Введение к работе
Актуальность исследования. Исследование биографий и творческого наследия малоизученных авторов персидско-таджикской литературы в свете современной востоковедческой науки, призванной выяснить закономерности развития многовековой культуры народа, исторической преемственности и связи времен входит в круг актуальных проблем таджикского литературоведения. Введение в научный обиход достоверных данных об отдельных средневековых авторах, а также оценка их творческого наследия дают ценнейший материал к воссозданию более полного процесса развития персидско-таджикской средневековой литературы.
В этом аспекте особенно важным является изучение вопросов персидско-таджикской религиозно-суфийской поэзии, биографий и творческого наследия её ярких представителей, к которым относятся Санаи Газнави, Фаридаддин Аттар, Джалалиддин Руми, Фахриддин Ираки и другие.
Следует отметить, что суфийская поэзия дала мировой сокровищнице культуры такие оригинальные произведения нравственно-дидактического характера, как «Хадикат ал-хакикат» Санаи Газнави, «Месневи маънави» Джалалиддина Руми, «Мантик ат-тайр» Фаридаддина Аттара и многие другие, должным образом не раскрытые в литературоведении и востоковедении. К таким малоизученным вопросам литературоведения относится и творчество одного из гениальных представителей суфийской персидско-таджикской поэзии Аттара, в том числе его уникальное месневи «Мусибатнаме», которое также до сих пор не стало объектом специального и всестороннего исследования в востоковедении и таджикском литературоведении.
Актуальность и необходимость исследования суфийской поэмы «Мусибатнаме» Фаридаддина Аттара объясняется и тем, что её автор, базируясь на суфийском нравоучении, сентенциях айатов и сказаниях Корана, восхваляет добродетель, осуждает порок, возвышает добро и внушает веру в победу добра над злом, пробуждает высокие чувства и зовет к совершению благочестивых деяний.
«Мусибатнаме» Аттара как эталон художественного мышления и литературного отображения религиозных, духовных и социальных проблем, интерпретации многоуровнего мира суждений и природного творческого дара великих корифеев персидско-таджикской
литературы и суфийского мировоззрения содержит ценный фактический материал об идейной направленности, литературных традициях и течениях, о высшем развитии религиозной истины и призыве к благочестию как атрибуту веры в Бога, который раскрывает нравственно-этические и философско-религиозные взгляды автора.
Степень изученности темы.Научное исследование проблем биографии и творчества персидско-таджикских суфийских поэтов, в том числе Фаридаддина Аттара, началось в Европе, Америке и России благодаря работам ученых-востоковедов Р. Никольсона , А. Арберри, X. Риттера, Ф. Майэра, А. Крымского, А.А. Жуковского, В.В. Бартольда и других, посвященных исследованию различных проблем суфийской литературы и определению роли суфийской поэзии в развитии персидско-таджикской литературы, выявлению жанровых и идейно-художественных особенностей поэм представителей суфийской литературы.
С первой половины XX века литературоведами бывшего Советского Союза, востоковедами Европы, Индии, Ирана, Афганистана, такими, как Е.Э. Бертельс, Шибли Ну'мани, А. Зарринкуба, Г.М. Каримова, М. Хазраткулова, К. Олимова, З.А. Кули-заде и другие, был завершен ряд исследований по проблемам суфийской поэзии и творчества её отдельных представителей. Появились также специальные монографические работы современных литературоведов и востоковедов Бади'уззамана Фурузанфара, Сайда Нафиси, А. Мухаммадходжаева, М. Низомова о жизни и творчестве Фаридаддина Аттара.
Несмотря на существующие исследовательские подходы к
изучению истории суфийской поэзии XI-XIII вв., выделение в ней
разнообразных аспектов и направлений, а также особое внимание к
оценке творческого наследия Фаридаддина Аттара, проблемы жизни
поэта пока остаются недостаточно изученными и ожидают новой
интерпретации, поскольку по настоящее время фиксируются в
современном персидско-таджикском литературоведении
трансформирующиеся воззрения, требующие постоянного пересмотра и новаций. К числу таких проблем относится и исследование идейных, жанровых и художественных особенностей одной из важнейших поэм Фаридаддина Аттара — "Мусибатнаме", выявление основных источников художественного мышления и поэтического мастерства
автора поэмы, познание и осмысление арсенала и ресурсов его художественного и творческого вдохновения.
Цели и задачи исследования. Основной целью реферуемой работы является определение и восстановление наиболее полной биографии Фаридаддина Аттара и его творческого наследия, изучение и выявление жанрово — тематических и идейно - художественных особенностей его поэмы — "Мусибатнаме". Для достижения этой цели в диссертации предприняты попытки решения следующих задач:
изучение и восстановление возможно более полной биографии Фаридаддина Аттара;
выявление и определение основных поэтических произведений Аттара;
определение места "Мусибатнаме" в творчестве Фаридаддина Аттара;
исследование структуры и содержания "Мусибатнаме";
выявление основных идейно — тематических особенностей "Мусибатнаме", а также метра, рифмы, радифа, художественных средств изображения, цитирования коранических айатов и т.д.
В работе особое внимание уделено связи творчества Фаридаддина Аттара, в особенности поэмы "Мусибатнаме", с традициями суфийской поэзии и литературной жизни XII - начала XIII вв. и роли Аттара в развитии персидско- таджикской суфийской поэзии.
Новизна исследования. В диссертации впервые в монографическом аспекте исследуется идейно — тематическое и жанрово - художественное своеобразие поэмы Фаридаддина Аттара "Мусибатнаме" /"Книга о бедствии"/, устанавливаются ее жанровые и художественные особенности. До этого ни один исследователь не ставил перед собой задачу изучения этого вопроса в таких масштабах и в таком аспекте. В работе впервые дан анализ содержания и структуры поэмы "Мусибатнаме", ее поэтических и художественных особенностей, связи с традициями создания суфийских поэм, сложившихся ранее, что поможет осмыслить этапы развития персидско-таджикской суфийской поэзии.
Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом подходе, предполагающем соединение традиционного описательного филологического анализа текста и сравнительно-исторического принципа изучения явлений литературы.
Автор диссертации придерживался принципа историзма, оценивая жизнь и творчество Фаридаддина Аттара. Основные идейно-эстетические и художественные особенности творчество Аттара рассмотрены в пределах традиционной персидско-таджикской поэтики и современного литературоведения.
Объектом исследования данной диссертационной работы является поэма "Мусибатнаме" Фаридаддина Аттара, в том числе различные издания его дивана, средневековые литературно-исторические источники о его жизни и творчестве, такие, как "Тазкират аш-шу'ара" Давлатшаха Самарканда, "Нафахат ал-унс" Абдуррахмана Джами, "Лубоб ал- албаб" Мухаммада Авфи Бухараи, "Маджма' ал-Фусаха» Ризакулихана Хидайата и др.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что она проливает свет на неизученные проблемы жизни и творчества Фаридаддина Аттара, дает возможность научного осмысления его литературного наследия, в особенности поэмы "Мусибатнаме". Научное значение работы состоит также в исследовании религиозно-суфийской поэзии ХИ-ХШ веков, на примере творчества Фаридаддина Аттара, как наиболее яркого представителя всей поэзии этой эпохи.
Результаты исследования могут быть использованы при
написании обобщающего труда по истории таджикской литературы
ХИ-ХШ веков. Выводы по содержательно-структурному анализу
текста "Мусибатнаме" могут оказать существенную помощь при его
издании в Таджикистане, а также его сопоставлении с другими
литературными памятниками средневековья, восполняя
представления об истории поэзии суфийского направления.
Материалы диссертационной работы также могут быть использованы при чтении курса лекций по истории таджикской литературы, включены в учебные пособия высших учебных заведений.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре истории таджикской литературы филологического факультета Таджикского государственного национального университета (протокол № 14 от 29 мая 2006 г) и рекомендована к защите. Её основные положения изложены также в выступлениях и научных докладах на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГНУ (2003-2006 гг.). Основные
положения диссертации изложены в опубликованных статьях автора, перечень которых приводится в конце автореферата.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы. Общий объем диссертации составляет 173 страницы компьютерного набора.