Введение к работе
Актуальность темы исследования. По сообщениям средневековых авторов, таких, как Низами Арузи, Мухаммад Ауфи и др.Азраки Хирави в придворной литературе эпохи Сельджукидов занимал особое место. Последующие авторы, включая и современных, отмечают, что Азраки при дворе Туганшаха ибн Альп Арслана – правителя Герата, был амирашшу`аро (царь поэтов) и в сочинении касыд обладал особым стилем, отличающимся от других поэтов. Некоторые западные и русские историки персидско-таджикской литературы конца XIX и первой половины XX вв., такие, как, Х.Эте, Эд.Броун, А.Крымский, Е.Э.Бертельс, А.Арберри, Ян Рипка и другие. упоминая об Азраки Хирави, подчеркивали необходимость дальнейшего исследования его творчества. Несмотря на это, в научных литературоведческих кругах Таджикистана и в других центрах иранистики СНГ, об Азраки, кроме поверхностных энциклопедических сообщениях, не только не проведено никаких исследовательских работ, но даже не предпринято намерений что-либо сделать. Поэтому в книгах, посвященных истории таджикской классической литературы, не упоминается данный поэт. Следует отметить, что иранскими исследователями, такими, как С.Нафиси, А.Абдуррасули, Б.Фурузонфар, З.Сафо, Ш.Кадкани, К.Аминпур, опубликованы отдельные статьи, где в общих чертах изложены некоторые аспекты творческой деятельности Азраки, но в оценке поэтического наследия поэта они, в основном, повторяют друг друга. К тому же, в них имеются противоречивые рассуждения и различного рода оплошности. Среди работ вышеуказанных авторов можно выделить статью К.Аминпура под названием «Азраки – инициативный поэт». В данной статье высказаны некоторые полезные тезисы о стиле стихосложения поэта. Тем не менее, до сего времени об Азраки и его творческой деятельности не появилось монографического исследования, отвечающего требованиям современного литературоведения. В настоящее время возникла необходимость проведения комплексного исследования, освещающего жизненный путь Азраки, идейно-художественные особенности его поэзии и касыдной панегирики. Выполнение таких работ, а также определение стиля его стихосложения, содействуют восполнению нашего представления о литературном процессе Хорасана XI-XII вв., вместе с тем расширяет наше знание по истории таджикской классической литературы вообще и придворной ее поэзии в особенности. Отсюда вытекают значение и актуальность темы исследования данной диссертации. Целы и задачи исследования. Основной целью реферируемой работы является детальное исследование жизни и творческого наследия видного представителя придворной литературы Хорасана второй половины XI – начало XII века – Азраки Хирави, а также установление его новаторских устремлений в создании панегирической касыды. Для достижения этих целей в диссертации предприняты попытки решения следующих задач:
- на основе сведений достоверных источников и фундаментальных исследований современных ученых восстановить политическую и социальную картину Хорасана эпохи Азраки;
-представить научно-культурную и особенно придворную литературную жизнь Хорасана, с учетом развития основного ее жанра – касыды;
-критически оценивая сведения литературных, исторических источников, а также результаты поисков современных исследователей с привлечением заметок самого Азраки восстановить его подробную научную биографию;
-выявить наиболее ранние рукописные списки дивана Азраки, хранящиеся в крупных книгохранилищах стран Запада и Востока, и установить их научную ценность в освещении творческой биографии нашего поэта;
- проанализировать и изучить жанровый состав поэтического наследия Азраки и раскрыть их формальные и смысловые особенности;
-определить литературно-эстетический взгляд Азраки к хвалебной касыде, выявить его особые стилистические приемы поэтического описания, а также на фоне существующей устойчивой традиции панегирики обнаружить новаторства поэта и основные стилеобразующие факторы его творчества.
Источники исследования. В качестве источников работы использованы два современных издания дивана Азраки – одно под редакцией С.Нафиси, а другое с примечаниями и собственным почерком А.Абдуррасули. Оба текста изданы в 1957 году в Тегеране. Также к работе привлечен один рукописный список дивана поэта, хранившийся в библиотеке Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан под инвентарным номером 853. Наряду с этими источниками в работе использованы средневековые трактаты по истории, антологии, филологические сочинения и каталоги рукописных фондов крупных книгохранилищ мира, полный список которых приведен в конце диссертации.
Новизна исследования. В диссертации впервые в монографическом плане исследованы жизненная среда, биография, творческая деятельность, идейно-художественные особенности литературного наследия и в особенности панегирические касыды знаменитого, но вместе с тем мало изученного представителя таджикской придворной литературы хорасанской школы второй половины XI-начала XII века – Азраки Хирави. В ходе исследования исправлены ряд доныне существующих ошибочных установок касательно Азраки и его творчества. Диссертация изобилует новыми фактами, рассуждениями, научным анализом и выводами. Предложены новые взгляды о поэтическом мастерстве и стиле стихосложения Азраки.
Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом подходе, описательного, биографического, филологического и литературоведческого анализа и сравнительно-исторического принципа изучения явлений литературы. Также учтены современные критерии текстологии и метод системного анализа литературного текста. В своих исследованиях мы опираемся на научные достижения и опыт работ известных востоковедов России, Таджикистана, Ирана и западных стран, таких, как Ш.Ну`мони, Е.Э.Бертельс, А.Дж.Арберри, А.Бертон, Б.Фурузонфар, З.Сафо, М.Ш.Кадкани, Н.И.Пригприна, З.Н.Ворожейкина, М.Л.Рейснер, Х.Шарипов, М.Футухи и др.
Научная и практическая значимость диссертации состоит в том, что она проливает свет на неизученные проблемы придворной поэзии Хорасана XI-начала XII века, ее традиции, а также на жизнь и творчество Азраки Хирави, дает научное осмысление его биографии и литературного наследия. Результаты исследования и насыщенный научный материал диссертации могут быть использованы при написании истории таджикской литературы, особенно при рассмотрении придворной поэзии периода правлении Сельджукидов, также при чтении курса лекций по истории таджикской литературы классического периода и включены в учебники и учебные пособия высших учебных заведений.
На защиту вынесены следующие положения:
1. Политическая, социо-культурная и литературная среда в эпоху жизни Азраки Хирави: смена власти Газневидов на Сельджукидов, экономические и культурные реформы великого визиря Низамулмулька, развитие придворной литературы в Хорасане и особенно в его центре – г. Герате.
-
Вопросы биографии Азраки Хирави и становления его творческой личности как профессионального поэта-панигириста.
-
Литературное наследие Азраки: вопросы описания списков дивана Азраки, его издания, объем, жанровый состав, проблемы атрибуции таких месневи, как «Алфия и шалфия» и «Синдбад-наме».
-
Творческий стиль Азраки и его новаторство в касыде с точки зрения формы и содержания.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол № 4 от 10 - мая 2011 г. По материалам исследования были сделаны научные доклады и сообщения на традиционных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета (2005-2010 гг.). Основные положения диссертации изложены в статьях автора, опубликованных в научном журнале ТНУ, список которых приведен в конце автореферата. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.