Введение к работе
Актуальность исследования. Как известно, одним из важных и заслуживающих особого внимания художественно-эстетической мысли деятелей культуры и литературы вопросов всех времен является художественное изображение женщины, представление о женском идеале на различных этапах общественного развития Как только человек научился говорить, первыми его словами были слова «мама», «жена», «любимая» Именно поэтому женщина является не только важным объектом внимания художников слова, но и символом жизни, неподражаемым идеалом человеческой красоты До сих пор неизвестно, кто и когда в далеком прошлом впервые описал высоким слогом прелесть и красоту, безграничный внутренний и внешний мир, идеальные и земные черты облика женщины Рассказы и предания, летописи и манускрипты, наскальные и нанесенные на куски кожи и дощечки изображения, дошедшие до нас из глубин истории, свидетельствуют о том, что самой первой любовью и самым первым объектом почитания и поклонения для человечества была женщина Образы Зарины и Стриангей в памятнике древней персидско-таджикской литературы - предании «Тахмурис», а также другие творения персидско-таджикских поэтов и писателей свидетельствуют о том, что во все времена женщина занимала особое положение в обществе Такие известные образы женщин, как Мехрак, Гурдофарид, Лейла, Зулейха, Манижа, Тахмина, Ширин, Робия, Шахерезада, Махасти, Зухра и другие, вошли в золотой фонд персидско-таджикской литературы как активные, деятельные натуры И если некоторые из перечисленных героинь являются реальными личностями, то другие представляют собой плод богатого творческого воображения поэтов
Воительницы Тахмурис и Бурондухт героически противостояли иноземным завоевателям Кайхусраву и Александру Македонскому [1,67-80], Манижа наперекор воле своего несправедливого отца спасает Бежана от голода и темницы, Гурдофарид, облачившись в мужскую одежду, вступает в единоборство на поле брани с Сухробом, Шахерезада своей мудростью, прозорливостью и остроумием покоряет ум и сердце жестокого шаха, доказав превосходство ума над невежеством и неизбежность победы добра над злом Таких незабываемых женских образов в персидско-таджикской литературе насчитывается великое множество
Рудаки, Фирдоуси, Низами, Амир Хусрав, Джами и многие другие в своих великих произведениях с разных жизненных позиций обращались
к женским образам, искали в них смысл жизни ставили своей целью через эти прекрасные возвышенные образы повлиять на духовную жизнь общества В связи с этим, изучение такого рода женских образов, внимание к их нравственной красоте и гармонии имеют огромное значение в воспитании нынешнего и будущего поколений
Одним из таких творческих личностей, использовавших свои художественные произведения для выражения своих социальных и религиозных убеждений, является поэт и просветитель Фаридуддин Аттар Нишапури (1145-1221) В своих произведениях «Мантик-ут-тайр», «Илохинаме», «Мусибатнаме», «Асрорнаме», «Хусравнаме», «Тазкират-ул-авлие» и других в присущей только ему особой творческой манере он создал галерею женских образов, воссоздав всю красоту многогранность женского характера Необходимо отметить, что исследователями-востоковедами и литературоведами написан ряд работ, касающихся так или иначе женских образов в персидско-таджикской литературе, однако данному аспекту проблемы в творчестве Фаридуддина Аттара, в том числе в его поэмах «Илохинаме» и «Хусравнаме», до настоящего времени внимание не уделялось Кроме этого, в этих двух поэмах Аттар использовал два способа создания образов Если в «Илохинаме» он уделяет внимание притягательным и запоминающимся чертам в женских образах, то в «Хусравнаме» он создал совершенный образ во всех деталях В обеих поэмах поэт-просветитель проявляет уважительное отношение к женщинам и не делит их на сословия Изображая внешний облик женщины, поэт связывает его с духовным миром героини, ее интеллектом, ее внутренними душевными качествами, жизненной позицией Актуальность реферуемой работы, таким образом, определяется тем, что она представляет собой первую попытку монографически исследовать проблему художественного изображения женщины в поэмах Аттара «Илохинаме» и «Хусравнаме» Глубокое изучение этой проблемы дает возможность проследить трансформацию художественного образа женщины в персидско-таджикской литературе, рассмотреть особенности ее изображения в литературе разных эпох и в конечном итоге - положение женщины на различных этапах общественного развития
Степень изученности темы. До настоящего времени женские образы в «Илохинаме» и «Хусравнаме» в литературоведении и востоковедении практически не исследовались Однако мы не можем утверждать, что исследователи, размышляя об этих поэмах, обошли молчанием женские образы данных произведений Г Этте, Б Фурузонфар, С Нафиси, А Зарринкуб, Дж Бобокалонова, Н Сайфиев, А М Хуросони и М Мирзоюнус в определенный степени затронули данный вопрос, оценивая
мастерство Фаридуддина Аттора в создании образов В частности, А Зарринкуб, выделяя поэмы «Хусравнаме» и «Илохинаме», особо отмечает рассказы о праведной женщине и Робие Балхи и пишет «В такого рода удивительных и метафоричных рассказах (связанных с женщинами- MX), написанных в форме бесед отца со своими детьми, особой проникновенностью обладают рассказы о любви Робии-дочери Каъба и о праведной женщине» [2,336] Однако так же, как и другие исследователи творчества Фаридуддина Аттара, он не уделил отдельного внимания исследованию женских образов
Ощутимый вклад в исследование женских образов в творчестве Аттара внес Н Сайфиев, который достаточно подробно рассматривает образ Гулурух из поэмы «Хусравнаме» [3,3-9, 94,12-19 и 67-69]. Исследователи Усмон, М Мирзоюнус, М Муллоахмедов, А Насриддин также уделили внимание отдельным образам женщин-поэтесс, созданным Фаридуддином Атаром в «Илохинаме»
Таким образом, исследование и разъяснение проблемы женщины в «Илохинаме» и «Хусравнаме», выражение ее идеала в данных литературных памятниках необходимо и важно , поскольку личность в целом и личность женщины в частности лучше всего представляют духовность времени и эпохи Прослеживая эволюцию женской темы в персидско-таджикской литературе, мы прослеживаем и историческое закономерности развития философско-эстетической мысли народа
Новизна исследования. Сама постановка вопроса в данной диссертационной работе о женских образах в двух поэмах Фаридуддина Аттара, поиск источников происхождения женских образов из рассказов и сказок, Корана, образов творческих личностей, униженных и обездоленных женщин, преимущественно придуманных самим поэтом в «Илохинаме», а также женских образов в «Хусравнаме», которые впервые стали объектом изучения, определяют новизну диссертации Следует отметить что глубокая философская и просветительская направленность данных произведений, рассмотренная во многих трудах литературоведов и востоковедов, а также анализ всей системы их образов не входят в задачи данной диссертации, и мы их не касаемся Необходимо также добавить, что в диссертации в первые внимание заостряется на женских образах в двух поэмах Фаридуддина Аттара и на их примере изучается динамика духовной проблематики персидско-таджикской поэзии
Цель и задача работы. Основная цель нашего диссертационного исследования - охарактеризовать созданные Фаридуддином Аттаром женские образы, что позволяет полнее представить идейно-эстетическое кредо поэта, его духовные убеждения В связи с поставленной целью в
диссертации решаются следующие задачи
-изучить женские образы в поэме «Илохинаме» на примере женщины-праведницы, женщин из рассказов и сказок, таких как Зулейха, женщин-пророков, женщин-поэтесс, таких как Робия Адавия, Робия Балхи, Махасти Худжанди и другие, действующих в «Илохинаме» без упоминания имени и положения, определить их влияние на сюжетику произведения,
-рассмотреть женские образы из «Хусравнаме» в сравнениям с аналогичными персонажами в «Илохинаме»,
-уточнить место и положение женщины в обществе с точки зрения Фаридуддина Аттара,
-показать мастерство поэта-просветителя в создании женских образов на примере поэм «Илохинаме» и «Хусравнаме»,
Источники изучения. В процессе исследования прежде всего были использованы полные тексты поэм «Илохинаме» и «Хусравнаме» Фаридуддина Аттара Кроме того, нами прилекались полные тексты таких произведений Аттара, как «Мантик-ут-тайр», «Мусибатнаме», «Асрорнаме», «Диван касыд и газелей», «Тазкират-ул-авлие», и «Панднаме», а также «Чахор китоб» и «Хамса» Низами Ганджави, «Касос-ул-анбие» и «Нафахот-ул-унс» Абдурахмана Джами, рассказ «Юсуф и Зулейха» Мухаммада Тамаддуна, средневековые антологии и научные труды, имеющие отнашение к проблематике исследования
Методология исследования. Методологические основы диссертации определяются сравнительно-историческим принципом научного анализа и трудами таких признанных ученых-литературоведов и востоковедов, как Э Браун Е Э Бертельс, И С Брагинский, А М Мирзоев, А Афсахзод, С Нафиси, Б Фурузонфар, Х.Шарипов, Р Хади-заде, А Зарринкуб, Дж Бобокалонова и др
Теоретическая и практическая значимость работы.
В работе исследована одна из важных проблем литературоведения связанная с концепцией образа женщины в персидско-таджикской литературе, а именно в поэмах Фаридуддина Аттара «Илохинаме» и «Хусравнаме» Выдвигаемая точка зрения об особенностях интерпретации женского образа поэтом-мыслителем окажется полезной в разработках проблем истории персидско-таджикской литература, в частности, проблем человека, формирования гуманистического идеала, эволюции концепции образа женщины в литературе и др
В практическом плане материалы и выводы диссертации могут быть исследованы при создании обобщающего труда о жизни и творческом последи Фаридуддина Аттара, в качестве пособия для учителей средних
школ и преподавателей вузов
Апробация работы Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры таджикской литературы Душанбинского государственного педагогического университета им К Джураева (протокол №8 от 21 апреля 2006г) и на заседании отдела таджикской литература Института языка и литературы им Рудаки АН РТ (протокол №14 от 22 октября 2006 г.)
Основное содержание работы нашло отражение в 4 статьях и в докладах, прочитанных на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им К Джураева (2004-2005ГГ )
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения К работе приложена также библиография использованной литературы