Содержание к диссертации
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3-13
ГЛАВА I. ШАМСЩЩИН МУШМАД ИШ ШС-И РАЗИ
И ЕГО НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 14-27
ГЛАВА П. КРИТИКА ПОЭЗИИ.И,ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПЕР-
СІ'ЩСКО-ТАДШЖОКШ .ЛИТЕРАТУРЕ ДО Ж в. 28-80
ГЛАВА Ш. ЛЙТЕРАТУШО-гаТШЕСКйЕ ВЗГЛЯДЫ
ШАМС-И КАЙСА РАЗИ 81-128
-
Критика нарушений поэтической метрики (аруза) 81
-
Критика рифмы и некоторых других частей композиции стиха .... 91
3. Критика поэзии в разделе баде' 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129-132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 133- 140
Введение к работе
В постановлении июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" подчеркивается, что главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско-ленинская критика - активная, чуткая, вншлательная к творческому поиску. Вглесте с тем ее долг - давать четкую, партийную оценку работам, в которых высказываются чуждые нашему обществу, нашей идеологии взгляды, допускаются отступления от исторической правды" /I/.
Богатое литературно-художественное наследие таджикского народа содержит такие бесценные духовные сокровища, что всестороннее их изучение и намерение сделать их достоянием широкого круга исследователей и читателей никогда не утратят своей важности и актуальности. В этой связи определение и правильная оценка научной и литературно-эстетической значимости произведений предшествующих поколений являются одной из главных задач литературоведения. Таджикская литературно-эстетическая мысль имеет давние традиции, и в этой области проведено немало исследований. В большинстве трудов, посвященных истории литературно-эстетических воззрений народов мира, сведения относительно ее развития на Ближнем и Среднего Востока не встречаются. Более того, в начале 60-х гг. XX в. были изданы отдельные работы, авторы которых полностью отрицали существование у народов Востока литературно-эстетической мысли. Среди подобных исследований следует выделить "Историю эстетики" К.Гильберта и Г.Куна/24/. Однако, выдвинутый этими буржуазными учеными нигилистический тезис был своевременно опровергнут, а данной теме были посвящены работы, подтвердившие несостоятельность подобной теории
4 /45, 46, /.
Вышеупомянутая проблема еще раз была поднята в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", где подчеркивались непримиримость к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бережное отношение к чувствам достоинству людей всех национальностей /I/.
Настоящая диссертационная работа "Шамс-и Кайс-и Рази и его литературно-критические взгляды" как раз и посвящена обзору и анализу критического наследия одного из выдающихся средневековых мыслителей-литературоведов.
Выбор подобной темы был обусловлен определенными причинами. Во-первых, "ал-Му^джам" - единственное произведение Шамс-и Кайс-и Рази, где теоретические взгляды автора приведены в относительно определенную систему. Нельзя не сказать, что до создания упомянутого выше произведения в таджикском литературоведении не существовало подобных сочинений. Кроме того,труд Шамс-и Кайса отличается значительностью и широтой охвата материала. В вышеназванной книге средневекового ученого речь идет о трех областях литературоведения. В соответствии с задачами каждой из них автор излагает свои критические взгляды, аргументируя их разнообразными и яркими приме рами.
В заключительной части сочинения "ал-Му*джам":, носящей название "Адавати ше*р ва мукаддамати шакири" ("Орудия поэзии и предшествующие знание поэта"), автором приведены конечные результаты своего исследования. В частности, он рассматривает проблемы слова (алфаз) и смысла (ма*но), дает определения поэта и поэзии (шеър ва шоир), критики и критика накду нокид), различные недостатки стихов и пути их устранения.
5 Следует сказать, что изучение жизни и деятельности Шамс-и Кайс-и Рази началось после выхода в свет критического текста "ал-Му'джам", подготовленного Абдулвахабом Казвини на основе трех рукописей сочинения /81/, Позже это же произведение было повторно опубликовано другим иранским ученым Мударрисом Ризави на основе шести рукописных списков. К данному изданию Мударрис Ризави написал предисловие, в котором привел новые факты и уточнил отдельные вопросы, затронутые первым исследователем /82/. к Издание текста "ал-Му'джам" привлекло себе внимание мно - гих исследователей в области метрики и рифш, посвятивших его анализу ряд работ.
Другие ученые, работавшие над проблемами истории литературы и литературоведения Ирана, такие как, Аббас Икбал в его"Таъ-рихи муфассали Эрон" /84/, Малик аш-шуара Бахар в "Сабкши-носи" /103/, Сайд Нафиси в книге "Таърихи назм ва наср дар Эрон ва дар забони фарси" /78/, Забехулла Сафа в"Таърихи адабиёт дар Эрон" /77/, Джалалиддин Хумаи в "Таърихи адабиёти Фррні" /66/ также привлекали данные о жизни, деятельности и теоретических взглядах Шамс-и Кайса.
Однако настоящее исследование литературно-эстетической мысли Шамс-и Кайса Рази началось с выходом в свет книги иранского ученого Абдулхусайна Зарринкуба "Бакди адаби" /85/. Это исследование условно можно разделить на два этапа. К первому этапу можно отнести те исследования, которые затрагивали какувьпи-бо сторону литературно-эстетической мысли Шамс-и Кайса. Ко второму этапу относятся те исследования, которые непосредственно затрагивают литературно-критические мысли Шамс-и Кайса. "Нак-ди адаби" издавалась дважды.
Первое ее издание увидело свет в I960 г., второе - в 1976 г. /85, 86/. Эта работа, представляющая собой очерк истории литературно-эстетических взглядов народов Востока с древних времен до наших дней, затрагивает различные вопросы, в частности, проблему взаимовлияния различных литератур средневекового Востока. После издания данного труда Зарринкуб опубликовал еще целый ряд работ, в которых рассмотрел литературно-эстетичес -кие взгляды Шамс-и Кайса. К ним относятся "Шеъри бе дуруг шеъри беникоб /87/, "На шарки, на гарбйинсони" /89/, "Зддоштхо ва андешахо" /88/.
Другой иранский литературовед Махмуд Каенуш в своей работе "Кудамо ва накди адаби" ("Предшественники и литературная критика" /107/, посвященной вопросам литературной критики, рассмотрел такие проблемы, как критика и критики,отношение к художественному творчеству и другие. В процессе работы над книгой автор неоднократно обращался к тексту "ал-Му'джам" с целью аргументирования своих теоретических взглядов.
В последнее время группа советских ученых, таких как X. Шарифов /57/, А.Саттаров /46/, Н.Ю.Чалисова /56/, Р.Мусуль -манкулов /37/, приступили к изучению литературно-эстетической мысли определенных периодов классической литературы, а также теоретических взглядов некоторых литературоведов прошлого.По этой теме были защищены кандидатские и докторские диссертации, написано большое количество статей.
Первой попыткой изучения проблемы критики средневекового Востока явилась кандидатская диссертация Х.Шарифова "Формирование таджикской литературно-эстетической мысли в Х-ХІ вв." /57/, в которой рассматриваются истоки литературоведения, основные способы создания стиха,теория стихосложения. Автор осо-
7 бо отмечает значение критики стиха в развитии поэзии и литературы /57, 74/.
Не менее благотворным начинанием стала работа Абдунаби Сатторова "Из истории персидско-таджикской литературно-эстетической мысли" /46/, где исследуются литературные и эстетические взгляды иранского и таджикского народов с древних времен до ХУ в. В частности, в главе', посвященной творчеству Шамс-и Кайса, автор подчеркивает его особый вклад в историю критики на Востоке, разбирает особенности его анализа поэзии и впервые называет этого средневекового ученого-литературоведа критиком /46, 16/.
Н.Ю. Чалисова в диссертации «Трактат "Хадаик ас-сихр фи дакоик аш-ши'р" Рашидаддина Ватвата" затрагивает литературоведческие воззрения Шамс-и Кайса, зачастую сопоставляя их с теоретическими взглядами Ватвата/б/.
Докторская диссертация Р.Мусульманкулова "Атауллах-и Мах-муд-и Хусайни и воцросы тадаикско-персидской классической поэ-тики" /37/, как это видно из ее названия, посвящена изучению литературно-эстетических взглядов средневековья. Автор на основе сохранившихся источников и современных научных исследований подвел итоги исторического развития классической персидской поэтики Х-ХУ вв. и определил вклад каждого отдельного представителя в становление и развитие теории классической литературы. Вместе с тем он определяет значение и роль творчества Шамс-и Кайса, называя его тонким знатоком поэзии и истинным ее ценителем. Характер критического анализа поэзии Шамс-и Кайса, его метод разбора произведений, по мнению Мусульманку-лова, весьма близки к диалектическому методу /4G, 23/.
8 Помимо вышеназванных работ, опубликован целый ряд крупных исследований и статей, в которых литературно-эстетические взгляды Шамс-и Кайса Рази явились предметом изучения и серьезных дискуссий. Здесь необходимо особо отметить статьи Худой Шарифо-ва "Древнейший трактат, посвященный науке о поэзии" (1971) /58/, "Принципы отображения и методы творчества" (1977) /52/, "Поэт и поэзия" (1982) /61/. В этих статьях автор избрал объектом исследования некоторые теоретические взгляды Шамс-и Кайса и сопоставил их с высказываниями его предшественников, Радуя-ни и Ватвата, что позволило автору сделать соответствующие интересные выводы.
Необходимо также упомянуть ряд работ литературоведа А. Сатторова, в которых автор осветил многие неизученные стороны критического наследия Шамс-и Кайса. Здесь прежде всего следует упомянуть статью "Ступени мастерства" (1974) /48/, в которой А.Сатторов еще раз подчеркивает роль Шамсиддина Мухаммеда ибн Кайса Рази'как критика. Другая статья этого же автора "Полная и полезная книга" (1975), /50/, затрагивает один из важнейших вопросов художественного творчества - определение стиха. Автор считает, что формулировка и определение поэтического творчества, и в частности стиха, данные Шамс-и Кайсом, были характерны для теоретических работ филологов-знатоков .литературы того времени.
В последние годы вышли в свет работы, в которых изучаются теоретические взгляды последователей Шамс-и Кайса. К ним относятся работы Р.Мусульманкулова "Тайны слова" (1980) /38/ и "Атауллах-н Махмуд-и Хусайни" (1983) /39/. В процессе исследования и изучения образцов поэзии творческого метода литераторов средневековья, в частности, литературных взглядов Аойуллы
9 Махмуд-и Хусайни Р.Мусульманкулов неоднократно обращается к эстетическим воззрениям его предшественника Шамс-и Кайса и сопоставляет их.
В 1982 г. А.Сатторовым был издан сборник статей "Точка связи" /52/. Эта работа разделена на две части, во второй из которых помещена статья "Ступени творчества"("Несколько страниц из истории критики"). В ней автор кратко осветил историю развития литературной критики с древнейших времен до ХУ в. Рассматривая творчество Шамс-и Кайса, А.Сатторов отмечает, что тому удалось разрешить проблему взаимосвязи .и соотношения в поэзии слова и смысла,и что принципы анализа стиха Шамс-и Кайса позволяют назвать его критиком, высказавшимся довольно определенно по вопросу о назначении поэта и поэзии.
В последние десятилетия были изданы новые работы, посвя -щенные- трем отраслям науки литературоведения прошлого - метрике, рифле и науке о средствах художественного изображения, которые и поныне широко исследуются и обсуждаются в нашей науке и литературе. Книги "Рифіаа в таджикской поэзии" (1955) /33/ и "Таджикская метрика" (1963) /54/, принадлежат перу известного ученого Б.И.Сируса. Опираясь в основном на произведение Шамс-и Кайса "ал-Муджам", автор рассмотрел некоторые теоретические взгляды средневекового критика. Эти его заметки осо -бенно наглядны в книге "Рифма в таджикской поэзии" /53, 7-27, 43-48/, где автор перечисляет недостатки в науке о рифме, состоящей из пяти разделов, которые не были отмечены Шамс-и Кайсом /53, 7- 48/. В других работах /53, 27-43/ Б.Сирус излагает свою точку зрения на те или иные виды рифмующихся букв, которые Шамс-и Кайс комментировал несколько иначе, и весьма веско доказывает правильность своих теоретических положений.
Теоретшескифособием по современной ;науке о средствах художественного изображения в таджикской поэзии является книга Т.Н.Зехни "Искусство слова" /29/. Б первом издании /I960/ речь в этой работе шла только о средствах художественного изображения, но во втором (1967) и третьем (1979 г.) изданиях в нее была включена глава, посвященная метрике, Автор написал свою книгу на основе раздела "ал-Му*джам", посвященного науке о средствах художественного изображения, используя иногда также и труды других авторов (литературоведов). Предлагая читателю ознакомиться с разделом "Адават" из сочинения Шамс-и Кайса, приведенного с некоторыми сокращениями и поправлениями, он рассматривает вместе с тем и теоретические взгляды средневекового критика.
Другим автором, использовавшим раздел "ал~Му*джам", в частности главу о метрике, является азербайджанский ученый А.Джа-фар. Для того, чтобы показать особенности азербайджанской метрики, данный автор сравнивает ее размеры со стихотворными размерами персидско-таджикской поэзии /25, 3-4/.
В І97Б г. была издана книга "Персидско-таджикская литература ХП-ХІУ вв., где в одном из разделов шестой главы речь идет о жизни и деятельности Шамс-и Кайса. /4, 279-283/. Автор этой главы Р.Хади-заде на основе изучения "ал-Му#джам" приходит к выводу, что это сочинение содержит ряд полезных и важных литературно-критических мыслей о персидско-таджикской поэзии /4, 282/.
Из вышесказанного следует, что в последние годы на основе исследования теоретического наследия Шамс-и Кайса Рази, а также трудов его предшественников и последователей, создано неїлало исследований, в которых эстетические воззрения средневекового критика многократно являлись предметом изучения и научных спо-
Вжесте с тем необходимо заметить, что несмотря на то, что названные выше авторы неоднократно обсуждали "ал-Му'джам", ни один из них особо не остановился и обстоятельно не рассмотрел критические взгляды автора этого труда.
Второй этап исследования начинается с появлением трудов, посвященных литературно-критическим мыслям Шамс-и Кайса.
Первая попытка в обсуждении этого вопроса принадлежит востоковеду Виндфуру, который в своей статье "Критический обзор персидской литературы с точки зрения лингвиста"/ 116, I3I-I4I/ подробно останавливается на вопросах соотношения слов и смысла, назначении поэта и поэзии, опираясь на данные "Адават" из сочинения Шамс-и Кайса "ал-Му'джам% Подчеркивая связь .между литературоведением и языкознанием, он видит залог успешного критического анализа произведений в тесной связи этих двух отраслей науки. Автор приводит замечания востоковеда Сустава фон
Грюнебаума, касающиеся литературной критики прошлого, а также литературоведы прошлого тех недостатков, на которых Т~ останавливались подробно при анализе произведений своих современников / 116, 336-337 /. Говоря о "четырех орудиях^ приведенных Шамс-и Кайсом, Виндфур особо разбирает сходство и близость лингвистических и литера -туроведческих терминов.Здесь уместно отметить, что арабский ученый Абдуджаббар Ал-Муталлиби посвятил несоответствию и ш-приемлимости западных литературоведческих терминов на Востоке специальное исследование, в котором в качестве доказательства этого несоответствия приводит многочисленные примері из жизни и быта народов Запада и Востока / 90, 23-62 /.
Вопросы соотношения слова и смысла, назначения поэта и критика, "орудий" стиха и первых поэтических попыток рассматривались
12 в статьях К.Шукруллаева "І^гдаки с точки зрения Шамс-и Кайса (1981) /62/, "Критик и поэт с точки зрения Шамс-и Кайса (1982), /63/, "Весы слова и критика поэзии" (1983) /64/. Автор анализирует теоретические взгляды, исследует принципы критики стиха в "ал Му'джам", затрагивает некоторые стороны критических высказываний Шамс-и Кайса.
В статье "Критик и поэт с точки зрения Шамс-и Кайса" К.Шук-руллаев рассматривает теоретическую точку зрения средневекового критика на проблему назначения поэта и критика, изложенную им в разделе "Адават" ._ "ал- Му'джам". Комментируя некоторые высказывания Шамс-и Кайса о том, каким должен быть критик и поэт , автор статьи излагает также и свою точку зрения на эти вопросы.
Третья статья "Весы слов и критика стиха" посвящена разбору стиха Шамс-и Кайсом. К.Шукруллоев здесь приводит свои комментарии к основным положениям Шамс-и Кайса. Опираясь на высказывания средневеокового критика, в разделе "ал- Му'джам", "Предшествующее знание поэта'Ч "Мукаддамати шаири") и заключительной его части "Хотимаи китоб" автор статьи поддерживает отдельные высказывания Шамс-и Кайса о необходимости соблюдения метрики и рифмы в поэтическом произведении, его определение поэзии и отнесение ее к литературоведению, а не к логике. В данной статье К.Шукруллоевым вновь повторены те выводы, которые были им высказаны в предшествующих работах. Однако это не умаляет их значения, поскольку они могут служить интересным материалом для изучения творческого наследия Шамс-и Кайса.
Как видим, до настоящего времени не существует полного исследования критического наследия Шамс-и Кайса. Мы обратились к исследованию и подробному изучению творческого наследия і;із;.',>-
Шамс-и Кайса,и особенно труда "ал-Му'джам", с целью выявления его роли в истории критики средневековой тадщюко-пер-сидской поэзии. Этому вопросу полностью посвящена третья глава данной диссертационной работы, в которой раскрываются особенности литературоведческого таланта Шамс-и Кайса, его личные качества как критика поэзии, место и роль в становлении таджикской классической критики.
В процессе написания диссертации было использовано второе издание "ал-Му*джам", осуществленное Тегеранскшл Университетом в I960 г. диссертация состоит из предисловия, трех глав, заключения и библиографии.