Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы Майндурова Рашидат Мухидиновна

Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы
<
Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Майндурова Рашидат Мухидиновна. Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 Махачкала, 2007 181 с., Библиогр.: с. 169-181 РГБ ОД, 61:07-10/1903

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальной системной и целостной работы, посвященной проблеме фольклоризма в творчестве Гамзата Цадасы. Поскольку предшественницей литературы, ее истоком является устное народное творчество, проблема традиций фольклора в литературе стала актуальной для культурологов, фольклористов, литературоведов.

Изучение данной проблемы на примере творчества видного национального поэта позволяет глубоко проникнуть в его творческую мастерскую, выявить ее истоки, преломление в ней сложившихся веками национальных художественных традиций, отметить новаторские поиски поэта и его вклад в обогащение национальной художественной системы и культуры народа. Проблема фольклоризма в творчестве конкретного писателя является основной в оценке народности и национального своеобразия его художественного наследия.

Традиции фольклора четко прослеживаются в творчестве всех известных мастеров слова, и особенно такой яркой и талантливой личности, как Народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, в творчестве которого это проявляется особенно наглядно, ярко и последовательно.

Творчество Гамзата Цадасы представляет богатый литературный материал, позволяющий исследователю анализировать самые разнообразные проблемы литературоведения и творческого процесса писателя, его отношение к культурному наследию.

Объект исследования - творческое наследие Гамзата Цадасы.

Предмет исследования - проблема взаимодействия и взаимосвязи фольклора и литературы в творчестве Гамзата Цадасы.

Степень изученности проблемы. Степень и полнота изученности всего творческого наследия Гамзата Цадасы в хронологическом порядке не находится в необходимой пропорции с его богатством и многообразием.

Что же касается поставленной в данной работе проблемы фольклоризма в творчестве Гамзата Цадасы или же преломления в нем традиций устного поэтического творчества, то и она в целом остается малоизученной. В книге С. Хайбуллаева «Народные истоки аварской поэзии» (Махачкала, 1966), в которой сделана попытка отметить роль фольклора в зарождении и становлении аварской литературы, только один раздел посвящен фольклоризму творчества Гамзата Цадасы. Автор ограничивается постановкой проблемы, привлечением к ней внимания, анализом её аспектов без развёрнутого исследования. В дальнейшем в своих литературоведческих работах он неоднократно обращается к этой проблеме в связи с осмыслением истории и теории аварской национальной литературы.

В статье «Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы» (Махачкала, 1978) фольклорист М. Халидова прослеживает пути заимствования поэтом идей, тем, мотивов, образов фольклора, и как основополагающую тенденцию она отмечает: «Своеобразие творческого пути Гамзата Цадасы

заключается в постепенном переходе от упрощенных форм использования фольклора к творческой переработке его»1.

Что же касается статей М.-Р. Хайбулаева «Заголовки-фразеологизмы в поэзии Гамзата Цадасы» (Махачкала, 1989), «Гамзат Цадаса и «Калила и Димна», «Пословицы и поговорки в поэзии Гамзата», они посвящены конкретным аспектам проявления фольклоризма в творчестве Гамзата Цадасы. Автор сосредотачивает внимание на использовании поэтом народных пословиц и поговорок, образных выражений и творческой обработке им тем и сюжетов известного памятника мировой культуры - сборника «Калила и Димна», а так же делает лингвистические наблюдения над системой названий произведений. В целом же проблема фольклоризма творчества Гамзата Цадасы не получила глубокого и всестороннего раскрытия, хотя некоторые ее аспекты рассматриваются в научных статьях A.M. Абдурахманова «Традиции басенной культуры в творчестве Г. Цадасы: истоки, параллели, интерпретации» (Махачкала, 1989), М.И. Зульфукаровой «Комедиография Гамзата Цадасы и фольклор» (Махачкала, 1989).

Таким образом, сложились и накопились определенные традиции изучения творческого наследия Гамзата Цадасы. Сделано немало, предстоит сделать ещё больше, так как его литературная деятельность дает возможность как для ее собственного исследования, так и для изучения разнообразных научных проблем фольклористики и литературоведения.

Цель и задачи исследования. На основе изучения творческого наследия Гамзата Цадасы - поэта, прозаика, драматурга, историка и теоретика литературы, переводчика, детского писателя, которое представлено в собрании сочинений в пяти томах (Махачкала, 1987-1989), нами сделана попытка исследовать ряд проблем, имеющих важное значение для осмысления творческого пути писателя, а также для выявления путей зарождения, формирования, развития аварской национальной литературы и проблемы взаимодействия и взаимосвязи фольклора и литературы. Поставленная цель определила следующие задачи:

1) исследование демократических, гуманистических, эстетических идей
фольклора и их преломления в творчестве Гамзата Цадасы, обобщение и
отражение жизненного материала, действительности в создании новых
художественных ценностей;

  1. рассмотрение своеобразия использования и интерпретации фольклорных образов в творчестве поэта;

  2. использование и творческое развитие поэтом жанровой системы устного народного творчества, исторически сложившихся, привычных для народного художественного сознания форм отражения действительности;

  1. исследование народности языка произведений поэта, его близости к народным крылатым изречениям, пословицам, поговоркам, идиомам, и новых структур созданных поэтом на основе народных традиций;

  2. изучение обогащения культурного наследия народа через восприятие, повторение и утверждение произведений Г. Цадасы как его составной и неотъемлемой части.

Халидова М. Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы // Гамзат Цадаса и современность. -Махачкала, 1978. - С. 146.

Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что впервые сделана попытка разносторонне и широко раскрыть глубокие и многообразные творческие связи поэта с устным народным творчеством своего народа и тем самым осветить характерное качество его таланта - народность и национальную специфику.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, А. Бушмина, В.Г. Базанова, М.М. Бахтина, Л. Емельянова, В.Я. Проппа, В.Н. Путилова, П.Г. Скосырева, И. Неупокоевой, Н.Кравцова, У.Б. Далгат, В.М. Гацака и др.

В ходе работы мы также опирались на исследования, посвященные проблемам национальной фольклористики, истории и теории родных литератур, творчеству писателей и поэтов Дагестана Эф. Капиева, М.-С.С. Саидова, А.Ф. Назаревича, К.Л. Зелинского, Г.М. Корабельникова, Н.С. Тихонова, С.С. Наровчатова, СИ. Липкина, Н.В. Капиевой, Л.М. Соколовой, К.Д. Султанова, А.П. Кешокова, Я.А. Козловского, Г.Г. Гамзатова, Ф.О. Абакаровой, СМ. Хайбуллаева, А.-К.Ю. Абдуллатипова, СХ. Ахмедова, К.И. Абукова, A.M. Вагидова, A.M. Аджиева, З.Н. Акавова, Г.Г. Гашарова, 3.3. Гаджиевой, A.M. Ганиевой, З.А. Магомедова, К.К. Султанова, М.Р. Халидовой, Х.М. Халилова и

др.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Исследование традиций фольклора в творчестве крупнейшего национального поэта, где они проявляются наиболее полно и выпукло, является решением самостоятельной научной проблемы. Ее анализ, осмысление, обобщение будут способствовать созданию полной, развернутой картины творческого облика Гамзата Цадасы и своеобразия его литературного наследия. Развернутое освещение этой проблемы прольет свет на многие вопросы истоков национальной литературы и ее развития.

На защиту выносятся следующие положения:

использование различных жанров и форм фольклора - басни, сказки, притчи, легенды, предания, плачи, элегии, причитания, свадебные песни, песни-посвящения, загадки, пословицы и поговорки, - придают поэзии Гамзата Цадаса полифоничность и разнообразие, значительно расширяют границы национальной литературы;

Гамзат Цадаса использовал все возможности, предоставленные ему родным языком, средства художественной изобразительности и выразительности (пословицы, поговорки, символы, тропы, эмоционально-экспрессивно окрашенную лексику, заимствования, архаизмы, неологизмы);

- обращение Гамзата Цадасы к афористическим жанрам народного
творчества стало четкой, осознанной системой, которой он последовательно
придерживался во всем своем творчестве;

создание поэтом по образцу и подобию народных пословиц и поговорок собственных афористических выражений, пополнивших арсенал народной художественной культуры;

к фольклору поэт относится творчески, развивая его демократическое, гуманистическое начала, отвергая все вредное, антигуманное, отжившее, неактуальное.

Апробация и публикации. Диссертационная работа выполнялась и обсуждалась на кафедре литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета. Ее результаты нашли отражение в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях и в публикациях автора, список которых приведен в конце автореферата.

Структура диссертации определена научными проблемами, поставленными в диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы - 164 страницы машинописного текста.

Похожие диссертации на Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы