Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика Зеленина, Оксана Ивановна

Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика
<
Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зеленина, Оксана Ивановна. Ж. Кокто: эстетические взгляды и художественная практика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Зеленина Оксана Ивановна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2011.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/169

Введение к работе

Творчество Клемана Эжена Жана Мориса Кокто (1889-1963), одной из самых значительных и многогранных фигур во французской литературе XX века, представляет огромный интерес как для специалистов-филологов, так и для простых читателей. Во Франции его воспринимают не просто как поэта, писателя, режиссера, а как уникальное явление культуры. Вполне закономерно внимание французской критики и литературоведческой науки к творчеству писателя. Внимание сосредоточено, как правило, на таких вопросах, как место писателя в контексте литературы, противоречия мировоззрения и особенности творчества. Кроме того, в исследованиях широко используются факты биографии, предпринимаются попытки проследить генезис некоторых литературных идей и художественных замыслов.

Однако в нашей стране имя Кокто и его художественное наследие долго оставались на периферии читательского интереса и научного внимания. Исключение, пожалуй, составляет лишь аудитория кино и театра. Такое положение дел связано, в первую очередь, с доминировавшей в СССР коммунистической идеологией и ангажированностью сферы науки и искусства. С одной стороны, Кокто не вписывался в каноны литературы социалистического реализма, и это, надо полагать, вызывало неприятие его творчества, с другой - его художественный метод тяготел в большей степени к модернизму - литературному направлению, которое долгое время не получало признания со стороны отечественной критики и литературоведения. Именно поэтому обращение к эстетике и художественному наследию писателя, анализ его творчества как целостной литературно-художественной системы вполне оправдан и своевременен. Этим, собственно, и объясняется актуальность данного исследования. В диссертационной работе внимание уделено изучению трудов Кокто по эстетике, идейно-художественному анализу наиболее репрезентативных произведений писателя, представленных в каждом из основных родов литературы. Изучение и обобщение отдельных исследовательских позиций по творчеству Кокто также определяют актуальность настоящей работы.

Состояние научной разработанности темы исследования.

Французскими исследователями рассмотрены различные аспекты творчества Кокто. Первыми обратили внимание на поэтику Кокто Ж. Бросс в работе «Ж. Кокто» (1970) и К. Боргал в монографии «Ж. Кокто и его поэтический мир» (1977). Они рассматривают центральные образы художественного мира писателя. Попытка охарактеризовать творчество Кокто в культурологическом аспекте предпринята рядом французских исследователей: Ж. Маньяном «Поэзия как алгебра» (1977), А. Милорадом «Поэзия Кокто» (1977). Ряд работ посвящен общим вопросам творчества Кокто: П. Шанель «Альбом Кокто» (1970) дает краткий историко-литературный анализ основных произведений писателя. Однако эти исследования касаются частных аспектов его творчества. Работы, более глубоко осмысляющие становление и развитие художественного творчества

Кокто, появляются во второй половине XX века. Так, эстетика Кокто стала объектом рассмотрения М. Альбэна «Эволюция эстетики» (1991). Наиболее значительной работой по теме настоящего исследования является работа Д. Шаперон (1990). В исследовании рассматриваются наиболее значимые эстетические категории феноменологии Кокто, объясняется происхождение некоторых персонажей. Центральной фигурой феноменологической фабулы Кокто Д. Шаперон считает образ Ангела. Название работы «La Chute des angles» можно прочитать двояко, считает автор: как «падение ангелов» и как «падение углов».

Французские исследователи, таким образом, внесли значительный вклад в осмысление творчества Кокто. Что касается работ о Кокто на других европейских языках, то и здесь имеется немало более или менее серьезных исследований. Показательно, что сводная характеристика его творчества представлена в словарной статье «Оксфордской иллюстрированной энциклопедии». Эстетические взгляды Кокто рассматривает немецкий ученый Г.Р.Каитц в диссертации «Поэзия и искусство в теории Ж. Кокто» (1970).

История рецепции Кокто в России начинается с упоминания о нем русского критика В.Светлова 29 мая 1912 года в «Петербургской газете». Первые научные публикации приходятся на постреволюционное время и носят характер вульгарно-социологических исследований. Так, А.В. Луначарский в предисловии к повести «Самозванец Тома» (1925) высоко оценил ее художественные достоинства, но при этом обозначил творческую позицию самого Кокто как классово чуждую - дадаистскую. Статья оказала заметное влияние на изучение творчества Кокто в советском литературоведении: оно оценивается с классовых позиций.

В постсоветский период в докторской диссертации «Театральные концепции модернизма и система Антонена Арто» (2000) В.И.Максимов посвятил целую главу - «Сюрреалистическая театральная концепция» - творчеству режиссеров-модернистов, в том числе и Кокто. Исследователь считает, что в 20-30-е гг. XX века сюрреалистические принципы обозначили ведущие тенденции в театре, кино, балетных спектаклях и драматургии, а также определили творческое кредо Кокто.

Вопросы мифопоэтики в творчестве Кокто нашли отражение в трудах: Н.С. Егорова, Л.С. Ендовицкой, Н. Рыковой, Е.В. Киричук, в частности внимание обращено на развитие драматургии. Достаточно полно и убедительно представлены исследования о мифотворчестве в драме Кокто в работах Е.В. Гнездиловой «Миф об Орфее в литературе первой половины XX века» (2007) и О.Е. Людини-ной «Генезис и эволюция французской мифологической драмы первой половины XX в» (2005). В первом исследовании говориться об особенностях функционирования мифа об Орфее в европейской и американской литературе XX века. О.Е. Людинина в докторской диссертации изучает эволюцию драмы в 60-70 годы, выделяя миф как отличительный признак «интеллектуальной драмы» первой половины XX века. Исследователь классифицирует мифологическую драму как особую жанровую форму, восходящую к архаическому мышлению, выделяя авторскую и миметическую драмы. Целый ряд журнальных научно-популярных статей продолжил изучение в России феномена творчества Кокто.

Таким образом, изучение наследия Кокто в современном западном и отечественном литературоведении касается отдельных вопросов его творчества. Нет обобщающих исследований, посвященных в равной мере всем аспектам его художественной практики.

Целью работы является рассмотрение эстетики и литературного творчества Кокто как целостной системы. В процессе изучения внимание уделено особенностям эстетических взглядов писателя, формировавшихся в контексте художественно-эстетического развития эпохи, а также выявлению жанрово-родовой специфики и концептуально-образной структуры его литературного наследия. Реализация цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

изучить культурный и литературный контекст эпохи;

определить роль и место Кокто в литературном процессе Европы данного периода;

-проанализировать теоретико-эстетический опыт Кокто, обозначить его связь с основными закономерностями литературы первой половины XX века;

выявить основные этапы развития эстетики и поэтики писателя;

выделить особенности наиболее репрезентативных произведений писателя в поэзии, прозе и драме.

Объектом исследования в диссертации являются собственно эстетико-литературные взгляды Кокто, представленные в его манифестах, а также художественная практика, воплощенная в лирических, прозаических и драматических произведениях французского писателя.

Предметом настоящей работы являются особенности эстетики и художественной практики Кокто в их тесной взаимосвязи. Прежде всего, рассматривается эстетическая программа Кокто, нашедшая отражение в его теоретических манифестах, зафиксированная в литературно-художественном творчестве. Научный интерес сосредоточен на индивидуальной творческой стратегии писателя, обусловившей его уникальную позицию среди многочисленных художественных направлений и школ эпохи.

Материалом для изучения стали основные поэтические сборники писателя (Poesies, 1909-1960), пять произведений Кокто в прозе «Самозванец Тома» (Thomas l'imposteur, 1922), «Белая книга» (Carte blanche, 1928), «Трудные дети» (Les Enfants terribles, 1929), «Двойной шпагат», «Портреты-воспоминания» (Portraits-souvenirs, 1935); драмы, сценарии: «Орфей» (Orphee, 1925), «Человеческий голос» (La Voix humaine, 1930), «Адская машина» (La Machine a ecrire, 1932), «Ужасные родители» (Les Parents terribles, 1938). Литературные манифесты и эстетические работы Кокто 1918-1926 гг., такие как «Петух и Арлекин» (Le coq et TArlequin), «Профессиональная тайна» (Professional secrets) и другие находились в фокусе нашего научного интереса.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что настоящая работа представляет собой первое в отечественной литературоведческой науке комплексное исследование литературного творчества Кокто. Выделены этапы творческой эволюции писателя. Обозначены основные положения его эстетики и поэтики. Впервые проведен комплексный анализ и интерпретация поэтического наследия, прозы и драматургии.

Теоретико-методологическая основа диссертации обусловлена спецификой цели и задач. Основной круг вопросов настоящего исследования рассматривается в рамках историко-литературного метода. В ходе исследования применялись принципы исторической поэтики, структурного анализа, текстологии, типологии литературы. Теоретико-методологической базой для диссертации послужили структурно-семиотические работы Р. Барта, Ж. Женетта, Ю. Лотмана, исследования теоретиков поэтического языка и литературного стиля: М. Бахтина, Ю. Тынянова, А. Мишеля, Ж. Бросса, К. Боргала, Д. Шапе-рон, Ж. Маньяна.

Полезными для настоящей диссертации с точки зрения типологии литературных явлений оказались работы по истории европейских национальных литератур Е.М. Евниной, Д.В. Затонского, A.M. Зверева, Е.М. Белавиной, А.А. Рубан, Н.Ф. Швейбельман.

Практическая значимость. Накопленный в ходе исследования и систематизированный в диссертационной работе материал, основные положения и выводы, сформулированные в работе, в практическом плане могут быть использованы и уже используются при подготовке учебных курсов и спецкурсов по истории французской литературы и культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

Эстетические взгляды Кокто и его художественная практика развивались в контексте основных культурных движений рубежа XIX-XX веков (символизма, модернизма, реализма), явившись отражением сложных процессов развития литературы и искусства.

Выделяются три периода в эстетике и поэтике Ж.Кокто: ранний - интуитивно-эмпирический (1908-1911), модернистский (1912-1922), реалистический (1923-1963).

Ранний период протекает под знаком позднего символизма. Поэзию можно назвать «полихудожественной», то есть одновременно «живописной, зримой и звучащей» в слове. Актуализируется тема любви, обращения к любовной эмоции, средством выражения чувств которой становится природа, пейзаж.

Поэзии периода модернизма присущи следующие характеристики: лаконизм образных и стилевых средств, александрийский стих с акцентом на нечетных слогах, «поэтическая хромота» за счет пауз и синкоп, синтаксического построения, игры артиклей и морфем.

Прозу Кокто можно отнести к реалистическому направлению; писатель также использует при создании характеров художественные приемы романтизма. Произведения носят автобиографический характер, основное внимание уделено теме войны и детства.

Драма Кокто развивается на основе формы и образной структуры модернистских пьес, в ней трансформируются классические, античные сюжеты. Кокто становится предшественником и экзистенциальной драмы. Психологическая пьеса «Человеческий голос» (1930) написана в форме скрытого диалога молодой женщины и ее возлюбленного. Поэт, близко подошедший к канонам экзистенциальной драмы, намеренно сгустил атмосферу безнадежности и одиночества.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение на кафедре зарубежной литературы ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Основные результаты исследования представлены в опубликованных статьях и озвучены на международных конференциях: Международный конгресс «300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа» (Москва, МГУ, 2002), «М.Петров и литературный процесс XX века» (Ижевск, УдГУ, 2006); на научно-практических конференциях: «Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века» (Москва, 2002), «III Межвузовская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Неделя молодежной науки УР» (Ижевск, 2003), «Язык и межкультурная коммуникация» (Санкт-Петербург, ГУЛ, 2004); На региональных научных конференциях (Ижевск, 2005,2007,2011).

Структура работы вытекает из поставленных в ней задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Общий объем работы Текст диссертации составляет 173 страницы, список литературы включает 180 наименований, из них 62 источника на иностранных языках.