Обогащение поэзии кабардинцев и балкарцев новой эстетикой и поэтикой 82-119
Глава III. Творчество А. Кешокова и К. Кулиева как модель эстетической интеграции 120-162 «'
3.1. Художественно-эстетические традиции национального фольклора и эволюция поэтики А. Кешокова и К. Кулиева 120-142
3.2. Совершенствование форм кабардинской и балкарской поэзии в русле общероссийских традиций 142-162
Заключение 163-169
Библиография 170-190
- Развитие общественно-политической мысли горских народов и литература
- Трансформация общественных институтов и художественное мышление
- Влияние русской поэзии 1920-1930-х гг. на развитие северокавказской литературы
- Художественно-эстетические традиции национального фольклора и эволюция поэтики А. Кешокова и К. Кулиева
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется общим состоянием
северокавказской литературоведческой науки, в которой отражаются все
сложные и противоречивые процессы современной России, связанные с ве
ликой переоценкой ценностей и изменениями формационного характера. На
крутых поворотах истории общественное сознание и связанные с ним гума
нитарные науки по понятным причинам обращаются к знаковым персонали
ям и ретроспективным проблемам. Познание их помогает определить ценно
стные ориентиры, глубже понять волнующие вопросы настоящего и предви
деть модели развития в будущем тех или иных процессов. Поэтому не слу
чайно в последнее время заметно усилился интерес ученых к исследованию
творчества писателей и поэтов, которые были лучшими сынами народа и его
своеобразным колоколом «во дни торжеств и бед народных». Именно такими
знаковыми фигурами для литературной Кабардино-Балкарии являются Алим
Пшемахович Кешоков (1914-2001) и Кайсын Шуваевич Кулиев (1917-1985).
Они были и остаются не только нравственными ориентирами, но и поучи
тельными примерами становления и развития творческой личности. і
В то же время, изучение основных тенденций развития и функционирования литератур народов Северного Кавказа невозможно вне анализа творчества наиболее ярких их представителей, таких как поэты А.А.Шогенцуков, К.Отаров, А.Кешоков, К.Кулиев, Дж.Яндиев, М.Мамакаев, Р.Гамзатов, Д.Кугультинов и другие. Осмысление их поэзии представляется задачей, решение которой может привести к пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения национального сознания, выявления специфических особенностей его развития.
Талант и мастерство А.Кешокова и К.Кулиева позволили им оказать заметное влияние на развитие литературного процесса не только Северного Кавказа, но и России в целом. В их произведениях национальный читатель
впервые столкнулся с гармоничным сочетанием исконно национальной символики и советской тематики, когда привычные образы фольклорного происхождения, потеряв свою конкретику, стали выражать обобщенный смысл новой идеологии и сверхзадачу нового общественного строя.
В сложные, противоречивые и трагические периоды в истории страны А. Кешоков и К. Кулиев всегда оставались со своим народом. И в жизни, и в творчестве они черпали силы, припадая к истокам национального фольклора, народной мудрости, как Антей к Земле. Изучение этой сыновней связи двух выдающихся поэтов с родным фольклором актуально не только определением животворящего источника, но выявлением силы его влияния на их творческое развитие. Ибо, как верно отметил З.Толгуров, «для подлинного художника национальное - это то единичное, конкретное, через художественное воплощение которого он поднимается до решения общечеловеческих проблем. Художник, оторванный от национальной почвы, обречен на бескрылое сочинительство» [152:242]. Не менее актуальна проблема выявления преемственности и продолжения ими художественных традиций своих национальных предшественников и русских писателей и поэтов, которых они считали своими учителями. Представляет несомненный научный интерес-проблема взаимосвязи художественного мышления и новой поэтики А.Кешокова и К.Кулиева. Решение обозначенных актуальных проблем исследования дается в контексте и неразрывной связи творчества кабардинского и балкарского поэтов с литературным процессом национального, регионального и общероссийского уровня.
Состояние духовной культуры народов, относящихся к категории малочисленных, всегда было объектом внимания широкого круга ученых и политиков. Причины этого интереса связано с явлением, получившим название «рост национального самосознания». За внешне благоприятными оценками явления, как правило, скрывалась тревога за целостность государства, а зачастую - нежелание признать сам факт существования самосознания в его
национальных проявлениях.
Осмысление некоторых общетеоретических проблем литературоведения невозможно без знания философии. Изучение наследия отечественной философской и общественной мысли в этом аспекте имеет особое значение. С национальными культурно-историческими традициями тесно смыкаются вопросы самого различного характера, в том числе поведенческая ориентация национальных элит современного российского общества, а также моменты национального бытия народов и государства.
Провозглашенная в середине 1980-х перестройка привела советское общество к структурному кризису. В первой половине 1990-х годов выход был найден: возвращение России к рыночным отношениям, прерванным Октябрьской революцией 1917 г. Его предложили правые силы, победившие в общественно-политической борьбе, охватившей столицу и национальные республики различных уровней, как автономного, так и союзного значения. Распад Советского Союза, переход экономики России на капиталистические рельсы, смена идеологических ориентиров и другие сопутствующие форма-ционным изменениям факторы болезненно сказалось на общем состоянии российского общества. Системный кризис затронул все сферы человеческой деятельности, его материальную и духовную культуру. Особенно ощутимы негативные последствия в области национальной культуры, психологии, языка, литературы, образования и т.д. Трудности перехода на рыночные отношения в области экономии сказываются и на системы художественных воззрений народов России, в том числе народов Кабардино-Балкарской Республики. Продолжает падать реальный статус национально значимых элементов культуры, сокращается как число активно действующих авторов, так и число потенциальных читателей. В целом отмечается неустойчивость институтов национальной культуры, на сегодняшний день являющихся основой всей традиционно сложившейся системы самоидентификации, как отдельной личности, нации, так и населения России в целом.
Во многих регионах Российской Федерации наблюдается явления кризисного характера, одним из проявлений которых можно считать деградацию литературных языков новописьменных народов, переход их на чисто бытовой уровень, общее падение качества художественных произведений, попытка ряда авторов уйти от философско-эстетических основ национальных литератур. Эти и другие негативные явления, связанные с системным кризисом страны, вполне понятны и закономерны. Они должны быть преодолены по мере строительства и укрепления новой России.
Рыночная экономика изменила отношение национального сознания к процессу художественно-эстетического освоения новых реалий жизни. Однако как позитивный факт следует отметить то, что при явных изменениях экономических, социальных, ментальных и прочих жизненно важных секторов национального бытия, общепринятая концепция взаимоотношений национальных культур в Российской Федерации не претерпела особо заметных изменений. Доминирующей в культурном пространстве страны остается русская литература. Хотя центр тяжести общей активности культурной жизни перемещается на периферию. Поэтому перед исследователем современных литературных процессов встает триединая задача: с одной стороны, осветить ученический период национальной литературы, с другой - определить ее художественные живительные истоки. Но главным является третья сторона, требующая показать становление и развитие оригинальной литературы, имеющей национально-культурные достоинства во всех своих формах и проявлениях, и раскрыть степень ее влияния на формирование общероссийских традиций в северокавказском регионе.
Нам представляется, что в связи с такой постановкой вопроса тема нашего диссертационного исследования приобретает особую актуальность, ибо позволяет изучить не только феномены прошлого, но и провести определенные аналогии с настоящим и выявить перспективы движения национальных литератур.
Для того чтобы изучить историю становления и функционирования литератур новописьменных народов Северного Кавказа во второй половине XIX - первой половине XX вв., необходимо проанализировать творчество наиболее ярких и крупных их представителей. В истории кабардинской литературы таковыми являются Б.Пачев, А.А.Шогенцуков и А.Кешоков, а в истории балкарской поэзии - К.Мечиев, К.Кулиев и К.Отаров. Изучение творчества ведущих кабардинских и балкарских поэтов поможет более глубокому пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения национального сознания. Это, в свою очередь, даст возможность выявить духовные ресурсы и основные направления национально-культурного мышления в кабардинской и балкарской литературе, которая нуждается в программе государственной поддержки, что остается весьма актуальной проблемой в последнее время.
История становления и эволюции кабардинской и балкарской поэзии была отмечена несколькими характерными чертами. Если в дореволюционный период она ориентировалась преимущественно на традиции восточной поэзии, то после - преобладала русская поэтическая школа. В 1920-1930-е годы наиболее существенным было влияние новаторских течений русской революционной поэзии с ее идеологической и социальной доминантой. Но определяющей чертой новописьменных национальных литератур оставалась верность фольклорным традициям, ориентация на классическое наследие как собственных, так и русских художников слова.
Национальная поэзия долгое время находились в определенном эстетическом противоречии с проблемами и тематикой поэзии советского периода. Одна из главных причин этого заключалось в том, что новая национальная поэзия обращалась к двум художественным истокам: к национальному фольклору и творчеству дореволюционных авторов. Между тем, новая действительность требовала от литературы скорейшей адаптации и более или менее объективного отражения ведущих тенденций в общественно-
политической жизни страны. Поэтому довольно продолжительное время в стихах кабардинских и балкарских авторов соседствовали образы, которые никак не гармонировали друг с другом. Одни из них пытались приспособиться к миру нового, заидеологизированного общества, другие - возвращались к фольклорным истокам или оставались у начал национальной поэтической традиции.
Дело осложнялось и общественно-политической ситуацией, как в рг-гионах, так и в стране, и очень непростым морально-психологическим климатом в различных коллективах и обществе в целом. К концу 1930-х годов, в период непрекращающихся политических репрессий, подавляющее большинство стихов кабардинских и балкарских поэтов имело сугубо лирическое содержание. Они мало отличались по своему характеру: в одних отсутствовали признаки времени, в других стихотворениях авторы пытались - по большей части безуспешно - соединить в гармоническое целое консервативные национальные схемы описания мира чувств с новаторским по форме и содержанию мировосприятием. Осмысление новых понятий и предметов требовало радикального обновления художественного взгляда на мир.
В этой ситуации стихи актуального содержания если и несли в себе признаки художественного, обобщенного осмысления действительности, то, как правило, образы их строились на основе тех понятий, которые относились к политическим реалиям нового времени - «партия», «новое время», «социализм», «коммунизм» и т.д.
Национальная поэзия нуждалась в новой концепции на окружающую действительность. Необходимо было привести интернациональное, идущее от русской поэзии, содержание северокавказского стиха в гармонию с его национальной формой, нуждавшейся в обновлении, но так, чтобы сохранить его традиционный, специфический характер. Это требовало серьезного реформаторского переосмысления как новых традиций русской поэтической школы, от которой было усвоена в первую очередь идеологическая тенден-
ция, так и национального стиха, страдавшего малой разработанностью самого образного строя, не приспособленного к выражению сложных перипетий нового времени.
А. Кешоков, К.Кулиев, К.Отаров, Дж.Яндиев оказались именно теми авторами, талант которых позволил им произвести эту реформу. Суть ее заключалась в том, что в их произведениях национальный читатель впервые столкнулся с гармоничным сочетанием исконно национальной символики и советской тематики, когда привычные образы фольклорного происхождения, потеряв свою конкретику, стали выражать обобщенный смысл новой идеологии строительства социалистического общества.
В связи с этим следует отметить, что кабардинская и балкарская поэзия в довоенный период развивалась вполне успешно. Наблюдалось сочетание национальной символики, национальных атрибутов с явлениями-знаками нового времени. Таким образом, А.А.Шогенцуков и А.Кешоков, с одной стороны, а с другой - К.Кулиев и К.Отаров уже тогда, в 1930-1940-е годы, заложили основы своего индивидуального стиля.
В дальнейшем своем развитии А. Кешоков и К.Кулиев постепенно избавлялись от диктата идеологии. Они на высоком философском уровне, владея в совершенстве диалектикой, стали осмыслять те проблемы, к которым они обращались в своем богатом по форме и содержанию творчестве. Их поэтический язык стал более лаконичным и отточенным. Но их главное достижение кроется в другом направлении - в удачной попытке интеграции образных рядов, относившихся не только к различным поэтическим школам, но и к различным национальным и культурным традициям. Именно это и привело к формированию школ кабардинской и балкарской поэзии, что является несомненной заслугой их художественного таланта.
Проблема изучения творчества А. Кешокова и К.Кулиева имеет многостороннюю актуальность. Северный Кавказ является, с одной стороны, многонациональным регионом, где соседствуют различные культуры, традиции.
обычаи, и поэтому любая национальная литература имеет целый набор специфических черт. С другой стороны, культура и ментальность народов Северного Кавказа имеют во многом схожие черты. Интерес к проблемам функционирования национальных литератур в Кабардино-Балкарии закономерно обращает нас к творчеству кабардинских (А.А.Шогенцуков и А.Кешоков) и балкарских (К.Кулиев и К.Отаров) поэтов. Более того, сама концептуальная идея роста национального самосознания вообще и культурного развития в частности немыслима без изучения и вне деятельности личностей подобного масштаба. Отметим, что А.Кешоков и К.Кулиев были признанными лидерами, которые не только шагали вровень с развитием литературных, философско-эстетических и нравственно-этических традиций кабардинского и балкарского народов, но и определяли динамику этого движения и его направление.
Мы полагаем, что при изучении объективных и субъективных факторов влияния на формирование и развитие новой поэтики северокавказских литератур, в том числе народов Кабардино-Балкарии, необходимы классические примеры для иллюстрации исследовательской мысли. Поэтому обращение к творчеству классиков кабардинской и балкарской литературы, в первую очередь А.Кешокову и К.Кулиеву, вполне понятно и закономерно. Их литературная деятельность, отражавшая общее и особенное в литературном процессе страны, является своеобразной творческой моделью, изучение которой дает возможность выявить точки межнационального духовного взаимодействия как ориентира для полноценного развития российского общества. Это, несомненно, является одной из актуальных тем научного поиска, особенно в условиях сегодняшней социальной, экономической и культурной ситуации Российской Федерации.
Цели и задачи исследования. Главной целью диссертационной работы является изучение формирования и развития поэтики в литературах народов Северного Кавказа, выявление ее философско-эстетического своеобразия
11 и генетической связи с художественными традициями национального фольклора и литературы, акцентируя при этом внимание на творчестве двух выдающихся поэтов Кабардино-Балкарии - А.Кешокова и К.Кулиева. Относительная локализация темы по географическому признаку обусловлена не столько субъективными, сколько объективными причинами. Заявленная тема без ее локализации слишком глобальна и широка, на наш взгляд, для рамок кандидатского исследования.
Сформулированная цель определила конкретные задачи исследования:
показать объективные реальности формирования и развития литературы на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв.;
определить художественные традиции родоначальников национальной литературы и их философско-эстетический опыт (Б.Пачев, К.Мечиев, А.Шогенцуков);
выявить роль и значение национального фольклора в становлении v эволюции художественно-эстетического мышления поэтов старшего поколения и их преемников (А.Кешокова, К.Кулиева);
изучить влияние русской классической поэзии и литературы 1920-1930-х гг. на развитие литературы народов Северного Кавказа;
отметить значение производственно-практической деятельности человека для развития поэзии и художественно-эстетического сознания;
раскрыть истоки и своеобразие поэтики кабардинской и балкарской поэзии в первой половине XX в.;
проследить влияние национального фольклора на развитие поэтики и философско-эстетических взглядов А.Кешокова и К.Кулиева в послевоенный период их творчества;
- систематизировать основные формы их символики и образных сис
тем;
- подчеркнуть оригинальное философско-эстетическое восприятие
диалектики природы и общества как на один из важнейших компонентов творчества А. Кешокова и К.Кулиева;
указать на особенности эволюции художественных воззрений А.Кешокова и К.Кулиева.
проанализировать общее и особенное в развитии традиций отечественной поэзии на республиканском, региональном и общероссийском уровне;
осветить составляющие компоненты новой поэтики и поэтического творчества А.Кешокова и К.Кулиева в последние десятилетия их жизни;
оценить их влияние на эволюцию художественно-эстетических представлений и решений глобальных проблем современности;
- уточнить роль и место творчества А.Кешокова и К.Кулиева в поэзии
кабардинского и балкарского народов;
- дать оценку вклада А.Кешокова и К.Кулиева в развитие национально
го и общероссийского литературного процесса.
Научная новизна диссертационного исследования. К изучению поэзии народов Северного Кавказа обращались многие литературоведы, пишущие как о литературах народов России (С. Алиева, К. Султанов, Г. Ломидзе, В. Дементьев, Ст. Рассадин и др.), так и непосредственно об адыгской и карачаево-балкарской литературах (Н.Байрамукова, Л.Бекизова, Т.Биттирова. А.Гутов, Х.Кажаров, З.Кучукова, А.Мусукаева, З.Налоев, М.Сокуров, З.Толгуров, Ю.Тхагазитов, Ф.Урусбиева, А.Хакуашев, К.Шаззо, Т.Эфендиева и др.). Особо следует отметить, что в последние годы интерес к творчеству А.Кешокова и К.Кулиева возрастает, свидетельством чему являются новейшие диссертационные исследования молодых ученых (В.Бжаумыховой, Н.Моловцовой, Л.Хежевой и др.). Таким образом, можно считать, что поэзия кабардинского и балкарского народов изучена достаточно глубоко и многосторонне, определены место и роль А.Кешокова и К.Кулиева в истории литературы республики, региона, страны. Однако необходимо отметить, что
тема нашего диссертационного исследования не была до сих пор предметом специального научного анализа.
Научная новизна данной работы кроется в предпринимаемой впервые попытке показать особенности художественно-эстетического становления и развития национальных литератур во взаимосвязи и взаимодействии с объективными реальностями и литературным процессом во времени и пространстве. При этом особое внимание уделяется роли и влиянию традиций устного народного творчества и русской литературы в формировании и развитии поэтики северокавказских авторов, в первую очередь таких мастеров художественного слова, как А.Кешоков и К.Кулиев.
Кроме того, научная новизна диссертационного исследования определяется стремлением выявить инокультурную составляющую как одного из важнейших компонентов творчества названных поэтов. Впервые делается попытка объяснить национальную поэтику и ее специфику производственно-практической деятельностью народов Северного Кавказа. В диссертации обстоятельно рассматриваются проблемы формирования в поэзии общественных традиций, обусловленных изменившимися социальными отношениями, осмысления темы «мир и человек» а также других глобальных вопросов, волнующих современного читателя.
Основные результаты научного исследования и их новизна заключаются в следующем:
Определены некоторые аспекты парадигмы национального стиля, реально присутствующие на сегодняшний день в общественном сознании.
Выяснены основные моменты специфичности развития художественного сознания кабардинского и балкарского народов.
Выявлены основные принципы взаимодействия фольклорного, инонационального и авторского начал в период интенсивного развития литератур Северного Кавказа.
Проведен анализ образной системы поэзии А.Кешокова и К.Кулиева
и других поэтов, рассматриваемой как результат совокупного воздействия на их творчество национально-культурных и социально-политических факторов.
Предметом исследования является поэзия народов Северного Кавказа, развитие которой показано через становление и эволюцию художественного мастерства А.Кешокова и К.Кулиева. В целях осмысления категорий общего и особенного в формировании литературного пространства привлекаются имена видных поэтов Северного Кавказа и России.
Основным объектом изучения является непосредственно поэтическое творчество К.Кулиева и А.Кешокова, их образные комплексы и устойчивая символика, поэтапное обогащение и совершенствование авторской поэзии в единстве с северокавказской и русской поэзией.
Степень научной разработанности проблемы.
В ряду ученых, изучавших традиции устного народного творчества, егс влияние на становление и развитие национальной литературы, исследовавших творчество кабардинских и балкарских поэтов и писателей, нельзя не назвать целый ряд имен литературоведов из Москвы и Кавказа. Несомненно, большой вклад в изучение жизни и творчества А.Кешокова и К.Кулиев вне-'--сен В.Гоффеншефером, В.Дементьевым и С.Рассадиным, Н.Джусойты, Л.Мкрчян. Практически все ученые, занимавшиеся проблемами северокавказских литератур, обращались к творчеству этих двух ярчайших поэтов. Среди крупных исследований выделяется монография М.Сокурова «Лирика Алима Кешокова» (Нальчик, 1969). Она до сих пор продолжает оставаться наиболее полным исследованием творчества кабардинского поэта во всех его компонентах - формальных, образных, идеологических, эстетических. Ценный вклад в изучение творчества К.Кулиева внесла Н.Байрамукова своей книгой «Кайсын Кулиев» (М., 1975). Особо следует отметить монографические работы З.Толгурова, посвященные становлению и развитию литературной деятельности балкарских поэтов, в первую очередь его фундаменталь-
ный труд «Движение балкарской поэзии» (М., 1984). Нельзя обойти вниманием исследования признанных знатоков северокавказских литератур, таких как Н.Байрамукова, Л.Бекизова, А.Хакуашев, А.Мусукаева, К.Султанов, А.Гутов, 3.Налоев, Ю.Тхагазитов, К.Шаззо, З.Толгуров, Х.Кажаров, Ф.Урусбиева, Т.Эфендиева и многие другие. Все они в своих исследованиях освещали эволюцию северокавказской поэзии, уделяя большое внимание творчеству ведущих поэтов Кабардино-Балкарии. Ученые касались либо конкретных особенностей их поэтики, либо концептуальных положений эстетики и художественного мышления, задействованного в контексте кабардинской и балкарской литератур.
В целом, можно констатировать, что поэзия А.А.Шогенцукова и А.Кешокова, К.Кулиева и К.Отарова изучена достаточно многосторонне.
В то же время, необходимо отметить, что хотя работы современных кавказских ученых практически заполнили «белые пятна» в истории северокавказского литературного процесса, актуализировалась проблема нового подхода к исследованию взаимоотношений фольклорных, инокультурных и собственно литературных составляющих творчества.
Более того, в изучении северокавказской поэзии вообще и творчества К.Кулиева и А.Кешокова в частности немало спорных и нерешенных проблем. Многие вопросы, связанные с формированием общероссийских традиций, осмыслением таких многоплановых тем, как «мир и человек», «человек и природа», «общественное сознание и поэтика», «традиция и новаторство», «поэт и время» и др., все еще не получили должного освещения в работах северокавказских литературоведов.
Научно-методологической основой диссертации являются общепринятые идеи о социальной детерминированности художественных эволюционных движений, о влиянии фольклорных традиций на развитие литературы, о диалектике преемственности в поэзии и воздействии новых социально-политических ориентиров общества на творческую личность. В ходе реше-
16 ния поставленных целей и задач нами применялись общенаучные методы -диалектический, конкретно-исторический, социологический, структурно -функциональный, системный, ситуационный, сравнительный и другие.
При исследовании главное внимание уделялось на теоретические положения трудов В.Белинского, М.Бахтина, Ю.Барабаша, Г.Ломидзе, М.Храпченко и других известных литературных критиков и крупных исследователей.
В диссертации активно использованы работы северокавказских ученых Г.Гамзатова, Н.Джусойты, С.Башиевой Л.Бекизовой, А.Мусукаевой, З.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Гутова, М.Сокурова, Т.Эфендиевой и др. Среди них выделяются сопряженностью с нашей проблематикой монографии З.Толгурова и Н.Байрамуковой, посвященные движению балкарской поэзии и творчеству К.Кулиева, а также научные исследования Ю.Тхагазитова, и М.Сокурова о развитии кабардинской литературы и лирики А.Кешокова. Нельзя не указать в этом ряду монографию, докторскую диссертацию Е.Жабоевой-Тетуевой (Нальчик, 2005), где исследованы на примере балкарской поэзии проблемы диалектики преемственности в северокавказской поэзии. Особо следует отметить многотомный коллективный труд? Т.Эфендиевой, С.Эфендиева, Ф.Эфендиева, в котором освещены самые различные аспекты жизни и творческой деятельности К.Кулиева.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в дальнейшем углублении и обновлении понимания связи фольклорных традиций с художественно-эстетическим сознанием творческой личности вообще и северокавказских мастеров слова (А.Кешокова и К.Кулиева) в частности.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного в ней анализа северокавказского поэтического процесса и творчества двух его виднейших представителей будут способствовать более обстоятельному, научному пониманию роли традиций в становлении и развитии поэзии, а также особенностей формирования единого литературного
пространства России. Практическая значимость исследования видится в возможности использования его выводов при систематизации основных направлений современной словесной культуры кабардинского и балкарского народов, в преподавательской деятельности, как на уровне общеобразовательной школы, так и в ВУЗе.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась (ноябрь 2006 г.) на расширенном заседании отделов балкарской и кабардинской литератур Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, а также на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова и рекомендована к защите.
Результаты исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций:
- Интегративная символика в поэзии Кайсына Кулиева // Филологи
ческие науки. - М., 2006. № 1. С. 64-72;
Развитие цветовой символики в поэзии Алима Кешокова // Утренняя заря: молодежный литературоведческий альманах. - М.: МГОУ, 2006. С. 22-31;
Сквозные концепты в балкарской лирике // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. - Нальчик, 2005. №12. С. 159-165;
Эволюция цветовых представлений в творчестве Алима Кешокова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - Нальчик, 2006. № I.e. 147-152.
Структура диссертации определена проблематикой исследования, егс целями и задачами и состоит из введения, трех глав (в каждой, по два параграфа), заключения, библиографии.
Содержание работы:
Во Введении дается обоснование актуальности темы, определяются
цели и задачи, а также научно-методологическая основа исследования, характеризуется научная новизна и степень разработанности темы, отмечается теоретическая значимость и практическая ценность проделанной работы.
Первая глава - «Традиция как основа эволюции литературы» -включает в себя два параграфа. В первом параграфе «Развитие общественно-политической мысли горских народов и литература» рассматриваются проблемы влияния национального фольклора и объективной реальности на развитие общественного сознания и литературы, раскрывается их взаимосвязь.
Общественно-политическая мысль, достигнув определенного интеллектуального уровня, создает понятные для народа героические образы и высокие художественные обобщения. Для передовой общественно-политической мысли, как и для фольклорных героев, характерны: стремление к борьбе со злом, любовь к униженным и оскорбленным, готовность погибнуть за правое дело.
XIX век - как эпоха торжества рыночных отношений - выдвинул идеал человека инициативного, предприимчивого, способного отстаивать свои интересы, вступая в конкуренцию со всеми теми, кто на его пути.
Сказанное можно отнести к народам всего Северного Кавказа. При этом наблюдается синхронность в выступлениях «первой плеяды» деятелей северокавказской культуры - родоначальников разных национальных литератур или зональных литературных систем. Достаточно назвать среди замечательных поэтов второй половины XIX века имена осетина К.Хетагурова, балкарца К.Мечиева, кабардинца Б.Пачева, абазанца А.-Т. Кешева, карачаевца И.Крымшамхалова, кумыка И.Казака, аварца Г.Цадасы, лезгина С.Стальского. Традиции этих и других художников слова, причастных к литературной славе XIX века, вместе с традициями устного народного творчества и определили дальнейшее развитие литератур народов Северного Кавказа в XX веке.
Во втором параграфе «Трансформация общественных институтов и ху-
дожественное мышление» освещаются процессы формирования нового мировоззрения под воздействием изменившихся социально-экономических и общественно-политических реалий, рассматриваются результаты развития духовной культуры народов Северного Кавказа.
Политическая и этическая грани общественного сознания надолго определили характер развития литератур народов Северного Кавказа. Политическая тенденциозность литературы оказалась трудно преодолимой. Среди многих причин можно отметить следующие: недостаточная развитость индивидуальных особенностей писателей, чему способствовали довольно жесткие условия построения социализма в отдельно взятой стране; необходимость утверждать ростки нового в постоянной борьбе с пережитками прошлого, оглядываясь на идеологические установки партийно-государственного аппарата; болезненные и трагические ощущения, имевшие неоднозначный характер, особенно в периоды сталинских репрессий и в переломные этапы отечественной истории (коллективизация 30-х годов, предвоенные, военные и послевоенные годы). Несмотря на это северокавказская литература, оставаясь идеологически и политически ангажированной, достигла впечатляющих успехов.
Вторая глава - «Новый этап преемственности традиций русской литературы и начало расцвета литератур Северного Кавказа» - посвящена исследованию двух проблем: влиянию русской поэзии 1920-1930-х гг. на развитие северокавказской литературы и обогащению кабардинской и балкарской поэзии новыми эстетическими концепциями и оригинальной поэтикой. Каждой из указанных проблем посвящен отдельный параграф.
Влияние различных направлений русской общественно-политической и художественно-эстетической мысли на деятелей национальной культуры было не равнозначно. В широком спектре российского влияния доминировала гуманистическая, рационалистическая, демократическая мысль, получили широкое распространение идеи свободы, равенства и братства. Можно ска-
зать, что традиции русского просветительства имели глобальное, определяющее воздействие на развитие литературы народов Северного Кавказа, начиная со второй половины XIX в. вплоть до начала 1960-х годов.
Воодушевленные победоносной Октябрьской революцией, открывшей новую эпоху в истории страны, представители «второй плеяды» деятелей северокавказской культуры, ориентируясь на новаторство московских и ленинградских поэтов, пытались открыть неизведанные пути художественного творчества, не замечая определенного подражательства и чрезмерной политизированности своих произведений. В творчестве второго поколения художников слова наблюдалось переплетение различных традиций и тенденций. Однако в их философско-эстетических воззрениях доминировали просветительские идеи, получившие своеобразное преломление во времени и пространстве. К известным представителям «второй плеяды» относятся балкарские (А.Будаев, Б.Гуртуев, Ж.Залиханов, К.Кулиев, К.Отаров, С.Шахмурзаев), кабардинские (А.Кешоков, Х.Теунов, Б.Куашев, А.Шомахов, А.Шортанов), карачаевские, черкесские, ногайские, осетинские, ингушские, чеченские и дагестанские писатели и поэты.
В 1930-х годах ориентация северокавказских художников слова на опыт А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, В.Маяковского. Д.Бедного, С.Есенина была самой широкой. Но только отдельные авторы, такие как А.Кешоков, К.Кулиев, К.Отаров, сумели подняться выше прямого подражательства и достичь значительных творческих успехов, создав оригинальные по замыслу и воплощению поэтические произведения национального характера и общероссийского масштаба.
В годы Великой Отечественной войны процесс формирования стиля шел за счет напряженных поисков новых поэтических форм для выражения чувства гражданственности, патриотизма, героизма защитника Отечества, высоких порывов его души. Поэты с разных сторон и по-своему показывали небывалую ранее активность масс, рост сознательности, интернациональной
сплоченности советских людей. Душой и плотью литературы военных лет становится народ, предстающий в живых, конкретно-индивидуализированных образах и в конкретных поступках. В творчестве К.Кулиева, А.Кешокова, К.Отарова, Д.Кугультинова, как и во всей русской советской поэзии, намечается тенденция к синтезу лирических и эпических начал, что способствовало созданию галереи характеров, конкретных и обобщенных, открывало возможности для художественного воплощения героя в единстве тех главных его качеств, которые ярко проявились в годы войны.
Мастерство А.Кешокова и К.Кулиева в произведениях 1960-1980-х годов достигает такого совершенства, что они пробуждают в читателе сознательное, активное восприятие мира в противовес инерции механического течения жизни, воспитывают подлинный вкус к ней.
Третья глава - «Творчество А.Кешокова и К.Кулиева как модель эстетической интеграции» - посвящена анализу процесса возвращения поэтов к национальному фольклору как неиссякаемому источнику, питающему их поэтику и художественно-эстетические концепции, а также рассмотрению форм философско-эстетического восприятия глобальных проблем человечества в русле общероссийских литературных традиций.
В первом параграфе устанавливается неразрывная связь национального фольклора и поэтики А. Кешокова и К. Кулиева.
Творчество А.Кешокова и К.Кулиева сыграло определяющую роль в эволюции кабардинской и балкарской поэзии. Более того, они вместе с Р.Гамзатовым и Д.Кугультиновым стали высочайшими вершинами, мудрыми учителями и добрыми наставниками быстро растущей литературы всего Северного Кавказа. Они проделали большой творческий путь, заложив основы для развития и расцвета национального поэтического стиля и новой поэтики. Их смело можно назвать классиками северокавказских литератур.
Говоря о традициях устного народного творчества в поэзии
А.Кешокова, как основное следует выделить, что многие его произведения особенно крупного жанра, приняли форму древних нартских мотивов.
По мере движения К. Кулиева к высотам искусства связь с фольклором приобретала все большую силу и действенность. Об этом свидетельствуют такие его книги, как «Раненый камень», «Мир дому твоему», «Кизиловый отсвет» и ряд поэм, принесшие поэту широкую известность.
А.Кешокову принадлежит особая роль в разработке проблем национального характера в кабардинской литературе. Именно его стихи вывели нг широкую художественную арену полнокровные привлекательные образы горцев новой эпохи.
Несмотря на партийно-идеологический пресс, талант К.Кулиева и А.Кешокова, тем не менее, позволил им остаться в рамках высокохудожественного восприятия и правдивого отражения мира. В сознании читателя имена двух поэтов прочно ассоциируются с великой поэзией, которая выражает мысли и чувства человека на том эстетическом уровне, который могут себе позволить лишь большие художники.
Во втором параграфе прослеживается процесс осмысления и отражения кабардинской и балкарской поэзией общегуманистических проблем в рамках российских литературно-художественных традиций.
В истории русской литературы одной из ведущих тем была тема всеобщей связи вещей, чувство неотделимости, слитности своей судьбы с судьбой народа и всей Земли. Она объединяла выдающихся поэтов и писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, Л.Толстого, И.Тургенева, Ф.Достоевского, А.Чехова, А.Блока и многих других.
В конце XIX и начале XX веков к теме человека и его окружения, человека и мира обратились ведущие поэты Северного Кавказа: балкарец К.Мечиев, кабардинец Б.Пачев, карачаевец И.Семенов, осетин К.Хетагуров и другие.
В начале XX века русские советские писатели и поэты (М.Горький,
В.Маяковский, В.Брюсов, С.Есенин), а также представители национальных литератур Северного Кавказа (С.Шахмурзаев, Али Шогенцуков, И.Каракетов и другие) обратились к теме, вновь приобретшей свою актуальность: человек и мир. Чувство морального долга человека, живущего мыслями, заботами о мире, сделавшего борьбу и беспокойство о судьбе земного шара нормой нравственности, является ключевым образом в последующей многонациональной поэзии России 1960-1980-х годов.
Историзм художественного мышления, широта и зрелость мировоззрения поэтов (К.Кулиев, А.Кешоков, Д.Кугультинов, Р.Гамзатов и др.) уходит в художественную концепцию человека, которая была свойственна российским литераторам XIX и XX веков.
Традиции такого миропонимания, утвердившиеся в творчестве поэтов старшего поколения, не ушли в прошлое. Напротив, чувство единения личного с общенародным, общечеловеческим было свойственно поэтам, пришедшим в литературу в 1960-х годах. Это чувство генетически вошло в плоть и кровь произведений Т.Зумакуловой, З.Тхагазитова, И.Бабаева, М.Мокаева, Б.Кагермазова, А.Бицуева, Х.Бештокова, С.Гуртуева, А.Созаева, Х.Тхазеплова. Этих талантливых поэтов можно отнести к «третьей плеяде» представителей северокавказской литературы. Все они, осознавая ответственность перед накопленным литературным опытом старшего поколения писателей и поэтов, умножают художественные традиции национальной литературы и развивают духовные интересы человека.
Таким образом, литературные традиции, поэтическая душа, поэтические образы и поэтика северокавказских мастеров слова продолжают жить и развиваться. Литературный процесс, набирая широкие силы, течет волнообразно: одна талантливая плеяда поэтов сменяется другой, каждая из которых традиционно возвращается по мере необходимости к своим вечным и незаменимым истокам - народному фольклору, родоначальникам национальных литератур, классикам русской, отечественной и региональной литературы.
В Заключении отражены выводы, логически вытекающие из содержания исследования, определены положения, выносимые на защиту, сформулирована итоговая оценка литературной деятельности А.Кешокова и К.Кулиева.
Библиография включает в себя список различного рода научных, популярных и художественных изданий, способствовавших решению поставленных целей и задач исследования и формированию авторской научной концепции.
Развитие общественно-политической мысли горских народов и литература
Художественное письменное слово, когда опирается и использует национальный фольклор с его традициями и героями, быстрее и легче достигает пытливого ума и сердца читателя. В своем объективном поступательном развитии оно, достигая интеллектуального и эмоционального накала, создает понятные для народа героические образы и высокие художественные обобщения. Северокавказские ученые А.Х.Мусукаева и Р.А.Шетова на локальное примере справедливо отмечают: «От фольклора, как единственной формы художественного сознания, кабардинский народ переходит к письменным формам литературного творчества» [113:12]. Соглашаясь с ними, мы считаем возможным экстраполировать их вывод на все народы Северного Кавказа. И это вполне правомерно: для художественной литературы фольклор является одним из богатых, живительных и вечных источников. Действующие лица письменной литературы, так или иначе, актуализируют героев фольклорных текстов, перекликаются с ними, совершают поступки, свойственные им. Говоря о путях формирования письменной национальной литературы, кабардинский литературовед и критик Ю.Тхагазитов пишет: «Художественные открытия, достижения и противоречия в самом литературном процессе, в творчестве отдельных писателей и художественных произведений определяются сложным политическим и культурным синтезом, лежащим в основе национально-художественного мышления, условно разветвляющегося на три основных уровня ориентации формирующейся молодой литературы: а) от фольклора к литературе, т.е. так называемый спонтанный путь развития национальной словесности. Два других уровня нужно рассматривать в рамках взаимодействия с развитыми литературами; б) адыгскими просветителями русской ориентации; в) адыгскими просветителями восточной ориентации» [160:40]. Эту основополагающую мысль Ю.Тхагазитова можно проецировать на литературы народов Северного Кавказа в целом, учитывая, что в Дагестане была более сильной восточная ориентация.
Признавая особую роль русской литературы в движении литератур Северного Кавказа, следует согласиться с тем, что традиции собственного национального мыслительного материала были более близки молодым авторам. Традиция - это категория развивающаяся, ее корень - в новаторстве. Развитие литературы возможно только в том случае, если появляется новаторство, способное приводить к новым традициям. Имея в виду это, следует сказать, что, например, нартский эпос, его поэтика связаны с понятием традиция.
Традиция - один из элементов преемственной связи между различными стадиями развития культуры, а в индивидуальном плане - одно из средств социализации [231:253]. Такое понимание ее сущности и функционального своеобразия необходимо для осмысления отдельных ее форм в их историческом прошлом и прогнозируемом будущем. Каждое явление, имевшее место в прошлом, может рассматриваться как традиция, то есть все прошлое - это потенциальная традиция.
Одна из самых распространенных точек зрения исследователей 1960-х годов состояла в том, что при изучении творчества таких мыслителей, как А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, В.Соловьев, Н.Бердяев, А.Хомяков и другие, необходим социологический подход, который может служить серьезным инструментом познания важнейших специфических сторон духовной жизни, ее особенностей и преемственных связей.
В работах 1960-1980-х годов сложилось понимание традиции как устойчивого, повторяющегося общего социального отношения или как совокупности норм и принципов общественных отношений. Традиция была представлена как объективная реальность общественной жизни, как один из законов социальной детерминации, но жесткие схемы идеологии, застылость самой жизни не позволяли увидеть мир традиций как пространство диалога и выбора, как способ утверждения подлинной, а не навязанной, идентичности общества и человека.
Исследования 1990-х годов показали, что традиция как социокультурный феномен возникает в результате духовной или практической деятельности. Она является объективно существующим механизмом трансляции социального опыта в различных его проявлениях, совокупностью культурного наследия прошлого. В традиции, как и во всех явлениях социальной жизни; имеет место историческая связь между новым и старым, идет непрерывный процесс преемственности.
Исследователи отмечают, что термин «культура» обозначает собственно феномен, а «традиция» - механизм ее формирования и функционирования. Традиция - это система связей настоящего с прошлым, передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. И наиболее полным арсеналом народной памяти, традиций, естественно, является нартский эпос.
Эстетика нартского эпоса, да и фольклора в целом, многослойна и определена, прежде всего, тем, что фольклор является исторически движущейся, развивающейся категорией, с выраженной печатью эволюции народного сознания, системы образов и понятий. Долгий путь движения устного народного творчества, в частности нартского эпоса, отмечен постепенным приобретением мифологическими образами осознанного художественного оформления отношений человека и природы.
Трансформация общественных институтов и художественное мышление
Условием развития, прогресса духовной деятельности новописьменных народов, как и других, всегда было производство и связанное с ним потребление. Это общеизвестная, хрестоматийная истина. Однако не менее известен и тот факт, что не все литературы народов России развивались равномерно, что литературы народов Северного Кавказа, Сибири, скажем, заметно отставали от литератур народов Прибалтики, Закавказья.
Легче всего объяснить такое положение.молодостью литератур, однако данный аргумент при всей своей существенности представляется недостаточным.
Акцентировать внимание на данной проблеме необходимо, во-первых, для того, чтобы еще раз подчеркнуть роль образа жизни в движении молодых литератур, а во-вторых, чтобы дать отпор любителям огульно приписывать малым народам некую «национальную бездуховность». В этой связи хотелось напомнить их часто употребляемый, но односторонний аргумент: периферийные литературы, якобы, вышли из небытия в 1920-х годах и вместе со старописьменными народами начали развиваться по пути единения. Помня только об этой стороне исторического преобразования, отдельные исследователи часто упускают из виду другой фактор, важный для понимания специфики и противоречивости движения литературы и искусства народов Северного Кавказа. Речь идет о тех исходных материально-производственных и духовных уровнях, которыми характеризовались разные народы в канун их вступления в полосу новой истории и которые сказывались на их познавательных возможностях.
Нетрудно, наверное, представить себе эти «уровни», если учесть хотя бы то, что северокавказские народы (и не только они!) были отброшены ходом исторического развития назад от науки и культуры, что они жили в основном в патриархальных аулах и селах, занимаясь скотоводством и земледелием. Иными словами, материальное производство, призванное творить сущностные силы горца, его сознание, мир эстетических чувств и эмоций, оставалось узко специфичным. Период же 1920-х годов послужил толчком для создания условий раскрытия «богатства человеческого существа». Однако начало новой практической деятельности не означает победы над старой специализацией и разделением труда. Более того, ещё долгие годы будут сосуществовать новая сущность предметно-материальной деятельности многих северокавказских народов с «родимыми пятнами» или остатками старого разделения труда. Причины тому - не только крайне низкие уровни многих форм хозяйственной деятельности, доставшиеся от прошлого, но и географическое положение, с одной стороны, а с другой - консерватизм быта и социальная структура этих народов.
Именно в силу географического положения и определяемой им однородной специализации труда ведущим производящим классом у северокавказских народов оставалось крестьянство, рабочий же класс - движущая сила социального и духовного расцвета - составлял незначительный процент в начале XX в.
«Ни в Кабарде, ни в Балкарии не было ни одного более или менее заметного очага промышленности, - пишут историки Р.Х.Гугов и У.А.Улигов. - По данным Всероссийской переписи, в 1920 г. в Кабардинском округе , сельское население составляло 96 процентов, а городское - только 4 процента (жители г. Нальчика); 72,9 процента трудоспособного населения занималось сельским хозяйством, 16 процентов - ремеслом; преобладающим общественно-экономическим укладом был мелкотоварный уклад. Отсутствие в области кадров промышленного пролетариата с его передовыми традициями : и опытом тяжело сказалось на всех сторонах жизни Кабарды и Балкарии» [50:93].
Аналогичная картина характерна для карачаевского, черкесского, ногайского и других народов Северного Кавказа. И только в конце 1920-х годов периферийные народы России, начав процесс ликвидации хозяйственной и культурной отсталости, встали на путь превращения страны в индустриальную державу. Однако при этом не следует забывать, что ещё недавно многие народы не могли и мечтать о столь ускоренном социально-экономическом развитии и интенсивной производственной деятельности раскрепощенной личности. К тому же даже самые интенсивные изменения в социальной структуре общества не тотчас приводят к желаемым результатам: формирование рабочего человека соответствующего психологического склада, широкого масштабного мышления, передовой системы взглядов - процесс долгий, на который уходят годы коллективного труда и развития производственных отношений. Горские народы активно переходили из одной графы социальной статистики в другую, становились рабочими фабрик, заводов, совхозов :: других крупных промышленных предприятий. Они творчески использовали богатство человеческой мысли, овладевали гуманитарными и техническими знаниями, что способствовало формированию научного мировоззрения. Ценой титанических усилий им удалось семимильными шагами пройти хребты социального и культурного прогресса, чтобы покорить сияющие вершины светлого будущего.
Влияние русской поэзии 1920-1930-х гг. на развитие северокавказской литературы
После окончания Кавказской войны (1817-1864 гг.) влияние передовой русской культы в регионе заметно возросло, «просветительские идеи среди образованных представителей народов Северного Кавказа оформились в программу их действии» [158:72].
Ориентация дальновидных лидеров национального возрождения на бурно развивающуюся могучую Россию, переживавшую благодаря буржуазным реформам экономический, общественный и культурный подъем, имела благотворные историко-культурные последствия. В этом немалая заслуга государственных, политических и общественных деятелей, боровшихся за процветание и сближение малочисленных и разноязычных горских народов, с одной стороны, между собой, а с другой - с великим русским народом, вооружившись мудрым и благородным лозунгом: «Навеки с Россией!»
Северный Кавказ в конце XIX - начале XX вв. переживал новый этап социально-экономического и общественно-политического развития. Сказывалось доминирующее влияние русской демократической культуры. Заметно усилилась тяга горцев к русской литературе, языку и культуре. «Передовые деятели горских народов Северного Кавказа X. Уруймагов (Осетия), И. Крымшамхалов (Карачай), Т. Эльдерханов (Чечня) и многие другие указывали на значение русской культуры и русского языка в прогрессивном развитии горцев, выступали за широкое распространение русской грамоты среди своих народов. Они также отмечали важную роль, которую должен был сыграть русский язык в экономическом и духовном развитии народов Северного Кавказа» [72:519].
В свое время З.С. Кедрина писала: «Поэты и писатели-просветители становились учителями и наставниками народов на пути их социального прогресса, просветительство зачастую было как бы подготовительной школой» [218:61]. Влияние различных направлений русской общественно-политической и художественно-эстетической мысли на деятелей национальной культуры было не равнозначно. В широком спектре российского влияния доминировала гуманистическая, рационалистическая, демократическая мысль, получили широкое распространение идеи свободы, равенства и братства. Можно сказать, что традиции русского просветительства имели глобальное, определяющее воздействие на развитие литературы народов Северного Кавказа, начиная со второй половины XIX в. вплоть до начала 1960-х ., годов.
Для художественного мышления развивающихся народов национальных окраин Российской империи, в том числе народов Северного Кавказа, было характерно конкретно - чувственное восприятие окружающей среды. Однако по мере проведения в регионе буржуазно-демократических реформ и ) оживления рыночных отношений наблюдался бурный рост национального самосознания северокавказцев, что, естественно, не могло не отразиться на их мировоззрении. Оно, теряя черты средневековой схоластики и феодальной культуры, приобретало качественно иные черты, свойственные культуре нового времени, а именно: гуманизм, антиклерикализм, рационализм, демократизм. Кроме того, для формирование нового мировоззрения имело немаловажное значение и возвращение к национальному фольклору, истокам мифологического сознания, богатому культурно-историческому наследию далекого прошлого. В истории и культуре народов Северного Кавказа наблюдался переходный период, который в свое время прошли европейские народы, который позднее был назван эпохой Возрождения (Ренессанса). В северокавказской литературе стал утверждаться пафос раскрепощенной творческой личности, вера в его безграничные возможности, его волю, гуманизм и разум. Все это позволяет нам утверждать, что национальная литература народов Северного Кавказа во второй половине XIX в. - начале XX в. пережила своеобразный период возрождения (ренессанса). Подтверждением этому может служить творчество таких замечательных поэтов, как балкарец К.Мечиев, кабардинец Б.Пачев, осетин К.Хетагуров, аварец Али-Гаджи из Инхо, абазинец А.-Т.Кешев, карачаевец И.Крымшамхалов, кумык И.Казак и др. Они представляли собой старшее поколение северокавказских литературных деятелей. Однако социально-экономическая и общественно-политическая жизнь в регионе и центральной России не стояла на месте, она бурно развивалась, что способствовало общей консолидации российских народов. Широкое распространение получили просветительские идеи, явившиеся толчком для развития культуры и образования в стране. В едином потоке русского Просвещения второй половины XIX в. наблюдались две тенденции: либерально-просветительская и радикально-демократическая. Они по-своему влияли на творческую активность региональных писателей, художников, публицистов и общественных деятелей. Передовая интеллигенция активизировала свою борьбу за установление нового общественного порядка, придавая большое значение распространению знаний, просвещению малограмотного народа. Основываясь на теории естественного права, представители различных течений российского просветительства критиковали феодально-крепостнические пережитки и стремились к воплощению своего общественного идеала, составляющее триединое торжество «царства разума», политических свобод и гражданского равенства.
Художественно-эстетические традиции национального фольклора и эволюция поэтики А. Кешокова и К. Кулиева
Творчество А.Кешокова и К.Кулиева сыграло определяющую роль в эволюции кабардинской и балкарской поэзии. Более того, они вместе с Р.Гамзатовым и Д.Кугультиновым стали высочайшими вершинами, мудрыми учителями и добрыми наставниками быстро растущей литературы всего Северного Кавказа. Они проделали большой творческий путь, заложив основы для развития и расцвета национального поэтического стиля и новой поэтики. Их смело можно назвать классиками северокавказских литератур.
Обозревая существовавшее до А.Кешокова и К.Кулиева модели национального поэтического мышления, следует отметить, что они были весьма разнообразны и достаточно многочисленны. Однако в подавляющем большинстве употребление выразительных средств различного происхождения -национального и инонационального - нередко приводило к образной дисгармонии, к чересполосице совмещенных, но нескоординированных образов. Подобных примеров множество, и все они связаны с неорганичностью взаимного проникновения советской и фольклорной поэтической традиции.
Фольклорный способ типизации А.Кешоков широко применял во многих произведениях.
В поэме «Тисовое дерево» народные пословицы и поговорки придают тексту произведения особый колорит и образность. Песня-плач Урзили написана в традициях поэтики старинных народных песен. Для А. Кешокова, как и для его собратьев по перу - Р. Гамзатова и К.Кулиева, обладавших высокой литературной культурой, - фольклор родного народа всегда был неисчерпае мым поэтическим арсеналом.
Творчество А.Кешокова раннего периода интересно тем, что в глубинных порядках ее образности были сглажены и адаптированы друг к другу многие концептуально-эстетические системы выразительного плана, которые, в совокупности своей, уже в военные и первые предвоенные годы начали сливаться в единое целое и дали нам то художественное явление, которое мы называем кабардинской поэзией. Не имея ни возможности, ни технических средств хотя бы в первом приближении проследить весь комплекс обработанных А. Кешоковым эстетических концептов, можно проанализировать эволюцию цветовых представлений, систему его колористической символики, которая в зрелом его творчестве играла большую роль.
Ранняя поэзия А.Кешокова являет нам практически ту же картину цветовых представлений, которая свойственна адыгскому фольклору..Как правило, для народных текстов обычным способом подачи цветовых ощущений была локализация их в каком-то определенном символическом поле, закрепленном традицией. Цвет может трактоваться предвестником или спутником вполне четких эмоций и пафосных оттенков, зачастую характеризуя тот или иной объект.
Примеров символического использования цвета в кабардинском фольклоре - множество, однако мы, в подавляющем большинстве случаев, сталкиваемся с монистической символикой, когда речь идет об однонаправленном, нерасчлененном цветовом восприятии объекта, сопровождающимся изолированной колористикой - один цвет не является характеризующим для другого, не противопоставляется ему на содержательных планах. Случаи исключений из этого правила достаточно редки, и на поверку исключениями являются лишь при беглом ознакомлении.
Нередко цветовые характеристики объектов воспринимаются как традиционные их признаки, данные в рамках давно сложившейся эмоциональной оценочной атрибутации. Фольклор не знает контекстуального, ситуатив
ного изменения значения цвета. Редчайшие случаи нерегламентированного употребления цвета являются осколками иной, чаще всего, более архаичной образной системы.
Именно подобный подход к цветовым представлениям характерен для раннего творчества А. Кешокова. Цвет для кабардинского поэта на первых этапах развития его художественного мышления был, прежде всего, вспомогательным средством при создании образов в границах общих построений. В большинстве случаев колористическая характеристика объекта имеет чисто визуальный характер: Моих висков коснулась седина, А ты морщинкам счет ведешь своим, А елочка, как прежде, зелена, Лишь подросла под небом голубым [196:92]. В этих и подобных случаях некая символизация цвета происходит лишь тогда, когда она сопрягается с поэтическим объектом, но сама цветовая характеристика остается в рамках безусловного визуального наблюдения: - Чужих скакунов не седлали, Дареных не держим коней. А дочка твоя... - не она ли Под черною буркой моей!.. [196:93]