Введение к работе
Актуальность темы данной диссертации определяется тем, что проблематика нормативности и соотношения понятий «свой» — «чужой», а через них и проблематика культурной самоидентичности выделяется в творчестве Костантиноса Кавафиса как центральный предмет художественной рефлексии. Это делает возможной трактовку его творчества в контексте общеевропейской «модерности» и модернизма не только на уровне частных параллелей-созвучий (с такими современными ему авторами, как Т. С. Элиот, Э. Паунд, П. Валери, Э. М. Форстер и др.). В перспективе такой подход создает основу для расширенной трактовки литературного модернизма как транснационального явления, не
ограниченного уже хорошо изученным западноевропейским каноном .
1 Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. — М.: Академический проект, 2007 —
С.150.
2 Nicholls P. Modernisms: A Literary Guide. — Los Angeles: University of California Press, 1995
3 Подход к проблематике литературного модернизма с учетом опыта современных культурных и, в
частности, постколониальных исследований сделал актуальной и даже необходимой ре-интерпретацию
привычного облика этого явления. Модерность, по мысли Д.П. Гонкара, «обозначила свое присутствие
не вдруг, а постепенно, стадиально, в режиме longue duree — как качество, пробуждаемое контактами,
Цель диссертационного исследования — описать и исследовать процесс культурной самоидентификации, воплощенный в творчестве Константиноса Кавафиса, раскрыв его в контексте биографическом и общекультурном, связав со становлением философских взглядов поэта и эволюцией его художественного языка.
Задачами работы являются:
раскрытие представлений Кавафиса об отношении «своего»/ «чужого», «центра»/«периферии», а также о маргинальное как специфической ценности (на материале эссеистики и ключевых поэтических произведений);
исследование характерного для Кавафиса видения города как идеального центра странноприимства;
раскрытие специфического содержания концепта «греческого» в творчестве Кавафиса, — отсылающего столько же к этническому, национальному, сколько (и даже в большей степени) к «супра-этническому», «супра-национальному» комплексу;
описание своеобразия поэтического языка Кавафиса как открытого одновременно архаической норме и разноречию современности;
осмысление представлений поэта о «классичности» и «классике».
Основные положения, выносимые на защиту:
Неповторимо-оригинальное творчество Кавафиса может одновременно служить призмой для рассмотрения общеевропейского и даже глобального процесса становления «модерности» в ее мировоззренческом и эстетическом (в том числе собственно литературном) измерении. Важной характеристикой этого процесса оказывается стремление переступать национальные границы, сталкивать актуальность с цивилизационно далекой архаикой, культивировать маргинальное как знак отчуждения, но также и как творческую возможность;
противопоставление «свой»/«чужой» наиболее полно раскрывается у Кавафиса в рамках мотива города как места странноприимства,
транслируемое в общении, утверждаемое имперски и принимающее на себя колониальный отпечаток, подталкиваемое национализмом» (Gaonkar D.P. On alternative modernities II Alternative Modernities. — Durham: Duke University Press, 2001. — P.l). В литературоведении последних лет настойчиво ставятся вопросы о новой «географии» литературного модернизма (см. Huissen A. Geography of Modernism in a globalizing World II Geographies of Modernism: Literatures, Cultures, Spaces. Ed. P. Brooker and A. Thacker. — Trowbridge: Routledge, 2005. — P. 6-19), о различиях между «модернизмом метрополии» и «модернизмом границ» (Schedler Ch. Border Modernism: Intercultural Readings in American Literary Modernism. — New York: Routledge, 2002. —), о модернистском эксперименте, принципиально не ограниченном пространством английского, французского, немецкого языков (Kronfeld Ch. On the Margins of Modernism: Decentering Literary Dynamics. —Berkeley : University of California Press, 1996.) и т.д.
толерантности, открытости диалогу с «другим». В образе города сконцентрирована его философия терпимости. Отрефлексированная маргинальность (этническая, тендерная или языковая) и щедрая открытость диалогу предстают как характеристики личного и общекультурного идеала (в понимании поэта, столь же «современного», сколь и «истинно греческого», и в этом смысле «классичного»);
— поэзия Кавафиса — поле сознательного и активного языкового эксперимента, смысл которого — в соединении, размыкании навстречу друг другу традиционной нормы и современного разноречия.
Методологической базой исследования послужили теоретические положения современных философов, культурологов и литературоведов, занимавшихся проблематикой культурной идентичности, нормативности, вариативности и каноничности в языке и культуре. Особую методологическую ценность представили разработки Э. Сайда и X. Блума (предложенная им трактовка канона, каноничности в литературе и
культуре), литературно-социологическая концепция Б. В. Дубина . В основе диссертации — историко-культурный и филологический анализ стихотворений К. Кавафиса.
Научно-теоретическая значимость работы заключается в попытке
последовательного рассмотрения проблематики культурной
самоидентичности в творчестве Кавафиса и осмысления его в конктексте общеевропейского (и даже трансевропейского) литературного модернизма.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для проведения спецсеминаров и спецкурсов в рамках изучения зарубежной литературы.
Апробация работы. Результаты работы докладывались на конференции «Эллинский мир и мы» в Латвийском университете (ноябрь 2005). По теме работы опубликованы три статьи.
1 Said Ed. Culture and imperialism. — New York: Random House, 1993. — 3 80 p.
Said Ed. The world, the text and the critic. — Cambridge: Harvard University Press, 1983. — 327 p.
2 Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. —Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 352 с.
Bloom Н. The western canon: the books and school of ages. —New York: Harcourt Brace & Company, 1993.
— 578 p.
3 Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. —
М, 1994. —352 с.
Дубин Б. В. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней
динамики в системе литературы // «Новое литературное обозрение», 2002, № 57.
Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. — М.: Новое издательство, 2004. —
352 с.
Дубин Б. В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры: Научное
приложение: Вып.ХХУ!. —М: Новое литературное обозрение, 2001. — 412 с.
Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, вступления, заключения и библиографии.